Рабочая программа по географии для 5-6 класса
рабочая программа по географии (5, 6 класс)

Мясникова Елена Михайловна

Рабочая программа для 5-6 классов разработана на основе  примерной программы по учебному предмету география;  учебно-методического комплекса. Авторы:__ А.И.Алексеев,  В.В.Николина, , Е.К. Липкина

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Рабочая программа для 5-6 классов 93.41 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Затонновская основная общеобразовательная школа

Илекского района Оренбургской области

Рассмотрено на заседании МО

Руководитель

___________ Мясникова Е.М.

Протокол № ___________

 от  «____»________20___ г.

«Согласовано»

Заместитель директора школы по УВР МБОУ Затонновская ООШ

____________/Колесова О.И. /

«____»_____________20___ г.

Утверждаю

директор МБОУ Затонновская ООШ

___________ / Сидорова Н.С. /

Приказ № ________________ от «____»_________20___ г.

Рабочая программа

по учебному предмету

 «___________ГЕОГРАФИЯ_____________»

(название)

для    5-6 классов

Рабочая программа разработана на основе

- примерной программы по учебному предмету география;

- учебно-методического комплекса

Авторы:__ А.И.Алексеев,  В.В.Николина, , Е.К. Липкина _________________________

Название программы, на основании которой разработана рабочая программа

«Федеральная программа по географии для общеобразовательных школ. География. 5-9 классы.  Предметная линия учебников «Полярная звезда»», М., Просвещение, 2020 год.

                                                                                          Составитель: Мясникова Елена

                                                                                Михайловна, учитель географии

                                                                                1 категории МБОУ Затонновская

                                                                       ООШ»  Илекского района.                                  

                                                     

2020 год

Пояснительная записка

Предлагаемая рабочая программа реализуется в учебниках  по географии для 5 – 6 классов линии «Полярная звезда» под редакцией профессора А.И. Алексеева.

Рабочая программа по географии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и на основе:

  • Требований к результатам освоения  основной образовательной программы основного общего образования, представленных в федеральном государственном образовательном   стандарте общего образования второго поколения.
  • Примерной программы основного общего образования по географии как инвариантной (обязательной)  части учебного курса;
  • Программы развития и формирования универсальных учебных действий.
  • Программы духовно – нравственного развития и воспитания личности.
  • Рабочей программы.  Предметная линия учебников «Полярная звезда». 5-9 классы. Авторы В.В. Николина, А.И. Алексеев, Е.К. Липкина.

        В рабочей программе соблюдается преемственность с программами начального общего образования, в том числе и в использовании основных видов учебной деятельности обучающихся.

        Вклад  географии как учебного предмета в достижение целей основного общего образования трудно переоценить. География – предмет, содержание которого одновременно охватывает в единстве и во взаимосвязи многие аспекты естественного и гуманитарно  общественного научного знания.

Такое положение географии обеспечивает формирование у учащихся:

  • комплексного представления о географической среде как среде обитания (жизненном пространстве) человечества на основе их ознакомления с особенностями   жизни и хозяйства людей в разных географических условиях;
  • целостного восприятия мира в виде взаимосвязанной иерархии природно-общественных территориальных систем, формирующихся и развивающихся   по определенным законам;
  • умений ориентироваться в пространстве на основе специфических географических средств  (план, карта и т.д.), а также использовать географические знания для организации своей жизнедеятельности;
  • умений организации собственной жизни в соответствии с гуманистическими, экологическими, демократическими  и другими принципами как основными ценностями географии;
  • предпрофильной ориентации.

Цели изучения географии:

  • формирование системы географических знаний как компонента научной картины мира;
  • формирование целостного географического обзора планеты Земля на разных его уровнях (планета в целом, территории материков, России, своего региона и т.д.);
  • понимание особенностей взаимодействия человека и природы на современном этапе его развития с учетом исторических факторов;
  • познание основных природных, социально-экономических, экологических, геополитических процессов и закономерностей, происходящих в географическом пространстве России в мире;
  • формирование системы интеллектуальных, практических, универсальных учебных, оценочных, коммуникативных умений, обеспечивающих безопасное, социально и экологически целесообразное поведение в окружающей среде;
  • формирование общечеловеческих  ценностей, связанных с пониманием значимости географического пространства для человека, с заботой о сохранении окружающей среды для жизни на Земле;
  • формирование опыта жизнедеятельности через усвоение человечеством  научных общекультурных достижений (карта, космические снимки, путешествия, наблюдения, традиции, использование приборов и техники), способствующие изучению, освоению и сохранению географического пространства;
  • формирование опыта ориентирования в географическом пространстве  с помощью различных способов (план, карта, приборы, объекты природы и др.), обеспечивающих реализацию собственных  потребностей, интересов, проектов;
  • формирование опыта творческой  деятельности по реализации познавательных, социально-коммуникативных потребностей на основе создания собственных  географических продуктов (схемы, проекты, карты, компьютерные программы, презентации);
  • понимание закономерностей размещения населения  и территориальной  организации хозяйства в связи природными, социально-экономическими, экологическими факторами, зависимости проблем адаптации и здоровья человека от географических условий проживания;
  • всестороннее изучение географии России, включая  различные виды ее географического положения, природу, население, хозяйство, регионы, особенности природопользования в их взаимозависимости, ориентацию в разнообразных природных, социально-экономических процессах и явлениях, их пространственной дифференциации, понимание истоков, сущности и путей решения проблем для устойчивого развития страны;
  • выработка у учащихся понимания общественной потребности в географических  знаниях, а также, формирование у них отношения к географии как возможной области будущей практической деятельности.

Общая характеристика предмета географии

        География в основной  школе формирует у учащихся систему комплексных социально ориентированных знаний о Земле  как

  • о планете людей, об основных закономерностях развития природы,
  • о размещении населения и хозяйства,
  • об особенностях и о динамике главных природных, экологических, социально-экономических, политических процессов, протекающих в географическом пространстве,
  • о проблемах взаимодействия природы и общества,  
  • об адаптации человека к географическим условиям проживания,
  • о географических подходах к устойчивому развитию территорий.

        Построение учебного содержания курса осуществляется  последовательно от общего к частному с учетом реализации внутрипредметных  и метапредметных связей. В основу положено взаимодействия научного, гуманитарного, аксиологического, культурологического, личностно-деятельностного, историко-проблемного, компетентностного подходов, основанных на взаимосвязи глобальной, региональной и краеведческой составляющих.

Содержание курса направлено на формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих  развитие познавательных и коммуникативных качеств личности. Обучающиеся включаются в проектную и исследовательскую деятельность, основу которой составляют такте учебные действия, как умение видеть проблемы, ставить вопросы, классифицировать, наблюдать, проводить эксперимент, делать выводы и умозаключения, объяснять, доказывать, защищать свои идеи, давать определение понятиям, структурировать материал и др.

Обучающиеся включаются в коммуникативную учебную деятельность, где преобладают такие ее виды, как умение полно и точно выражать свои мысли, аргументировать свою точку зрения, работать в сотрудничестве (паре и группе), представлять и сообщать информацию в устной и письменной форме, вступать в диалог и т.д.

Содержание  курса географии 5-6  классов нацелено на формирование у учащихся знаний о неоднородности  и целостности Земли как планеты людей; о составе, строении и свойствах оболочек Земли; о влиянии природы на жизнь и хозяйство людей; о топографо-картографических знаний и умений, позволяющих осознавать, что план и карта – выдающихся произведения человеческой мысли, обеспечивающие ориентацию в географическом пространстве;  знаний о Земле как о планете Солнечной системы и о следствиях вращения Земли вокруг своей оси и вкруг Солнца; о расселении людей по планете; о государствах и их столицах.

Место географии в учебном плане

География в основной школе изучается с 5 по 9  класс. Общее число учебных часов за 5 лет обучения 272, из них по 34 часа (1 час в неделю) в 5 и 6 классах и по 68 ч (2 часа в неделю) в 7, 8 и 9 классах.

