Технологическая карта урока географии 6 класс по теме "Атмосферные осадки"
методическая разработка по географии (6 класс) на тему
Данный урок разработан в соответсствии с требованиями ФГОС, материал изучается с использованием технологии критического мышления.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
6_klass_fefelova.doc | 87.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока географии в 6 классе.
Разработала: учитель географии МБОУ «СОШ №5» г. Югорска, Фефелова Ольга Алексеевна
Тема урока: Атмосферные осадки
Цели урока: | Содержательная: - продолжить формирование знаний учащихся об атмосфере. Сформировать понятия «атмосферные осадки», «изогиета», «диаграмма количества осадков»; - сформировать представление о методах измерения количества осадков; -расширить знания о профессиях, связанных с изучением атмосферы; - выявить географические особенности распределения осадков по земной поверхности. Развивающая: Обеспечить условия для развития умений устанавливать причинно-следственные связи изменением температуры воздуха и влажностью, раскрыть процесс образования атмосферных осадков; -развитие умений задавать вопросы, анализировать информацию и делать выводы; оценивать свою деятельность; Деятельностная: Развивать умения учащихся по работе с текстом учебника, справочными материалами, анализировать диаграммы количества осадков. Воспитательная: Способствовать повышению интереса к предмету, воспитывать культуру умственного труда. | ||||||
Тип урока: | изучение нового материала | ||||||
Форма организации учебной деятельности: | коллективная, индивидуальная, в парах | ||||||
УУД | Личностные УУД: Ученик должен обладать ответственным отношением к учебе; Регулятивные УУД: Сформированность умения самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале; Коммуникативные УУД: Сформированность умения планировать общие способы работы в совместной деятельности под руководством учителя. Познавательные УУД: Сформированность умения самостоятельно осуществлять поиск и выделение информации | ||||||
Опорные понятия, термины: Новые понятия: | Облака, абсолютная и относительная влажность воздуха, испарение, температура воздуха Атмосферные осадки, изогиеты, осадкомер, диаграмма количества осадков | ||||||
Межпредметные связи : Естественные науки: химический состав веществ, охрана атмосферы, конденсация, сублимация, испарение. Общественные науки: изображение воздушной стихии, атмосферных явлений | |||||||
Ресурсы: ”- основные; - дополнительные: | УМК “Сферы”: электронный учебник, учебник (авт. А.А. Лобжанидзе), атлас, тетрадь-тренажёр, раздаточный материал для практической работы, рабочий лист презентация | ||||||
Технология развития критического мышления | |||||||
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Задания для обучающихся, выполнение которых приведет к достижению планируемых результатов | Планируемые результаты | |||
Предметные | УУД | ||||||
1. Орг. момент | Приветствие учащихся, проверка готовности уч-ся к уроку. | Приветствие учителя, подготовка к уроку. | Л.: Освоение социальных норм, правил поведения | ||||
2. Актуализация знаний (Стадия вызова) | - Выставка рисунков «Облака», чтение стихов об облаках. - Какое значение имеют облака? Слайд 1-4 - отгадайте загадки. О чем сегодня будем говорить? | Слушают стихотворение. Называют свои ассоциации. Заполняют лист самооценки. Высказывают свои предположения | Прослушать фрагмент стихотворения, ответь на вопрос: - какие ассоциации у вас возникают, когда вы услышали эту фразу? - О чем может пойти речь на уроке? Сообщает тему урока. | Повторение сведений об атмосфере, расширение знаний о природе Земли | П.: Сформированность основ смыслового восприятия художественных и познавательных сообщений, выделения существенной информации из сообщений разных видов. Р.: участвовать в совместной деятельности; | ||
3. Сообщение темы и цели урока | (слайд 5) Атмосферные осадки. Давайте поговорим сегодня поподробнее об атмосферных осадках. | Заполняют рабочий лист (лист самооценки), | Знакомятся с критериями оценки вопросов. | Л.: Формирование умения осуществлять контроль и самооценку своей деятельности в соответствии с выработанными критериями | |||
4. Изучение нового материала: «Атмосферные осадки» (Стадия осмысления) | Подумайте, какие другие слова приходят вам на ум, когда вы слышите слово атмосферные осадки? Запишите в тетради эти слова (существительные). Обсудите ваши слова в группе, отберите из общего списка 2-3 слова. А теперь, используя свои ключевые слова и мои вопросительные слова, придумайте и запишите вопросы по этой теме.
