Практические работы 9 класс
методическая разработка по географии (9 класс)
Данный материал поможет в организации практических работ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
практические работы | 108 КБ |
Предварительный просмотр:
Практические работы по
географии России
( 9 класс)
Пр. р. № 1. «Нанесение на к\к основных угольных бассейнов и крупнейших электростанций».
Цель: Закрепить и расширить знания и умения учащихся при составлении характеристики одного из нефтяных бассейнов на основе сопоставления различных картографических источников.
Проверить и оценить умение учащихся самостоятельно анализировать тематические карты.
Ход работы:
1.По карте «Топливная промышленность» атласа, карту врезку учебника и таблицу 3 «Производство отдельных видов промышленной продукции в районах РФ», составьте характеристику угольных бассейнов и электростанций по плану:
А) Значение комплекса.
Б)Уровень его развития.
В) Основные центры его добычи и переработки
Г) Направления транспортировки топлива.
Д) Экологические проблемы.
Цель: Закрепить и расширить знания и умения учащихся при составлении характеристики одного из угольных бассейнов на основе сопоставления различных картографических источников.
Проверить и оценить умение учащихся самостоятельно анализировать тематические карты.
Ход работы.
Ι.По карте «Топливная промышленность» атласа, табл.20 стр.97.,рис.40 и 41 у.Д. стр.98-99. Охарактеризуйте один из угольных бассейнов России по плану:
1.Географическое положение бассейна (регион России и пр.)
2.Способ добычи (подземный, открытый).
3.Глубина добычи.
4.Мощность пластов.
5.Качество угля.
6.Себестоимость добычи.
7.Велина добычи, запасы угля.
8.Потребители.
9.Проблемы бассейна (экологическая ,социальная и пр.).
10.Перспективы развития бассейна.
Пример выполнения практической работы:
Печорский угольный бассейн.
1.Бассейн расположен на северо-востоке европейской части России, на северо-востоке Республики Коми. Центром бассейна является город Воркута, расположенный за северным полярным кругом. Другой город в бассейне- Инта. До Воркуты проложена железная дорога- Печорская (Коноша-Воркута).
2.Весь уголь добывается дорогим подземным способом.
3.Глубина добычи 298 м-это глубже, чем в Кузбассе.
4.Пласты средней мощности 1,53м (в Кузбассе-1,85м).
5.Угли высококачественные (0,8 тыс.ккал/кг).
6.Угли дорогие (себестоимость высокая), т.к. шахтеры имеют «северные надбавки» к зарплате.
7.Добыча угля в 4 раза ниже, чем в Кузбассе.
8.Запасы угля меньше , чем в Кузбассе в 3 раза..9.Потребителями угля являются предприятия Европейского Севера.
10.Бассейн имеет небольшие перспективы развития из-за высокой себестоимости углей.
11.Проблемы бассейна связаны с трудностями реализации дорогого угля, в условиях рыночной экономики. Экологические проблемы связаны с использованием терриконов. Социальные проблемы обострились из-за несвоевременной выплаты зарплаты, инфляции. Люди уезжают из Воркуты в более благоприятные для жизни регионы.
Составление характеристики угольных бассейнов по картам и
статистическим материалам.
План | Печорский бассейн | Кузнецкий бассейн |
1. Г.п | Север Европейской части России | Юг Западной Сибири |
2. Балансовые запасы угля | 210 млрд.т | 700млрд.т |
3. Глубина залегания углей | От 300 до 1800 м | 300-600 м |
4. Теплотворная способность | 4-7,8 тыс.ккал | 7-8,5тыс.ккал |
5. Качество угля | 1/2 часть коксующиеся | Большая часть- коксующийся уголь |
6. Способы добычи | Шахтный | Шахтный и открытый |
7. Мощность пластов | 0,7-1 м | От 6 до 14м и до 25 м |
8. Условия работы | Сложные из-за вечной мерзлоты | Благоприятные |
9. Себестоимость | Самая высокая в России | Средняя |
Вывод. Сравнить характеристики угольных бассейнов и сделать вывод о
перспективах развития бассейнов.
