Интерактивная доска как средство внедрения информационно-коммуникационных технологий в процесс обучения географии.
статья по географии
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
id_kak._zaripova_n.a._litsey_no1.doc | 60.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Интерактивная доска как средство внедрения информационно-коммуникационных технологий в процесс обучения географии.
Н.А. Зарипова, учитель географии
высшей квалификационной категории,
победитель Гранта ПНПО 2009
МОУ «Лицей №1» г. Шадринска Курганской области.
Инновационным техническим средством современного школьного обучения является интерактивная доска (ИД), представляющая собой сенсорный экран, присоединенный к компьютеру и мультимедиа проектору. Интерактивная доска является тем инструментом, который способен выполнить главную задачу информатизации российского образования, а также соответствовать условиям введения стандарта нового поколения: широко и эффективно внедрять информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) в учебно-воспитательный процесс.
Методика внедрения ИД направлена на решение следующих задач:
- Формирование ключевых компетенций обучающихся путем вовлечения их в активное применение ИД на всех этапах урока и вне занятий
- Развитие и повышение информационной культуры обучающихся
- Овладение творческими приемами представления информации
Реализация методики применения ИД может осуществляться по следующим направлениям:
- Разработка и проведение серии уроков с применением ИД
- Создание методических рекомендаций по применению ИД в учебном процессе
- Мастер-классы муниципального и регионального уровней
- Творческие отчеты институционального, муниципального и регионального уровней
- Руководство творческой группой учителей ОУ по внедрению интерактивной доски в учебный процесс
Так как интерактивная доска может быть применена в разных режимах: как большой экран (для мультимедийных презентаций, просмотра видеофрагментов, при тестировании и т.п.), как доска для надписей (в пакете программы StarBoard есть панель инструментов, папки с демонстрационными материалами по различным предметам ) и в своем главнейшем предназначении на уроках географии: как интерактивная карта с возможными движениями, перемещениями, сопоставлениями и наложениями слоев карты, то этапами внедрения интерактивной доски в работу можно считать следующие:
- Овладение умениями и навыками работы с компьютером и пакетом программ Microsoft Offis ,а также с программой StarBoard
- Использование ИД в роли экрана для мультимедийных презентаций
- Применение ИД в роли интерактивного экрана при работе с электронными учебниками и интерактивными картами, Интернет- ресурсами.
Видами заданий по использованию ИД всеми участниками учебного процесса можно назвать следующие:
- Создание учебных мультимедийных презентации по теме урока
- Составление логических опорных конспектов в режиме интерактивной доски по изучению нового материала
- Обозначение на интерактивной карте объектов
- Узнавание географических объектов, используя гиперссылки интерактивной карты
- Размещение объектов (орографических, гидрографических и др.), используя функцию перемещения.
- Моделирование карты, используя функцию перемещения.
Таким образом, применение интерактивной доски в преподавании географии обеспечивает внедрение информационно-коммуникационных технологий и отражает современный характер образования, обеспечивая тем самым высокий уровень проведения урока и повышение качества знаний обучающихся.
Эффективное внедрение ИКТ в учебный процесс возможно при достаточном обеспеченностb средствами информационного обеспечения. Некоторые Средства информационного обеспечения отражены в следующей таблице
Технические | Учебные | Интерактивные |
Компьютер М\М проектор Интерактивная доска Акустические колонки | Электронные учебники 6-10 кл. | Локальная сеть лицея |
Интерактивные диски Видеофильмы | Электронная база данных в кабинете географии | |
Электронные энциклопедии | Выход в Интернет | |
Библиотека наглядных пособий | Сайт лицея | |
М\М презентации | Электронная почта | |
Интерактивная модель Солнечной системы | Медиацентр лицея | |
3D атлас Земли | ||
Природа России (интерактивная энциклопедия) |
Применение и внедрение ИКТ в учебно-воспитательный процесс должно происходить планомерно, дозированно (придерживаясь правил продолжительности применения технических средств на уроке в соответствие с требованиями СанПиН), с учетом всех рекомендаций, а также возрастных особенностей обучающихся, исходя из сформированности у них коммуникативно-информационных умений.
Мониторинг результативности внедрения ИКТ в образовательный процесс может осуществляться через:
- Частоту использования ИКТ в процессе обучения, которая отслеживается информационно-аналитическим центром ОУ
- Эффективность проведенного урока с ИКТ (оценивает курирующий завуч), эффективность уроков должна составлять 67-90%, указывая на оптимальный уровень.
- Уровень сформированности у обучающихся учебно - информационных умений, навыков и способов деятельности должен составлять более 57% (оценивает психологическая служба ОУ).
- Анкетирование обучающихся «Эффективность учебного занятия» (проводят психологи и методисты лицея) - показывает, что применение ИКТ на уроке способствует более прочному усвоению материала.
- Работу творческой группы учителей, активно внедряющих ИКТ в процесс обучения
Необходимо отметить, что интерактивная доска, являясь средством внедрения ИКТ в процесс обучения играет не только обучающую роль, но и выполняет воспитательную функцию, которая достигается путем:
- Создания условий для расширения кругозора обучающихся
- Формирования мировоззренческих позиций
- Совершенствования информационной культуры обучающихся
- Создания условий для активной жизненной позиции
Предмет география обладает широкими возможностями удерживать познавательный интерес и усиливать мотивацию, а также преломлять географические знания в действительность. Все это возможно при внедрении ИД на каждом уроке, кроме того, реализуется один из принципов обучения географии: «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать».
Таким образом, для успешного внедрения ИД в процесс обучения необходимы
- условия, созданные для работы учителя (наличие интерактивной доски, компьютера, мультимедиа проектора, выхода в Интернет, учебные и интерактивные средства), что позволит эффективно, целенаправленно и грамотно заниматься внедрением информационно-коммуникационных технологий в учебно-воспитательный процесс;
- высокий уровень информационной культуры и профессиональной компетентности учителя;
- трансляция и обмен опытом на разных уровнях, в том числе через ресурсы Интернет (участие в Интернет-сообществах, ассоциациях учителей, дистанционных курсах и т.п.)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование познавательных универсальных учебных действий средствами внедрения информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в преподавании предмета "Иностранный язык"
Современный этап развития, характерными чертами которого являются многочисленные динамичные социально-экономические перемены «требует поиска инновационных методов решения социально-стратегических зада...
Игровые технологии в процессе обучения географии
Итоговый практико-значимый проект Игровые технологии в процессе обучения географии по курсу «Современные педагогические технологии в обучении географии»...
Разработка открытого урока в 5 классе по теме "Животные" в рамках городского семинара "Роль предметных кафедр во внедрении новых образовательных технологий в процесс обучения" (декабрь, 2013)
Материал содержит разработку урока, карточки с заданием и презентационный материал....
Использование информационных технологий в процессе обучения географии
Использование информационных технологий на уроках и во внеурочной деятельности - это не дань моде, а необходимость, позволяющая учащимся и учителю более эффективно решать стоящие перед ними задач...
Проект педагогического эксперимента по освоению и внедрению информационной технологии в процесс обучения географии.
Данная работа содержит теоретическое обоснование выбора, структуры и сроков реализации проекта....
Информационно-коммуникационная компетентность педагога в процессе обучения проектной деятельности школьников среднего звена на уроках английского языка
тема для самообразования 2019-2020 гг....
Методическая мастерская "Использование информационно-коммуникационных технологий в процессе обучения географии - как средства развития познавательного интереса"
Конкурсное испытание "Методическая мастерская" учителя географии...