Игровые технологии
статья по географии
В материале рассказывается о важности использования на уроках игровых технологий, приводятся примеры географических игр в разных классах.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igrovye_tehnologii.odt | 34.39 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование игровых технологий на уроках географии
Увеличение умственной нагрузки на уроках заставляет задуматься над тем, как поддержать интерес обучающихся к изучаемому материалу, их активность на протяжении всего урока. Приходится искать эффективные методы обучения и такие методические приёмы, которые активизировали бы мыслительную деятельность школьников на протяжении всего урока самостоятельному приобретению знаний.
Немаловажную роль здесь можно отвести дидактическим играм. В процессе игры у детей вырабатывается привычка сосредоточиться, мыслить самостоятельно. Развивает внимание, стремление к знаниям.
Разнообразные игровые действия поддерживают и усиливают интерес детей к учебному предмету.
Если традиционный образовательный процесс связан с передачей- получением информации, обработкой репродуктивных навыков и познавательным творчеством, то в игре участник сам ставит себе цель, ищет способы её достижения, отбирает материал, при этом он ответственен не только за своё поведение и результаты, но и за успех всей группы.
Игра
- это вид деятельности, основанный на определённых условиях, подчинённый определённым правилам.
- форма в условной ситуации, направленная на воссоздание и усвоение общественного опыта, который закреплён в определённых способах предметных действий, в предметах науки и культуры.
В подростковом возрасте наблюдается обострение потребности в создании своего собственного мира, в стремлении к взрослости, бурное развитие воображения, фантазии, появление стихийных групповых игр. Особенностями игры в старшем школьном возрасте является нацеленность на самоутверждение перед обществом. Юмористическая окраска, стремление к розыгрышу, ориентация на речевую деятельность.
Цели и задачи игр:
- развитие познавательного интереса к географии как к учебному предмету;
- повышение уровня усвоения знаний по географии;
- обучение умению находить решение в игровой ситуации.
«+» игр
- помощь в самореализации личности;
- раскрытие творческого потенциала;
- обучение общению;
- соблюдение определённых правил;
- процесс обучения не требует особых усилий;
- ответственность перед участниками команды;
- физическая разгрузка (динамичные игры).
«-» игр
- мешают серьёзному восприятию изучаемого материала, нарушается отношение к географии как к науке.
Поэтому необходимо использовать только элементы игр. Игра — это только один из методов, и она даёт хорошие результаты только в сочетании с другими: наблюдениями, беседами, самостоятельной работой.
Игры могут быть использованы на разных этапах урока: при закреплении изучаемого материала, при выполнении домашних заданий (составление и решение кроссвордов и ребусов), при проведении внеклассных мероприятий.
Вывод: Использование игр на уроке доказывает, что в любом предмете, даже таком сложном, как география, физика, можно увидеть интересное и занимательное. Атмосфера игры создаёт условия, при которых ребята незаметно для себя вовлекаются в активную деятельность, начинают понимать, что выиграть можно тогда, когда имеешь определённый запас знаний. Кроме того, игровая форма проведения занятий предполагает коллективное сотрудничество учителей и обучающихся.
Набор команды: необязательно брать ребят, хорошо знающих географию, иногда требуется скорость и смекалка. При формировании групп учитываются уровень знаний обучающихся, направленность их интересов, психологическую совместимость.
После участия в таких мероприятиях у ребят появляется заинтересованность к предмету.
Игра — активнейшая форма человеческой деятельности. Редко встретишь ребёнка (да и взрослого), не участвующего в определённый момент в какой-либо игре. Гибкая система учебных игр позволяет обучаться с интересом, а от возможности выбора игр этот интерес только возрастает. Уроки по игровой методике существенно повышают интерес обучающихся к предмету, позволяют им лучше запомнить формулировки, определения, раскрепощают ученика, его мышление.
Примеры игр для обучающихся 5 класса
Тема: План местности и географическая карта
Конкурс эрудитов.
1 этап. Разминка. Быстро ответьте на вопросы:
1) Как на плане местности изображается колодец?
- Прибор, с помощью которого можно определить азимут.
- Чем отличается изображённый на плане местности деревянный мост от металлического?
- Самая длинная параллель.
- Форма Земли.
- Шар невелик, лениться не велит,
Если знаешь предмет,
То покажешь весь свет. (Глобус)
- Бежать, бежать — не добежать, лететь, лететь — не долететь. (Горизонт)
- Страны без людей, города без домов, лес без деревьев, моря без воды. Что это такое? (Географическая карта)
- Кругом вода, а с питьём беда. (Море)
- Не море, не земля, корабли не плавают и ходить нельзя. (Болото)
2 этап. Шарады.
1) Слог первый — морское название востока,
Второй же — в земле вырывают глубоко,
А целое можно узнать без труда -
Его окружает сплошная вода. (Остров)
2) В дождливый час и в летний зной
Спастись ты можешь подо мной,
Когда с конца меня прочтёшь,
То озером в горах найдёшь. (Навес — Севан)
3) Первый слог мой каждый знает,
В классах он всегда бывает.
