Технологическая карта урока "Байкал - жемчужина Сибири!"
план-конспект урока по географии (8, 9 класс)

Междисциплинарный урок изучения нового материала с элементами исследования (география/биология).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tku_baykal.docx372.67 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА: «Байкал - жемчужина Сибири».

Дата проведения: 26.11.2019 г.

 Предмет:    

география             

 Класс:    

8                    

Тип урока:

изучение нового материала с элементами исследования

Цель:

формирование представлений об уникальной природной жемчужине Сибири – озере Байкал

Задачи:

Образовательные: сформировать представление об озере Байкал как уникальном объекте природы нашей планеты; определить особенности географического положения, происхождения, климата, вод и животного мира озера; выявить закономерности взаимосвязей компонентов природы на примере Байкала;

Развивающие: создать условия для повышения интеллектуального уровня, развития личности учащихся в результате мыслительной деятельности при построении знаний.

Воспитательные: содействовать формированию чувства любви, восхищения и  гордости природными уникумами нашей страны на примере озера Байкал.    

Предполагаемые результаты обучения:

личностные: формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;

метапредметные:  умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований;

предметные: формирование представлений и основополагающих теоретических знаний о целостности и неоднородности Земли как планеты  в пространстве и во времени, о природных закономерностях, влияющих на жизнедеятельность людей.

Формы организации обучения:

Групповая, индивидуальная

Образовательные технологии:

создание проблемной ситуации, ее разрешение, ИКТ

Методы обучения:

 рассказ, беседа, работа в группе, демонстрация презентаци.

Основные термины и понятия:

эндемики, названия ветров (верховик, баргузин, култук, сарма), эпишура- рачок.

Средства обучения:

мультимедиапроектор, ноутбуки,  физическая карта России, глобус, презентация «Байкал»,  маршрутные листы, дополнительный материал.

Форма контроля:

Заполненные маршрутные листы и схема озера Байкал, кроссворд, листы самооценки

«Успешность на уроке».

Способы мотивации:

проблемная ситуация, групповая кооперация, связь с литературой

План урока:

  1. Организационный момент
  2. Мотивация.  Актуализация  опорных  знаний.
  3. Формирование новых знаний и способов действий.
  4. Применение новых знаний.
  5. Итог урока.
  6. Рефлексия.
  7. Домашнее задание.

Список использованной литературы:

  1. http://www.ozerobaikal.com.
  2. Учебник:  И. И. Баринова «География России. Природа»     из-во Дрофа, 2016 год.
  3. Атлас. «География России. Природа» 8 класс

ХОД УРОКА

№ п/п

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

1

Организа-ционный  (1 мин)

Приветствие, проверка готовности к уроку.

Приветствие учителя, подготовка к началу урока.

2

Этап мотивации (3 мин.)

- Перед началом урока я попрошу, пожалуйста, всех встать. А сейчас, давайте поднимем правую руку вверх и попробуем как можно выше потянуться……. Вот так, хорошо! Молодцы! А теперь попробуйте ещё раз потянуться и как можно выше предыдущего. Получилось выше? Так, вот, дорогие мои, вы видите, что человек каждый раз может добиваться большего, и я вам желаю на сегодняшнем уроке добиться тоже большего и расширить свой кругозор.

сформирован-ность потреб-ности в само-выражении и самореализа-ции

Актуализация опорных знаний

( мин.)

- Сегодня, я, Петрова Светлана Валерьевна и я, Виневская Ольга Александровна приглашаем вас отправиться в путешествие по нашей стране. В ходе, которого нам понадобятся ваши знания по географии, биологии и экологии.

 -    А куда же мы отправимся? Ведь Россия такая огромная страна?

Предлагаю положиться на интуицию.

А интуиция нам подсказывает, что это уникальный природный объект, который (учитель предлагает ребятам прочитать по карточкам, предлагаемым им занимательные факты):

- Итак, мы отправляемся к берегам ……….    самого удивительного, самого уникального объекта природы. «Байкал - жемчужина Сибири» - тема нашего урока.

ПРОБЛЕМНЫЙ ВОПРОС

А почему жемчужина? В чем  уникальность озера?

Что мы с вами уже знаем о Байкале?

- Совершенно верно. Молодцы! Но для чего нам отправляться в путешествие, ведь мы уже все знаем о Байкале? Чего же нам не хватает?

