Сценарий учебного занятия 10 класс. Миграции населения.
план-конспект занятия по географии (10 класс)

Овладеть теоретическим знанием в области «Миграции населения мира» с целью использования приобретённых знаний и умений для понимания и объяснения мировых процессов современного движения населения..

Скачать:


Предварительный просмотр:

СЦЕНАРИЙ УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ ПО ПРЕДМЕТУ

 

Сведения об авторе

Фамилия, имя, отчество (полностью)

Фатьянова Валентина Александровна

Район

Ленинский район

Место работы

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Школа №185»

Должность

Учитель географии

Общая информация

Образовательная область, учебный предмет

Общественно-научная область

Класс

10 класс

Авторская программа к учебникам (линии учебников или УМК) (если есть)

География.  Сборник рабочих программ. Предметная линия учебников «Полярная звезда», 5-11 классы/  А.И.Алексеев, М.А. Бахир, С.В. Ильинский, К.Н. Вавилина,  В.В.Николина. - М.: Просвещение, 2020.

Тема учебного занятия

География населения

Тема урока  или другой формы организации УВП: экскурсия, консультация, проект, лабораторное занятие, практикум, игра и т.п.

Миграции населения (урок изучения нового материала, урок практикум)

Место урока или другой  формы организации учебной деятельности в структуре учебного занятия

  5-й урок из 6,  темы «География населения мира»

  17-й  в курсе «География: современный мир»  10 класса

Учебная задача

  • Открыть способ …

  • Вовлечь  учащихся  в образовательную (коммуникативную, исследовательскую, проектную,  рефлексивно – оценочную, организационно – деятельностную, нравственно – оценочную и т.п.) ситуацию …
  • Овладеть теоретическим знанием в области … и способами его прикладного использования

  •  Открыть способ построения схемы «Виды миграций» и  научиться её анализировать (делать выводы). Открыть способ анализа карты «Миграции населения».  Уметь выявлять очаги эмиграции и иммиграции населения мира.
  •   Вовлечь учащихся в коммуникативную ситуацию (работа в группах) по определению видов миграции.

Вовлечь учащихся в организационно – деятельностную ситуацию по работе  с контурной картой (нанесение на к/к очагов иммиграции и эмиграции «мускулов и мозгов», беженцев).  

      Вовлечь учащихся в нравственно – оценочную ситуацию роли миграций в жизни человечества.

Овладеть теоретическим знанием в области «Миграции населения мира» с целью использования приобретённых знаний и умений для понимания и объяснения мировых процессов современного движения населения..

Обобщенные цели учебного занятия - планируемые результаты

Цель

Уровень

Базовый («обучающийся научится»)

Повышенный («обучающийся получит возможность научиться»)

Цель – предмет (предметный результат)

Обучающиеся научатся:

- описывать по карте основные направления современных миграций населения мира

-умение осуществлять классифицикацию миграций по причинам, масштабу, форме и времени;

-определять величину миграционного прироста населения отдельных стран мира .

Обучающиеся получат возможность  использовать приобретённые знания и умения для анализа информации по картам народонаселения, для осуществления классификации миграций, определения величины миграционного прироста или убыли населения стран мира

Цель – способ (метапредметный результат)

Обучающиеся:

- овладеют  способом  анализа графиков миграционной подвижности населения

- научатся извлекать информацию из различных источников информации (в том числе СМИ), свободно пользоваться справочной литературой при составлению классифицирующей схемы

- научатся работать в группе – эффективно сотрудничать и взаимодействовать в ходе оценки роли миграций населения Земли;

Обучающиеся получат возможность осуществлять сравнение стран  и регионов мира по миграционной подвижности населения, проводить прогнозирование  мировых процессов движения населения

Цель – ценность (личностный результат)

Обучающиеся убедятся в том, что:

-  Миграционные процессы играют большую роль в современной мировой экономикеи политике;

- Миграции являются неотъемлемой частью жизни современного человека.

Обучающиеся получат возможность формирования толерантного сознания и поведения в поликультурном мире.

Исходное состояние обучающихся:

- имеют опыт…….;

- знают (факты, процессы, явления, понятия, теории и т.д.)

- могут определять…….;

- могут сравнивать, доказывать, аргументировать, сопоставлять;

- могут планировать, проектировать, моделировать;

- могут контролировать, оценивать и т.д.

