«Современный урок в рамках деятельностного подхода в свете реализации ФГОС»
план-конспект урока по обществознанию (5 класс) на тему
Цель данного урока: формирование у детей понятия «семья» и «семейные ценности»; повышение у подрастающего поколения роли семьи, значимости сохранения семейных традиций, уважения к старшим.
Данная тема очень актуальна так как, из семьи человек выносит в общественную, жизнь те качества, которые становятся источником созидания или разрушения. С этих позиций, семья выступает как базовое, фундаментальное условие функционирования общества. Предметной областью данного урока являются понятия «семья и семейные ценности». Жизнь в семье невозможна без навыков общения, так же, как и жизнь в обществе, поэтому на данном уроке важно показать примеры правильного общения, чего можно добиться при правильном формировании коммуникативных УУД. В связи с этим, перед учителем стоят следующие задачи:
- Конкретизировать с учащимися понятия «семья» и «семейные ценности»;
- На конкретных примерах раскрыть важность и необходимость для каждого члена семьи любви, уважения, взаимной помощи, согласия, в семейной жизни.
- Развивать умения сравнивать, анализировать текст, выделять существенное, обобщать; способствовать развитию коммуникативных качеств через умение работать в группе.
- Воспитывать чувство гордости за свою семью, уважение к семейным ценностям и традициям представителей разных культур.
Планируемые результаты: учащиеся научатся называть и характеризовать семейные ценности; описывать семейные праздники; смогут объяснить сущность и особенности семейных ценностей и традиций; овладеют принципом работы с текстом; научатся участвовать в эвристической беседе, дискуссии; выполнять проблемные задания; применять навыки работы в парах и группе.
Формируемые УУД:
- метапредметные: слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовыми изменить свою точку зрения; определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, составлять план последовательности действий;
- личностные: формирование и развитие творческих способностей через активные формы деятельности; воспитание необходимости уважительного отношения к семейным традициям.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_uroka_gromadyuk.doc | 115.5 КБ |
prezentatsiya_k_uroku.ppt | 2.98 МБ |
Предварительный просмотр:
Всероссийский конкурс методических разработок уроков, посвященных семье и традиционным семейным ценностям.
Технологическая карта урока.
Цель: формирование у детей понятия «семья» и «семейные ценности».
Задачи:
- Конкретизировать с учащимися понятия «семья» и «семейные ценности»;
- На конкретных примерах раскрыть важность и необходимость для каждого члена семьи любви, уважения, взаимной помощи, согласия, в семейной жизни.
- Развивать умения сравнивать, анализировать текст, выделять существенное, обобщать; способствовать развитию коммуникативных качеств, умению работать в группе.
- Воспитывать чувство гордости за свою семью, уважение к семейным ценностям и традициям представителей разных культур.
Планируемые результаты: учащиеся научатся называть и характеризовать семейные ценности; описывать семейные праздники; смогут объяснить сущность и особенности семейных ценностей и традиций; овладеют принципом работы с текстом; научатся участвовать в эвристической беседе, дискуссии; выполнять проблемные задания; применять навыки работы в парах и группе.
Формируемые УУД:
- метапредметные: слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовыми изменить свою точку зрения; определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, составлять план последовательности действий;
- личностные: формирование и развитие творческих способностей через активные формы деятельности; воспитание необходимости уважительного отношения к семейным традициям.
