Рабочая программа по географии 7 класс (по линии учебников "Полярная звезда")
календарно-тематическое планирование по географии (7 класс) на тему

 

Цель изучения географии 7 класса – развитие у обучающихся глобальных и региональных представлений о природе Земли, о людях, её населяющих, об их хозяйственной деятельности, особенностях жизни и различных природных условиях.

        Задачи изучения географии 7 класса:

·               способствовать формированию географического мышления обучающихся, развитию свободно и творчески мыслящей личности;

·               формировать у обучающихся представление о целостности окружающего мира при его территориальном многообразии, сложных проблемах, встающих перед человечеством, имеющих свои специфические особенности в разных странах;

·               служить одной из основ формирования духовности, воспитания патриотизма, интернационализма, будущих граждан России, уважения их к культуре, истории не только своей Родины, но и других стран и народов, экономического и эстетического воспитания;

·               способствовать формированию картографической грамотности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tematicheskoe_plan_7_klass.docx46.86 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

 «Атамановская средняя общеобразовательная школа»

            Программа рекомендована                                                                           Утверждаю

            к работе Педагогическим советом                                                              Директор школы

            Протокол №_____________ г.                                                           __________Т.Н.Колокольцова

             Программа рассмотрена на ШМО

             учителей естественного цикла

             Протокол №__ от_________ г.                                                               Приказ №____________ г.

Рабочая программа

по географии

для 7 класса на 70 часов

на 2014-2015 учебный год

Составитель: Ю.В. Разувалова

учитель географии

Атаманово, 2014

Пояснительная записка

        1.) Рабочая программа по географии для 7 класса  составлена в соответствие «Сборника нормативных документов. География» (Федеральный компонент Государственного стандарта) составитель Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. – М.: Дрофа, 2007.; и на основе Николина В.В., Алексеев А. И., Липкина Е.К.  География. Программы общеобразовательных учреждений 6-9, 10-11 классы. Предметная линия учебников "Полярная звезда". 5-9 классы: пособие для учителей общеобразоват. учреждений. -  Москва "Просвещение", 2010.

        2.) Цель изучения географии 7 класса – развитие у обучающихся глобальных и региональных представлений о природе Земли, о людях, её населяющих, об их хозяйственной деятельности, особенностях жизни и различных природных условиях.

        Задачи изучения географии 7 класса:

  • способствовать формированию географического мышления обучающихся, развитию свободно и творчески мыслящей личности;
  • формировать у обучающихся представление о целостности окружающего мира при его территориальном многообразии, сложных проблемах, встающих перед человечеством, имеющих свои специфические особенности в разных странах;
  • служить одной из основ формирования духовности, воспитания патриотизма, интернационализма, будущих граждан России, уважения их к культуре, истории не только своей Родины, но и других стран и народов, экономического и эстетического воспитания;
  • способствовать формированию картографической грамотности.

        При обучении обучающихся используются следующие методы: исследовательский, проблемный, репродуктивный и др.; формы уроков: лекции, деловая игра, семинар, практические работы и т. д.; приемы: работа с терминологией, разминка, отгадывание кроссвордов, работа с контурными картами,  работы с учебником, составление опорных схем, таблиц и т.д.

        Требования к уровню подготовки обучающихся 7 класса:

  1. Называть (показывать):
  • основные географические объекты, изучаемые в курсе;
  • состав географической оболочки, источники энергии процессов, происходящих в ГО, зональные комплексы ГО. Закономерности отдельных геосфер планеты, основные свойства, закономерности ГО;
  • отличия материковой коры от океанической; крупные литосферные плиты, платформы, складчатые области, сейсмические пояса, области вулканизма;
  • климатообразующие факторы, климатические пояса, основные типы воздушных масс, области пассатов, муссонов, западного переноса воздуха;
  • океаны, моря, заливы, проливы, основные течения; ресурсы океанов, районы добычи полезных ископаемых и других ресурсов, природные пояса, виды хозяйственной деятельности человека в океанах, примеры антропогенных изменений в природе океанов, меры по охране вод, крупнейшие порты;
  • предполагаемые пути расселения человека по материкам и основные районы повышенной плотности населения на Земле, крупнейшие народы Земли, виды хозяйственной деятельности людей, крупнейшие страны континентов и их столицы;
  • в результате изучения материков: имена путешественников и исследователей континента и результаты их работы; крупные объекты береговой линии; крупные формы рельефа, месторождения полезных ископаемых; климатообразующие факторы, преобладающие воздушные массы, климатические пояса, важнейшие реки и озера, источники питания рек, размещение на материке природных зон, характерные представители растительности и животного мира основных природных зон континентов;
  • районы повышенной плотности размещения населения на материках, крупнейшие народы, ареалы их распространения; крупные регионы материка, различающиеся природными особенностями и хозяйственной деятельностью населения; страны, входящие в состав региона, а также крупнейшие по площади и населению страны, природные богатства стран, основные виды хозяйственной деятельности населения стран, столицы государств, крупнейшие заповедники и национальные парки материков, меры по охране природы континентов; в Океании наиболее крупные острова и архипелаги.
  1. Определять:
  • географическое положение материка (океана), координаты крайних точек, протяженность материка севера на юг и с запада на восток в градусной мере и километрах; географическое положение крупных островов и архипелагов  Океании;
  • географическое положение страны и её столицы; по картам различного содержания особенности природы регионов и отдельных стран, их природные богатства, особенности размещения и состав населения; степень благоприятности природных условий для жизни людей в стране;
  • по климатическим картам распределение на поверхности Земли температур и осадков.

