Мастер-класс по географии «Технология развития критического мышления на уроках географии»
методическая разработка по географии на тему
Мастер класс представленный на конкус "Учитель года 2013"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master.docx | 21.55 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер-класс по географии
«Технология развития критического мышления на уроках географии»
Форма мастер-класса: семинар-практикум
Тема мастер-класса: «Технология развития критического мышления на уроках географии».
Время проведения: 20 минут
Цели семинара-практикума:
- повышение интереса к использованию в своей деятельности методических приёмов технологии РКМЧП на уроках географии.
- освоение педагогами методических приёмов технологии развития критического мышления
Ход семинара-практикума
Первый этап – теоретический
Добрый день уважаемые педагоги!
Я рада приветствовать вас на мастер – классе « Технология развития критического мышления на уроках географии».
В жизни человек часто сталкивается с необходимостью работы в коллективе, где приходится отвечать не только за свой участок работы, но и за то, чтобы сотрудники также усвоили определенную информацию, определенные сведения. В процессе совместного анализа проблемы, совместного изучения темы нужно проявить еще целый комплекс различных умений, кроме названных выше: задавать разноуровневые вопросы; уточнять, переформулировать как свои высказывания, так и высказывания собеседника; выражать свои чувства и мысли в понятной для других форме.
Критика - изучение или обсуждение чего-либо с целью поиска недостатков. С.И.Ожегов
Критическое мышление - это умение занять свою позицию по обсуждаемому вопросу и умение обосновать ее, способность выслушать собеседника, тщательно обдумать аргументы и проанализировать их логику.
Базовая учебная модель ТРКМЧП включает в себя 3 основных стадии: стадию вызова, стадию осмысления, стадию рефлексии.
На стадии вызова целесообразно применить прием «Кластер». Кластер – это графическая запись ключевых слов. Слайд
На стадии ОСМЫСЛЕНИЯ можно использовать систему маркировки текста, то есть Инсерт.
Учащимся предлагается система маркировки текста, чтобы подразделить заключенную в нем информацию следующим образом:
- галочкой ( ) помечается то, что им уже известно;
– - знаком минус (–) помечается то, что противоречит их представлениям;
+ - знаком плюс (+) помечается то, что является для них интересным и неожиданным.
? - вопросительный знак (?) ставится, если у них возникло желание узнать о чем-то подробнее.
Читая текст, учащиеся помечают соответствующим значком на полях отдельные абзацы и предложения.
Слайд
- Следующий прием - заполнение таблицы «З-Х-У»
Разделим доску или большой лист бумаги на три широкие колонки, озаглавленные соответственно: «Знаем», «Хотим узнать», «Узнали». Предлагаю воспроизвести в тетрадях такую же таблицу.
№ п/п | Знаю | Хочу узнать | Узнал(а) |
1 | |||
2 |
| ||
3 |
Затем называю тему, например, «Жемчужина Сибири - Байкал» и спрашиваю, что они об этом уже знают. Обсуждение продолжается, пока не выявятся главнейшие сведения, в справедливости которых вы не сомневаетесь. Их мы заносим в колонку «Знаем»
Прошу учащихся сгруппировать предложенные идеи по категориям. Когда выявятся категории, предлагаем учащимся добавить в каждую еще какие-то идеи.
На этом этапе учащиеся наверняка в чем-то усомнятся. Спорные идеи и вопросы следует занести в колонку «Хотим знать». Прошу учащихся дополнить этот список: что они еще хотят узнать по данной теме. Все возникшие соображения записываются на доску и в тетради. Если снова поработать с отдельными категориями, список вопросов наверняка расширится. Теперь, если учащимся предстоит читать текст или слушать лекцию, следует еще раз обсудить вопросы, которые они сами поставили, и нацелить их, таким образом, на чтение текста или слушание лекции. Когда чтение закончено, мы переходим к третьей колонке: «Узнали» и просим учащихся записать, что они почерпнули из текста, причем расположить ответы надо параллельно соответствующим вопросам из второй колонки, а прочую новую информацию (спросить о которой им раньше просто не приходило в голову) надо расположить ниже. Поработав индивидуально, вы обмениваетесь своими соображениями по колонке «Узнали». Итоги заносятся в третью колонку на доску. Затем сравнивают, что они знали раньше, с информацией, полученной из текста.
- Другой прием – «Двойной дневник»
Что привлекло мое внимание в тексте? | Мои комментарии |
На стадии рефлексии используем прием Синквейн . Слайд
1 строка-1 существительное (тема)
2 строка-2 прилагательных (раскрывающие тему)
3 строка- 3 глагола (описывающие действия по теме)
4 строка- предложение (отношение к теме)
5 строка- 1 слово-резюме (синоним темы)
Например, Синквейн по теме «Австралия»:
Материк
Маленький, уникальный
Открыли, исследовали, освоили
Страна полна сюрпризов и сокровищ.
