Календарно-тематическое планирование и рабочая программа по географии, 5 класс, к линии учебников "Полярная звезда".
рабочая программа по географии (5 класс)

Семченко Александр Николаевич

Мобильное планирование бесплатно. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Кал-тем гео 5 класс47.15 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение                                                                       Копанищенская основная общеобразовательная школа

Рабочая программа

Наименование учебного предмета___ география___

Класс____________5_________________  

Учитель__________Семченко А.Н.________

Учебный год реализации программы ____2020 - 2021__

Количество часов по учебному плану:

 всего   ___35 ч____;        в неделю  ______1______

Учебник___5 класс____под ред. А.И. Алексеева._____2019 г.       Из-во «Просвещение»  ___Рекомендован Министерством образования Р.Ф.___

(название, автор, год издания, кем рекомендовано)

Рабочую программу составил ______________/ Семченко А.Н./____

                                                                                                               подпись                    расшифровка  подписи

Нормативно – правовая база.

Рабочая программа по предмету география для обучающихся 5 класса составлена в соответствии с нормативными документами:

  • Закон «Об образовании» №273 от 29.12.2012г;
  • ФГОС основного общего образования утвержден приказом Минобрнауки России от  17.12.2010 №1897.
  • ООП  МКОУ Копанищенская ООШ
  • Программы формирования универсальных учебных действий;
  • Список учебников ОУ, соответствующий Федеральному перечню учебников, утвержденных, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях на 2020-2021 учебный год, реализующих программы общего образования в соответствиии с ФГОС ООО.  
  • Рекомендации по оснащению общеобразовательных учреждений учебным и учебно-лабораторным оборудованием, необходимым для реализации ФГОС основного общего образования, организации проектной деятельности, моделирования и технического творчества обучающихся (Рекомендации Министерства образования и науки РФ от 24.11.2011.  № МД-1552/03)
  • Программы основного общего образования по географии. 5—9 классы. Авторы А.И. Алексеев и др.

1. Результаты освоения учебного предмета

Обучение географии в основной школе должно быть направлено на достижение следующих личностных результатов:

1) воспитание российской гражданской идентичности, патриотизма,

любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей

этнической принадлежности, знание языка, культуры своего народа, своего края, общемирового культурного наследия; усвоение традиционных

ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства долга перед Родиной;

2) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, а также социальному, культурному, языковому и духовному многообразию современного мира;

3) формирование ответственного отношения к учению, готовности и

способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к

обучению и познанию, выбору профильного образования на основе информации о существующих профессиях и личных профессиональных

предпочтений, осознанному построению индивидуальной образовательной траектории с учётом устойчивых познавательных интересов;

4) формирование познавательной и информационной культуры, в том

числе развитие навыков самостоятельной работы с учебными пособиями,

книгами, доступными инструментами и техническими средствами информационных технологий;

5) формирование толерантности как нормы осознанного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению,

культуре, языку, вере, гражданской позиции; к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и мира;

6) освоение социальных норм и правил поведения в группах и сообществах, заданных институтами социализации соответственно возрастному статусу обучающихся, а также во взрослых сообществах; формирование основ социально-критического мышления; участие в школьном

самоуправлении и в общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;

7) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора; формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

8) формирование коммуникативной компетентности в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;

9) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни;

усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей;

10) формирование экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;

11) осознание важности семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

- овладение на уровне общего образования законченной системой географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях;

- осознание ценности географического знания как важнейшего компонента научной картины мира;

- сформированность устойчивых установок социально-ответственного поведения в географической среде — среде обитания всего живого, в том числе и человека.

Метапредметиые результаты освоения выпускниками основной школы программы по географии заключаются в формировании и развитии посредством географического знания:

- познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;

- гуманистических и демократических ценностных ориентации, готовности следовать этическим нормам поведения в повседневной жизни и производственной деятельности;

- способности к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений, умения управлять своей познавательной деятельностью;

- готовности к осознанному выбору дальнейшей профессиональной траектории в соответствии с собственными интересами и возможностями.