Мы к нему союз добавим,
Сзади дерево поставим,
Чтобы целое узнать,
Город нужно нам назвать. (Мел — и — тополь)
4) Взглянув на карту, ты узнаешь,
Что я — французская река.
Но если буквы переставишь -
Укрою я в себе зверька. (Рона — нора)
5) Траве, конечно, я сродни,
Себя в конюшне часто вижу,
Но «о» на «а» перемени -
И потеку я по Парижу. (Сено — Сена)
6) Остров я на Средиземном море,
Но попробуйте букву «р» отнять -
И тотчас же на морском просторе
Стану я фонтаны вверх пускать. (Крит — кит)
7) Конечно, метаграмма эта
Весьма проста и не сложна,
Я с «у» - далёкая планета,
А с «и» - в Азии страна. (Уран — Иран)
8) На дне реки в прохладной тьме
Скрываюсь я века.
Но вот ты «н» добавил мне -
И я уже река. (Ил — Нил)
9) Могучая река меж берегов струится,
Но «и» к реке прибавь,
Вспорхнёт над нею птица. (Волга — Иволга)
10) Город за Уралом,
Но с «т» перед началом
Совсем другой я город,
Хотя и в тех просторах. (Омск — Томск)
11) Я укрываю самолёты,
Когда кончаются полёты,
Но ты поставь союз за мной,
И стану бурной я рекой. (Ангар — Ангара)
3 этап. Вопросы для любознательных.
- Где на земном шаре можно поставить палатку, все стороны которой обращены на юг? (На Северном полюсе)
- Определите, на запад или на восток двигались туристы, если известно, что с правой стороны дороги на обочине снег уже начал таять, а на левой обочине он пока лежал сугробами? (На восток)
- Где на Земле не видно Полярной звезды?
- Можно ли пройти вокруг Земли, двигаясь по меридиану всё время на север?
- Как по муравейнику определить стороны горизонта?
- Как на топографической карте отличить впадину от холма?
Примеры игр для обучающихся 6 класса
Тема: Земля и её внутреннее строение
- Один геолог послал своему коллеге телеграмму. Помогите её разгадать:
«Прошу выслать почтой 12 образцов горных пород и минералов: ШТАТ, МЕЛЬ, ПЛОТИНА, ДОЛОТО, ГРАФИН, УГОРЬ, МЕРА, ЦИРК, СЛОВО, УПАЛ, ЯНВАРЬ, ПЕНЗА.
(Ответ: шпат, медь, платина, золото, графит, уголь, сера, цинк, олово, опал, янтарь, пемза.
- Даны образцы горных пород, карточки с их названиями, карточки с обозначением высот географических объектов.
а) Угадайте, что за высоты указаны на карточках: 5 642 (г. Эльбрус), 11 022 (Марианский желоб), 8 848 (г. Эверест).
б) Соотнесите разложенные на столе образцы горных пород с их названиями на карточках (мел, известняк, антрацит, мрамор, обсидиан, гранит, торф, слюда).
Примеры игр для обучающихся 7 класса
Тема: материк Северная Америка.
1) На игровом поле названия географических объектов.
1. Лабрадор | 2. Гренландия | 3. Флорида | 4. Аляска |
5. Юкатан | 6. Калифорния | 7. Ньюфаундленд | 8. Мексика |
Посмотрим, как вы знаете иностранные языки. Узнайте объекты по описанию и отметьте их на контурной карте:
- В переводе с алеутского означает «большая земля».
- В переводе с португальского означает «земледелец».
- «Мы вас не понимаем», - так ответили индейцы на вопрос европейцев «Как называется эта земля?»
- С испанского переводится «цветущий»
- Назван по имени бога войны ацтеков — Мехитли.
- Открыт норманнами и викингами в X веке, по-датски «зелёная страна».
- С испанского переводится как «горячий горн».
- На русском звучит как «вновь открытая земля», а на английском?
2) На игровом поле объекты хозяйственной деятельности, население Северной Америки.
1. Иглу | 2. Капитолий | 3. Вигвам | 4. Ацтеки |
5. Эскимосы | 6. Крайслер | 7. Йеллоустоун | 8. Боинг |
1. Племена индейцев, проживающих в южной части материка Северная Америка.
2. Здание конгресса США в Вашингтоне.
3. Жилище индейцев.
4. Лидер американского автомобилестроения.
5. Ледяной дом коренных жителей северной части материка.
6. Лидер авиастроения.
7. Народ северной части материка, перешедший сюда из Евразии.
8. Самый популярный у туристов национальный парк США.
- Вставьте пропущенные слова в тексте:
- Этот материк расположен в … части … полушария, его площадь вместе с островами равна … . Самая большая изрезанность береговой линии у … берегов, здесь находится … архипелаг. В сушу глубоко вдаётся … залив.