№ | Этап урока | Содержание |
1 | Организационный | Здравствуйте ребята. Прозвенел звонок и смолк – |
2 | Введение в новый материал. | (слайд 1) Посмотрите на слайд, составьте предложение, используя слова кластера. Предполагаемые ответы: В семье все любят друг друга. В семье все помогают друг другу и т.д. Ребята, значит, какое слово будет ключевым? Предполагаемые ответы: семья. Итак, мы сегодня будем говорить о семье. Посмотрите на эти фотографии, которые рассказывают о том, что какие привычные правила выполняются в разных семьях. Как вы назовете такие семейные правила? Предполагаемые ответы: обычаи, традиции. Хорошо. Значит тема нашего урока «Семья и семейные традиции». Запишите тему урока в своих тетрадях. (слайд 3) На какие вопросы нам предстоит ответить? Предполагаемые ответы: что такое семья, какие бывают семьи, какие традиции бывают. |
3 | Актуализация. Мотивационно-целевой этап. | (слайд 4) Посмотрите на слайд, прочитайте пословицы, вставляя пропущенное слово. На что и клад, коли в семье лад. Семья сильна, когда над ней крыша одна. Добрая семья прибавит разума-ума. В родной семье и каша гуще. Вся семья вместе, так и душа на месте. Как вы думаете, почему люди с давних времен уделяли семье такое внимание? Предполагаемые ответы: человеку нельзя жить без семьи (слайд 5) Перед вами выдержки из законов Российской Федерации. Давайте прочитаем и подумаем, как государство относится к семье? Предполагаемые ответы: государство заботиться о семье, охраняет семью, материнство, детство. Учитель дополняет: Международный день семей, отмечаемый ежегодно 15 мая, провозглашен не одной, а множеством стран и ставит целью обратить внимание общественности стран на проблемы семьи и ее значимость для государства. |
4 | (Слайд 6) Итак, что такое семья? Предполагаемые ответы: родители и дети, бабушки и дедушки, родственники. Давайте посмотрим, как на этот вопрос можно ответить иначе. У вас на столах лежат карточки № 1. Прочитайте и обсудите в парах, что такое семья? Какое определение вам кажется наиболее точным и почему? Предполагаемые ответы: последнее, так как в нем объединены все предыдущие высказывания. (слайд 7) Молодцы. Я попросила вас принести фотографии из вашего семейного альбома. (Учитель обращает внимание ребят на оформленный уголок-газету) Давайте посмотрим, какие дружные и счастливые семьи! Перед вами лежит лист бумаги, разделенный на четыре части Составьте устно рассказ из 4-5 предложений о своей семье. Молодцы! (слайд № 8) Посмотрите на этот слайд. Мы видим фотографии разных семей. Чем они отличаются? Предполагаемые ответы: много родственников – дедушки, родители, дети, внуки. Один папа. Родители с детьми и так далее. Значит, семьи бывают разные. По каким признакам мы их разделили? Предполагаемые ответы: по количеству детей, по наличию родителей и так далее. Молодцы. Слайд № 9 Рассмотрите таблицу. Соотнесите по указанным признакам, к какому типы семьи относится ваша семья – запишите в тетради. А теперь прочитайте текст по карточке № 2. Выпишите в тетрадь семейные ценности. Какие ценности вы записали? Предполагаемые ответы: любовь, верность, уважение, память предков, традиции семьи, семейные реликвии. Найдите в тексте и прочитайте предложение, в котором говориться о том, когда нужно воспитывать семейные ценности. Предполагаемые ответы: Семейные ценности нужно воспитывать с раннего детства, через рассказы о прошлом семьи, её истории, отраженной и запечатленной в семейном архиве. Как в старину относились к тем, кто не знал своих предков? Найдите и прочитайте ответ в тексте. Предполагаемые ответы: Незнание своих предков в старину приравнивалось к отсутствию образования. Видео. Давайте посмотрим утро одной семьи. Запомните, какие чувства у вас возникнут с просмотром. А теперь я попрошу вас написать синквейн по теме «семья». Традиционно это будет одно - существительное, два прилагательных, три глагола, осмысленная фраза, резюме. Предполагаемые варианты: 1. семья 2. дружная, любящая 3. заботится, воспитывает, трудится Очаг. Семья – начало всех начал. | |
Физкультминутка. | Раз, два - дружно встали Этот пальчик – дедушка, Этот пальчик – бабушка, Этот пальчик – папочка, Этот пальчик – мамочка, Этот пальчик – я. Вот и вся моя семья! | |
