Конспект урока географии 8 класс "Миграции населения"
план-конспект урока по географии (8 класс) на тему
Конспект изучения нового материала по теме "Миграции населения России".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект урока "Миграции населения" | 197 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок в 8 классе на тему
«Миграции населения в России»
Цель урока: Знакомство с видами миграции, с понятиями «депортация», «плановая миграция», «утечка умов». Выявить отличие направлений и видов миграции в СССР и в современной России.
Образовательная задача: Изучить виды и направления миграции в СССР и в современной России.
Развивающая задача: Развить умение учащихся работать с тематическими картами, статистическим материалом и публикациями в СМИ
Воспитательная задача: Воспитывать толерантность, уважение к людям разных национальностей, умение слышать окружающих людей.
Оборудование: Компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска, политико-административная карта России, атласы, раздаточный материал, учебник географии 8 класс под ред. Дронова, газетные вырезки, статистический материал
Ход урока
Здравствуйте, ребята!
Сегодня на уроке мы продолжим изучение раздела «Население России». Давайте вспомним, о чем мы говорили на предыдущих уроках.
Разделимся на две команды по рядам. На протяжении урока каждая из команд будет иметь возможность заработать баллы, поэтому будьте внимательны!
- Проверка домашнего задания.
Итак, первый вопрос 1 ряд: Что вы знаете об этническом составе России?
(Россия – многонациональное государство. Каждый из ее народов отличается историческими традициями, культурой, укладом жизни. Малые народности и большие народы представляют человеческие общности – этносы. Этнос – исторически сложившаяся на основе природного окружения группа людей, обладающая определенной территорией, системой поведения, элементами культуры и этническим самосознанием. Этносы объединяются в суперэтносы. Многообразие ландшафтов на территории России привело к мозаичности этносов. В пределах России принято выделять территории с исконно русским населением и области с пестрым национальным составом. Согласно последней переписи населения, на территории России проживало более 100 народов. По сходству языков народы России относят к четырем языковым семьям: индоевропейской, алтайской, уральской, и кавказской. Основная масса населения считают родным свой национальный язык. Большинство республик объявило свои национальные языки государственными. Роль национальных языков сохраняется как в литературном творчестве народов России, так и в официальном общении, на них создаются основные документы. Важную роль в межнациональном общении играет русский язык.)
2 ряд: Что вы можете сказать о городском и сельском населении?
(Все население страны в зависимости от типов поселений, в которых оно проживает, делится на городское и сельское. В Рф город – это населенный пункт с числом жителей более 12 тыс. 85% из которых заняты несельскохозяйственным трудом. Города отличаются друг от друга по многим показателям. Есть малые, средние, большие, крупнейшие, города-миллионеры. Урбанизация – процесс повышения роли городов в жизни общества. Она проявляется в росте числа городов, увеличении доли городского населения, распространении городского образа жизни. Среди больших городов особое место занимают города-миллионеры – это центры огромных скоплений городов – городских агломераций. По территории России города размещены неравномерно, большая их часть находится в европейской России. Вся обитаемая территория, расположенная за пределами городских поселений, называется сельской местностью. Сельские населенные пункты разнообразны по величине, внешнему облику и выполняемым функциям. Сельские поселения распределяются на 3 группы: 1 сельскохозяйственные поселения, 2. Несельскохозяйственные поселения, 3. Смешанные поселения.)
- Изучение нового материала
Замечательно! Вот вы и заработали первые баллы. А теперь давайте посмотрим на экран. Вы видите известных людей. Расскажите, кто это и чем они занимаются?
(Солженицын, Депардье, Меркушкин, Галустян, Шатунов, Терешкина).
Подумайте, что может быть общего у этих людей? (все они когда-то перемещались из одного места в другое).
Сегодня мы с вами поговорим о таком перемещении. Называется оно «миграция населения». Сформулируйте и запишите в тетрадях определение «миграция населения»
Итак, миграция населения – это переселение людей из одного места проживания в другое. (Слово «Миграция» от лат. «миграцио» - «перемещение», «переселение»). Миграцию называют еще механическим движение населения.
