Урок географии 9 класс "Электроэнергетика"
план-конспект урока по географии (9 класс)
• познакомить учащихся с инфраструктурным комплексом: рассмотреть состав, значение, проблемы комплекса;
• продолжить работу со схемами, таблицами;
• воспитывать чувство товарищества, любовь к родному краю;
развивать речь учащихся, географическое мышление
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
geo_9_kla._elektroenergetika.docx | 31.28 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ Негинская СОШ филиал с. Невдольск
ТЕМА УРОКА:
«Электроэнергетика России»
9 класс
Учитель:
Первой квалификационной
категории
Полуденная П.П.
Невдольск 2013-2014 уч.год
Тема: Электроэнергетика России.
Цель:
- раскрыть значение электроэнергетики для хозяйства России
- Выявить особенности различных типов электростанций, установить принципы закономерности их распространения
- рассмотреть экологические проблемы, связанные с развитием различных отраслей электроэнергетики
- дать представление о Единой энергетической системе России
- Сформировать умение называть, показывать и приводить примеры крупнейших электростанций
- Совершенствовать умение работать с учебником, картосхемами и таблицами.
Оборудование: карта Физическая России, карта «Электроэнергетика России», учебники, атласы, контурные карты, дидактический материал.
Тип урока: изучение новой темы.
ХОД УРОКА:
- Организационный момент.
- Опрос домашнего задания.
- Изучение нового материала.
Определение темы урока:
1.Давайте повторим, с каким комплексом промышленности мы с вами познакомились? (Топливно- энергетический комплекс)
2.В чем заключается основная задача данного комплекса? (Задача ТЭК заключается в добыче топлива, производстве электроэнергии, и передаче их потребителю)
3.Из каких промышленностей состоит ТЭК? (топливной промышленности и электроэнергетики).
4. Какие отрасли топливно- энергетического комплекса мы изучили? (нефтяную, газовую и угольную).
5. Какую отрасль нам осталось изучить? (электроэнергетику).
6. Итак, как же будет звучать тема сегодняшнего урока? (электроэнергетика России).
Определение целей урока:
Дети, в чем будет заключаться ЦЕЛЬ сегодняшнего урока? (узнать о составе электроэнергии, особенностях размещения электростанций....)
- Совершенно верно!!!
НОВАЯ ТЕМА
- Каково применение электроэнергии в народном хозяйстве?
1.промышленность (металлургия, машиностроение, химическая, легкая, пищевая и т.д.)
2.транспорт (электровозы, трамваи, троллейбусы, перекачка нефти и газа)
3.связь (телефон, телеграф, интернет, радио)
5.культура и быт (освещение, телевидение, стиральные машины, пылесосы и т.д.)
5.сельское хозяйство (мельница, орошение, инкубаторы, стрижка овец, доение коров и т.д.)
Без электроэнергетики не возможна работа ни одного предприятия.
Основным потребителем электроэнергии является промышленность!
- Итак, что же такое собственно электроэнергетика?
ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКА- отрасль, которая производит электроэнергию на различных электростанциях и передает ее на расстояние по линиям электропередач (ЛЭП).
- Дети, давайте вспомним из курса физики, в каких единицах измеряется электроэнергия (электричество)? (Вт., кВт.)
- Количество выработанной электроэнергии измеряется в млн. кВт./ ч
- Россия занимает 4 место в мире по производству электроэнергии.
Особенности электроэнергетики: (в тетрадь)
1.Не может накапливаться продукция для последующего использования.
2.Универсальность электрической энергии: обладает одинаковыми свойствами независимо от того каким образом она была произведена.
3.Передача электроэнергии осуществляется мгновенно.
Вся электроэнергия вырабатывается на электростанциях. Это АЭС,ГЭС,ТЭС.
- Дети, как вы думаете, в чем будет заключаться принцип размещения электростанций.
Размещение электростанций зависит от двух основных факторов:
1.ресурсного
2.потребительского
До появления электродного транспорта (ЛЭП), электроэнергетика ориентировалась главным образом на потребителей, используя перевозное сырье. В настоящее время, после постройки сетей высоковольтных ЛЭП и создания единой энергетической сети большее внимание при размещении электростанций уделяется ресурсному фактору.
ТЕПЛОВАЯ ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКА (ТЭС)
Доля производства электроэнергии – 68%
У России большой гидроэнергетический потенциал, что подразумевает огромные возможности развития отечественной гидроэнергетики. На территории РФ сосредоточено около 9% мировых запасов гидроресурсов. Занимает 2 место в мире по запасам электроэнергии, опережая США, Бразилию, Канаду. Однако освоено лишь 20%потенциала. Одним из препятствий развития гидроэнергии является удаленность основной части потенциала, сконцентрированной в центральной и восточной Сибири и Дальнем востоке, от основных потребителей электроэнергии.
В настоящее время на территории России работает 102 ГЭС мощностью свыше 100 МВт.
