Тема урока по учебно-тематическому плану. Миграция населения
методическая разработка по географии (9 класс) на тему
Задачи урока :
- предметные: формирование знаний о миграционных потоках России; знать особенности миграция в России;
- метапредметные:
регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу, определять последовательность действий при решении поставленной задачи.
познавательные: самостоятельно формулировать познавательную цель, осуществлять смысловое чтение, умение выявлять причинно-следственные связи, сравнивать, обобщать факты и понятия
коммуникативные: проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных познавательных задач, формулировать собственное мнение и позицию.
- личностные: воспитание чувства само- и взаимоуважения; развитие сотрудничества при работе в парах; воспитание интереса к географии, как науке
Тип урока: урок первичного предъявления новых знаний
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_migratsiya_naseleniya.doc | 95 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока по учебно-тематическому плану.
Миграция населения
Предмет: география Класс: 9
УМК: Учебник Е.М. Домагацких.Н.И. Алексеевский; Н.Н. Клюев –«Русское слово»; компьютер, мультимедийная установка, контурные карты – индивидуальные карточки с заданиями на урок; презентация «Миграция населения»;Дидактический материал с компетентностно-ориентированными заданиями (КОЗ).
Цель и задачи с указанием компетенций:
образовательная: создать условия для осмысления блока новой информации средствами критического мышления: знать особенности миграции России, уметь объяснять направления миграций в России;
развивающая:
уметь использовать дополнительную литературу для расширения знаний о процессах миграции в России; развитие интереса к предмету; познавательной активности;
Развивать основные компетенции:
Информационная:
- извлечение первичной информации, второй уровень;
- первичная обработка информации (систематизирует извлеченную информацию в рамках простой заданной структуры), первый, второй уровень;
- обработка информации (делает вывод на основе полученной информации), второй уровень.
Коммуникативная:
- продуктивная групповая коммуникация, уровень первый, второй
- публичное выступление, уровень первый
воспитательная:
Воспитание у учащихся эстетического вкуса, стремления к знаниям, уважения к историческому прошлому.
Задачи урока :
- предметные: формирование знаний о миграционных потоках России; знать особенности миграция в России;
- метапредметные:
регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу, определять последовательность действий при решении поставленной задачи.
познавательные: самостоятельно формулировать познавательную цель, осуществлять смысловое чтение, умение выявлять причинно-следственные связи, сравнивать, обобщать факты и понятия
коммуникативные: проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных познавательных задач, формулировать собственное мнение и позицию.
- личностные: воспитание чувства само- и взаимоуважения; развитие сотрудничества при работе в парах; воспитание интереса к географии, как науке
Тип урока: урок первичного предъявления новых знаний
Формы организации познавательной деятельности обучающихся: коллективная, индивидуальная, работа в парах.
Ожидаемые результаты: Учащиеся должны знать особенности миграции в России, уметь выявлять причины миграции, усвоить новые географические понятия, развивать навыки работы с текстом учебника, учебной и контурной картой (коммуникативные навыки).
Технологическая карта урока.
Этап урока | Методическая характеристика этапа: задачи, методы создания развивающей среды | Деятельность педагога | Деятельность обучающихся, направленная на реализацию каждого компонента образовательной компетенции |
1.Организационный. 2.Актуализа-ция знаний. 3.Изучение нового материала: а)постановка цели, мотивация, б)планирование предстоящей работы, в)открытие нового знания. 4.Первоначальное осмысление и закрепление. Этап самопроверки Закрепление изученного материала 5.Итоги урока. 6.Рефлексия. 6.Домашнее задание. | Приветствие. Задача: 1.Настроить учащихся на познавательную деятельность. (Коммуникативная компетентнось). Задачи: 1.Выявить уровень знаний по данной теме; Актуализация знаний, определение ключевых понятий, необходимых для усвоения нового материала, расширения и систематизации материала по теме. Цель. Сформулировать у учащихся понятие «миграция», познакомить с типами классификаций миграций населения. Методы: 1.Коллективное целеполагание. (Учебно-познавательная компетенция 1.Моделирование деятельности. (Учебно-познавательная компетенция) Задача: 1.Формирование основ теоретического мышления 2.Развитие умений находить общее, отличное, закономерности. 3.Воспитание способности высказывать свою точку зрения. 4.Формирование способности каждого ученика к участию в работе. 1.Определять содержание и последовательность действий для решения поставленной задачи. 1.Поиск информации в справочной литературе. (Информационная компетенция). 2.Работа с учебником. 3.