А как вы считаете, почему людям приходится менять место своего проживания?
(- по собственному желанию едут искать лучшее место,
- вынуждены искать место работы,
- едут к родственникам,
- из-за болезни меняют климат,
- выходят замуж, женятся,
- война,
- стихийные бедствия)
Правильно. Все это причины или мотивы, по которым людям приходится переезжать на новое место жительства. Мотив – это один из видов миграции.
Давайте посмотрим, какие еще виды миграции существуют:
Что вы можете сказать об истории миграции в России. Выделим ключевые периоды миграции в 20 веке. На карте отметим основные места переселения людей в различные периоды истории (работа по карте у интерактивной доски).
Самая мощная миграция 20 века с 1926 по1988 гг – переселение из села в город (это процесс урбанизации). С чем был связан этот процесс?
(заранее подготовленный ученик делает сообщение у доски:
На протяжении всей своей истории Россия неустанно создавала новые города, что в значительной степени было связано с расширением и освоением государственной территории, и в XX веке Россия убедительно подтвердила право называться страной новых городов
Новые города были нужны для обустройства страны, ее рациональной территориальной организации, они требовались для освоения ресурсов. Что касается существующих городов, то и они также активно развивались. Все бывшие губернские центры, многие десятки других, менее значительных городов, имевших благоприятные предпосылки развития, выросли в десятки раз, о чем говорят примеры Челябинска, Череповца, Тюмени, Орска и др
Главным фактором советской урбанизации выступила промышленность, преимущественно тяжелая. Урбанизация развивалась на волне индустриализации.
Правда, следует отметить, что в ряде случаев возникшие на базе промышленности центры постепенно превращались в многофункциональные города. И в этом положительную уже роль играла та же промышленность, "обрастая" научными учреждениями, проектно-конструкторскими бюро, учебными заведениями, создавая театры, дома культуры, музеи, библиотеки, поскольку развитие социальной сферы и жилищно-коммунальное строительство финансировалось через промышленные предприятия. Такой путь совершили Иваново, Новокузнецк, Тольятти. Ряд промышленных центров — Иваново, Челябинск, Волгоград, Брянск, Тюмень, Липецк, Курган — были "выдвинуты" промышленностью на роль областных центров, которые "по определению" развиваются как многофункциональные города.
Особенности урбанизации наложили сильный отпечаток на состав российских городов, наделили их характерными чертами.
Многочисленные "сельские города" скрывают под городским статусом свою сельскую сущность. Во многих случаях их сельское происхождение выдает имя, которому не догадались придать городского звучания — Алексеевка, Жуковка, Бугурлиновка, Козловка и т. д. Развивая городские функции, они не отказываются и от прежних сельских. На Кубани, в Ставрополье, на Дону не менее половины городов — бывшие станицы. Сельских городов много в Поволжье, на Южном Урале и Алтае.
Важнейшим итогом урбанизации явилось формирование больших городов (свыше 100 тыс. жителей каждый) — многофункциональных центров, обладающих разносторонним потенциалом развития и способных выступить в качестве центров роста.
Среди 47 новых больших городов-новостроек советского времени есть представители разных функциональных типов: областной центр Магадан, порт Находка, научно-производственные центры Обнинск и Северск. Однако преобладают промышленные центры. Нередко они представляют своеобразный "специализированный комплекс", например, металлургический в Магнитогорске, химический в Нижнекамске, Салавате, Дзержинске, Ангарске, автомобилестроительный в Тольятти и Набережных Челнах.
В пределах всей страны большие города за небольшим исключением (9 городов Севера) обосновались на экономически активной территории, составляющей 1/3 площади России. Такое распределение понятно, принимая во внимание экстремальность природных условий на Крайнем Севере.)
Расскажите о насильственных переселениях 20 века
(Мы сегодня не можем не сказать о черных страницах нашей истории – насильственном переселении или депортации, которые неоднократно проводились в сталинское время. Первый отток – это высылка «раскулаченных» крестьян в 1929-1932 годы. Сотни тысяч человек были высланы в тайгу, тундру, в пустынные степи. Это их руками построены Беломорско-Балтийский канал, Магнитка, Кузнецкий металлургический комбинат.
