«Путешествие в мир горных пород и минералов»
план-конспект занятия по географии (6 класс)
данный материал можно использовать как на уроке, для закрепления знаний по теме "Горные породы" в 6 классе , так и во внеурочной деятельности
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Урок - игра | 29.19 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока «Путешествие в мир горных пород и минералов»
Класс 6
Цель урока: Развитие умения детей структуризации полученного знания, перехода от частного к общему и наоборот, повторение изученного способа действий в рамках всей изучаемой темы.
Тип : Урок общеметодологической направленности
Вид урока Урок – игра
Конспект урока
Мы с вами живём в красивейшем и уникальном районе нашей страны, который отличается необыкновенным разнообразием полезных ископаемых – более 12000 месторождений. Здесь находится единственный в стране минералогический заповедник – Ильменский.
Сегодня я предлагаю вам отправиться в увлекательное путешествие для изучения горных пород и минералов в составе геологических отрядов.
Выберите из корзины изображение, назовите полезное ископаемое на рисунке и подойдите к соответствующей вешке (2 вешки – синяя и красная , рисунки тоже имеют синий и красный цвет).
Мы с вами разделились на 2 команды. Какой принцип положен в основу классификации отобранных материалов? ( рудные и нерудные).
Введение в проблему.
Профессия геолога полна приключений. Сегодня к концу нашего путешествия нам предстоит решить задачу – загадку (командам раздается задача – загадка-приложение 1): определить вещество – основной компонент кислотных дождей, в газообразной форме вызывает тепловые ожоги, при случайном вдыхании этого вещества человек может погибнуть, это вещество при попадании в желудок вызывает усиленное потоотделение, а в больших количествах – рвоту, большие количества этого вещества обнаружены во всех болезнетворных микробах.
(ответ – вода)
Ход игры.
Команды получите маршрутные листы (приложение 2). На них указаны ваши привалы. На каждом привале вас ждёт задание, за выполнение которого вы получите подсказку, которая приведёт вас к решению задачи. Шкатулки следует открыть только в конце путешествия. (В шкатулках находятся буквы, составляющие слово – вода).
В маршрутных листах указаны привалы. Время на привалы - до 5 минут
Привал 1. Сбор материала. Перед вами коллекции горных пород и минералов. Но кто-то всё перепутал. Ваша задача разложить отдельно горные породы и минералы, назвать их. Определите происхождение горных пород, используя таблицу «Определитель горных пород» (приложение 3).
Выступление команд.
Привал 2. Полевые работы. Каждый геолог должен уметь вести полевой дневник, где он описывает свойства изучаемых объектов. Изучите горные породы из вашей коллекции. Заполните таблицу «Свойства горных пород и минералов». Сделайте выводы.
1группа
Свойства | Гранит | Мел |
Цвет | ||
Прозрачность | ||
Цвет черты | ||
Блеск | ||
Твёрдость | ||
Плотность | ||
Вес | ||
Применение |
2 группа
Свойства | Слюда | Торф |
Цвет | ||
Прозрачность | ||
Цвет черты | ||
Блеск | ||
Твёрдость | ||
Плотность | ||
Вес | ||
Применение |
Памятка : Свойства горных пород
- Цвет определяется визуально. Описывая цвет, следует стремиться к возможно более точному описанию цвета. Если в минерале (горной породе) цвет меняется, необходимо указать характер смены окраски.
- Прозрачность. Характеризуется способность минерала пропускать свет. Выделяют непрозрачные – не пропускающие солнечные лучи; прозрачные – пропускающие свет подобно обычному стеклу; полупрозрачные или просвечивающие – пропускающие свет подобно матовому стеклу.
- Цвет черты. Иногда цвет минерала в куске отличается от цвета порошка этого же минерала.
Более надежным диагностическим признаком, чем цвет минерала, является цвет его порошка, оставляемого при царапании испытуемым минералом матовой поверхности фарфоровой пластинки. В ряде случаев цвет черты совпадает с цветом самого минерала, в других он совсем иной. Так, у киновари окраска минерала и порошка красные, а у латунно-желтого пирита черта зеленовато-черная. Черту дают мягкие и средней твердости минералы, а твердые лишь царапают пластинку и оставляют на ней борозды.
- Блеск показывает способность минералов преломлять свет. Выделяют минералы с металлическим блеском, стеклянным, жирным, перламутровым, восковым, без блеска – матовые.
- Твёрдость. Определить твёрдость образцов с использованием лабораторного стекла. Поочерёдно нанести черту на лабораторное стекло. Если образец оставляет черту на лабораторном стекле, то он имеет коэффициент твёрдости более 5. При ответе используйте также таблицу «Твёрдость минералов» (приложение 4).