    (слайд 1 презентации)

Лесистых гор полуовалы,

Касанье голубых лекал,

И скалы, срезанные валом,

И небо, павшее  в Байкал.

И сам он величав и вечен,

В гранитной раме вырезной,

И весь – до донышка просвечен,

И весь – до капельки родной.

                       (М Сергеев)

Читают по карточкам:

- Одни его называют  морем, а другие озером.

- Его глубину можно сравнить с пятью Эйфелевыми башнями.

- На его берегах растут кедры возрастом около 550 лет.

- В честь него названа газированная вода.

- На его территории легко может разместиться вся Курская область.

- Если вся пресная вода в мире закончится, то он сможет поить все человечество Земли еще 5000 лет.

- Если всю воду из этого водоема разлить по обычным литровым бутылкам и составить их в ряд, они обогнут земной шар по экватору 58 с лишним миллионов раз.

- Он имеет самые толстые донные отложения (ил) в мире — 8500 метров!

учащиеся высказывают предположения.

ученики высказываются, что бы они ещё хотели узнать

Саморегуляция

формулирова-ние собствен-ного мнения, целеполагание

планирование

3

Формиро-вание новых знаний и способов действий (25 мин.)

  -    Ребята! Сегодня мы говорим о Байкале, о месте, где мечтают побывать многие люди нашей планеты, а мы живем совсем рядом и должны иметь знании об этом удивительном подарке для всего человечества.

      Положите, пожалуйста,  перед собой маршрутные листы нашего путешествия. (Приложение 1) Исходя из его содержания, вы видите, что  маршрут наш будет длинным и насыщенным. Поэтому, мы с вами разбиваемся  на несколько групп.

Класс делится на группы специалистов, целью работы  которых является изучение природы Байкала и его проблем.

  1. Группа «Статисты»
  2. Группа «Историки»
  3. Группа «Геологи»
  4. Группа «Гидрологи».
  5. Группа «Климатологи».
  6. Группа «Зоологи  и ботаники».
  7. Группа «Экологи»

Работа в группах  по источникам информации (Приложение 2 )

(Звучит легкая музыка)

Отчет групп, заполнение маршрутных листов сопровождается демонстрацией презентации (слайды 2-53)  

(после отчета 5 группы проводится динамическая пауза)

 Используя инструкции,  карту атласа,  текст учебника,  дополнительный материал,  ребята отвечают  на вопросы и делают записи в маршрутном листе.

поиск и выделение необходимой информации; установление причинно - следственных связей, умение работать с основными источниками информации

самостоятель-ное создание способов реше-ния проблем творческого и поискового характера, умение с дос-таточной пол-нотой и точ-ностью выра-жать свои мыс-ли, умение до-говариваться, приходить к общему реше-нию, контроль действий партнёра

4

Примене-ние новых знаний

(10 мин)

-  Скажите, а что же вы нового для себя открыли в ходе нашего путешествия?

- Все ваши новые знания я поместила в эти конвертики, а давайте их подарим Байкалу!

 Называют

(на контуре озера размещают природные объекты)

структурирова-ние и коррек-ция знаний

5

Итог урока (5 мин.)

ОТВЕТ НА ПРОБЛЕМНЫЙ ВОПРОС:

В чем уникальность озера Байкал?

Почему Байкал называют жемчужиной России?

Почему для нас, жителей небольшого поселка, находящегося за тысячи километров от озера Байкал, так значимо это озеро?

Давайте нашу работу скрепим КРОССВОРДОМ (Приложение 3)

- Молодцы! А нам остается подвести итоги нашего занятия,  и заполнить лист самооценки «Успешность на уроке» (приложение 4)

Отвечают на вопросы,  выявляют недостающие знания

Отгадывают кроссворд

Заполняют лист самооценки

анализ,

контроль, коррекция

оценки

Самооценива-ние

6

Рефлексия (3 мин.)

А теперь под эту лёгкую музыку, посмотрите, пожалуйста, на слайды, и закончите мною начатое предложение…(слайды 54-58)

Сегодня на уроке

             я узнал(а), что ...

Сегодня на уроке

           мне понравилось ...

Сегодня на уроке мне

                          было ...

Сегодня на уроке, я с большим удовольствием, ...

