Разработка урока по географии 5 класс "Работа географа в полевых условиях"
методическая разработка по географии (5 класс) по теме

Романова Светлана Сергеевна

Разработка урока по ФГОС по географии 5 класс "Работа географа в полевых условиях".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabota_geografa_v_polevykh_usloviyakh.docx26.44 КБ

Предварительный просмотр:

1. Тема урока: «Работа географа в полевых условиях».

2. Цель: Формирование представлений о способах полевых исследований в географии, умений использовать измерительные приборы.

3. Задачи:

- обучающие: рассмотреть способы полевых исследований, познакомиться с алгоритмом использования оборудования, раскрыть особенности изучения поверхности Земли, сформировать представления об анемометре, как измерительном приборе, продолжить оформление предметных и метапредметных учебных действий на основе тематического содержания урока.

- развивающие: развитие познавательных интересов учащихся,умения работать в группе с учебником, дополнительной литературой и измерительными приборами;

-   воспитательные: формирование культуры общения при работе в группе.

4. Планируемые результаты:

- личностные: понимание умений работы с оборудованием для повседневной жизни и деятельности человека.

- метапредметные: умение работать с измерительными  приборами.

- предметные: объяснять, что такое измерительные приборы и какие они бывают, делать  вывод о назначении измерительных приборов, формулировать алгоритм работы с ним.

5. Универсальные учебные действия:

- личностные: осознать необходимость изучения окружающего мира.

- регулятивные: принимать и формулировать учебную проблему.

- познавательные: анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления, выявлять причины и следствия простых явлений.

- коммуникативные:  умение общаться и взаимодействовать друг с другом.

6. Тип урока: комбинированный.

7. Формы работы учащихся: коллективная, групповая, работа с компасом.

8. Оборудование: мультимедийная  установка, персональный компьютер, презентация, набор минералов, метеостанция.


9. Структура и ход урока

п/п

Деятельность

Учителя

ученика

Этап 1. Организационный

Знакомство учащимися Приветствие учащихся, проверка готовности уч-ся к уроку.

Приветствие учителя, готовность к уроку.

Этап 2. Создание проблемной ситуации

Побуждает  учащихся     на  создание  проблемной ситуации

  1. Каким образом человечество накапливает знания о природе и Земле?
  2. Какие науки входят в географию?

Вступают в диалог, проговаривают и осознают (К, Р)

Объясняют и  формулируют тему, записывают в тетради (П)

Этап 3. Целеполагания:

Объявление темы урока.
Подводящий диалог для формулирования учениками целей урока.

Предоставляет «конфликтный» материал, создаёт готовность к предстоящей деятельности.

Цели урока выводятся  в виде презентации и обсуждается (Р). 

Узнают, запоминают, сравнивают, анализируют, делают вывод (П , Р, К)

Этап 4. «Открытие» нового знания: работа с учебным оборудованием в группах

Побуждает учащихся к теоретическому объяснению фактов.

Изучить правила работы с оборудованием и наглядным материалом

Стимулирует активное участие всех детей в практической части.

Работают с минералами и горными породами в группе: определение происхождения минералов и значение их для человека (П,Р) 

Работа с метеостанцией в группе: определение возможностей метеостанции и её значение в изучении климата

Работа с картографическими источниками информации в группе: сравнение космоснимка  и топографической карты, выявление значимости картографических источников и информации для изучения Земли

Сравнивают, анализируют, объясняют, обсуждают(П,К).

Этап 5. Учебные действия по реализации плана. Выражение решения. Применение нового знания.

Предлагает рассмотреть исторический аспект изученной темы, на основе дополнительного материала по истории изобретения приборов.

 Стимулирует активное участие всех детей в поисковой деятельности при дискуссии по вопросу «значение полевых исследований?».

Предлагает ученикам рассказать о результатах выполнения работы.

Обсуждают в группах и индивидуально, обосновывают выбор своего решения или несогласие с мнением других.(Р,К)

Объясняют, анализируют, формулируют.(П,Р,К)

Дают развернутый ответ, обобщают информацию. (К, Р) 

Этап 6. Рефлексия

(итог урока)

Формулирует выводы, выставляет оценки за работу на уроке

Записывают выводы.

