Деятельностный подход как средство реализации современного географического образования.
статья по географии
В статье представлен аналитический обзор деятельностного подхода в практике учителя - географа.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
deyatelnostnyy_podhod.doc | 49.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Деятельностный подход как средство реализации современного географического образования.
Зарипова Н.А. учитель географии МОУ «Лицей №1».
Известно, что школьная география имеет прикладной характер, т.е. ее изучение происходит не только посредством запоминания теоретических понятий и закономерностей, но и выполнения практических работ (заданий).
Практическая работа, как деятельность может быть направлена на применение, углубление и развитие теоретических знаний, а также на формирование умений и навыков (самостоятельное использование учебника, карт атласа, к.к. и т.п.). Практическая работа является основой практических методов обучения. При планировании практических работ учитель отмечает, какие практические работы будут являться тренировочными (и могут проверяться выборочно, по желанию, фронтально) и итоговыми (они определены федеральным базисным планом). Перечень обязательных практических работ определен в программах и является обязательным для выполнения. Количество практических работ составляет примерно 20 % всего учебного времени и на их выполнение должно отводиться не менее 25 минут от урока. Таким образом, перед выполнением пр.р. должна пройти подготовительная работа по разъяснению хода работы. Навыки, приобретаемые при выполнении практических работ, описаны в Требованиях к знаниям и умениям учащихся в виде «уметь определять, вычислять, сравнивать…».
Практические работы представляют собой усложняющуюся систему: если в 6 классе учащиеся используют и учатся анализировать физ.карту полушарий и России (причем заранее изучаются темы: как работать с картой, легендой, масштабом), то в 7 классе учащиеся сталкиваются с необходимостью комплексного использования различных тематических карт атласа путем их сопоставления, наложения, анализа и сравнения. Именно в 6 классе начинается так называемая «тренировка и испытание» логического мышления, и точнее сказать, его развития. Именно сопоставляя, анализируя, сравнивая, дети овладевают такими логическими приемами, как анализ, синтез, сравнение и др..
Уровень самостоятельности также увеличивается от класса к классу.
Кроме того, на начальном этапе обучения деятельностный подход реализуется и при обучении работать на местности: проводить и оформлять экскурсию, делать съемку местности, составлять простейший топографический план, измерять высоту солнца над горизонтом, составлять «розу ветров»; измерять и вычислять расстояние в градусах и километрах, находить координаты. В 6 классе постепенно формируется навык самостоятельного чтения карты: определение ГП равнин, гор, морей, озер и др. объектов.
Необходимо отметить и важную роль в приобретении практических навыков особых видов географических карт – контурных. Уже на начальном этапе учащиеся научаются наносить и правильно обозначать географические объекты, моделировать карты (наносить доп. элементы на к.к.), что также развивает пространственное мышление, и немаловажный навык мелкой моторики, отвечающей за развитие и становление устной речи.
Виды практических работ (по характеру задания):
- обозначить на к.к. орографический или гидрографический объект
- найти и вычислить расстояние в градусах и километрах
- найти координаты нужного пункта (горы, города)
- составить график хода температур июля и января
- проследить изменение глубин по заданному направлению
В 7 классе навык работы с картой доводится до совершенства: используя сразу несколько карт, учащиеся делают обобщенные и частные выводы.
Если в 6 классе дети обучаются приемам работы с картой, то в 7 классе - самостоятельно анализировать карту и делать выводы, сопоставлять текст учебника и карту, сопоставлять клим.диаграмму и карту атласа и др..
В курсе географии материков применение практического метода обучения находит самое широкое применение: каждая тема при изучении материка сопровождается предварительным анализом карты. Именно здесь учащиеся понимают истинное значение выражения «Карта – второй язык географии».
Больший упор при выполнении практических работ делается на задания «сопоставить и сделать вывод», «сравнить: найти черты сходства и различия», «объяснить явление, процесс», «описать систему явлений или процесс», «охарактеризовать с помощью плана». В курсе 7 класса дети учатся составлять таблицы. т.к. многие пр.р. оформляются в таблицу (например, описание природных зон), ЛОК и ЛОС.