- Самый крупный остров находится на … материка. Материк находится на … платформе, горы … на западе образованы в эпоху … . В горах преобладают … горные породы. Материк лежит во всех климатических поясах, кроме … .
- Реки бассейна Тихого океана имеют … , на реке … , соединяющей озёра Эри и Онтарио, расположен самый мощный водопад материка, его высота … . Реки названы в честь исследователей. Природные зоны здесь расположены не только с запада на восток, но и с … на … .
- Самая большая по площади природная зона … , а самое высокое дерево … растёт на … материка, а знаменитое … нагорье является родиной кактусов и агав. К коренному населению относятся … .
Примеры игр для обучающихся 8 класса
1) Команды получают конверты: на одном написано Кавказ, на другом — Урал. На карточках даны названия различных географических объектов, терминов, понятий. Необходимо разложить по конвертам карточки, которые характеризуют данную территорию. Главное — не ошибиться адресом.
КАВКАЗ | УРАЛ |
1. Лакколиты 2. 5 642 м 3. Кайнозойская складчатость 4. Куэсты 5. Минеральные источники 6. Пятигорск 7. Железноводск 8. Фен, бора 9. Терек, Калаус 10. Плавни 11. Машук 12. Дагестан 13. Складчато-глыбовые | 1. Ямантау 2. Качканарское месторождение 3. Уфа 4. Кунгурская пещера 5. 60 меридиан 6. Рифейские горы 7. 1 895 м 8. Пай-Хой 9. Асимметричные горы 10. Река Чусовая 11. Герцинская складчатость 12. Зелёный изумруд 13. 1 492 м |
Примеры игр для обучающихся 9 класса
Один английский футбольный клуб пожелал провести 7 товарищеских матчей с российскими командами. В ответ на заявку о проведении матчей в семи разных городах России пришёл список клубов, с которыми можно провести игры:
«Шинник» Магнитогорск
«Арсенал» Нижневартовск
«Нефтехимик» Ярославль
«Уралмаш» Екатеринбург
«Океан» Тула
«Металлург-Метизник» Находка
«Самотлор XXI» Нижнекамск
Помогите англичанам спланировать поездки по России, разобравшись, какая команда представляет какой город. Объясните, как вы определили город в каждом случае.
Ответ:
Клуб | Город | Ключ |
1. «Шинник» | Ярославль | Ярославский шинный завод |
2. «Арсенал» | Тула | Предприятия ВПК |
3. «Нефтехимик» | Нижнекамск | Нефтехимия, ОАО «Нижнекамскнефтехим» |
4. «Уралмаш» | Екатеринбург | ОАО «Уралмаш» |
5. «Океан» | Находка | Город-порт на Тихом океане |
6. «Металлург-Метизник» | Магнитогорск | Металлургический комбинат |
7. «Самотлор XXI» | Нижневартовск | Нефтяное месторождение Самотлор |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад на тему "Игровые технологии в процессе занятий физической культурой Игровые технологии в процессе занятий физической культурой
Игровая деятельность на уроках физической культуры занимает важное место в образовательном процессе. Ценность игровой деятельности заключается в том, что она учитывает психо...
Статья по биологии на тему "Игровые методы в преподавании биологии (игровые технологии)"
Игра – главная сфера общения детей; в ней решаются проблемы межличностных отношений, приобретается опыт взаимоотношений людей.Игра реализует главные задачи образования: развивает, обучает, воспи...
Элементы игровых технологий на уроках русского языка и литературы Элементы игровых технологий на уроках русского языка и литературы
Элементы игровых технологий на уроках русского языка и литературы...
Предмет: Физическая культура Тема урока: «Баскетбол» Тип урока: Комбинированный Форма урока: коллективная, парная, игровая Технологии: здоровьесберегающие, личностно-ориентированное обучение, блочно-модульные Методы: репродуктивный, игровой, сор
Предмет: Физическая культураТема урока: «Баскетбол»Тип урока: КомбинированныйФорма урока: коллективная, парная, игроваяТехнологии: здоровьесберегающие, личностно-ор...
Использование игровой технологии при формировании игровых действий у детей с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью
Обучения игре и игровым действиям детей с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью является самым действенным средством коррекции их психофизического развития. Ребёнка с интеллектуальными нарушениям...
Проект на тему "Игровые технологии как средство формирования познавательных учебных действий умственно отсталых обучающихся на уроках письма и развития речи" с применением ИКТ, здоровьесберегающей, игровой технологий, личностно-деятельностного подхода.
Цель проекта: отобрать, систематизировать и реализовать игровые технологии, направленные на формирование познавательных действий в процессе уроков письма и развитии речи. Задачи проекта: формирование ...
КЛАССНЫЙ ЧАС Тема: «Профессия- Родину защищать!» (с использованием элементов диалоговой технологии, технологии критического мышления, информационно-коммуникационных и игровых технологий, технологии рефлекс
Министерство обороны Российской ФедерацииФедеральное государственное казенное общеобразовательное учреждение «Ставр...