Технологическая карта урока географии 8 класса по теме "Охрана природы и ООПТ России"
материал по географии (8 класс)

Технологическая карта урока географии 8 класса по теме "Охрана природы и ООПТ России".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tehnologicheskaya_karta_ohrana_prirody_i_oopt_rossii.doc87 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока географии в 8 классе

по теме «Охрана природы и особо охраняемые территории России»

Общая информация  

ФИО учителя

Мешкова  Ясемен  Шахмурад кызы,  учитель географии ВКК  МКОУ Листопадовской СОШ Грибановского муниципального района Воронежской области.

УМК

Учебник «Алексеев А.И.  «География России. Природа. Население» – 8 кл «Дрофа», 2014.

Тема урока

 «Охрана природы и особо охраняемые территории России»

Тип урока

Изучения нового материала.

 Цель урока

Сформировать представление  об особо охраняемых природных территориях (ООПТ)

Оборудование

Карта особо охраняемых территорий России, памятники всемирного наследия, проектор, экран, ноутбук, презентация.

Методы обучения

Наглядно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый, исследовательский.

Средства обучения

  1. Физическая карта России;
  2. Карта «Заповедники России»;
  3. Учебник: «География России. Природа. Население – 8 кл.»;
  4. Тетради;
  5. Схема: «Охраняемые территории России»;
  6. Ноутбук. Компьютерные презентации учащихся.

Методы познания

Статистический, анализ, прогноз, сравнительный, картографический, оценки.

Планируемые результаты

Сформировать  понятия:  заповедник, заказник, национальный парк, памятник природы.

Практическая работа

На основании различных источников информации  уметь давать характеристику  одному из заповедников, заказников или национального парка.

Планируемые результаты  урока

  • Образовательные
  • Развивающие:

.

  • Воспитательные:

             

              углубить знания  об особо охраняемых природных территориях;

              ● развивать познавательные интересы учащихся, 

              ●выделять в тексте учебника нужную информацию,

              ●работать в группе: с учебником;  дополнительной литературой и ресурсами ЭОР.

              ●формирование культуры общения при работе в группах.

  • Предметные

- умение давать определения: заповедник, национальный парк, памятник природы  и   показывать некоторые из них на  территории России;

- умение составлять характеристику заповедников;

- умение  анализировать карты атласа и учебника.

  • Метапредметные

        Коммуникативные УУД

- умение воспринимать информацию на слух;

- умение слушать учителя и одноклассников;

- аргументировать свою точку зрения, задавать вопросы.

  Регулятивные УУД

- развитие навыков самооценки и самоанализа;

- определение правил отработки терминов и понятий.

        Познавательные УУД

- знать в каких природных зонах равнин  расположены заповедники России, с чем это связано;

-  знать определение заповедник, национальный парк, памятник природы.

      Личностные УУД

- умение соблюдать дисциплину на уроке;

- умение применять полученные знания на практике;

- понимать важность изучения темы «Особо охраняемые территории России».

- понимать значение  охраняемых территорий для сохранения устойчивого равновесия;

- компетентность в оценивании своих одноклассников.

Формы работы

      коллективная,  групповая, работа в парах, индивидуальная.

Формы контроля

      Самоконтроль, контроль учителя и взаимоконтроль.

План проведения занятия с обоснованием выбора  технологий, методов, форм организации деятельности обучающихся

Этап урока

Деятельность учителя, применяемые методы и приемы работы

Деятельность обучающихся с указанием форм организации

Формируемые УУД

(с указанием конкретных действий)

  I. Организационный момент

(Мотивация к учебной деятельности).

 1. Проверка домашнего задания.

Приветствие учащихся.

Проверка состояния рабочего места. Начнём урок.

Здравствуйте ребята!

Проверим домашние задания, выполнив тест. Вверху листочка подписываем фамилию и имя. На тест отводится 7 минут.

Приветствие учителя, готовность к уроку.

Вспоминают изученный ранее материал (выполняют тест приложение №1).

 

Коммуникативные УУД:

Обеспечить мотивационную готовность и положительный эмоциональный настрой учащихся к работе на уроке.

II. Определение целей и задач урока. 

Как вы думаете, а что может сделать человек для сохранения природы? А как называются эти места, где животных и растения защищают от исчезновения? Правильно,  заповедники и национальные парки. Такие охраняемые территории называются -  Особо Охраняемые Природные территории.

Так  и будет называться наш урок. Откройте учебник на с.238 запишите тему урока.

Объясняют и  формулируют тему, записывают в тетради.

Учащиеся: Тема нашего урока: «Охрана природы и особо охраняемые природные территории России».

Работают с учебником.

Познавательные УУД:
Перерабатывать и преобразовывать информацию (текст, схема, модель).

 

Регулятивные УУД:

Высказывать предположения на основе наблюдений и сравнивать с выводами в учебнике.

III. Изучение нового материала

Актуализация знаний:

Этап предполагает создание мотивации к самостоятельному выполнению пробного учебного действия; актуализацию знаний, умений и навыков, достаточных для построения нового способа действий; тренировку соответствующих мыслительных операций.

1) Работа с тетрадью.

В тетради: тема урока

Учитель: Особо охраняемые природные территории — одна из форм сохранения природы, поэтому относятся к объектам общенационального достояния, сохраняя уникальные и типичные экосистемы, биологическое и ландшафтное разнообразие.

Давайте в учебнике на странице 238 рис.166 рассмотрим,  какие виды ООПТ бывают.

-Какие охраняемые природные территории вы знаете?

Давайте составим в тетради схему «Виды особо охраняемых природных территорий» пользуясь учебником.

Схему ООПТ в тетрадь.

2) Актуализация знаний.

