Работа с учебником «Литература. 6 класс» А.В. Гулина, А.Н. Романовой в условиях внедрения нового стандарта. (практическая работа)
методическая разработка (литература) по теме

Погребная Надежда Ивановна

Работа с учебником «Литература. 6 класс» А.В. Гулина, А.Н. Романовой в условиях внедрения нового стандарта:

воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории,  языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества, а также формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира.

Формирование регулятивных универсальных учебных действий.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Практическая работа

Работа с учебником «Литература. 6 класс» А.В. Гулина, А.Н. Романовой в условиях внедрения нового стандарта:

воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории,  языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества, а также формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира.

Формирование регулятивных универсальных учебных действий.

Работу выполнила:

                                                                                        Погребная Н.И.

                                                                                                   

Ростов-на-Дону

2011г.

     Сегодня литература должна в первую очередь способствовать формированию духовно-нравственной культуры школьника на основе национальных традиций России.

 В учебнике  «Литература. 6 класс» части 1,2 А.В. Гулина, А.Н.Романовой, изд. «Русское слово», 2011г. Представлена история отечественной словесности в её историческом развитии. Своеобразие русского фольклора и литературы раскрывается в сопоставлении с другими национальными литературами. Ведь в литературе каждого народа сконцентрирован особый опыт познания действительности, присущий данному народу и составляющий его вклад в мировую культуру.

     Важным положение курса является понимание литературы как отражение национального самосознания в художественном слове. Учебник, на наш взгляд,  делает акцент на том, что важнейшей чертой современного человека должна стать способность глубоко ощущать неповторимость истории, культуры своей страны, ценить и уважать достижения иных культур, видеть положительные стороны взаимодействия родной культуры с высокими образцами культуры зарубежной.

     Таким образом, в данном учебнике нашло своё отражение  воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории,  языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества, а также формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира. Учебник целиком ориентирован на Стандарты второго поколения и соответствует обязательному минимуму содержания.

     По этому направлению в учебнике представлены следующие рубрики:

  1. вопросы и задания;
  2. контрольные вопросы к разделу, темы для размышления;
  3. работа с электронным приложением;
  4. книжная полка;
  5. итоговые вопросы.

     Все тексты, данные в учебнике, с точки зрения стандарта второго поколения оправданы.

     Воспитание патриотизма, восприятие себя частью своего народа прослеживается с первых страниц учебника. На форзацах обеих частей литературы помещено стихотворение Н. Рубцова о России.

       В учебнике 6 класса учащиеся знакомятся с легендами и преданиями народов России.

Главная тема курса 6 класса – история народа, его движение во времени. Все произведения обращаются к памяти о прошлом. Ребята могут проследить, как меняется быт и жизнь народа, его мировосприятие и ценности – и как это отражается в литературе.

     Учебник начинается с раздела «Память слова». Он обращает внимание ребят к теме – история, историческая память. Уважение к родному слову задано первыми текстами – стихотворениями И. Бунина «Слово» и А. Ахматовой «Мужество».  В словах «…пока существует наш язык и общая историческая память – есть и мы» показывается значение родного слова.

     Раздел «Праздники в народной культуре и их отражение в литературе» позволяет дополнить знания ребят о народной жизни и обрядовой поэзии. Дополнением к данному разделу является рубрика Приложения «Времена и нравы». Здесь можно услышать фрагменты похоронного плача и свадебного причитания. Можно ярко и полно дать представление, как сочинялись, при каких обстоятельствах исполнялись обрядовые, лирические песни, какими были народные исполнители, каковы были нравы наших соотечественников в далёком и недавнем прошлом.

- О каких качествах русского народа, о каких страницах его  истории напоминает своей картиной В.И. Суриков «Взятие снежного городка»?  (I ч. с.9)  

- Расскажите, какие вы знаете календарные обряды, относящиеся к разным временам года? (I ч. с.10)

- Перечислите известные вам народные праздники, объясните, каким событиям они посвящены?

     Тему народных праздников продолжает литературные произведения: баллада В. Жуковского «Светлана», фрагмент из романа А. Пушкина «Евгений Онегин», лирическая миниатюра А. Фета, рассказ И. Бунина «Подснежник». Нам кажется, в этих произведениях идёт размышление над тем, какие чувства переживаются человеком в минуты общенародных праздников, как они объединяют одного человека со всем народом.

- Как отразились черты народного праздника Масленицы в рассказе И. Бунина «Подснежник»?  (I ч.с. 32)

- Почему к теме праздников часто обращались русские писатели?  (I ч.с.33)

     Раздел, посвящённый мифам, легендам и преданиям, знакомит школьников с тем, во что верили предки, чему поклонялись. Мифы – это часть культуры каждого народа. В учебнике даются примеры греческих мифов, изучается также чувашская мифология, татарские предания. Греческие мифы являются источником сюжетов и образов, которые много веков вдохновляют на создание разнообразных произведений искусства.

