Практические работы по географии для 8 класса (Классическая линия учебников по географии)
учебно-методический материал по географии (8 класс)

Сиухина Людмила Николаевна

Содержание практических работ по курсу "География России. Пирода. 8 класс" составлено с учетом методических рекомендаций "География России. 8-9 классы. Методическое пособие авторы И..И. Баринова. В.Я.Ром  М.: Дрофа, 2016" и регионального компонента для Алтайского края.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prakticheskie_raboty_po_geografii_8_klass.docx27.79 КБ

Предварительный просмотр:

Практическая работа №1.

Характеристика географического положения России.

Цель: определение особенностей географического положения территории России.

Ход работы:

1. С помощью карт атласа составить  характеристику географического положения страны по плану:

  1. Положение страны на материке.
  2. Положение страны относительно экватора и нулевого меридиана.
  3. Определить, какие  океаны и моря омывают территорию.

2. С помощью карт и текста учебника на с.12 сравнить географическое положение России с географическим положением других стран: США, Канады, Китая. Оценить ГП страны с точки зрения условий жизни и деятельности населения страны.

3. На контурной карте обозначить государственную границу Российской Федерации, подписать названия пограничных государств (в работе использовать текст раздела «Границы России» на с.10-11 учебника)

Практическая работа №2.

Цель: научиться определять поясное время для различных пунктов России.

Ход работы:

Задание 1. Определи по карте, какие  города России отделены друг от друга наибольшим числом часовых поясов (приведите три примера).

Задание 2. Реши задачи:

  1. Определи время в Якутске, если в Магадане 12 часов дня.
  2. В Анадыре полночь. Который час в Москве?
  3. На сколько и куда нужно перевести стрелки часов, если мы летим из 2-го часового пояса в 5-й?
  4. В каком часовом поясе мы живем?
  5. В каком направлении надо перевести стрелки часов, если вы перелетели из Барнаула в Москву?

Задание 3. Найди ответы на вопросы:

  1. Как можно на территории России дважды встретить Новый гол?
  2. Какого числа жителю Чукотки надо вылететь на Аляску, чтобы оказаться там 8 июня?
  3. На сколько часов раньше наступает утро в Москве по сравнению с Лондоном?
  4. На нулевом меридиане 12 ч., а на корабле 17 ч. По какому океану плывет корабль?

Практическая работа №3

Цель: определение зависимости расположения крупных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых от строения земной коры.

Ход работы:

Задание: Используя план, карты «Физическая карта» (с.14-15), «Тектоника и минеральные ресурсы» (с.16), составить сравнительную характеристику рельефа, геологического строения и полезных ископаемых Восточно-Европейской (Русской) и Западно-Сибирской равнин:

  1.  где находится территория;
  2.  к какой тектонической структуре приурочена;
  3. породы какого возраста слагают территорию;
  4. минимальные и максимальные высоты территории, форма равнины (плоская или холмистая)
  5. какие полезные ископаемые есть на данной территории;
  6. чем объяснить их нахождение именно здесь;
  7. какие внешние процессы участвовали и участвуют в формировании рельефа;
  8. какие формы рельефа созданы этими процессами, их размещение;
  9. какие стихийные явления связаны с особенностями рельефа, а также с тектоническим и геологическим строением;
  10. возможные меры борьбы с ними.

Результаты исследования оформить в виде таблицы:

№ задания

Восточно-Европейская (Русская) равнина

Западно-Сибирская равнина

1

Черты сходства:

Черты различий:

Практическая работа №4

Цель: определить по картам закономерности распределения основных климатических показателей на территории России.

Ход работы:

  1. Перечисли все климатообразующие факторы, под влиянием которых формируется климат нашей страны. Какие выводы о единстве природы можно сделать из этого перечня? (информация из видеоурока)
  2. В каких климатических поясах располагается наша страна? (карта  в атласе). На какие климатические области делится умеренный пояс?

Климатические пояса:

Области умеренного пояса:

  Чем отличаются климатические условия каждого из них?

  1. С помощью каких источников информации можно составить характеристику климата любой территории? (устно)
  2. С помощью климатических карт выявить особенности распределения основных климатических показателей (используя информацию мультимедийной презентации):

Практическая работа №5

Оценка основных климатических показателей одного из регионов страны.

Цель: оценить климатические показатели территории Алтайского края.

Ход работы:

  1. Дать характеристику климата Алтайского края по плану (используя информацию из дополнительных источников, оформить в виде сообщения в тетради):

а) в каком климатическом поясе находится;

б) под влиянием каких факторов формируется данный тип климата;

в) климатические показатели (средние температуры января и июля, суммарная солнечная радиация, годовое количество осадков);

г) коэффициент увлажнения;

д) оценка климатических условий для жизни и деятельности человека.