Сегодня на уроке мне

             захотелось ...  

Участвуют в рефлексивной деятельности: заканчивают предложения

восприятие оценки учи-теля,адекват-ная самооцен-ка, формирова-ние границ собственного «знания»  и «незнания»,

нравственно-

этическая

ориентация

7

Домашнее задание (2 мин.)

(слайд 59) 

Обязательное

УЧИТЬ: §46 учебник или маршрутный лист, синквейн

По выбору

Дополнительное сообщение или презентация

«Эндемики Байкала»,

«Экологические проблемы Байкала»,

«История открытия Байкала».

Урока время истекло
Мы  вам, ребята, благодарны,
За то, что встретили тепло,
И поработали ударно!

“Букет настроения”.

Перед учащимися корзина с цветами. 

Ребята, перед вами корзина с цветами, если вы с сегодняшнего урока уходите в хорошем настроении, то поделитесь им с гостями, если в плохом, то оставьте его в корзине. (Дарят цветы гостям)

ВСЕМ БОЛЬШОЕ СПАСИБО ЗА УРОК!

Записывают задание в дневник

саморегуляция, самообразова-ние.

нравственно-

этическая

ориентация

Приложение 1

Тема урока «___________________________________________________________»

Географическое положение. Статистика.

1)        Байкал расположен на __________ Восточной Сибири.

2)         В ____________________ части Азии.

3)        Глубина Байкала __________ метров.

4)        Длина озера ____________ км.

5)        Ширина озера от _________ км до _________ км.

6)        Полная смена воды в Байкале происходит за ___________ года.

7)        Высота водного зеркала над уровнем Мирового океана составляет ________метра.

8)        В озере Байкал _____________ островов.

9)        Количество пресной воды в Байкале _________  пресных вод всей планеты?

10)       Площадь водного зеркала вместе с островами __________________ км².

11)       Ежегодное количество землетрясений более _____________________.

Историки.

12)        На берегах Байкала проживают - ______________________.

13)        _____________________ так называют они Байкал, что означает __________________.

14)        В ___________ веке на берегах озера Байкал появились русские.

15)          Курбат Иванов - _____________________________________________________________ .

16)        Изучением Байкала занимались ________________________________________________

__________________________________________________________________________________.

17)        С __________ года Байкал включён в список объектов Всемирного природного наследия ЮНЕСКО.

Геологи.

18)        Возраст котловины озера составляет ________________ млн. лет.

19)        По форме озеро похоже на ________________________.

20)        Озёрная котловина по происхождению ___________________.

21)        Характер рельефа по берегам Байкала _______________________________.

22)        По берегам озера протянулись горные хребты __________________________________

__________________________________________________________________________________.

23)        В озере находятся острова _____________________________________________________

___________________________________________________________________________________.

24)      Самый большой остров - ____________________________.

Гидрологи.

25)        Уникальность воды Байкала в том, что она ________________________________________,

______________________________________ и ____________________________________________.

26)        Прозрачность воды Байкала составляет _________ метров.

27)        В Байкал впадает более _________________ рек.

28)        Самые крупные из них _______________, ____________________, __________________.

29)        Из Байкала вытекает всего одна река - _____________________.

30)       Период ледостава на Байкале длится _____ месяца.

31)        Температура поверхностных вод летом  ___________.

32)        Наука, изучающая природу озер - ____________________________.

Климатологи.

33)        Байкал расположен в _________________________ климатическом поясе, _______________________________________ климатической области.

34)       Средняя температура января на берегах Байкала ____________________.

35)       Средняя температура июля ___________________.

36)       Среднегодовое количество осадков _______________ мм.

37)       ____________________ - северный байкальский ветер, дующий из долины реки Верхняя Ангара вдоль озера с севера на юг.

38)        ____________________ - мощный восточный ветер, дующий в средней части Байкала.

39)        ____________________ - юго-западный ветер на Байкале. Приносит дожди, пасмурную погоду, рождает жестокие, самые сильные на озере штормы.

40)        __________________ -самый сильный и страшный из байкальских ветров, его скорость достигает 40 м/сек, дует с северо-запада.

Зоологи и ботаники.

41)          Органический мир Байкала отличается __________________________.

42)          Наиболее интересные эндемики _____________________,_______________________,

____________________________________________________.

43)         Из млекопитающих в озере водится байкальский тюлень - ____________________.

