Урок " Байкал - жемчужина Сибири"
учебно-методический материал по географии (8 класс)

Пересада Владимир Герасимович

Урок по теме "Байкал - жемчужина Сибири" 8 класс разработан для использования групповой формы работы учащихся и может использоваться как отчет групп ученых исследователей Байкала.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_baykal_-_zhemchuzhina_sibiri.doc71 КБ

Предварительный просмотр:


Тема урока: Озеро Байкал – жемчужина Сибири

Цели и задачи урока:

Раскрыть уникальность природы озера Байкал и причины его уникальности. Познакомить с историей открытия и изучения озера Байкал. Рассмотреть экологические проблемы озера и пути их решения.

Оборудование: Физическая карта России, слайды озера Байкал, термины и цифры по теме урока.  

Ход урока

I.        Организационный момент

На доске - слова Л. С. Берга: «Чудо природы во всех отношениях». Форма проведения урока - игра «Путешествие по Байкалу».

II,        Изучение новой темы

План изучения озера на доске:

  1. Географическое положение озера.
  2. История открытия.
  3. Геологическая   история   происхождения   (образования)   котловины озера и характер его берегов.
  4. Климат Байкала.
  5. Уникальность воды озера.
  6. Органический мир озера.
  7. Экологические проблемы Байкала.

Класс делится на группы специалистов, целью работы которых является изучение природы Байкала и его проблем.

 1 группа. Геологи и геоморфологи.

  1.  группа. Гидрологи (лимнологи).
  2.  группа. Историки.
  3.  группа. Зоологи.
  4.  группа. Экологи.
  5.  группа. Климатологи.

Группы специалистов получают карточки-инструкции или программы изучения своей проблемы и работают с материалами учебника, источниками дополнительной информации, картами в течение 10-15 минут, и с отчетом выступает от группы либо делегат, либо по указанию (выбору учителя, либо вся группа и т. д.).

1 карточка - геологам

  1. Определите возраст котловины озера Байкал.
  2. Какие очертания имеет озеро, почему?
  3. Почему озеро является самым глубоким в мире?
  4. Каков характер берегов озера?
  5. Какими породами сложены берега?
  6. Какие острова находятся в озере?

2 карточка - гидрологам (лимнологам)

  1. В чем уникальность воды Байкала?
  2. Прозрачность воды.
  3. Химический состав воды.
  4. Реки, впадающие в озеро.
  5. Реки, вытекающие из озера.
  6. Ледовый режим, температура воды.
  7. Движение воды.
  8. Наука, изучающая природу озер, называется ...

3        карточка - историкам

  1. Как называют Байкал буряты - коренное население побережья озера?
  2. Когда впервые на берегах озера появились русские?
  3. Что такое «Житие протопопа Аввакума?
  4. Какое отношение к озеру имеет Курбат Иванов?
  5. Кто из ученых занимался изучением Байкала?
  6. Какой статус имеет озеро Байкал в настоящее время?

4        карточка - зоологам и ботаникам

  1. В чем уникальность фауны озера Байкал?
  2. Какую роль играет планктон озера?
  3. Чем уникальна рыбка голомянка?
  4. Назовите представителей фауны озера?
  5. Какие животные имеют промысловое значение?
  6. Что такое эндемики? Назовите эндемиков Байкала.
  7. Каков тип растительности Прибайкалья?

5        карточка - экологам

  1. В чем значение озера Байкал для человека и для природы?
  2. Какие,экологические проблемы возникли и требуют срочного решения?
  3. В чем причины изменения природы озера Байкал?
  4. Каковы пути решения проблем Байкала?

/ карточка - климатологам

  1. Каков климат Прибайкалья? Назовите климатический пояс, тип климата, средние температуры воздуха зимой и летом.
  2. Какие местные ветры возникают на озере'? В чем их различие (баргузин, верховик, сарма, култук)?

К карточкам предлагается как источники информации: учебник (Р.: § 43; Б.: § 39), хрестоматии, справочники, карты и другая имеющаяся информация.

