Применение технологии развития критического мышления на уроках технологии
материал по технологии

Васянина Гульнара Зайнулловна

Применение технологии развития критического мышления на уроках технологии

Скачать:


Предварительный просмотр:

Применение технологии развития критического мышления на уроках

технологии


«Верные и неверные утверждения». 

Прием применяется при изложении нового материала или закреплении пройденного. Рассмотрим его применение при изучении темы «Сервировка стола. Культура поведения за столом». После вступительного слова учителя о правилах поведения во время еды, учащиеся разбирают ситуации, которые могут возникнуть во время приема пищи. В заключение обсуждения учитель предлагает ребятам послушать вредные советы Григория Остера. После прослушивания текста школьники обсуждают, верны ли данные советы, обосновывают свой ответ. Используемый прием позволит осмыслить и обобщить полученную при изучении новой темы информацию, способствует формированию собственного отношения к изучаемому материалу, развивает интерес к предмету.

ама

«Корзина».

Каждый ученик вспоминает и записывает в тетради все, что знает по изучаемой на уроке теме. Затем школьники обмениваются информацией в парах и выясняют, в чем совпали имеющиеся представления, а по поводу чего возникли разногласия. Далее каждая пара называет сведение или факт, не повторяя ранее сказанного, а учитель записывает это в «корзину» (условно изображенную на доске).

Далее в ходе урока по мере освоения новой информации уточняются высказывания учеников, исправляются ошибки, а разрозненные факты, мнения, понятия связываются в логическую цепочку.
Рассмотрим применение данного приема при изучении темы технологии «Цвет в художественном оформлении вязаных изделий».
На слайде изображена корзина. Перед обучающимися поставлена задача: вспомнить все, что они знают из курса изобразительного искусства и технологии о цвете. В результате в корзину могут попасть такие высказывания обучающихся: «цвет – это световые лучи», «цвет – это радуга», «холодные и теплые цвета», «основные и дополнительные цвета», «светлота и темнота», «контраст», «цвет влияет на настроение» и т. д. Используемый прием ТРКМ позволяет актуализировать знания школьников по теме урока, активизировать их мыслительную деятельность.

«Пометки на полях» или «Инсерт». 

По мере чтения текста ученики ставят маркировочные знаки карандашом на полях. Помечать следует отдельные абзацы или предложения в тексте. Пометки должны быть следующие:
- знаком «галочка» (v) отмечается в тексте информация, которая уже известна ученику;
- знаком «плюс» (+) отмечается новое знание, новая информация. Ученик ставит этот знак только в том случае, если он впервые встречается с прочитанным текстом;
- знаком «минус» (-) отмечается то, что идет вразрез с имеющимися у ученика представлениями, о чем он думал иначе;
- знаком «вопрос» (?) отмечается то, что осталось непонятным ученику и требует дополнительных сведений, вызывает желание узнать подробнее.
Например, при изучении темы «Пищевые вещества и их роль в питании» обучающимся предлагается подготовленный из различных источников информации распечатанный текст: «Краткая история открытия витаминов».

Отрывок из текста:
Слово «витамины» происходит от двух латинских слов «vita», что означает «жизнь», и химического названия «amini», т.е. азотистые соединения, содержащие аминную группу (NH2) – азот и присоединенные к нему два атома водорода.
Дальнейшими исследованиями было установлено, что только некоторые витамины имеют в своем составе аминогруппы, название «витамины» все же сохранилось, подчеркивая жизненно важное значение этих веществ.
Основоположником учения о витаминах является русский ученый – врач Николай Иванович Лунин. Им впервые была изготовлена синтетическая смесь, содержащая все пищевые вещества, входящие в состав молока (белки, жиры, углеводы, минеральные соли и вода). ….» .
Далее учитель объясняет правила расстановки маркировочных знаков, которые написаны на доске, обозначает время, отведенное на эту работу, следит за регламентом. По мере чтения текста ученики ставят маркировочные знаки карандашом на полях. Завершается работа обсуждением, где ученики отмечают, что известное им встретилось в прочитанном, что нового и неожиданного для себя они узнали из текста, а где необходимо обратиться к дополнительным источникам информации, чтобы найти ответы на вопросы. На следующем уроке учитель проверяет, как ученик ответил на свои вопросы или сам дает ответ на них.
Использование приема «Инсерт» позволяет ученику отслеживать свое понимание прочитанного, соотносить новую информацию с уже имеющимися знаниями, способствует концентрации внимания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение технологии развития критического мышления на уроках истории в 5 классе.

Данная технология чётко структурирована: стадия вызова, стадия осмысления, рефлексия. Методы учитель выбирает сам. Главное - получение знаний....

Применение технологии развития критического мышления на уроках английского языка

В данной работе представлен опыт работы над применением некоторых приемов технологии критического мышления на уроках английского языка. Преподавание иностранного языка в силу своей коммуникативной при...

Применение технологии развития критического мышления на уроках английского языка

Одной из технологий способной решить задачи, поставленные в новых стандартах, является технология развития критического мышления. Цель данной образовательной технологии - развитие мыслительных навыков...

Технологическая карта урока с применением технологии развития критического мышления на уроках технологии.

Проект урока технологии по кулинарии  в 7 классе «Сладкие блюда» с применением технологии критического мышления....

Конспект урока информатики по теме Информация (Применение Технологии развития Критического Мышления на уроках информатики)

Тип урока: открытие новых знаний, приобретение новых умений и навыков.Цель урока: ввести новые понятия и термины, связанные с темой «Информация» и научить детей новым способам поиска, сбор...

Применение технологии развития критического мышления на уроках технологии

Критическое мышление способствует взаимоуважению партнеров, пониманию и продуктивному взаимодействию между людьми, облегчает понимание различных «взглядов на мир», позволяет детям использо...

Урок музыки в 6 классе по программе В.В.Алеев, Т.Н.Кичак с применением технологии развития критического мышления. Тема урока: «Мелодией одной звучат печаль и радость»

Урок музыки в 6 классе по программе В.В.Алеев, Т.Н.Кичак с применением технологии развития критического мышления. Тема урока: «Мелодией одной звучат печаль и радость»...