Применение технологии развития критического мышления на уроках географии
статья по географии

Статья "Применение технологии развития критического мышления на уроках географии"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл primenenie_tehnologii_rkm_na_urokah_geografii.docx26.26 КБ

Предварительный просмотр:

                                                    Введение

Каким должен быть  современный урок? Во-первых, это урок взаимодействия учеников друг с другом - учитель же является координатором получения знаний. Во-вторых, это урок,  на котором каждый ученик учится  с интересом. В-третьих, это урок, который должен строиться  на самостоятельном поиске  истины, на  анализе и  синтезе  разных точек зрения, собственных наблюдений и экспериментов. В-четвёртых, это урок, который должен быть ориентирован на развитии  творческих  способностей учащихся, на использовании современных технологий.

Всем этим определениям соответствует технология развития критического мышления (ТРКМ). Эта технология заинтересовала меня тем, что она простыми и понятными методами позволяет сделать обучение интересным и осмысленным. К тому же мне в своей педагогической практике пришлось столкнуться с тем, что многие дети не хотят учиться. Возможно, это связано с тем, что объём учебного материала превышает возможности восприятия ребёнка, с тем, что у него развивается страх (получить плохую отметку и т.д.), который препятствует проявлению творчества. Эти проблемы можно решить с помощью  ТРКМ. Она обеспечивает внутреннюю мотивацию познавательной деятельности учащихся, психологический комфорт на уроке. Считаю, что ТРКМ позволяет активизировать интеллектуальную и эмоциональную деятельность ребёнка.

Понятие «критическое мышление» и его характеристики (2 слайд) .

Критическое мышление-это способность анализировать информацию с позиции логики, вырабатывать разнообразные аргументы, принимать независимые продуманные решения.

Его ещё называют логическим или аналитическим мышлением.

Структура технологии развития критического мышления(3 слайд).

Технология развития критического мышления представляет собой структуру урока, состоящую из трёх этапов: стадии вызова, смысловой стадии и стадии рефлексии. Исследователи утверждают, что такая структура урока соответствует этапам человеческого восприятия: сначала надо настроиться, вспомнить, что тебе известно по этой теме, затем познакомиться с новой информацией, потом подумать, для чего тебе понадобятся полученные знания.

I стадия- стадия вызова (краткое обобщение имеющихся знаний).

 Функции стадии вызова:

- Мотивационная - пробуждение интереса и побуждение к работе.

- Информационная - актуализация уже имеющихся знаний.

- Коммуникационная - бесконфликтный обмен мнениями.

Стадия вызова настраивает на получение новой информации. У учащихся пробуждается интерес к теме, определяются цели изучения предстоящего учебного материала. На данном этапе я вызываю уже имеющиеся знания у учащихся по данной теме, активизирую их мыслительную деятельность, а также происходит корректировка и уточнение целей.

Приёмы технологии на стадии вызова   ( 4 слайд)

-Ассоциация
-Мозговая атака
-Что я знаю («знаю-хочу узнать-узнал»)

-Верю не верю
-Таблица аргументов

-Кластер
-Перепутанные логические цепочки
-Верите ли вы, что…»
-Корзина идей

 Данные приемы отражают лишь небольшую часть имеющихся методических разработок в этой области. Их я чаще всего использую в своей работе. Эти приёмы позволяют мне,  сделать учащихся  более самостоятельными, мыслить критически, ответственно и творчески относиться к учебе. Они дают реальную возможность создать в классе (группе) атмосферу партнерства.

Приём "Ассоциация"(5 слайд)

К теме урока нужно выписать в столбик слова-ассоциации.  Ученики прочитав написанные слова пытаются угадать тему урока.

Пример: Урок в 6 классе по теме «Реки» на доске написаны слова: пляж, течение, купание, рыба, Тобол, Нил и т.д.

Таблица «З-Х-У» («Знаю – Хочу знать – Узнал» )(6 слайд)

Один из способов графической организации и логико-смыслового структурирования материала. Форма удобна, так как предусматривает комплексный подход к содержанию темы.

1 шаг: До знакомства с текстом учащиеся самостоятельно или в группе заполняют первый и второй столбики «Знаю», «Хочу узнать».

2 шаг: По ходу знакомства с текстом или же в процессе обсуждения прочитанного, учащиеся заполняют графу «Узнали».

