выступление на МО
статья по географии

Волохова Татьяна Миннехаевна

Метод проектов как условие развития творческой личности

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДЯЧКИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

Почтовый адрес: 346054, Ростовская область, Тарасовский район, сл. Дячкино, ул. Мира,16

Телефон:(886386)35-2-48,35-2-08

Юридический адрес: 346054, Ростовская область, Тарасовский район, сл. Дячкино, ул. Мира,16

E-mail: dyachkino_sosch@mail.ru

Выступление на МО учителей естественно-математического цикла

 На тему: «Метод проектов на уроках географии»

(из опыта моей педагогической деятельности)

Выполнила: учитель географии Волохова Т.М.

 с.Дячкино

2018г.

    Государственный стандарт образования определяет в качестве приоритетной задачи в преподавании географии формирование географической компетентности выпускников школы.

Географическая компетентность - использование в практической деятельности и повседневной жизни разнообразных географических методов, знаний и умений, а также географической информации. В связи с выше сказанным более актуальным становится поиск технологий обучения, которые могли бы создавать условия для реализации компетентностного подхода в географическом образовании школьников. Одной из таких технологий является проектное обучение. Под ним понимается целенаправленная учебная деятельность по определенной программе для решения поисковых, учебных, исследовательских, практических задач на предметной, межпредметной и надпредметной основах.

       В современном мире образование рассматривается как процесс, направленный на развитие и саморазвитие личности учащихся. Переход от индустриального к постиндустриальному обществу приводит к повышению спроса на творческую личность, способную находить нестандартные пути решения существующих проблем. В этой связи особую значимость приобретают развивающие технологии, одной из которых является метод проектов.

         Особую значимость в реализации метода проектов имеет курс «География России». Данный курс рекомендован Министерством образования для широкого использования в учебном процессе проектной деятельности. Также следует отметить высокие образовательные возможности, мировоззренческую значимость курса, завершающего географическое образование в основной школе, что создаёт благоприятные условия для личностного и профессионального самоопределения учащихся. Кроме того, комплексность содержания даёт возможность поиска и решения различных проблем, находящихся на стыке интеграционных связей географии. Немаловажное значение имеет сформированность опорных знаний и умений у учащихся 5- 9-х классов.
                     Организационная структура проектной деятельности

        Проектная деятельность очень сложна и многообразна. По своей организационной структуре проектная деятельность представляет собой многоступенчатую систему взаимообусловленных и взаимосвязанных этапов.

        Проектное обучение в школьной географии: теория и практика» выделяет следующие методические условия реализации проектного обучения:

  • взаимодействие учителя и учащихся;
  • реализация проектного цикла;
  • учебно-методическое сопровождение учащихся в методе проектов;
  • самостоятельность учащихся .

Целью учебно-методического сопровождения учащихся, выполняющих проект, является устранение препятствий, мешающих успешной его реализации. Сущность учебно-методического сопровождения проявляется в предоставлении учащимся адресной (дифференцированной) помощи. Содержание и методы помощи определяются характером затруднений, испытываемых учащимися в работе над проектом, в общении с товарищами. Вариативность, многообразие приёмов зависит от профессионализма учителя географии, его искренней заинтересованности в судьбе каждого ученика. Основными направлениями деятельности учителя географии по учебно-методическому сопровождению проектной деятельности учащихся являются:

  • максимальное содействие полноценному интеллектуальному и личностному развитию каждого школьника;
  • создание эмоционального и психологического комфорта в учебных группах, реализующих проекты;
  • консультирование учащихся на каждом этапе проектной деятельности путём организации адресной индивидуальной или групповой помощи;
  • обеспечение свободного доступа учащихся к необходимой информации;
  • содействие учащимся в достижении результатов проекта;
  • партнёрская позиция учителя в проектной деятельности.
    Важным методическим условием в рамках рассмотрения процессуального аспекта проектирования является 
    самостоятельная деятельность учащихсяИменно это условие обеспечивает во многом положительный результат использования технологии в учебном процессе. Как было отмечено, метод проектов предполагает высокий уровень самостоятельности учащихся, но вместе с тем, это не препятствует участию в проектной деятельности учащихся с низким и средним уровнем самостоятельности, особенно при использовании групповой работы. В такой ситуации происходит взаимообогащение участников группы, и уровень развития сильных - становится фактором развития слабых учащихся. Презентация и рефлексивный анализ деятельности - это итог работы над проектом, публичность этих видов деятельности даёт возможность всесторонне оценить и проанализировать проект, именно она обеспечивает особую конструкцию урока, организацию деятельности учащихся, направленную на получение актуальных выводов - ценностей.

                                 

                                                     Из опыта моей работы.

    Учебный проект по географии - это творческая, в значительной мере самостоятельная деятельность школьников, предполагающая:

  • Поиск информации, необходимой для реализации идей проекта, анализ и обобщение собранного материала;
  • Выработку гипотез собственных исследований, экспериментальную их проверку, теоретическое обоснование выдвигаемых идей;
  • Социально значимую практическую деятельность по результатам проведенных исследований.

Остановимся на разных типах проектов.

I. Интеллектуально-эвристические проекты (информационные) - проекты, направленные на поиск, анализ и личностную оценку знаний о чем-либо. Подобные проекты целесообразно создавать при изучении курса "Глобальная география" в 10 классе гуманитарного профиля, так как содержание курса изобилует интересными темами для самостоятельного изучения. В этом случае в каждом классе формирую временные творческие группы, формулирую задание, консультирую, показываю проекты учащихся прошлых лет, определяю время презентации проекта (7-8 минут).

Проектное задание:

1. Найти интересную информацию по теме.

2. Структурировать содержание по схеме:

  • суть глобальной проблемы;
  • доказательства ее глобальности в 21 веке;
  • связи с другими проблемами;
  • географические аспекты проблемы (где и как она проявляется?);
  • пути решения проблемы.

3. Создать мультимедийную презентацию.

4. Подготовить доклад.

5. Защитить творческую работу.

  • Программа курса "Глобальная география" интересна тем, что в ней содержатся вопросы межпредметного характера, это позволяет создавать интегрированные проекты, например:
  • "Глобальный информационный кризис. "Муравьи, пожирающие слона" (география - информатика);
  • "Глобальный кризис духовности и нравственности в обществе: географические аспекты" (география - обществознание);
  • "Глобальная проблема освоения космоса" (география - физика-астрономия);
  • "Глобальный экологический кризис" (география - биология);
  • "Мир болен раком и этот рак - человек" (география - социология);
  • "Глобальная урбанизация: за и против" (география - биология - обществознание).

Для защиты проектов в календарно-тематическом планировании выделяются 8 уроков в год при 68-часовой программе. Работы старшеклассников оцениваются с помощью метода независимых экспертных оценок. Для этого каждый обучающийся получает лист экспертной оценки, где выставляет баллы по следующим критериям:

Информационная компетентность (качество отбора и структурирования информации);

Коммуникативная компетентность (организация общения, ответы на вопросы).

В 10-м классе информационные проекты направлены на создание географических образов изучаемых регионов и стран, например:

  • "Восемь причин экономического чуда Японии";
  • "Азиатские тигры: рывок вперед";
  • "Австралия - страна наоборот".

Несмотря на то, что информационные проекты краткосрочные и самые простые, их разработка полезна как для школьников, так и для учителя. У старшеклассников последовательно формируются ключевые (метапредметные) компетентности, а у учителя накапливается банк интересной дополнительной информации по различным темам курса географии, что в последствии позволяет педагогу разнообразить методику проведения уроков.

II. Исследовательские проекты - проекты, имеющие четко обозначенную исследовательскую проблему.

Данный тип проектов сложен, поэтому выполнять их могут не все школьники, а только те, которые имеют интерес к исследовательской работе и соответствующую подготовку.