Обработка информации-выстраивание логических, причинно-следственных связей. (Информационная, общекультурная компетенции). 4.Учебный диалог. (Коммуникативная компетенция). Цель: закрепление знаний о внешней миграции Развитие способности контролировать процесс своей деятельности. Задача: 1.Формирование способности объективно оценивать меру своего продвижения к цели урока. Методы: 1.Учебный диалог. 2.Коллективное подведение итогов, оценивание работы. (Учебно-познавательная, ценностно-смысловая компетенции). 1. Задание по группам для самостоятельной работы. (Социально-трудовая компетенция, коммуникативная). Задача этапа: закрепление знаний, полученных на уроке, проверить степень понимания и знания изученного материала Формирование умения анализировать результаты своей деятельности, а также сам процесс деятельности и своё отношение к этому процессу. Задача: 1.Формирование способности объективно оценивать меру своего продвижения к цели урока. Методы:
Оценка работы учащихся на уроке Формирование умения анализировать результаты своей деятельности, а также сам процесс деятельности и своё отношение к этому процессу. Задача: 1.Закрепить дома полученные знания на уроке, Формирование положительного отношения к своей деятельности. Мотивация к дальнейшей работе и преодолению трудностей, встречающихся в жизни
| Учитель: Психологический настрой на урок. -Здравствуйте. Пожелаем хорошего настроения Учитель: Вижу, что вы готовы к работе. Мы отправляемся с вами в очередное путешествие по Великой Стране География. Удачи вам и новых открытий! Ребята, мы несколько уроков знакомимся с населением России. Наша Родина велика. Необозримы и прекрасны её просторы. Но самое прекрасное – это наш народ. Тот, кто пашет землю, строит, кто владеет техникой и наукой, создаёт будущее и всегда готов встать на защиту своей Родины. Для того чтобы беззаветно любить свою страну, надо знать её историю, уметь ценить и понимать красоту, созданную и завещанную нам нашими славными предками. А главное, любить свой край. На фоне мелодии песни «Уголок России - отчий дом» учитель читает: У каждого есть Родина своя, У каждого есть маленькое солнце. На родине заботы не томят, На родине и радостней поётся. У каждого есть Родина своя, У каждого есть дом, где он родился, Вот так у нас в народе говорят. У каждого есть Родина своя, А Родина солгать не позволяет, И если я встречаюсь с негодяем, То Родина мне силы умножает У каждого есть Родина своя, А Родина для каждого святая. Николай Дружков Именно после этого стихотворения мне хочется узнать, насколько хорошо вы изучили предыдущею тему урока. Какую тему мы изучали на прошлом уроке? А для этого, я проведу небольшой тест. Все вопросы мы разбирали с вами в ходе предыдущих уроков, поэтому они хорошо вам знакомы. Возьмите листочки (ребята их готовят заранее, подписав фамилию, класс, вариант), приготовились, начинаем Учитель: Помните, там есть такие строки: “У каждого есть Родина своя, У каждого есть дом, где он родился…” Вспомнили?!.. А теперь я прошу поднять руки тех, кто родился в селе Кусочи . Спасибо. А теперь, тех – чья Родина далеко отсюда. Вот видите ребята, среди вас есть одноклассник который приехал в наше село, т.е. изменило своё место проживания. Учитель. - О чём мы сегодня узнаем на уроке? Именно об этом мы поговорим на сегодняшнем уроке, - и так тема нашего урока: Учитель. Всем вам известна поговорка: «Рыба ищет – где глубже, а человек – где лучше». Велика Россия, но россияне уже почти тысячу лет стремятся увидеть весь свет, кто-то остаётся на Родине, кто-то уезжает из России, кто-то возвращается, т.е. постоянно происходит перемещение населения или миграции. Сегодня на уроке мы будем находить ответ на вопрос: что заставляет людей переезжать с места на место, как и почему происходят эти переселения. Проблема. Во многих селах основное население составляют пожилые люди, причем преобладают женщины, некоторые села обезлюдели, а многие совсем исчезли. Подумайте и скажите, какова цель нашего урока, воспользовавшись ключевыми словами. Сегодня на уроке узнаем План:
Сегодня на уроке мы познакомимся с одним из демографических процессов – миграцией, видами, причинами, последствиями. Ребята, записываем число, тему и эпиграф к нашему уроку: « Люди, не перелетные птицы, и их перемещение объясняется не биологическими, а общественными причинами» Н.Н. Баранский Учитель. Дайте определение, что такое миграция? Каковы бывают причины миграции? (Приведите причины миграции населения) Какая из этих причин самая главная? Но самая главная- экономическая. Виды миграции Внешние миграции связанны с переселением из одной страны в другую. Внутренние миграции происходят в пределах одной страны. Учитель. Скажите какая из этих видов миграции влияют на численность населения страны? Внешняя миграция по направлению движения людей подразделяется на эмиграцию и иммиграцию. Эмиграция – выезд людей из своей страны. Иммиграция – въезд населения в страну. Учитель. Ребята приведите примеры, когда люди меняют место жительство в стране. С чем это связано?
