Разработка урока по географии 5 класс
план-конспект урока по географии (5 класс)
Данную разработку можно использовать на уроке.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razrabotka_uroka.zip | 112.03 КБ |
Предварительный просмотр:
Разработка урока по географии 5 класс.
Тема: Внутреннее строение Земли. Горные породы, слагающие земную кору.
Цели:
Образовательные:
способствовать формированию знаний о строении Земли, углубить и расширить знания обучающихся о горных породах и минералах, слагающих земную кору, их происхождении, разнообразных свойствах, практическом применении.
Развивающие:
создать условия для развития познавательной активности, интеллектуальных и творческих способностей учащихся; способствовать развитию умений выделять, описывать и объяснять существенные признаки основных понятий темы, способствовать развитию навыков самостоятельной работы с географическими текстами, картами, учебником, с материалами мультимедийной презентации, развивать внимание, память, логическое мышление; развивать наблюдательность, умение внимательно слушать, применять полученные знания в нестандартной ситуации, развивать интерес к предмету.
Воспитательные:
способствовать воспитанию географической культуры, формировать экологическое сознание школьников на примере рационального использования полезных ископаемых; воспитывать чувство гордости за страну и свою область, столь богатые полезными ископаемыми; эстетическое на примере красоты минерального мира.
культуры учебного труда, воспитывать самостоятельность, коллективизм, умение работать с партнером, в группе.
Планируемые результаты:
Личностные:
Осознание ценности географических знаний, как важнейшего компонента научной картины мира.
Метапредметные:
умение организовывать свою деятельность, определять ее цели и задачи, умение вести самостоятельный поиск, анализ и отбор информации, умение взаимодействовать с людьми и работать в коллективе, высказывать суждения, овладение практическими умениями работы с учебником, дополнительными источниками.
Предметные:
обучающиеся должны знать основные понятия урока: основные виды горных пород, неоднородность состава твердой оболочки Земли, круговорот горных пород; уметь определять, сравнивать, приводить примеры минералов, гонных пород разного происхождения; объяснять взаимосвязь между условиями образования горных пород и их свойствами; давать краткое описание горной породы по цвету, твердости, прозрачности, происхождению, свойствам; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности при характеристике горных пород своей местности.
УУД.
Личностные: осознавать необходимость изучения темы.
Регулятивные:
Планировать свою деятельность под руководством учителя, оценивать работу одноклассников, работать в соответствии с поставленной задачей.
Познавательные:
Извлекать и анализировать информацию, добывать новые знания из источников ЭОР, перерабатывать информацию для получения необходимого результата.
Коммуникативные:
Уметь общаться и взаимодействовать друг с другом.
Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Формы организации деятельности учащихся- групповая, индивидуальная.
Оборудование для учителя:
учебник «География. Начальный курс» Н Дрофа 2014. И. Баринова-М., мультимедийная презентация, коллекция горных пород.
Оборудование для учеников:
компьютер, папка с карточками, учебник
«География. Землеведение В.П. Дронов, Л.Е.Савельева.5-6 класс, коллекция горных пород, атлас
Основные термины и понятия: минералы, горные породы: магматические, осадочные и метаморфические; круговорот горных пород.
Ход урока.
- Организационный этап.
Цель: эмоционально- положительный настрой на урок, создание атмосферы успеха, доверия.
Добрый день, ребята. Я рада вас видеть на уроке.
Сегодня мы с вами начинаем новый раздел, новую тему «Земная кора», откройте учебник с.75 и посмотрите на картинку раздела и попробуйте предположить, о чем мы будем говорить при изучении данного раздела.
Ответы детей.
Хорошо .
А сегодня на уроке мы узнаем внутреннее строение нашей планеты.
- Актуализация знаний. Целеполагание.
Цель: основываясь на знания учащихся, сформулировать задачи на сегодняшний урок.
Недра Земли – загадочный и менее доступный мир, чем окружающий нас мир. И изучать его трудно. Еще не изобретен такой аппарат, который мог бы проникнуть вглубь земных недр. Но люди научились «заглядывать» вглубь Земли с помощью специально произведенных взрывов на определенной глубине. И по скорости движения взрывной волны определили внутреннее строение Земли.
- Вам хотелось бы узнать о внутреннем строении Земли?
- Может быть вам что-либо уже известно о ее строении? Поделитесь.
Ответы детей.