Кроме того, к метапредметным результатам относятся универсальные способы деятельности, формируемые в том числе и в школьном курсе географии и применяемые как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях:

- умения организовывать свою деятельность, определять, ее цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты;

- умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информационных технологий;

- организация своей жизни в соответствии с общественно значимыми представлениями о здоровом образе жизни, правах и обязанностях гражданина, ценностях бытия и культуры, социального взаимодействия;

- умение оценивать с позиций социальных норм собственные поступки и поступки других людей;

- умения взаимодействовать с людьми, работать в коллективах с выполнением различных социальных ролей, представлять себя, вести дискуссию, написать письмо, заявление и т. п.;

- умения ориентироваться в окружающем мире, выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках, принимать решения.

Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по географии являются: - формирование представлений о географической науке, ее роли в освоении планеты человеком, о географических знаниях как компоненте научной картины мира, их необходимости для решения современных практических задач человечества и своей страны, в том числе задачи охраны окружающей среды и рационального природопользования;

- формирование первичных навыков использования территориального подхода как основы географического мышления для осознания своего места в целостном, многообразном и быстро изменяющемся мире и адекватной ориентации в нем;

- формирование представлений и основополагающих теоретических знаний о целостности и неоднородности Земли как планеты людей в пространстве и во времени, основных этапах ее географического освоения, особенностях природы, жизни, культуры и хозяйственной деятельности людей, экологических проблемах на разных материках и в отдельных странах;

- овладение элементарными практическими умениями использования приборов и инструментов для определения количественных и качественных характеристик компонентов географической среды, в том числе ее экологических параметров;

- овладение основами картографической грамотности и использования географической карты как одного из «языков» международного общения;

- овладение основными навыками нахождения, использования и презентации географической информации;

- формирование умений и навыков использования разнообразных географических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к условиям территории проживания, соблюдения мер безопасности в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;

- формирование представлений об особенностях экологических проблем на различных территориях и акваториях, умений и навыков безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде.

 

2. Содержание предмета.

   Данный учебный предмет занимает важное место в системе общего образования школьников, потому, что формирует целостное представление о мире, о взаимосвязях между человеком и окружающей средой. Развивает ребенка согласно требованиям современного образования и структуры ФГОС.

Особенность построения курса состоит в том, что он формирует знания из разных областей наук о Земле — картографии, геологии, географии, почвоведения и др. Эти знания позволяют видеть, понимать и оценивать сложную систему взаимосвязей в природе.

Цель курса – является развитие географических знаний, умений, опыта творческой деятельности и эмоционально-ценностного отношения к миру, необходимых для усвоения географии в средней школе и понимания закономерностей и противоречий развития географической оболочки.

Задачи курса:

 – формирование представлений о единстве природы, объяснение простейших взаимосвязей процессов и явлений природы, ее частей;

- формирование представлений о структуре, развитии во времени и пространстве основных геосфер, об особенностях их взаимосвязи на планетарном, региональном и локальном уровнях;

- развитие представлений о разнообразии природы и сложности протекающих в ней процессов;

- развитие представлений о размещении природных и социально-экономических объектов;

- развитие специфических географических и общеучебных умений;

- развитие понимания воздействия человека на состояние окружающей среды.

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение географии в 5 классе в объёме 35 часов.

В содержание примерной программы и программы к завершённой линии учебников по географии  для 5 класса внесены следующие дополнения и изменения, общий объём которых не превышает 15%:

  1. Отменена практическая работа «Организация фенологических наблюдений в природе» - как не соответствующая тематике раздела (географические открытия). Вместо нее добавлена еще одна практическая работа «Обозначение на контурной карте маршрутов путешествий, географических объектов, открытых в разные периоды».
  2. Отменена практическая работа «Выявление закономерностей изменения продолжительности дня и высоты Солнца над горизонтом в зависимости от времени года на территории своей местности» как избыточная, заменена игрой «Линии на карте», для закрепления знаний линий на карте и их значений.
  3. Мировой проект по теме «Литосфера» заменен на краеведческий, т.к. ученики должны узнавать формы рельефа на местности (практическое применение географии).    

 В рабочей программе учтены идеи и положения Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Программы развития и формирования универсальных учебных действий, которые обеспечивают формирование российской гражданской идентичности, овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу для саморазвития обучающихся, коммуникативных качеств личности.

 Способы оценки планируемых результатов образовательного процесса.

Результаты образовательного процесса

формы контроля

Личностные

1. Умение говорить предложениями (5 баллов).

