Технологическая карта урока географии в 6 классе по теме "Ветер"
методическая разработка по географии (6 класс)

Технологическая карта урока географии в 6 классе по теме "Ветер" подготовлен к учебнику Герасимова Т.П., Неклюкова Н.П.  
Линия УМК "Классическая география" (5-9)  . Урок включает , практическую работу "Построение розы ветров", закрепление изученного материала.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл veter_6_klass.docx194.38 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Автор         учитель географии Карикова Н.А.

Предмет        География. УМК «Классическая линия». «География. Начальный курс» 6 класс.

Класс        6 класс

Тема урока  Ветер

Тип урока  изучение и первичное закрепление 

Задачи урока: Раскрывать значение терминов, сформировать у учащихся понятия ветер, бриз, муссон представление о причинах возникновения ветра, движении воздуха; выявить характерные признаки ветра – сила, скорость, направление; продолжить знакомство учащихся с грозными явлениями природы на примере ураганов и смерчей. Познакомить с приборами, позволяющими измерять скорость и направление ветра;

Развивать умения делать сравнительный анализ, устанавливать причинно – следственные связи; развивать мышление, познавательный интерес к предмету.

Продолжить работу по формированию коммуникативных способностей учащихся, воспитывать бережное отношение к природе;

Умение работать в группах, с различными источниками информации. Выделять главное в тексте. Структурировать учебный материал.

Технологии обучения: личностно – ориентированное обучение, развивающее обучение, здоровьесбережения, информационно-коммуникационные, сотрудничества.

Методы обучения, используемые  на уроке:

словесные, наглядные, практические;

методы психологии – развитие мыслительных операций: классификация и систематизация, сравнение и обобщение;

методы педагогические – методы организации и стимулирования учебной деятельности;

информационные методы – работа с картой , учебником, дополнительной литературой.

Структурные элементы урока: актуализация у обучающихся опорных знаний, необходимых для восприятия материала; усвоение темы в процессе проблемного диалога и исследования; выполнение заданий, направленных на мотивирование, обобщение и дифференцирование изучаемых явлений, на овладение способами решения познавательных задач.

Планируемый результат обучения, в том числе и формирование УУД: развивать логическое мышление; отбирать занимательный материал по предмету, строить сообщение в устной и письменной форме.

Познавательные УУД: формировать умения работать с информацией, с текстом учебника, выполнять логические операции самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель всего урока и отдельного задания.

Коммуникативные УУД: формировать речевую деятельность, навыки сотрудничества, находить общее решение, умение аргументировать своё предложение, взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания. 

Регулятивные УУД: формирование умения строить жизненные планы, прогнозировать, слушать собеседника, управлять своей деятельностью, принимать и сохранять учебную задачу; проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве, в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи, проявлять инициативность и самостоятельность; оценивать. Корректировать знания;

Личностные УУД: формирование способности к самоопределению, ведению здорового образа жизни, развивать сопереживания, эмоционально-нравственную отзывчивость на основе развития способности к восприятию чувств других людей. Понимание специфических  черт природы  и населения Африки. Осознание причин уникальности природы и населения материка

Основные понятия: « ветер», « роза ветров», « бризы», « муссоны»

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Принципы системно-деятельностного подхода, формируемые УУД.

1.Организационный момент 

Цель: 
мотивирование учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки;

Приветственное слово учителя:

     Здравствуйте дорогие друзья, я рада всех вас видеть на сегодняшнем уроке.

Приветствуют учителя, 


Настраиваются на урок, психологически готовятся к общению.

Принцип психологической комфортности.

УУД: личностные, коммуникативные.

Цель – создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учёбу, создание ситуации успеха.

2.Актуализация

знаний

Сегодня на уроке мы продолжим своё путешествие по воздушной оболочке Земли.

А как эта оболочка называется?

Для начала вспомните:

1.Каковы свойства воздуха?

2. От чего зависит температура воздуха?

3. Что такое атмосферное давление?

4. От чего оно зависит?

Молодцы!

Диалог с учителем.

 Отвечают на вопросы
1.Температура, вес

2.От нагревания земной поверхности.

