Мастер-класс "Применение технологии развития критического мышления на уроках географии"
учебно-методический материал по географии

Щукина Ирина Васильевна

Мастер-класс на конкурс "Учитель года"

Скачать:


Предварительный просмотр:

              Мастер-класс на конкурс «Учитель года -2016»

О, сколько нам открытий чудных...

/Применение технологии развития критического мышления на уроках географии/

Учитель географии: Щукина И.В.

Филиал МБОУ «Стрелецкая СОШ» в с. Авдеевка Тамбовского района

Цель: продемонстрировать различные  приемы работы для развития критического мышления, направленных на  реализацию идей продуктивного образования.


О, сколько нам открытий чудных
Готовит просвещенья дух
И опыт, сын ошибок трудных,
И разум, парадоксов друг…

                                                                              /А.С.Пушкин/

    Каждый человек рожден мечтателем и путешественником.  Отважные мореплаватели отправлялись в дальние плавания, чтобы открыть неизведанные земли. Сейчас школьникам помогает открывать далекие страна и континенты древнейшая наука - география.   География – это не просто школьный предмет, а особенное видение мира.  Какие же методы и приёмы можно использовать на уроках географии, чтобы увлечь ребёнка и сделать его открытия увлекательными и познавательными? Об этом я хотела бы вам рассказать сегодня.

1. Прием «Мозговой штурм»

- А что для вас география? Какие ассоциации у вас возникают со словом «география»?

Конечно же: карта, компас, путешествия, горы, реки и т.д.

Посмотрите на слайд, карта какого субъекта РФ изображена на экране? /Тамбовская область/

- Что вы знаете о географии Тамбовской области? / центр –Тамбов, Окско-Донская равнина, реки: Цна, Польной Воронеж, Ворона, Битюг и др, лесостепи, чернозёмы, земледелие, животноводство и т.д/

 Итак, сейчас мы с вами вспомнили географию Тамбовской области. Сделали это с помощью приема развития критического мышления «Мозговой штурм»

2.Прием «Кластер»   на примере изучения  полуостровов  Евразии

В географии важно создать образ территории. При этом необходимо запомнить множество названий географических объектов.  Я предлагаю вам совершить путешествие вдоль берегов Евразии и запомнить полуострова Евразии.  

/ Участник фокус- группы называет и показывает на карте полуострова Евразии, начиная с Чукотского./  Чукотский, Камчатка, Корея, Индокитай, Малакка, Индостан, Аравийский, Малая Азия, Балканский,  Апеннинский, Пиренейский, Скандинавский, Кольский, Ямал, Таймыр.

Представим эти полуострова в виде часов и назовем их ещё раз.

Проверим, хорошо ли вы знаете Евразию. Называют полуострова ещё раз по карте. Этот прием называется «Кластер»

3. Прием « Предметная ассоциация»

Но в географии  иногда нельзя использовать карту, например, на ЕГЭ.  Причем есть такое задание: определите страну по её краткому описанию. Вот сейчас я предлагаю определить страну по предмету.

  У меня в коробке есть таинственный предмет. / Достаю красный шарик/

- Какую страну мира вы себе представляете и почему? 

/ Японию, потому что такой же красный круг есть на флаге Японии./  

- Какие же ассоциации у вас возникают, когда вы говорите  о Японии? / Ответы из зала: Токио, острова, геосинклинальная зона, высокоразвитая страна, автомобили, робототехника, электроника…/

- Фокус-группа, запишите свои слова-ассоциации об этой стране.

Можем ли мы по вашим ассоциациям узнать страну в задании ЕГЭ по географии?  

Сейчас я использовала прием «Предметная ассоциация». Что же такое ассоциация? Ответы фокус - группы, затем обобщение.

Ассоциация – это связь между отдельными фактами, событиями, предметами или явлениями, отражёнными в сознании человека и закреплёнными в его памяти. Ассоциативное восприятие и мышление человека приводят к тому, что появление одного элемента, в определенных условиях, вызывает образ другого, связанного с ним.

Возможность строить ассоциации является важнейшей способностью нашего разума. Ассоциативное мышление строится, в первую очередь, на наших творческих способностях, а именно - на умении создавать что-то новое, модифицируя уже существующее.    

Итак, сегодня на занятии мы познакомились с вами с приёмами развития критического мышления.

4. Технология критического мышления в образовательном процессе

Технология развития критического мышления (ТРКМ) – это проект сотрудничества учёных, учителей всего мира. Она была предложена в 90-е годы 20 века американскими учёными К. Мередит, Ч.Темпл, Дж.Стил как особая методика обучения, отвечающая на вопрос: как учить мыслить?  

