Урок географии 9 класс "Электроэнергетика"
план-конспект урока по географии (9 класс)

Полуденная Полина Петровна

•         познакомить учащихся с инфраструктурным комплексом: рассмотреть состав, значение, проблемы комплекса;

•         продолжить работу со схемами, таблицами;

•         воспитывать чувство товарищества, любовь к родному краю;

развивать речь учащихся, географическое мышление

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл geo_9_kla._elektroenergetika.docx31.28 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ Негинская СОШ филиал с. Невдольск

ТЕМА УРОКА:

«Электроэнергетика России»

9 класс

Учитель:

Первой квалификационной

 категории

Полуденная П.П.

Невдольск 2013-2014 уч.год

Тема: Электроэнергетика России.

Цель:

- раскрыть значение электроэнергетики для хозяйства России

- Выявить особенности различных типов электростанций, установить принципы закономерности их распространения

- рассмотреть экологические проблемы, связанные с развитием различных отраслей электроэнергетики

- дать представление о Единой энергетической системе России

- Сформировать умение называть, показывать и приводить примеры крупнейших электростанций

- Совершенствовать умение работать с учебником, картосхемами и таблицами.

Оборудование: карта Физическая России, карта «Электроэнергетика России», учебники, атласы, контурные карты, дидактический материал.

Тип урока: изучение новой темы.

ХОД УРОКА:

  1. Организационный момент.
  2. Опрос домашнего задания.
  3. Изучение нового материала.

Определение темы урока:

1.Давайте повторим, с каким комплексом промышленности мы с вами познакомились? (Топливно- энергетический комплекс)

2.В чем заключается основная задача данного комплекса? (Задача ТЭК заключается в добыче топлива, производстве электроэнергии, и передаче их потребителю)

3.Из каких промышленностей состоит ТЭК? (топливной промышленности и электроэнергетики).

4. Какие отрасли топливно- энергетического комплекса мы изучили? (нефтяную, газовую и угольную).

5. Какую отрасль нам осталось изучить? (электроэнергетику).

6. Итак, как же будет звучать тема сегодняшнего урока? (электроэнергетика России).

Определение целей урока:

Дети, в чем будет заключаться ЦЕЛЬ сегодняшнего урока? (узнать о составе электроэнергии, особенностях размещения электростанций....)

- Совершенно верно!!!

НОВАЯ ТЕМА

- Каково применение электроэнергии в народном хозяйстве?

1.промышленность (металлургия, машиностроение, химическая, легкая, пищевая и т.д.)

2.транспорт (электровозы, трамваи, троллейбусы, перекачка нефти и газа)

3.связь (телефон, телеграф, интернет, радио)

5.культура и быт (освещение, телевидение, стиральные машины, пылесосы и т.д.)

5.сельское хозяйство (мельница, орошение, инкубаторы, стрижка овец, доение коров и т.д.)

Без электроэнергетики не возможна работа ни одного предприятия.

Основным потребителем электроэнергии является промышленность!

- Итак, что же такое собственно электроэнергетика?

ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКА- отрасль, которая производит электроэнергию на различных электростанциях и передает ее на расстояние по линиям электропередач (ЛЭП).

- Дети, давайте вспомним из курса физики, в каких единицах измеряется электроэнергия (электричество)?   (Вт., кВт.)

- Количество выработанной электроэнергии измеряется в млн. кВт./ ч

- Россия занимает 4 место в мире по производству электроэнергии.

Особенности электроэнергетики: (в тетрадь)

1.Не может накапливаться продукция для последующего использования.

2.Универсальность электрической энергии: обладает одинаковыми свойствами независимо от того каким образом она была произведена.

3.Передача электроэнергии осуществляется мгновенно.

Вся электроэнергия вырабатывается на электростанциях. Это АЭС,ГЭС,ТЭС.

- Дети, как вы думаете, в чем будет заключаться принцип размещения электростанций.

Размещение электростанций зависит от двух основных факторов:

1.ресурсного

2.потребительского

До появления электродного транспорта (ЛЭП), электроэнергетика ориентировалась главным образом на потребителей, используя перевозное сырье. В настоящее время, после постройки сетей высоковольтных ЛЭП и создания единой энергетической сети большее внимание при размещении электростанций уделяется ресурсному фактору.

ТЕПЛОВАЯ ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКА (ТЭС)      

Доля производства электроэнергии – 68%

У России большой гидроэнергетический потенциал, что подразумевает огромные возможности развития отечественной гидроэнергетики. На территории РФ сосредоточено около 9% мировых запасов гидроресурсов. Занимает 2 место в мире по запасам электроэнергии, опережая США, Бразилию, Канаду. Однако освоено лишь 20%потенциала. Одним из препятствий развития гидроэнергии является удаленность основной части потенциала, сконцентрированной в центральной и восточной Сибири и Дальнем востоке, от основных потребителей электроэнергии.