На обсуждение группам дается 10-15 минут. Главный консультант или бригадир в течение этого времени распределяет вопросы между членами группы и координирует работу группы. Через 8-10 минут внутри групп начинается работа по подведению итогов изучения задания, т. е. готовится отчет по изучаемым вопросам. Вели по какому-то вопросу ученик, или ученики не нашли ответа, им помогает консультант или он просит помощи учителя.

Далее предоставляется слово группам специалистов. Остальные учащиеся слушают и кратко конспектируют.

Геологи и геоморфологи

Байкал находится в очень древней котловине. Возраст озера – 15-20 млн. лет (озера обычно имеют возраст 5 -15 тысяч лет). Котловина озера образовалась в результате разлома земной коры в виде грабена, т. е. имеет тектоническое происхождение.

Очертания озера продолговатые - соответствуют разлому. Длина озера около 620 км, а ширина - от 24 до 79 км.

Байкал - самое глубокое озеро мира. Наибольшая глубина - 1642 м, а уровень зеркала воды на 453 м выше уровня Мирового океана. Причина большой глубины озера в его происхождении (тектонический раз лом). Несмотря на то, что возраст озера очень древний, на территории котловины и его берегов до сих пор происходят движения земной коры.

Землетрясения наблюдаются до настоящего времени. В 1862 году буряты были свидетелями сброса части побережья озера. Образовался залив Провал. Землетрясение было силой в 9 баллов.

Породы берегов Байкала кристаллические, берега гористые. На Байкале 27 островов самый большой остров Ольхон (73 км в длину и 11 км в ширину).

Изучение геологии и геоморфологии озера продолжается. Так летом 2008 и 2009 годов проводились исследования с применением глубоководных батискафов Мир-1 и Мир-2, в результате была установлена новая максимальная глубина – 1642м, до этого максимальной считалась глубина 1620м.

Отчет группы гидрологов-лимнологов

Гидрология – наука изучающая воду, а озера изучает наука лимнология.

Озеро Байкал имеет уникально чистую прозрачную воду. Лот – Это белый диск, с помощью которого определяют степень прозрачности воды, виден при погружении в озеро до глубины 40 метров. По химическому составу вода близка к дистиллированной (в 1 литре менее 0,1 г солей, т. е. соленость воды равна 0,1 %о) и богата кислородом. В чистоте и прозрачности - уникальность воды Байкала.

В озеро впадает 336, а по другим источникам 550 рек. Самая крупная из них - Селенга. И лишь одна река - Ангара (приток Енисея) вытекает из озера Байкал.

Вода в озере круглый год холодная (температура - 10-12°С). Замерзает озеро поздно, в конце декабря, но и вскрывается Байкал поздно. До конца мая по воде плавают льды и полностью  тают в июне. Озеро  редко бывает спокойным. У берегов волны с шумом и грохотом разбиваются о скалы. Шторм на озере поднимает Сарма - ураганный ветер, дующий с северо-запада с гор поперек озера. Он начинается неожиданно и способен поднять волны до 5 м. высотой.

Байкал уникален и огромным объемом воды, который можно сравнить с объемом вод в Балтийском море. В Байкале содержится 1/10 пресных вод планеты или 1/5 если не учитывать воду ледников.

Отчет историков

Буряты называют Байкал - «Байгал-далай», что означает «Байкал-море».

Русские на берегах появились в 1643 г. - один из зимовщиков, казачий пятидесятник Курбат Иванрво вышел к Байкалу и открыл остров Ольхон. В записях «Житие протопопа Аввакума» содержатся об озере интересные сведения. Протопоп Аввакум был сослан в Забайкалье и был на озере в 1656 году. Окончательно укрепились русские на Байкале после основания Иркутска в 1661 году. В 18 веке Иркутск стал центром освоения русскими Восточной Сибири. 12 января 1862 года буряты были свидетелями сброса побережья озера площадью 260км2. Образовался залив Провал. Землетрясение было силой в 9 баллов. По свидетельству очевидцев, тем памятным днем произошло несколько толчков — земля затряслась, а из колодцев стала выливаться вода. Но самое сильное и разрушительное землетрясение случилось ночью, перед рассветом. Раздался странный шум и гул. Все закачалось, и народ выбежал из домов на улицу, — чувствовалось, что проваливается земля. Домашний скот ревел, люди молились и призывали духов о спасении. Образовались трещины, по которым на поверхность стала выходить вода. Люди сразу же начали вытаскивать и переворачивать лодки, которые были у каждой семьи, даже по две, зимой они находились у ограды каждого хозяина. Весь народ с пожитками и продуктами устроился в лодках, а вода быстро поднималась. Когда начало светать и далеко на востоке замаячила земля, высокая Оймурская гора, люди поплыли туда. Скот спасти не удалось.

