Проект педагогического эксперимента по освоению и внедрению информационной технологии в процесс обучения географии.
проект по географии по теме

Дорофеева Марина Александровна

Данная работа содержит теоретическое обоснование выбора, структуры и сроков реализации проекта.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_ped_eksperimenta_po_nit.docx24.99 КБ

Предварительный просмотр:

Проект педагогического эксперимента по освоению и внедрению  

информационной технологии в процесс обучения географии.

Актуальность выбора.

В современных условиях педагогический процесс требует создания новой образовательной среды и поиска новых, эффективных технологий. Исходя из основных целей и задач образования, перечисленных в «Национальной доктрине образования Российской Федерации», следует, что необходимы такие образовательные технологии, которые отдают предпочтение формам и методам обучения, призванным содействовать формированию компетенций учеников в зависимости от личных склонностей и интересов. Поэтому  принципиальное  отличие  современной  системы образования от традиционной заключается  в использовании  большого разнообразия информационных  технологий. В данном случае компьютерная технология имеет приоритетное направление в общеобразовательном процессе.    

 

Информационная технология – процесс, использующий совокупность методов сбора, обработки и передачи данных (первичной информации) для получения информации нового качества о состоянии объекта, процесса или явления (информационного продукта).

Технология предполагает системную четкую организацию учебного процесса, направленную на качественное усвоение учебного материала учащимися:

  • повышение мотивации учащихся к учению;
  • активизацию познавательной деятельности;
  • развитие мышления и творческих способностей;
  • формирование активной жизненной позиции в современном обществе.

Использование ИКТ:

1) при изложении нового материала — визуализация знаний (демонстрационно-энциклопедические программы; программа презентаций Power Point, интерактивная доска). Программа разработки презентаций PowerPoint, входящая в состав Microsoft Office, позволяет подготовить материалы к уроку, комбинируя различные средства наглядности, максимально используя достоинства каждого. А электронные таблицы Excel помогают  при подготовке урока построить картограммы и картодиаграммы по последним статистическим данным и использовать их при объяснении нового материала;

2) проведение виртуальных практических работ (практикумы – программы презентаций Power Point, учебники – мультимедиа);

3)   на этапе  закрепления  изложенного материала (тренинг — разнообразные обучающие программы);

4) во время контроля и проверки (тестирование с оцениванием, контролирующие программы);

5)  для проведения самостоятельных  работ учащихся (обучающие программы "Репетитор", энциклопедии, справочно-информационные ресурсы, развивающие программы);

6)  на всех этапах урока возможное использование мультимедиа – учебников.

Основные направления применения мультимедиа-учебников в обучении

географии

Организация познавательной деятельности учащихся на уроке

Мотивация обучения

Передача учебной информации

Демонстрация наглядных материалов

Показ, сопоставление процессов и явлений

Организация самостоятельной деятельности учащихся

Самостоятельное приобретение знаний и умений

Подготовка докладов, сообщений

Осуществление дифференцированного подхода

Углубленное изучение географии


98

7) при подготовки домашних заданий (энциклопедии, справочно - информационные ресурсы, программы презентаций Power Point, учебники – мультимедиа);

8) при внеклассной  работе (создание Web-страниц, проведение телеконференций, использование Интернет-ресурсов);

9) при создании  цифрового портфолио учебных достижений учащихся;

9) при формировании ИКТ-компетентности в рамках надпредметной программы по формированию универсальных учебных действий:

При освоении личностных УУД:

•        Формирование критического отношения к информации и избирательности ее восприятия;

•        Формирование уважения к информации о частной жизни и информационным результатам других людей.

При освоении регулятивных УУД

•        Оценка условий, хода и результатов действий, выполняемых в информационной среде;

•        Использование результатов действия, размещенных в цифровой информационной среде, для выполнения оценки выполненного действия самим обучающимся, его товарищами и учителями, а также для их коррекции;

При освоении познавательных  УУД

•        Поиск информации в индивидуальных информационных архивах учащегося, информационной среде образовательного учреждения, в федеральных хранилищах информационных образовательных ресурсов;

•        Фиксация (запись) информации об окружающем мире;

•        Структурирование знаний, их организация и представление в виде  текстовых документов, диаграмм, презентаций;

•        Подготовка выступления с аудио-визуальной поддержкой;

•        Построение моделей объектов и процессов из конструктивных элементов реальных и виртуальных конструкторов.

При освоении коммуникативных УУД

•        Выступление с аудио-визуальной поддержкой;

•        Общение в цифровой среде (электронная почта, чат, видео-конференция, форум, блог).