ТИПЫ ТЭС
КЭС (конденсационные)-
Производят только энергию (отработанный в турбинах пар конденсируется образно в воду и поступает в систему)
ГРЭС (государственные районные электростанции)- большая мощность, часто обслуживается 2-3 субъекта, ориентируется на сырье.
Преимущества: Возможность работы на разных видах топлива. Свободное размещение. Выработка электроэнергии без сезонных колебаний. Быстрое строительство. Малые затраты труда и материальных средств.
Недостатки: высокая себестоимость электроэнергии по сравнению с другими электростанциями. Использование невозобновимых энергетических ресурсов. Много твердых и газообразных отходов.
ТЭЦ (теплоэлектростанция)производят электроэнергию и тепло (нагретая вода идет к потребителям в живые дома и на предприятия; размещаются вблизи крупных городов или в самих городах, т.к. дальность передачи горячей воды не превышает 15-20 км.- вода остывает)
Крупнейшие электростанции:
ТЭС: Сургутская 1 и 2 (г.Сургут, Хантымансийский АО)
ГРЭС: Рефтинская (г.Асбест, Свердловская область)
Костромская (г. Волгореченск, Костромская область)
В ходе реформы электроэнергетики была создана федеральная гидроэнергетическая компания ОАО «ГидроОГК» («РусГидро»), которая объединила основную часть гидроэнергетических активов страны.
ГИДРОЭНЕРГЕТИКА (ГЭС)
Доля выработки электроэнергии-18%
ГЭС строятся на реках с быстрым течением
с высокими берегами и большим расходом воды. Образующие водохранилища – это промышленные запасы воды , которые используются в промышленности, в сельском хозяйстве(орошении), в быту населением.
На ГЭС энергия текучей воды преобразуется в электроэнергию. Основная часть ГЭС- плотина, создающая разницу уровней воды и обеспечивающая ее падение на лопасти генерирующих электрический ток турбин.
Перспективное развитие гидроэнергии России связывают с освоением потенциала рек Северного Кавказа (строятся- Зарамагская, Кашхатау, Гоцатлинская ГЭС).
Сибири (достройка Багучанской, Вилюйской-3, Усть-Среднекамской ГЭС )
Преимущества ГЭС заключаются в:
1.дешевизне электроэнергии
2.экологической чистоте (нет дыма)
3.высокий КПД- 92-94%
4.простота в управлении
5.длительные строки эксплуатации (до 100 лет)
Недостатки:
1.большие сроки строительства15-20 лет
2.создания водохранилища ведет к затоплению прирусловых территорий.
Более плотно гидроэнергетические ресурсы используют серии ГЭС на одной реке- каскады.
Крупнейшие ГЭС России:
1.Саяно-Шушенская(6 по величине в мире) Хакасия.
2.Красноярская (7 в мире)почти полностью потребляется энергия Красноярским алюминиевым заводом.
3.Братская.
После трагической аварии 17 августа 2009 г. мощность Саяно-Шушенской ГЭС временно вышла из строя. В настоящее время полным ходом ведаться восстановительная работа, которые предполагается завершить полностью к 2014 г.
24 февраля 2010 г.состоялась торжественное включение в сеть под нагрузку гидроагрегата №6 мощностью 640 МВт.
Выработка электроэнергии российскими ГЭС обеспечивает ежегодно экономию50 млн.т.условного топлива, потенциал экономии составляет 250 млн.т.
АТОМНАЯ ЭНЕРГЕТИКА (АЭС)
Доля производимой энергии- 13%
27 июня 1954 г.в городе Обнинск начала работать первая в мире атомная электростанция мощностью всего лишь 5 МВт.
АЭС работают на атомном топливе (уран, плутоний)
На АЭС используется в высшей степени концентрированное и транспортабельное топливо- урановые тепловыделяющие элементы.
Россия обладает технологией ядерной электроэнергии полного цикла от добычи урановых руд, до выработки энергии.
При расходе 1 кг. урана выделяется тепло эквивалентное сжиганию 2,5 тыс.угля лучших марок.
Эта характерная особенность исключает зависимость АЭС от топливного фактора и обеспечивает наибольшую маневренность размещения.
АЭС ориентированы на потребителя, расположенных в районах с напряженным топливно-энергетическим балансом или там, где выявленные ресурсы минерального топлива и гидроэнергии ограничены.
Работа с картой: Найдите на карте АЭС России. (Балаковская, Ленинградская, Курская)
Широкое распространение атомная энергия получила в европейской части России (30%) и на Северо- Западе (37%).
В России действуют 10 АЭС расположенных в 10 субъектах. Большинство АЭС размещены в городах возникших при строительстве самих этих электростанций (исключение- Балаково, Волгодонск).
Для работы АЭС необходимы источники воды (требуются для циркуляции в генерирующих турбинах),поэтому АЭС расположены при природных (морские заливы, реки) или искусственных водотоках и водоемах.
В декабре 2007 г.в соответствии с Указом Президента РФ была образована Государственная корпорация по атомной энергетике «Росатом», которая управляет всеми ядерными активами РФ.