- Плотность: плотный, мягкий, рыхлый, слоистый.
- Вес: тяжёлый, средней тяжести, лёгкий
Выступление команд.
Привал 3. Опытная станция. Проведите опыты. Самостоятельно выберите необходимые для опыта материалы. Результаты занесите в таблицу. Сделайте выводы.
Задание 1гр: Опытным путем докажите , что камень может плавать?!
Задание 2гр: Опытным путём докажите, что в камнях есть воздух?!
Таблица
Материалы | Что делали | Что наблюдали | Выводы |
Выступление команд.
Привал 4. Творческий. Геологи – творческие люди. Используя бумагу (стеклянную или пластиковую формы), клей, соль, песок, уголь сделайте подарок команде сопернице.
Выступление команд.
Получите последнюю подсказку.
Наше путешествие подходит к концу. Все подсказки получены. Откройте шкатулки и составьте слово. Что - же это за вещество – основной компонент кислотных дождей, в газообразной форме вызывает тепловые ожоги, при случайном вдыхании этого вещества человек может погибнуть, это вещество при попадании в желудок вызывает усиленное потоотделение, а в больших количествах – рвоту, большие количества этого вещества обнаружены во всех болезнетворных микробах.
(ответ – вода).
Геологические отряды иногда годами ищут ответы на загадки природы, а мы решили одну из загадок в течение нашего занятия.
Рефлексия . Самооценка работы.
Спасибо за работу.
Приложение1.
Задача – загадка. Узнайте вещество по описанию. Это вещество – основной компонент кислотных дождей, в газообразной форме вызывает тепловые ожоги, при случайном вдыхании этого вещества человек может погибнуть, это вещество при попадании в желудок вызывает усиленное потоотделение, а в больших количествах – рвоту, большие количества этого вещества обнаружены во всех болезнетворных микробах.
Приложение 2
Привал 1. Сбор материала. Перед вами коллекции горных пород и минералов. Но кто-то всё перепутал. Ваша задача разложить отдельно горные породы и минералы, назвать их. Определите происхождение горных пород, используя таблицу «Определитель горных пород» (приложение 3).
Получите подсказку.
Привал 2. Полевые работы. Каждый геолог должен уметь вести полевой дневник, где он описывает свойства изучаемых объектов. Изучите горные породы из вашей коллекции. Заполните таблицу «Свойства горных пород и минералов». Сделайте выводы.
1группа
Свойства | Гранит | Мел |
Цвет | ||
Прозрачность | ||
Цвет черты | ||
Блеск | ||
Твёрдость | ||
Плотность | ||
Вес | ||
Применение |
2 группа
Свойства | Слюда | Торф |
Цвет | ||
Прозрачность | ||
Цвет черты | ||
Блеск | ||
Твёрдость | ||
Плотность | ||
Вес | ||
Применение |
Получите подсказку.
Памятка Свойства горных пород
- Цвет определяется визуально. Описывая цвет, следует стремиться к возможно более точному описанию цвета. Если в минерале (горной породе) цвет меняется, необходимо указать характер смены окраски.
- Прозрачность. Характеризуется способность минерала пропускать свет. Выделяют непрозрачные – не пропускающие солнечные лучи; прозрачные – пропускающие свет подобно обычному стеклу; полупрозрачные или просвечивающие – пропускающие свет подобно матовому стеклу.
- Цвет черты. Иногда цвет минерала в куске отличается от цвета порошка этого же минерала.
Более надежным диагностическим признаком, чем цвет минерала, является цвет его порошка, оставляемого при царапании испытуемым минералом матовой поверхности фарфоровой пластинки. В ряде случаев цвет черты совпадает с цветом самого минерала, в других он совсем иной. Так, у киновари окраска минерала и порошка красные, а у латунно-желтого пирита черта зеленовато-черная. Черту дают мягкие и средней твердости минералы, а твердые лишь царапают пластинку и оставляют на ней борозды.
- Блеск показывает способность минералов преломлять свет. Выделяют минералы с металлическим блеском, стеклянным, жирным, перламутровым, восковым, без блеска – матовые.
- Твёрдость. Определить твёрдость образцов с использованием лабораторного стекла. Поочерёдно нанести черту на лабораторное стекло. Если образец оставляет черту на лабораторном стекле, то он имеет коэффициент твёрдости более 5. При ответе используйте также таблицу «Твёрдость минералов» (приложение 4).
- Плотность: плотный, мягкий, рыхлый, слоистый.
