Практические работы по географии для 8 класса (Классическая линия учебников по географии)
учебно-методический материал по географии (8 класс)
Содержание практических работ по курсу "География России. Пирода. 8 класс" составлено с учетом методических рекомендаций "География России. 8-9 классы. Методическое пособие авторы И..И. Баринова. В.Я.Ром М.: Дрофа, 2016" и регионального компонента для Алтайского края.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prakticheskie_raboty_po_geografii_8_klass.docx | 27.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Практическая работа №1.
Характеристика географического положения России.
Цель: определение особенностей географического положения территории России.
Ход работы:
1. С помощью карт атласа составить характеристику географического положения страны по плану:
- Положение страны на материке.
- Положение страны относительно экватора и нулевого меридиана.
- Определить, какие океаны и моря омывают территорию.
2. С помощью карт и текста учебника на с.12 сравнить географическое положение России с географическим положением других стран: США, Канады, Китая. Оценить ГП страны с точки зрения условий жизни и деятельности населения страны.
3. На контурной карте обозначить государственную границу Российской Федерации, подписать названия пограничных государств (в работе использовать текст раздела «Границы России» на с.10-11 учебника)
Практическая работа №2.
Цель: научиться определять поясное время для различных пунктов России.
Ход работы:
Задание 1. Определи по карте, какие города России отделены друг от друга наибольшим числом часовых поясов (приведите три примера).
Задание 2. Реши задачи:
- Определи время в Якутске, если в Магадане 12 часов дня.
- В Анадыре полночь. Который час в Москве?
- На сколько и куда нужно перевести стрелки часов, если мы летим из 2-го часового пояса в 5-й?
- В каком часовом поясе мы живем?
- В каком направлении надо перевести стрелки часов, если вы перелетели из Барнаула в Москву?
Задание 3. Найди ответы на вопросы:
- Как можно на территории России дважды встретить Новый гол?
- Какого числа жителю Чукотки надо вылететь на Аляску, чтобы оказаться там 8 июня?
- На сколько часов раньше наступает утро в Москве по сравнению с Лондоном?
- На нулевом меридиане 12 ч., а на корабле 17 ч. По какому океану плывет корабль?
Практическая работа №3
Цель: определение зависимости расположения крупных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых от строения земной коры.
Ход работы:
Задание: Используя план, карты «Физическая карта» (с.14-15), «Тектоника и минеральные ресурсы» (с.16), составить сравнительную характеристику рельефа, геологического строения и полезных ископаемых Восточно-Европейской (Русской) и Западно-Сибирской равнин:
- где находится территория;
- к какой тектонической структуре приурочена;
- породы какого возраста слагают территорию;
- минимальные и максимальные высоты территории, форма равнины (плоская или холмистая)
- какие полезные ископаемые есть на данной территории;
- чем объяснить их нахождение именно здесь;
- какие внешние процессы участвовали и участвуют в формировании рельефа;
- какие формы рельефа созданы этими процессами, их размещение;
- какие стихийные явления связаны с особенностями рельефа, а также с тектоническим и геологическим строением;
- возможные меры борьбы с ними.
Результаты исследования оформить в виде таблицы:
№ задания | Восточно-Европейская (Русская) равнина | Западно-Сибирская равнина |
1 |
Черты сходства:
Черты различий:
Практическая работа №4
Цель: определить по картам закономерности распределения основных климатических показателей на территории России.
Ход работы:
- Перечисли все климатообразующие факторы, под влиянием которых формируется климат нашей страны. Какие выводы о единстве природы можно сделать из этого перечня? (информация из видеоурока)
- В каких климатических поясах располагается наша страна? (карта в атласе). На какие климатические области делится умеренный пояс?
Климатические пояса:
Области умеренного пояса:
Чем отличаются климатические условия каждого из них?
- С помощью каких источников информации можно составить характеристику климата любой территории? (устно)
- С помощью климатических карт выявить особенности распределения основных климатических показателей (используя информацию мультимедийной презентации):
Практическая работа №5
Оценка основных климатических показателей одного из регионов страны.
Цель: оценить климатические показатели территории Алтайского края.
Ход работы:
- Дать характеристику климата Алтайского края по плану (используя информацию из дополнительных источников, оформить в виде сообщения в тетради):
а) в каком климатическом поясе находится;
б) под влиянием каких факторов формируется данный тип климата;
в) климатические показатели (средние температуры января и июля, суммарная солнечная радиация, годовое количество осадков);
г) коэффициент увлажнения;
д) оценка климатических условий для жизни и деятельности человека.