Компьютер является средством повышения эффективности процесса обучения в школе. Он дает возможность учащимся самостоятельно извлекать знания, способствует развитию интеллекта школьника, расширяет учебную информацию и набор применяемых учебных задач, позволяет изменить качество контроля над деятельностью учащегося. Интерактивные компьютерные программы активизируют все виды деятельности человека: мыслительную, речевую, физическую, что ускоряет процесс усвоения материала. Компьютерные тренажеры способствуют приобретению практических навыков. Интерактивные тестирующие системы анализируют качество знаний.

Объект исследования: образовательный процесс обучения географии с использованием НИТ сош № 33 города Сызрани.

Предмет исследования: информационная технология.

Педагогическая цель: выявить возможности повышения познавательного интереса при использовании НИТ и их эффективности в процессе обучения географии. 

Цель эксперимента: разработать и апробировать систему уроков с использованием НИТ.

Задачи эксперимента:

1.  Выявить сущность НИТ, изучить состояние в теории. 

2.  Рассмотреть практическое решение использования данной технологии по географии.

3.  Обосновать и провести экспериментальную проверку повышения уровня подготовки учащихся к предмету.

4. Разработать систему уроков.

5.   Разработать методические рекомендации по использованию информационных технологий.

6.  Разработать критерии оценивания работы учащихся с использованием НИТ.

Гипотеза: если использовать НИТ в обучении географии, то повысится качество знаний, познавательный интерес к предмету.

Критерии ожидаемых результатов: 

  • показатель качества знаний,
  • показатель уровня обученности,
  • активная деятельность на уроке,
  • участие в предметной олимпиаде по географии,
  • участие в научно – практической конференции.

Инструментарий для диагностики: 

  • тесты,
  • проекты,
  • творческие работы,
  • наблюдение.

Сроки реализации:

  1. Подготовительный этап (сентябрь – декабрь 2011г.)
  2. Прогностический этап (январь – май 2012 г.)
  3. Практический этап (сентябрь 2012г. -  декабрь 2013г.)
  4. Аналитический этап (январь - май 2014 г.)

Список литературы.

  1. Баранов А.С., Суслов В.Г., Шейнис А.И. Компьютерные технологии в школьной географии. – М.:  Генжер, 2004.
  2. Галишникова Е. М. Использование интерактивной Smart-доски в процессе обучения//Учитель . – 2007. -№4.
  3. Гусева А.И., Смольникова И.А.,Филиппов С.А., Чиркова М.А. Применение ИКТ в учебном процессе. Электронное пособие Академия АйТи «Применение международных информационных технологий: применение ИКТ в учебном процессе».
  4. Роберт И.В. Современные информационные технологии в образовании: дидактические проблемы, перспективы использования. – М.: Школа-Пресс, 2004.
  5. Таможняя Е.А. Компьютерные технологии: возможности использования. Научно-методический  журнал «География в школе». / М.: «Школа-пресс», № 4, 2004 г
  6. Электронное пособие Академия АйТи «Применение международных информационных технологий: применение ИКТ в учебном процессе»  Разработка презентаций средствами MS Power Point для профессионалов.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект педагогического эксперимента по освоению и внедрению СОТ, реализованный учителем географии МБУ школы № 87 г. о. Тольятти

Проблема: использование информационно-коммуникационных, здоровьесберегающих технологий и технологий проблемно-исследовательского обучения на уроках географии.  Цель: находить и соверше...

Портфолио педагога: Проект педагогического эксперимента по освоению и внедрению современных образовательных технологий

Статья участвует в конкурсе « Образование 3.0»   Проект педагогического эксперимента по освоению и внедрению современных образовательных технологий Автор статьи: Буланова Елена Владими...

Проект педагогического эксперимента по освоению и внедрению СОТ « Информационно-коммуникационные технологии на уроках русского языка»

Одной из важнейших проблем обучения является снижение учебной мотивации учащихся, что особенно заметно в подростковом возрасте. 15% успешно обучающихся детей в школе - это дети послушные, доброс...

Проект педагогического эксперимента по освоению и внедрению СОТ Тема: « Использование современных образовательных технологий на уроке изобразительного искусства»

Цель моей работы: обеспечение развития творческой личностной сферы учащихся, повышение интереса к учению; повышение качества учебного процесса; охрана и укрепление физического и психического здоровья ...

Проект педагогического эксперимента по освоению и внедрению информационной технологии в процесс обучения силовой гимнастики. Актуальность выбора.

Проект педагогического эксперимента по освоению и внедрению  информационной технологии в процесс обучения силовой гимнастики.Актуальность выбора.В современных условиях педагогический процесс треб...