В настоящее время на территории России работает 102 ГЭС мощностью свыше 100 МВт.

ТИПЫ ТЭС

КЭС (конденсационные)-

Производят только энергию (отработанный в турбинах пар конденсируется образно в воду и поступает в систему)

ГРЭС (государственные районные электростанции)- большая мощность, часто обслуживается 2-3 субъекта, ориентируется на сырье.

Преимущества: Возможность работы на разных видах топлива. Свободное размещение. Выработка электроэнергии без сезонных колебаний. Быстрое строительство. Малые затраты труда и материальных средств.

Недостатки: высокая себестоимость электроэнергии по сравнению с другими электростанциями. Использование невозобновимых энергетических ресурсов. Много твердых и газообразных отходов.

ТЭЦ (теплоэлектростанция)производят электроэнергию и тепло (нагретая вода идет к потребителям в живые дома и на предприятия; размещаются вблизи крупных городов или в самих городах, т.к. дальность передачи горячей воды  не превышает 15-20 км.- вода остывает)

Крупнейшие электростанции:

ТЭС: Сургутская 1 и 2 (г.Сургут, Хантымансийский АО)

ГРЭС: Рефтинская (г.Асбест, Свердловская область)

Костромская (г. Волгореченск, Костромская область)

В ходе реформы электроэнергетики была создана федеральная гидроэнергетическая компания ОАО «ГидроОГК» («РусГидро»), которая объединила основную часть гидроэнергетических активов страны.

ГИДРОЭНЕРГЕТИКА (ГЭС)                           

Доля выработки электроэнергии-18%

ГЭС строятся на реках с быстрым течением

с высокими берегами и большим расходом воды. Образующие водохранилища – это промышленные запасы воды , которые используются в промышленности, в сельском хозяйстве(орошении), в быту населением.

На ГЭС энергия текучей воды преобразуется в электроэнергию. Основная часть ГЭС- плотина, создающая разницу уровней воды и обеспечивающая ее падение на лопасти генерирующих электрический ток турбин.

Перспективное развитие гидроэнергии России связывают с освоением потенциала рек Северного Кавказа (строятся- Зарамагская, Кашхатау, Гоцатлинская ГЭС).

Сибири (достройка Багучанской, Вилюйской-3, Усть-Среднекамской ГЭС )

Преимущества ГЭС заключаются в:

1.дешевизне электроэнергии

2.экологической чистоте (нет дыма)

3.высокий КПД- 92-94%

4.простота в управлении

5.длительные строки эксплуатации (до 100 лет)

Недостатки:

1.большие сроки строительства15-20 лет

2.создания водохранилища ведет к затоплению прирусловых территорий.

Более плотно гидроэнергетические ресурсы используют серии ГЭС на одной реке- каскады.

Крупнейшие ГЭС России:

1.Саяно-Шушенская(6 по величине в мире) Хакасия.

2.Красноярская (7 в мире)почти полностью потребляется энергия Красноярским алюминиевым заводом.

3.Братская.

После трагической аварии 17 августа 2009 г. мощность Саяно-Шушенской ГЭС  временно вышла из строя. В настоящее время полным ходом ведаться восстановительная работа, которые предполагается завершить полностью к 2014 г.

24 февраля 2010 г.состоялась торжественное включение в сеть под нагрузку гидроагрегата №6 мощностью 640 МВт.

Выработка электроэнергии российскими ГЭС обеспечивает ежегодно экономию50 млн.т.условного топлива, потенциал экономии составляет 250 млн.т.

АТОМНАЯ ЭНЕРГЕТИКА (АЭС)  

Доля производимой энергии- 13%

27 июня 1954 г.в городе Обнинск начала работать первая в мире атомная электростанция мощностью всего лишь 5 МВт.

АЭС работают на атомном топливе (уран, плутоний)

На АЭС используется в высшей степени концентрированное и транспортабельное топливо- урановые тепловыделяющие элементы.  

Россия обладает технологией ядерной электроэнергии полного цикла от добычи урановых руд, до выработки энергии.  

При расходе 1 кг. урана выделяется тепло эквивалентное сжиганию 2,5 тыс.угля лучших марок.

Эта характерная особенность исключает зависимость АЭС от топливного фактора и обеспечивает наибольшую маневренность размещения.

АЭС ориентированы на потребителя, расположенных в районах с напряженным топливно-энергетическим балансом или там, где выявленные ресурсы минерального топлива и гидроэнергии ограничены.

Работа с картой: Найдите на карте АЭС России. (Балаковская, Ленинградская, Курская)

Широкое распространение атомная энергия получила в европейской части России (30%) и на Северо- Западе (37%).

В России действуют 10 АЭС расположенных в 10 субъектах. Большинство АЭС размещены в городах возникших при строительстве самих этих электростанций (исключение- Балаково, Волгодонск).