- Вес: тяжёлый, средней тяжести, лёгкий
Привал 3. Опытная станция. Проведите опыты. Самостоятельно выберите необходимые для опыта материалы. Результаты занесите в таблицу. Сделайте выводы.
Задание 1гр: Опытным путем докажите , что камень может плавать?!
Задание 2гр: Опытным путём докажите, что в камнях есть воздух?!
Таблица
Материалы | Что делали | Что наблюдали | Выводы |
Получите подсказку.
Привал 4. Творческий. Геологи – творческие люди. Используя бумагу (стеклянную или пластиковую формы), клей, соль, песок, уголь сделайте подарок команде сопернице.
Получите последнюю подсказку.
Откройте шкатулки и составьте слово. Что –же это за вещество – основной компонент кислотных дождей, в газообразной форме вызывает тепловые ожоги, при случайном вдыхании этого вещества человек может погибнуть, это вещество при попадании в желудок вызывает усиленное потоотделение, а в больших количествах – рвоту, большие количества этого вещества обнаружены во всех болезнетворных микробах.
Приложение 3.
Определитель горных пород.
План описания | Магматические | Метаморфические | Осадочные |
Плотная или рыхлая горная порода? | Плотная | Плотная | Плотная; рыхлая |
Кристаллическая или землистая? | Кристаллическая (на солнечном свете блестит) | Кристаллическая | Землистая, не кристаллическая (не блестит) |
Структура (размеры слагающих породу обломков или минеральных зёрен) | Может быть любой: крупнозернистой, среднезернистой, мелкозернистой. | Отдельные зёрна увидеть бывает трудно, но у мрамора и кварцита можно, чаще мелкозернистая. | Обломки могут быть любыми, чаще мелкозернистая. |
Текстура (строение породы) | Массивная (равномерно-зернистая, без особых рисунков) | Может быть массивная, слоистая, со следами течения, волокнистая. | Массивная, слоистая. У сыпучих – песок, гравий, галька – текстуры нет. |
Твёрдая или мягкая? | Твёрдая | твёрдая | Мягкая |
Масса – лёгкая или тяжёлая? | Тяжёлая если есть рудные минералы, или средней тяжести (гранит) | Тяжёлая | Масса лёгкая или средней тяжести |
Наблюдаются ли остатки организмов? | Нет | Иногда наблюдаются в известняке | В органических есть признаки древних организмов (отпечатки, следы движения) |
Приложение 4
Твёрдость минералов
Эталонный минерал | Твёрдость по шкале Маоса | Визуальный признак твёрдости | Твёрдость по группам минералов | Полевой аналог | Твёрдость полевого аналога |
Тальк | 1 | Чертится ногтём | Мягкие | Мягкий карандаш | 1 |
Гипс | 2 | Ноготь | 2-2,5 | ||
Кальцит | 3 | Чертится ножом | Средней твёрдости | Медная монета | 3-4 |
Флюорит | 4 | ||||
Апатит | 5 | Стекло | 5 | ||
Ортоклаз | 6 | Царапает стекло | Твёрдые | Перочинный нож | 6 |
Кварц | 7 | Стальной гвоздь | 7 | ||
Топаз | 8 | Режет стекло | Очень твёрдые | ||
Корунд | 9 | ||||
Алмаз | 10 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА с использованием ЭОР " Горные породы и минералы"
урок географии в 6 классе с использованием ЭОР тема: "Горные породы и минералы"...
Горные породы и минералы.
Урок по теме:Горные породы и минералы. География 6 класс.На уроке раскрываются понятия "горная порода" и "минерал". Учащиеся самостоятельно исследуют свойства горных пород и минералов. В конце урока в...
Разработка урока географии "Горные породы и минералы"презентация
Разнообразие горных пород и минералов, свойства, происхождение...
Разработка урока географии Горные породы и минералы
Разнообразие горных пород, свойства, происхождение...
Урок географии в 6 классе на тему: "Горные породы, слагающие земную кору. Полезные ископаемые. Свойства горных пород и минералов".
Тема: Горные породы, слагающие земную кору. Полезные ископаемые. Свойства горных пород и минералов.Цель: Сформировать у учащихся представление о многообразии горных...
урок географии в 6 классе "Разнообразие горных пород и минералов. Практическая работа "Изучение свойств горных пород и минералов"
Этот урок второй в изучаемой теме "Строение земной коры". Дети уже знакомы с составом земной коры, умеют определять свойства горных пород. С целью закрепления этих умений проводится практическая работ...
Урок: "Путешествие в мир горных пород и минералов". География 6 класс
Урок путешествие в мир горных пород и минералов, проводится с целью - знакомства с основными группами горных пород и минералов, с их отличительными признаками и происхождением...