3.СЕЛО-ГОРОД 4.ТРУДОВЫЕ Учитель. Скажите кто в основном осуществляет миграцию? 5.ДЕПОРТАЦИЯ
Миграции населения бывают добровольными и вынужденными. Назвать Добровольные (причины): 2.Вопрос к учащимся? Итак, основными причинами вынужденных миграций были и есть Внешняя миграция Так, не приняв социальную революцию в России, с 1917 по 1930 гг. из страны эмигрировали Бунин, Куприн, Набоков, Цветаева и многие другие. Будучи за границей, эти люди сохраняли любовь к родине, были настоящими патриотами своей страны. Сергей Есенин, оказавшись за границей в качестве путешественника, ощутил на себе силу чувства тоски по родине и выразил его в строчках стихотворения: “Я покинул родимый дом… Но миграции вынужденные были характерны не только для 17-30-х. годов, но и для 60-х, 90-х. В связи с распадом СССР русские были вынуждены покидать территории бывших союзных республик (Казахстана Средней Азии, стран Закавказья и др.) т.к их всячески притесняли на территориях других государств. Эти люди явились беженцами, либо вынужденными переселенцами. Какова география потока иммигрантов и эмигрантов Внешняя миграция первая крупная миграционная волна возникла после отмены крепостного права. Освобожденные крестьяне мигрировали на УРАЛ, в южные районы СИБИРИ для освоения новых земель. Но многие отправились и в Америку Канаду, США, Аргентину. Учитель: Ребята вспомните два крупных периода усиления внешней миграции. Определите, какие группы иммигрантов приезжают в Россию. Разность между числом прибывших в страну и числом выбывших за ее пределы за определенный срок называется миграционным приростом. Он рассчитывается так же, как естественный прирост. Фронтальная беседа с классом:
Что значит вынужденные миграции За две недели до нашего сегодняшнего урока получили задание провести социологическое исследование по оценке населением нашего села. Сейчас мы проверим выполнение вами задания. (Ребята проводят небольшой анализ социологического исследования. Затем идет небольшая дискуссия
1 Задание: Определи, какой вид миграции совершает каждый участник истории. Может быть, и несколько видов одновременно. Иванов получил долгожданную премию и решил отправиться из пыльной Москвы на озеро Байкал - в отпуск. Купив билет, заскочил к Сидорову – поделиться радостью и вдруг узнал, что тот переехал из России на постоянное место жительства в США. Прабабушка Сидорова была очень недовольна. Сама-то она в годы войны с фашистами была угнана в Германию, а затем возвратилась на родину после победы. Иванов посетовал, что не застал друга и побежал делиться радостью к сестре Наташке. Но сестры тоже дома не оказалось: заключила контракт и уехала на 2 недели в Нефтеюганск контролировать нефтедобычу в Западной Сибири. Зато встретил свою тетку, которая раньше жила в Таджикистане, но из-за ухудшения положения русского населения навсегда переехала жить в Россию. “Вот это миграции”, - подумал Иванов и отправился домой собирать чемоданы. Наш урок подошел к концу, мне хотелось бы узнать, что вам на уроке понравилось или не понравилось. Учитель; вспомните всё, о чём мы сегодня говорили на уроке. - Какую учебную задачу мы решали?