2. Умение формировать точные и полные ответы (до 5 баллов).

3. Правописание географической терминологии (до 5 баллов).

4. Аккуратность оформления работ (1 балл).

5. Полное выполнение письменных работ (до 5 баллов).

6. Соответствие письменных работ заданиям (до 5 баллов).

7. Точность выполнение задания учителя (1 балл).

8. Умение слушать (1 балл).

9. Быстро ориентироваться по карте (до 5 баллов).

10. Самостоятельность при выполнении заданий (до 2 баллов).

11. Умение анализировать и рассуждать (1 балл).

12. Умение создавать (до 2 баллов).

Метапредметные

1. Игры по карте (5 балл).

2. Командные и индивидуальные действия по теме (1 балл).

3. Игры и работа в парах (5 балл).

4. Ведение рабочей тетради (5 балл).

Предметные  

1. Устный опрос по теме (до 5 баллов).

2. Письменная работа по теме (до 5 баллов).

3. Практическая работа в контурных картах по теме (до 5 баллов).

4. Работа с картой у доски по теме (до 5 баллов).

5. Тестирование по теме, разделу или за период времени (до 5 баллов).

6. Контрольная работа на знание терминологии (до 5 баллов).

7. Кроссворд по теме, разделу или за период времени (до 5 баллов).

8. Проект в виде презентации по теме (до 5 баллов).

9. Исследовательская работа по теме или научному направлению (до 5 баллов).

Пояснения к таблице.

«1-2 балла» - уменьшение или увеличение оценки в зависимости от результата.

«5 баллов» - пятибалльная шкала оценивания.

Процентные соотношения итогового тестирования и контрольных работ

Баллы

Проценты

Оценка  

менее 5 из 10

менее 50%

2

от 5 до 7 б. из 10

50% - 70%

3

от 7 б. до 8 б. из 10

70% - 80%

4

9 б. - 10 б. из 10

90% - 100%

5

Рабочая программа составлена с учётом индивидуальных особенностей обучающихся  5 класса и специфики данного классного коллектива.

Основное содержание программы(35 часов).

Раздел 1. Географическое изучение Земли

Введение. География — наука о планете Земля

Что изучает география. Географические объекты, процессы и явления.

Как география изучает Землю.

Практическая работа

Организация фенологических наблюдений в природе.

Тема 1. Развитие географических знаний о Земле

География в древности: Древняя Индия, Древний Египет, Древний

Восток, Древняя Греция. Учёные античного мира — Аристотель, Эратосфен, Птолемей. Экспедиции Т. Хейердала как модель путешествий в

древности.

География в эпоху Средневековья: путешествия и открытия португальцев, русских землепроходцев. Путешествия Марко Поло и Афанасия Никитина.

Эпоха Великих географических открытий. Открытие Нового света —

экспедиция Христофора Колумба. Первое кругосветное плавание Фернана Магеллана. Значение Великих географических открытий.

Географические открытия XVII—XIX вв. Поиски Южной Земли — открытие Австралии. Первая русская кругосветная экспедиция И. Ф. Крузенштерна и Ю. Ф. Лисянского. Русская экспедиция Ф. Ф. Беллинсгаузена и М. П. Лазарева — открытие Антарктиды.

Современные географические исследования. Исследование полярных

областей Земли. Изучение Мирового океана. Космические исследования.

Географические исследования Новейшего времени. Актуальные проблемы

развития человечества и России, решение которых невозможно без участия географов.

Практические работы

1) Обозначение на контурной карте маршрутов путешествий, географических объектов, открытых в разные периоды.

2) Составление списка источников информации по теме «Имена русских первопроходцев и мореплавателей на карте мира» (по выбору учителя).

Раздел 2. Земля — планета Солнечной системы

Земля в Солнечной системе и во Вселенной. Земля и Луна. Форма,

размеры Земли, их географические следствия.

Движение Земли вокруг оси. Земная ось и географические полюсы.

Следствия осевого вращения Земли.

Географические следствия движения Земли вокруг Солнца. Смена времён года на Земле. Дни весеннего и осеннего равноденствия, летнего и

зимнего солнцестояния. Неравномерное распределение солнечного света

и тепла на поверхности Земли. Пояса освещённости. Тропики и полярные круги. Влияние Космоса на Землю и жизнь людей.