Пр. р. № 2 «Сравнительная характеристика Уральской и Сибирской металлургических баз»
Цель: Закрепить и расширить знания и умения учащихся при составлении характеристики металлургической базы на основе сопоставления различных картографических источников.
Проверить и оценить умение учащихся самостоятельно анализировать тематические карты.
Ход работы:
- По карте «Металлургический комплекс» атласа,рис.48 стр.113 у.Д., охарактеризуйте одну из металлургических баз по плану ( географическое положение; доля в производстве металла; источники сырья; источники топлива; примеры крупных центров).
Пример выполнения практической работы.
Центральная- создается на железных рудах КМА и Кольско - Карельского района, больших запасах металлолома. Коксующийся уголь Печорского бассейна не покрывает потребности, и поэтому используется уголь Кузбасского и Донецкого бассейнов. Центры- Череповец , Липецк ,Старый Оскол. На северо-западе, в Кольско- Карельском районе, из местных руд производят никель (Мончегорск) и алюминий (Волхов, Кандалакша). Московская область- предприятия по переработке лома цветных металлов и оловянных руд (Подольск), производству урана (Электросталь).
Сибирская- в её составе выделяют районы:
А) Южно- Сибирский- развивается на угле Кузнецкого бассейна и месторождениях железной руды Приангарья и Горной Шории. Это крупнейший производитель алюминия из местного (Ачинского) и уральского глинозема. Центры- Братск , Красноярск, Саяногорск, Шелехово. Ведется добыча и переработка
Полиметаллических руд (Кузбасс, Забайкалье). В перспективе -использование меди Забайкалья (Удокан);
Б) Северо-Сибирский- развивается на разработке богатейших залежей медно-никелевых руд (Норильск). Часть перерабатывается на месте , а часть- на предприятиях Кольского п- ва и Красноярска.
3) Дальневосточная- планируется в Южной Якутии, где есть близость высококачественных железных руд (Таежное) и коксующихся углей (Южно-Якутский бассейн). Добыча золота ,олова , германия и других цветных металлов ведется на Дальнем Востоке несколько десятилетий.
Составление характеристики одной из металлургических баз
по картам и статистическим материалам.
База | Сырье (железная руда) | Топливо (каменный уголь) | Металлургические центры |
1 в Центральная | КМА, Кольский п - ов | 1 2 3 | 1 2 3 4 |
2в Уральская | Качканар, Магнитогорск, Соколовско – Сарбайское | 1 2 | 1 2 3 4 5 |
Вывод. Перспективы развития
Пр. р. 3. «Обозначение на контурной карте основных центров автомобилестроения, судостроения, станкостроения, железнодорожного и сельскохозяйственного машиностроения России».
Цель: Закрепить умение по определению факторов размещения отраслей трудоемкого и металлоемкого машиностроения.
Продолжить формирование умений и навыков учащихся анализировать различные тематические карты с целью выяснения главных районов размещения трудоемкого и металлоемкого машиностроения.
Ход работы:
1.По карте «Машиностроение» атласа, или уч.Д. рис.30 с.77, определите основные районы металлоемкого и трудоемкого машиностроения.
2.Назовите центры этих отраслей машиностроения.
3.Сопоставьте карту «Машиностроение» с картами атласа « Плотность населения» и «Металлургия». Сделайте выводы о взаимосвязи центров трудоемкого и металлоемкого машиностроения.
Определение главных районов размещения отраслей трудоемкого и металлоемкого машиностроения
Группа отраслей | Фактор размещения | Районы |
Трудоемкое машиностроение | 1 | 1 2 3 4 |
Металлоемкое машиностроение | 1 | 1 2 3 4 |
Вывод. Укажите причины размещения наукоёмкого и металлоёмкого машиностроения
Пр. р. № 4. Обозначение на к\к важнейших ж\д и водных магистралей, крупнейших морских и речных портов России.
Пр. р. 5 «Обозначение на контурной карте экономических районов России».
Цель: на основе анализа политико-административных карт России научиться моделировать новые варианты районирования страны.
Ход работы:
- Ответьте на вопрос: что такое районирование?