Из курса «География», 5 класса учащиеся:

- имеют опыт работы  с географической картой, опыт составления классифицирующих схем;

-знают понятия миграция, эмиграция, иммиграция, репатриация, миграционный прирост или убыль населения (тема Россияне География 8 класс, курс истории);

- могут направление миграций по карте (карты атласа 8 класс);

- могут сравнивать районы России по миграционной подвижности населения (тема Россияне 8 класс);

- могут моделировать процессы перемещения населения в России и за ее пределами;

- знают правила работы с контурной картой

-могут оценивать влияние  миграций на половозрастной состав населения;

- могут проводить поиск информации из различных источников, в том числе в сети Интернет;

- могут проводить систематизацию  и сравнение различной информации;

-могут давать описание  географических процессов.

Формы оценки планируемых результатов

Предметный результат

Метапредметный результат

Личностный результат

- Самостоятельный поиск решения учебной задачи.

- Выполнение задания на контурной карте

-Получение необходимой информации при помощи карты атласа.

-выполнение задания по построению классифицирующей схемы

- Умение переводить тестовую информацию в графическую

-Умение свободно пользоваться справочной литературой.

-Умение работать в группе.

- Умение проводить анализ текста и извлекать нужную информацию.

-Умение анализировать графики

Опрос:

Я повторю…

Я узнаю…..

Я научусь…..

Мне пригодится…..

Комментарии учителя к учебному занятию или уроку

Учебно – информационное и техническое обеспечение учебного занятия

Учебно – информационное обеспечение

Основная литература

Дополнительная литература

Интернет - ресурсы

ЭОРы

- УМК линии «Полярная звезда»

- Компетентностно – ориентированный урок/А.В.Пашкевич.-Волгоград: Учитель, 2014.

-География: формирование универсальных учебных действий: 5-9 классы: методическое пособие/Е.А.Беловолова.-М.: Вентана – Граф, 2014

-Изучение и оценка личностных результатов школьников в соответствии с требованиями ФГОС. Методики/Е.Н.Степанов.-Волгоград: Учитель, 2016.

Энциклопедии и справочники

- Журнал  Вокруг света http://www.vokrugsveta.ru/

- Журнал  География (приложение к журналу 1 сентября

https://vk.com/video254465683_456239460

blob:https://www.youtube.com/043d20e0-b8e2-4cd0-98ce-4a416240091e

Электронное приложение к учебнику

Техническое обеспечение

Персональный компьютер, проектор, колонки.

Дидактическая структура учебного занятия (урока) и его психолого – педагогическое обоснование

Этап урока

Подэтап урока

Организация педагогически целесообразного взаимодействия (описываются конкретные методы и приемы, которые использует учитель на каждом подэтапе урока)

Психолого – педагогическое обоснование (представляется смысловая характеристика организуемого образовательного процесса с точки зрения его соответствия требованиям развития обучающихся на конкретной ступени общего образования и педагогической концепции, на которой основывается деятельность учителя)

1. Мотивационно ориентировочный

1.1. Вхождение в контакт

  • Предъявление учителем своей индивидуальности
  • Организация принятия классным коллективом каждого как неотъемлемого участника учебного сообщества

Создание комфортной психологической атмосферы урока

1.2. Актуализация субъектного опыта обучающихся

  • Обращение к индивидуальному опыту обучающихся, связанному с темой урока по данному предмету, знаниями и умениями из других предметных областей, обобщенными способы деятельности, личным жизненным опытом)
  • Включение каждого в конкретную деятельность на уже освоенном материале

Переживание успешности практического действия, подтверждение значимости позиции ученика.

1.3. Создание проблемной ситуации (конструктивного конфликта «знания – не знания», «умения – неумения», «понимания – не понимания»

  • Создание мотивационной ситуации посредством одного из действий: предъявление проблемного задания, проведение эвристической беседы и диалога, использование парадоксов, организация дискуссии и т.п.
  • Обозначение обучающимися границы своего «знания» - «незнания»

Создание проблемной ситуации – это новый поворот в уже знакомом материале, озадачивание. Разрыв непрерывности предметного действия, переживание невозможности дальнейшего движения требует обсуждения сложившейся ситуации. Выход из нее – определение задачи: «мы не знаем решения, но восстанавливаем путь, знаем, куда идти». Здесь возникает учебно-познавательный мотив, направляющий мыслительную деятельность обучающихся.

