Календарно-тематическое планирование и рабочая программа по географии, 5 класс, к линии учебников "Полярная звезда".
рабочая программа по географии (5 класс)
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Копанищенская основная общеобразовательная школа
Рабочая программа
Наименование учебного предмета___ география___
Класс____________5_________________
Учитель__________Семченко А.Н.________
Учебный год реализации программы ____2020 - 2021__
Количество часов по учебному плану:
всего ___35 ч____; в неделю ______1______
Учебник___5 класс____под ред. А.И. Алексеева._____2019 г. Из-во «Просвещение» ___Рекомендован Министерством образования Р.Ф.___
(название, автор, год издания, кем рекомендовано)
Рабочую программу составил ______________/ Семченко А.Н./____
подпись расшифровка подписи
Нормативно – правовая база.
Рабочая программа по предмету география для обучающихся 5 класса составлена в соответствии с нормативными документами:
- Закон «Об образовании» №273 от 29.12.2012г;
- ФГОС основного общего образования утвержден приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 №1897.
- ООП МКОУ Копанищенская ООШ
- Программы формирования универсальных учебных действий;
- Список учебников ОУ, соответствующий Федеральному перечню учебников, утвержденных, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях на 2020-2021 учебный год, реализующих программы общего образования в соответствиии с ФГОС ООО.
- Рекомендации по оснащению общеобразовательных учреждений учебным и учебно-лабораторным оборудованием, необходимым для реализации ФГОС основного общего образования, организации проектной деятельности, моделирования и технического творчества обучающихся (Рекомендации Министерства образования и науки РФ от 24.11.2011. № МД-1552/03)
- Программы основного общего образования по географии. 5—9 классы. Авторы А.И. Алексеев и др.
1. Результаты освоения учебного предмета
Обучение географии в основной школе должно быть направлено на достижение следующих личностных результатов:
1) воспитание российской гражданской идентичности, патриотизма,
любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей
этнической принадлежности, знание языка, культуры своего народа, своего края, общемирового культурного наследия; усвоение традиционных
ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства долга перед Родиной;
2) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, а также социальному, культурному, языковому и духовному многообразию современного мира;
3) формирование ответственного отношения к учению, готовности и
способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к
обучению и познанию, выбору профильного образования на основе информации о существующих профессиях и личных профессиональных
предпочтений, осознанному построению индивидуальной образовательной траектории с учётом устойчивых познавательных интересов;
4) формирование познавательной и информационной культуры, в том
числе развитие навыков самостоятельной работы с учебными пособиями,
книгами, доступными инструментами и техническими средствами информационных технологий;
5) формирование толерантности как нормы осознанного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению,
культуре, языку, вере, гражданской позиции; к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и мира;
6) освоение социальных норм и правил поведения в группах и сообществах, заданных институтами социализации соответственно возрастному статусу обучающихся, а также во взрослых сообществах; формирование основ социально-критического мышления; участие в школьном
самоуправлении и в общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
7) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора; формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
8) формирование коммуникативной компетентности в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
9) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни;
усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей;
10) формирование экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
11) осознание важности семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
- овладение на уровне общего образования законченной системой географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях;
- осознание ценности географического знания как важнейшего компонента научной картины мира;
- сформированность устойчивых установок социально-ответственного поведения в географической среде — среде обитания всего живого, в том числе и человека.
Метапредметиые результаты освоения выпускниками основной школы программы по географии заключаются в формировании и развитии посредством географического знания:
- познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
- гуманистических и демократических ценностных ориентации, готовности следовать этическим нормам поведения в повседневной жизни и производственной деятельности;
- способности к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений, умения управлять своей познавательной деятельностью;
- готовности к осознанному выбору дальнейшей профессиональной траектории в соответствии с собственными интересами и возможностями.