| Работают в парах, делают пометки на полях Каждый ученик самостоятельно записывает свои вопросы. Затем все вопросы обсуждаются в группе, из них выбираются наиболее важные и интересные. | . Ученики называют свои ассоциации, которые учитель записывает на доске в заранее заготовленную таблицу: приложение 1 | Сформированность умения осуществлять синтез и осуществлять подведение под понятие; | Р.: Умеют работать в соответствии с поставленной учебной задачей; | ||
- Давайте вместе определим, в какой последовательности нужно отвечать на эти вопросы. 1. У вас возникло много интересных и важных вопросов. Давайте попробуем ответить на них. Для этого составим «Бортовой журнал». Возможно, кто-то из вас знает ответы на вопросы, которые были заданы другой группой. Посоветуйтесь в группах и в левой колонке запишите то, что вы уже знаете , на какие вопросы у вас есть ответы. | Вместе с учителем заполняют таблицу | Сформированность умения самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале; | П.: Умеют выделять главное, существенные признаки понятий; Р.: участвовать в совместной деятельности; | ||||
Физкульт -минутка | Кто-то утром, не спеша, (Ходьба на месте.) Надувает желтый шар, (Дети дуют и разводят руки.) А как выпустишь из рук – (Поднять руки вверх, хлопок.) Станет вдруг светло вокруг. (Повороты в стороны.) Что это за шар? (Солнце) | Выполняют движения | Л.: Ответственное отношение к своему здоровью | ||||
(Стадия осмысления) | Работа с текстом Учебника с.56 2. Остались ли у вас вопросы, на которые вы не знаете ответов? Тогда скажите, как мы можем получить на них ответы. - Можно поискать ответы в учебнике. Где еще? В энциклопедиях, Интернете.
| Ученики читают текст параграфа по частям. Во время остановок в чтении ученики отмечают, на какие вопросы они нашли ответы, и делают записи в правой колонке «Бортового журнала» (Приложение №2). | Прочитать текст, дополнить таблицу.
| Совершенствуют навык заполнения таблицы | П.: Сформированность умения самостоятельно осуществлять поиск и выделение информации | ||
Работа с диаграммами годового количества осадков - Как можно измерить количество осадков? Как называется прибор для измерения количества осадков? Где это происходит? Как называется профессия людей, занятых на метеорологических станциях? Чем она интересна? -Что показано на диаграмме? Сколько осадков выпадает в данном пункте? В какое время? В чем причина различий? Какие виды осадков выпадают в Ханты- Мансийском автономном округе? Сколько? | Слушают краткое сообщение ученика о методах измерения атмосферных осадках | Умение работать со схемами и таблицами, выявлять закономерности, анализировать, сравнивать осадки по различным показателям. | П.: Сформированность умения создавать и использовать модели и схемы для решения задач Р.: Умеют выделять главное, существенные признаки понятий; участвовать в совместной деятельности; | ||||
6. Рефлексия | Тренажер: тест –опрос (электронное приложение к учебнику) Какова была тема урока? Какую цель вы ставили перед собой? Что научились делать? Над чем еще предстоит работать? Оцените свою работу. Поставьте оценку. | Работа в парах. Отвечают на поставленные вопросы, рассуждают, оценивают. | Прочитать высказывания, отметить верные и неверные утверждения. | демонстрируют знания по изученной теме , умение их применять в условиях | Л.: Обладают осознанным, уважительным и доброжелательным отношением к другому человеку, его мнению; Л.: Формирование умения осуществлять контроль и самооценку своей деятельности в соответствии с выработанными критериями | ||
7. Домашнее задание: | 1 обязательный уровень: подготовить рассказ по вопросам учебника № 4, 5 стр.124 2 возможный уровень : описать, какие атмосферные осадки наблюдали на этой неделе. 3 творческий уровень: составить рассказ или сказку о путешествии капельки воды. | Записывают домашнее задание в дневник. | Записать домашнее задание, выполнить один из вариантов. Подумайте, ответьте на вопросы. |
Приложение 1.
Вопросительные слова | Ключевые слова |
Что? Для чего? Какой? Какие? Из чего? Как? Почему? | Дождь, снег, град питают землю виды, сила вода сырость, грязь атмосферные |
Приложение 2.
Урок географии 6 класс.
Рабочий лист
Тема урока: Атмосферные осадки
дата заполнения:
Имя, фамилия____________________________________________________________________
- Мой вопрос (3б):_________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________
- Вопрос, который был выбран группой:_________________________________________
_________________________________________________________________________________
- Бортовой журнал (3б)
Что мне известно об атмосферных осадках? | Что нового я узнал об атмосферных осадках? |
- Ответ на вопрос группы (2б):__________________________________________________
______________________________________________________________________________
5. Ответ на твой собственный вопрос (2б):________________________________________________
6. Новый вопрос (3 б):__________________________________________________________________
7. Где я буду искать ответ на вопрос(2б):_____________________________________________
Общее количество баллов: 15 баллов
Критерии оценивания умения задавать вопросы:
Критерий 1. Связь вопроса с темой урока.
