Урок " Байкал - жемчужина Сибири"
учебно-методический материал по географии (8 класс)
Урок по теме "Байкал - жемчужина Сибири" 8 класс разработан для использования групповой формы работы учащихся и может использоваться как отчет групп ученых исследователей Байкала.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_baykal_-_zhemchuzhina_sibiri.doc | 71 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: Озеро Байкал – жемчужина Сибири
Цели и задачи урока:
Раскрыть уникальность природы озера Байкал и причины его уникальности. Познакомить с историей открытия и изучения озера Байкал. Рассмотреть экологические проблемы озера и пути их решения.
Оборудование: Физическая карта России, слайды озера Байкал, термины и цифры по теме урока.
Ход урока
I. Организационный момент
На доске - слова Л. С. Берга: «Чудо природы во всех отношениях». Форма проведения урока - игра «Путешествие по Байкалу».
II, Изучение новой темы
План изучения озера на доске:
- Географическое положение озера.
- История открытия.
- Геологическая история происхождения (образования) котловины озера и характер его берегов.
- Климат Байкала.
- Уникальность воды озера.
- Органический мир озера.
- Экологические проблемы Байкала.
Класс делится на группы специалистов, целью работы которых является изучение природы Байкала и его проблем.
1 группа. Геологи и геоморфологи.
- группа. Гидрологи (лимнологи).
- группа. Историки.
- группа. Зоологи.
- группа. Экологи.
- группа. Климатологи.
Группы специалистов получают карточки-инструкции или программы изучения своей проблемы и работают с материалами учебника, источниками дополнительной информации, картами в течение 10-15 минут, и с отчетом выступает от группы либо делегат, либо по указанию (выбору учителя, либо вся группа и т. д.).
1 карточка - геологам
- Определите возраст котловины озера Байкал.
- Какие очертания имеет озеро, почему?
- Почему озеро является самым глубоким в мире?
- Каков характер берегов озера?
- Какими породами сложены берега?
- Какие острова находятся в озере?
2 карточка - гидрологам (лимнологам)
- В чем уникальность воды Байкала?
- Прозрачность воды.
- Химический состав воды.
- Реки, впадающие в озеро.
- Реки, вытекающие из озера.
- Ледовый режим, температура воды.
- Движение воды.
- Наука, изучающая природу озер, называется ...
3 карточка - историкам
- Как называют Байкал буряты - коренное население побережья озера?
- Когда впервые на берегах озера появились русские?
- Что такое «Житие протопопа Аввакума?
- Какое отношение к озеру имеет Курбат Иванов?
- Кто из ученых занимался изучением Байкала?
- Какой статус имеет озеро Байкал в настоящее время?
4 карточка - зоологам и ботаникам
- В чем уникальность фауны озера Байкал?
- Какую роль играет планктон озера?
- Чем уникальна рыбка голомянка?
- Назовите представителей фауны озера?
- Какие животные имеют промысловое значение?
- Что такое эндемики? Назовите эндемиков Байкала.
- Каков тип растительности Прибайкалья?
5 карточка - экологам
- В чем значение озера Байкал для человека и для природы?
- Какие,экологические проблемы возникли и требуют срочного решения?
- В чем причины изменения природы озера Байкал?
- Каковы пути решения проблем Байкала?
/ карточка - климатологам
- Каков климат Прибайкалья? Назовите климатический пояс, тип климата, средние температуры воздуха зимой и летом.
- Какие местные ветры возникают на озере'? В чем их различие (баргузин, верховик, сарма, култук)?
К карточкам предлагается как источники информации: учебник (Р.: § 43; Б.: § 39), хрестоматии, справочники, карты и другая имеющаяся информация.
На обсуждение группам дается 10-15 минут. Главный консультант или бригадир в течение этого времени распределяет вопросы между членами группы и координирует работу группы. Через 8-10 минут внутри групп начинается работа по подведению итогов изучения задания, т. е. готовится отчет по изучаемым вопросам. Вели по какому-то вопросу ученик, или ученики не нашли ответа, им помогает консультант или он просит помощи учителя.
