Разработка урока по географии "Климат Африки" 7 класс
план-конспект урока географии (7 класс) по теме
Урок составлен с использование технологии личностно-ориентированного обучения.
Цель урока:
1. Определить особенности климата материка Африка, установить роль климатообразующих факторов в формировании климата Африки. Дать характеристику типов климата материка.
2. Совершенствовать умения работать с климатической картой, сопоставлять карты, устанавливать причинно – следственные связи, учиться работать с климатическими диаграммами.
Оборудование: Климатическая карта Африки, «Климатические диаграммы», физическая карта Африки.
Тип урока: Урок новых знаний.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razrabotka_uroka_klimat_afriki.doc | 87 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок 7 класс.
Климат Африки.
Цель:
- Определить особенности климата материка Африка, установить роль климатообразующих факторов в формировании климата Африки. Дать характеристику типов климата материка.
- Совершенствовать умения работать с климатической картой, сопоставлять карты, устанавливать причинно – следственные связи, учиться работать с климатическими диаграммами.
Оборудование: Климатическая карта Африки, «Климатические диаграммы», физическая карта Африки.
Тип урока: Урок новых знаний.
Структура урока:
Этапы урока | Формы, методы, средства. | Обоснование выбранных форм, методов учебной деятельности | Деятельность | |
учителя | ученика | |||
1. Подготовка учащихся к восприятию нового учебного материала. 2. Актуализация знаний 3. Постановка учебной задачи. 4. Планирование учебной деятельности. 5. Реализация плана. 6. Подведение итогов урока. 7. Итоговый контроль знаний. 8 Домашнее задание. | Беседа Метод диалога. Сознание положительного психологического настроя на предстоящую работу. Метод диалога. Рефлексия. Проблемный вопрос. Работа с текстом учебника. Работа с климатической картой. Метод диалога. Промежуточный контроль. Промежуточный контроль. Работа с климатической картой. Работа с климатограммами. Промежуточный контроль. Работа с картой «Климатические пояса Африки». Работа с учебником. Самостоятельная работа учащихся. |
Учащиеся уже владеют знаниями, необходимыми для постановке задач урока. Проходит детальное обсуждение фрагмента урока, организуется включение каждого ученика в процессе реализации плана, осмысление действий плана. Формирование умений выделять главное, найти ответ на вопрос. Развитие познавательных умений. Формирование умений анализировать, обобщать, делать выводы. Развитие интеллектуальных умений. Формирование умений анализировать текст, выделять главное, обобщать, делать вывод. Осмысления результатов работы и самостоятельное определение содержания индивидуального проекта деятельности. | -Что мы изучили по материку Африки. -Что сегодня надо будет узнать? Учитель: Запишите тему в тетрадь. Прежде, чем говорить о климате Африки, давайте вспомним все что знаем о климате вообще? Учитель: -Что такое климат? -Назовите элементы климата? -Где можно найти элементы климата любой территории? -Как на карте обозначены средние t? -Как обозначены max и min t? -Как обозначен ветер? -Как осадки? -Какие факторы влияют на климат? -Что такое погода? -Какой она может быть? -Опишите погоду сегодня? -Она к вечеру останется такой или может изменится? -В чем причина смены погоды? -Подумайте каждый сам, обговорите друг с другом – какие мы знаем воздушные массы? -А теперь откройте учебник на стр. 31 рис. 16 проконтролируйте себя. Правильно ли мы вспомнили воздушные массы. -А теперь, подумайте каждый сам, обговорите друг с другом, какие вопросы по нашей теме мы вынесем в образовательные задачи урока? Задачи учитель записывает на доске. Знать: 1.Какой климат Африки? Почему он такой? 2.Особенности климата материка. 3.Климатические пояса и типы погоды, характерные для климатических поясов Африки. Учитель подводить учащегося к определению развивающей цели, предлагая им подумать над тем какие умения мы будем развивать. Учитель спрашивает учащегося: «Зачем необходимо знать данную тему?» Учитель ставит вопрос: «Как мы будем решать поставленные задачи и что для этого необходимо?» Учитель организует обсуждение вопроса:- «Что мы будем контролировать?» «Как мы будем себя контролировать?» Учитель: «Какой тип климата Африки наиболее благоприятный для жизни человека?» -Ребята, мы знаем, что Африка – самый жаркий материк. Скажите, это следствие или причина? -Используя учебник стр. 102, карты, работая в паре друг с другом определите причину. -А теперь, используя климатического карту Африки определите средние t января и средние t мая в северной, центральной и южной части материка. Запишите в тетрадь. -Какая t повторяется чаще всего? -Определите где на территории Африки наблюдается абсолютный max t. -Какие части материка являются самыми жаркими? -Сопоставьте климатическую и физическую карты Африки, что располагается в самых жарких частях? Учитель: Ребята, как вы считаете почему на севере Африки располагается самая крупная пустыня мира? -Ребята, какие мы здесь можем выделить климатообразующие факторы? -Итак, какую главную особенность климата Африки мы можем выделить? Запишите эту особенность в тетрадь. -Зная климатообразующие факторы, подумайте, обговорите в паре: «Почему на берегу океана образовалась пустыня Намиб?». Итак, мы уже определили влияние 3 факторов: г.