Методическая разработка урока "Байкал - жемчужина Сибири"
методическая разработка по биологии (7 класс) по теме
Данный урок помогает развивать у учащихся познавательный интерес к предмету, создавать условия для формирования
умений работать в коллективе, воспитывать толерантное отношение друг к другу, а также обращает внимание на особое
влияние деятельности человека на природу озера Байкал, разъясняет необходимость охраны природы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka_uroka_baykal-zhemchuzhina_sibiri_7kl.doc | 39.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка урока
«Байкал – жемчужина Сибири»
7 класс
Цели:
1. Расширять кругозор обучающихся, развивать познавательный интерес к предмету.
2. Способствовать созданию условий для формирования умений работать в коллективе.
3. Воспитывать толерантное отношение друг к другу.
Задачи:
1. Познакомить обучающихся с уникальной экосистемой озера Байкал.
2. Обратить внимание на влияние деятельности человека природу озера.
3. Разъяснить необходимость работы по охране природы.
Оборудование: таблицы «Байкал», «Фауна Байкала», слайды «Флора и фауна Байкала», Красная книга «Растения России», «Животные России».
Ход мероприятия
I. Вводное слово учителя.
Учитель: Наш урок сегодня посвящён жемчужине Сибири – уникальному озеру Байкал.
Лимнология – это наука, изучающая озёра. А Байкал скрывает ещё много тайн и загадок.
Вы узнаете много интересного о древнем озере, о природе, флоре и фауне. Итак, начнём!
II. Изучение нового материала.
Выступают группы «специалистов».
1. Географы. Физико – географическая характеристика озера Байкал.
Озеро Байкал и его бассейн принадлежит к уникальным геосистемам мира, расположен в центральной части Восточной Сибири, недалеко от географического центра Азии. Байкал самое глубокое (1637м) и самое древнее (около25 млн. лет), содержит более 1000 видов эндемиков, более 2600 видов представителей флоры и фауны пресных водоёмов Земли. В озере 23,6 тыс. куб. км. пресной воды. Учёные предполагают, что Байкал – это зарождающийся океан, так как его берега расходятся до 2 см в год. В Байкал впадает 336 рек и вытекает одна Ангара.
2. Гидрологи. Байкал – величайшее озеро планеты.
Байкал – крупнейшее пресноводное озеро России. Его длина - 636 км., площадь водной поверхности – 31500 квадратных километров. Среди пресных озёр он занимает шестое место. Сравните, наибольшая глубина Байкала 1637метров, а Танганьики – 1435 метров. Средняя глубина озера – 730 метров. Байкальская вода на 40 лет может обеспечить всё население Земли. Она обладает редкой чистотой, в ней мало примесей, но много кислорода. Озеро лежит в Байкальской впадине – бездонной каменной чаше, окружённой горами.
3. Биологи. Растительный и животный мир Байкала.
В Байкале много пресноводных моллюсков, 1550 видов животных, более 1000 видов растений, из них 2/3 эндемики. Разнообразны виды водорослей, рачки-бокоплавы, простейшие, губки, моллюски. Встречаются 52 вида рыб, распространены голомянки - живородящие рыбы. В Байкале обитает морское млекопитающее – нерпа. Около 60% животных и 15% растений Байкала – эндемики, то есть они обитают только в Байкале. В «Красную книгу» занесены растения: лишайники, мхи, Бобовые, Лютиковые, Злаковые; животные: голомянка, осётр, хариус, голец. Массовый сбор и браконьерский лов вызывает постоянное снижение их численности.
4. Экологи. Влияние деятельности человека на экосистему озера Байкал.
Природа озера Байкал загрязняется и ухудшается крупными промышленными центрами из-за выбросов вредных веществ в атмосферу и в воду, вырубки лесов, неправильного использования минеральных удобрений, эрозии почв. Байкал – уникальное озеро. Охранять природу озера просто необходимо. Нужно сберечь Байкал для будущих поколений!