Кроме того, к метапредметным результатам относятся универсальные способы деятельности, формируемые в том числе и в школьном курсе географии и применяемые как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях:
- умения организовывать свою деятельность, определять, ее цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты;
- умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информационных технологий;
- организация своей жизни в соответствии с общественно значимыми представлениями о здоровом образе жизни, правах и обязанностях гражданина, ценностях бытия и культуры, социального взаимодействия;
- умение оценивать с позиций социальных норм собственные поступки и поступки других людей;
- умения взаимодействовать с людьми, работать в коллективах с выполнением различных социальных ролей, представлять себя, вести дискуссию, написать письмо, заявление и т. п.;
- умения ориентироваться в окружающем мире, выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках, принимать решения.
Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по географии являются: - формирование представлений о географической науке, ее роли в освоении планеты человеком, о географических знаниях как компоненте научной картины мира, их необходимости для решения современных практических задач человечества и своей страны, в том числе задачи охраны окружающей среды и рационального природопользования;
- формирование первичных навыков использования территориального подхода как основы географического мышления для осознания своего места в целостном, многообразном и быстро изменяющемся мире и адекватной ориентации в нем;
- формирование представлений и основополагающих теоретических знаний о целостности и неоднородности Земли как планеты людей в пространстве и во времени, основных этапах ее географического освоения, особенностях природы, жизни, культуры и хозяйственной деятельности людей, экологических проблемах на разных материках и в отдельных странах;
- овладение элементарными практическими умениями использования приборов и инструментов для определения количественных и качественных характеристик компонентов географической среды, в том числе ее экологических параметров;
- овладение основами картографической грамотности и использования географической карты как одного из «языков» международного общения;
- овладение основными навыками нахождения, использования и презентации географической информации;
- формирование умений и навыков использования разнообразных географических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к условиям территории проживания, соблюдения мер безопасности в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;
- формирование представлений об особенностях экологических проблем на различных территориях и акваториях, умений и навыков безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде.
2. Содержание предмета.
Данный учебный предмет занимает важное место в системе общего образования школьников, потому, что формирует целостное представление о мире, о взаимосвязях между человеком и окружающей средой. Развивает ребенка согласно требованиям современного образования и структуры ФГОС.
Особенность построения курса состоит в том, что он формирует знания из разных областей наук о Земле — картографии, геологии, географии, почвоведения и др. Эти знания позволяют видеть, понимать и оценивать сложную систему взаимосвязей в природе.
Цель курса – является развитие географических знаний, умений, опыта творческой деятельности и эмоционально-ценностного отношения к миру, необходимых для усвоения географии в средней школе и понимания закономерностей и противоречий развития географической оболочки.
Задачи курса:
– формирование представлений о единстве природы, объяснение простейших взаимосвязей процессов и явлений природы, ее частей;
- формирование представлений о структуре, развитии во времени и пространстве основных геосфер, об особенностях их взаимосвязи на планетарном, региональном и локальном уровнях;
- развитие представлений о разнообразии природы и сложности протекающих в ней процессов;
- развитие представлений о размещении природных и социально-экономических объектов;
- развитие специфических географических и общеучебных умений;
- развитие понимания воздействия человека на состояние окружающей среды.
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение географии в 5 классе в объёме 35 часов.
В содержание примерной программы и программы к завершённой линии учебников по географии для 5 класса внесены следующие дополнения и изменения, общий объём которых не превышает 15%:
- Отменена практическая работа «Организация фенологических наблюдений в природе» - как не соответствующая тематике раздела (географические открытия). Вместо нее добавлена еще одна практическая работа «Обозначение на контурной карте маршрутов путешествий, географических объектов, открытых в разные периоды».
- Отменена практическая работа «Выявление закономерностей изменения продолжительности дня и высоты Солнца над горизонтом в зависимости от времени года на территории своей местности» как избыточная, заменена игрой «Линии на карте», для закрепления знаний линий на карте и их значений.
- Мировой проект по теме «Литосфера» заменен на краеведческий, т.к. ученики должны узнавать формы рельефа на местности (практическое применение географии).