3.Разница в температуре воздуха, от высоты.
Работают с информацией, представленной на слайде, с целью поиска и выделения необходимой информации; 

Принцип деятельности.

УУД: регулятивные (проблемная подача учебного материала).

Принцип целостности.

УУД: познавательные, регулятивные (самостоятельное формулирование цели, планирование, прогнозирование)

ЦЕЛЬ: создать проблемную ситуацию, спрогнозировать предстоящую деятельность.

3.  Этап изучения новых знаний и способов действий
Постановка учебной цели.



Поиск информации.

  Самостоятельная работа учащихся по вариантам

Практическая работа «Построение розы ветров»

Самостоятельная работа с учебником

4. Проверка результатов работы и коррекция

                                                                                     

5. Домашнее задание  

6. Рефлексия (осмысление)

 

Сегодня мы продолжаем знакомство с темой атмосфера, и на уроке речь пойдет о природном явлении, которое часто происходит в атмосфере, оно связано с атмосферным давлением, мы каждый день с ним соприкасаемся, а как оно называется, вы узнаете из песни…

Итак, тема нашего урока «Ветер», а что вы знаете о ветре? СЛАЙД 1

Итак, тема нашего урока «Ветер», а что вы знаете о ветре?

Заполнение таблицы.

знаю                           хочу узнать                  узнал

- движение

- сила

- скорость

- направление                

Задание:

Впишите в первую колонку все, что знаете о ветре, используя только ключевые слова. Потом обменяйтесь информацией в парах, дополните или отбросьте лишнее.

Вторую колонку учащиеся заполняют каждый самостоятельно.

ХОЧУ УЗНАТЬ:                                     УЗНАЛ:

(записать ответы ребят на доске)         (записать в конце урока)

Задание классу:

На основе содержания колонки (хочу узнать) сформулируйте цели нашего урока: СЛАЙД 2

Выявить причины возникновения ветра.

Узнать от чего зависит сила, скорость, направление ветра.

Выяснить, как ведут наблюдения за ветром и обрабатывают результаты.

        

Как много вы знаете о ветре, но это не все, на уроке вы узнаете, в чем причина образования ветра, познакомитесь с видами ветров, научитесь чертить и анализировать розу ветров.

        

Самостоятельная работа учащихся в группах

Учитель исполняет роль консультанта.

А) Ветер

-А что же такое ветер? Попытайтесь дать определение этому понятию.                                                                         СЛАЙД №3

Можно ли в условиях класса смоделировать ветер и как это сделать?

Опыт с воздушными шариками.

Учащиеся надувают шары, затем плавно выпускают из них воздух и поясняют, что из-за разности в давлении возник ветер. Шар, который больше надут, воздух из него выходит с большей скоростью. Объясняют большей разницей в атмосферном давлении.

Данный эксперимент позволил учащимся проверить зависимость направления ветра от атмосферного давления.

  Б) Ветер, причины образования ветра.

Учитель открывает окно – холодный воздух в помещении

Вопрос: А в чем причина образования ветра? Ответить на вопрос вы сможете, посмотрев слайд:

Смоделируйте ситуацию, откуда и куда, а также, почему дует ветер?
                                                                                                                                                         СЛАЙД №4,5,6

В) Характеристика ветра.

 Скорость, направление и сила  ветра.

Итак, воздух перемещается,           причём постоянно.  Но перемещается он не беспорядочно, а как? Что он имеет? СЛАЙД 7

Направление ветра - это направление, откуда дует ветер (западные ветра дуют с запада, восточные - с востока). Существуют главные направления (север, юг, запад, восток) и промежуточные (северо-восток, юго-восток, северо-запад, юго-запад).

 Флюгер - прибор для измерения направления и скорости ветра.  

 СЛАЙД №5,8 На метеорологических станциях направление, скорость ветра измеряется флюгером, который устанавливают на высоте 10 м. Он состоит из металлической пластинки, вращающейся на вертикальной оси по его направлению. Скорость ветра измеряется по отклонению второй Самое ветреное место на Земле в Антарктиде.

Обсуждение.  Что будет зависеть от скорости ветра? (сила) СЛАЙД 8.

Даны три пары цифр. Определите, куда будет дуть ветер, и в каком случае он будет дуть сильнее? Почему?