Далее предоставляется слово группам специалистов. Остальные учащиеся слушают и кратко конспектируют.
Геологи и геоморфологи
Байкал находится в очень древней котловине. Возраст озера – 15-20 млн. лет (озера обычно имеют возраст 5 -15 тысяч лет). Котловина озера образовалась в результате разлома земной коры в виде грабена, т. е. имеет тектоническое происхождение.
Очертания озера продолговатые - соответствуют разлому. Длина озера около 620 км, а ширина - от 24 до 79 км.
Байкал - самое глубокое озеро мира. Наибольшая глубина - 1642 м, а уровень зеркала воды на 453 м выше уровня Мирового океана. Причина большой глубины озера в его происхождении (тектонический раз лом). Несмотря на то, что возраст озера очень древний, на территории котловины и его берегов до сих пор происходят движения земной коры.
Землетрясения наблюдаются до настоящего времени. В 1862 году буряты были свидетелями сброса части побережья озера. Образовался залив Провал. Землетрясение было силой в 9 баллов.
Породы берегов Байкала кристаллические, берега гористые. На Байкале 27 островов самый большой остров Ольхон (73 км в длину и 11 км в ширину).
Изучение геологии и геоморфологии озера продолжается. Так летом 2008 и 2009 годов проводились исследования с применением глубоководных батискафов Мир-1 и Мир-2, в результате была установлена новая максимальная глубина – 1642м, до этого максимальной считалась глубина 1620м.
Отчет группы гидрологов-лимнологов
Гидрология – наука изучающая воду, а озера изучает наука лимнология.
Озеро Байкал имеет уникально чистую прозрачную воду. Лот – Это белый диск, с помощью которого определяют степень прозрачности воды, виден при погружении в озеро до глубины 40 метров. По химическому составу вода близка к дистиллированной (в 1 литре менее 0,1 г солей, т. е. соленость воды равна 0,1 %о) и богата кислородом. В чистоте и прозрачности - уникальность воды Байкала.
В озеро впадает 336, а по другим источникам 550 рек. Самая крупная из них - Селенга. И лишь одна река - Ангара (приток Енисея) вытекает из озера Байкал.
Вода в озере круглый год холодная (температура - 10-12°С). Замерзает озеро поздно, в конце декабря, но и вскрывается Байкал поздно. До конца мая по воде плавают льды и полностью тают в июне. Озеро редко бывает спокойным. У берегов волны с шумом и грохотом разбиваются о скалы. Шторм на озере поднимает Сарма - ураганный ветер, дующий с северо-запада с гор поперек озера. Он начинается неожиданно и способен поднять волны до 5 м. высотой.
Байкал уникален и огромным объемом воды, который можно сравнить с объемом вод в Балтийском море. В Байкале содержится 1/10 пресных вод планеты или 1/5 если не учитывать воду ледников.
Отчет историков
Буряты называют Байкал - «Байгал-далай», что означает «Байкал-море».
Русские на берегах появились в 1643 г. - один из зимовщиков, казачий пятидесятник Курбат Иванрво вышел к Байкалу и открыл остров Ольхон. В записях «Житие протопопа Аввакума» содержатся об озере интересные сведения. Протопоп Аввакум был сослан в Забайкалье и был на озере в 1656 году. Окончательно укрепились русские на Байкале после основания Иркутска в 1661 году. В 18 веке Иркутск стал центром освоения русскими Восточной Сибири. 12 января 1862 года буряты были свидетелями сброса побережья озера площадью 260км2. Образовался залив Провал. Землетрясение было силой в 9 баллов. По свидетельству очевидцев, тем памятным днем произошло несколько толчков — земля затряслась, а из колодцев стала выливаться вода. Но самое сильное и разрушительное землетрясение случилось ночью, перед рассветом. Раздался странный шум и гул. Все закачалось, и народ выбежал из домов на улицу, — чувствовалось, что проваливается земля. Домашний скот ревел, люди молились и призывали духов о спасении. Образовались трещины, по которым на поверхность стала выходить вода. Люди сразу же начали вытаскивать и переворачивать лодки, которые были у каждой семьи, даже по две, зимой они находились у ограды каждого хозяина. Весь народ с пожитками и продуктами устроился в лодках, а вода быстро поднималась. Когда начало светать и далеко на востоке замаячила земля, высокая Оймурская гора, люди поплыли туда. Скот спасти не удалось.