Что было для вас более интересным? Спасибо всем за помощь и участие, благодарю за работу. Я ставлю сегодня оценки… Изучение темы завершено. Качество, глубину и прочность знаний покажет опрос следующего урока. А сейчас, в завершении урока я предлагаю вам составить синквейн о миграции Правила составления перед вами на слайде:
Учитель анализирует синквейн Задание: На контурной карте России отметим знаками города, где бы вы хотели…
А закончить сегодняшний урок мне бы хотелось словами поэта Стихотворение “Родина” Я покинул родимый дом, Голубую оставил Русь. В три звезды березняк над прудом Теплит матери старой грусть. Золотою лягушкой луна Распласталась на тихой воде. Словно яблонный цвет, седина У отца пролилась в бороде. Я не скоро, не скоро вернусь! Долго петь и звенеть пурге. Стережет голубую Русь Старый клен на одной ноге. И я знаю, есть радость в нем Тем, кто листьев целует дождь, Оттого, что тот старый клен Головой на меня похож. | Учащиеся отвечают (Размещение населения) Учащиеся выполняют тестовую работу. (Дети поднимают руки) Учащиеся отвечают дети отвечают какая тема сегодняшнего урока) “Миграции населения” Учащиеся формулируют цель и план урока Дают определения миграции Ответ учеников (внешняя) Ответ учеников (сезонные рабочие из других районов отдых на море.)) Ответ учеников: в учебнике (с.16, 2 абзац, читают и отвечают), «человеческое общество, общество». (Сообщение миграции из села в город) Работа с учебником( рис 25) Ответ молодые люди в трудоспособном возрасте) 1.Стремление найти лучшие условия для жизни. : 1.Крупные природные катострофы;
3.Политическая ситуация в стране (в том числе войны, революции (сообщение о депортации) Работа с учебником(рис 27 стр 64) (В период революции 1917г ода и гражданской войны интеллигенция, дворяне, духовенство мигрировали в Западную Европу во Францию) Вторая волна конец 80-х. страну покидали евреи, немцы, греки. Сообщение «Утечка умов». Работа со Слайдом 22 (Работа с учебником рис 27) Пожалуйста, руководители групп, отчитайтесь о проделанной работе. Ответ: Иванов – временная, сезонная, эпизодическая. Сидоров – эмигрант. Прабабушка Сидорова – в годы войны – насильственная; после победы – репатриация. Наталья (сестра Иванова) – трудовая вахтово-экспедиционная миграция. Тетка Иванова – Ответы детей. Используя приём «свободный микрофон» высказывают своё мнение по заданным вопросам.
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тема урока:«Япония: территория, население, традиции" ( 9 класс, СКОУ VIII вид)
Тема урока:"Япония: территория, население, традиции"( 9 класс)Ребята, мы совершим путешествие в страну, которую называют очень странно - «Страна - наоборот». И для этого есть все основания...
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА. Тема урока: Урбанизация. Городское и сельское население. Расселение населения России.
Урок по теме "Урбанизация. Городское и сельское население России", будет в помощь учителям работающим в 9 классе. На данном уроке используются ЭОР нового поколения....
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА. Тема урока: Урбанизация. Городское и сельское население. Расселение населения России.
Урок по теме "Урбанизация. Городское и сельское население России", будет в помощь учителям работающим в 9 классе. На данном уроке используются ЭОР нового поколения....
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА. Тема урока: Урбанизация. Городское и сельское население. Расселение населения России.
Урок по теме "Урбанизация. Городское и сельское население России", будет в помощь учителям работающим в 9 классе. На данном уроке используются ЭОР нового поколения....
Методические рекомендации к проведению урока. Тема урока: «Население и политическая карта Африки»
Методические рекомендации к проведению урока. Тема урока: «Население и политическая карта Африки»Тип урока. Изучение нового материала.Цели урока:Обучающие: познакомить с народами, населяющ...
Учебно-тематический план работы тренера-преподавателя Сиротенко Марины Сергеевны, МБОУ СОШ №4 по теме «Современный урок иностранного языка. Системно-деятельностный подход в образовательном процессе»
Цель: повышение профессиональной компетенции учителей английского языка образовательных организаций автономного округа для улучшения качества преподавания английского языка и уровня подготовки обучающ...
Урок - проект по курсу «География России. Население и хозяйство. Тема урока «Природные ресурсы»
Урок с использованием современной технологии проектов имеет направленность не только на интеграцию имеющихся фактических знаний, но и на их применение с учётом дифференцированного подхода и возможност...