Игровые технологии
статья по географии

В материале рассказывается о важности использования на уроках игровых технологий, приводятся примеры географических игр в разных классах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igrovye_tehnologii.odt34.39 КБ

Предварительный просмотр:

Использование игровых технологий на уроках географии

           Увеличение умственной нагрузки на уроках заставляет задуматься над тем, как поддержать интерес обучающихся к изучаемому материалу, их активность на протяжении всего урока. Приходится искать эффективные методы обучения и такие методические приёмы, которые активизировали бы мыслительную деятельность школьников на протяжении всего урока самостоятельному приобретению знаний.

       Немаловажную роль здесь можно отвести дидактическим играм. В процессе игры у детей вырабатывается привычка сосредоточиться, мыслить самостоятельно. Развивает внимание, стремление к знаниям.

       Разнообразные игровые действия поддерживают и усиливают интерес детей к учебному предмету.

             Если традиционный образовательный процесс связан с передачей- получением информации, обработкой репродуктивных навыков и познавательным творчеством, то в игре участник сам ставит себе цель, ищет способы её достижения, отбирает материал, при этом он ответственен не только за своё поведение и результаты, но и за успех всей группы.

    Игра 

  • это вид деятельности, основанный на определённых условиях, подчинённый определённым правилам.
  • форма в условной ситуации, направленная на воссоздание и усвоение общественного опыта, который закреплён в определённых способах предметных действий, в предметах науки и культуры.

     В подростковом возрасте наблюдается обострение потребности в создании своего собственного мира, в стремлении к взрослости, бурное развитие воображения, фантазии, появление стихийных групповых игр. Особенностями игры в старшем школьном возрасте является нацеленность на самоутверждение перед обществом. Юмористическая окраска, стремление к розыгрышу, ориентация на речевую деятельность.

       Цели и задачи игр:

   

  • развитие познавательного интереса к географии как к учебному предмету;

  • повышение уровня усвоения знаний по географии;

  • обучение умению находить решение в игровой ситуации.

«+» игр

  • помощь в самореализации личности;
  • раскрытие творческого потенциала;
  • обучение общению;
  • соблюдение определённых правил;
  • процесс обучения не требует особых усилий;
  • ответственность перед участниками команды;
  • физическая разгрузка (динамичные игры).

«-» игр

  • мешают серьёзному восприятию изучаемого материала, нарушается отношение к географии как к науке.

Поэтому необходимо использовать только элементы игр. Игра — это только один из методов, и она даёт хорошие результаты только в сочетании с другими: наблюдениями, беседами, самостоятельной работой.

Игры могут быть использованы на разных этапах урока: при закреплении изучаемого материала, при выполнении домашних заданий (составление и решение кроссвордов и ребусов), при проведении внеклассных мероприятий.

Вывод: Использование игр на уроке доказывает, что в любом предмете, даже таком сложном, как география, физика, можно увидеть интересное и занимательное. Атмосфера игры создаёт условия, при которых ребята незаметно для себя вовлекаются в активную деятельность, начинают понимать, что выиграть можно тогда, когда имеешь определённый запас знаний. Кроме того, игровая форма проведения занятий предполагает коллективное сотрудничество учителей и обучающихся.

Набор команды: необязательно брать ребят, хорошо знающих географию, иногда требуется скорость и смекалка. При формировании групп учитываются уровень знаний обучающихся, направленность их интересов, психологическую совместимость.

После участия в таких мероприятиях у ребят появляется заинтересованность к предмету.

Игра — активнейшая форма человеческой деятельности. Редко встретишь ребёнка (да и взрослого), не участвующего в определённый момент в какой-либо игре. Гибкая система учебных игр позволяет обучаться с интересом, а от возможности выбора игр этот интерес только возрастает. Уроки по игровой методике существенно повышают интерес обучающихся к предмету, позволяют им лучше запомнить формулировки, определения, раскрепощают ученика, его мышление.


Примеры игр для обучающихся 5 класса

 

Тема: План местности и географическая карта

Конкурс эрудитов.

1 этап. Разминка. Быстро ответьте на вопросы:

1) Как на плане местности изображается колодец?

  1. Прибор, с помощью которого можно определить азимут.
  2. Чем отличается изображённый на плане местности деревянный мост от металлического?
  3. Самая длинная параллель.
  4. Форма Земли.
  5. Шар невелик, лениться не велит,

           Если знаешь предмет,

           То покажешь весь свет. (Глобус)

  1. Бежать, бежать — не добежать, лететь, лететь — не долететь. (Горизонт)
  2. Страны без людей, города без домов, лес без деревьев, моря без воды. Что это такое? (Географическая карта)
  3. Кругом вода, а с питьём беда. (Море)
  4. Не море, не земля, корабли не плавают и ходить нельзя. (Болото)

2 этап. Шарады.

