Конспект урока "Орбитальное вращение Земли"
план-конспект урока по географии (5 класс)

конспект урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл orbitalnoe_dvizhenie_zemli.docx26.66 КБ

Предварительный просмотр:

                              Тема: Орбитальное движение Земли.

Цель: Сформировать у учащихся  представления о движении Земли вокруг Солнца.

Задачи:

-   обучающие: углубить знания  о планете Земля;

развивающие: развитие познавательных интересов учащихся, умения работать в группе с учебником, дополнительной литературой и ресурсами ЭОР;

-   воспитательные: формирование культуры общения при работе в парах, умения работать в группах, взаимопомощь, творческую активность.

. Планируемые результаты:

- личностные: осознание ценностей географического знания, как важнейшего компонента научной картины мира;

метапредметны :  умение организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, умение взаимодействовать с людьми и работать в коллективе; высказывать суждения, подтверждая их фактами; владение элементарными практическими умениями работы с учебником для исследования;

предметные: знать форму и размеры Земли, доказательства её шарообразности, роль формы и размеров  Земли в жизни планеты. Знать и объяснять существенные признаки понятий: глобус, земная ось, географический полюс, экватор.

Оборудование:  карта полушарий, глобус, теллурий, презентации «Орбитальное движение Земли», «Н.Коперник»

.

                                                                 

                                                      Ход урока:

1. Проверка д/заданий

Учитель: Какой большой раздел мы с вами изучаем? Какую информацию вы получили в ходе нескольких уроков? Давайте проверим, как вы усвоили материал. Я предлагаю вам карточки с вопросами, попробуйте дать на них ответ.

  1. Воображаемая окружность на поверхности Земли, проведенная на равном расстоянии от Северного и Южного полюсов (…………………)..
  2. ………………. – путь планеты вокруг Солнца.
  3. …………….. – точки пересечения воображаемой земной оси с поверхностью Земли.
  4. Земная поверхность вращается вокруг своей оси …………..часовой стрелки, т.е. с ………………….на ………………..
  5. В результате вращения Земли вокруг своей оси происходит смена …………………….
  6. Угол наклона земной оси к плоскости орбиты равен ………………..

Проверка задания (работа в парах, оценивание результата)

 6 верных ответов – «5», 4,5 – «4», 2,3 – «3».

2. Введение в изучение новой темы. Актуализация знаний.

Создание проблемной ситуации: Какие бы явления на Земли исчезли, если бы Земля остановилась?

Учитель: Перед вами фото (слайд 1). Как вы думаете, всю ли мы изучили информацию о Земле как космическом теле? Что мы еще не знаем?

Ученики:  Как и почему происходит на планете смена времен года.

3. Изучение новой темы.

Учитель: Вращаясь в космическом пространстве подобно волчку, Земля одновременно огибает Солнце и участвует, как и другие планеты Солнечной системы, во втором важнейшем виде движения – обращение по орбите вокруг Солнца (слайд 2)

Это сейчас доказано, что центром Солнечной системы является Солнце, и все планеты вращаются вокруг него по орбите. Но в средние века были другие представления о строении Солнечной системы. (Выступление обучающихся по теме «Николай Коперник»)

Учитель: Земля двигается по своей орбите вокруг Солнца со средней скоростью 30 километров в секунду, преодолевая 934 млн.км. Расстояние от Земли до Солнца почти 150 млн.км  (слайд 3)

В:  Как вы думаете за какой период она совершает полный оборот?

Ученик: 365 дней и 6 часов, за год.

Учитель: Для удобства год считают равным 365 суткам. При этом каждый четвертый год приобретает 366-й день (29 февраля) и становится високосным. Все знают, что Земля не просто вращается вокруг Солнца, за этот период на нашей планете наблюдается смена времен года.

В: Как вы думаете, почему это происходит?

Ученик:  При обращении вокруг Солнца ось вращения Земли сохраняет постоянный наклон (66, 5 градуса) к плоскости орбиты (слайд 4).

 Учитель: Правильно! Посмотрите на глобус, на нем хорошо видно, что земная ось (мысленная линия) расположена не вертикально, а наклоненно. Именно такое положение занимает Земля в космическом пространстве.  Именно такое движение Земли по орбите определяет неравномерность нагрева разных частей земной поверхности в течение года. Каждый год Земля занимает на орбите четыре особых положения, которые считаются началом сезонов года (Каких?), слайд 5.

Сейчас вы самостоятельно в группах, по предложенным вам текстам, ответив на вопросы плана, расскажите, какие положения может занимать Земля по отношению к Солнцу.

3. Работа в группах  (учащиеся делятся на группы - времена года и  по предложенному тексту отвечают на вопросы плана), (приложение 1).

Учащиеся рассказывают про времена года по астрономическому календарю, учитель сопровождает рассказ слайдами 5-9, стихи.

4. Первичное усвоение новых знаний.

Ответьте на вопросы, используя карту полушарий и глобус:

 «Если в Северной Америке лето, то в Южной Америке _______ .»