- Узнайте, какие поверья, древние сказания связаны с реками, озёрами, горами в вашей местности.  (I ч.с.37)

- Как вы считаете, на фоне греческого или русского пейзажа изображён бог Пан?  Почему?   (I ч.с.41)

- Какие представления о добре и зле, жизни и смерти нашли отражение в чувашском сказании?   (I ч.с.44)

- Какие нравственные нормы и ценности закреплены в прочитанных вами русских легендах и преданиях?  Можно ли назвать эти представления современными?   (I ч.с.52)

- Какими предстают в рассказе народного исполнителя стародавние времена? Чем отличаются от них времена нынешние?    (I ч.с.51)

     В русских былинах «Об Илье Муромце» мы видим всё, чем наделяет народ идеального героя: сила, удаль, преданность своему народу, родной земле. Здесь же школьники знакомятся с фрагментами «Илиады» и «Одиссеи» Гомера, отрывками «Из песни о Нибелунгах», «Беовульфа». Мы таким образом видим национальное своеобразие былин. Общие черты персонажей героического эпоса.

- Каким предстаёт в былине Илья Муромец?    (I ч.с.101)

- Расскажите об одном из героев эпоса (Одиссее, Зигфриде, Беовульфе и др.). Какие идеальные человеческие качества воплотил в этом образе создавший его народ?    ( I ч.с.206)

- Знакомы ли вы с героическими сказаниями разных народов мира (может быть, в пересказе)?  Каких героев народного эпоса вы знаете?   (I ч.с. 141)

   Былинные мотивы продолжает «Бородино» М. Лермонтова и «Василий Тёркин» А. Твардовского – гимны защитникам Родины. Каждый в свою эпоху создал образ простого солдата, усилием которого преодолевается народная беда.

- Какие особенности в изображении героизма русского народа сближает стихотворение М. Лермонтова и «Книгу про бойца» А. Твардовского?  

 (I ч.с.236)

- Выясните, как ВОВ отразилась на судьбе вашей семьи?

Приложение. Раздел «Музей на экране». Отечественная война 1812 года.

- Какие чувства стремились передать художники?

- Удалось ли поэту воплотить характер русского богатыря, знакомого нам по древним былинам?  Подтвердите текстом.   (I ч.с.211)

   «По следам народных исторических песен и баллад»- М. Лермонтов «Песня про купца Ивана Васильевича Калашникова…». Здесь, для того чтобы учащимся проникнуть в быт и нрав ушедшей эпохи в статьях учебника  подробно освещаются религиозные и нравственные представления русских людей 16-17 в., их семейный уклад, отношение к своему государю. На наш взгляд, делается это для того, чтобы школьникам открылась правдоподобность картины, созданной Лермонтовым.

- Выберите событие (за последнее 100-тие), которое, на ваш взгляд, заслуживает увековечения в народной памяти. Докажите свою точку зрения.   (I ч.с.252)

- Устами старого солдата в балладе «Бородино» Лермонтов упрекнул своих современников в утрате духовной силы, цельности характера, свойственных предкам: «Да, были люди в наше время, / Не то, что нынешнее племя: / Богатыри – не вы!» Можно ли считать, что в «Песне…» поэт продолжает размышления на ту же тему?   (II ч.с.35)

- Кому из авторов удалось, по вашему мнению, достовернее и убедительнее всего передать дух и нравы давней эпохи? Аргументируйте свою точку зрения.   (II ч.с.51)

«Социально-бытовые сказки». Через сказки ученики знакомятся  с человеческим обществом и бытом того времени, с достоинствами и пороками.

- Покажите, как в сказках проявляются характерные черты быта и национальной культуры разных народов.   (II ч.с.63)

Раздел «Частушки». В частушках отражаются события истории, изменения в жизни народа.

- Рассмотрите внимательно картину В.Е. Маковского «На бульваре» и её героев. Как автор указывает на их социальную и культурную принадлежность?    (II ч.с.259)

«Анекдот». В этом разделе авторами обращается внимание на истоки жанра, они заставляют нас задуматься о месте анекдота в современном общении людей. Чувство юмора – немаловажный показатель общественной культуры человека.

Творческое задание: Русские обряды, обычаи, праздники и их отражение в литературе.    (II ч.с.296)

«Прогулки без присмотра». Путешествие во времени. В данном разделе изображаются те исторические эпохи и лица, которые предстают перед нами в античных мифах и русских былинах, исторических песнях, преданиях.       (I часть)

Во II части учебника этот раздел позволяет углубиться в главную тему – становление народа, его исторической судьбы и дополнить её в философском плане:

- Что нужно человеку в прошлом?

- Почему он стремится заглянуть в будущее?