В конце 30-х годов выселялись из своих мест представители духовенства, бывшие
члены любых политических партий, интеллигенция. Жертвами репрессий, расстрелянные как враги народа, были и ученые, и рабочие, и крестьяне.
В конце 30-х годов начался процесс «переселения народов».
1. В 1937 году в течение двух недель из Приморья в Среднюю Азию и в Казахстан
переселены 200 тысяч корейцев.
2. После присоединения Западной Белоруссии и Западной Украины в 1939 году во
внутренние районы Сибири и на Дальний Восток выселены поляки и украинцы. В 1940 году – латыши, литовцы и эстонцы.
3. В 1943 году в Сибирь, Казахстан были вывезены чеченцы, ингуши, балкарцы, крымские татары, калмыки, турки-месхетинцы, греки, карачаевцы и др. В 1956-57 гг. народы Северного Кавказа были возвращены на свою родину
4. С Поволжья выселили в Казахстан, Сибирь и на Дальний Восток более миллиона немцев.)
Это процесс называется «депортация», зафиксируйте в тетрадях.
А что вы можете сказать о добровольных миграциях в истории страны?
(В истории нашей страны были такие времена, когда патриотически настроенные молодые люди, комсомольцы, по зову партии переселялись в необжитые районы. Вы, конечно, слышали о великих стройках Советского Союза:
1) В конце 20-х годов среди дальневосточной тайги начал строиться Комсомольск-
на-Амуре с судоверфью.
2) В 50-60-е годы молодежь со всех республик СССР приезжала в Казахстан и на юг Западной Сибири для освоения целинных земель.
3) Стройки крупнейших ГЭС на сибирских реках, освоение месторождений угля в
Кузбассе, нефти и газа в Западной Сибири позвали к себе тысячи молодых людей.
4) На стройку века – БАМ – ехали романтики проверить свои силы.)
Это «плановые миграции», пометьте у себя в тетрадях.
На сегодняшний день происходят обратный процесс – с севера население стремится уехать на юг. Как вы думаете, почему? (истощение месторождений полезных ископаемых, плохие климатические условия, экологическая ситуация)
А из городов все едут в пригород. По какой причине? (экология, плохая атмосфера, тишина)
Мы с вами озвучили миграционные движения внутри территории страны. Но есть и такие виды миграции, которые предполагают выезд за пределы страны. Это «эмиграция». Запишите.
Приведите примеры известной вам эмиграции (политические, «утечка умов», экономические).
Давайте обратимся к учебнику. Проанализируем диаграмму на стр. 213 рис. 70. Что вы можете сказать, глядя на этот график? (большая часть населения России эмигрирует в Германию, Израиль, США, потому что там созданы хорошие условия для проживания и личного роста людей)
Но, кроме жителей, желающих уехать из нашей страны, есть люди, которые хотят жить в России. Это «иммигранты». Пометьте у себя в тетрадях. Иммигранты в России – это выходцы из бедных стран Азии и Африки. Можно выделить три потока иммигрантов, в зависимости от целей, которые они преследуют в нашей стране:
- Экономические иммигранты, ищут работу (китайцы, вьетнамцы, турки)
- Транзитные мигранты, пытающиеся через Россию выехать в западные страны
- Беженцы, вынужденные переселенцы, спасающиеся от войны и других стрессовых ситуаций (афганцы, сомалийцы, эфиопы)
- Зачастую это жители новых независимых государств, образовавшихся после распада СССР, так называемые «реэмигранты», запишите.
- Закрепление
А сейчас я предлагаю вам закрепить полученные знания и продолжить командное соревнование. Здание следующее. Каждый ряд по очереди составляет портрет человека, решившего добровольно сменить постоянное место жительства (образование, семейное положение, здоровье, черты характера) используя только прилагательные. Двое будут фиксировать прилагательные на доске. А потом мы посмотрим, какая команда оказалась ближе к среднестатистическому мигранту. Итак, начинает первый ряд.
Теперь посмотрите на доску. Это портрет среднестатистического мигранта. Какой ряд был точнее? Хорошо. Выставляем баллы.