769 мм рт/ст – 758 мм рт/ст

762 мм рт/ст – 762 мм рт/ст

758 мм рт/ст – 761 мм рт/ст

Рассмотрение и анализ  « Шкалы Бофорта». СЛАЙД 9

Скорость ветра измеряется в м/с, км/ч, а сила ветра - по шкале баллов, которую предложил британский адмирал Бофорт в 1805 г. Лишь в 1874 г. она была принята Международным метеорологическим комитетом для всеобщего применения на телеграфе. Шкала 12-балльная. пластинки от отвесного положения.

На доске таблица:

Балл

Название

Скорость, м/с

0

Штиль

0-0,2

1

Тихий ветер

0,3-1,5

2

Легкий ветер

1,6-3,3

3

Слабый ветер

3,4-5,4

4

Умеренный ветер

5,5-7,9

5

Свежий ветер

8,0-10,0

6

Сильный ветер

10,1-13,8

7

Крепкий ветер

13,9-17,1

8

Очень крепкий ветер

17,2-20,7

9

Шторм

20,8-24,4

10

Сильный шторм

24,5-28,4

11

Жестокий шторм

28,5-32,6

12

Ураган

32

Мы рассмотрели причины образования ветра.  
В жизни мы встречаемся не с таким ветром, как моделировали. 
Прослушайте отрывки из литературных произведений и ответьте на вопрос:
«О какой характеристике ветра идет речь?».

Тиха украинская ночь. Прозрачно небо. Звезды блещут.
Своей дремоты превозмочь не хочет воздух.
Чуть трепещет сребристых тополей листва. (Слабый.)

А.С. Пушкин.

И было, как видно, ему не впервые
Ломать, как тростинки, дубы вековые,
И, крыши срывая, врываться в жилища.
Его назвали ветрило! Ветрище! (Ураган.)

С. Михалков.

Горные вершины спят во тьме ночной,
Тихие долины полны свежей мглой,
Не пылит дорога, не дрожат листы... (Штиль.)

М.Ю. Лермонтов.

Буря воет в саду, буря ломится в дом
Я боюсь, чтоб она не сломила
Старый дуб, что посажен отцом,
И ту иву, что мать посадила... (Шторм.)

Н.А. Некрасов.

Заслонили солнце тучи,
Небо все заволокли;
И тростник сухой и желтый
Клонит ветер до земли. (Сильный.)

А.Н. Плещеев.

Г) Виды ветров.

Схемы-слайды соответственно учитель представляет на экране.                           СЛАЙД № 10

Посмотреть фрагмент мультфильма и заполнить таблицу «Постоянные ветры»

Словарная работа:

Бриз - суточный прибрежный ветер, меняющий свое направление 2 раза в сутки

Муссон - сезонный ветер, меняющий свое направление 2 раза в год: летом дует с океана на сушу, зимой наоборот. Летом муссон несет влажную погоду, а зимой – сухую (в нашей стране характерны для Дальнего Востока)

Пассаты – постоянные ветры от 30-х широт ВД, к экватору НД

Постоянные ветры

Название ветра

Районы распространения

Направление

Пассаты

Тропики

С-В, Ю-В

Ветры западного переноса

Умеренные широты

3, С-3

Муссоны

Восточное побережье Евразии

и Северной Америки

Летом - с океана на материки,

зимой - с материка на океан

Стоковые ветры

Антарктида

От центра материка к периферии

 

«Построение розы ветров»

Для каждой местности характерны те или иные преобладающие по силе и направлению ветры. Об этом можно узнать по графику, называемому розой ветров. Работа с учебником стр 116 задание рис 76

Построить «Розу ветров» по данным в раздаточном материале

Значение ветра

 «Ветер, ветер, ты могуч, ты гоняешь стаи туч…» А.С. Пушкин

«Ветер по морю гуляет

И кораблик подгоняет,

Он бежит себе в волнах

На раздутых парусах»

Прочитайте статью на стр 117 значение ветра и ответьте на вопросы

Как вы понимаете выражение «ветер великий труженик»? Какое значение для природы и человека имеет ветер?

Учитель использует интерактивную доску, создавая условия для закрепления учебного материала, контроля и коррекции.

