урок «Байкал –жемчужина Сибири».
план-конспект урока по географии (8 класс) на тему
Урок направлен на формирование представлений у обучающихся о природной уникальности озера Байкал, способствует воспитанию чувства любви и бережному отношению к природе. В уроке использовано стихотворение «Откровение Байкала» Л. Гибадуллиной, что повышает интерес не только к основам экологии и географии, но и литературы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
baykal_-zhemchuzhina_sibiri.docx | 26.14 КБ |
den_baykala.pptx | 2.26 МБ |
Предварительный просмотр:
«Байкал –жемчужина Сибири».
Цель урока: 1. Создать условия для формирования у обучающихся представлений о природной уникальности озера Байкал
Задачи:
Образовательные: сформировать представления и знания о природном комплексе Байкала, раскрыть уникальность природы Байкала.
Развивающие: Развивать навыки работы с источниками географической информации, умение выделять главное из текста, обобщать, делать выводы, способствовать самостоятельности мышления и развитию критического мышления учащихся, развивать познавательный интерес, развивать умение всесторонне оценивать природные компоненты природного объекта.
Воспитательные: Способствовать воспитанию чувства любви к природе, совершенствовать коммуникативные навыки, способствовать экологическому воспитанию учащихся, бережному отношению к природе, повысить интерес к изучению предмета.
Оформление: географическая карта, видео материал стихотворение «Откровение Байкала» Л. Гибадуллиной, презентация комитета всемирного наследия ЮНЕСКО.
Ход урока:
Организационный момент:
Слово учителя:
Это место называют жемчужиной Сибири. Чтобы узнать тему нашего урока и определить, какой природный объект может быть жемчужиной Сибири, отгадайте загадку.
Древен род его в природе
Кличут озером в народе
Волны моря плещут в нем
Как его мы назовем
Вопрос: Что это за природный объект? ( Байкал)
Сегодня мы с вами совершим путешествие по маленькой частичке нашей планеты Земля, это место называют жемчужиной Сибири, уникальным водоемом. С 1996 года он вошёл в список всемирного наследия ЮНЕСКО (2 слайд)- стал объектом, который сохраняется в силу культурной, исторической, экологической значимости (3 слайд- критерии отбора). Летом 2008 года вошёл в список «7 чудес России»- наша гордость, достояние. Каждое второе воскресенье сентября в Иркутской области отмечается День Байкала.
Откройте тетрадь и запишите тему нашего урока « Байкал- жемчужина Сибири» (на слайде появляется тема урока и учащиеся пишут в тетрадь тему урока)
Актуализация знаний:
Учитель: Каковы ваши представления, ассоциации о Байкале?
( Ученики высказываются, а учитель фиксирует на доске - чистая, пресная вода, эндемики: нерпа, глубина, ветра…)
Изучение новой темы:
Учитель: Байкал…он прекрасен во всем своем многообразии. Загадочен, как сфинкс и, непредсказуем, как торнадо. Характер Байкала подобен капризной женщине: он меняется сто раз на дню. И неудивительно: его настроение зависит от попутных ветров, а их на Байкале двадцать три. Его запасы пресной воды способны обеспечить все человечество. Его флора и фауна не имеют аналогов на планете. Он постоянно притягивает к себе ученых всего мира.
Байкал окутан легендами и поверьями, рассказывающими о происхождении моря-озера. Стихотворения посвящают этому чудо- природы. Вот одно из них: «Откровение Байкала» Любови Гибадуллиной. Ученики заслушивают стихотворение фиксируют в тетради уникальные черты природы Байкала, а с другой стороны листа свои чувства при прослушивании стихотворения.
ОТКРОВЕНИЕ БАЙКАЛА Л. Гибадуллина
Я ЕСМЬ Байкал. Я — Чаша созиданья
Воды прозрачной, пресной и живой.
В Огне рождён. Я — Чудо Мирозданья.
Я — Вечножитель с дивной синевой.
Верховным взором Небо окрыляю,
Творю для Выси — свежесть, чистоту,
Дыханием Свободы вдохновляю,
Качая первозданно Красоту.
Волнами грозно, пагубно швыряюсь,
Стелюсь, ласкаясь, к диким берегам,
В пространстве лёгким вздохом растворяюсь,
Смиряя шум лесов и птичий гам.
Горжусь тайгой, горами и ветрами,
Багульником невиданной красы,
Заснеженными скалами, цветами —
В сверкающей алмазности росы.
Брусничностью полянок удивляю,
Сиреневым наплывом чабреца,
Волшебным ароматом исцеляю,
Меняя звучность красок без конца.
Кедровой стройностью вас поражаю,
Берёзовой роскошностью листвы…
Открою тайну: Дух Святой стяжаю,
Да так, чтоб им пропитывались вы!
Дразнясь, подбрасываю в воздух брызги,
Отсвечиваю Солнца свет и свет Звезды,
С иных планет шары гоняю, диски —
Над зазеркальным таинством воды.
Я в лунных бликах нежусь сокровенно,
Держа в своих ладонях корабли,
Играю облачностью вдохновенно
В плывущей светлой ауре Земли.
И нерпой я горжусь, и редкой рыбой:
Сиг, омуль, хариус — богат мой дом!
Скалой Шаманской — легендарной глыбой,
Горжусь искристым, но коварным льдом!