В соответствии с  учебным планом школы курсу географии на ступени основного общего образования  предшествует курс «Окружающий мир», включающий  определенные географические сведения. По отношению к курсу географии данный курс является пропедевтическим.

        В свою очередь, содержание курса географии в основной школе является базой для изучения общих географических закономерностей, теорий, законов, гипотез в старшей школе.

        Таким образом, содержание курса в основной школе  представляет собой базовое звено в системе непрерывного географического образования и является основой для последующей уровневой и профильной дифференциацией.

Ценностные ориентиры

Ценностные ориентации отражают индивидуально-личностные позиции:

  • осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты, гражданин Российской Федерации, житель своего региона);
  • осознание выдающейся роли и места России как части мирового географического пространства;
  • осознание единства географического пространства России как среды обитания всех населяющих ее народов, определяющей общностью их исторических судеб;
  • осознание ценности географической среды во взаимосвязи природы, населения, хозяйства Земли, материков, их крупных районов и стран;
  • осознание значимости и общности глобальных проблем человечества и готовность солидарно противостоять глобальным вызовам современности; патриотизм, принятие общих национальных, духовных и нравственных ценностей;
  • любовь к своему Отечеству, местности, своему региону;
  • гражданственность, вера в Россию, чувство личной ответственности за Родину перед современниками и будущими поколениями;
  • уважение к природе истории, культуре России, национальным особенностям, традициям и образу жизни российского и других народов, толерантность;
  • эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, осознание необходимости ее сохранения и рационального использования.

Результаты освоения предмета географии

Программа содержит систему знаний и заданий, направленных на достижение  личностных,  метапредметных и предметных  результатов:

Личностные результаты

  • Овладение на уровне общего образования законченной системы географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях;
  • Осознание ценности географического знания как важнейшего компонента научной картины мира;
  • Сформированность устойчивых установок социально-ответственного поведения в географической среде – среде обитания всего живого в том числе и человека.

Учащийся 5 класса должен обладать:

ответственным отношением к учебе; опытом участия в социально значимом труде; целостным мировоззрением; осознанным, уважительным и доброжелательным отношением к другому человеку, его мнению; коммуникативной компетентностью в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной, общественно полезной, творческой деятельности; основами экологической культуры.

Учащийся 6 класса должен обладать:         

ответственным отношением к учению, готовностью и способностью к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; опытом участия в социально значимом труде; целостным мировоззрением; осознанным, уважительным и доброжелательным отношением к другому человеку, его мнению; коммуникативной компетентностью в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной, общественно - полезной, учебно - исследовательской, творческой и других видов деятельности; основами экологической культуры.

Метапредметными результатами освоения географии являются:

  • умение овладевать  навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, поиск средств ее осуществления;
  • умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности;  
  • умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
  • умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
  • умение владеть основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
  • умение определять понятия, создавать обобщения, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи и делать выводы;
  • умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы для решения учебных и познавательных задач;
  • умение организовывать сотрудничество, работать индивидуально и в группе; умение осознанно использовать речевые средства для выражения своих мыслей и потребностей;
  • умение извлекать информацию из различных источников (включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета); умение свободно пользоваться справочной литературой;
  • умение на практике пользоваться основными логическими приемами, методами наблюдения, моделирование, объяснения, решение проблем, прогнозирования;
  • умение работать в группе – эффективно сотрудничать и взаимодействовать на основе координации различных позиций при выработке  общего решения  в совместной деятельности, слушать партнера, формулировать и аргументировать свое мнение; продуктивно разрешать конфликты на основе интересов и позиций всех их участников;
  • формирование и развитие компетентности в области использования ИКТ;
  • формирование и развитие экологического мышления, умение применять его на практике;
  • формирование умений ставить вопросы, выдвигать гипотезу и обосновывать ее, давать определение понятиям;
  • формирование осознанной адекватной  и критической оценки в учебной деятельности, умение самостоятельно оценивать свои действия и действия одноклассников;
  • формирование умения организовывать свою жизнь в соответствии с представлениями о здоровом образе жизни и социального взаимодействия.

Предметные результаты:

1) Формирование представлений о географии, ей роли в освоении планеты человеком, о географических знаниях как компоненте научно картины мира, их необходимости для решения современных практических задач человечества и своей страны, в том числе задачи охраны окружающей среды и рационального природопользования.

2) Формирование первичных компенсаций использования территориального подхода как основы географического мышления для осознания своего места в целостном, многообразном и быстро изменяющемся мире и адекватной ориентации в нём.

3) Формирование представлений и основополагающих теоретических знаний о целостности и неоднородности Земли как планеты людей в пространстве и во времени, основных этапах её географического освоения, особенностях природы, жизни, культуры и хозяйственной деятельности людей, экологических проблемах на разных материках и в отдельных странах.

4)

Учащийся 5 класса должен уметь:

  • объяснять значение понятий: «Солнечная система», «планета», «глобус», «градусная сеть», «параллели», «экватор», «тропики», «полярные круги», «меридианы»;
  • приводить примеры географических следствий движения Земли;
  • определять (измерять) направления, расстояния по глобусу;
  • называть (показывать) элементы градусной сети, географические полюса, объяснять их особенности;
  • объяснять значение понятий: «путь изваряг в греки», «Великий шелковый путь», «Старый Свет», «Новый Свет», «поморы»;
  • находить и называть сходство и различия в изображении элементов градусной сети на глобусе и карте;
  • читать план местности и карту;
  • производить простейшую съемку местности;
  • работать с компасом, картой;
  • классифицировать карты по назначению, масштабу и охвату территории;
  • ориентироваться на местности при помощи компаса, карты и местных предметов;
  • называть основные способы изучения Земли в прошлом и в настоящее время и наиболее выдающиеся результаты географических открытий и путешествий;
  • показывать по карте маршруты путешествий разного времени и периодов;
  • приводить примеры собственных путешествий, иллюстрировать их;
  • объяснять значение понятий: «литосфера», «горные породы», «полезные ископаемые», «рельеф», «горы», «равнины», «мировой круговорот», «океан», «море», «заливы», «проливы», «гидросфера», «речная система» (и ее части), «озера», «болота», «подземные воды», «ледники», «атмосфера», «атмосферный воздух», «погода», «воздушная масса», «метеорология», «синоптическая карта», «биосфера»,  «биологический круговорот»;
  • называть и показывать по карте основные географические объекты;
  • обозначать на контурной карте географические объекты;
  • называть методы изучения земных недр и Мирового океана;
  • приводить примеры основных форм рельефа суши и дна океана;
  • объяснять особенности строения рельефа суши и дна Мирового океана;
  • измерять (определять) температуру воздуха, атмосферное давление, направление ветра, облачность, амплитуду температур, среднюю температуру воздуха за сутки, месяц с использованием различных источников информации;
  • описывать погоду своей местности;
  • вести простейшие наблюдения элементов погоды;
  • вести полевой дневник.