44)        Ценные промысловые рыбы ________________, ________________, __________________.

45)       Наземная фауна представлена такими животными как _______________________________

____________________________________________________________________________________.

46)       Вокруг озера Байкал горы покрыты ________________________.

47)       В лесах произрастают хвойные деревья ____________________________________________

_________________________________________________________, а также лиственные -  ____________________________________________________________________________________ .

Экологи.

48)      Байкал привлекает туристов нашей страны и зарубежья_______________________________

____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________.

49)      На берегах Байкала построены крупные промышленные предприятия ___________________

_____________________________________________________________________________________.

50)     В целях охраны природы на берегах Байкала созданы заповедники ______________________

_____________________________________________________________________________________

и национальные парки _________________________________________________________________.

51)     Основными причинами изменения природы Байкала являются:__________________________

______________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________.

52)     Предприятие, представляющее особую опасность для озера - ____________________________

_____________________________________________________________________________________.

53)     Мероприятия, проводимые государством с целью охраны окружающей среды:

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

 

Приложение 2

Дополнительная информация для статистов.

Площадь водного зеркала (вместе с островами)        31500 км².

Сейсмичность (ежегодное кол-во землетрясений)        более 2000

Периодичность землетрясений 7 баллов        1 –2 года

Периодичность 8 баллов        5 – 10 лет

Периодичность 9 баллов        50 – 100 лет

10 баллов и более        150 – 200 лет

Глубина эпицентров землетрясений        12 – 22 км.

Наибольшая высота хребтов, окружающих Байкал (Баргузинский хребет)        2840 м.

Дополнительная информация для  историков

ЛЕГЕНДА

Одной из древнейших легенд, связанных с Байкалом, является предание об огненном драконе. Согласно ему, глубоко в водах озера обитает огнедышащее божество в облике сказочного дракона. Это божество управляет всеми животными, обитающими в Байкале, и от его расположения зависит благополучие и даже жизнь народов на берегах озера. Древняя легенда гласит, что едва только на небосводе зажглись первые звезды, а затем великое Солнце впервые взошло над землей, с неба спустилась золотая колесница, из которой вышел огненный дракон. От первого удара его могучего хвоста образовалась глубокая расщелина. От второго удара образовалось великое озеро. От третьего удара окрестности покрылись богатой растительностью и населились живыми существами. После этого всесильный дракон ушел в озеро, ставшее ему новым земным домом. Дальше в этом предании говорится о том, что огненный дракон один раз в сто двадцать лет выходил на сушу, и тогда люди, называвшие себя «сынами огненного дракона», устраивали празднества в его честь и приносили обильные жертвы своему божеству. Однако, постепенно народы стали забывать о своем благодетеле, и однажды, в очередной раз выйдя из вод Байкала, огненный дракон увидел, что от почитания его у людей не осталось и следа. И тогда разгневалось божество. От гнева дракона сотряслась земная твердь, затем ее затопили воды священного озера, губя все живое до самого Великого океана. И исчезли неблагодарные «сыновья огненного дракона» с лица земли. На смену им пришли другие племена, которые уже не имели прежнего величия и былых священных знаний... 

История заселения и изучения Байкала.

Со слов местных жителей, до XII—XIII веков Прибайкалье населяли народ баргуты. Им на смену с запада пришли буряты. Первые русские поселения на берегу Байкала появились в конце XVII веке. Первым русским открывателем Байкала стал казак Курбат Иванов. Как свидетельствуют архивные документы в 1643, отправившись с небольшим отрядом казаков, отряд Курбата Иванова поднялся вверх по реке Лене, перевалил через Приморский хребет и по руслу реки Сармы вышел к берегам Байкала.

       5 декабря 1996 года озеро Байкал было включено в Список объектов всемирного природного наследия ЮНЕСКО.

Дополнительная информация для геологов

Байкал расположен между Иркутской областью и Республикой Бурятия, его очертания похожи на молодой месяц. Впадина Байкала – глубочайшая котловина земной суши. Тектонические процессы, в свое время породившие озеро, продолжаются до сих пор: каждый год здесь бывает до 3 тыс. землетрясений, как правило, слабых и регистрируемых только высокочувствительными приборами, Байкал расширяется на несколько сантиметров в год.