2. Операционно – исполнительский

2.1. Целеполагание и планирование

•        Формулирование цели урока как  прогностической модели ожидаемого результата

•   Построение ориентировочной основы учебной деятельности (план урока)

Непосредственная постановка ученика в позицию субъекта целеполагания и планирования путем конструирования цели и плана с помощью заданных алгоритмов, представляющих цель в виде гипотезы, предположения, контура, который будет уже в процессе деятельности обрастать “плотью”

2.2. Поиск способа решения проблемной ситуации

  • Анализ реального контекста существования изучаемого объекта урока и его проявлений в окружающем мире
  • Поиск всеобщего отношения изучаемого объекта закономерности), которое должно быть отражено в соответствующем теоретическом понятии (или ценности).

Осуществление данного этапа учебной деятельности связано с содержательным анализом предметного материала, который направлен на поиск и выделение в целостном предмете основного и генетически исходного отношения

2.3. Выбор верного варианта решения, фиксация найденного способа

  • Создание материальной основы (модели) для получения способа деятельности, фиксирующей основные элементы внутренней и внешней структуры изучаемого объекта, а также генетически исходную связь между ними
  • Формулировка построенного знания, открытого способа деятельности, синтез всего ранее полученного в ходе учебной деятельности

Действие моделирования направлено на отделение содержания от формы с помощью знаково – символических средств представления этого содержания, что выступает существенным показателем понимания учащимися учебной задачи. В действии преобразования модели осуществляется переход от чувственного конкретного представления об исследуемом объекте к получению собственного знания о нем

2.4. Отработка открытого способа в системе упражнений, конкретно-практических действий

  • Конкретизация открытого способа деятельности через его применение в различных ситуациях
  • Построение системы конкретно-практических задач

В психологическом плане на этом этапе происходит интериоризация способа деятельности, а также очерчиваются границы его применимости

3. Рефлексивно – оценочный

3.1. Ситуация контроля за выполнением учебных действий

  • Организация самостоятельного выбора обучающимися для решения конкретной задачи системы действий, адекватной открытому способу

Установление адекватности выбранной системы действий условиям учебной задачи -  учащиеся анализируют правильность и полноту реализуемых действий в ходе решения учебной задачи

3.2. Ситуация оценки образовательных результатов

  • Выявление уровня осознания каждым обучающимся степени освоенности содержания (знаю что?), владения действиями (знаю как?), понимания смысла изученного (знаю зачем?) и понимания степени своих личностных приращений (знаю, что во мне изменилось?)

Осмысление процесса решения учебной задачи, ее предметных оснований, а также своих способностей к осуществлению данного рода учебных действий, усвоения их принципов построения

Сценарий  проведения учебного занятия

Этап урока или другой формы УВП

Подэтап урока или другой формы УВП

Действия учителя (педагога)

Действия обучающихся

(примерные версии ответов)

1. Мотивационно ориентировочный

1.1. Вхождение в контакт

1.1. Организационный момент.

Приветственное слово учителя:

  • Призыв улыбнуться друг другу, получая тем самым заряд бодрости, который пригодится в дальнейшей работе

Приветствуют учителя, 

Настраиваются на урок, на предстоящую работу в классе.

1.2. Актуализация субъектного опыта обучающихся

В Нью-Йорке ирландцев больше, чем в Дублине, евреев больше, чем в Тель – Авиве, есть своя «Литл-Италия» и свой «Чайна-Таун».

-Чем вы объясните современную многонациональную структуру населения США?

- Сформулируйте тему нашего урока.

- Итак, тема нашего урока « Миграции населения мира».

- Что такое миграции, эмиграция, иммиграция?

Диалог с учителем.
Отвечают на вопросы;

Высказывают своё мнение;



1.3. Создание проблемной ситуации

Постановка проблемного вопроса. «Люди не перелетные птицы и их перемещение объясняется не биологическими, а общественными причинами».

Н.Н. Баранский.

Как вы это понимаете?

Отвечают на вопрос учителя, озадачиваются,  предлагают различные варианты ответа на вопрос учителя, мотивируются на дальнейшую деятельность.

2. Операционно – исполнительский

2.1. Целеполагание и планирование

Формулирует цель урока: продолжать учиться использовать приобретенные знания и умения для понимания и объяснения мировых процессов современного движения населения планеты.

Говорит о предстоящей работе в группах?