Вопрос учителя: – Как вы думаете, когда люди задумались об охране природы и почему?

Учитель: В настоящее время на территории России насчитывается 102 государственных природных заповедник и 40 национальных парков.

3)Запись определения в тетрадь - «заповедник».

4) Записать определение «Заказник». 

Учитель: На территории России на начало 2021 г.  существует 59 федеральных заказников.

По состоянию на конец 2020 года на территории России действовало более 70 государственных природных заказников федерального значения, суммарная площадь территории которых составляла 13,05 млн га, в том числе 2,9 млн га акваторий.

В 2016 г. федеральный заказник Земля Франца Иосифа вошёл в состав национального парка Русская Арктика

5)Определение в тетрадь – «Памятник природы».

Памятники природы — это взятые под охрану отдельные невосполнимые природные объекты, имеющие научное, историческое и культурно-эстетическое значение (пещеры, геологические обнажения, водопады, минеральные источники, палеонтологические объекты, отдельные вековые деревья и т. п.).

 Учитель:  Так значит, какие задачи выполняются при организации заповедников и заказников?

Запись определения в тетради

Выступление учащихся с презентациями по темам: «Памятники природы», «Заказники», «Заповедники».

Ответы учащихся: 

- Сохранение живых организмов.

– Охрана окружающей среды.  

– Предупреждение развития разрушительных процессов.

Познавательные УУД:

- знать в каких природных зонах равнин  расположены заповедники России, с чем это связано;

-  знать определение заповедник, национальный парк, памятник природы.

Коммуникативные УУД:

- умение воспринимать информацию на слух;

- умение слушать учителя и одноклассников;

- аргументировать свою точку зрения, задавать вопросы;

- умение работать в группах;

- знать правила коллективной работы.

Регулятивные УУД:

- развитие навыков самооценки и самоанализа;

- определение правил отработки терминов и понятий.

Личностные УУД:

- умение соблюдать дисциплину на уроке;

- умение применять полученные знания на практике;

- понимать важность изучения темы «Особо охраняемые территории России».



IV. Заключение.

Этап предполагает оценивание учащимися собственной деятельности, фиксацию выученных  на уроке понятий, обсуждение и запись домашнего задания.

Учитель: Подошёл к концу наш урок - наше путешествие по Охране природы и ООПТ  России.  

И в заключение урока я хочу вернуться к эпиграфу:

 «Охранять природу - значит охранять Родину, а наша родина – это наше село,  а как мы с вами можем охранять природу?

А теперь каждый из вас скажет, что он взял с сегодняшнего урока.

   

Высказывания учащихся по теме: «Охрана природы и особо охраняемые природные территории России».

Регулятивные УУД: 

- развитие навыков самооценки и самоанализа;

- определение правил отработки терминов и понятий.

V. Рефлексия.

Учитель: Предлагаю вам закончить своими словами предложенные высказывания по теме нашего сегодняшнего урока.

Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:

  1. сегодня я узнала…
  2. было интересно…
  3. я поняла, что…
  4. меня удивило…
  5. мне захотелось…
  6. я попробую

Личностные УУД:

- понимать важность изучения темы «Особо охраняемые территории России».

VI. Итог урока: комментирование и выставление оценок.

Учитель:

 К сегодняшнему уроку вы проделали очень большую работу, и я считаю, что вы поработали  на  «Отлично».

Выставление оценок учащимися в дневник.

VII. Домашнее задание:

Учитель дает домашнее задание:

1) &38

И закончить урок мне хочется словами

У всех людей одна планета,

И ветром нет на ней границ.

Как нет границ потокам света

И перелетам диких птиц.

И нам беречь природу надо

Для тех, кто будет после нас.

Спасибо за урок!

Учащиеся записывают домашнее задание в дневник.

Приложение 1

Проверка домашнего задания

Тест  «Природные зоны России»

 Фамилия ___________________ Имя________________________

1.Закономерная   смена природных зон и природных условий в горах:

 а) относительная высота;

 б) абсолютная высота;

 в)  высотная  поясность.

2.Безлесная природная зона с растительностью из мхов, лишайников и стелющихся кустарников:

а) тундра;

б) тайга;    

в) арктические  пустыни.

3.Лесная зона умеренного пояса с преобладанием хвойных пород:

а) тундра;

б) тайга;    

в) смешанные леса.

4.Безлесная зона умеренного пояса с преобладанием трав:

 а) степь;    

б)  полупустыни;  

в)  пустыни.

5. Найди лишнее:

а) лиственница, дуб, сосна, ель, пихта;

б) черника, ковыль, типчак, кострец;  

в) полынь, саксаул, джузгун, морошка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока географии по теме: "Природная среда. Охрана природы", 5 класс

ФГОС. Технологическая карта урока по теме: "Прродная среда. Охрана природы"....

Технологическая карта урока географии в 9 классе "Народные промыслы Центральной России"

Это урок обобщения знаний по теме :"Центральная Россия", формирующий интерес к истории народных традиций страны. Он поможет углубить, расширить знания о населении Центральной России и их занятиях....

Технологическая карта урока географии "Природа арктических пустынь, тундры и лесотундры"

Представлена технологическая карта урока в соответствии с требованиями ФГОС ООО...

Технологическая карта урока географии 9 класс "Народные промыслы Центральной России"

Тема урока:  Народные промыслы Центральной России.Тип урока:  Открытие нового знания.Цель урока:  Создание условий для формирования целостного представления учащихся о народных промысла...

Технологическая карта. Урок география. ФГОС. 9 класс. Тема: "Природа Центральной России".

Интегрированный урок - практикум по географии. ФГОС.  Разработан совместно с  учителями   МОБУ СОШ № 2: химии - Орешкиной Галиной Петровной и биологии - Применко Галина Иванов...