Рекомендуемые источники информации:

1. «Климатическая карта»  в атласе.

2. Официальный сайт Алтайского края - https://www.altairegion22.ru/territory/info/

3. Сайт «Все о Барнауле и Алтайском крае» - https://www.barnaul-altai.ru/info/barnaul/altai/geo.php 

Критерии оценивания задания: правильный подбор информации, следование плану изложения информации.

Практическая работа №6.

Цель: выявление условий почвообразования основных типов почв (количество тепла, влаги, рельеф, растительность). Оценка их плодородия.

Ход работы:

Задание 1. С помощью схемы «Условия почвообразования» определить, от чего зависит плодородие почв. Результаты оформить в таблицу в электронном документе:

Тундровые почвы

Подзолистые почвы

1. Природная зона:

2. Климатические условия:

  • cредняя t июля, 0С
  • кол-во осадков, мм
  • испаряемость, мм
  • характер увлажнения

3. Характер растительности:

4. Плодородность почвы:

1. Природная зона:

2. Климатические условия:

  • cредняя t июля, 0С
  • кол-во осадков, мм
  • испаряемость, мм
  • характер увлажнения

3. Характер растительности:

4. Плодородность почвы:

Черноземы

Каштановые

1. Природная зона:

2. Климатические условия:

  • cредняя t июля, 0С
  • кол-во осадков, мм
  • испаряемость, мм
  • характер увлажнения

3. Характер растительности:

4. Плодородность почвы:

1. Природная зона:

2. Климатические условия:

  • cредняя t июля, 0С
  • кол-во осадков, мм
  • испаряемость, мм
  • характер увлажнения

3. Характер растительности:

4. Плодородность почвы:

Вывод: Назовите самые плодородные почвы России, объясните географию их распространения.

Задание 2. С помощью информации инфографики «Поговорим о почве», других источников информации выявить проблемы, связанные с почвенными ресурсами России, в том числе Алтайского края. Обозначить возможные пути решения этих проблем. Результат работы оформить в виде письменного сообщения объемом не более 0,5 стр. в рабочей тетради.

Практическая работа №7

Цель: Составление прогноза изменений растительного и животного мира при изменении других компонентов природного комплекса

Ход работы:

Задание 1. Выбрать одно из природных сообществ растений и животных: тундра, тайга или степь. С помощью материалов учебника дать краткую характеристику сообщества по плану:

  1. Географическое расположение на территории России
  2. Климатические особенности
  3. Типичные представители растительного и животного мира
  4. Как растения и животные приспособились к условиям обитания? (привести примеры)

Задание 2. Ответить на вопрос: Если изменятся климатические условия (например, повысится среднегодовая температура воздуха, как последствие так называемого «парникового эффекта»), растения или животные первыми отреагируют на эти изменения? Ответ пояснить.

Задание 3. Составить прогноз: как изменятся растительный и животный мир выбранного природного сообщества, если станет теплее? (в работе можно использовать дополнительные источники, результат оформить в виде письменного сообщения объемом не более 0,5 стр. в тетради).

Практическая работа №8

Цель:  определение роли ООПТ в сохранении природы России.

Ход работы:

Задание 1. Познакомиться с сайтом Министерства природных ресурсов и экологии Алтайского края http://altaipriroda.ru/. Какая информация представлена на сайте? (устный ответ)

Задание 2.  Прочитать информацию на сайтах и сравнить цели создания Тигирекского заповедника http://tigirek.ru/ru/node/12 и национального парка Тогул https://www.rgo.ru/ru/article/v-altayskom-krae-poyavyatsya-dva-nacionalnyh-parka. Выявить черты сходства и различий. Ответ записать в тетрадь.

Практическая работа№9

Цель: 1. Составить сравнительную характеристику двух природных зон России (по выбору). 2. Объяснить принципы выделения крупных природных регионов на территории России.

Ход работы:

Задание 1. Используя материалы учебника, карты в атласе, другие источники информации, составить сравнительную характеристику двух природных зон России (по выбору).  

План характеристики:

1)  особенности географического положения;

2) особенности климата: средние температуры января и июля, суммарная радиация, продолжительность теплого и холодного периодов, количество осадков и их распределение по сезонам года, коэффициент увлажнения;

3)  особенности рельефа;

4) особенности внутренних вод;

5) почвы, их основные свойства;

6) растительный и животный мир;

7) особенности сельского хозяйства;                                                                                                                  8) особо охраняемые компоненты природы (заповедники, национальные парки, памятники природы).