Байкал изучали: И. Д. Черский, И. Г. Гмелин, Л. С. Берг, П. С. Паллас,

В. А. Обручев, Жак Ив Кусто совершал изучение вод озера с помощью подводных спускаемых аппаратов (тарелок). Озеро продолжают изучать, так как оно хранит еще много тайн. Например, ученые до сих пор не пришли к общему мнению о происхождении котловины озера Байкал: одни считают- это тектонический разлом-грабен, другие, что впадина озера - результат  медленного прогибания земной коры. Максимальная глубина была уточнена летом 2009г. в результате погружений батискафов Мир-1 и Мир-2 под руководством Артура Николаевича Чилингарова.

Озеро Байкал является объектом Всемирного природного наследия и имеет статус озера-заповедника.

Отчет группы зоологов и ботаников

Уникален органический мир Байкала. В озере встречается около 1500 видов животных и более 1000 видов растений, большая часть растений -водоросли.

70% обитателей озера Байкал - эндемики, т. е. организмы, обитающие только в данном месте. К таким видам относится голомянка - живородящая рыбка, не имеющая чешуи. Розовато-белая, полупрозрачная состоит в основном из жира. Раньше голомянку собирали с поверхности воды (мертвая она не тонет, т. к. жир легче воды) и вытапливали из нее жир, который использовали для освещения и в лечебных целях.

Голомянка - глубоководная рыбка, она может опускаться на глубину 1000 м, но чаще всего плавает на глубинах 250-500 м, а ночью поднимается до глубины 50-100 м. Длина рыбки 18-20 см.

 Из рыбных ресурсов Байкала наиболее ценные хариус, сиг, и, конечно, знаменитый байкальский омуль. Омуля ловят больше, чем другой рыбы (около 70% улова - омуль). Ловят его и летом и зимой из-подо льда. Сети из прочной капроновой нити в длину от 1,5-2 км, а в высоту 4—5 м. Летом, чтобы сети не опускались глубоко (омуль кормится косяками в верхних 5- 10-метровых слоях воды), их привязывают к поплавкам. Вечером забрасывают сети и ждут рассвета, утром их выбирают. Омуль невелик по размерам: длина рыбы - 30-40 см, а вес - 2-4 кг.

Обитает в озере и тюлень - байкальская нерпа. Она точь-в-точь похожа на тюленя, обитающего в морях Северного Ледовитого океана. Пресноводный тюлень - это загадка для зоологов. Истребляли тюленя из-за его ценного меха, и стал он редкостью на Байкале. Берега Байкала заняты тайгой - из кедра, сосны, лиственницы. В тайге обитают кабарга – сибирская косуля, соболь, лисица, бурундук, бурый медведь, лось и другие.

Отчет группы климатологов

Климат Прибайкалья умеренный, резко-континентальный. Зима очень холодная - средняя температура января -24°С, а на побережье теплее градусов на десять: -14-17°С. А лето на берегах озера прохладнее (озеро поглощает тепло медленно, но медленно и отдает, остывая) +15°С - средняя температура июля.

Из-за неравномерного нагрева суши и вод озера образуются перепады атмосферного давления, в результате возникают местные ветры:

- Ураганный ветер - сарма, поднимает штормовые волны на Байкале высотой до 5 м. Скорость ветра достигает 60 м/с.;

-Северо-восточный ветер – баргузи;

- верховик северный ветер дует вдоль озера вызывает понижение температуры воздуха;

- култук- теплый юго-западный ветер.

