Урок по географии 8 класс "Байкал -жемчужина Сибири"
методическая разработка по географии (8 класс) по теме

Яковлева Нина Александровна

Урок по географии в 8 класс

Цель урока:Создать условия для осмысления и осознания знаний по теме «Байкал, как природный комплекс».

Задачи урока:

1. Сформировать представление об уникальной природной жемчужине Сибири – озере Байкал; определить особенности географического положения, происхождения, климата, вод и животного мира озера; выявить закономерности взаимосвязей компонентов природы на примере Байкала;

2. Сформировать умение работать с различными источниками информации, умение выделять главное, систематизировать материал, умение видеть причинно-следственные связи;

3. Вырабатывать самостоятельность в пополнении знаний, воспитание патриотизма, экологического сознания, интереса к предмету.

Методы:

  • Деятельностный
  • Наглядно-иллюстрационный
  • Репродуктивный
  • Частично-поисковый
  • ИКТ
  • Виды контроля:

    • Самоконтроль
    • Контроль учителя

    Оборудование:

    • физическая карта России, мира,
    • мультимедио,
    •  учебники, атласы, контурные карты, таблицы,
    • кроссворды,
    •  презентация по животному миру Байкала,  компоненты природы, написанные на бумаге, слова на доске “Чудо природы во всех отношениях”.

     

     

    Ход урока.

        1 этап  Мотивационно-актуализационный.

    imageimage Формулирование целей урока учащимися по легенде.

    image

    На доске написана тема урока, но не до конца:

     “………- жемчужина Сибири”.Задача учащихся

     узнать объект изучения по легенде о его

     происхождении. (Приложение №1)

     “ Посмотрел господь: неласкова вышла земля…

     Как бы не стала она на него обижаться!..

     И чтоб не держала обиды, вымахнул ей не какую-нибудь подстилку для ног, а саму меру щедрот своих, которой мерил, чему сколько быть от него”. Такова легенда о происхождении “жемчужины Сибири”, “чуда природы во всех отношениях”. Что это за географический объект? Какова тема сегодняшнего урока? / Недостающее слово БАЙКАЛ дописывается в теме урока./

        Актуализация опорных знаний.

    Что вам известно о Байкале? Запишите свои сведения в таблицу в колонку (Приложение №2)

    Я знаю          

    Хочу знать

    Узнал 

     

     

     

     

     

    Поработайте в парах, обменяйтесь информацией друг с другом, дополните свои сведения в первой колонке.

     Учащиеся обмениваются информацией в классе, учитель фиксирует все известные сведения на доске в такой же таблице. Записываются и правильные и неправильные высказывания. Сведений получается не так много. И задается вопрос: Много ли мы знаем о Байкале?

        Постановка целей урока учащимися.

     А ведь Байкал включен в “Список всемирного наследия”. Сегодня в этот список внесены 506 объектов из 105 стран. Байкал – неповторимое чудо света, гордость нашей страны. А мы так о нем мало знаем. Какие же сведения вы бы хотели узнать на сегодняшнем уроке об этом озере? Запишите вопросы во вторую колонку таблицы “Хочу знать”.

     Проговорить вопросы, возникшие у ребят. Они называют компоненты природы, которые их интересуют. Все компоненты записываются на доске в определенном порядке

    imageimage

    image

    1. Географическое положение

                                         

     2. Происхождение

     3. Климат

     4. Воды

     5. Живые организмы.

     

    Дети их называют вразброс, не в такой

    последовательности.  Вопрос: “Почему я

    поменяла порядок ваших вопросов?”

    / Потому что все в природе взаимосвязано, и все компоненты зависят от географического положения/. Это и есть план сегодняшней работы на уроке. (Приложение №3)

    2 этап Операционно – исполнительный.