Слайд 12-13

                                                                                         

СЛАЙД №14

§28, с.118, в. 5

По данным своего дневника наблюдения за погодой начертить «Розу ветров» за февраль 2018 г.

СЛАЙД №14

Подведение итогов урока (3 мин)

Учитель предлагает учащимся определить степень   достижения поставленной цели и отрефлексировать свою деятельность

В таблице  заполняется третья колонка (узнал).


Целеполагание.

Учащимся предлагается:

•        спеть песню

•        поработать с иллюстрациями

•        сформулировать вопросы для одноклассников

•        ответить на вопросы

•        определить тему урока

•        сформулировать цели урока (работа в парах)

•        соотнести их с общей целью

•        определить последовательность работы и её объем

•         установить способы фиксации результатов своей деятельности

•        вписанные вопросы и будут планом урока

Дети отвечают (слайд 4):

1.Узнать что такое ветер.

2.Выяснить причины возникновения ветра.

3.Познакомиться с различными типами ветров.

4.Узнать о направлении, силе, скорости ветра и его измерении.

5.Определить значение ветра в природе и в жизни человека.

Дети отвечают

Ветер- это движение воздуха в горизонтальном направлении из областей с высоким атмосферным давлением в области с низким атмосферным давление

Представитель каждого ряда отвечает у доски. Учащиеся задают дополнительные вопросы.

Пытаются ответить на вопрос

Формулируют собственное

мнение и аргументируют его.

Выполняют упражнения

Слушают и отвечают на вопросы

Анализируют статистический материал

Слушают, делают выводы

отвечают.

Просматривают фрагмент

Заполняют таблицу

На данном этапе урока учащиеся:

  • работа со своими наблюдениями в календаре погоды;
  • соотносят данные наблюдения в таблицу;
  • закрепляют умение перенесения информации на график.

Дети читают и отвечают на вопросы

Ветер – великий работник в природе (перегоняет тучи, облака) 

Очищает воздух (загрязненный воздух уносит из населенных пунктов)

Вырабатывает электроэнергию 

Ветер “съедает” горы, сглаживает их, создавая причудливые формы рельефа 

Помогал мореплавателям, влияет на течения

Переносит семена растений и споры грибов 

Принцип деятельности. УУД: коммуникативные, познавательные, регулятивные(развитие внимания учащихся, монологической речи; создание благоприятной атмосферы заинтересованности; работа над формированием логических умений: анализ, сравнение, обобщение, построение цепочек рассуждений).

ЦЕЛЬ: создать проблемную ситуацию, активизировать имеющиеся знания.

ЦЕЛЬ: создать проблемную ситуацию, активизировать имеющиеся знания.

Регулятивные УУД: осознавать самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к преодолению препятствий и самокоррекции.

ЦЕЛЬ: развивать умения   применять новые знания.

УУД: регулятивные (прогнозировать, слушать собеседника, умение выражать свою точку зрения).

познавательные : формировать умения работать с информацией, с текстом учебника.выполнять логические операции самостоятельно...

Коммуникативные
Регулятивные УУД
проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока географии 5 класс на тему "Методы географических исследований"

Технологическая карта урока географии 5 класс на тему "Методы географических исследований"...

Технологическая карта урока географии 6 класс по теме "Атмосферные осадки"

Данный урок разработан в соответсствии с требованиями ФГОС, материал изучается с использованием технологии критического мышления....

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ГЕОГРАФИИ 6 КЛАСС. ТЕМА УРОКА «РЕКИ»

1.      ФИО учителя (полностью)Кравченко Алексей Евгеньевич2.      Место работыМБОУ СОШ №2 г. Сураж, Брянской области3.      ...

Технологическая карта урока географии 7 класса по теме "Южная Америка :фгп,история открытия,рельеф и полезные ископаемые"

Технологическая карта урока географии 7 класса по теме "Южная Америка :фгп,история открытия,рельеф и полезные ископаемые". Данная разработка урока составлена в соответствии с ФГОС....

Технологическая карта урока географии 8 класса по теме "Охрана природы и ООПТ России"

Технологическая карта урока географии 8 класса по теме "Охрана природы и ООПТ России"....