В рабочей программе учтены идеи и положения Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Программы развития и формирования универсальных учебных действий, которые обеспечивают формирование российской гражданской идентичности, овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу для саморазвития обучающихся, коммуникативных качеств личности.
Способы оценки планируемых результатов образовательного процесса.
Результаты образовательного процесса | формы контроля |
Личностные | 1. Умение говорить предложениями (5 баллов). 2. Умение формировать точные и полные ответы (до 5 баллов). 3. Правописание географической терминологии (до 5 баллов). 4. Аккуратность оформления работ (1 балл). 5. Полное выполнение письменных работ (до 5 баллов). 6. Соответствие письменных работ заданиям (до 5 баллов). 7. Точность выполнение задания учителя (1 балл). 8. Умение слушать (1 балл). 9. Быстро ориентироваться по карте (до 5 баллов). 10. Самостоятельность при выполнении заданий (до 2 баллов). 11. Умение анализировать и рассуждать (1 балл). 12. Умение создавать (до 2 баллов). |
Метапредметные | 1. Игры по карте (5 балл). 2. Командные и индивидуальные действия по теме (1 балл). 3. Игры и работа в парах (5 балл). 4. Ведение рабочей тетради (5 балл). |
Предметные | 1. Устный опрос по теме (до 5 баллов). 2. Письменная работа по теме (до 5 баллов). 3. Практическая работа в контурных картах по теме (до 5 баллов). 4. Работа с картой у доски по теме (до 5 баллов). 5. Тестирование по теме, разделу или за период времени (до 5 баллов). 6. Контрольная работа на знание терминологии (до 5 баллов). 7. Кроссворд по теме, разделу или за период времени (до 5 баллов). 8. Проект в виде презентации по теме (до 5 баллов). 9. Исследовательская работа по теме или научному направлению (до 5 баллов). |
Пояснения к таблице.
«1-2 балла» - уменьшение или увеличение оценки в зависимости от результата.
«5 баллов» - пятибалльная шкала оценивания.
Процентные соотношения итогового тестирования и контрольных работ
Баллы | Проценты | Оценка |
менее 5 из 10 | менее 50% | 2 |
от 5 до 7 б. из 10 | 50% - 70% | 3 |
от 7 б. до 8 б. из 10 | 70% - 80% | 4 |
9 б. - 10 б. из 10 | 90% - 100% | 5 |
Рабочая программа составлена с учётом индивидуальных особенностей обучающихся 5 класса и специфики данного классного коллектива.
Основное содержание программы(35 часов).
Раздел 1. Географическое изучение Земли
Введение. География — наука о планете Земля
Что изучает география. Географические объекты, процессы и явления.
Как география изучает Землю.
Практическая работа
Организация фенологических наблюдений в природе.
Тема 1. Развитие географических знаний о Земле
География в древности: Древняя Индия, Древний Египет, Древний
Восток, Древняя Греция. Учёные античного мира — Аристотель, Эратосфен, Птолемей. Экспедиции Т. Хейердала как модель путешествий в
древности.
География в эпоху Средневековья: путешествия и открытия португальцев, русских землепроходцев. Путешествия Марко Поло и Афанасия Никитина.
Эпоха Великих географических открытий. Открытие Нового света —
экспедиция Христофора Колумба. Первое кругосветное плавание Фернана Магеллана. Значение Великих географических открытий.
Географические открытия XVII—XIX вв. Поиски Южной Земли — открытие Австралии. Первая русская кругосветная экспедиция И. Ф. Крузенштерна и Ю. Ф. Лисянского. Русская экспедиция Ф. Ф. Беллинсгаузена и М. П. Лазарева — открытие Антарктиды.
Современные географические исследования. Исследование полярных
областей Земли. Изучение Мирового океана. Космические исследования.
Географические исследования Новейшего времени. Актуальные проблемы
развития человечества и России, решение которых невозможно без участия географов.