Учащийся  6 класса должен уметь:

  • объяснять значение понятий: «полярные круги»,
  • «тропики», «полярная ночь», «полярный день», «географические координаты», «географическая широта», «географическая долгота»;
  • показывать по карте наиболее важные элементы градусной сети;
  • объяснять механизм смены времен года, образования полярного дня и ночи, дней осеннего и весеннего равноденствия;
  • определять координаты точек и точек по их географическим координатам.
  • составлять и оформлять планы местности, классной комнаты и т. п.;
  • ориентироваться с помощью плана, по компасу, по местным признакам;
  • приводить примеры географических карт, различающихся по масштабу, охвату территории, содержанию, назначению;
  • определять по карте местоположение объекта;
  • объяснять значение понятий: «Мировой океан», «соленость», «промилле», «океанические течения», «волны», «приливы», «отливы», «литосферные плиты», «сейсмические пояса», «эпицентр землетрясения», «кратер», «гейзер», «абсолютная высота», «относительная высота», «горизонталь», «горный хребет», «горная долина», «речная система» (и ее части), «бассейн реки», «водораздел», «питание реки», «режим реки», «воздушная масса», «тепловой пояс», «климатический пояс», «погода», «климат»;
  • называть и показывать по карте основные географические объекты;
  • называть методы изучения земных недр и Мирового океана;
  • объяснять особенности движения вод в Мировом океане, причины их образования;
  • приводить примеры основных форм рельефа дна океана и объяснять их взаимосвязь с тектоническими структурами;
  • объяснять особенности строения рельефа суши и дна Мирового океана;
  • определять по карте сейсмические районы мира, абсолютную и относительную высоту точек, глубину морей;
  • показывать по карте горы и равнины, различающиеся по высоте, происхождению, строению;
  • составлять описание климатического пояса, гор, равнин, моря, рек, озер по типовому плану;
  • наносить на контурную карту изучаемые географические объекты;
  • называть и показывать основные формы рельефа Земли, части Мирового океана, объекты вод суши, тепловые пояса, климатические пояса Земли;
  • измерять (определять) температуру воздуха, атмосферное давление, направление ветра, облачность, амплитуду температур, среднюю температуру воздуха за сутки, месяц;
  • описывать погоду и климат своей местности;
  • показывать по карте реки, озера, ледники, районы распространения болот;
  • объяснять значение понятий: «растительный покров», «местообитание», «почва», «плодородие почв», «гумус», «географическая оболочка», «целостность и ритмичность  географической оболочки», «природный комплекс», «природная зона», «географическая зональность», «высотная поясность»;
  • объяснять закономерности распространения растительного и животного мира на Земле, приводить примеры;
  • приводить аргументы для обоснования тезиса «почва— особое природное тело»;
  • приводить примеры разнообразных по величине природных комплексов;
  • доказывать проявление широтной зональности и высотной поясности;
  • использовать географические карты для поиска информации;
  • характеризовать природные зоны с использованием карт;
  • приводить примеры стихийных бедствий в разных районах Земли;
  • называть меры безопасности при различных стихийных бедствиях.

Содержание курса географии

ГЕОГРАФИЯ ЗЕМЛИ

Раздел 1. Источники географической информации

Развитие   географических   знаний   о   Земле.   Развитие представлений человека о мире. Выдающиеся географические открытия. Современный этап научных географических исследований.

Глобус. Масштаб и его виды. Параллели. Меридианы. Определение направлений на глобусе. Градусная сетка. Географические координаты, их определение. Способы изображения земной поверхности.

План местности. Ориентирование и способы ориентирования на местности. Компас. Азимут. Измерение расстояний и определение направлений на местности и плане. Способы изображения рельефа земной поверхности. Условные знаки. Чтение плана местности. Решение практических задач по плану. Составление простейшего плана местности.

Географическая карта — особый источник информации. Отличия карты от плана. Легенда карты, градусная сетка. Ориентирование и измерение расстояний по карте. Чтение карты, определение  местоположения  географических  объектов,   абсолютных высот. Разнообразие карт.

Географические методы изучения окружающей среды. Наблюдение. Описательные и сравнительные методы. Использование инструментов и приборов. Картографический метод.

Раздел 2. Природа Земли и человек

Земля — планета Солнечной системы. Земля — планета Солнечной системы. Форма, размеры и движения Земли, их географические следствия. Неравномерное распределение солнечного света и тепла на поверхности Земли. Пояса освещённости. Часовые пояса. Влияние космоса на Землю и жизнь людей.

Земная кора и литосфера. Рельеф Земли. Внутреннее строение Земли, методы его изучения.

  • Земная кора и литосфера. Горные породы и полезные ископаемые. Состав земной коры, её строение под материками и океанами. Литосферные плиты, их движение и взаимодействие. Медленные движения земной коры. Землетрясения и вулканизм. Условия жизни людей в районах распространения землетрясений и вулканизма, обеспечение безопасности населения. Внешние процессы, изменяющие земную поверхность.
  • Рельеф Земли. Зависимость крупнейших форм рельефа от строения земной коры. Неоднородность земной поверхности как следствие взаимодействия внутренних сил Земли и внешних процессов. Основные формы рельефа суши и дна Мирового океана. Различия гор и равнин по высоте. Описание рельефа территории по карте.
  • Человек и литосфера. Опасные природные явления, их предупреждение. Особенности жизни и деятельности человека в горах и на равнинах. Воздействие хозяйственной деятельности на литосферу. Преобразование рельефа, антропогенные формы рельефа.

Гидросфера — водная оболочка Земли.

  • Вода на Земле. Части гидросферы. Мировой круговорот воды.
  • Океаны. Части Мирового океана. Методы изучения морских глубин. Свойства вод Мирового океана. Движение воды в Океане. Использование карт для определения географического положения морей и океанов, глубин, направлений морских течений, свойств воды. Роль Мирового океана в формировании климатов Земли. Минеральные и органические ресурсы Океана, их значение и хозяйственное использование. Морской транспорт, порты, каналы. Источники загрязнения вод Океана, меры по сохранению качества вод и органического мира.
  • Воды суши. Реки Земли — их общие черты и различия. Речная система. Питание и режим рек. Озёра, водохранилища, болота. Использование карт для определения географического положения водных объектов, частей речных систем, границ и площади водосборных бассейнов, направления течения рек. Значение поверхностных вод для человека, их рациональное использование.

Происхождение и виды подземных вод, возможности их использования человеком. Зависимость уровня грунтовых вод от климата, характера поверхности, особенностей горных пород. Минеральные воды.

Ледники — главные аккумуляторы пресной воды на Земле. Покровные и горные ледники, многолетняя мерзлота: географическое распространение, воздействие на хозяйственную деятельность.

  • Человек и гидросфера. Источники пресной воды на Земле, проблемы, связанные с ограниченными запасами пресной воды на Земле, и пути их решения. Неблагоприятные и опасные явления в гидросфере. Меры предупреждения опасных явлений и борьбы с ними, правила обеспечения личной безопасности.

Атмосфера — воздушная оболочка Земли.

  • Атмосфера. Состав атмосферы, её структура. Значение атмосферы для жизни на Земле. Нагревание атмосферы, температура воздуха, распределение тепла на Земле. Суточные и годовые колебания температуры воздуха. Средние температуры. Изменение температуры с высотой.

Влага в атмосфере. Облачность, её влияние на погоду. Атмосферные осадки, их виды, условия образования. Распределение влаги на поверхности Земли. Влияние атмосферных осадков на жизнь и деятельность человека.

Атмосферное давление, ветры. Изменение атмосферного давления с высотой. Направление и сила ветра. Роза ветров. Постоянные ветры Земли. Типы воздушных масс; условия их формирования и свойства.

  • Погода и климат. Элементы погоды, способы их измерения, метеорологические приборы и инструменты. Наблюдения за погодой. Измерения элементов погоды с помощью приборов. Построение графиков изменения температуры и облачности, розы ветров; выделение преобладающих типов погоды за период наблюдения. Решение практических задач на определение изменений температуры и давления воздуха с высотой, влажности воздуха. Чтение карт погоды. Прогнозы погоды. Климат и климатические пояса.
  • Человек и атмосфера. Стихийные явления в атмосфере, их характеристика и правила обеспечения личной безопасности. Пути сохранения качества воздушной среды. Адаптация человека к климатическим условиям местности. Особенности жизни в экстремальных климатических условиях.

Биосфера Земли. Разнообразие растительного и животного мира Земли. Особенности распространения живых организмов на суше и в Мировом океане. Границы биосферы и взаимодействие компонентов природы. Приспособление живых организмов к среде обитания. Биологический круговорот. Роль биосферы. Широтная зональность и высотная поясность в растительном и животном мире. Влияние человека на биосферу. Охрана растительного и животного мира Земли. Наблюдения за растительностью и животным миром как способ определения качества окружающей среды.

