Урок по географии 8 класс "Байкал -жемчужина Сибири"
методическая разработка по географии (8 класс) по теме
Урок по географии в 8 класс
Цель урока:Создать условия для осмысления и осознания знаний по теме «Байкал, как природный комплекс».
Задачи урока:
1. Сформировать представление об уникальной природной жемчужине Сибири – озере Байкал; определить особенности географического положения, происхождения, климата, вод и животного мира озера; выявить закономерности взаимосвязей компонентов природы на примере Байкала;
2. Сформировать умение работать с различными источниками информации, умение выделять главное, систематизировать материал, умение видеть причинно-следственные связи;
3. Вырабатывать самостоятельность в пополнении знаний, воспитание патриотизма, экологического сознания, интереса к предмету.
Методы:
- Деятельностный
- Наглядно-иллюстрационный
- Репродуктивный
- Частично-поисковый
- ИКТ
Виды контроля:
- Самоконтроль
- Контроль учителя
Оборудование:
- физическая карта России, мира,
- мультимедио,
- учебники, атласы, контурные карты, таблицы,
- кроссворды,
- презентация по животному миру Байкала, компоненты природы, написанные на бумаге, слова на доске “Чудо природы во всех отношениях”.
Ход урока.
1 этап Мотивационно-актуализационный.
Формулирование целей урока учащимися по легенде.
На доске написана тема урока, но не до конца:
“………- жемчужина Сибири”.Задача учащихся
узнать объект изучения по легенде о его
происхождении. (Приложение №1)
“ Посмотрел господь: неласкова вышла земля…
Как бы не стала она на него обижаться!..
И чтоб не держала обиды, вымахнул ей не какую-нибудь подстилку для ног, а саму меру щедрот своих, которой мерил, чему сколько быть от него”. Такова легенда о происхождении “жемчужины Сибири”, “чуда природы во всех отношениях”. Что это за географический объект? Какова тема сегодняшнего урока? / Недостающее слово БАЙКАЛ дописывается в теме урока./
Актуализация опорных знаний.
Что вам известно о Байкале? Запишите свои сведения в таблицу в колонку (Приложение №2)
Я знаю
Хочу знать
Узнал
Поработайте в парах, обменяйтесь информацией друг с другом, дополните свои сведения в первой колонке.
Учащиеся обмениваются информацией в классе, учитель фиксирует все известные сведения на доске в такой же таблице. Записываются и правильные и неправильные высказывания. Сведений получается не так много. И задается вопрос: Много ли мы знаем о Байкале?
Постановка целей урока учащимися.
А ведь Байкал включен в “Список всемирного наследия”. Сегодня в этот список внесены 506 объектов из 105 стран. Байкал – неповторимое чудо света, гордость нашей страны. А мы так о нем мало знаем. Какие же сведения вы бы хотели узнать на сегодняшнем уроке об этом озере? Запишите вопросы во вторую колонку таблицы “Хочу знать”.
Проговорить вопросы, возникшие у ребят. Они называют компоненты природы, которые их интересуют. Все компоненты записываются на доске в определенном порядке
1. Географическое положение
2. Происхождение
3. Климат
4. Воды
5. Живые организмы.
Дети их называют вразброс, не в такой
последовательности. Вопрос: “Почему я
поменяла порядок ваших вопросов?”
/ Потому что все в природе взаимосвязано, и все компоненты зависят от географического положения/. Это и есть план сегодняшней работы на уроке. (Приложение №3)
2 этап Операционно – исполнительный.
1. Особенности Байкала. Сообщение (Приложение №4)
«Кто Байкала не видал, тот в Сибири не бывал», -говорят сибиряки. «Байкал-далай» -
называют его буряты – «Байкал – море»
А. Байкал – великан, богатырь, красавец,
Б. Глубина 1637., средняя – 730м
В. Возраст 15-20 млн.лет,
Г. Длина 620км, ширина от 24-79км
Д. 1\10 пресных вод всей планеты, смена воды
происходит за 332 года,
Е. Впадает 336 рек, вытекает – одна – Ангара
2. История освоения Байкала. Сообщение. (Приложение №5
XVIIв, 1640 г. Первые сообщения о Байкале
И.Д Черский, И.Г. Гмелин, П.С. Паллас,
В.А. Обручев, Л.С. Берг.
3. Работа в парах
1. Климат. Задание: определить показатели температур, осадков, климатический пояс, ветра ( климатическая карта, уч. стр 227.2. Особенности рельефа,
3. Воды. Сколько рек вытекает из Байкала? Какие?
Крупнейшая река, впадающая в Байкал?
Какой город стоит у берегов озера?
4. Природная зона
4. Значение Байкала. Сообщение. (Приложение №6)
3 этап Контрольно-оценочный.
1. Пользуя текст учебника на стр.226-227 определите, в чем уникальность вод озера? Составьте схему и докажите:
Уникальность вод Байкала
2. Реши кроссворд.
Что обозначают эти цифры?
А/ 40 м.
Б/ 1637 м.
В/ 15-20 млн.лет
Г/ 332
Д/ 650 км.
1. Длина озера Байкал.
2. Степень прозрачности Байкала.
3. Возраст Байкала.
4. Глубина озера.
5. Время для полной смены воды
6. Столько % всех пресных вод содержится в Байкале.
7. Столько лет люди Земли могут на байкальской воде.
Проверьте правильность своих ответов. Оцените работу.
0 ош – 5; 2-3ош – 4; 4-5 ош – 3; 6-7 ош – 2.
2. Определите, в чем Байкал является “чудом природы во всех отношениях”, почему его называют жемчужиной Сибири?
3. Шолохов на одном из съездов писателей
сказал: “ Мы должны сохранить Байкал для
будущих поколений”. Для чего?
Вспомните, что вы хотели узнать о Байкале.
Все ли ваши вопросы раскрыты?
Что нового вы узнали об озере?
Заполните эту информацию в третьей
колонке Таблицы. Исправьте неверные
утверждения в первой колонке, если они есть.
С помощью каких источников информации
вы достигли поставленных целей?
Выставление оценок. Д/З
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок географии "Байкал - жемчужина Сибири"
Урок географии построен в соответствии с технологией развития критического мышления школьников....
урок по теме Байкал-жемчужина Сибири
Проводится в групповой форме...
Урок - путешествие по теме: " Жемчужина Сибири - Байкал"
Урок - путешествие. Байкал - озеро гигант. Самая чистая вода в мире....
Конспект урока для 9 класса "Жемчужина Сибири - озеро Байкал"
Озеро Байкал с 1992 года окружено несколькими природными заповедниками, а с 1996 года является объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО....
Презентация к уроку по теме:"Байкал-жемчужина Сибири".
Презентация к уроку по теме:"Байкал-жемчужина Сибири"....
Урок по теме "Байкал-жемчужина Сибири"
Урок предназначен для 8 класса при изучении темы "Озера, реки России"...
Открытый урок по географии «Байкал - жемчужина Сибири"
8 класс. Тема: «Байкал - жемчужина Сибири"Тип урока: урок изучения новой темы.Цель:Доказать уникальность озера Байкал. Выяснить, почему Байкал называют чудом природы, каковы экологические п...