Практические работы

1) Характеристика событий, происходящих на экваторе, в тропиках, на

полярных кругах и полюсах Земли в дни равноденствий и солнцестояний.

2) Выявление закономерностей изменения продолжительности дня и

высоты Солнца над горизонтом в зависимости от времени года на территории своей местности.

Раздел 3. Изображения земной поверхности

Тема 2. План и топографическая карта

Глобус, план, аэрофотоснимки и космические снимки. Географический атлас. Масштаб топографического плана и карты и его виды. Условные знаки плана и карты и их виды. Способы изображения неровностей

земной поверхности на планах и картах. Ориентирование на местности.

План местности. Определение направлений на плане. Глазомерная съёмка. Полярная и маршрутная съёмки. Ориентирование по плану местности.

Разнообразие планов и области их применения.

Практическая работа

Проведение полярной съёмки и составление плана местности.

Тема 3. Географические карты

Разнообразие географических карт и их классификация. Виды географических карт. Способы изображения на мелкомасштабных географических

картах. Масштаб географических карт. Искажения на географических картах.

Градусная сетка: параллели и меридианы на глобусе и картах. Экватор и

нулевой (начальный, Гринвичский) меридиан. Географические координаты.

Географическая широта и географическая долгота. Измерение расстояний по

карте. Использование карт в жизни и хозяйственной деятельности людей.

Практические работы

1) Определение направлений и расстояний на карте.

2) Определение географических координат точек на глобусе и картах.

Раздел 4. Оболочки Земли

Тема 4. Литосфера — каменная оболочка Земли

Литосфера — твёрдая оболочка Земли. Внутреннее строение Земли:

ядро, мантия, земная кора. Строение земной коры: материковая (континентальная) и океаническая кора.

Вещества земной коры: минералы и горные породы. Образование горных пород. Магматические, осадочные и метаморфические горные породы. Круговорот горных пород.

Рельеф земной поверхности. Планетарные формы рельефа — материки и впадины океанов. Острова. Формы рельефа суши: горы и равнины.

Различие гор по высоте. Разнообразие равнин по высоте. Виды равнин

по внешнему облику.

Внутренние и внешние процессы образования рельефа. Движение литосферных плит. Образование гор. Вулканы и землетрясения. Выветривание — разрушение и изменение горных пород и минералов под действием внешних процессов. Виды выветривания. Формирование рельефа земной поверхности как результат действия внутренних и внешних сил.

Деятельность человека, преобразующая земную поверхность, и связанные с ней экологические проблемы.

Рельеф дна Мирового океана. Части подводных окраин материков.

Срединно-океанические хребты. Ложе океана, его рельеф.

Практические работы

1) Сравнение свойств горных пород.

2) Нанесение на контурную карту географического положения островов, полуостровов, высочайших гор и обширных равнин мира.

3) Описание местоположения горной системы или равнины по физической карте.

5. Тематическое планирование - 5 кл. (география). Игра. При 1 часе в неделю.

№ п/п

Тема

Кол-во часов

Дата

По плану.

Факт.

1 четверть.

9

Введение и на какой Земле мы живем.

7

1

Что изучает география.

(Игра – «Суша и море» (материки, океаны и др. объекты на карте).)

1

2

Как люди открывали Землю.                                                           (Опрос.   НАЧАЛО РАБОТЫ С КОНТУРНЫМИ КАРТАМИ.)

1

3

Как люди открывали Землю. Практическая работа № 1 Обозначение на контурной карте маршрутов путешествий, географических объектов, открытых в разные периоды. (контурные карты стр. 2-3).  

1

4

Российские путешественники. Практическая работа № 2 Обозначение на контурной карте маршрутов путешествий, географических объектов, открытых в разные периоды.   (контурные карты стр. 4-5).  

1

5

Современная география.   (Игра – «В слова» (организация работы на повторение терминов).)

1

6

Контрольная работа «Термины».     

1

7

Контрольная работа: «Развитие знаний о Земле».  

1

Планета Земля.

5

8

Мы во Вселенной. (Игра – «В слова» (организация работы на усвоение).)

1

9

Движения Земли. Практическая работа № 3

Характеристика событий, происходящих на экваторе, в тропиках, на полярных кругах и полюсах Земли в дни равноденствий и солнцестояний. (таблицей: причины – следствия).