3.Описывать:

  • по схемам круговороты вещества, схему строения ПК;
  • особенности географического положения материка в сравнении с другими материками; особенности крупных форм рельефа, климат отдельных территорий, реку (по выбору); географическое положение природных зон, смену высотных поясов в горах, компоненты природных зон (по  выбору); по картам  одну из стран ( по выбору); один из регионов ( по выбору);  природу одного из островов Океании( по выбору).

4.Объяснять:

  • существенные признаки понятий «платформа», «рельеф», «воздушная масса», «пассаты», «географическая оболочка», «природный комплекс», «природная зона», «широтная зональность», «высотная поясность», «географическое положение материка», «режим реки»;
  • причины географической зональности, целостности, ритмичности процессов в ГО;
  • значение природных богатств для человечества, влияние природы на условия жизни людей, причины изменений природы под воздействием хозяйственной деятельности, необходимость международного сотрудничества в использовании природных богатств и в деле охраны природы;
  • роль океана в жизни Земли, свойства вод, образовании течений, различия свойств водных масс океана;
  • особенности рельефа дна океанов, образование течений, различия свойств водных масс океана;
  • особенности рельефа дна океанов, образование течений и их влияние на природу прилегающей суши, различия в природе отдельных частей каждого из океанов;
  • влияние географического положения на особенности природы континента (океана);
  • образование и размещение крупных форм рельефа Земли;
  • влияние климата на жизнь, быт, хозяйственную деятельность человека, свойства основных типов воздушных масс, причины возникновения областей повышенного и пониженного давления воздуха, причины неравномерного распределения осадков на Земле;
  • влияние освещенности на ритмы в природе, причины зональной и азональной дифференциации природных комплексов и всей ГО в целом;
  • размещение крупных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых на материках в зависимости от строения земной коры;
  • причины формирования типов климата на континенте, особенности питания и режима рек, особенности растительности и животного мира природных зон;
  • причины размещения отдельных зон, различия в почвах, растительности и животном мире природных зон. Причины антропогенных изменений в природных зонах;
  • особенности хозяйственной деятельности населения, а также изменение природы континента под влиянием деятельности человека;
  • причины опасных природных явлений.

      Программа рассчитана на 70 часов, 2 часа в неделю, запланированных практических работ 28.

Часы резервного времени распределены дополнительно на темы:

  • материки и  страны  - 8 часов

       

Тематическое планирование курса «Географии. Страны и континенты» 7 класс

№ п/п

Содержание

Количество часов

Всего

Практическая работа

1

Тема 1. Введение

3

1

2

Тема 2. Население Земли

6

3

3

Тема 3. Природа Земли

14

4

4

Тема 4. Природные комплексы и регионы

5

2

5

Тема 5. Материки и страны

42

18

6

Итого:

70

28

Календарно-тематическое планирование  курса «Географии. Страны и континенты» 7 класс

Дата

№ урока в теме

Тема  урока

Практическая работа

Тема 1. Введение 3 ч

1

Как мы будем изучать географию в 7 классе

2

Учимся с "Полярной звездой" (1)

Практическая работа №1  Анализ фотографий, рисунков, картин

3.