Рекомендуемые источники информации:
1. «Климатическая карта» в атласе.
2. Официальный сайт Алтайского края - https://www.altairegion22.ru/territory/info/
3. Сайт «Все о Барнауле и Алтайском крае» - https://www.barnaul-altai.ru/info/barnaul/altai/geo.php
Критерии оценивания задания: правильный подбор информации, следование плану изложения информации.
Практическая работа №6.
Цель: выявление условий почвообразования основных типов почв (количество тепла, влаги, рельеф, растительность). Оценка их плодородия.
Ход работы:
Задание 1. С помощью схемы «Условия почвообразования» определить, от чего зависит плодородие почв. Результаты оформить в таблицу в электронном документе:
Тундровые почвы | Подзолистые почвы |
1. Природная зона: 2. Климатические условия:
3. Характер растительности: 4. Плодородность почвы: | 1. Природная зона: 2. Климатические условия:
3. Характер растительности: 4. Плодородность почвы: |
Черноземы | Каштановые |
1. Природная зона: 2. Климатические условия:
3. Характер растительности: 4. Плодородность почвы: | 1. Природная зона: 2. Климатические условия:
3. Характер растительности: 4. Плодородность почвы: |
Вывод: Назовите самые плодородные почвы России, объясните географию их распространения.
Задание 2. С помощью информации инфографики «Поговорим о почве», других источников информации выявить проблемы, связанные с почвенными ресурсами России, в том числе Алтайского края. Обозначить возможные пути решения этих проблем. Результат работы оформить в виде письменного сообщения объемом не более 0,5 стр. в рабочей тетради.
Практическая работа №7
Цель: Составление прогноза изменений растительного и животного мира при изменении других компонентов природного комплекса
Ход работы:
Задание 1. Выбрать одно из природных сообществ растений и животных: тундра, тайга или степь. С помощью материалов учебника дать краткую характеристику сообщества по плану:
- Географическое расположение на территории России
- Климатические особенности
- Типичные представители растительного и животного мира
- Как растения и животные приспособились к условиям обитания? (привести примеры)
Задание 2. Ответить на вопрос: Если изменятся климатические условия (например, повысится среднегодовая температура воздуха, как последствие так называемого «парникового эффекта»), растения или животные первыми отреагируют на эти изменения? Ответ пояснить.
Задание 3. Составить прогноз: как изменятся растительный и животный мир выбранного природного сообщества, если станет теплее? (в работе можно использовать дополнительные источники, результат оформить в виде письменного сообщения объемом не более 0,5 стр. в тетради).
Практическая работа №8
Цель: определение роли ООПТ в сохранении природы России.
Ход работы:
Задание 1. Познакомиться с сайтом Министерства природных ресурсов и экологии Алтайского края http://altaipriroda.ru/. Какая информация представлена на сайте? (устный ответ)
Задание 2. Прочитать информацию на сайтах и сравнить цели создания Тигирекского заповедника http://tigirek.ru/ru/node/12 и национального парка Тогул https://www.rgo.ru/ru/article/v-altayskom-krae-poyavyatsya-dva-nacionalnyh-parka. Выявить черты сходства и различий. Ответ записать в тетрадь.
Практическая работа№9
Цель: 1. Составить сравнительную характеристику двух природных зон России (по выбору). 2. Объяснить принципы выделения крупных природных регионов на территории России.
Ход работы:
Задание 1. Используя материалы учебника, карты в атласе, другие источники информации, составить сравнительную характеристику двух природных зон России (по выбору).
План характеристики:
1) особенности географического положения;
2) особенности климата: средние температуры января и июля, суммарная радиация, продолжительность теплого и холодного периодов, количество осадков и их распределение по сезонам года, коэффициент увлажнения;
3) особенности рельефа;
4) особенности внутренних вод;
5) почвы, их основные свойства;
6) растительный и животный мир;
7) особенности сельского хозяйства; 8) особо охраняемые компоненты природы (заповедники, национальные парки, памятники природы).
Задание 2. Сделать вывод о чертах сходства и различия этих зон. Объяснить, чем обусловлены различия.
Форму представления результатов работы выбрать самостоятельно: текст, таблица, кластер «Визитная карточка природной зоны», мультимедийная презентация.