Достоинства:
-дешевизна энергии
-сравнительно небольшие затраты на строительство
-универсальность размещения
Недостатки:
-риск экологических катастроф от аварии на АЭС очень велик
-проблема переработки и хранения радиоактивных отходов.
При правильной эксплуатации и рациональном решении проблемы утилизации отработанного ядерного топлива- АЭС наносят существенно меньший вред окружающей среде, нежели ТЭС или ГЭС.
АЭС не выделяет серу, свинец и другие вредные вещества. Работа АЭС не приводит к усилению парникового эффекта.
На долю АЭС приходится около 13%производимой в стране электроэнергии, а в Воронежской и курской областях- почти 100%.
После аварии на ЧАЭС, обернувшейся крупной экологической катастрофой, многие регионы отказались от планов строительства АЭС.
По оценке специалистов , взрыв на ЧАЭС эквивалентен по силе взрыву 300 атомных бомб, какая была сброшена на Хиросиму. Радиоактивные осадки в результате этой катастрофы достигли Гренландии на северо- западе, Персидского залива и Саудовской Аравии на юго- востоке, р.Рейн на западе в северо- восточном направлении и дошли почти до Москвы. На территории России от Чернобыля пострадало 15 областей и республик. В это число входит к сожалению и наша Брянская область (привести примеры).
В обеспечении безопасности АЭС Россия может ориентироваться на пример некоторых зарубежных стран.
Остался последний источник энергии и это нетрадиционные источники энергии.
К нетрадиционным источникам энергии относят:
- Солнечная (Северный Кавказ)
- Геотермальная ( Мутновская, Паужетская- Камчатка)
- Приливная ( Кислогубская)
- Ветровая (Дальний Восток)
Сообщение ученика.
СПОСОБЫ ПЕРЕДАЧИ ЭЛЕКТРОЭНЕРГИИ.
Энергосистема- это группа различных электростанций, объединенных линиями электропередач и управляемых из одного центра.
В России создано 74 крупных энергосистемы, которые объединены в единую систему.
Единая энергетическая система (ЕЭС) объединяет большинство электростанций из одних районов в другие.
Единая энергосистема России ОАО РАО «ЕЭС»
Ее цель:
1.Надежное обеспечение энергией.
2.Покрытие «пиковых» нагрузок.
3.Использовать разницу во времени на территории России (на одной территории ночь и минимум энергопотребления, а на другой вечер и пик потребления).
Единая система электроэнергии России, хотя и потеряла многое с утратой СССР, тем не менее занимает 4 место в мире (после США, Китая, Японии). По ее сетям передается около 300 млрд.кВт/ч электроэнергии в год.
- Закрепление.
Задание: заполните кластер. (см. приложение)
- Итоги урока.
(устная рефлексия)
Сегодня я узнал...
Было интересно...
Было трудно...
Я понял что...
Теперь я могу...
Я приобрел...
Меня удивило...
Мне захотелось...
Или ответить на вопрос:
_ Что нового вы узнали на сегодняшнем уроке?
- Оценки за урок с комментариями.
- Домашнее задание.
§3, контурная карта, номенклатура, карточки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированный урок (география и физическая культура) Тема урока: Чемпионат мира по футболу. География городов
Чемпионат мира по футболу - величайшее спортивное соревнование современности, собирающее на стадионах и у телеэкранов миллионы и миллиарды зрителей. Россия впервые в своей истории стала страной-хозяйк...
Развитие речи обучающихся на уроках географии. Интегрированный урок география - литература.
«Однако трудно найти предмет, который ...
Интегрированный урок (география + технология) в 8-м классе по теме "Русская равнина. Народные промыслы Центральной и Северо–Западной России" Интегрированный урок (география + технология) в 8-м классе по теме "Русская равнина. Народные промыслы Центральн
Очень интересный и необчный урок....
Опорные конспекты на уроках географии. Урок географии в 6 классе "Природные зоны Земли"
В данной методической разработке показано использование технологии опорных конспектов по методике В. Ф. Шаталова на уроках географии. Тема урока: Природные зоны Земли - зональные природные ...
Применение технологии проектной деятельности на уроках географии. Формирование информационной компетентности на уроках географии. Современный урок географии. Развитие предпринимательских и проектных компетенций школьников в сетевом взаимодействии.
В современной школе большое внимание уделяется формированию компетентностного подхода. Формирование проектной, информационной, предпринимательской компетенций, их практическое применение стало темой с...
Урок географии в 7 классе Африка в стихах Н. С. Гумилева Обобщение по теме Африка (интегрированный урок география+литература)
Тема раздела Южные материкиТема урока Обобщение знаний о природных зонах АфрикиНомер урока в теме раздела 9Цель урока: обобщение знаний по материку Африка через литературный образ ма...
Презентация для подготовки уроков по географии и биологии "Игровые технологии на уроках географии и биологии"
Данная презентация поможет включить в урок географии игровые приемы при изучении нового материала и закреплении изученного...