Пытаются самостоятельно формулировать цель и задачи урока, ориентируясь на ключевые слова.

2.2. Поиск способа решения проблемной ситуации

Организует работу групп

 1 группа составляет классифицирующую схему деления миграций на группы по причинам, формам, времени, масштабам. Приводит примеры каждого вида миграций

2 группа исследует трудовые миграции («перекачки мускулов»), выявляет их направления, причины и роль в современной экономике, наносит на контурную карту очаги трудовой  эмиграции и иммиграции.

3 группа исследует процесс «утечки умов», выявляет их причины, направления, роль, наносит на к/к направления стрелками

4 группа исследует проблему беженцев, выявляет и наносит на к/к очаги оттока и притока беженцев. Выявляет проблемы, связанные с этой группой мигрантов и их последствия

2.3. Выбор верного варианта решения, фиксация найденного способа

     Заслушивает сообщения групп учащихся, проверяет их схемы, к/к.

Аргументируют свои ответы, высказывают свою точку зрения на способы решения проблем миграции в современном мире

2.4. Отработка открытого способа в системе упражнений, конкретно-практических действий

Делает вывод о роли миграционной подвижности населения в современном мире. Предлагает задания из ЕГЭ на определение величины миграционного прироста населения по графикам и диаграммам

Задание 21. Используя график, определите показатель миграционного прироста населения в России в 2009 г. Ответ запишите цифрами.

Задание 21. Используя данные диаграмм, определите величину миграционного прироста населения Приморского края в 2010 г. Ответ запишите цифрами.

Рассчитывают величину миграционного прироста населения, используя данные графиков и диаграмм

3. Рефлексивно – оценочный

3.1. Ситуация контроля за выполнением учебных действий

Организует выполнение задания:

Вернемся к терминам, которые мы знали и повторяли в начале урока. Какие бы термины вы добавили сейчас после изучения материала? Напишите в тетради.

Работа в тетради со списком терминов. Зачитывание этого списка.

3.2. Ситуация оценки образовательных результатов

1.1. Что тебе понравилось на уроке больше всего?

1.2.  В какой момент урока ты чувствовал себя особенно успешным?  

1.3. За что бы ты себя похвалил на уроке?

1.4. Что бы ты изменил на уроке в последующем?

 

2.1. Кто и как тебе помогал(и) на уроке при решении задач?  

2.2.    Какие  способы  и  приемы  работы  ты  использовал  на  уроке  (составлял  таблицу,

рисовал схему, составлял тезисы и т.д.)?  

2.3. С кем тебе было интереснее всего работать в группе? Почему?

2.4. Благодаря каким источникам информации ты нашел решение?  

 

3.1. Что нового ты узнал на уроке?  

3.2.  Какие  уже  имеющиеся  у  тебя  знания  понадобились  в  решении   задачи?  

3.3. Какие знания, полученные на уроке, понадобятся тебе в будущем

3.4 Где ты применишь полученные знания?

Учащиеся отвечают на вопросы о полученных на уроке знаниях и умениях.

4. Домашнее задание

Параграф 10, дайте определение понятий синие, белые, золотые воротнички. Ответить на вопрос: имеют ли значение миграции для развития страны?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий учебного занятия для 8, 10 классов

Сценарий урока по теме "Правление Николая Первого: внутрення политика" с использованием технологии проблемного обучения и обучения в сотрудничестве с активным использованием и...

9 класс "Миграция населения России".

Миграция населения страны....

Конспект урока географии 8 класс "Миграции населения"

Конспект изучения нового материала по теме "Миграции населения России"....

Конспект урока географии в 9 классе "Миграции населения в России"

Конспект урока географии в 9 классе "Миграции населения России". Урок построен с использованием технологии учебного исследования. Конспект содержит описание этапов урока-исследования и приложения, нео...

Тема урока по учебно-тематическому плану. Миграция населения

Задачи урока :- предметные: формирование знаний о миграционных потоках России; знать особенности миграция в России;- метапредметные:регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу, определять ...

8 класс.Миграции населения. Люди и труд

1.Вы узнаете о видах миграций и их причинах, научитесь определять основные направления современных миграционных потоков на территории России, сможете называть направления миграционных потоков на разны...

Сценарий учебного занятия 8 класс "Важнейшие классы неорганических соединений"

Сценарий учебного занятия 8 класс "Важнейшие классы неорганических соединений"...