Поэтому в 9 классе предлагаю школьникам изучить следующие спецкурсы:

  • "Теория и методика исследовательской работы";
  • "Исследовательское поведение школьников".

Все исследовательские проекты долгосрочны, являются монопроектами, т.е. выполняются одним обучающимся и состоят из 2-х частей: теоретического обоснования исследовательской проблемы (контент - анализ литературы) и констатирующего исследования (эксперимента) на основе анализа статистических данных, картографической информации и др. Во введении обязательно прописывается методологический аппарат исследования (актуализация работы, ее цель, задачи, объекты и предмет исследования, гипотеза, методы исследования, практическая значимость работы, ее новизна и т.д.).

Через тему работы обязательно должен просматриваться ее исследовательский характер, поэтому поиск темы и ее грамотное формулирование очень важны. Примерами таких работ являются:

  • Луговые степи и их современное состояние
  • "Этимология местных названий ";
  • "Исследование проблем принадлежности и освоения Курильских островов"
  • "Моя родословная"
  • "Школьная перепись населения" и др.

Исследовательские работы защищаются на научно-практических конференциях разного уровня:

  • школьной "Старт в науку";
  • муниципальной;
  • региональной.
  • Участие старшеклассников в проектах данного типа способствует формированию исследовательской компетентности, готовит их к написанию курсовых работ в вузе. Это главный результат, так как цель школы: подготовить выпускников к осуществлению образования в течение всей жизни.

III. Практикоориентированные проекты - это проекты, цель которых создание моделей, приборов, игр. Этот вид проектной деятельности интересен школьникам - изобретателям 7-8-х классов. С помощью проекта "Яблоко - простейшая модель почвенного покрова Земли" на уроке наглядно показаны проблемы сохранения почв на земном шаре. В проекте "Новая жизнь - старым приборам" учащиеся нашли совершенно новое применение географическим приборам. Например, как компас можно превратить в амперметр и др.

IV. Творческие проекты.

Данный тип проектов рекомендую школьникам, ориентированным на творческую деятельность. Такие проекты в практике педагогической работы встречаются реже, так как они требуют значительных материальных ресурсов и специальных навыков и умений.

Эти проекты наиболее интересны и привлекают всеобщее внимание. Их презентация - большое событие в школе.

V. Аналитические проекты.

Представляют собой задания аналитического и прогностического характера. Например:

  • "Разработка проекта демографической политики для Республики Бурятия на основе анализа основных демографических показателей" (9 класс);
  • "Оценка уровня качества жизни населения в разных странах" (10 класс);
  • "Анализ ресурсообеспеченности стран и регионов, прогнозирование основных направлений и проблем их экономического развития" (10класс);

Работа над этими проектами позволяет реализовать цели школьного курса географии по формированию географического мышления обучающихся, развитию умений интегрировать полученные знания, решать задачи компетентностного характера.

Несмотря на существование различных типов проектов можно сформировать общий алгоритм работы над ними.

Алгоритм работы над проектом:

1. Рождение идеи.

2. Формулировка темы проекта (учитель).

3. Подбор учащихся (учитель).

4. Формулировка проблемных вопросов.

5. Распределение ролей в группе (учитель + учащиеся).

6. Определение творческого названия проекта (учащиеся).

7. Обсуждение плана работы над проектом возможных источников (учитель + учащиеся).

8. Составление графика работы (учитель).

9. Самостоятельная работа учащихся.

10. Оформление результатов в готовый продукт.

11. Подготовка презентации.

12. Самоанализ сделанного.

13. Защита проекта.

14. Оценивание результатов проекта школьниками и учителями.

Как оценивать проект?

В реализации проектной технологии важную роль играет система оценивания проекта, которая будет зависеть от его типа. В целом можно назвать следующие критерии оценки:

1. Актуальность рассматриваемой проблемы.