Почва как особое природное образование. Состав почв, взаимодействие живого и неживого в почве, образование гумуса. Строение и разнообразие почв. Главные факторы (условия) почвообразования, основные зональные типы почв. Плодородие почв, пути его повышения. Роль человека и его хозяйственной деятельности в сохранении и улучшении почв.

Географическая оболочка Земли. Строение, свойства и закономерности географической оболочки, взаимосвязи между её составными частями. Территориальные комплексы: природные, природно-антропогенные. Географическая оболочка — крупнейший природный комплекс Земли. Широтная зональность и высотная поясность. Природные зоны Земли. Особенности взаимодействия компонентов природы и хозяйственной деятельности человека в разных природных зонах. Географическая оболочка как окружающая человека среда.

        

Учебно-методическое обеспечение

Учебно-методическое обеспечение учебного процесса предусматривает использование УМК линии «Полярная звезда» под редакцией профессора А.И. Алексеева с 5 по 9 классы:

  1. Алексеев А.И., Николина В.В., Липкина Е.К.  География.   5-6 классы.   Учебник, -  М.:  Просвещение, 2020
  2. Николина В.В.  География. 5-6 классы.  Поурочные разработки,  - М.: Просвещение, 2020 
  3. Николина В.В.  География.   Мой – тренажер.  5-6 классы.  Рабочая тетрадь, -  М.: Просвещение,  2019
  4. Николина В.В.,   Алексеев А.И.,   Липкина Е.К.  География.   Рабочие  программы.   Предметная  линия  учебников «Полярная звезда». 5-9 классы. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений, - М.: Просвещение, 2020

Материально-техническое обеспечение образовательного процесса

  1. Современное лабораторное и демонстрационное оборудование.
  2. Комплект технических и информационно-коммуникативных средств обучения, включающих:
  • графопроектор;
  • аппаратуру для записи и воспроизведения аудио- и видеоинформации;
  • персональный компьютер;
  • компьютеры;
  • мульти-медиапроектор;
  • экран;
  • медиатеку;
  • широкоплоскостной интернет;
  • оборудование для спутниковой навигации.
  1. Комплект географических карт:
  • Физическая карта полушарий;
  • Политическая карта полушарий;
  • Тектоническая карта мира;
  • Карта плотность населения мира;
  • Карта маршрутов важнейших путешествий;
  • Физическая карта России;
  • Топографическая карта;
  • План местности.
  1. Тематические таблицы по всем разделам курса.
  2. Комплект портретов выдающихся географов и путешественников.
  3. Справочно-информационная и научно-популярная литература.
  4. Картотека с заданиями для индивидуального обучения, организации самостоятельных работ обучающихся, проведения контрольных работ и т. д.
  5. Экспозиционные стенды.

Планируемые результаты изучения учебного предмета

Ученик научится:

  • использовать различные источники географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео и фотоизображения, компьютерные базы данных) для поиска и извлечения информации для решения учебных и практико-ориентированных задач;
  • анализировать, обобщать и интерпретировать географическую информацию;
  • по результатам наблюдений находить и формулировать зависимости и закономерности;
  • определять и сравнивать количественные и качественные показатели, характеризующие географические объекты, процессы и явления, их положение в пространстве по географическим картам разного содержания;
  • в процессе работы с одним или несколькими источниками информации выявлять содержащуюся в них противоречивую информацию;
  • составлять описание географических объектов, процессов и явлений;
  • представлять в различных формах географическую информацию необходимую для решения учебных и практико-ориентированных задач.

Ученик получит возможность научиться:

  • ориентироваться на местности при помощи топографических карт и современных навигационных приборов;
  • читать космические снимки и аэрофотоснимки, планы местности  и географические карты;
  • строить простые планы местности;
  • создавать простые географические карты  различного содержания;
  • моделировать географические объекты и явления при помощи компьютерных программ;
  • различать изученные географические объекты, процессы и явления, сравнивать географические объекты, проводить простейшую их классификацию;
  • использовать знания о географических законах и закономерностях, о взаимосвязи между изученными географическими объектами, процессами и явлениями для объяснения их свойств, условий протекания и географических различий;
  • проводить с помощью приборов измерения температуры, абсолютной и относительной высоты, направления и скорости течения водных потоков;
  • оценивать характер взаимодействия деятельности человека и компонентов природы в разных географических условиях, с точки зрения концепции устойчивого развития.

Календарно-тематическое планирование 5 классе. (34 ч)

№ п/п

дата

Тема урока

Решаемые проблемы

Понятия

Предметные результаты

Универсальные учебные действия

(в соответствии с требованиями ФГОС)

Личностные результаты

Д.З.

Раздел 1: Введение(1 час).

1.

Зачем нам география и как мы будем ее изучать.

Для чего нужно изучать географию? Какая существует взаимосвязь между живой и неживой природой?

Природа

Живая природа

Неживая природа

Изделия

Экологические проблемы

 Научиться называть черты науки географии, показывать ее роль в освоении планеты человеком, понимать уникальность планеты Земля.

Р.: уметь самостоятельно выделять познавательную цель;

П.: уметь объяснять особенности планеты Земля.

К.: продолжить обучение в эвристической беседе.

Развитие личностной рефлексии, толерантности.

  §1, зап. в тетр. учить, с.3 читать

2.

На какой Земле мы живем (4ч) Как люди  открывали Землю (1).

Где проходили маршруты путешественников древности и Средневековья?

Финикийцы Средневековье

 

Иметь представление об истории открытия новых материков, островов.

Р.: применять методы информационного поиска  (правильно называть и показывать географические объекты, упомянутые в тексте учебника);

П.: уметь объяснять роль Великих географических открытий для человечества.

К.: добывать недостающую информацию из карт атласа и электронного приложения.

Формирование целостного мировоззрения.

§2, читать, выучить таблицу

3.

Как люди открывали Землю (2).

В чем значение открытий новых материков для развития цивилизации?

Кругосветное путешествие

Христофор Колумб

Фернан Магеллан

Виллем Янсзон

Ф.Ф. Беллинсгаузен

М.П. Лазарев

Джеймс Кук

Научиться прослеживать по картам маршруты путешествий.

Р.: проявление познавательной инициативы в учебном сотрудничестве;

П.: выяснить вклад первооткрывателей в освоение Земли.

К.: добывать недостающую информацию в  электронном приложении.

Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов

§3, выучить таблицу

4.

Российские путешественники

Как русские осваивали Сибирь?

«Хождение за три моря»

Афанасий Никитин

Сибирь

Уметь называть русских путешественников и их открытия

Р.: осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных задач.

П.: объяснять роль русских землепроходцев в изучении Сибири.

К.: устанавливать рабочие отношения и эффективно сотрудничать.

Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России.

§4, выучить таблицу

5.

География сегодня

Для чего нужно изучать географию? Какая существует взаимосвязь между живой и неживой природой?

Природа

Живая природа

Неживая природа

Изделия

Экологические проблемы

 Научиться называть черты науки географии, показывать ее роль в освоении планеты человеком, понимать уникальность планеты Земля.

Р.: уметь самостоятельно выделять познавательную цель;

П.: уметь объяснять особенности планеты Земля.

К.: продолжить обучение в эвристической беседе.

Развитие личностной рефлексии, толерантности.

§5

6

Обобщение по разделу «Развитие географических знаний о Земле»

Развитие навыков самостоятельной работы при выполнении заданий теста

Формирование умений и навыков, использование географических знаний для объяснения различных процессов и явлений

Оценка качества усвоения материала по теме

Принятие решения при выборе и формулировании ответов при работе с тестом

Развитие навыков самостоятельной работы

7

Планета Земля (4ч) 

Мы во вселенной

Чем отличались системы мира ученых древности и средневековья?