Австралия.
Применение приема Кластер или ключевых слов хочу показать на тексте «Климат Байкала»
Обратите внимание, вот ключевые слова из этого текста:Слайд
- умеренный резко-континентальный
- - 24ºС
- +15ºС
- перепады атмосферного давления
- ветры
- сарма – ураганный ветер
- верховик – спокойный ветер
- баргузин - могучий ветер
- култук - ветер, дующий вдоль озера
- жестокие штормы
- култук осенью
- А затем сам текст: Слайд
- Климат Прибайкалья умеренный резко-континентальный. Зима очень холодная – средняя температура января - 24ºС. Лето на берегах озера прохладное, средняя температура июля +15ºС. Из-за неравномерного нагрева суши и вод озера образуются перепады атмосферного давления, в результате возникают местные ветры:
- - сарма – ураганный ветер, поднимающий штормовые волны на Байкале, - верховик – спокойный ветер, без резких порывов. У берега волнений почти нет, но в открытой части озера вода быстро темнеет и покрывается белой пеной, баргузин - могучий ветер, дует главным образом в центральной части озера из Баргузинской долины поперек и вдоль Байкала. Этот ветер дует ровно, с постепенно нарастающей мощью, култук - ветер, дующий от южной оконечности Байкала вдоль озера. Култук несет с собой жестокие штормы и дождливую погоду. Чаще и сильнее култук бывает осенью.
Учащиеся, готовясь к чтению текста, могут теперь вернутся к своим записям и сравнить, какие соображения у них были до и какие появились после чтения текста. Они могут составить новый список: что нового и важного они почерпнули из текста.
Подведу итог:
Общая схема реализации технологии РКМЧП
Шаг 1. Обучать школьников извлекать информацию не только из текста учебника, но из его рисунков, таблиц, карт, графиков.
Шаг 2. Развивать логическое мышление школьников, давать им возможность самостоятельно анализировать и обобщать, делать сравнения, строить индуктивные и дедуктивные умозаключения, выводы по аналогам.
Шаг 3. Самостоятельно читать текст и выписывать наиболее значимые ключевые термины, мысли, факты.
Шаг 4. Обсуждать с учащимися наиболее спорные и неоднозначные моменты изучаемого материала
Шаг 5. Предлагать задания, связанные с дальнейшим самостоятельным поиском углубленного, занимательного изучаемого материала.
Именно для достижения всех этих целей и предназначена технология РКМЧП.
Подлежащий изучению учебный материал располагается в строгой логической последовательности и делится на небольшие порции и шаги. Особенностью каждого такого шага, отличающей его от параграфа и абзаца учебника, является то, что он кроме информации (т. е. знаний) содержит, и задание для самостоятельной познавательной деятельности учащихся, при этом каждый ученик может работать в доступном для него темпе. Такая организация работы позволяет учащемуся, если он быстро усваивает материал, закончить его изучение с меньшей затратой времени по сравнению со временем, отводимым на изучения обычными методами. Оставшееся время может быть уделено более глубокому изучению материала, чтению дополнительной литературы. Ученик, медленно усваивающий материал, не будучи связан с общим темпом работы, имеет возможность работать в спокойной обстановке, не торопясь.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Использование приёмов и методов технологии развития критического мышления на уроках географии"
Презентация к выступлению "Использования технологии критического мышления на уроках географии"...
Доклад "Приемы технологии развития критического мышления на уроке географии"
Использование приемов развития критического мышления на уроках географии....
Мастер-класс на тему: Технология развития критического мышления на уроке литературы «Формирование характера Петра Гринева» по I гл. повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка»
Данный урок проведен в технологии развития критического мышления с использованием различных методических приёмов. Основа технологии – построение урока по определённому алгори...
Мастер-класс "Применение технологии развития критического мышления на уроках географии"
Мастер-класс на конкурс "Учитель года"...
Мастер-класс "Использование приемов технологии развития критического мышления на уроках литературы"
Материал содержит описание приемов ТРКМ на примере урока современной литературы в 11 классе...
Мастер-класс "Использование приёмов технологии развития критического мышления на уроках русского языка и литературы"
Технология представлена как система стратегий, методических приемов, видов и форм работы. Роль учителя в основном координирующая. Данную технологию можно использовать как на уроках, ...
мастер-класс ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИЕМОВ ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ НА УРОКАХ ХИМИИ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ МЫСЛИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ
Мастер-класс по использованию на уроках химии Технологии развития критического мышления...