На Байкале 27 островов (Ушканьи острова, остров Ольхон, остров Ярки, Лохматый, Голый, Белый Камень и другие), самый крупный из них — Ольхон (73 км в длину и 11 км в ширину, расположен почти в центре озера у его западного побережья.

Ушканьи острова

     В северной части Байкала, против полуострова Святого Носа высятся над водой 4 острова Ушканьего архипелага. На Большом Ушканьем острове постоянно живут несколько десятков зайцев, которых в Сибири зовут ушканами. Но этот остров поражает другими аборигенами (муравьями).

     По плотности населения муравьев Б. Ушканий остров не имеет равных в стране.

     На острове построено не менее 6-7 тысяч муравейников. Их можно встретить на ровных террасах и на крутых обрывах, в нескольких метрах от берега Байкала и на самой вершине острова, в 216 метрах над озером.

     Размеры муравейников самые разные. Средняя величина их около 1 м в высоту и 2 м диаметре. Самые большие из них достигают 170 см в высоту и 310 см в диаметре.

     Основная причина многочисленности муравейников на Б. Ушканьем острове - отсутствие зверей и птиц, питающихся муравьями и их яйцами и систематически разрушающих муравейник.

Дополнительная информация для гидрологов.

     Вода в Байкале холодная. Температура поверхностных слоёв даже летом не превышает +8…+9°C, в отдельных заливах — +15°C. Температура глубинных слоёв — около +4°C. Только летом 1986 года температура поверхностной воды в северной части Байкала поднялась до рекордных 22–23°C.

     Период ледостава в среднем 9 января — 4 мая; замерзает Байкал целиком, кроме небольшого, в 15–20 км протяженностью, участка, находящегося в истоке Ангары. Период судоходства для пассажирских и грузовых судов обычно с июня по сентябрь; научно-исследовательские суда начинают навигацию вслед за вскрытием озера ото льда и завершают её с замерзанием Байкала, то есть с мая по январь.

     Лимнология – наука об озерах.

                                                                               Легенда об Ангаре

«Одна из древнейших легенд гласит, что в очень давние времена в этих местах жил суровый богатырь по имени Байкал. И было у него несколько сот сыновей и всего одна дочь-Ангара, самая красивая девушка на свете. Сыновья день и дочь трудились, не покладая рук. В горах топили снега и ледники, со всей округи собирали и гнали хрустальную воду в огромную котловину. И вот однажды услышала Ангара от странствующих певцов о том, что за соседними горами проживает юный богатырь, красавец Енисей. Полюбила Ангара Енисея и сбежала из хрустального дворца со дна подводного царства, куда ее заключил строгий отец. Узнав о побеге, разъяренный Байкал бросился в погоню, схватил огромную каменную глыбу и кинул ее в непокорную дочь, но промахнулся. С тех пор так и лежит эта глыба у выхода реки из озера, называют ее сейчас Шаманским камнем. В конце концов, прибежала Ангара к Енисею и обняла его, и потекли они вместе к студеному северному морю».

Дополнительная информация для климатологов.

Климат озера Байкал и его побережья имеет черты морского климата и значительно отличается от климата окружающей местности. Водные массы озера в летний период прогреваются до глубины 200-250 м и как аккумулятор, накапливают большое количество тепла. Зима на Байкале мягче, а лето – прохладнее, чем на остальной территории Сибири.

     Крайне неравномерное распределение атмосферных осадков по акватории Байкала и его побережью вызвано сложными условиями циркуляции атмосферы и орографии рассматриваемой территории. При прохождении западных воздушных масс через Приморский и Байкальский хребты значительная часть влаги конденсируется на западных наветренных склонах (800 мм). Далее, воздушные массы, скатываясь с гор, ускоряются и нагреваются. При этом выпадает очень мало осадков (250 мм). Далее, по мере движения на восток над водной поверхностью Байкала, воздушные массы вновь охлаждаются, и  количество осадков возрастает до 1200 мм.

                                                                                           Ветры.

Ветер «Верховик»

     Верховик - едва не самый главный ветер на Байкале.        

     Верховик - северный ветер, дующий из долины реки Верхней Ангары. Верховиком его называют потому, что он дует с верхнего, северного конца озера.