Николай Коперник

Джордано Бруно

Галилео Галилей

Галактики

Иметь представления о системах мира ученых средневековья

Р.: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходи-мую информацию; 

П.: уметь сравнивать систему мира Коперника и современную модель Вселенной.

К.: формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивиду-альной и групповой работы.

Формирование учебно-познавательного интереса к предмету.

   §6 подготовить пересказ

8

Движение Земли

Соотношение известного и неизвестного о формах и размерах Земли

Движения Земли. Виды движения Земли. Продолжительность года. Високосный год. Экватор, тропики и полярные круги

Умение слушать, участвовать в коллективном обсуждении о выделении основной информации

Выявляют зависимость продолжительности суток от вращения Земли вокруг своей оси. Объясняют смену времён года на основе анализа схемы орбитального движения Земли

Формирование целостного мировоззрения.

§7

9

Солнечный свет на Земле

Формирование ответственного отношения к учению, готовности к саморазвитию через соотношение известного и неизвестного о вращении планеты Земля

Неравномерное распределение тепла и света на Земле. Высота Солнца над горизонтом. Географические следствия движения Земли. Смена дня и ночи, смена сезонов года. Дни летнего и зимнего солнцестоя-ния, дни весеннего и осеннего равноденствия. Полярные день и ночь Пояса освещённости

Обнаруживают и формулируют учебную проблему совместно с учителем

Умение слушать, участвовать в коллективном обсуждении о выделении основной информации

Уметь организовать учебное взаимодействие в группе

§ 8, подготовить пересказ

10

Повторение и закрепление по  теме «Земля -  планета Солнечной системы».

Понимают причины своего неуспеха и находят способы выхода из этой ситуации

Принятие решения при выборе и формулировании ответов при работе с заданиями

Развитие навыков самостоятельной работы при выполнении заданий

11

План и карта                     (11ч) Ориентирование на местности

Что такое ориентирование? Для чего нужно уметь ориентироваться?

Ориентирование

Местные признаки

Научиться ориентироваться по компасу и местным признакам

Р.: оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы;

П.: формулировать алгоритм работы с компасом.

К.: добывать недостающую информацию с помощью вопросов (познавательная инициативность)

Формирование учебно-познавательного интереса к предмету исследования.

§ 9

12

Земная поверхность на плане и карте (1)

Зачем нужны  географические карты и план  местности?

географическая карта

план местности

Иметь представление о различных видах изображения земной поверхности, уметь читать  карту и план местности с помощью условных знаков..

Р.: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию.

П.: сравнивать план местности и географическую карту, делать описание местности с помощью условных знаков.

К.: формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивиду-альной и групповой работы.

Формирование навыков работы  по образцу при консультативной помощи учителя.

§ 10

13

Урок – практикум.

Земная поверхность на плане и карте (2)

Зачем нужны  географические карты и план  местности?

географическая карта

план местности

Иметь представление о различных видах изображения земной поверхности, уметь читать  карту и план местности с помощью условных знаков..

Р.: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию.

П.: сравнивать план местности и географическую карту, делать описание местности с помощью условных знаков.

К.: формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы.

Формирование навыков работы  по образцу при консультативной помощи учителя.

§ 11

14

Практическая работа «Определяем стороны

горизонта по Солнцу и звёздам»

Что такое основные и промежуточные стороны горизонта?

Норд

Зюйд

Ост

Вест

Научиться называть и определять основные и промежуточные стороны горизонта, называть предметы, которые находятся в определенном направлении.

Р.: проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение  в новые виды деятельности.

П.: находить основные и промежуточные стороны  горизонта.

К.: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками.

Формирование  устойчивой мотивации к обучению на основе алгоритма выполнения задачи.

§12

15

Географическая карта

Глобус – объёмная модель Земли. Географическая карта, её отличие от плана. Свойства географической карты. Легенда карты, виды

географическая карта

план местности

Иметь представление о различных видах изображения земной поверхности, уметь читать  карту и план местности с помощью условных знаков..

Р.: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию.

П.: сравнивать план местности и географическую карту, делать описание местности с помощью условных знаков.

К.: формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы.

Формирование навыков работы  по образцу при консультативной помощи учителя.

§13

16

Градусная сеть

Практическая работа   Определение географических расстояний и направлений

Градусная сетка, её предназначение. Параллели и меридианы. Градусная сетка на глобусе и картах. Определение направлений и расстояний на карте

Развитие навыков самостоятельной работы при работе и географическими источниками информации

Применяют правила делового сотрудничества;

проявляют познавательный интерес к изучению предмета; понимают личностный смысл учения

Определение последовательности промежуточного результата в поиске географического адреса

Выявление и идентификация проблемы ” как найти географический адрес”

§14

17

Географические координаты (1)

Знать определение понятий «географические координаты», «географическая широта». Уметь определять на карте географическую широту объектов

Развитие навыков самостоятельной работы при работе и географическими источниками информации

Формирование ответственного отношения к учению, готовности к саморазвитию, осознанному выбору с учетом познавательных интересов

Построение взаимодействия при определении географической широты

Составление последовательности действий при определении географической широты

§15

18

Географические координаты.(2)

Знать определение понятия «географическая долгота». Уметь определять на карте географическую долготу объекта, географические координаты объекта

Развитие навыков самостоятельной работы при работе и географическими источниками информации

Овладение географическими знаниями и навыками их практического применения

Построение взаимодействия при определении географической долготы

Составление последовательности действий при определении географической долготы

§16

19

Практическая работа Определение по карте  географической долготы и широты

Знать определение понятия «географическая долгота». Уметь определять на карте географическую долготу объекта, географические координаты объекта

Развитие навыков самостоятельной работы при работе и географическими источниками информации

Овладение географическими знаниями и навыками их практического применения

Построение взаимодействия при определении географической долготы

Составление последовательности действий при определении географической долготы

20

Учимся с полярной звездой. Практическая работа.

Знать содержание всей темы

Оценивают свою учебную деятельность

Формировать потребность в самовыражении и самореализации

Понимают причины своего неуспеха и находят способы выхода из этой ситуации

Умеют взглянуть на ситуацию с иной позиции

§17

21

Литосфера-твёрдая оболочка Земли(9 ч)

Земная кора -верхняя часть литосферы

Что у Земли внутри?

Ядро

Мантия

Земная кора

Научиться устанавливать связь между строением Земли и горными породами.

Р.: проектировать маршрут преодо-ления затруднений в обучении через включение  в новые виды деятельности и формы сотрудничества..

П.: уметь характеризовать внутреннее строение Земли, особенности ее оболочек.

К.: устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации.

Формирование устойчивой мотивации к исследовательской деятельности, конструированию.

§18

22

Горные породы, минералы и полезные ископаемые

Горные породы и минералы. Магматические, осадочные, метаморфические горные породы, их происхождение и свойства. Виды полезных ископаемых, их значение для человека. Охрана земных недр

Классифицировать горные породы. Описывать по плану минералы и горные породы школьной коллекции. Сравнивать свойства горных пород различного происхождения

Принимают и осваивают социальную роль обучающегося

Работают по составленному плану, используют основные и дополнительные средства

Умеют уважительно относиться к позиции других, договариваться

§19

23

Движения земной коры (1)

Где и почему возникают землетрясения и вулканы?

Жерло

Кратер

Очаг магмы

Вулканические бомбы

Вулканический пепел

Эпицентр

Очаг землетрясения

Знать причины возникновения вулканов и землетрясений, их внутреннее строение.

Р.: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию.

П.: устанавливать с помощью карт районы землетрясений и вулканизма.

К.: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками

Формирование навыков самоанализа и самокоррекции учебной деятельности.

§20

24

Движения земной коры (2)

Где и почему возникают землетрясения и вулканы?

Жерло

Кратер

Очаг магмы

Вулканические бомбы

Вулканический пепел

Эпицентр

Очаг землетрясения

Знать причины возникновения вулканов и землетрясений, их внутреннее строение.