Давайте обратимся к процессам миграции, которые происходят в нашем районе. Я предлагаю вам проанализировать первые три абзаца статьи «Преданный спорту» из Рузаевской газеты от 1 февраля 2013 г. О каких видах миграции говорится здесь? (выделяем ключевые фразы, в которых имеется информация о миграционных процессах)
- Родом из Мордовии Учился в Смоленске – социально-экономическая, временная, внутренняя, организованная
2. По распределению предложили Липецк – социально-экономическая, вынужденная, постоянная, внутренняя,
3. Отказался и поехал в Сыктывкар – социально-экономическая, семейно-бытовая, постоянная, организованная, внутренняя
4. Жена из Сыктывкара живет с мужем в Мордовии – семейно-бытовая, внутренняя, постоянная
5. Служба в армии – вынужденная, социально-экономическая, временная, внутренняя
6. Вернулся жить в Мордовию – социально-экономическая, семейно-бытовая, организованная. внутренняя)
Замечательно! А вы сами можете привести примеры миграции членов вашей семьи? Каковы были причины смены места жительства? Как это сказалось на дальнейшей судьбе всей вашей семьи и родственника, который мигрировал? (отвечают несколько учеников)
То есть, миграция играет важную роль в жизни каждого человека. И все люди хотя бы раз в жизни мигрируют, осознанно или сами того не зная.
А сейчас предоставляю вам последний шанс заработать баллы. Закрепим новые термины, о которых сегодня говорили на уроке. Один ряд называет термин – второй ряд говорит определение. А затем меняемся ролями. Каждый ряд называет по три термина. Если соперники не ответили – значит, ответ дает та команда, которая назвала термин и получает за это дополнительные баллы. Приступим!
(термины: 1 ряд - миграция, депортация, «утечка умов», иммиграция;
2 ряд – плановые миграции , реэмиграция, беженцы, эмиграция)
Ну что, подведем итоги. На сегодняшнем уроке большее количество баллов заработал … ряд. Молодцы! … ряд тоже хорошо поработали и всего чуть-чуть уступили пальму первенства!
Что же нового вы узнали из сегодняшнего урока? (виды миграции, историю миграции в России, научились искать информацию о миграции в тексте)
Я считаю, что мы справились с поставленными задачами! Молодцы.
- Объявление оценок.
- Домашнее задание
1 группа: подготовить лекцию по теме «миграция населения России» на 10 минут. Продумать, для какой аудитории будет эта лекция, и какими терминами вы будете оперировать.
2 группа: подготовить презентацию кроссворда из 10-12 слов на тему «Миграции Населения России»
3 группа: подготовить 5-7 тестовых вопросов в форме презентации по заданной теме
Всем спасибо за работу, урок окончен! Всего доброго!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка - конспект урока географии в 9 классе по теме "Население"
Данный урок был посвящен 75-летию Челябинской области. Тема - Население Челябинской области. 9 класс. На уроке использован краеведческий материал. Форма работы - групповая....
конспект урока географии 7 класс по теме "Население Африки"
Учебное занятие по теме «Население Африки» построено с использованием информационно-коммуникативных технологий, которые позволяют разнообразить учебное занятие, насытить...
конспект урока географии 7 класс по теме "Население Африки"
Учебное занятие по теме «Население Африки» построено с использованием информационно-коммуникативных технологий, которые позволяют разнообразить учебное занятие, насытить...
Конспект урока географии в 10 классе на тему: "Численность и воспроизводство населения мира. Демографическая политика".
Представленный конспект урока географии в 10 классе на тему: «Численность и воспроизводство населения мира. Демографическая политика» имеет личностно – ориентированный подход. Вся работа на урок...
Конспект урока географии по теме:Численность населения Земли. расы. 6 класс
Конспект урока географии по теме: " Численность населения" 6 класс...
Конспект урока географии "Население мира" 10 класс
Конспект содержит подробный теоретический материал по теме "Население мира"...
Конспект урока географии. Великобритания население, культура, обычаи и традиции. Школа VIII вида
Конспект урока географии. Великобритания население, культура, обычаи и традиции. Школа VIII вида...