Географические карты

Тема 2.Население Земли 6ч

1

Народы, языки и религии

2

Народы и плотность населения

Практическая работа №2 Анализ карты «Народы и плотность населения»

3

Города и сельские поселения

4

Крупнейшие города мира

Практическая работа №3 Определение по карте крупнейших городов мира

5

Учимся с "Полярной звездой" (2)

Практическая работа №4 Изучение населения по картам и диаграммам

6

Страны мира

Тема 3.  ПРИРОДА ЗЕМЛИ 14ч

1

Развитие земной коры

2

Земная кора на карте

Практическая работа №5 Обозначение на контурной карте платформ и горных систем.

3

Природные ресурсы земной коры

Практическая работа №6 Определение по карте строения земной коры закономерностей размещения топливных и рудных полезных ископаемых.

4

Температура воздуха на разных широтах

5

Давление воздуха и осадки на разных широтах

6

Общая циркуляция атмосферы

7

Климатические пояса и области Земли

Практическая работа №7 Описание одного из климатических поясов по плану: а) название; б) положение относительно экватора и полюсов; в) господствующие воздушные массы; г) средние температуры января и июля; д) годовое количество осадков; е) климатические различия и их причины; ж) приспособленность населения к климатическим условиям данного пояса.

8

Климатические диаграммы

9

Океанические течения

10

Реки и озера Земли

Практическая работа №8 Нанесение контурную карту крупнейшие реки и озера Земли.

11

Учимся с "Полярной звездой" (3). Поиск информации в интернете

12

Растительный и животный мир Земли

13

Почвы

14

Контрольная работа по теме «Природа Земли»

Тема 4. ПРИРОДНЫЕ КОМПЛЕКСЫ И РЕГИОНЫ 5ч

1

Природные зоны Земли

Практическая работа №9 Описание природной зоны по плану.

2

Тихий и Северный Ледовитый океаны

3

Атлантический и Индийский океаны

Практическая работа №10 Описание океана по плану.

4

Материки как крупные природные комплексы Земли

5

Деление Земли и мира на части

Тема 5. Материки и страны 42ч

1

Африка: образ материка

Практическая работа №11 Обучение определению географического положения.

2

Практическая работа

Практическая работа №12 Определение географических координат крайних точек, протяженности материка с севера на юг в градусной мере и километрах.

3

Африка в мире

4

Африка: путешествие (1)

Практическая работа №13 Обозначение на контурной карте крупных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых.

5

Африка: путешествие (2)

6

Многообразие стран Африки. Египет

Практическая работа №14 Составление описания природы, населения и его хозяйственной деятельности одной из стран материка.

7

Тест по теме "Африка".

Учимся с «Полярной звездой» (4)

8

Австралия: образ материка

  Практическая работа №15 Определение по карте географического положения Австралии

9

Австралия: путешествие

Практическая работа №16 Сравнение географического положения Австралии и Африки.

10

Антарктида

       

11

Южная Америка: образ материка (1)

Практическая работа №17 Определение сходства и различий в рельефе Африки и Южной Америки.

12

Южная Америка: образ материка (2)

Практическая работа №18 Сравнительное описание крупных речных систем Южной Америки и Африки.

13

Латинская Америка в мире

Практическая работа №19 Составление описания природы, населения и его хозяйственной деятельности одной из стран материка.

14

Южная Америка: путешествие (1)

15

Южная Америка: путешествие (2)

Практическая работа № 20 Нанести на контурную карту географические объекты Южной Америки.

16

Бразилия. Тест по теме "Южная Америка"

17

Северная Америка: образ материка

Практическая работа № 21 Определение географического положения Северной Америки.

18

Практическая работа

Практическая работа №22 Сравнение климата отдельных частей материка, распложенных в одном климатическом поясе, оценка климатических условий для жизни и хозяйственной деятельности населения.

19

Англо-Саксонская Америка

20

Северная Америка: путешествие (1)

21

Северная Америка: путешествие (2)

Практическая работа № 23 Составление описания путешествия по одной из стран континента с определением особенностей природы населения, его хозяйственной деятельности (по линии следования).

22

Соединенные Штаты Америки. Тест по теме "Северная Америка"

23

Особенности географического положения Евразии

24

Евразия: образ материка (1)

25

Евразия: образ материка (2)

Практическая работа № 24 Сравнение климата Евразии с климатом Северной Америки.

26

Европа в мире

27

Европа: путешествие (1)

28

Европа: путешествие (2)

Практическая работа № 25  Нанести на контурную карту географические объекты Европы.

29

Германия

30

Франция

31

Великобритания

32

Азия в мире

33

Азия: путешествие (1)

34

Азия: путешествие (2)

Практическая работа № 26  Нанести на контурную карту географические объекты Азии.