Я издревле пою, кормлю вас, люди,
Для глаз дарю заманчивую гладь…
А вы меня… в плоть, в сердце… из орудий
Невежества! — в крови вся рукоять.
По горлу режете консервной банкой,
Хруст от стекла — на дне, в песке, в камнях,
Костров ожоги, стружка свежей ранкой
И рваные рубцы от пил на пнях.
От вырубок Природа обеднела,
А вы — свои лишь знаете права!
Отходы льются мне отравой в тело,
Окурками усыпана трава.
Кругом бутылки, грязные пакеты
И свалки мусора среди холмов.
Где ваше осознанье? Совесть — где ты?!
Повсюду лень неразвитых умов.
Тишь, благодать опошлены, распяты:
Мат, музыка дурная из машин!
Срам! — от стыда все чувства в ком измяты:
Загажен я от моря до вершин!
Всё реже вижу я орла полёты,
Смолкает лебедя прощальный крик…
Дрожь от стрельбы в животных с вертолёта —
Пронзительный, неблагородный миг!
Гордыня, властность — без участья сердца,
Без жалости, заботы, доброты.
Я вас прозвал «порода иноверцев»,
Предавших память предков, их мечты!
Непостижимо ваше безразличье,
Невыносима безрассудства мгла!
Какое-то циничное величье —
Без дум о будущем и без тепла.
Как больно мне!!! Но зло терпеть не буду!
В душе, признаюсь, — толщи горьких слёз!..
Преступность вашу, чёрствость не забуду!
Обиды мне не сбросить под утёс!
Вам не прощу с корней упавших сосен
И лиственниц погибших не прощу!
Пожаров, уходящих с лета в осень…
По всем загубленным, скорбя, ропщу.
Довольно! Насмотрелся, нарыдался!
Могу раздаться, смыть брега свои!
Вам столько раз мозги промыть пытался,
Но вы и без мозгов, и без Любви!..
Опомнитесь! Ведь я ещё в вас верю,
Надеюсь и люблю вас, как детей!
Прощать и равновесным быть умею…
Но вот дождусь ли благостных вестей?!
Поймите же: ведь я — купель Вселенной,
Святая ванна духов и богов,
Купаясь, причащаетесь мгновенно
К величественным знаниям веков.
В который раз взываю к Милосердью!
В который раз ещё молюсь за вас!
Сарминской ярой страшной круговертью
Пре-ду-пре-ждаю честно всех сейчас!
Я ЕСМЬ Байкал. Я — всех энергий Кладезь.
Могучий Центр загадочных систем.
Я — Провиденье, Мудрость, Сила, Радость,
Господний поднебесный Вифлеем.
Все чувства глубоки в Огне накала!
Уважьте ж Откровение Байкала!
Обобщение:
После знакомства со стихотворением. Ученики возвращаются к ассоциациям о Байкале, зафиксированными на доске учителем в начале урока. И дополняют, теми особенностями природы, которых не оказалось на доске.
Рефлексия:
Учитель: Поделитесь своими впечатлениями при прослушивании стихотворения, какие чувства вы испытали? (стыд, недоумение)
О чем нам повествует стихотворение? (равнодушие, безразличие)
Как исправить эти ошибки? (Люди должны бережнее относиться к природе).
А что можете сделать вы? (волонтёрское движение по сбору мусора, создание социальной рекламы в защиту озера Байкал)
Используемая литература:
1.Бояркин В.М. География Иркутской области: Учебное пособие для учащихся старших классов. – 5-е издание, переработанное и дополненное. Иркутск; Восточно-Сибирское изд. 2000, 224 с.
2.Пармузин Ю.П. Живая география. Кн. Для учащихся. – М; Просвещение, 1993, 240
3. Стихотворение «Откровение Байкала» Любови Гибадуллиной
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Организация Объединенных Наций ЮНЕСКО комитет всемирного наследия
Критерии Объект представляет собой природный феномен или пространство исключительной природной красоты и эстетической важности . Объект включает в себя наиболее важную или значительную естественную среду обитания для сохранения в ней биологического многообразия, в том числе исчезающих видов исключительной мировой ценности с точки зрения науки и охраны.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок-викторина - Байкал - жемчужина Сибири
С данной разработкой я принимал участие во Всероссийском фестивале педагогических идей "Открытый урок 2010". Урок-викторина может быть использован как внеурочное мероприятие по биологии, географии, ес...
Презентация к уроку: "Байкал- жемчужина России"
Презентация к уроку: "Байкал-жемчужина Россия"....
презентация "Жемчужина Сибири"
Презентация создана как дополнительный материал к уроку географии в 6 классе по теме "Озёра"....
Жемчужина Сибири-Байкал
Иллюстрированный альбом с описанием оз. Байкал. Работа учащихся МОУ Боровской ООШ.8 класс....
Методическая разработка урока "Байкал - жемчужина Сибири"
Данный урок помогает развивать у учащихся познавательный интерес к предмету, создавать условия для формированияумений работать в коллективе, воспитывать то...
конспект урока Байкал-жемчужина Сибири 8 класс
Данный урок давался в 8 класс в качестве видеозаписи урока на аттестацию по новому...
Урок " Байкал - жемчужина Сибири"
Урок по теме "Байкал - жемчужина Сибири" 8 класс разработан для использования групповой формы работы учащихся и может использоваться как отчет групп ученых исследователей Байкала....
- Мне нравится (1)