Цель технологии РКМ - обеспечить развитие критического мышления посредством интерактивного включения учащихся в образовательный процесс.

 Критическое мышление – это направленное мышление, отличающееся взвешенностью, логичностью и целенаправленностью. Оно включает в себя самостоятельное осмысление материала, анализ, синтез, продуцирование новых идей. Критическое мышление – это открытое мышление, развивающееся путем наложения новой информации на жизненный личный опыт.

    Формы урока РКМ отличаются от уроков с традиционным обучением. Ученики не сидят пассивно, слушая учителя, а становятся главными действующими лицами урока, они думают и вспоминают, делятся рассуждениями друг с другом, читают, пишут, обсуждают прочитанное.    Основа технологии – трёхфазовая структура урока: вызов, осмысление, рефлексия. 

Мастер-класс был построен на основе трех фаз:

       Первая стадия (фаза) - вызов. Задача этой фазы и деятельность учителя не только активизировать, заинтересовать учащегося, мотивировать его на дальнейшую работу, но и «вызвать» уже имеющиеся знания, либо создать ассоциации по изучаемому вопросу, что само по себе станет серьёзным, активизирующим и мотивирующим фактором для дальнейшей работы.

Прием «Мозговой штурм»  Здесь мы вспомнили о географии Тамбовской области

Этот методический прием «Мозговой штурм» используется в технологии критического мышления с целью активизации имеющихся знаний на стадии «вызова».

Вторая стадия (фаза) – осмысление (реализация смысла). На этой стадии идёт непосредственная работа с информацией.

Прием Кластер был использован для лучшего запоминания информации о  полуостровах Евразии

Кластеры.

Это способ графической организации материала, позволяющий сделать наглядными те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в ту или иную тему. Кластер является отражением нелинейной формы мышления.

   На этой же стадии осмысления был использован прием «Предметная ассоциация». Эти приемы необходимо применять на уроках географии, потому что они создают образ территории и помогают справиться  с заданиями  на экзамене по географии.

          Третья стадия (фаза) – рефлексия (размышление).  На этой стадии информация анализируется, интерпретируется, творчески перерабатывается.

Учащиеся соотносят «новую» информацию со  «старой», используя знания, полученные на стадии осмысления.

На этой стадии я предлагаю вам ещё один прием технологии развития критического мышления «Инсерт».

1.ИНСЕРТ – звуковой аналог условного английского сокращения в дословном переводе обозначает: интерактивная система записи для эффективного чтения и размышления (авторы – Воган и Эстес, 1986г; модификация Мередит и Стил, 1997г).

     Ответьте с помощью сигнальных карточек, что вы узнали сегодня о технологии критического мышления.

«V» -  информация мне была известна

 «+» -  узнал что-то новое, материал является интересным;

 «-» -   думал иначе

 «?» - не понял, есть вопросы, что-то неясно, возникло желание узнать больше.

 Преимущества технологии

         Таким образом, технология развития критического мышления  создает такую атмосферу учения, при которой учащиеся совместно с учителем активно работают, сознательно размышляют над процессом обучения, отслеживают, подтверждают, опровергают или расширяют знания, новые идеи, чувства или мнения об окружающем мире.        

Технология развития критического мышления позволяет сформировать школьника, умеющего критически мыслить, который умеет эффективно взаимодействовать с информационными пространствами. ТРКМ способствует повышению качества образовательного процесса, повышению мотивации.

       Благодарю за работу, надеюсь, информация была для вас полезна и интересна. Желаю всем новых открытий, увлекательных путешествий и творческих успехов.

       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Использование приёмов и методов технологии развития критического мышления на уроках географии"

Презентация к выступлению "Использования технологии критического мышления на уроках географии"...

Доклад "Приемы технологии развития критического мышления на уроке географии"

Использование приемов развития критического мышления на уроках географии....

Использование приемов технологии развития критического мышления на уроках географии

Данная технология  позволяет сделать обучение более осмысленным, а участие учеников в этом процессе более активным, способствует формированию социально значимых качеств личности и, прежде всего, ...

Использование технологии «Развития критического мышления» на уроках географии

Критическое мышление – это направленное мышление. Оно отличается взвешенностью, целенаправленностью и логичностью; его отличает использование таких познавательных навыков и стратегий, которые увеличив...

Применение технологии развития критического мышления на уроках географии (статья из журнала)

Все способности человека развиваются в про-цессе деятельности. Это утверждение — ведущийпринцип психологии....

Методические приемы технологии развития критического мышления на уроках географии.

Эта статья содержит описание основных методических приемов технологии развития критического мышления. Данная разработка является универсальной для всех учителей - предметников....