Сценарий учебного занятия 10 класс. Миграции населения.
план-конспект занятия по географии (10 класс)
Овладеть теоретическим знанием в области «Миграции населения мира» с целью использования приобретённых знаний и умений для понимания и объяснения мировых процессов современного движения населения..
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
stsenariy_uchebnogo_zanyatiya_10_klass_migratsii_naseleniya.doc | 317 КБ |
Предварительный просмотр:
СЦЕНАРИЙ УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ ПО ПРЕДМЕТУ
Сведения об авторе | |
Фамилия, имя, отчество (полностью) | Фатьянова Валентина Александровна |
Район | Ленинский район |
Место работы | Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Школа №185» |
Должность | Учитель географии |
Общая информация | |
Образовательная область, учебный предмет | Общественно-научная область |
Класс | 10 класс |
Авторская программа к учебникам (линии учебников или УМК) (если есть) | География. Сборник рабочих программ. Предметная линия учебников «Полярная звезда», 5-11 классы/ А.И.Алексеев, М.А. Бахир, С.В. Ильинский, К.Н. Вавилина, В.В.Николина. - М.: Просвещение, 2020. |
Тема учебного занятия | География населения |
Тема урока или другой формы организации УВП: экскурсия, консультация, проект, лабораторное занятие, практикум, игра и т.п. | Миграции населения (урок изучения нового материала, урок практикум) |
Место урока или другой формы организации учебной деятельности в структуре учебного занятия | 5-й урок из 6, темы «География населения мира» 17-й в курсе «География: современный мир» 10 класса |
Учебная задача
|
Вовлечь учащихся в организационно – деятельностную ситуацию по работе с контурной картой (нанесение на к/к очагов иммиграции и эмиграции «мускулов и мозгов», беженцев). Вовлечь учащихся в нравственно – оценочную ситуацию роли миграций в жизни человечества. Овладеть теоретическим знанием в области «Миграции населения мира» с целью использования приобретённых знаний и умений для понимания и объяснения мировых процессов современного движения населения.. |
Обобщенные цели учебного занятия - планируемые результаты | ||||||
Цель Уровень | Базовый («обучающийся научится») | Повышенный («обучающийся получит возможность научиться») | ||||
Цель – предмет (предметный результат) | Обучающиеся научатся: - описывать по карте основные направления современных миграций населения мира -умение осуществлять классифицикацию миграций по причинам, масштабу, форме и времени; -определять величину миграционного прироста населения отдельных стран мира . | Обучающиеся получат возможность использовать приобретённые знания и умения для анализа информации по картам народонаселения, для осуществления классификации миграций, определения величины миграционного прироста или убыли населения стран мира | ||||
Цель – способ (метапредметный результат) | Обучающиеся: - овладеют способом анализа графиков миграционной подвижности населения - научатся извлекать информацию из различных источников информации (в том числе СМИ), свободно пользоваться справочной литературой при составлению классифицирующей схемы - научатся работать в группе – эффективно сотрудничать и взаимодействовать в ходе оценки роли миграций населения Земли; | Обучающиеся получат возможность осуществлять сравнение стран и регионов мира по миграционной подвижности населения, проводить прогнозирование мировых процессов движения населения | ||||
Цель – ценность (личностный результат) | Обучающиеся убедятся в том, что: - Миграционные процессы играют большую роль в современной мировой экономикеи политике; - Миграции являются неотъемлемой частью жизни современного человека. | Обучающиеся получат возможность формирования толерантного сознания и поведения в поликультурном мире. | ||||
Исходное состояние обучающихся: - имеют опыт…….; - знают (факты, процессы, явления, понятия, теории и т.д.) - могут определять…….; - могут сравнивать, доказывать, аргументировать, сопоставлять; - могут планировать, проектировать, моделировать; - могут контролировать, оценивать и т.д. | Из курса «География», 5 класса учащиеся: - имеют опыт работы с географической картой, опыт составления классифицирующих схем; -знают понятия миграция, эмиграция, иммиграция, репатриация, миграционный прирост или убыль населения (тема Россияне География 8 класс, курс истории); - могут направление миграций по карте (карты атласа 8 класс); - могут сравнивать районы России по миграционной подвижности населения (тема Россияне 8 класс); - могут моделировать процессы перемещения населения в России и за ее пределами; - знают правила работы с контурной картой -могут оценивать влияние миграций на половозрастной состав населения; - могут проводить поиск информации из различных источников, в том числе в сети Интернет; - могут проводить систематизацию и сравнение различной информации; -могут давать описание географических процессов. | |||||
Формы оценки планируемых результатов | Предметный результат | Метапредметный результат | Личностный результат | |||