3 шаг: Подведение итогов, сопоставление содержания граф.

Что я знаю

Тема «Пустыни и полупустыни»

Что хочу узнать

Что узнал

Жарко

Пески

Мало воды

Климат

Растения

Животные

Заполняется в течении урока

Приём «Верно-неверно»(7 слайд).

1.  На доске написаны верные и  неверные утверждения по новой теме;

2. Учащиеся ставят знак «+» там, где считают утверждение верным, и знак «-» там, где, по их мнению, оно неверно.

«Верно – неверно»(8 слайд)        
«Моря, омывающие берега России»
1. Территорию России омывают три океана.
2. Северную часть России омывают моря Тихого океана.
3. Моря Северного Ледовитого океана являются внутренними.
4. Берингово море является самым большим морем, омывающим Россию.
5. Климат почти всех северных морей России суровый.
6. Территорию России омывают 12 морей Мирового океана и Каспийское море, относящееся к внутреннему бессточному бассейну.
7.  Города – порты Черного моря- Новороссийск и Туапсе.
8. Каспийское море самое пресное.
9. Азовское море самое маленькое.
10. Балтийское море самое мелководное.

Таблица аргументов(9 слайд)

Учитель предлагает  аргументы. Учащиеся должны их опровергнуть или подтвердить фактами .

Аргумент

Почему «да»

Почему «нет»

Развитие промышленности ведет к гибели цивилизации.

Экологические проблемы

Улучшение условий жизни

Приём Кластер (10 слайд)

1. Выписывается ключевое слово;

2. Записываются слова и предложения по теме;

3. Происходит разделение материала на отдельные блоки;

4. Устанавливаются и выражаются графически логические связи между блоками.

Это способ графической организации материала, позволяющий сделать наглядными те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в ту или иную тему.

Система кластеров позволяет охватить избыточный объем информации.

Разбивка на кластеры используется как на этапе вызова, так и на этапе рефлексии, может быть способом мотивации мыслительной деятельности до изучения темы или формой систематизации информации по итогам прохождения материала.

Кластер «Состав ТЭК» (11 слайд)

Приём «Перепутанные логические цепочки»(12 слайд)

1) На доске или карточках написаны термины (последовательность терминов), некоторые из них с ошибками;

2) Группам предлагается исправить ошибки или восстановить порядок записи.

Приём «Перепутанные логические цепочки»(13 слайд)Тема «Ветер»

Приём «Корзина идей»(14 слайд)

- Мы говорим почва. А что же такое почва?

- Почва – это …

  • … земля
  • … верхний плодородный слой
  • … вещество
  • … суша, а не вода
  • … место обитания животных

II Стадия-стадия осмысления.(15 слайд)

Функции стадии осмысления:

-Информационная  (получение новой информации)

-Систематизационная  (классификация, ранжирование информации)

Стадия осмысления – содержательная, в ходе которой и происходит направленная, осмысленная работа, показывает, что в процессе чтения происходит первичный анализ и ранжирование информации. На этой фазе моя  деятельность  заключается в сохранении интереса учащихся к изучаемой теме при непосредственной работе с новой информацией и подведении учащихся от «старых» знаний к «новым».

Приёмы на стадии осмысления(16 слайд)

-Инсерт (пометки на полях)

-«Я беру тебя с собой»

- Взаимоопрос

-«Тонкие и толстые вопросы»

-Кластер

- «Мозговая атака»

-«Развивающий канон»

- «Что? Где? Когда?» (заполнение таблицы из трех столбцов: что?, где?, когда?)

Приём « Инсерт» (пометки на полях)(17 слайд)

Учащиеся работают с текстом и делают пометки на полях:

«+» - если считают, что это им известно;

«-» - если считают, что это противоречит  знаниям, которые у них есть;

«!» - если то, что прочитали, является новым;

«?» - если то, что прочитали,  требует разъяснений.

Приём  “Я беру тебя с собой»(18 слайд)

Педагог загадывает признак, по которому собирается множество объектов и называет первый объект. Ученики пытаются угадать этот признак и по очереди называют объекты, обладающие, по их мнению, тем же значением признака. Учитель отвечает, берет он этот объект или нет. Игра продолжается до тех пор, пока кто-то из детей не определит, по какому признаку собирается множество. Можно использовать в качестве разминки на уроках.