     Верховик - ветер сухой, он дует в ясную, солнечную погоду. Но это не мешает ему быть очень свирепым, особенно зимой, в конце ноября и начале декабря. В это время он так раскачивает Байкал, что воды его становятся черными и беснуют много дней подряд.

Ветер «Култук»

     Иногда его называют низовиком, так как дует он от нижнего, южного конца озера. Он несет с собой штормы самих высоких баллов, хотя он не бывает столь, продолжительным как верховик.

     Там, где встречаются два этих грозных гиганта, рождаются так называемые «толкуны» волны, в беспорядке толкающиеся на одном месте и взлетающие своими гребнями - фонтаном прямо вверх.

Ветер «Сарма»

     Переваливая через вершины горных хребтов, этот ветер вырывается из долины реки Сармы и называется так же - сарма.

     Верхние слои воздуха, срываясь с гор, давят на нижние, уплотняют их, в результате чего сарма достигает очень большой силы и скорости (40 м в секунду).

Ветер «Баргузин»

     Легендарный ветер баргузин вырывается к Байкалу с северо-востока.

     Баргузин - могучий ветер, он дует мощно, ровно и широко, но его продолжительность и cuла заметно уступают верховику и култуку.

     Ветер баргузин называют полуночником, потому что он часто принимает форму береговое бриза и дует ночью.

Дополнительная информация для зоологов и ботаников

     Наземная фауна представлена разнообразием живых организмов. На берегах Байкала обитает много парнокопытных - кабан, лось, благородный олень (он же изюбрь), кабарга. Крупные хищники, обитающие в тайге Прибайкалья - росомаха, рысь, бурый медведь. Знаменитый соболь - мелкий, но прожорливый хищник. Основной его корм - мышевидные грызуны, но способен соболь напасть и на мелкое копытное животное - кабаргу (это притом, что вес крупного самца соболя немногим более 1 кг!).

     Вокруг самого озера горы покрыты тайгой. В ней произрастают как лиственные (берёза, осина), так и хвойные деревья (в основном, лиственница, сосна, кедр, ель, пихта). На горах из древесно-кустарниковой растительности только кедровый стланик растёт до 1800-ме­тровой отметки. В тайге встречаются кедры и лиственницы в возрасте более 500 лет. Древесина их стволов не имеет даже сердцевинной гнили.

Голомянка – сама удивительная рыба Байкала: во-первых, это единственная живородящая рыба, обитающая здесь; во-вторых – на вид она практически прозрачная, через кожу видны позвоночник и кровеносные сосуды. Она без чешуи розовато-белого цвета, ее тело на 35 процентов состоит из жира. Голомянка живет на глубинах водоема. Название голомянка было придумано от слова Голомень, что значит «открытое море».

     Самый крупный экземпляр самок большой голомянки доходит до 25 см, самцов — до 16 см.

     Иногда ее останки можно найти на берегу, например, после шторма или после таяния льда, так как мертвые рыбы из-за большого содержания в них жира обладают меньшей плотностью, чем вода и поэтому после смерти всплывают, вместо того чтобы тонуть, что обычно происходит с другими рыбами. Некоторые утверждают, что голомянка «тает на солнце». Жир этой рыбы, предположительно, использовался раньше в качестве масла для ламп и сыграл значительную роль в монгольской и китайской медицине. Во время войны ее вылавливали для того, чтобы восстанавливать силы раненых. Голомянкой питаются почти все рыбы, а также нерпа.

Байкальская нерпа

     Байкальская нерпа – единственное млекопитающее, которое обитает в Байкале.

   Нерпа – хороший ныряльщик. Она может нырять на глубину до 400 м. и находиться под водой до 40 минут. Так же, она хороший пловец. С большей скоростью плавает, когда уходит от опасности. По твердому субстрату нерпа передвигается медленно, перебирая ластами и хвостом. В случае опасности переходит к скачкам.

     На нерпу ведется промысловая охота, ежегодно отстреливается около 6 тыс. нерп. Мясом нерпы кормят песцов, из меха изготавливают шапки, используют для подбивки охотничьих лыж. Нерпичье мясо употребляют в пищу, а ласты нерпы, отваренные в воде, считаются лакомством. Особенно нежное мясо у молодых нерпят, мясо которых не имеет запаха рыбы и напоминает по вкусу цыплят. В печени нерпы много витаминов. Местные жители жир нерпы считают лечебным и употребляют его при лечении легочных заболеваний и язвенных болезней желудка.