- Самостоятельный поиск решения учебной задачи. - Выполнение задания на контурной карте -Получение необходимой информации при помощи карты атласа. -выполнение задания по построению классифицирующей схемы | - Умение переводить тестовую информацию в графическую -Умение свободно пользоваться справочной литературой. -Умение работать в группе. - Умение проводить анализ текста и извлекать нужную информацию. -Умение анализировать графики | Опрос: Я повторю… Я узнаю….. Я научусь….. Мне пригодится….. | ||||
Комментарии учителя к учебному занятию или уроку |
Учебно – информационное и техническое обеспечение учебного занятия | |||||
Учебно – информационное обеспечение | Основная литература | Дополнительная литература | Интернет - ресурсы | ЭОРы | |
- УМК линии «Полярная звезда» - Компетентностно – ориентированный урок/А.В.Пашкевич.-Волгоград: Учитель, 2014. -География: формирование универсальных учебных действий: 5-9 классы: методическое пособие/Е.А.Беловолова.-М.: Вентана – Граф, 2014 -Изучение и оценка личностных результатов школьников в соответствии с требованиями ФГОС. Методики/Е.Н.Степанов.-Волгоград: Учитель, 2016. | Энциклопедии и справочники | - Журнал Вокруг света http://www.vokrugsveta.ru/ - Журнал География (приложение к журналу 1 сентября https://vk.com/video254465683_456239460 blob:https://www.youtube.com/043d20e0-b8e2-4cd0-98ce-4a416240091e | Электронное приложение к учебнику | ||
Техническое обеспечение | Персональный компьютер, проектор, колонки. |
Дидактическая структура учебного занятия (урока) и его психолого – педагогическое обоснование | ||||
Этап урока | Подэтап урока | Организация педагогически целесообразного взаимодействия (описываются конкретные методы и приемы, которые использует учитель на каждом подэтапе урока) | Психолого – педагогическое обоснование (представляется смысловая характеристика организуемого образовательного процесса с точки зрения его соответствия требованиям развития обучающихся на конкретной ступени общего образования и педагогической концепции, на которой основывается деятельность учителя) | |
1. Мотивационно ориентировочный | 1.1. Вхождение в контакт |
| Создание комфортной психологической атмосферы урока | |
1.2. Актуализация субъектного опыта обучающихся |
| Переживание успешности практического действия, подтверждение значимости позиции ученика. | ||
1.3. Создание проблемной ситуации (конструктивного конфликта «знания – не знания», «умения – неумения», «понимания – не понимания» |
| Создание проблемной ситуации – это новый поворот в уже знакомом материале, озадачивание. Разрыв непрерывности предметного действия, переживание невозможности дальнейшего движения требует обсуждения сложившейся ситуации. Выход из нее – определение задачи: «мы не знаем решения, но восстанавливаем путь, знаем, куда идти». Здесь возникает учебно-познавательный мотив, направляющий мыслительную деятельность обучающихся. | ||
2. Операционно – исполнительский | 2.1. Целеполагание и планирование | • Формулирование цели урока как прогностической модели ожидаемого результата • Построение ориентировочной основы учебной деятельности (план урока) | Непосредственная постановка ученика в позицию субъекта целеполагания и планирования путем конструирования цели и плана с помощью заданных алгоритмов, представляющих цель в виде гипотезы, предположения, контура, который будет уже в процессе деятельности обрастать “плотью” | |
2.2. Поиск способа решения проблемной ситуации |
| Осуществление данного этапа учебной деятельности связано с содержательным анализом предметного материала, который направлен на поиск и выделение в целостном предмете основного и генетически исходного отношения | ||
2.3. Выбор верного варианта решения, фиксация найденного способа |
| Действие моделирования направлено на отделение содержания от формы с помощью знаково – символических средств представления этого содержания, что выступает существенным показателем понимания учащимися учебной задачи. В действии преобразования модели осуществляется переход от чувственного конкретного представления об исследуемом объекте к получению собственного знания о нем | ||
2.4. Отработка открытого способа в системе упражнений, конкретно-практических действий |
| В психологическом плане на этом этапе происходит интериоризация способа деятельности, а также очерчиваются границы его применимости | ||
3. Рефлексивно – оценочный | 3.1. Ситуация контроля за выполнением учебных действий |
| Установление адекватности выбранной системы действий условиям учебной задачи - учащиеся анализируют правильность и полноту реализуемых действий в ходе решения учебной задачи | |
3.2. Ситуация оценки образовательных результатов |
| Осмысление процесса решения учебной задачи, ее предметных оснований, а также своих способностей к осуществлению данного рода учебных действий, усвоения их принципов построения |
Сценарий проведения учебного занятия | |||
Этап урока или другой формы УВП | Подэтап урока или другой формы УВП | Действия учителя (педагога) | Действия обучающихся (примерные версии ответов) |
1. Мотивационно ориентировочный | 1.1. Вхождение в контакт | 1.1. Организационный момент. Приветственное слово учителя:
| Приветствуют учителя, |
1.2. Актуализация субъектного опыта обучающихся | В Нью-Йорке ирландцев больше, чем в Дублине, евреев больше, чем в Тель – Авиве, есть своя «Литл-Италия» и свой «Чайна-Таун». -Чем вы объясните современную многонациональную структуру населения США? - Сформулируйте тему нашего урока. - Итак, тема нашего урока « Миграции населения мира». - Что такое миграции, эмиграция, иммиграция? | Диалог с учителем. Высказывают своё мнение; | |