п. господствующие ветры, течения. -Посмотрите на карту и назовите самую влажную часть материка? -Почему здесь много осадков? Далее учащимся представляется несколько климатограмм. Необходимо выбрать какая из них соответствует к этой территории. Ответ обосновать. -Какой вывод можно сделать о распределении осадков по материку? -Почему восточные склоны Драконовых гор получают осадков больше, чем западные? -Какие ещё климатообразующие факторы мы можем назвать? -Ребята, справились мы с 1 задачей урока? Переходим к следующей t, осадки, воздушные массы формируют на материке климатические пояса. -По карте определите в каких климатических поясах располагается материк Африка? -Какую особенность в расположении климатических поясов вы увидели? -Используя текст учебника стр. 103-104, свои знания дайте характеристику климатических поясов и типов погод в этих климатических поясах. -Ребята, так какой тип климата Африки наиболее благоприятный для человека? -Ответили мы на проблемный вопрос? -Решили задачи урока. -Непонятные вопросы есть? Учитель записывает домашнее задание на доске и комментирует его. Учитель записывает домашнее задание на доске | - Географическое положение, историю исследования, рельеф. -Климат Африки. Учащиеся записывают тему в тетрадь. Учащиеся отвечают на поставленные вопросы. Ученики выполняют данное задание. Учащиеся обсуждают в парах, затем в ходе коллективного диалога с помощью учителя формируют задачи урока. Уметь работать с учебником, картами, анализировать, делать выводы, устанавливать причинно – следственные связи. Обсуждение в парах коллективный диалог в ходе которого выявляется практическая значимость изучаемого материала, возможность использования его при изучении последующих тем. Обсуждение в парах коллективный диалог, в ходе которого учащиеся предлагают рациональные способы решения задач урока. В ходе коллективного диалога определяем: 1.Овладение знаниями по изученным вопросам. 2.Сформированность основных способов мышления (сравнение, анализ, синтез, обобщение). 3.Сформированность общеучебных умений. Определяем формы контроля: взаимоконтроль, во время диалога в паре; самоконтроль, контроль со стороны класса, контроль учителя (поэтапный и итоговый). Дети затрудняются ответить на данный вопрос, так как не изучили климат Африки. Учащиеся делают запись в тетради. Следствие Причина Африка - ? Самый Жаркий Материк. Учащиеся устанавливают причину. 1.Географическое положение (большая часть в тропических широтах). 2.Преобладание высоких t. Учащиеся выполняют задания и записывают данные в тетрадь. -Чаще всего на материке Африка повторяется t +24˚ С. Вывод: преобладают t +24˚. Работая к климатической картой, дети устанавливают, что абсолютный max t наблюдается в г. Трипполи (+58 С). Ответ: север и юго – запад. Ответ: пустыни. Обсуждение в парах, коллективный диалог, в процессе которого устанавливается причина: большая протяженность севера Африки в тропических широтах; ветры пассаты дуют с материка Евразии. Ответ: географическое положение и господствующие ветры. -Климат на большей части материка – жаркий. Причиной является холодное океаническое течение. Учащиеся выполняют задания. На карту наносят знаки: НД (низкое давление) ☼ (восходящие токи воздуха) ЭВМ, осадки. Обсуждение в парах, коллективный диалог. Учащиеся прикрепляют К парте климатограмму. -Осадки распределены неравномерно. Записывают особенность в тетрадь. Обсуждение в парах, коллективный диалог. Ответ: рельеф и влияние океанов. Ученики дают утвердительный ответ. Ответ учащихся. -Повторяются к северу и югу от экватора. Учащиеся выполняют задание. Обсуждение в парах. Контроль у карты. Дают ответ: субтропический тип климата. Учащиеся указывают меру своего продвижения к цели по пяти бальной шкале. Высказывают свои пожелания. Задания: Дополните слово. 1.Самая высокая t воздуха зарегистрирована в ____ части Африки. 2.Неустойчивая погода в течении дня характерна для _____ пояса. 3.Сухое жаркое лето и теплая влажная зима характерна для _____ пояса. 4.Благоприятный тип климата для европейских переселенцев ______. 5.Высокие t в течении года и малое количество осадков в _____ поясе. Учащиеся проверяют правильность выполнения задания по образцу. Учащиеся записывают домашнее задание в дневнике: стр. 101-103, на контурную карту Африки нанести климатические пояса материка. На "5" – используя план характеристики климата стр. 277 в учебнике, сравните климат городов Дебунджуа и Вален. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока по географии в 6 классе по теме "Ветер"
1. Знакомство с понятием «ветер».2 Сформировать представление об образовании ветра, роль ветра, познакомить с видами ветров ( с местными ветрами ) 3. Развивать умения чертить розу ве...
Зачет-игра по теме «Природа России» (методическая разработка урока по географии в 8 классе)
Цель:обобщение и контроль знаний по теме «Природа России», подготовка к Г(И)А-9Основные ЗУН: Знать размещение основных типов почв; видовое разнообразие растительного и животного мира, прим...
Разработка урока по географии в 6 классе по теме 1.Введение (краеведение) Тема «Родной край – часть России, частица мира.
цель : cформировать у школьников «что такое свой край, своя местность, ближняя (малая) родина, границы края, их условность и подвижностьразвивать аналитические навыки работы с различ...
Разработка урока по географии в 7 классе "Географическое положение Евразии"
Урок изучения нового материала по теме "Географическое положение Евразии" в 7классе, цель: формирование УУД, групповая форма работы на уроке....
Методическая разработка урока по географии в 8 классе "Рельеф России"
Урок с практическими заданиями....
Разработка урока по географии в 9 классе с использованием ИКТ на тему: "Состав и значение комплексов, производящих конструкционные материалы и химические вещества"
Представление о комплексах, производящих конструкционные материалы и химические вещества, их состав и значение в хозяйстве страны....
Разработка урока по географии "Климат"
Тема урока "Климат" для 6 класса...