Христианская традиция «Почитай отца своего» плавно легла в русло языческих традиций почитания старших. Осознание сыновнего долга, почитание родителей, уважение старости - основы воспитания детей на Руси. Семьи были большие, бабушки и дедушки жили вместе с молодыми, передавали им свой жизненный опыт. Традиции гостеприимства были очень сильны на Руси. Н. М.Карамзин писал, что, уходя из дома, наши предки даже не закрывали дверь, оставляя еду на столе для гостя. Ради того, чтобы прокормить его, разрешалось даже украсть. А уж любовь к своему Отечеству дети впитывали с ранних лет. «Своя земля и в горести мила», «С родной земли умри, не сходи». А какие семейные традиции есть у вас? Дети называют. Традиции не только соблюдаются, но и рождаются. Придумайте семейную традицию, которую можно было бы ввести 1 сентября! | ||
Подведение итогов. Рефлексия. | ЧТО ТАКОЕ СЕМЬЯ? - Как вы думаете, из чего складывается счастье в семье? - Перед вами большое сердце (вывешивается на доске) Это сердце счастливой семьи. Ученикам раздаются маленькие сердца, где они записывают ценности, которые необходимы «нашему сердцу» для того, чтобы семья жила в мире и согласии. Предполагаемые ответы: доброта, умение прощать, взаимопонимание. Давайте подведем итоги. Продолжите фразу: Я понял(а)….. Я хочу узнать …. Я узнал…. | |
Домашнее задание. | Поговорить с родителями о ценностях своей семьи. Подобрать пословицы о семье. Написать сочинение о своей семье ( по желанию) Сделать фотоколлаж «Традиции моей семьи». |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Семья
любовь
вера
взаимопомощь
счастье
Семья и семейные традиции
На что и клад, коли в ……… лад.……….сильна, когда над ней крыша одна.Добрая ……….. прибавит разума-ума.В родной ………. и каша гуще.Вся ………. вместе, так и душа на месте.
"Семейный кодекс Российской Федерации" от 29.12.1995 N 223-ФЗ (ред. от 30.12.2015)СК РФ, Статья 1. Основные начала семейного законодательства Семья, материнство, отцовство и детство в Российской Федерации находятся под защитой государства.
Статья 38 Конституции РФ 1. Материнство и детство, семья находятся под защитой государства. 2. Забота о детях, их воспитание — равное право и обязанность родителей. 3. Трудоспособные дети, достигшие 18 лет, должны заботиться о нетрудоспособных родителях.
День семей, отмечаемый ежегодно 15 мая, провозглашен резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН в 1993 году.Из СМИ.
soccomms.ru
https://yandex.ru/images/search
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
СИСТЕМНО – ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС.
В условиях перехода российского образования на федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения происходит смена образовательной парадигмы, - от парадигмы знаний, умений и навык...
Из опыта работы: Разработка и описание ситуативного классного часа с использованием системно-деятельностного подхода в условиях реализации ФГОС СОО.
С введением ФГОС в некотором смысле изменилось содержание деятельности классного руководителя. Планируя свою деятельность по организации работы с детским коллективом, педагог должен выбирать пра...
Современный урок в рамках деятельностного подхода в свете реализации ФГОС
Нужно, чтобы дети, по возможностиучились самостоятельно, а учитель руководил этим самостоятельным процессом и давал для него материал....
Применение инновационных технологий на уроках изобразительного искусства в рамках системно - деятельностного подхода, как основа реализации ФГОС
Применение инновационных технологий на уроках изобразительного искусства в рамках системно - деятельностного подхода, как основа реализации ФГОС...
Применение инновационных технологий на уроках изобразительного искусства в рамках системно - деятельностного подхода, как основа реализации ФГОС ghtptynfwbz
Применение инновационных технологий на уроках изобразительного искусства в рамках системно - деятельностного подхода, как основа реализации ФГОС...
Технология деятельностного подхода как средство реализации ФГОС ООО при проектировании уроков физики и подготовке учащихся к ОГЭ
В данной презентации содержится разработка лабораторной работы "Исследование зависимости периода и частоты свободных колебаний маятника". Урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС О...
"Технология деятельностного подхода, как средство реализации ФГОС в процессе обучения на уроках физики"
Деятельностный подход при изучении физики ориентирует учащихся не только на усвоение отдельных понятий, положений и законов физики, и вообще знаний, но и на способы этого усвоения, на развитие творчес...