Задание 2. Сделать вывод о чертах сходства и различия этих зон. Объяснить, чем обусловлены различия.

Форму представления результатов работы выбрать самостоятельно: текст, таблица, кластер «Визитная карточка природной зоны», мультимедийная презентация.

Критерии оценивания работы: 1. Соответствие представленной информации заданиям работы. 2. Работа по плану. 3. Объем представленной информации. 4. Умение анализировать информацию и выделять главное. 5. Умение делать выводы, выделять черты сходства и различий.

Практическая работа№10.

Цель: Объяснить принципы выделения крупных природных регионов на территории России.

Ход работы:

Задание 1.  Сравнить картосхему «Природные регионы России» в учебнике (на с.150) с физической и климатической картами России в атласе. Изучить текст на с.125-126 учебника («Физико-географическое районирование»).

Задание 2. Ответить письменно на вопросы:

  1. Какие крупные природные регионы выделяют на территории России?
  2. С какими природными объектами  совпадают границы этих природных регионов?
  3. Влияют ли климатические показатели на проведение границ?
  4. Сделайте вывод о том, какие компоненты природы являются главными при районировании территории.

Практическая работа №11

Цель: Дать оценку природных условий и ресурсов одного из регионов России. Составление прогноза изменений природы в результате хозяйственной деятельности (на примере Урала).

Ход работы:

Задание. Используя материалы учебника, карты, дополнительные источники информации, дайте оценку природных ресурсов Урала (какими ресурсами Урал богат, каких ресурсов недостаточно). Назовите экологические проблемы, возникающие при их освоении. Результаты работы можно оформить в виде текста или таблицы.

Практическая работа №12

Цель: Составление характеристики взаимодействия природы и общества на примере одного из природных регионов (на примере Восточно-Европейской равнины).

Задание: Используя материалы учебника, карту «Экологические проблемы» на с.26-27 в атласе, дополнительные источники информации, ответить на вопрос:

Как изменилась природа Восточно-Европейской равнины в результате хозяйственной деятельности человека?

Практическая работа №13

Цель: Сравнение природных условий и ресурсов двух регионов России (Урала и Дальнего Востока).

Задание: Сравнить Урал и Дальний Восток с точки зрения условий для жизни и хозяйственной деятельности населения. Результаты работы можно оформить в виде текста или таблицы.

Практическая работа №14

Цель: Моделирование карты «Природные уникумы России»

Задание 1. Используя текст и иллюстрации в учебнике, карты в атласе, дополнительные источники географической информации, найти по семь природных уникумов в каждом природном регионе России.

Восточно-Европейская (Русская) равнина:

Кавказ:

Урал:

Западная Сибирь:

Восточная Сибирь и горы Южной Сибири:

Дальний Восток:

 Задание 2. Обозначить выбранные природные объекты на контурной карте

Практическая работа №15

Цель: Составить характеристику экологического состояния территории Алтайского края.

Задание: С помощью дополнительных источников информации подготовить письменное сообщение, ответить на вопросы:

- какие экологические проблемы характерны для территории Алтайского края?

- какие пути решения экологических проблем ты можешь предложить?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Практические работы по географии 7 класс

Всего - 23: устных -     17письменных: - 6 Практические работы по географии7 класс....

Рабочая программ по географии 6 класс по линии учебника Т.П. Герасимовой

Данная программа составлена на 2  часа в неделю,  при этом 1 час в неделю учебного предмета перенесён в национально-региональный компонент для организации изучения учащимися содержания...

Рабочая программа по географии 7 класс (по линии учебников "Полярная звезда")

Цель изучения географии 7 класса – развитие у обучающихся глобальных и региональных представлений о природе Земли, о людях, её населяющих, об их хозяйственной деятельности, особенностях жизни и ...

Рабочая программа по географии 8 класс (по линии учебников "Полярная звезда")

Цель изучения географии 8 класса – создать у обучающихся целостное представление о своей Родине, раскрыть разнообразие её природных условий и ресурсов, населения и хозяйства, познакомить учащихс...

Рабочая программа по географии 9 класс (по линии учебников "Полярная звезда")

Цель изучения географии 9 класса – создать у обучающихся целостное представление о своей Родине, раскрыть разнообразие её природных условий и ресурсов, населения и хозяйства, познакомить с разно...

Рабочая программа. География 9 класс. Предметная линия учебников "ПОЛЯРНАЯ ЗВЕЗДА"

Рабочая программа учителя по географии для 9  класса составлена на основе федерального   государственного образовательного стандарта общего образования,  на основе  программы ...