- Этап совместного открытия и усвоения новых знаний.
Цель: познакомить учащихся в ходе исследовательской и проблемно- поисковой работы с основными слоями Земли, дать понятия основным терминам темы (литосфера, рельеф, горные породы, минералы, полезные ископаемые)
Записать тему урока в тетради «Строение Земли»
А. Внутреннее строение Земли.
– Если сравнить нашу планету с яйцом, то получим некоторое сходство:
Скорлупа – земная кора
Белок – мантия
Ядро – желток
Дети делают рисунок «Строение Земли»./рис.58 стр.77/
Используя текст учебника, заполняем карточку « Характеристика слоев Земли» по группам (1-ядро, 2 –мантия, 3- земная кора).
Затем проверяем.
Что же у Земли внутри? Просмотр видео «Строение Земли»
Ядро находится на очень большой глубине. Его внешняя граница находится на расстоянии 2900 км. Состоит из двух частей: внутреннее и внешнее. (Ученики делают рисунок)
Температура ядра около 6000 градусов. Состоит из двух частей. Внутреннее ядро твёрдое, состоит из железа и никеля, внешнее относительно лёгкое, каждый кубический см весит 14 грамм. Предположительно состоит из серы.(Показать серу)
– Наш корабль исследует далее недра Земли.
– Какой следующий слой встречается нам на пути? (Мантия)
– Мантия в переводе означает «покрывало» и действительно покрывает ядро. Это самая большая внутренняя оболочка Земли. Составляет 82% всего объёма планеты. Верхний слой мантии называется астеносферой. (От греч. «астенес» – слабый) Сейсмические волны распространяются сравнительно медленно. Слой более пластичный, чем вся остальная часть мантии и служит «смазкой», по которой перемещаются плиты.
– Наше путешествие по недрам Земли продолжается.
– Какой следующий слой встречается нам на пути? (Земная кора)
– Толщина земной коры различна: от 75 км под материками и 5–17 км под океанами. Это твёрдая оболочка
Оболочки Земли | Температура (градусы) | Размер (км) | Свойства |
Ядро | 6000 | 3600 | Твердое вещество (центр), жидкое вещество (снаружи) |
Мантия | 2000 | 2900 | Мягкая, пластичная |
Земная кора | (-7) – (+57) | 7о-100 | Твердая |
Земная кора- верхняя часть твердой оболочки Земли ЛИТОСФЕРЫ.
(определение записать в тетрадь)
Б. Горные породы и минералы.
- На поверхности земной коры мы с вами живем: построили города, села, заводы, дороги. Из ее недр добываем полезные ископаемые, она дает человеку воду, энергию и многое другое. И поскольку земная кора является самой верхней оболочкой Земли, то и изучена она лучше.
_ Что нам с вами нужно еще узнать, чтобы наши знания о земной коре были более полными?
(узнать, из чего состоит земная кора?)
- Предположите, из чего же она состоит? (горные породы).
- Можете ли Вы, ребята , предположить, почему горные породы называют «горными»? Разве камни есть только в горах?
Оказывается, термин «горная порода» достался нам в наследство с далеких времен, когда руду для выплавки металла добывали в горах и были мастера рудного (горного) дела. С тех пор все породы называют горными. Вспомните сказку о хозяйке медной горы и Даниле мастере Бажова Павла Петровича («Малахитовая шкатулка»).
( на столах образцы горных пород, 3 вида: осадочные, магматические, метаморфические).
- Познакомимся поближе с горными породами. Рассмотрите горные породы, которые лежат у Вас на столах.
-Как Вы думаете, почему одни из них имеют однородную окраску, а другие разноцветные?
(предполагают: из разных веществ состоят.)
- Правильно, но эти вещества называют минералами.
«Минералы – это тела природы, имеющие однородный состав и кристаллическое строение».
Из минералов состоят горные породы.
« Гранит состоит из минералов: кварц, слюда и полевой шпат.
Известняк – из кальцита,
Кварцит – из кварца».
Горные породы и минералы, которые человек использует , называют полезными ископаемыми.
- Горные породы очень разнообразны по цвету, твердости, прозрачности, наличию блеска и т.д.
- Работая с текстом на с. 80-83 , вы узнаете, почему это произошло в природе. На основе текста составьте схему «Происхождение горных пород»
Горные породы по происхождению
Магматические Осадочные Метаморфические
Гранит, базальт. Глина, известняк. Мрамор, гнейс.
