Методическая разработка урока "Байкал - жемчужина Сибири"
методическая разработка по биологии (7 класс) по теме

Абанина Диана Петровна

 

Данный урок помогает развивать  у  учащихся познавательный  интерес к  предмету, создавать условия для формирования

умений работать в коллективе, воспитывать толерантное отношение друг к другу, а также обращает внимание на  особое

влияние деятельности человека на природу озера Байкал, разъясняет необходимость охраны природы. 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая разработка урока  

«Байкал – жемчужина Сибири»

7 класс

     Цели:

     1. Расширять кругозор  обучающихся, развивать  познавательный  интерес к  предмету.

     2. Способствовать созданию условий для формирования умений работать в коллективе.

     3. Воспитывать толерантное отношение друг к другу.

     Задачи:

     1. Познакомить обучающихся с уникальной экосистемой озера Байкал.

     2. Обратить внимание на влияние деятельности человека природу  озера.

     3. Разъяснить необходимость работы по охране природы.

     Оборудование: таблицы «Байкал», «Фауна Байкала», слайды «Флора и фауна Байкала», Красная книга «Растения России», «Животные России».

Ход мероприятия

   

     I. Вводное слово учителя.

     Учитель: Наш урок сегодня  посвящён  жемчужине  Сибири – уникальному озеру Байкал.

Лимнология – это наука, изучающая  озёра. А  Байкал  скрывает ещё  много  тайн  и  загадок.

Вы узнаете много  интересного о древнем  озере, о  природе,  флоре  и  фауне.  Итак, начнём!

     II. Изучение нового материала.

      Выступают группы «специалистов».    

     1. Географы.  Физико – географическая характеристика озера Байкал.

Озеро Байкал и его бассейн принадлежит к уникальным геосистемам мира, расположен в центральной части Восточной Сибири, недалеко от географического  центра Азии. Байкал самое глубокое (1637м) и самое древнее (около25 млн. лет), содержит более 1000 видов эндемиков, более 2600 видов представителей флоры и фауны пресных водоёмов Земли. В озере 23,6 тыс. куб. км. пресной воды. Учёные предполагают, что Байкал – это зарождающийся океан, так как его берега расходятся до 2 см в год. В Байкал впадает 336 рек и вытекает одна Ангара.

     2. Гидрологи.  Байкал – величайшее озеро планеты.

Байкал – крупнейшее пресноводное озеро России. Его длина - 636 км., площадь водной поверхности – 31500 квадратных километров. Среди пресных озёр он занимает шестое место. Сравните, наибольшая глубина Байкала 1637метров, а Танганьики – 1435 метров. Средняя глубина озера – 730 метров. Байкальская вода на 40 лет может обеспечить всё население Земли. Она обладает редкой чистотой, в ней мало примесей, но много кислорода. Озеро лежит в Байкальской впадине – бездонной каменной чаше, окружённой горами.

     3.  Биологи.   Растительный и животный мир Байкала.

В Байкале много пресноводных моллюсков, 1550 видов животных, более 1000 видов растений, из них 2/3 эндемики. Разнообразны виды водорослей, рачки-бокоплавы, простейшие, губки, моллюски. Встречаются 52 вида рыб, распространены голомянки - живородящие рыбы. В Байкале обитает морское млекопитающее – нерпа. Около 60% животных и 15% растений Байкала – эндемики, то есть они обитают только в Байкале. В «Красную книгу» занесены растения: лишайники, мхи, Бобовые, Лютиковые, Злаковые; животные: голомянка, осётр, хариус, голец. Массовый сбор и браконьерский лов вызывает постоянное снижение их численности.

     4. Экологи.   Влияние деятельности человека на экосистему озера Байкал.

Природа озера Байкал загрязняется и ухудшается крупными промышленными центрами из-за выбросов вредных веществ в атмосферу и в воду, вырубки лесов, неправильного использования минеральных удобрений, эрозии почв. Байкал – уникальное озеро. Охранять природу озера просто необходимо. Нужно сберечь Байкал для будущих поколений!