Для работы АЭС необходимы источники воды (требуются для циркуляции в генерирующих турбинах),поэтому АЭС расположены при природных (морские заливы, реки) или искусственных водотоках и водоемах.

В декабре 2007 г.в соответствии с Указом Президента РФ была образована Государственная корпорация по атомной энергетике «Росатом», которая управляет всеми ядерными активами РФ.

Достоинства:

-дешевизна энергии

-сравнительно небольшие затраты на строительство

-универсальность размещения

Недостатки:

-риск экологических катастроф от аварии на АЭС очень велик

-проблема переработки и хранения радиоактивных отходов.

 При правильной эксплуатации и рациональном решении проблемы утилизации отработанного ядерного топлива- АЭС наносят существенно меньший вред окружающей среде, нежели ТЭС или ГЭС.

АЭС не выделяет серу, свинец и другие вредные вещества. Работа АЭС не приводит к усилению парникового эффекта.

На долю АЭС приходится около 13%производимой в стране электроэнергии, а в Воронежской и курской областях- почти 100%.

После аварии на ЧАЭС, обернувшейся крупной экологической катастрофой, многие регионы отказались от планов строительства АЭС.

По оценке специалистов , взрыв на ЧАЭС эквивалентен по силе взрыву 300 атомных бомб, какая была сброшена на Хиросиму. Радиоактивные осадки в результате этой катастрофы достигли Гренландии на северо- западе, Персидского залива и Саудовской Аравии на юго- востоке, р.Рейн на западе в северо- восточном направлении и дошли почти до Москвы. На территории России от Чернобыля пострадало 15 областей и республик. В это число входит к сожалению и наша Брянская область (привести примеры).

В обеспечении безопасности АЭС Россия может ориентироваться на пример некоторых зарубежных стран.

Остался последний источник энергии и это нетрадиционные источники энергии.

К нетрадиционным источникам энергии относят:

  • Солнечная (Северный Кавказ)
  • Геотермальная ( Мутновская, Паужетская- Камчатка)
  • Приливная ( Кислогубская)
  • Ветровая (Дальний Восток)

Сообщение ученика.

СПОСОБЫ ПЕРЕДАЧИ ЭЛЕКТРОЭНЕРГИИ.

Энергосистема- это группа различных электростанций, объединенных линиями электропередач и управляемых из одного центра.

В России создано 74 крупных энергосистемы, которые объединены в единую систему.

Единая энергетическая система (ЕЭС) объединяет большинство электростанций из одних районов в другие.

Единая энергосистема России ОАО РАО «ЕЭС»

Ее цель:

1.Надежное обеспечение энергией.

2.Покрытие «пиковых» нагрузок.

3.Использовать разницу во времени на территории России (на одной территории ночь и минимум энергопотребления, а на другой вечер и пик потребления).

Единая система электроэнергии России, хотя и потеряла многое с утратой СССР, тем не менее занимает 4 место в мире (после США, Китая, Японии). По ее сетям передается около 300 млрд.кВт/ч электроэнергии в год.

  1. Закрепление.

Задание: заполните кластер.  (см. приложение)

  1. Итоги урока.

(устная рефлексия)

Сегодня я узнал...

Было интересно...

Было трудно...

Я понял что...

Теперь я могу...

Я приобрел...

Меня удивило...

Мне захотелось...

Или ответить на вопрос:

_ Что нового вы узнали на сегодняшнем уроке?

  1. Оценки за урок с комментариями.
  2. Домашнее задание.

§3, контурная карта, номенклатура, карточки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок (география и физическая культура) Тема урока: Чемпионат мира по футболу. География городов

Чемпионат мира по футболу - величайшее спортивное соревнование современности, собирающее на стадионах и у телеэкранов миллионы и миллиарды зрителей. Россия впервые в своей истории стала страной-хозяйк...

Опорные конспекты на уроках географии. Урок географии в 6 классе "Природные зоны Земли"

В данной методической разработке показано использование технологии опорных конспектов по методике В. Ф. Шаталова на уроках географии.  Тема урока: Природные зоны Земли - зональные природные ...

Применение технологии проектной деятельности на уроках географии. Формирование информационной компетентности на уроках географии. Современный урок географии. Развитие предпринимательских и проектных компетенций школьников в сетевом взаимодействии.

В современной школе большое внимание уделяется формированию компетентностного подхода. Формирование проектной, информационной, предпринимательской компетенций, их практическое применение стало темой с...

Урок географии в 7 классе Африка в стихах Н. С. Гумилева Обобщение по теме Африка (интегрированный урок география+литература)

Тема раздела  Южные материкиТема урока  Обобщение знаний о природных зонах АфрикиНомер урока в теме раздела 9Цель урока: обобщение знаний по материку Африка через  литературный образ ма...

Презентация для подготовки уроков по географии и биологии "Игровые технологии на уроках географии и биологии"

Данная презентация поможет включить в урок географии игровые приемы при изучении нового материала и закреплении изученного...