Р.: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию.

П.: устанавливать с помощью карт районы землетрясений и вулканизма.

К.: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками

Формирование навыков самоанализа и самокоррекции учебной деятельности.

§21

25

Практическая работа  Обозначение на контурной карте крупнейших районов размещения землетрясений и вулканов.

26

Рельеф Земли. Равнины

Рельеф Земли. Неоднородность земной поверхности как следствие взаимодействия внутренних сил Земли и внешних процессов. Выветривание. Основные формы рельефа суши. Горы и равнины, особенности их образования. Различия равнин по размеру, характеру поверхности, абсолютной высоте. Крупнейшие равнины мира и России. Жизнь людей на равнинах. Описание равнин по карте

Определять по географическим картам количественные и качественные характеристики крупнейших равнин мира и России, особенности их географического положения. Выявлять черты сходства и различия крупных равнин мира. Наносить на контурную карту крупнейшие равнины мира и России. Описывать равнину по карте. Представлять информацию в письменной форме в виде плана – конспекта

Выражают положительное отношение к процессу.

Проявляют познавательный интерес к изучению предмета

Определяют цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно

Принятие решения при составлении классификации рельефа

§22

27

Рельеф Земли. Горы

Различия гор по высоте, возрасту, размерам. Крупнейшие горные системы мира и России. Жизнь человека в горах. Изменение гор во времени. Изменение гор и равнин под воздействием воды, ветра, живых организмов, хозяйственной деятельности людей. Менее крупные формы рельефа в горах и на равнинах. Опасные природные явления, их предупреждение. Описание гор по карте

Определять по географическим картам количественные и качественные характеристики крупнейших гор Земли, особенности их географического положения. Сравнивать по плану горные системы мира. Наносить на контурную карту крупнейшие горные системы мира и России. Описывать горы по карте. Описывать рельеф своей местности

Принимают и осваивают социальную роль обучающегося.

Оценивают свою учебную деятельность

Уметь распознавать на физических картах горы с разной абсолютной высотой.

Выполнять  практические задания по карте и плану

Принятие решения при составлении классификации рельефа

§23

28

Практическая работа  Обозначение на контурной карте крупнейших гор, равнин.

29

Учимся с "Полярной звездой" (4)

Разработка проектного задания «Скульптурный портрет планеты». Правила работы с контурной картой

Находить географические объекты на карте в атласе и с помощью географических координат и основных ориентиров (рек, гор и т.д.). Находить положение географических объектов на контурной карте и наносить их на неё. Выполнять проектное задание в сотрудничестве

Формирование устойчивой мотивации к исследовательской деятельности

Самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию

Принятие решения при выполнении задач практической работы

§24

30

Разнообразие форм рельефа в горах и на равнинах Практическая работа

Называть признаки изучаемых понятий,

извлекать информацию из различных источников

Формирование умений давать определения понятиям, классифицировать материал, устанавливать причинно-следственные связи, формулировать выводы

Формирование устойчивой мотивации к исследовательской деятельности

Самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию

31

Человек и литосфера

Значение литосферы для человека. Воздействие хозяйственной деятельности человека на литосферу

Определять значение литосферы для человека. Выявлять способы воздействия человека на  литосферу и характер изменения литосферы в результате его деятельности

Формирование ценности здорового и безопасного образа жизни;

формирование основ экологической культуры

Готовить  информацию для обсуждения проблемы воздействия деятельности человека на земную кору

Формировать компетентности в общении

§25

32

Обобщение изученного по теме «Литосфера-твердая оболочка Земли».

Знать содержание всей темы

Осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных операций

Формировать потребность в самовыражении и самореализации

Понимают причины своего неуспеха и находят способы выхода из этой ситуации

Принятие решения при выполнении задач практической работы

33-

Итоговое повторение изученного(1ч)

Подведение итогов изучения географии.

Основные понятия по темам курса

Обобщить полученные знания.

Р.: выстраивать последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности;

П.: осуществлять поиск нужной информации в учебнике и учебных пособиях;

К.: принимать участие в работе парами и группами;

Развитие умений применять полученные знания в измененном варианте.

Подготовится к итоговой контрольной работе

34

Заключительный урок. Обобщение знаний по изученному курсу. Тестирование

Выполнение проверочной работы.

Важнейшие понятия по темам курса

 Уметь применять полученные знания на практике, выполнять  задания различного вида  и сложности.

Р.: выстраивать последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности;

П.: осуществлять поиск нужной информации в учебнике и учебных пособиях;

К.: принимать участие в работе парами и группами;

Формирование навыков самоанализа и самокоррекции в учебной деятельности при консультативной помощи учителя..

Календарно-тематическое планирование 6кл

п/п

Дата прове-ния

Тема урока

Кол-во час

Основное

содержание урока

Универсальные учебные действия

Форма организ учебног процесса

Д\З

личностные

предметные

метапредметные

Гидросфера – водная оболочка Земли ( 11ч)

1.

Состав и значение гидросферы

1

Гидросфера - водная оболочка Земли. Части гидросферы, их соотношение. свойства воды. Мировой круговорот в природе

-осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, гражданин Российской Федерации, житель конкретного региона);

-осознание целостности природы, населения и хозяйства Земли, материков, их крупных районов и стран;

– гармонично развитые социальные чувства и качества:

-умение оценивать с позиций социальных норм собственные поступки и поступки других людей;

-эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее сохранения и рационального использования;

Выявлять причинно – следственные связи между гидросферой и другими оболочками Земли.

Коммуникативные: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками.

Регулятивные: уметь самостоятельно выделять познавательную цель.

Познавательные: уметь самостоятельно искать и выделять необходимую информацию, уметь отображать информацию в графической форме, анализировать схему.

Индивидуальная, фронтальная. беседа, рассказ учителя Анализ текста и иллюст

раций.

п.28

стр

94-97

2.

Мировой океан (1)

1

Мировой океан, его части. Единство вод мирового океана. Моря, заливы, проливы, острова, типы островов полуострова. Жизнь в океане. Рельеф дна Мирового океана. Использование карт для определения географического положения и описания морей, океанов

Совершенствовать умение работы с картой.

Коммуникативные: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками.

Регулятивные: проектировать маршрут преодоления затруднений через включение в новые виды деятельности Познавательные: овладевать основами картографической грамотности и использования географической карты; уметь выявлять различие и сходство признаков, составлять схемы, описания.

Индивидуальная, фронталь

ная беседа. Рассказ учителя. Работа с учебни

ком, атласом и контур

ными картами.

П

29

3.

Мировой океан (2).

1

П.30

4.

Учимся с « Полярной звездой»

1

Формирование основ экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде

Коммуникативные: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками.

Регулятивные: самостоятельно организовывать свою деятельность.

Познавательные: овладевать основами картографической грамотности и использования географической карты; уметь добывать недостающую информацию с помощью карт атласа

Коллективная работа

П.31

5.

Воды Океана

1

Температура и соленость вод Мирового океана. Движение воды в океане. Волны. Океанические течения, приливы, отливы. Неблагоприятные и опасные явления в гидросфере. Меры предупреждения опасных явлений и борьбы с ними, правила обеспечения личной безопасности

Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики.

Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к оФормирование основ экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей средебучению и познанию

Использование средств Интернета.

Коммуникативные: устанавливать рабочие отношения и эффективно сотрудничать.

Регулятивные: самостоятельно планировать и оценивать свою деятельность.

Познавательные: уметь работать с различными источниками информации; выявлять причинно-следственные связи, делать выводы и строить умозаключения; составлять описания

Коллективная работа.

Презентация

П.32

6.