Определяют степень продвижения к  цели (Р,Л,П)

Этап 7. Домашнее задание

Подготовить сообщение о знаменитых геологах и картографах,

Записывают домашнее задание

Приложение.

1.Маршрутный лист  «Геолога»

Тема: «Полевые исследования географов»

Задание: Ознакомьтесь с информацией о минералах и попробуйте  разделить представленные минералы на три группы по происхождению. В таблицу необходимо записать название минералов, которые представлены в коллекции

Осадочные

Магматические

Метаморфические

2. Маршрутный лист «Геолога»

Тема: «Полевые исследования географов»

Задание: Ознакомьтесь  с информацией о свойствах минералов. И составьте описание свойств базальта, пирита, кварца молочного.

Свойства

Базальт

Пирит

Кварц молочный

Цвет

Блеск

Прозрачность

Твердость

 

Задание: Выберете любые три минерала и заполните таблицу

Свойства

Цвет

Блеск

Прозрачность

Твердость

3.Маршрутный лист «Геолога»

Тема: «Полевые исследования географов»

Задание: познакомиться с информацией о значении минералов для человека и заполнить таблицу, вписав названия минералов

Применение

Название минералов

Ювелирное дело

Керамическая промышленность (производство посуды)

Строительное дело

Стекольная промышленность

Оптическое производство

Металлургия (производство металла: алюминия, свинца, цинка, железа, чугуна)

В пищу

4.Маршрутный лист «Метеоролога»

Тема: «Полевые исследования географов»

Задание: ознакомьтесь с особенностями метеостанции и впишите в таблицу условные знаки, обозначающие характеристики погоды

Характеристики погоды

Условные обозначения

Дождь

Снег

Туман

Роса

Ливень

Облачность

Ясная погода

Для чего необходимо изучать явления погоды?

Какие опасные явления погоды ты знаешь?

5.Маршрутный лист «Метеоролога»

Тема: «Полевые исследования географов»

Задание: выяснить принцип работы метеостанции, перечислить приборы и характеристики погоды, которые измеряются этими приборами.

Название пробора

Характеристика погоды

Градусник (спиртовой)

Температура

Для чего необходимо проводить измерения погоды?

Какие опасные явления погоды ты знаешь?

6.Маршрутный лист «Картографа»

Тема: «Полевые исследования географов

Задание: ознакомиться  с планом местности и условными знаками. Зарисовать условные знаки перечисленных объектов:

Название объекта

Условный знак

Отдельно стоящее хвойное дерево

Отдельно стоящее лиственное дерево

Колодец

Куст

Отдельный камень

Луг

Непроходимое болото

Обрыв


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока Течения в Океане география 6 класс

Тема урока: Течения в океанеЦели урока:1 Сформировать представление об океанических течениях, причине их возникновения, видах течений и их использовании.2 Продолжить обучение работе с контурными карта...

Разработка урока ОБЖ: Психологические основы выживания в природных условиях. 6 класс

Урок позволяет учащимся получить представление о психических познавательных процессах (внимание, ощущения, восприятие, память и мышление, речь и воображение), благодаря которым человек способен ...

Разработка Урок в 5классе по географии "Уникальная планета Земля"

Урок расчитан на 40 мин. Соответссвует ФГОС....

Методическая разработка урока по биологии и географии для 7 класса на тему "Жизнь организмов на разных материках"

Методическая разработка урока снабжена рабочими листами с заданиями для учащихся. Предусмотрена работа в малых группах....

Разработка урока и презентация по географии в 8 классе по теме "Северный Кавказ.Особенности природы"

Открытый урок проведенный в рамках республиканского конкурса "Учитель года РТ-2018"...

Разработка урока и презентация по географии в 8 классе по теме "Северный Кавказ.Особенности природы"

Урок проведенный в рамках республиканского конкурса "Учитель года РТ-2018"...