1.3. Создание проблемной ситуации | Постановка проблемного вопроса. «Люди не перелетные птицы и их перемещение объясняется не биологическими, а общественными причинами». Н.Н. Баранский. Как вы это понимаете? | Отвечают на вопрос учителя, озадачиваются, предлагают различные варианты ответа на вопрос учителя, мотивируются на дальнейшую деятельность. | |
2. Операционно – исполнительский | 2.1. Целеполагание и планирование | Формулирует цель урока: продолжать учиться использовать приобретенные знания и умения для понимания и объяснения мировых процессов современного движения населения планеты. Говорит о предстоящей работе в группах? | Пытаются самостоятельно формулировать цель и задачи урока, ориентируясь на ключевые слова. |
2.2. Поиск способа решения проблемной ситуации | Организует работу групп | 1 группа составляет классифицирующую схему деления миграций на группы по причинам, формам, времени, масштабам. Приводит примеры каждого вида миграций 2 группа исследует трудовые миграции («перекачки мускулов»), выявляет их направления, причины и роль в современной экономике, наносит на контурную карту очаги трудовой эмиграции и иммиграции. 3 группа исследует процесс «утечки умов», выявляет их причины, направления, роль, наносит на к/к направления стрелками 4 группа исследует проблему беженцев, выявляет и наносит на к/к очаги оттока и притока беженцев. Выявляет проблемы, связанные с этой группой мигрантов и их последствия | |
2.3. Выбор верного варианта решения, фиксация найденного способа | Заслушивает сообщения групп учащихся, проверяет их схемы, к/к. | Аргументируют свои ответы, высказывают свою точку зрения на способы решения проблем миграции в современном мире | |
2.4. Отработка открытого способа в системе упражнений, конкретно-практических действий | Делает вывод о роли миграционной подвижности населения в современном мире. Предлагает задания из ЕГЭ на определение величины миграционного прироста населения по графикам и диаграммам Задание 21. Используя график, определите показатель миграционного прироста населения в России в 2009 г. Ответ запишите цифрами. Задание 21. Используя данные диаграмм, определите величину миграционного прироста населения Приморского края в 2010 г. Ответ запишите цифрами. | Рассчитывают величину миграционного прироста населения, используя данные графиков и диаграмм | |
3. Рефлексивно – оценочный | 3.1. Ситуация контроля за выполнением учебных действий | Организует выполнение задания: Вернемся к терминам, которые мы знали и повторяли в начале урока. Какие бы термины вы добавили сейчас после изучения материала? Напишите в тетради. | Работа в тетради со списком терминов. Зачитывание этого списка. |
3.2. Ситуация оценки образовательных результатов | 1.1. Что тебе понравилось на уроке больше всего? 1.2. В какой момент урока ты чувствовал себя особенно успешным? 1.3. За что бы ты себя похвалил на уроке? 1.4. Что бы ты изменил на уроке в последующем?
2.1. Кто и как тебе помогал(и) на уроке при решении задач? 2.2. Какие способы и приемы работы ты использовал на уроке (составлял таблицу, рисовал схему, составлял тезисы и т.д.)? 2.3. С кем тебе было интереснее всего работать в группе? Почему? 2.4. Благодаря каким источникам информации ты нашел решение?
3.1. Что нового ты узнал на уроке? 3.2. Какие уже имеющиеся у тебя знания понадобились в решении задачи? 3.3. Какие знания, полученные на уроке, понадобятся тебе в будущем 3.4 Где ты применишь полученные знания? | Учащиеся отвечают на вопросы о полученных на уроке знаниях и умениях. | |
4. Домашнее задание | Параграф 10, дайте определение понятий синие, белые, золотые воротнички. Ответить на вопрос: имеют ли значение миграции для развития страны? |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий учебного занятия для 8, 10 классов
Сценарий урока по теме "Правление Николая Первого: внутрення политика" с использованием технологии проблемного обучения и обучения в сотрудничестве с активным использованием и...
9 класс "Миграция населения России".
Миграция населения страны....
Конспект урока географии 8 класс "Миграции населения"
Конспект изучения нового материала по теме "Миграции населения России"....
Конспект урока географии в 9 классе "Миграции населения в России"
Конспект урока географии в 9 классе "Миграции населения России". Урок построен с использованием технологии учебного исследования. Конспект содержит описание этапов урока-исследования и приложения, нео...
Тема урока по учебно-тематическому плану. Миграция населения
Задачи урока :- предметные: формирование знаний о миграционных потоках России; знать особенности миграция в России;- метапредметные:регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу, определять ...
8 класс.Миграции населения. Люди и труд
1.Вы узнаете о видах миграций и их причинах, научитесь определять основные направления современных миграционных потоков на территории России, сможете называть направления миграционных потоков на разны...
Сценарий учебного занятия 8 класс "Важнейшие классы неорганических соединений"
Сценарий учебного занятия 8 класс "Важнейшие классы неорганических соединений"...