Реки- артерии земли (1)

1

Реки как составная часть поверхностных вод суши. Части реки. Речная система, речной бассейн, водораздел. Источники питания рек. Крупнейшие реки России и мираРежим рек, его зависимость от климата. Изменения в жизни рек. Речная долина. Равнинные и горные реки, их особенности. Роль рек в жизни человека. Использование карт для определения географического положения водных объектов, частей речных систем, границ и площади водосборных бассейнов, направления течения рек

Самостоятельно составлять план описания гео. объекта.

Работать с различными средствами гео. информации.

Коммуникативные: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками.

Регулятивные: определять новый уровень отношения к себе как субъекту деятельности

Познавательные: овладевать основами картографической грамотности и использования географической карты; уметь производить поиск и обработку информации, составлять схемы

Объясни

тельно-иллюстра

тивный.

Презентация

П.33

7.

Реки- артерии земли (2)

1

Практическая

деятель

ность учащихся

П.34

8.

Озера и болота

1

Озера, их разнообразие, зависимость размещения от климата и рельефа. Виды озер. Крупнейшие пресные и соленые озера мира и нашей страны. Пруды, водохранилища, болота, их хозяйственное значение и рациональное использование. Описание озера по карте

Выполнять презентацию.

Объясни

тельно- иллюстра тивная работа с учебни

ком

П.35

9.

Подземные воды и ледники

1

Подземные воды, их происхождение и виды, использование человеком. Минеральные воды. Ледники - главные аккумуляторы пресной воды на Земле, условия возникновения, распространение. Покровные и горные ледники

Работать с различными средствами гео. информации.

Коммуникативные: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками.

Регулятивные: самостоятельно организовывать и оценивать свою деятельность.

Познавательные: овладевать основами смыслового чтения и составления плана прочитанного; формировать интерес к дальнейшему расширению и углублению географических знаний.

Сообще

ния школьни

ков,

беседы по опережающему

заданию

П.36

10.

Гидросфера и человек

1

Качество воды и здоровье людей. Ресурсы Океана, их значение и хозяйственное использование. Охрана гидросфера

Формирование толерантности как нормы осознанного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению

Находить в тексте учебника географическую информацию, необходимую для выполнения тестовых заданий

Коммуникативные: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками.

Регулятивные: управлять своей познавательной деятельностью, самостоятельно организовывать и оценивать свою деятельность.

Познавательные: овладевать основами картографической грамотности и использования географической карты; формировать интерес к дальнейшему расширению и углублению географических знаний.

Фронтальная и индивидуальная работа

П.37

11

Обобщаю

щий урок по теме: «Гидросфе

ра»

1

Систематизировать и представлять свои знания при выполнении заданий в различной форме. .

Тестовая контрольная работа из заданий разного вида

Атмосфера — воздушная оболочка Земли (14 часов)

12

Состав и строение атмосферы.

1

Состав атмосферного воздуха. Строение атмосферы, ее границы. Тропосфера, стратосфера, озоновый слой. значение атмосферы для жизни на Земле. Пути сохранения качества воздушной среды

-осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, гражданин Российской Федерации, житель конкретного региона);

-осознание целостности природы, населения и хозяйства Земли, материков, их крупных районов и стран;

– гармонично развитые социальные чувства и качества:

-умение оценивать с позиций социальных норм собственные поступки и поступки других людей;

-эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее сохранения и рационального использования;

Выявлять причинно – следственные связи между атмосферой и другими оболочками Земли.

Коммуникативные: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками.

Регулятивные: управлять своей познавательной деятельностью.

Познавательные: извлекать информацию из иллюстраций и диаграмм учебника, составлять план прочитанного текста, выделять признаки понятий, сравнивать и анализировать.

П.38

13

Тепло в атмосфере

(1)

1

Нагревание воздуха тропосферы.

Понижение температуры в тропосфере с высотой. Температура воздуха. Термометр. Средняя суточная температура, ее определение. Суточный и годовой ход температуры воздуха. Суточная и годовая амплитуда температуры воздуха

Определять показания приборов температуры и анализировать их.

Коммуникативные: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, определять общие цели, способы взаимодействия.

Регулятивные: управлять своей познавательной деятельностью, оценивать себя и свою деятельность.

Познавательные: уметь самостоятельно искать и выделять необходимую информацию, уметь отображать информацию в графической форме, анализировать графики; уметь производить вычисления; формировать интерес к дальнейшему расширению и углублению географических знаний.

Сообще

ния школьников,

беседы по опережающему

заданию

П.39

14

Тепло в атмосфере

(2)

1

Зависимость суточного и годового хода температуры воздуха от высоты солнца над горизонтом. Уменьшение количества тепла от экватора к полюсам

Объясни

тельно- иллюстра тивная работа с учебни

ком

П.40

15

Атмосфер

ное давление.

1

Зависимость атмосферного давления, единицы его измерения. Барометр. Зависимость атмосферного давления от температуры воздуха и высоты местности над уровнем моря. Изменение атмосферного давления и температуры воздуха с высотой

Формирование толерантности как нормы осознанного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению

Проводить измерение атмосферного давления.

Коммуникативные: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками.

Регулятивные: управлять своей познавательной деятельностью, оценивать себя.

Познавательные: формировать алгоритм работы с приборами; уметь производить вычисления; формировать интерес к дальнейшему расширению и углублению географических знаний.

Презентация

П.41

16

Ветер.

1

Ветер, причины его образования. Скорость и направление ветра. Роза ветров. Показатели силы ветра. Виды ветров: бриз, муссон и др.

Работа с электронной метеостанцией и флюгером.

Коммуникативные: организовывать и планировать учебное взаимодействие в группе.

Регулятивные: управлять своей познавательной деятельностью, выделять необходимую информацию

Познавательные: формировать алгоритм работы с приборами; уметь выявлять причинно-следственные связи между явлениями; формировать интерес к дальнейшему расширению и углублению географических знаний.

Объясни

тельно- иллюстра тивная работа с учебни

ком

П.42

17

Решение задач на определе

ние амплитуды, средней месячной температуры воздуха, изменение температу

ры воздуха и атмосферного давления с высотой.

1

Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию

Коммуникативные: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками.

Регулятивные: управлять своей познавательной деятельностью.

Познавательные:уметь анализировать данные и преобразовывать их в форму графика; формировать интерес к дальнейшему расширению и углублению географических знаний.

Практическая деятель

ность уч-ся

18

Влага в атмосфере (1)

1

Водяной пар в атмосфере. Абсолютная и относительная влажность воздуха. Гигрометр. Облачность и ее влияние на погоду. Облака и их виды

Проводить простые наблюдена за явлениями природы.

Коммуникативные: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками.

Регулятивные: управлять своей познавательной деятельностью.

Познавательные: формировать алгоритм работы с приборами; уметь производить вычисления; формировать интерес к дальнейшему расширению и углублению географических знаний.

Объясни

тельно- иллюстра тивная работа с учебни

ком,

презен-тация

П.43

19

Влага в атмосфере (2)

1

Атмосферные осадки, их виды, условия образования. Распределение влаги на поверхности Земли

Формирование познавательной и информационной культуры, в том числе развитие навыков самостоятельной работы

П.44

20

Погода

1

Элементы и явления погоды. Типы воздушных масс, условия их формирования и свойства. Отличия климата от погоды. Климатообразующие факторы

Вести дневник погоды.

Читать синоптическую карту.

Предсказывать погоду по имеющимся данным метеосводки.

Коммуникативные: организовывать и планировать учебное взаимодействие в группе.

Регулятивные: проектировать маршрут преодоления затруднений через включение в новые виды деятельности. Познавательные: извлекать информацию из различных источников, выявлять причинно-следственные связи, делать выводы, сравнивать, описывать

Частично-поиско

вая работа

П.45

21

Климат

1

Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию

Коммуникативные: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками. Регулятивные: управлять своей познавательной деятельностью, оценивать себя.