1) Слог первый — морское название востока,

Второй же — в земле вырывают глубоко,

А целое можно узнать без труда -

Его окружает сплошная вода. (Остров)

2) В дождливый час и в летний зной

Спастись ты можешь подо мной,

Когда с конца меня прочтёшь,

То озером в горах найдёшь. (Навес — Севан)

3) Первый слог мой каждый знает,

В классах он всегда бывает.

Мы к нему союз добавим,

Сзади дерево поставим,

Чтобы целое узнать,

Город нужно нам назвать. (Мел — и — тополь)


4) Взглянув на карту, ты узнаешь,

Что я — французская река.

Но если буквы переставишь -

Укрою я в себе зверька. (Рона — нора)

5) Траве, конечно, я сродни,

Себя в конюшне часто вижу,

Но «о» на «а» перемени -

И потеку я по Парижу. (Сено — Сена)

6) Остров я на Средиземном море,

Но попробуйте букву «р» отнять -

И тотчас же на морском просторе

Стану я фонтаны вверх пускать. рит — кит)

7) Конечно, метаграмма эта

Весьма проста и не сложна,

Я с «у» - далёкая планета,

А с «и» - в Азии страна. (Уран — Иран)

8) На дне реки в прохладной тьме

Скрываюсь я века.

Но вот ты «н» добавил мне -

И я уже река. (Ил — Нил)

9) Могучая река меж берегов струится,

Но «и» к реке прибавь,

Вспорхнёт над нею птица. (Волга — Иволга)

10) Город за Уралом,

Но с «т» перед началом

Совсем другой я город,

Хотя и в тех просторах. (Омск — Томск)

11) Я укрываю самолёты,

Когда кончаются полёты,

Но ты поставь союз за мной,

И стану бурной я рекой. (Ангар — Ангара)


3 этап. Вопросы для любознательных.

  1. Где на земном шаре можно поставить палатку, все стороны которой обращены на юг? (На Северном полюсе)
  2. Определите, на запад или на восток двигались туристы, если известно, что с правой стороны дороги на обочине снег уже начал таять, а на левой обочине он пока лежал сугробами? (На восток)
  3. Где на Земле не видно Полярной звезды?
  4. Можно ли пройти вокруг Земли, двигаясь по меридиану всё время на север?
  5. Как по муравейнику определить стороны горизонта?
  6. Как на топографической карте отличить впадину от холма?

Примеры игр для обучающихся 6 класса

Тема: Земля и её внутреннее строение

  1. Один геолог послал своему коллеге телеграмму. Помогите её разгадать:

   «Прошу выслать почтой 12 образцов горных пород и минералов: ШТАТ, МЕЛЬ, ПЛОТИНА, ДОЛОТО, ГРАФИН, УГОРЬ, МЕРА, ЦИРК, СЛОВО, УПАЛ, ЯНВАРЬ, ПЕНЗА.

(Ответ: шпат, медь, платина, золото, графит, уголь, сера, цинк, олово, опал, янтарь, пемза.

  1. Даны образцы горных пород, карточки с их названиями, карточки с обозначением высот географических объектов.

а) Угадайте, что за высоты указаны на карточках: 5 642 (г. Эльбрус), 11 022 (Марианский желоб), 8 848 (г. Эверест).

б) Соотнесите разложенные на столе образцы горных пород с их названиями на карточках (мел, известняк, антрацит, мрамор, обсидиан, гранит, торф, слюда).

Примеры игр для обучающихся 7 класса

Тема: материк Северная Америка.

1) На игровом поле названия географических объектов.

1. Лабрадор

2. Гренландия

3. Флорида

4. Аляска

5. Юкатан

6. Калифорния

7. Ньюфаундленд

8. Мексика

Посмотрим, как вы знаете иностранные языки. Узнайте объекты по описанию и отметьте их на контурной карте:

  1. В переводе  с алеутского означает «большая земля».
  2. В переводе с португальского означает «земледелец».
  3. «Мы вас не понимаем», - так ответили индейцы на вопрос европейцев «Как называется эта земля?»
  4. С испанского переводится «цветущий»
  5. Назван по имени бога войны ацтеков — Мехитли.
  6. Открыт норманнами и викингами в X веке, по-датски «зелёная страна».
  7. С испанского переводится как «горячий горн».
  8. На русском звучит как «вновь открытая земля», а на английском?

 

2) На игровом поле объекты хозяйственной деятельности, население Северной Америки.

1. Иглу

2. Капитолий

3. Вигвам

4. Ацтеки

5. Эскимосы

6. Крайслер

7. Йеллоустоун

8. Боинг

1. Племена индейцев, проживающих в южной части материка Северная Америка.

2. Здание конгресса США в Вашингтоне.

3. Жилище индейцев.

4. Лидер американского автомобилестроения.

5. Ледяной дом коренных жителей северной части материка.

6. Лидер авиастроения.

7. Народ северной части материка, перешедший сюда из Евразии.