Итак, Вы узнали о группах горных пород, многие из которых являются полезными ископаемыми.
-Наша страна, в которой мы живем, очень богата полезными ископаемыми. Конечно, они есть и в нашей местности. Нам этим можно гордиться. Но необходимо бережное отношение к использованию их. Вы со мной согласны? Почему?
В.Физминутка.
Ручки вверх, ручки вниз.
На носочках поднялись.
Ручки ставим на бочок,
На носочках скок-скок-скок.
А затем по - приседаем,
Никогда не замерзаем.
Как вы думаете, возможно ли такое путешествие в недра нашей удивительной планеты? (Нет)
– Почему? (Давление, температура)
– Я думаю, у каждого из вас возник вопрос: как же люди узнали, что у Земли внутри?
– Существуют 2 современных метода изучения. Это – космический и сейсмический.
Космический метод основывается на фотоснимках, которые делаются из космоса. На них можно увидеть разломы, а также дно океана до глубины 700 метров.
Сейсмический метод основан на изменении скорости прохождения сейсмических волн в литосфере. В различных горных породах скорость неодинакова. А изменение скорости позволяет судить о строении литосферы.
Просмотр видео «Как исследовали строение Земли»
Обсужение.
4. Рефлексия.
- Что нового на уроке вы узнали?
- Какой этап урока вызвал у вас затруднения?
-Что вызвало у вас наибольший интерес?
На магнитной доске рисунок горы, при помощи значков укажите ваше положение на уроке. Если все понятно и было интересно - ближе к вершине горы, если возникли затруднения, значок помещаем ниже.
5. Этап первичного закрепление материала.
Цель: закрепить и проверить знания по данной теме.
Работа с карточками индивидуально.
Найдите соответствия между внутренними слоями Земли и их характеристиками.
1. ядро 2. земная кора 3. мантия | А) состоит из гранита, базальта и осадочных пород Б) температура 2000, состояние вязкое, ближе к твердому В) температура 6000, твердое. |
1. - В
2. - А
3. - Б
Проверьте правильность следующих утверждений, напишите «да» или «нет».
1. Мантия – это верхняя оболочка Земли. (нет)
2. Ядро состоит в основном из железа и никеля. (да)
3. Земная кора находится в центре нашей планеты. (нет)
4. Под материками земная кора тоньше, чем под океанами. (нет)
5. Земная кора состоит из горных пород и минералов. (да)
Самопроверка.
7-8 баллов-«5»
5-6 баллов-«4»
3-4 балла_»3»
6. Домашнее задание
Параграф 20
Творческое задание : сделать модель внутреннего строения Земли.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока по географии "Климат Африки" 7 класс
Урок составлен с использование технологии личностно-ориентированного обучения.Цель урока: 1. Определить особенности климата материка Африка, установить роль кл...
Методическая разработка урока в 6 классе по географии"Путешествие на воздушном шаре"
В данной работе предлагается методика проведения урока в 6классе в курсе «География» при изучении темы «Атмосфера» (уроки : атмосфера и ее строение, атмосферные осадки, атмо...
Разработка урока по географии в 6 классе по теме "Ветер"
1. Знакомство с понятием «ветер».2 Сформировать представление об образовании ветра, роль ветра, познакомить с видами ветров ( с местными ветрами ) 3. Развивать умения чертить розу ве...
Зачет-игра по теме «Природа России» (методическая разработка урока по географии в 8 классе)
Цель:обобщение и контроль знаний по теме «Природа России», подготовка к Г(И)А-9Основные ЗУН: Знать размещение основных типов почв; видовое разнообразие растительного и животного мира, прим...
Разработка урока по географии 6 класс "Природные зоны"
Урок посвящен теме "Природные зоны мира",при изучение природных зон детям читаются стихи русских поэтов о разных природных зонах, которые предают уроку ноты лирики. Урок был показан учителям географам...
Разработка урока по географии 5 класс "Работа географа в полевых условиях"
Разработка урока по ФГОС по географии 5 класс "Работа географа в полевых условиях"....
Методическая разработка урока по географии "Знаменитый русский географ В.П.Семенов-Тян-Шанский"
Методическая разработоа урока, посвященного 145-летию со дня рождения Вениамина Петровича Семенова-Тян-Шанского.Тема урока: «Знаменитый русский географВ. П. Семенов-Тян-Шанский»...