 «В России лето начинается в июне, а в Австралии ________ .»

 «Если в России  зима, то в Северной Америке _______.»

 «В России весна начинается в марте, а в Южной Америке  в марте начинается ______ .»

- Определите, какая территория Земли лучше прогревается солнцем?

- В каком направлении  вращается Земля вокруг Солнца?

5.Музыкальная пауза (физкультминутка).

Учитель: Под музыку имитируйте вращение Земли вокруг Солнца.

Земля вращается вокруг Солнца с Запада на Восток, против часовой стрелки.

Группы показывают движение Земли вокруг Солнца.

Учитель: В некоторых районах Земли (вблизи полюсов) наблюдается такие явления, как полярный день и полярная ночь. Полярный день – период, когда Солнце не заходит за горизонт более суток. Полярная ночь, наоборот, наблюдается тогда, когда Солнце более суток не появляется над горизонтом. На полюсах они длятся по полгода. Полярный день и полярная ночь наблюдаются в области между 66, 5 градуса с.ш. и ю.ш. и  полюсами.

(Слайд 10-11)

В: Как на карте называются данные параллели? Найдите на карте полушарий полярные круги в каждом полушарии.

Кроме этого, один раз в год на параллелях  23,5 градуса с.ш. и ю.ш. Солнце бывает в зените. Зенит – наивысшая точка небесной сферы над головой наблюдателя.

В: Как называются данные параллели? Найдите на карте северный и южный тропик.

Тропики – параллели 23,5 градуса с.ш. и ю.ш. (слайд 12)

Тропики и полярные круги разделяют поверхность Земли на пояса, различающиеся количеством света и тепла, получаемого от Солнца.

Учитель: Используя учебник, с.61 определите пояса освещенности. Дайте их характеристику по плану (работа в группах):

План (приложение 2)

6. Обобщение и систематизация знаний учеников

Вопрос: что вы узнали нового на уроке? (дети передают ключик и отвечают на вопрос).

Тогда подведем итог  с помощью небольшого задания (слайд 13)
«Наступили зимние каникулы. Ваню и Катю родители отправили в путешествие. Ваня полетел в Санкт-Петербург, а Катя – в Австралию. Помогите ребятам собрать вещи в чемодан.

Список вещей: пальто, купальник, солнечные очки, зимние ботинки, шарф, варежки, сланцы, панама, шорты, майка, шапка».

7. Д/з учебник, с.60-61

8. Рефлексия. Перед вами карточки разного цвета: красные – Я понял новую тему,
зеленые – Я понял, но некоторые моменты требуют дополнительных объяснений, желтые – Я плохо усвоил. Положите себе в тетрадь.

                                            Задания для групп.

 1 группа

1. Время года: лето.

План:

дата, соответствующая данному положению Земли;

-времена года, которые заканчиваются и начинаются в этот день по астрономическому календарю

Время года:

В северном полушарии

В южном полушарии

………………………

………………………..

Солнце находится в зените на параллели

Название дня

На параллели 66,50ю.ш

…………………ночь

День ………….Ночи

2. Пояс освещенности: жаркий

План

1. Где находятся. Определите их границы.

2. Высота Солнца над горизонтом.

3. Температура воздуха.

4. Другие характеристики.

2 группа

1. Время года: зима.

План:

дата, соответствующая данному положению Земли

-времена года, которые заканчиваются и начинаются в этот день по астрономическому календарю

Время года:

В северном полушарии

В южном полушарии

………………………

………………………..

Солнце находится в зените на параллели

Название дня

На параллели 66,50ю.ш.- полярная ночь

……………день

День ………………Ночи

2. Пояс освещенности: умеренный

План

1. Где находятся. Определите их границы.

2. Высота Солнца над горизонтом.

3. Температура воздуха.

4. Другие характеристики.

3 группа

1.  Время года: весна, осень.

План:

дата, соответствующая данному положению Земли

-времена года, которые заканчиваются и начинаются в этот день по астрономическому календарю

Время года:

В северном полушарии

В южном полушарии

………………………

………………………..

Солнце находится в зените на параллели

Название дня

День …………….Ночи

2. Пояс освещенности: холодный

План

1. Где находятся. Определите их границы.

2. Высота Солнца над горизонтом.

3. Температура воздуха.

4. Другие характеристики.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Орбитальное вращение Земли

Разработка урока с использованием УМК "Сферы"...

урок по географии 6 класс Вращение Земли

урок по географии 6 класс Вращение Земли...

6 класс Вращение Земли

урок по географии 6 класс Вращение Земли...

Задания части С ЕГЭ по географии на тему "Вращение земли вокруг Солнца"

Данный материал будет полезен при подготовке к ЕГЭ по географии  для решения заданий по теме "Вращение земли вокруг Солнца"...

Урок ФГОС Осевое вращение Земли 5 класс

Урок по ФГОСу Осевое вращение Земли,карта урока...

Методическая разработка урока по географии: "Осевое вращение Земли".

Цель урока: формировать умения устанавливать причинно-следственные связи на основе представления о движении Земли....