Критерии оценивания работы: 1. Соответствие представленной информации заданиям работы. 2. Работа по плану. 3. Объем представленной информации. 4. Умение анализировать информацию и выделять главное. 5. Умение делать выводы, выделять черты сходства и различий.
Практическая работа№10.
Цель: Объяснить принципы выделения крупных природных регионов на территории России.
Ход работы:
Задание 1. Сравнить картосхему «Природные регионы России» в учебнике (на с.150) с физической и климатической картами России в атласе. Изучить текст на с.125-126 учебника («Физико-географическое районирование»).
Задание 2. Ответить письменно на вопросы:
- Какие крупные природные регионы выделяют на территории России?
- С какими природными объектами совпадают границы этих природных регионов?
- Влияют ли климатические показатели на проведение границ?
- Сделайте вывод о том, какие компоненты природы являются главными при районировании территории.
Практическая работа №11
Цель: Дать оценку природных условий и ресурсов одного из регионов России. Составление прогноза изменений природы в результате хозяйственной деятельности (на примере Урала).
Ход работы:
Задание. Используя материалы учебника, карты, дополнительные источники информации, дайте оценку природных ресурсов Урала (какими ресурсами Урал богат, каких ресурсов недостаточно). Назовите экологические проблемы, возникающие при их освоении. Результаты работы можно оформить в виде текста или таблицы.
Практическая работа №12
Цель: Составление характеристики взаимодействия природы и общества на примере одного из природных регионов (на примере Восточно-Европейской равнины).
Задание: Используя материалы учебника, карту «Экологические проблемы» на с.26-27 в атласе, дополнительные источники информации, ответить на вопрос:
Как изменилась природа Восточно-Европейской равнины в результате хозяйственной деятельности человека?
Практическая работа №13
Цель: Сравнение природных условий и ресурсов двух регионов России (Урала и Дальнего Востока).
Задание: Сравнить Урал и Дальний Восток с точки зрения условий для жизни и хозяйственной деятельности населения. Результаты работы можно оформить в виде текста или таблицы.
Практическая работа №14
Цель: Моделирование карты «Природные уникумы России»
Задание 1. Используя текст и иллюстрации в учебнике, карты в атласе, дополнительные источники географической информации, найти по семь природных уникумов в каждом природном регионе России.
Восточно-Европейская (Русская) равнина:
Кавказ:
Урал:
Западная Сибирь:
Восточная Сибирь и горы Южной Сибири:
Дальний Восток:
Задание 2. Обозначить выбранные природные объекты на контурной карте
Практическая работа №15
Цель: Составить характеристику экологического состояния территории Алтайского края.
Задание: С помощью дополнительных источников информации подготовить письменное сообщение, ответить на вопросы:
- какие экологические проблемы характерны для территории Алтайского края?
- какие пути решения экологических проблем ты можешь предложить?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Практические работы по географии 7 класс
Всего - 23: устных - 17письменных: - 6 Практические работы по географии7 класс....
Рабочая программ по географии 6 класс по линии учебника Т.П. Герасимовой
Данная программа составлена на 2 часа в неделю, при этом 1 час в неделю учебного предмета перенесён в национально-региональный компонент для организации изучения учащимися содержания...
Рабочая программа по географии 7 класс (по линии учебников "Полярная звезда")
Цель изучения географии 7 класса – развитие у обучающихся глобальных и региональных представлений о природе Земли, о людях, её населяющих, об их хозяйственной деятельности, особенностях жизни и ...
Рабочая программа по географии 8 класс (по линии учебников "Полярная звезда")
Цель изучения географии 8 класса – создать у обучающихся целостное представление о своей Родине, раскрыть разнообразие её природных условий и ресурсов, населения и хозяйства, познакомить учащихс...
Рабочая программа по географии 9 класс (по линии учебников "Полярная звезда")
Цель изучения географии 9 класса – создать у обучающихся целостное представление о своей Родине, раскрыть разнообразие её природных условий и ресурсов, населения и хозяйства, познакомить с разно...
Рабочая программа. География 9 класс. Предметная линия учебников "ПОЛЯРНАЯ ЗВЕЗДА"
Рабочая программа учителя по географии для 9 класса составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта общего образования, на основе программы ...
Календарно-тематическое планирование и рабочая программа по географии, 5 класс, к линии учебников "Полярная звезда".
Мобильное планирование бесплатно....