- Перечислите варианты районирования.
- Рассмотрите на политико-административной карте России (уч. Д. рис.1; рис.2; рис.71; рис.72 ) современное районирование и его проблемы.
- На основе текста учебника обсудите возможные варианты районирования.
- Предложите свой вариант районирования, обоснуйте его.
А) что положено в основу такого районирования.
Б) чем отличается это районирование от традиционного.
В) укажите положительные черты будущего районирования, недостатки.
Пр. р. 6. «Сравнительная характеристика Поволжского и Европейского юга экономических районов»
Цель:
- Закрепить умение по определению факторов развития пищевой промышленности.
- На примере сравнения специализации пищевой промышленности двух районов проверить и оценить умение проводить сравнительную характеристику.
Ход работы:
- Дайте оценку агроклиматических условий европейского Юга и Поволжья на основе карты атласа «Агроклиматические ресурсы».
- Пользуясь картами атласа «Агроклиматические ресурсы», экономическими картами Поволжья и Южной России определите отрасли сельского хозяйства с с\х культуры, выращивемые в районах.
- Определите отрасли специализации пищевой промышленности Поволжья и Европейского Юга, пользуясь картами атласа.
- Определите факторы развития отраслей специализации пищевой промышленности.
- Сравнительный анализ специализации пищевой промышленности Поволжья и Европейского Юга оформите в таблицу.
Показатели Сравниваемые Черты
для специализации. Районы сходства различия
Поволжье Европейский Юг
1.Агрокламатические
условия.
2.Отрасли с\х,
с\х культуры.
3.Отрасли специализации
пищевой пр-ти.
4.Факторы развития
отрасли пищ. пр-ти.
Вывод по сравнительному анализу специализации пищевой промышленности.
Определение факторов развития и сравнение специализации промышленности Европейского Юга и Поволжья
Определить факторы размещения
отрасль | фактор размещения |
1 вариант | |
1 сахарная | |
2 хлебопекарная | |
3 кондитерская | |
4 сыродельная | |
5 мясная | |
2 вариант | |
1 маслодельная | |
2 крупяная | |
3 консервная | |
4 пивоваренная | |
5 макаронная |
Вывод. Специализация пищевой промышленности этих районов совпадает по многим отраслям. В обоих районах развиты:
Пр. р. 7. «Составление характеристики промышленного узла».
Составление характеристики Норильского промышленного узла: географическое положение, природные условия и ресурсы, набор производств и их взаимосвязь, промышленные центры.
Цель: Формирование умения анализировать экономические карты, на основе анализа устанавливать причинно- следственные связи и объяснять размещение промышленных узлов.
Ход работы:
1.Дайте характеристику Норильского промышленного узла по плану:
- Название ТПК и ЭГП.
- Состав ТПК (города).
- Природные ресурсы и энергия, используемые на территории ТПК.
- Отрасли специализации.
- Выпускаемая продукция.
- Проблемы и перспективы развития..
Пример выполнения работы.:
Норильский промузел.
- Город Норильск, порт Дудинка входят в состав ТПК.
- Он расположен на севере Красноярского края, где отсутствуют железные дороги, и связь только с портом Дудинкой на Енисее.
- В районе Норильска залегают медные и никелевые руды, каменный уголь и ведется их добыча. Энергия на предприятия Норильска поступает с ТЭЦ. Работающей на угле и с Игарской ГЭС.
- Отраслями специализации Норильского ТПК является производство меди, никеля, кобальта, платины.
- Вспомогательные производство строительных материалов.
- Основная проблема ТПК- экологическая, так как цветная металлургия- «грязная» отрасль.
- В перспективе необходимо развитие транспортной сети, в том числе воздушного, подводного видов транспорта, развитие социальной инфраструктуры.
Пр. р. 8. «Сравнительная характеристика двух экономических районов азиатской части России» (по выбору учащихся)
Цель:
- Закрепить умение по определению факторов развития пищевой промышленности.
- На примере сравнения специализации пищевой промышленности двух районов проверить и оценить умение проводить сравнительную характеристику.