III. Закрепление. Игра.
Класс разделён на четыре команды. Вопросы задаются поочерёдно каждой команде. Необходимо дать быстрый и правильный ответ. Каждый верный ответ оценивается в один балл. В конце подсчитывается количество баллов и на основании этого одной из команд присуждается победа.
Вопросы командам
Выбери правильный ответ
1. Что такое лимнология?
лимоноразведение;
озероведение;
родина Лимпопо.
2. Что такое Байкал?
озеро;
море;
океан.
3. Сколько лет Байкалу?
миллион лет;
тысяча лет;
двадцать пять миллионов.
4. Почему озеро Байкал считают моделью океана?
оно глубокое и молодое;
имеет сильные штормы и высокие волны;
могут жить акулы.
5. По какой величине Байкал занимает первое место среди озёр мира?
по объёму;
по площади;
по глубине;
по прозрачности;
по ширине.
6. Какие горы (хребты) не окружают Байкал?
Байкальский;
Приморский;
Хамар-Дабан;
Уральский.
7. Где живёт улотрикс?
в толще Байкала;
на берегу озера;
зелёная водоросль в Байкале.
8. Где живут губки?
в ванне плавают;
у человека;
водные животные – фильтраторы в Байкале и других водоёмах.
9. Кого можно отнести к ресничным червям?
планарий;
коловраток;
дождевиков.
10. Кого можно отнести к планктону?
омуля;
ручейника;
эпишуру.
11. Какая река не впадает в Байкал?
Сарма;
Селенга;
Турка;
Ангара.
12. Нерпа – кто она?
рыба;
млекопитающее животное;
водоплавающая птица.
13. Что не ест нерпа в Байкале?
бычки;
омуль;
мойву.
14. Какая рыба не является эндемиком Байкала?
омуль;
щука;
широколобка;
голомянка.
15. Какая рыба – великан живёт 50-60 лет, достигает 100-130 кг веса, малочисленна и занесена в «Красную книгу редких и исчезающих видов»?
таймень;
щука;
байкальский осётр.
16. Что такое эндемик?
больной гриппом;
единственный в своём роде;
академик.
Вопросы командам.
17. Почему вредно спускать в Байкал отходы?
они уничтожают кислород;
приплывут обратно;
обидится Байкал;
перестанут покупать продукцию.
18. Какие экологические проблемы на Байкале ты знаешь?
туризм;
развитие промышленности на берегах озера;
дикий отдых;
хищный вылов рыбы;
отстрел нерпы…
Что же можно сделать для Байкала в XXI веке?
Вывод. Подведение итогов. Награждение победителей.
Рефлексия.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок-викторина - Байкал - жемчужина Сибири
С данной разработкой я принимал участие во Всероссийском фестивале педагогических идей "Открытый урок 2010". Урок-викторина может быть использован как внеурочное мероприятие по биологии, географии, ес...
презентация "Жемчужина Сибири"
Презентация создана как дополнительный материал к уроку географии в 6 классе по теме "Озёра"....
Жемчужина Сибири-Байкал
Иллюстрированный альбом с описанием оз. Байкал. Работа учащихся МОУ Боровской ООШ.8 класс....
Методическая разработка урока - исследования по географии 8 класс "Байкал - жемчужина Сибири "
Конспект урока-исследования по географии в 8-ом классе на тему: «Байкал — «жемчужина Сибири». Цели урока. Образовательная: расширить и углубить знания учащихся о природе озера Байкал, о его геолог...
Разработка урока "Озеро Байкал - жемчужина Сибири"
«Байкал – уникальное явление нашей планеты, Чудо природы во всех отношениях». ...
Разработка урока географии в 8 классе "Байкал-жемчужина Сибири"
В ходе урока учащиеся приобретут знания о географическом положении, происхождение, климате, водах и живых организмах Байкала....
Разработка открытого урока " Жемчужина Сибири - Байкал"
Цель урока:Сформировать представление об уникальной природной жемчужине Сибири – озере Байкал....