     III. Закрепление.  Игра.

Класс разделён на четыре команды. Вопросы задаются поочерёдно каждой команде. Необходимо дать быстрый и правильный ответ. Каждый верный ответ оценивается в один балл. В конце подсчитывается количество баллов и на основании этого одной из команд присуждается победа.

Вопросы командам

Выбери правильный ответ

1. Что такое лимнология?

     лимоноразведение;

     озероведение;

     родина Лимпопо.

2. Что такое Байкал?

     озеро;

     море;

     океан.

3. Сколько лет Байкалу?

     миллион лет;

     тысяча лет;

     двадцать пять миллионов.

4. Почему озеро Байкал считают моделью океана?

     оно глубокое и молодое;

     имеет сильные штормы и высокие волны;

     могут жить акулы.

5. По какой величине Байкал занимает первое место среди озёр мира?

     по объёму;

     по площади;

     по глубине;

     по прозрачности;

     по ширине.

6. Какие горы (хребты) не окружают Байкал?

     Байкальский;

     Приморский;

     Хамар-Дабан;

     Уральский.

7. Где живёт улотрикс?

     в толще Байкала;

     на берегу озера;

     зелёная водоросль в Байкале.

8. Где живут губки?

     в ванне плавают;

     у человека;

     водные животные – фильтраторы в Байкале и других водоёмах.

9. Кого можно отнести к ресничным червям?

     планарий;

     коловраток;

     дождевиков.

10. Кого можно отнести к планктону?

     омуля;

     ручейника;

     эпишуру.

11. Какая река не впадает в Байкал?

     Сарма;

     Селенга;

     Турка;

     Ангара.

12. Нерпа – кто она?

     рыба;

     млекопитающее животное;

     водоплавающая птица.

13. Что не ест нерпа в Байкале?

     бычки;

     омуль;

     мойву.

14. Какая рыба не является эндемиком Байкала?

     омуль;

     щука;

     широколобка;

     голомянка.

15. Какая рыба – великан живёт 50-60 лет, достигает 100-130 кг веса, малочисленна и занесена в «Красную книгу редких и исчезающих видов»?

     таймень;

     щука;

     байкальский осётр.

16. Что такое эндемик?

     больной гриппом;

     единственный в своём роде;

     академик.

Вопросы командам.

17. Почему вредно спускать в Байкал отходы?

     они уничтожают кислород;

     приплывут обратно;

     обидится Байкал;

     перестанут покупать продукцию.

18. Какие экологические проблемы на Байкале ты знаешь?

    туризм;

    развитие промышленности на берегах озера;

     дикий отдых;

     хищный вылов рыбы;

    отстрел нерпы…

  Что же можно сделать для Байкала в XXI веке?

Вывод. Подведение итогов. Награждение победителей.    

Рефлексия.

 

   

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-викторина - Байкал - жемчужина Сибири

С данной разработкой я принимал участие во Всероссийском фестивале педагогических идей "Открытый урок 2010". Урок-викторина может быть использован как внеурочное мероприятие по биологии, географии, ес...

презентация "Жемчужина Сибири"

Презентация создана как дополнительный материал к уроку географии в 6 классе по теме "Озёра"....

Жемчужина Сибири-Байкал

Иллюстрированный альбом с описанием оз. Байкал. Работа учащихся МОУ Боровской ООШ.8 класс....

Методическая разработка урока - исследования по географии 8 класс "Байкал - жемчужина Сибири "

Конспект урока-исследования по географии в 8-ом классе на тему: «Байкал — «жемчужина Сибири». Цели урока. Образовательная: расширить и углубить знания учащихся о природе озера Байкал, о его геолог...

Разработка урока "Озеро Байкал - жемчужина Сибири"

 «Байкал – уникальное явление нашей планеты,            Чудо природы во всех отношениях».                  ...

Разработка урока географии в 8 классе "Байкал-жемчужина Сибири"

В ходе урока учащиеся приобретут знания о географическом положении, происхождение, климате, водах и живых организмах Байкала....

Разработка открытого урока " Жемчужина Сибири - Байкал"

Цель урока:Сформировать представление об уникальной природной жемчужине Сибири – озере Байкал....