При изучении темы «Полезные ископаемые»  учитель загадывает признак: «Полезное ископаемое осадочного происхождения» и называет полезное ископаемое, например Уголь.

Приём «Взаимоопрос»(19 слайд)

Ученики читают параграф, останавливаясь после каждого абзаца, а потом задают друг другу вопросы. Можно задавать вопросы и учителю.

Толстые и тонкие вопросы(20 слайд)

Использование стратегии «толстых» и «тонких» вопросов позволяет активизировать интеллектуальную и эмоциональную деятельность учащегося (побуждает самих задавать вопросы и активизировать к поиску ответа).

Толстые                                                   Тонкие

Дайте объяснение, почему                      Кто…                          

Почему вы думаете, что…                    Что…

Почему вы считаете, что..                    Когда…

В чем разница…                                       Может…

Предположите, что будет, если…       Согласны ли

Приём “Развивающий канон”(21 слайд)

Даны три слова, первые два находятся в определенных отношениях. Найди четвертое слово, чтобы оно с третьим было в таких же отношениях.

Пример: Гепард – Саванна = Горилла -? (Среда обитания)

  • Урал – Каспий = Сырдарья - ? (Место впадения)
  • Алтай – Белуха = Тянь-Шань - ? (наивысшая точка)

III стадия-Стадия рефлексии (22 слайд)

Функции стадии рефлексии

-Коммуникационная (обмен мнениями о новой информации)

-Мотивационная (побуждение к дальнейшему расширению информационного поля)

-Информационная (приобретение новых знаний)

-Оценочная (выработка собственной позиции)        

Стадия рефлексии  направлена на систематизацию информации, выработку новых идей, решение поставленных ранее целей. Заключается в том, чтобы исправить предшествующие представления, собранные на стадии вызова, “присвоить” новую информацию и определить дальнейшие перспективы в изучении темы.

Приёмы на стадии рефлексии(23 слайд)

-Синквейн

-Диаманта

-Эссе

-Рефлексивный экран вопросов

-Самооценка

-Сформулируйте 3 вопроса по сегодняшней теме

-Можете ли вы добавить что-то новое к своим прежним мнениям (приём «Моё мнение»)

-Что нового вы узнали на уроке

Приём  «Диаманта» (24 слайд)

Диаманта –стихотворная форма из семи строк, первая и последняя из которых - понятия с противоположным значением, полезно для работы с понятиями, противоположными по значению

1, 7 строчки – существительные антонимы;

2 – два прилагательных к первому существительному;

3 – три глагола к первому существительному;

4 – два словосочетания с существительными;

5 – три глагола ко второму существительному;

6 – два прилагательных ко второму существительному.

Приём «Диаманта» (25 слайд)

Пример. 

Мегаполис

Большой, новый

Строится, растет, процветает

Живой мегаполис, маленькая деревня

разрушается, уменьшается, кормит

Красивая, родная

Деревня

Технология критического мышления  учит:(26 СЛАЙД)

-Работать самостоятельно

-Задавать вопросы

-Выслушивать чужое мнение

-Иметь своё мнение и защищать его

-Критически относится к мнению оппонентов

-Анализировать и классифицировать

-Развивать творческие и исследовательские навыки

-Осуществлять рефлексию своей деятельности


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение технологии развития критического мышления на уроках географии (статья из журнала)

Все способности человека развиваются в про-цессе деятельности. Это утверждение — ведущийпринцип психологии....

Технологическая карта урока с применением технологии развития критического мышления на уроках технологии.

Проект урока технологии по кулинарии  в 7 классе «Сладкие блюда» с применением технологии критического мышления....

Конспект урока информатики по теме Информация (Применение Технологии развития Критического Мышления на уроках информатики)

Тип урока: открытие новых знаний, приобретение новых умений и навыков.Цель урока: ввести новые понятия и термины, связанные с темой «Информация» и научить детей новым способам поиска, сбор...

Применение технологии развития критического мышления на уроках технологии

Критическое мышление способствует взаимоуважению партнеров, пониманию и продуктивному взаимодействию между людьми, облегчает понимание различных «взглядов на мир», позволяет детям использо...

Применение технологии развития критического мышления на уроках технологии

Применение технологии развития критического мышления на уроках технологии...