Погода летом на Байкале меняется часто,  но преобладает солнечная погода. Зимой в котловине господствует антициклон с ясной, устойчивой, морозной погодой.

Отчет группы экологов

Уникальное по своей природе озеро Байкал имеет живописные берега и острова. Озеро является рекреационным объектом Сибири. Чистый воздух, минеральные источники, чистая, прозрачная вода озера привлекают множество туристов. Озеро Байкал с уникальным органическим миром может раскрыть многие тайны эволюции животных и растений. Озеро богато рыбными ресурсами, а хребты Прибайкалья имеют огромные запасы древесины - кедра, сосны, лиственницы. Кедр - это ценные орехи, масло кедровых орехов используется в медицине и в оптике, служит пищей для обитателей тайги и для человека.

В 20 веке построены на берегах Байкала целлюлозно-бумажные комбинаты, которые в значительной степени загрязняют воду озера. На реке Ангаре построили Иркутскую ГЭС, тем самым подпрудили озеро Байкал, что привело к подъему уровня воды на 1 метр, к смыву с берегов грязи, к помутнению воды. Ученые считают что все это может привести к гибели главного фильтра байкальской воды - планктона.

Необходимы природоохранные мероприятия:

  • Регулировать рубку леса в бассейнах рек, впадающих в озеро.
  • Запретить рубку леса на склонах хребтов, обращенных к Байкалу.
  • Запретить молевой сплав древесины по рекам.
  • Построить очистные сооружения на предприятиях, расположенных на берегах озера и рек, впадающих в Байкал.
  • Создать базы отдыха с организованными посещениями озера туристами (опасен «дикий туризм»).
  • Поднять экологическую культуру населения.

III. Итоги урока

В тетрадях у учащихся составлен конспект по теме урока.

По цифрам и терминам записанным на доске повторяем :

1.  1620 м.

                1.  15-20 млн.л.

2. 23 тыс. км.З

                 2. 40 м.

3. 620 км.

                 3.  1/10(10%)

4. 70%

                 4. 27

5.  1861 г.

                 5.  1643г.

6. 0.1 %о

6.  73км. и 11км.

7. Эндемики

7.  Голомянка

8. Сарма

8. Ангара

9. Култук

9. Верховик

10.Ольхон.

10. Нерпа.

Домашнее задание: § 43, записи в тетради.

Творческое задание: составить чайнворд на тему «Байкал».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-викторина - Байкал - жемчужина Сибири

С данной разработкой я принимал участие во Всероссийском фестивале педагогических идей "Открытый урок 2010". Урок-викторина может быть использован как внеурочное мероприятие по биологии, географии, ес...

Урок по географии 8 класс "Байкал -жемчужина Сибири"

Урок по географии в 8 классЦель урока:Создать условия для осмысления и осознания знаний по теме «Байкал, как природный комплекс».Задачи урока:1. Сформировать представление об уникальной природной жемч...

Методическая разработка урока "Байкал - жемчужина Сибири"

Данный урок помогает развивать  у  учащихся познавательный  интерес к  предмету, создавать условия для формированияумений работать в коллективе, воспитывать то...

Открытый урок "Озеро Байкал- жемчужина Сибири".

Для изучении данной темы был использован проектный материал, инновационным приемом является применение компьютерной техники,Интернет-ресурсы. Проблема взаимозависимости человека и природы не новая,она...

конспект урока Байкал-жемчужина Сибири 8 класс

Данный урок давался в 8 класс в качестве видеозаписи урока на аттестацию по новому...

Урок по географии 8 класс "Байкал-— жемчужина Сибири"

Урок по географии 8 класс "Байкал-— жемчужина Сибири"....

урок «Байкал –жемчужина Сибири».

Урок направлен на формирование представлений у обучающихся о природной уникальности озера Байкал, способствует воспитанию  чувства любви и бережному отношению  к природе. В уроке использован...