Познавательные: извлекать информацию из карт атласа, выделять признаки понятий, делать выводы, сравнивать, описывать; формировать интерес к дальнейшему расширению и углублению географических знаний

П.45

22

Наблюдение за погодой своей местности

1

П.45

23

Учимся с « Полярной звездой»

1

Решение практических задач с использованием информации о погоде. Метеорологические приборы и инструменты. Измерение элементов погоды с помощью приборов. Карты погоды, их чтение. Прогнозы погоды

Коллективная работа

24

Атмосфера и человек

1

Значение атмосферы для человека. Влияние погодных и климатических условий на здоровье и быт людей. Стихийные явления в атмосфере , их характеристика и правила обеспечения личной безопасности

Формирование основ экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде

Составлять правила поведения во время опасных атмосферных явлений

Коммуникативные: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками.

Регулятивные: управлять своей познавательной деятельностью, оценивать себя.

Познавательные: извлекать и преобразовывать информацию из различных источников, делать выводы, сравнивать; формировать интерес к дальнейшему расширению и углублению географических знаний

Дискус

сия коллективная работа

П.47

25

Контрольная работа №2 «Атмосфера – воздушная оболочка Земли»

1

Систематизировать и представлять свои знания при выполнении заданий в различной форме.

Коммуникативные: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками.

Регулятивные: управлять своей познавательной деятельностью, оценивать себя и свою деятельность.

Познавательные: извлекать и преобразовывать информацию из различных источников, формировать интерес к дальнейшему расширению и углублению географических знаний.

Коллек

тивная работа

Биосфера – живая оболочка Земли (4 часа)

26

Биосфера – земная оболочка

1

Биосфера. Состав и роль биосферы, связь с другими сферами Земли. Границы распространения жизни на Земле. разнообразие органического мира Земли, приспособление организмов к среде обитания. Круговорот веществ в биосфере

Формирование познавательной и информационной культуры, в том числе развитие навыков самостоятельной работы с учебными пособиями, книгами, доступными инструментами и техническими средствами информационных технологий

Выявлять причинно – следственные связи между биосферой и другими оболочками Земли.

Коммуникативные: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками.

Регулятивные: управлять своей познавательной деятельностью, оценивать себя.

Познавательные: извлекать и преобразовывать информацию из различных источников, формировать интерес к дальнейшему расширению и углублению географических знаний.

Объясни

тельно- иллюстра тивная работа с учебни

ком

П.48

27

Почвы

1

Почва особый природный слой. Плодородие- важнейшее свойство почвы. В. В. Докучаев - основатель науки о почвах - почвоведения. Типы почв

Делать описание почвенного разреза по плану.

Коммуникативные: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками.

Регулятивные: управлять своей познавательной деятельностью, оценивать себя.

Познавательные: находить и преобразовывать информацию, формировать интерес к дальнейшему расширению и углублению географических знаний.

Объясни

тельно- иллюстра тивная работа с учебни

ком

П.49

28

Биосфера – земная оболочка

1

Особенности распространения живых организмов на суше и в Мировом океане. Человек - часть биосферы. Значение биосферы для человека. Влияние человека на биосферу

Делать компьютерные презентации по выбранной теме.

Коммуникативные: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками.

Регулятивные: управлять своей познавательной деятельностью, оценивать себя.

Познавательные: находить причинно-следственные связи, овладеть основными навыками нахождения, использования и презентации географической информации; выделять признаки понятий, делать выводы, сравнивать, анализировать, составлять описания объектов.

Коллективная работа

П.50

29

Обобщение знаний по изученному курсу. Тестирование

1

Систематизировать и представлять свои знания при выполнении заданий в различной форме. .

Коммуникативные: слушать и слышать друг друга, выражать свои мысли в соответствии с условиями коммуникации

Регулятивные: определять новый уровень отношения к себе, научиться самодиагностике и самокоррекции.

Познавательные: находить причинно-следственные связи, делать выводы, сравнивать, обобщать

Коллективная работа

Географическая оболочка (4 часа)

30

Географическая оболочка Земли

1

Географическая оболочка: состав, границы и взаимосвязи между ее составными частями. Понятие природный комплекс. Свойства географической оболочки. Географическая оболочка как окружающая человека среда. Широтная зональность и высотная поясность. Зональные и азональные природные комплексы

Формирование основ экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде

Выявлять причинно – следственные связи между оболочками Земли.

Коммуникативные: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками.

Регулятивные: управлять своей познавательной деятельностью, выделять необходимую информацию, оценивать себя.

Познавательные: овладевать основами картографической грамотности и использования географической карты; уметь анализировать, сравнивать, классифицировать факты, делать выводы и строить умозаключения;

Объясни

тельно- иллюстра тивная работа с учебни

ком

П.51

31

Природные зоны Земли

1

Понятие природная зона. Природные зоны - зональные природные комплексы. Смена природных зон от экватора к полюсам. Природные зоны Земли. Карта природных зон

Работать с тематической картой «Природные зоны Земли».

Выявлять приспособления животных и растений к среде обитания.

Коммуникативные: организовывать и планировать учебное взаимодействие с учителем и одноклассниками.

Регулятивные: управлять своей познавательной деятельностью, выделять необходимую информацию, оценивать себя и свою деятельность, научиться самодиагностике и самокоррекции.

Познавательные: овладеть основными навыками нахождения, использования и презентации географической информации;

выделять признаки понятий, делать выводы, сравнивать, анализировать, составлять описания объектов

Объясни

тельно- иллюстра тивная работа с учебни

ком

П.52

32

Культурные ландшафты

1

Понятие культурный ландшафт. Основные виды культурных ландшафтов

Выявлять главные признаки культурных ландшафтов и отличия между природными и культурными ландшафтами.

Коммуникативные: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками.

Регулятивные: управлять своей познавательной деятельностью, научиться самодиагностике и самокоррекции.

Познавательные: находить причинно-следственные связи, делать выводы, сравнивать, обобщать, анализировать и оценивать информацию

Объясни

тельно- иллюстра тивная работа с учебни

ком

П.53

33

Обобщение знаний по изученному курсу. Тестирование

1

Обсуждение положительного и отрицательного влияния человека на ландшафт

Систематизировать и представлять свои знания при выполнении заданий в различной форме.

Коммуникативные: слушать и слышать друг друга, выражать свои мысли в соответствии с условиями коммуникации

Регулятивные: определять новый уровень отношения к себе, научиться самодиагностике и самокоррекции.

Познавательные: находить причинно-следственные связи, делать выводы, сравнивать, обобщать

34

Повторение

1

Выполнить презентацию по заданной теме.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по географии для 7 го класса.

Рабочая программа по учебнику География материков и океанов...

рабочая программа по географии Вологодской области 8 класс

Рабочая программа курса «География Вологодской области» разработана на основе регионального образовательного стандарта «География Вологодской области». Она соответствует содержанию раздела «География ...

Рабочая программа по географии для учащихся 6 классов специального (коррекционного) класса VIII вида

      География как учебный предмет в специальной (коррекционной) школе VIII вида имеет большое значение для всестороннего развития учащихся со сниженной мотивацией к познанию. И...

Рабочая программа по географии России для 8 класса к учебнику И.И.Бариновой "География. Природа России" 2014 года издания

Рабочая программа по географии России для 8 класса к учебнику И.И.Бариновой "География. Природа России" 2014 года издания ( издательство "Дрофа") представляет собой пояснительную записку и календарное...

Рабочая программа по географии для 6-го класса к учебнику "География. Землеведение" 5 - 6 классы О. А. Климанова, В.В. Климанов, Э.В. Ким и др.; под ред. О.А. Климановой. – М.: Дрофа, 2019."География. Землеведение. 5-6 классы" ФГОС".

Рабочая программа по географии для 6-го класса к учебнику "География. Землеведение"5-6 классы О.А.Климанова, В.В.Климанов, Э.В. Ким и др.; под ред. О.А.Климановой. - М.; Дрофа 2019 г....