В 8 классе усиливается направление природа и человек. Все практические работы направлены на объяснение взаимосвязей природы и жизни человека, также на объяснение роли природы в жизни всей цивилизации. Практические работы выполняются в классе с помощью атласа по географии России. При выполнении используются также и статистический материал (таблицы, диаграммы, схемы). Преобладают задания типа: «оценить условия проживания», «выяснить закономерности», «составить прогноз изменения явления или объекта». Заметно усиливается направление применения теоретических и практических знаний и умений в пределах одной страны, установление взаимосвязей между всеми компонентами природы, в том числе и с человеком. Многие практические работы можно перенести на региональный и локальный уровень, тем более, что программа это позволяет. Необходимо отметить, что именно в 8 классе проявляется принцип краеведения, который является основой и необходимостью применения деятельностного подхода к изучению Курганской области. УМК по Курганской области невелик, если сказать, что недостаточен, поэтому при изучении регионального компонента все знания оформляются в ЛОК и ЛОС, «самодельные» атласы и картосхемы.
9 класс – это изучение экономических, демографических процессов и явлений. Поэтому, практические работы носят более самостоятельный характер, и более серьезный. Также, в пределах одной территории – РФ, приходится находить закономерности и объяснять их, используя уже первичные знания об экономике страны, об истории формирования государства, об особенностях и проблемах управления, делении страны. Также немаловажен аспект использования современной информации о жизни того или иного региона (например при выполениии практической работы на определение коэффициента рождаемости, смертности, естественного прироста ). При практикумах дети научаются использовать материал учебника и атласа совместно со стат.материалом, таблицами. Кроме того, практические работы порой носят и познавательный характер: при анализе экономической карты того или иного региона ученики находят еще много нового и это может формировать Зону ближайшего развития.
В 10 классе деятельностный подход находит себя в проведении семинаров, подготовленных учениками самостоятельно, защите проектов. Практические работы также нашли свое место и выполняют ту же функцию: добывание и систематизацию, а также формирование общих закономерностей мира и природы.
Виды практических работ (по характеру заданий):
- Анализ обеспеченности природными ресурсами, в том числе и трудовыми
- Сравнение доли ЭАН и нахождение причин различий
- Составление картосхем производственных связей
- Составление проекта-решения какой-либо проблемы
Итак, практические работы остаются ведущим звеном в обучении школьной географии. Именно в деятельности ученики научаются быть самостоятельными, учатся доказывать свою точку зрения, делать выводы. Особую роль практические работы приобретают в изучении Начального курса географии, где впервые дети знакомятся с картой и видами географических карт, при изучении Географии материков и океанов, которая позволяет рассмотреть карту как источник глобальной информации, понять функции и значение карт для человека. Работа с разными источниками географической информации побуждает учащихся добывать новые знания, составлять творческие работы, изучать научно-популярную литературу. Необходимо сделать вывод о полном претворении в жизнь деятельностного подхода в обучении географии.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогический проект на тему: «Системно-деятельностный подход как средство развития личности в условиях реализации ФГОС второго поколения
Федеральный государственный стандарт определил цель образования: общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающее такую компетенцию, как умение учиться. ...
«Современный урок в рамках деятельностного подхода в свете реализации ФГОС»
Цель данного урока: формирование у детей понятия «семья» и «семейные ценности»; повышение у подрастающего поколения роли семьи, значимости сохранения семейных традиций, уважения к старшим....
Педагогическая статья "Системно-деятельностный подход как средство достижения нового качества образования"
В статье проведён сравнительный анализ принципов работы учителя-предметника по традиционной модели и по ФГОС....
Технология деятельностного подхода как средство реализации ФГОС ООО при проектировании уроков физики и подготовке учащихся к ОГЭ
В данной презентации содержится разработка лабораторной работы "Исследование зависимости периода и частоты свободных колебаний маятника". Урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС О...
Технологии системно-деятельностного подхода как средство реализации ФГОС.
Технологии системно-деятельностного подхода как средство реализации ФГОС....
"Технология деятельностного подхода, как средство реализации ФГОС в процессе обучения на уроках физики"
Деятельностный подход при изучении физики ориентирует учащихся не только на усвоение отдельных понятий, положений и законов физики, и вообще знаний, но и на способы этого усвоения, на развитие творчес...
Проектная и исследовательская деятельность как средство реализации системно – деятельностного подхода в рамках работы кружка дополнительного образования "Юный исследователь".
Проектно-исследовательская деятельность – это образовательная технология, предполагающая решение учащимися исследовательской, творческой задачи под руководством специалиста, в ходе которого реал...