2. Умение школьников работать с информацией (отбор содержания, структурирование текста, владение методологией исследовательско - проектной деятельности, наличие собственного вклада в решение проблемы, эстетика оформления работы, глубина проникновения в проблему).

3. Коммуникативные умения (культура выступления, умение аргументировать, отвечать на вопросы, готовность к обсуждению, сотрудничеству)

Какова роль учителя в проектной деятельности?

В технологии проектной деятельности она существенно изменяется, так как работа по созданию проекта требует от педагога не столько преподавания, сколько создания условий для активной деятельности обучающихся. Учитель становится инициатором, координатором, менеджером, консультантом, экспертом, а не исполнителем. При этом педагог должен сам уметь создавать проекты, иметь широкий кругозор, высокий уровень культуры, творческие способности.

Какие преимущества имеет технология проектов перед традиционными?

1. Разумный баланс между теорией и практикой.

2. Повышение уровня познавательной активности, личностный рост, рост качества знаний, развитие ключевых компетенций.

3. Реализация идеи профессиональной ориентации учащихся, погружение учащихся в учебно-профессиональную деятельность.

4. Проектная работа не нуждается в оценке, так как выполнение проекта - это уже достижение. Учащиеся видят перед собой конечный результат, в который они вложили душу.

Метод проектов — это дидактическая категория, обозначающая систему приемов и способов овладения определенными практическими или теоретическими знаниями, той или иной деятельностью. Поэтому, если мы говорим о методе проектов, то имеем в виду именно способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, практическим результатом, оформленным тем или иным образом.

Метод проектов – способ эффективного выстраивания какого-либо типа деятельности. Это метод, позволяющий спланировать исследование, конструкторскую разработку, управление с тем, чтобы достичь результата оптимальным способом. В этом смысле любая сознательная деятельность является проектом постольку, поскольку предполагает достижение этого результата и работу по организации и планированию движения к нему. Нужно хорошо понимать, что проект реализации исследования не является проектом, а остается исследованием, которое организовано проектным методом.

Проектная деятельность учащихся — совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата деятельности. Непременным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о конечном продукте деятельности, этапов проектирования (выработка концепции, определение целей и задач проекта, доступных и оптимальных ресурсов деятельности, создание плана, программ и организация деятельности по реализации проекта) и реализации проекта, включая его осмысление и рефлексию результатов деятельности.

Метод проектов по своей дидактической сущности нацелен на формирование способностей, обладая которыми, выпускник школы оказывается более приспособленным к жизни, умеющим адаптироваться к изменяющимся условиям, ориентироваться в разнообразных ситуациях, работать в различных коллективах, потому что проектная деятельность является культурной формой деятельности, в которой возможно формирование способности к осуществлению ответственного выбора. Под методом проектов в дидактике понимают совокупность учебно-познавательных приемов, которые позволяют учащимся приобретать знания и умения в процессе планирования и самостоятельного выполнения определенных практических заданий с обязательной презентацией результатов.

Проектно-исследовательская деятельность — деятельность по проектированию собственного исследования, предполагающая выделение целей и задач, выделение принципов отбора методик, планирование хода исследования, определение ожидаемых результатов, оценка реализуемости исследования, определение необходимых ресурсов. Является организационной рамкой исследования.

Исходным этапом работы над проектом является так называемый предпроект. В ходе этого этапа осуществляется выстраивание межличностных отношений, выявляются лидеры, планируется эксперимент, а главное, формулируется тема проекта.

В том случае, когда область научного знания, внутри которой предстоит развернуть исследование, и сама идея предъявляются педагогом, первым шагом является актуализация этой идеи в сознании участников проектной группы. Показав актуальность и привлекательность погружения в определенную область исследовательской деятельности, педагог тем самым пытается найти в учениках — участниках проектной группы — партнеров и единомышленников, ибо основной принцип технологии проектного обучения — это сотрудничество и сотворчество.