8. Самый популярный у туристов национальный парк США.

  1. Вставьте пропущенные слова в тексте:

  1. Этот материк расположен в … части … полушария, его площадь вместе с островами равна … . Самая большая изрезанность береговой линии у … берегов, здесь находится … архипелаг. В сушу глубоко вдаётся … залив.
  2. Самый крупный остров находится на … материка. Материк находится на … платформе, горы … на западе образованы в эпоху … . В горах преобладают … горные породы. Материк лежит во всех климатических поясах, кроме … .
  3. Реки бассейна Тихого океана имеют … , на реке … , соединяющей озёра Эри и Онтарио, расположен самый мощный водопад материка, его высота … . Реки названы в честь исследователей. Природные зоны здесь расположены не только с запада на восток, но и с … на … .
  4. Самая большая по площади природная зона … , а самое высокое дерево … растёт на … материка, а знаменитое … нагорье является родиной кактусов и агав. К коренному населению относятся … .

Примеры игр для обучающихся 8 класса

1) Команды получают конверты: на одном написано Кавказ, на другом — Урал. На карточках даны названия различных географических объектов, терминов, понятий. Необходимо разложить по конвертам карточки, которые характеризуют данную территорию. Главное — не ошибиться адресом.

КАВКАЗ

УРАЛ

1. Лакколиты

2. 5 642 м

3. Кайнозойская складчатость

4. Куэсты

5. Минеральные источники

6. Пятигорск

7. Железноводск

8. Фен, бора

9. Терек, Калаус

10. Плавни

11. Машук

12. Дагестан

13. Складчато-глыбовые

1. Ямантау

2. Качканарское месторождение

3. Уфа

4. Кунгурская пещера

5. 60 меридиан

6. Рифейские горы

7. 1 895 м

8. Пай-Хой

9. Асимметричные горы

10. Река Чусовая

11. Герцинская складчатость

12. Зелёный изумруд

13. 1 492 м

Примеры игр для обучающихся 9 класса

Один английский футбольный клуб пожелал провести 7 товарищеских матчей с российскими командами. В ответ на заявку о проведении матчей в семи разных городах России пришёл список клубов, с которыми можно провести игры:

«Шинник»                                                                         Магнитогорск

«Арсенал»                                                                         Нижневартовск

«Нефтехимик»                                                                  Ярославль

«Уралмаш»                                                                        Екатеринбург

«Океан»                                                                             Тула

«Металлург-Метизник»                                                   Находка

«Самотлор XXI»                                                               Нижнекамск

Помогите англичанам спланировать поездки по России, разобравшись, какая команда представляет какой город. Объясните, как вы определили город в каждом случае.


Ответ:

Клуб

Город

Ключ

1. «Шинник»

Ярославль

Ярославский шинный завод

2. «Арсенал»

Тула

Предприятия ВПК

3. «Нефтехимик»

Нижнекамск

Нефтехимия, ОАО «Нижнекамскнефтехим»

4. «Уралмаш»

Екатеринбург

ОАО «Уралмаш»

5. «Океан»

Находка

Город-порт на Тихом океане

6. «Металлург-Метизник»

Магнитогорск

Металлургический комбинат

7. «Самотлор XXI»

Нижневартовск

Нефтяное месторождение Самотлор


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему "Игровые технологии в процессе занятий физической культурой Игровые технологии в процессе занятий физической культурой

     Игровая деятельность на уроках физической культуры занимает важное место в образовательном процессе. Ценность игровой деятельности заключается в том, что она учитывает психо...

Статья по биологии на тему "Игровые методы в преподавании биологии (игровые технологии)"

Игра – главная сфера общения детей; в ней решаются проблемы межличностных отношений, приобретается опыт взаимоотношений людей.Игра реализует главные задачи образования: развивает, обучает, воспи...

Предмет: Физическая культура Тема урока: «Баскетбол» Тип урока: Комбинированный Форма урока: коллективная, парная, игровая Технологии: здоровьесберегающие, личностно-ориентированное обучение, блочно-модульные Методы: репродуктивный, игровой, сор

Предмет: Физическая   культураТема урока:  «Баскетбол»Тип урока:  КомбинированныйФорма урока: коллективная,  парная, игроваяТехнологии: здоровьесберегающие, личностно-ор...

Использование игровой технологии при формировании игровых действий у детей с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью

Обучения игре и игровым действиям детей с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью является самым действенным средством коррекции их психофизического развития. Ребёнка с интеллектуальными нарушениям...

Проект на тему "Игровые технологии как средство формирования познавательных учебных действий умственно отсталых обучающихся на уроках письма и развития речи" с применением ИКТ, здоровьесберегающей, игровой технологий, личностно-деятельностного подхода.

Цель проекта: отобрать, систематизировать и реализовать игровые технологии, направленные на формирование познавательных действий в процессе уроков письма и развитии речи. Задачи проекта: формирование ...