1 балл – вопрос имеет непосредственное отношение к теме урока
0 баллов – вопрос задан не по теме
Критерий 2. Вопрос понятен.
1 балл – всем одинаково понятно, о чем хотел спросить ученик
0 баллов – другим непонятно, о чем хотел спросить ученик
Критерий 3. Правильность формулировки вопроса.
1 балл – вопрос сформулирован правильно, не требует коррекции
0 баллов – вопрос сформулирован неправильно (нет вопросительного слова и т. д.), требует коррекции
- Критерии оценки бортового журнала:
Критерий 1. Правильность заполнения колонок таблицы.
1 балл – информация, которая помещена в каждой колонке, соответствует названию колонки
0 баллов – информация, которая помещена в колонке, не соответствует названию колонки
Критерий 2. Характер записей в колонках.
1 балл – записи в колонках ведутся в виде ключевых слов и словосочетаний
0 баллов – ученик переписывает из текста целые предложения и абзацы
Критерий 2. Полнота записей в таблице.
1 балл – в каждой колонке имеется не менее 4 записей
0 баллов – в колонках таблицы менее 4 записей
- Критерии оценки ответа на групповой вопрос:
Критерий 1. Соответствие содержания ответа заданному вопросу.
1 балл – ответ соответствует заданному вопросу
0 баллов – ответ не соответствует заданному вопросу
Критерий 2. Оформление ответа.
1 балл – ответ оформлен в виде развернутого высказывания, предложения (оформлены начало и конец предложения)
0 баллов – ответ оформлен в виде словосочетания или одного слова
- Критерии оценки умения работать с источниками информации
Критерий 1. Знание источников информации.
1 балл – ученик называет не менее 2 источников информации
0 баллов – ученик называет 1 источник информации (учебник)
Критерий 2. Соответствие источников информации заданию.
1 балл – источники информации, названные учеником, уместно использовать при выполнении данного здания
0 баллов – источники информации, названные учеником, не могут быть использованы для выполнения его задания
Используемая литература
- Астапенко П.Д. Вопросы о погоде. – Ленинград: «Гидрометеоиздат», 1987
- Бахчиева О.А., Богомаз Л.С., Николаенко Е.В. География. Планета Земля. 6 класс. Методические рекомендации. – М.: «Просвещение», 2008.
- Барабанов В.В. География. Планета Земля. Тетрадь-тренажер. М: Просвещение, 2013.
- Лобжанидзе А.А. География. Планета Земля.5-6 классы Учебник для общеобразовательных школ с приложением на электронном носителе. – М.: «Просвещение», 2013
- Котляр О.Г. География. Планета Земля. Тетрадь-практикум М: Просвещение, 2012.
- Мишняева Е.Ю., Котляр ., О.Г. География. Планета Земля. Тетрадь-экзаменатор. М: Просвещение, 2012.
- Энциклопедия «Что есть что?». Географические карты. – М: «Слово», 2001
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока географии в 5 классе на тему "Глобус и карта"
Технологическая карта урока географии в 5 классе на тему "Глобус и карта"...
Технологическая карта урока географии 6 класс по теме Изображение рельефа на планах и картах (блочно - модульная технология)
Блочно - модульная технология...
Технологическая карта урока географии в 6 классе. Тема "Землетрясения: причины и последствия". География. Землеведение. 5—6 классы. Учебник (под ред. О. А. Климановой) .
На уроке мы узнаем как связаны землетрясения и сейсмические пояса и можно ли предсказатьземлетрясения. Могут ли произойти землетрясения в Саратовской области?. С какой целью японцы держат аквари...
Технологическая карта урока географии в 6 классе. Тема "Движение литосферных плит". География. Землеведение. 5—6 классы. Учебник (под ред. О. А. Климановой) .
Учёные считают, что Красное море и озеро Байкал — это нарождающиеся океаны. Можете ли вы привести доводы в пользу этих предположений?...
Технологическая карта урока географии в 6 классе Тема «Ветер» Учитель географии Табунова Татьяна Юрьевна
Тема «Движение воздуха»Цель: дать понятие ветер, выявить особенности образования бризов, определить основные характеристики ветра, создать мини-проект по составлению розы ветров.Задачи и п...
Технологическая карта урока географии в 5 классе по теме « Учимся с «Полярной звездой» 2. Работаем с картой»
Разработка урока географии в 5 классе по теме "Учимся с "Полярной звездой" 2. Работаем с картой. Урок обобщения и систематизации знаний по теме "План и карта"...
Технологическая карта урока географии в 6 классе по теме "Мировой океан и его части"; ОВЗ: "Океаны на глобусе и карте полушарий"
Технологическая карта урока географии в 6 классе по теме "Мировой океан и его части"; ОВЗ: "Океаны на глобусе и карте полушарий"...