35

Китай

36

Индия

Практическая работа № 27 Составление по картам и другим источникам описания одной из стран Европы или Азии.

37

Практическая работа

Практическая работа № 28 Сравнение природных зон по 40-ой параллели в Евразии и Северной Америки, выявления черт сходства и различия в чередовании зон, в степени их антропогенного изменения.

38

Россия в мире

39

Итоговый тест по курсу «Страны и континенты»

40

 Учимся с "Полярной звездой" (5)»

41

Проект «Традиции и обычаи народов мира

42

Защита проекта «Традиции и обычаи народов мира»

Учебно-методический комплекс:

1. География. Страны и континенты: Учебник  7 класс: учеб. для общеобразоват.  учреждений под ред. Алексеева, М: Просвещение. – М.: Просвещение,2010.

2. География: 7 класс: Мой тренажер: Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. Автор: Николина В.В. М: Просвещение.

3. Атлас по географии материков и океанов для 7 класса.

Литература для учителя:

1. Географическая картина мира: в 2 кн. кн. II: Региональная характеристика мира. - М.: Дрофа,2004.

2.Контрольно-измерительные материалы. География : 7 класс / Е.А. Жижина. – М.: ВАКО, 2012.

4. География в таблицах. 6-10 кл.: справочное пособие/ В.В. Климанов. М.: Дрофа, 2006.

5. Беловолова Е.А. Формирование ключевых компетенций на уроках географии: 6-9 классы: методическое пособие / Е.А. Беловолова. - М.: Вентана-Граф, 2010.

6. Гусева Е.Е. География : 7 класс : "Конструктор" текущего контроля: пособие для учителя / Е.Е. Гусева; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, из-во "Просвещение". - М.: Просвещение,2008.

7. Махов С.И. География. Поурочные разработки. 7 класс : пособие для учителей общеобразоват. учреждений / С.И. Махов, И.П. Махова. - М.: Просвещение,2009.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРЕДМЕТ ГЕОГРАФИЯ КЛАСС 6

В соответствии с ФГОС, на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и требований к его результатам традиционный курс 5-6  классов входит в первый блок базового содержания дисципл...

Рабочая программа по географии 5 класс.В.В. Николина, А.И. Алексеев Е.К. Липкина Программа География. Предметная линия учеб-ник «Полярная звезда» . М., «Просвещение», 2019.

Рабочая программа по географии 5 класс. В.В. Николина, А.И. Алексеев  Е.К. Липкина  Программа География. Предметная линия учебник «Полярная  звезда» . М., «Просве...

Рабочая программа по географии 6 класс. В.В. Николина, А.И. Алексеев Е.К. Липкина Программа География. Предметная линия учебник «Полярная звезда» . М., «Просвещение», 2019.

Рабочая программа по географии 6 класс. В.В. Николина, А.И. Алексеев  Е.К. Липкина  Программа География. Предметная линия учебник «Полярная  звезда» . М., «Просвещение...

Рабочая программа по географии 7 класс. В.В. Николина, А.И. Алексеев Е.К. Липкина Программа География. Предметная линия учебник «Полярная звезда» . М., «Просвещение», 2019.

Рабочая программа по географии 7 класс. В.В. Николина, А.И. Алексеев  Е.К. Липкина  Программа География. Предметная линия учебник «Полярная  звезда» . М., «Просвещение...

Рабочая программа по географии 8 класс. В.В. Николина, А.И. Алексеев Е.К. Липкина Программа География. Предметная линия учебник «Полярная звезда» . М., «Просвещение», 2019.

Рабочая программа по географии 8 класс. В.В. Николина, А.И. Алексеев  Е.К. Липкина  Программа География. Предметная линия учебник «Полярная  звезда» . М., «Просвещение...

Рабочая программа по географии 9 класс. В.В. Николина, А.И. Алексеев Е.К. Липкина Программа География. Предметная линия учебник «Полярная звезда» . М., «Просвещение», 2019.

Рабочая программа по географии 9 класс. В.В. Николина, А.И. Алексеев  Е.К. Липкина  Программа География. Предметная линия учебник «Полярная  звезда» . М., «Просвещение...

Рабочая программа по географии 10 класс. В.В. Николина, А.И. Алексеев Е.К. Липкина Программа География. Предметная линия учебник «Полярная звезда» . М., «Просвещение», 2019.

Рабочая программа по географии 10 класс. В.В. Николина, А.И. Алексеев  Е.К. Липкина  Программа География. Предметная линия учебник «Полярная  звезда» . М., «Просвещени...