    1. Особенности Байкала. Сообщение (Приложение №4)

    «Кто Байкала не видал, тот в Сибири не бывал», -говорят сибиряки. «Байкал-далай» -

    называют его буряты – «Байкал – море»

    А. Байкал – великан, богатырь, красавец,

    Б. Глубина 1637., средняя – 730м

    В. Возраст 15-20 млн.лет,

    Г. Длина 620км, ширина от 24-79км

    Д. 1\10 пресных вод всей планеты, смена воды

     происходит за 332 года,

    Е. Впадает 336 рек, вытекает – одна – Ангара

     

    2. История освоения Байкала. Сообщение. (Приложение №5

                                                                       XVIIв, 1640 г. Первые сообщения о Байкале

                                                                       И.Д Черский, И.Г. Гмелин, П.С. Паллас,

                                                                        В.А. Обручев, Л.С. Берг.

    3. Работа в парах

    1. Климат. Задание: определить показатели температур, осадков, климатический пояс, ветра ( климатическая карта, уч. стр 227.2. Особенности рельефа,

  •  

    3. Воды.  Сколько рек вытекает из Байкала? Какие?

    Крупнейшая река, впадающая в Байкал?

    Какой город стоит у берегов озера?

    4. Природная зона

     

    4. Значение Байкала. Сообщение.  (Приложение №6)

     

    3 этап  Контрольно-оценочный.

     

    1. Пользуя текст учебника на стр.226-227 определите, в чем уникальность вод озера? Составьте схему и докажите:

     

    Уникальность вод Байкала

     

    2. Реши кроссворд.

     

    Что обозначают эти цифры?

    А/ 40 м.

     Б/ 1637 м.

     В/ 15-20 млн.лет

     Г/ 332

     Д/ 650 км.

     1. Длина озера Байкал.

     2. Степень прозрачности Байкала.

     3. Возраст Байкала.

     4. Глубина озера.

     5. Время для полной смены воды

     6. Столько % всех пресных вод содержится в Байкале.

     7. Столько лет люди Земли могут на байкальской воде.

     

    Проверьте правильность своих ответов. Оцените работу.

     0 ош – 5; 2-3ош – 4; 4-5 ош – 3; 6-7 ош – 2.

  • 2. Определите, в чем Байкал является “чудом природы во всех отношениях”, почему его называют жемчужиной Сибири?

    3. Шолохов на одном из съездов писателей

     сказал: “ Мы должны сохранить Байкал для

    будущих поколений”. Для чего?

    Вспомните, что вы хотели узнать о Байкале.

    Все ли ваши вопросы раскрыты?

    Что нового вы узнали об озере?

    Заполните эту информацию в третьей

    колонке Таблицы. Исправьте неверные

    утверждения в первой колонке, если они есть.

    С помощью каких источников информации

    вы достигли поставленных целей?

     

    Выставление оценок. Д/З

     

     

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок географии "Байкал - жемчужина Сибири"

Урок географии построен в соответствии с технологией развития критического мышления школьников....

урок по теме Байкал-жемчужина Сибири

Проводится в групповой форме...

Урок - путешествие по теме: " Жемчужина Сибири - Байкал"

Урок - путешествие. Байкал - озеро гигант. Самая чистая вода в мире....

Конспект урока для 9 класса "Жемчужина Сибири - озеро Байкал"

Озеро Байкал с 1992 года окружено несколькими природными заповедниками, а с 1996 года является объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО....

Презентация к уроку по теме:"Байкал-жемчужина Сибири".

Презентация  к уроку по теме:"Байкал-жемчужина Сибири"....

Урок по теме "Байкал-жемчужина Сибири"

Урок предназначен для 8 класса при изучении темы "Озера, реки России"...

Открытый урок по географии «Байкал - жемчужина Сибири"

8 класс. Тема: «Байкал - жемчужина Сибири"Тип урока: урок изучения новой темы.Цель:Доказать уникальность озера Байкал. Выяснить, почему Байкал называют чудом природы, каковы экологические п...