Ход работы:
- Дайте оценку агроклиматических условий европейского Юга и Поволжья на основе карты атласа «Агроклиматические ресурсы».
- Пользуясь картами атласа «Агроклиматические ресурсы», экономическими картами Поволжья и Южной России определите отрасли сельского хозяйства с с\х культуры, выращивемые в районах.
- Определите отрасли специализации пищевой промышленности Поволжья и Европейского Юга, пользуясь картами атласа.
- Определите факторы развития отраслей специализации пищевой промышленности.
- Сравнительный анализ специализации пищевой промышленности районов оформите в таблицу.
Показатели Сравниваемые Черты
для специализации. Районы сходства различия
1.Агрокламатические
условия.
2.Отрасли с\х,
с\х культуры.
3.Отрасли специализации
пищевой пр-ти.
4.Факторы развития
отрасли пищ. пр-ти.
Вывод по сравнительному анализу специализации пищевой промышленности.
Определение факторов развития и сравнение специализации промышленности Европейского Юга и Поволжья
Определить факторы размещения
отрасль | фактор размещения |
1 вариант | |
1 сахарная | |
2 хлебопекарная | |
3 кондитерская | |
4 сыродельная | |
5 мясная | |
2 вариант | |
1 маслодельная | |
2 крупяная | |
3 консервная | |
4 пивоваренная | |
5 макаронная |
Вывод. Специализация пищевой промышленности этих районов совпадает по многим отраслям. В обоих районах развиты:
Вариант 2
Изучение и оценка природных условий Кузнецко-Алтайского района для
жизни и быта человека (на примере с/х)
Специализация с/х | Фактор размещения |
1 район с/х - молочное животноводство - яровая пшеница - лён | 1 2 3 |
2 с/х район (Барнаул-Бийск) -подсолнечник - сахарная свекла - пчеловодство - садоводство - овцеводство | 1 2 3 4 5 |
3 с/х район - пантовое оленеводство - пчеловодство - оленеводство | 1 2 3 |
Вывод. Оценить природные условия для жизни и быта человека
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Работа с учебником «Литература. 6 класс» А.В. Гулина, А.Н. Романовой в условиях внедрения нового стандарта. (практическая работа)
Работа с учебником «Литература. 6 класс» А.В. Гулина, А.Н. Романовой в условиях внедрения нового стандарта: воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлому...
Практическая работа по теме: Географические координаты для 6 класса. Работу создала Барбашова Наталья Алексеевна учитель МКОУ СОШ № 251 ЗАТО г. Фокино Приморского края
Практическая работа по теме: Географические координаты для 6 класса имеет сформулированную цель, два варианта для прямого и обратного определения координат и пять дополнительных заданий, а так же отве...
Разработка фрагмента практической работы для учащихся 6 класса. Тема обучающей практической работы: Определение географической широты объектов
Определение географической широты объектовПрограммы: Примерная программа основного общего образования по географии "География Земли"(6-7 классы)/ сборник нормативных документов: География: Федеральный...
Разработка фрагмента практической работы для учащихся 7 класса. Тема обучающей практической работы: Выявление по картам особенностей расположения крупных форм рельефа, сопоставляя карту строения земной коры с физической картой
Разработка фрагмента практической работы для учащихся 7 класса.Программы: Примерная программа основного общего образования по географии "География Земли"(6-7 классы)/ сборник нормативных документов: Г...
Разработка фрагмента практической работы для учащихся 8 класса. Тема обучающей практической работы: Определение поясного и местного времени для разных пунктов России
Разработка фрагмента практической работы для учащихся 8 класса.Программы: Примерная программа основного общего образования по географии "География Земли"(6-7 классы)/ сборник нормативных документов: Г...
УЧЕТ ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ В ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЕ НА УРОКАХ ТРУДА УЧЕТ ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ В ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЕ НА УРОКАХ ТРУДА
Актуальность темы: Знание психики, возрастных, физиологических особенностей и клинического диагноза позволяет организовать более оптимальную корре...
Практическая работа . Классы и семейство покрытосемянных растений.
Практическая работа . Классы и семейство покрытосемянных растений....