1

2 четверть

7

10

Солнечный свет на Земле. (Игра «Линии на карте».)

1

11

Контрольная работа «Термины».     

1

12

Контрольная работа: «Планета Земля».

1

План и карта.

12

13

Ориентирование. (Работа в рабочей тетради).

1

14

Земная поверхность на плане и карте. (Работа в рабочей тетради)

1

15

Земная поверхность на плане и карте. (Опрос.)

1

16

Учимся с полярной звездой. Практическая работа № 5

Проведение полярной съёмки и составление плана местности. (в рабочей тетради).

1

3 четверть

10

17

Географическая карта. (Работа в рабочей тетради.)

1

18

Градусная сетка. Практическая работа № 6

Определение направлений и расстояний на карте. (контурные карты стр. 6-7).  

1

19

Географические координаты. (Опрос.)

1

20

Географические координаты.  Практическая работа № 7

Определение географических координат точек на глобусе и картах.  (контурные карты стр. 6-7).    

1

21

Учимся с полярной звездой. (Работа в рабочей тетради.)

1

22

Контрольная работа: «Условные знаки плана».

1

23

Контрольная работа «Термины».

1

24

Контрольная работа: «Модели Земли».

1

Литосфера.

10

25

Земная кора. (изготовление модели «Внутренние строение Земли»)

1

26

Горные породы. Практическая работа № 8

 Сравнение свойств горных пород.

1

4 четверть

9

27

Движения земной коры. (Опрос.)  

1

28

Движения земной коры.  (Рабочая тетрадь. Стр. 73 зад. 6 уч.)

1

29

Рельеф Земли. Равнины и горы. (Обучающая игра по карте «кто быстрее»: «Найди форму рельефа»).

1

30

Рельеф Земли. Равнины и горы. Практическая работа № 9 Нанесение на контурную карту географического положения островов, полуостровов, высочайших гор и обширных равнин мира. (контурные карты стр. 8-9).  

1

31

Учимся с полярной звездой. Практическая работа № 10 Описание местоположения горной системы или равнины по физической карте. (таблицей – по сторонам горизонта).    

1

32

Литосфера и человек. (Выполнение проектного задания по своей местности – тема: «Формы рельефа нашей местности, как объект экскурсионной деятельности»). Маятниковая экскурсия.

1

33

Контрольная работа «Термины».

1

34

Контрольная работа: «Литосфера».

1

35

Контрольная работа за год: «Оболочки Земли».

1

35


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое планирование и рабочая программа для 8 класса УМК О.В.Афанасьева, И.В.Михеева. Английский язык. 4-й год обучения.

Календарно-тематическое планирование и рабочая программа для 8 класса УМК О.В.Афанасьева, И.В.Михеева. Английский язык. 4-й год обучения....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРЕДМЕТ ГЕОГРАФИЯ КЛАСС 6

В соответствии с ФГОС, на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и требований к его результатам традиционный курс 5-6  классов входит в первый блок базового содержания дисципл...

Тематическое планирование к рабочей программе, физика, 7 класс, учебник А. В. Перышкин, ФГОС

Тематическое (почасовое) планирование по физике, 7 класс, учебник А. В. Перышкин, разработано в соответствии с требованиями ФГОС во время учебы на курсах повышения квалификации....

Календарно-тематическое планирование к Рабочей программе 5-8 классы

Календарно-тематическое планирование  по Технологии для 5-8 классов на 2018-2019 учебный год разработано в соответствии с Рабочей программой учебного предмета «Технология», утв...

Календарно-тематическое поурочное планирование уроков английского языка в 10 классе

Данное КТП расчитано на весь учебный год, содержит в себе такие понятия как тип урока, формы контроля и виды деятельности согласно  ФГОС. В КТП предусмотрены 12 контрольных работ по всем видам де...

Рабочая программа по географии 5 класс.В.В. Николина, А.И. Алексеев Е.К. Липкина Программа География. Предметная линия учеб-ник «Полярная звезда» . М., «Просвещение», 2019.

Рабочая программа по географии 5 класс. В.В. Николина, А.И. Алексеев  Е.К. Липкина  Программа География. Предметная линия учебник «Полярная  звезда» . М., «Просве...

Рабочая программа по географии. Класс: 6,7

Рабочая программа по географии. Класс: 6,7...