Байкал изучали: И. Д. Черский, И. Г. Гмелин, Л. С. Берг, П. С. Паллас,
В. А. Обручев, Жак Ив Кусто совершал изучение вод озера с помощью подводных спускаемых аппаратов (тарелок). Озеро продолжают изучать, так как оно хранит еще много тайн. Например, ученые до сих пор не пришли к общему мнению о происхождении котловины озера Байкал: одни считают- это тектонический разлом-грабен, другие, что впадина озера - результат медленного прогибания земной коры. Максимальная глубина была уточнена летом 2009г. в результате погружений батискафов Мир-1 и Мир-2 под руководством Артура Николаевича Чилингарова.
Озеро Байкал является объектом Всемирного природного наследия и имеет статус озера-заповедника.
Отчет группы зоологов и ботаников
Уникален органический мир Байкала. В озере встречается около 1500 видов животных и более 1000 видов растений, большая часть растений -водоросли.
70% обитателей озера Байкал - эндемики, т. е. организмы, обитающие только в данном месте. К таким видам относится голомянка - живородящая рыбка, не имеющая чешуи. Розовато-белая, полупрозрачная состоит в основном из жира. Раньше голомянку собирали с поверхности воды (мертвая она не тонет, т. к. жир легче воды) и вытапливали из нее жир, который использовали для освещения и в лечебных целях.
Голомянка - глубоководная рыбка, она может опускаться на глубину 1000 м, но чаще всего плавает на глубинах 250-500 м, а ночью поднимается до глубины 50-100 м. Длина рыбки 18-20 см.
Из рыбных ресурсов Байкала наиболее ценные хариус, сиг, и, конечно, знаменитый байкальский омуль. Омуля ловят больше, чем другой рыбы (около 70% улова - омуль). Ловят его и летом и зимой из-подо льда. Сети из прочной капроновой нити в длину от 1,5-2 км, а в высоту 4—5 м. Летом, чтобы сети не опускались глубоко (омуль кормится косяками в верхних 5- 10-метровых слоях воды), их привязывают к поплавкам. Вечером забрасывают сети и ждут рассвета, утром их выбирают. Омуль невелик по размерам: длина рыбы - 30-40 см, а вес - 2-4 кг.
Обитает в озере и тюлень - байкальская нерпа. Она точь-в-точь похожа на тюленя, обитающего в морях Северного Ледовитого океана. Пресноводный тюлень - это загадка для зоологов. Истребляли тюленя из-за его ценного меха, и стал он редкостью на Байкале. Берега Байкала заняты тайгой - из кедра, сосны, лиственницы. В тайге обитают кабарга – сибирская косуля, соболь, лисица, бурундук, бурый медведь, лось и другие.
Отчет группы климатологов
Климат Прибайкалья умеренный, резко-континентальный. Зима очень холодная - средняя температура января -24°С, а на побережье теплее градусов на десять: -14-17°С. А лето на берегах озера прохладнее (озеро поглощает тепло медленно, но медленно и отдает, остывая) +15°С - средняя температура июля.
Из-за неравномерного нагрева суши и вод озера образуются перепады атмосферного давления, в результате возникают местные ветры:
- Ураганный ветер - сарма, поднимает штормовые волны на Байкале высотой до 5 м. Скорость ветра достигает 60 м/с.;
-Северо-восточный ветер – баргузи;
- верховик –северный ветер дует вдоль озера вызывает понижение температуры воздуха;
- култук- теплый юго-западный ветер.