Начиная работу над проектом, учащиеся отвечают на такие вопросы: Что я хочу сделать? Чему я хочу научиться? Кому я хочу помочь? Название моего проекта. Какие шаги я должен предпринять для достижения цели своего проекта? На основании своих ответов учащиеся составляют план учебного проекта по следующей схеме: название проекта, проблема проекта (почему это важно для меня лично?), цель проекта (зачем мы делаем проект?), задачи проекта (что для этого мы делаем?), сроки исполнения проекта, расписание консультаций, сведения о руководителе проекта, планируемый результат, форма презентации, список учащихся, задействованных в проекте.

Таким образом, метод проектов основывается на принципе “обучения посредством деятельности”, рассматривая ее как вид созидательной работы, в которой ученик выступает активным участником. В основе него лежит не информационный подход, ориентированный на развитие памяти, а деятельностный, нацеленный на формирование комплекса мыслительных способностей (понимания, рефлексии, конструирующего воображения, способности к целеполаганию), необходимых для исследовательской деятельности. 

Образовательный потенциал проектной деятельности заключается в возможности: повышение мотивации в получении дополнительных знаний; изучения методов научного познания (выдвинуть и обосновать замысел, самостоятельно поставить и сформулировать задачу проекта, найти метод анализа ситуации); рефлексии и интерпретации результатов

Работа над проектом способствует воспитанию у учащихся: значимых общечеловеческих ценностей (социальное партнерство, толерантность, диалог); чувство ответственности, самодисциплины; способности к методической работе и самоорганизации.

Проектная деятельность развивает: исследовательские и творческие способности личности. Сущность и ценность образовательных проектов состоят в том, чтобы научить детей проектировать собственную траекторию движения при решении того или иного социокультурного вопроса.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление участников секции «Физика» на Выступление участников секции «Физика» на открытии гимназического интеллектуального клуба «Олимп»

Выступление участников секции «Физика» на открытии гимназического интеллектуального клуба «Олимп»....

Мои выступления. Выступление на конкурсе "Учитель года 2015". Выступления в школе

24 декабря 2014 г. выступала с  докладом "Обобщение опыта работы".В 2012 г я выступала на пед.совете и  учредительном совете с докладом  на тему: Эффективное применение на у...

Выступление С.И. Назаровой на нижегородской областной педагогической конференции "Наша новая школа: через развитие педагогического потенциала к поддержке талантливой молодежи". Тема выступления "Новая школа-новые задачи"

Данное выступеление было заслушено участниками нижегородской областной педагогической конференцией, проходившей 29 сентября 2010 года в г. Н. Новгороде (концертный зал "Юпитер" Торгово-промышленн...

"Практическая риторика. Публичное выступление" - урок (4 часа) Видеоурок "Информационное выступление" сайт для скачивания http://www.ssyoutube.com/v/BUVfAuIKX_Q&rel=0&fs=1

Урок знакомит учащихся с риторикой, известными ораторами древности;  даёт возможность расширить представление о  публичном выступлении и его структуре, о видах выступлений и требованиях к ни...

Выступление на Районном семинаре «Роль дополнительного образования в творческом развитии учащихся». Тема выступления «Аэродизайн для младших школьников в сфере дополнительного образования».

Аэродизайн – это создание фигур и композиций из воздушных шаров, а также дизайн интерьеров и экстерьеров воздушными шарами.Воздушный шар живёт ярко и легко и … недолго. Как цветы, в своей одухотворённ...

Выступление на августовской учительской конференции 27.08.2015. Тема выступления "Проектная деятельность как средство формирования метапредметных результатов"

В современном мире, идущем по пути глобализации, способность быстро адаптироваться к условиям международной конкуренции становится важнейшим фактором успешного и устойчивого развития страня. Следовате...

Выступление на городской конференции «Инновационные технологии в образовании», выступление на заседании круглого стола.

Одно из главных направлений работы школы – создание условий для оптимального развития одаренных детей, включая тех, чья одаренность в настоящий момент может быть еще не проявившейся, а также про...