    Наряду с легальной охотой происходит браконьерство. Особенно жестоко ведётся охота на детёнышей нерпы в возрасте до нескольких месяцев, несмотря на то, что это запрещено законом.

    Байкальская нерпа требует защиты. Животное занесено в Красную книгу Международного союза охраны природы.  Прибайкальские общественные организации уже давно выступают против искусственного снижения поголовья нерп. Они выступают за полный запрет охоты на тюленей.

Дополнительная информация для экологов

     Рост населения, увеличение числа промышленных объектов не могло ни сказаться и на водах озера Байкал. Заготовка лесов и их сплав приводит к огромному количеству плавучей древесины, а поток туристов обеспечивает загрязнение вод и берегов. Сейчас эта проблема стоит особенно остро.  

     Средства передвижения по озеру – в теплое время года лодки, а в холодное – автомобили – также не способствует сохранению первозданной чистоты. Все эти проблемы нуждаются в своевременном решении. И государством за последнее время был проведен ряд мероприятий по озеру Байкал:

1. Уменьшение сплава лесов в водах Байкала;

2. Запрет лесных заготовок;

3. Усовершенствование обработки сточных вод заводов на прибрежных территориях Байкала.

     Особую опасность здесь представляет Байкальский целлюлозно-бумажный завод. Природа получила от этого комбината очень много вреда. Ежедневно в озеро Байкал сбрасывались несколько тонн сточных вод, что имело пагубное воздействие на флору и фауну неповторимого водоёма. Поэтому действительно, завод представляет опасность для вод озера. Загрязнение вод влияет и на его растительную и животную жизнь. Байкал постепенно становится загрязненным. И технологии завода срочно требуют усовершенствования.

Приложение 3

Кроссворд на тему:  «Байкал – жемчужина  Сибири»

По горизонтали:
1. местный ветер, дующий вдоль озера Байкала
2.  тектоническое образование – котловина озера.
3.самый большой остров Байкала.
4. народы, на территории которых расположено озеро.
5. краткое название сейсмоактивной зоны.
6.Местный свирепый северо-западный ветер.

По вертикали:

1.Розовато-белая полупрозрачная рыбка,  не имеющая чешуи.

2.Река, вытекающая из Байкала.

3.Промысловая рыба – эндемик Байкала.

4. «санитар», эндемик  Байкала

5.Байкальский тюлень.

6.  Имя землепроходца, открывшего озеро в 1643г.

Приложение 4

Лист самооценки  «Успешность на уроке»

+ ДА

- НЕТ

0 - что-то пошло не так

             ФИ    

          обучающегося

Критерии

самооценки

Активно участвовал в работе группы

Подготовил дополнительное сообщение

Успел(а) заполнить весь маршрутный лист

Отвечал на все вопросы поставленные учителем

Чувствовал себя лидером


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-викторина - Байкал - жемчужина Сибири

С данной разработкой я принимал участие во Всероссийском фестивале педагогических идей "Открытый урок 2010". Урок-викторина может быть использован как внеурочное мероприятие по биологии, географии, ес...

презентация "Жемчужина Сибири"

Презентация создана как дополнительный материал к уроку географии в 6 классе по теме "Озёра"....

Жемчужина Сибири-Байкал

Иллюстрированный альбом с описанием оз. Байкал. Работа учащихся МОУ Боровской ООШ.8 класс....

Кузбасс - жемчужина Сибири

Материал для проведения классного часа по краеведению. Представлена информация по истории родного края, его географические особенности. Цель классного часа; воспитывать любовь к родному краю, к окружа...

Урок по географии 8 класс "Байкал -жемчужина Сибири"

Урок по географии в 8 классЦель урока:Создать условия для осмысления и осознания знаний по теме «Байкал, как природный комплекс».Задачи урока:1. Сформировать представление об уникальной природной жемч...

Технологическая карта урока географии по теме "Байкал - жемчужина Сибири", 8 класс

Технологическая карта урока географии по теме "Байкал - жемчужина Сибири", 8 класс...

Технологическая карта урока "Воскресенский собор - жемчужина Арзамаса"

Технологическая карта урока "Воскресенский собор - жемчужина Арзамаса"Краеведение, 8 класс...