Погода летом на Байкале меняется часто, но преобладает солнечная погода. Зимой в котловине господствует антициклон с ясной, устойчивой, морозной погодой.
Отчет группы экологов
Уникальное по своей природе озеро Байкал имеет живописные берега и острова. Озеро является рекреационным объектом Сибири. Чистый воздух, минеральные источники, чистая, прозрачная вода озера привлекают множество туристов. Озеро Байкал с уникальным органическим миром может раскрыть многие тайны эволюции животных и растений. Озеро богато рыбными ресурсами, а хребты Прибайкалья имеют огромные запасы древесины - кедра, сосны, лиственницы. Кедр - это ценные орехи, масло кедровых орехов используется в медицине и в оптике, служит пищей для обитателей тайги и для человека.
В 20 веке построены на берегах Байкала целлюлозно-бумажные комбинаты, которые в значительной степени загрязняют воду озера. На реке Ангаре построили Иркутскую ГЭС, тем самым подпрудили озеро Байкал, что привело к подъему уровня воды на 1 метр, к смыву с берегов грязи, к помутнению воды. Ученые считают что все это может привести к гибели главного фильтра байкальской воды - планктона.
Необходимы природоохранные мероприятия:
- Регулировать рубку леса в бассейнах рек, впадающих в озеро.
- Запретить рубку леса на склонах хребтов, обращенных к Байкалу.
- Запретить молевой сплав древесины по рекам.
- Построить очистные сооружения на предприятиях, расположенных на берегах озера и рек, впадающих в Байкал.
- Создать базы отдыха с организованными посещениями озера туристами (опасен «дикий туризм»).
- Поднять экологическую культуру населения.
III. Итоги урока
В тетрадях у учащихся составлен конспект по теме урока.
По цифрам и терминам записанным на доске повторяем :
1. 1620 м. | 1. 15-20 млн.л. |
2. 23 тыс. км.З | 2. 40 м. |
3. 620 км. | 3. 1/10(10%) |
4. 70% | 4. 27 |
5. 1861 г. | 5. 1643г. |
6. 0.1 %о | 6. 73км. и 11км. |
7. Эндемики | 7. Голомянка |
8. Сарма | 8. Ангара |
9. Култук | 9. Верховик |
10.Ольхон. | 10. Нерпа. |
Домашнее задание: § 43, записи в тетради.
Творческое задание: составить чайнворд на тему «Байкал».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок-викторина - Байкал - жемчужина Сибири
С данной разработкой я принимал участие во Всероссийском фестивале педагогических идей "Открытый урок 2010". Урок-викторина может быть использован как внеурочное мероприятие по биологии, географии, ес...
Урок по географии 8 класс "Байкал -жемчужина Сибири"
Урок по географии в 8 классЦель урока:Создать условия для осмысления и осознания знаний по теме «Байкал, как природный комплекс».Задачи урока:1. Сформировать представление об уникальной природной жемч...
Методическая разработка урока "Байкал - жемчужина Сибири"
Данный урок помогает развивать у учащихся познавательный интерес к предмету, создавать условия для формированияумений работать в коллективе, воспитывать то...
Открытый урок "Озеро Байкал- жемчужина Сибири".
Для изучении данной темы был использован проектный материал, инновационным приемом является применение компьютерной техники,Интернет-ресурсы. Проблема взаимозависимости человека и природы не новая,она...
конспект урока Байкал-жемчужина Сибири 8 класс
Данный урок давался в 8 класс в качестве видеозаписи урока на аттестацию по новому...
Урок по географии 8 класс "Байкал-— жемчужина Сибири"
Урок по географии 8 класс "Байкал-— жемчужина Сибири"....
урок «Байкал –жемчужина Сибири».
Урок направлен на формирование представлений у обучающихся о природной уникальности озера Байкал, способствует воспитанию чувства любви и бережному отношению к природе. В уроке использован...