    Через перечисленные разделы, по нашему мнению,  школьники подходят к осмыслению себя как носителя фольклора, они приходят к осознанию, что каждый в той или иной мере хранит в своей памяти исторические песни, загадки, частушки, сказки, использует в разных житейских ситуациях пословицы и поговорки, считалки. Каждый опирается на те представления о мире, которые народ воплотил в былинах и легендах. Ученики через фольклор учатся ценить талант и творчество своего народа.

     Историко-хронологический принцип организации учебного материала способствует формированию исторического сознания ученика, как в реальности развивается народ и формируется его культура.

     Такой подход обеспечивает полноту восприятия учащимися национальной исторической действительности, формируется представление о своей национальной культуре, знание своего родного языка, уважение к своему народу, его культуре, чувство гордости как следствие причастности к великой истории, культуре своей страны и своего народа.

Формирование регулятивных учебных универсальных действий.

Особое внимание при анализе учебника хотелось бы обратить на формирование УУД, а именно регулятивных универсальных действий. В данном учебнике этому уделяется большое внимание.

Регулятивные УУД – действия, обеспечивающие организацию учащимися своей учебной деятельности (целеполагание, планирование, прогнозирование результатов деятельности) и позволяющие контролировать и оценивать достигнутые результаты своей и чужой деятельности и адекватно формулировать их в устной и письменной форме; вносить необходимую коррекцию в процессе деятельности.

      Учебник отражает умение школьника целенаправленно и осознанно планировать свою деятельность и оценивать её результаты. Последовательному формированию данных умений отводится важное место.

По этому направлению в учебнике представлены следующие рубрики:

  1. разноуровневые вопросы и задания;
  2. подсказка;
  3. работа с электронным приложением;
  4. словарь литературных терминов.

Очень важным для учащихся при работе с учебником становится осознание значимости материала, последовательности учебной деятельности, осмысление своей деятельности, самоанализ.

     Большую помощь в развитии регулятивных универсальных действий оказывают вопросы к прочитанным произведениям и рубрика «Подсказка». Например, 1) I часть: с.32,57,151,165,206,216; II часть: с.64;

2) I часть: с.20,100,127,128,245; II часть: с.64,132,246.

 В рубрике «Подсказка» даётся алгоритм выполнения ряда учебных действий, позволяющий соотносить свои действия с планом и оценивать результат. Ученик может снова и снова совершенствовать свои умения по составлению данного плана и возвращаться постоянно к этой подсказке, пока не сможет сделать это самостоятельно. ( Поэтапное составление плана к балладе В. Жуковского «Светлана»; план характеристики мальчика из произведения И. Тургенева «Бежин луг»).

    Приложение. Раздел «Художественное чтение», где  собраны записи исполнения художественных текстов. Школьники могут услышать варианты выразительного чтения произведений, они могут сравнить разные интерпретации текста, оценивать достоинства и недостатки манеры чтеца, а также совершенствовать своё умение выразительно читать произведения разных жанров.

- А. Фет. Какое исполнение вам понравилось больше всего и почему?   (I ч.с.25, 21, 57,216,230,; II ч. с. 35,63,263).

Раздел «Упражнение» позволяет закрепить знания учащихся, отработать владение теоретико-литературным аппаратом. Этой же цели служит «Словарь литературных терминов». (I часть с. 14)

В методическом аппарате учебника школьникам предлагается задания разного уровня сложности, которые помогают ученику правильно оценить свои  учебные возможности, а также совершенствовать их.

Раздел «Для самостоятельной работы». Предлагаются произведения, анализ которых ученики могут выполнить самостоятельно.

     Все выше перечисленные рубрики, задания  помогают вести работу по развитию  навыков самообразования и творческих способностей учащихся, т.е. формированию регулятивных УУД.

 

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Место компетентностного подхода при внедрении новых стандартов образования

Компетентностный подход в образовании – это попытка привести в соответствие, с одной стороны, потребность личности интегрировать себя в деятельность общества и, с другой, потребность общества использо...

Заседание педагогического совета по теме: «Навстречу ФГОС ООО: школа в условиях подготовки к внедрению новых стандартов в основной школе»

Заседание педагогического советапо теме: «Навстречу ФГОС ООО: школа в условиях подготовкик внедрению новых стандартов в основной школе»...

Проблемы среднего профессионального образования в условиях внедрения образовательных стандартов третьего поколения.

     Условия глобальной конкуренции требуют усиления практической направленности образования, а это в первую очередь означает повышение требований к профессиональному образованию...

Мастер-класс «Методика организации проектно-исследовательской деятельности обучающегося в условиях внедрения ФГОС НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ»

Проект – форма образования, максимально приближенная к практике и предполагающая активную исследовательскую и творческую деятельность, которая нацелена на решение учеником конкретной  задач...

«Развитие творческого мышления обучающихся через технологию критического мышления на уроках немецкого языка в условиях внедрения новых образовательных стандартов»

В данной работе представлено обобщение опыта  по использованию технологии критического мышления на уроках немецкого языка....