Практические работы
1) Обозначение на контурной карте маршрутов путешествий, географических объектов, открытых в разные периоды.
2) Составление списка источников информации по теме «Имена русских первопроходцев и мореплавателей на карте мира» (по выбору учителя).
Раздел 2. Земля — планета Солнечной системы
Земля в Солнечной системе и во Вселенной. Земля и Луна. Форма,
размеры Земли, их географические следствия.
Движение Земли вокруг оси. Земная ось и географические полюсы.
Следствия осевого вращения Земли.
Географические следствия движения Земли вокруг Солнца. Смена времён года на Земле. Дни весеннего и осеннего равноденствия, летнего и
зимнего солнцестояния. Неравномерное распределение солнечного света
и тепла на поверхности Земли. Пояса освещённости. Тропики и полярные круги. Влияние Космоса на Землю и жизнь людей.
Практические работы
1) Характеристика событий, происходящих на экваторе, в тропиках, на
полярных кругах и полюсах Земли в дни равноденствий и солнцестояний.
2) Выявление закономерностей изменения продолжительности дня и
высоты Солнца над горизонтом в зависимости от времени года на территории своей местности.
Раздел 3. Изображения земной поверхности
Тема 2. План и топографическая карта
Глобус, план, аэрофотоснимки и космические снимки. Географический атлас. Масштаб топографического плана и карты и его виды. Условные знаки плана и карты и их виды. Способы изображения неровностей
земной поверхности на планах и картах. Ориентирование на местности.
План местности. Определение направлений на плане. Глазомерная съёмка. Полярная и маршрутная съёмки. Ориентирование по плану местности.
Разнообразие планов и области их применения.
Практическая работа
Проведение полярной съёмки и составление плана местности.
Тема 3. Географические карты
Разнообразие географических карт и их классификация. Виды географических карт. Способы изображения на мелкомасштабных географических
картах. Масштаб географических карт. Искажения на географических картах.
Градусная сетка: параллели и меридианы на глобусе и картах. Экватор и
нулевой (начальный, Гринвичский) меридиан. Географические координаты.
Географическая широта и географическая долгота. Измерение расстояний по
карте. Использование карт в жизни и хозяйственной деятельности людей.
Практические работы
1) Определение направлений и расстояний на карте.
2) Определение географических координат точек на глобусе и картах.
Раздел 4. Оболочки Земли
Тема 4. Литосфера — каменная оболочка Земли
Литосфера — твёрдая оболочка Земли. Внутреннее строение Земли:
ядро, мантия, земная кора. Строение земной коры: материковая (континентальная) и океаническая кора.
Вещества земной коры: минералы и горные породы. Образование горных пород. Магматические, осадочные и метаморфические горные породы. Круговорот горных пород.
Рельеф земной поверхности. Планетарные формы рельефа — материки и впадины океанов. Острова. Формы рельефа суши: горы и равнины.
Различие гор по высоте. Разнообразие равнин по высоте. Виды равнин
по внешнему облику.
Внутренние и внешние процессы образования рельефа. Движение литосферных плит. Образование гор. Вулканы и землетрясения. Выветривание — разрушение и изменение горных пород и минералов под действием внешних процессов. Виды выветривания. Формирование рельефа земной поверхности как результат действия внутренних и внешних сил.
Деятельность человека, преобразующая земную поверхность, и связанные с ней экологические проблемы.
Рельеф дна Мирового океана. Части подводных окраин материков.
Срединно-океанические хребты. Ложе океана, его рельеф.
Практические работы
1) Сравнение свойств горных пород.
2) Нанесение на контурную карту географического положения островов, полуостровов, высочайших гор и обширных равнин мира.
3) Описание местоположения горной системы или равнины по физической карте.
5. Тематическое планирование - 5 кл. (география). Игра. При 1 часе в неделю.
№ п/п | Тема | Кол-во часов | Дата | ||
По плану. | Факт. | ||||
1 четверть. | 9 | ||||
Введение и на какой Земле мы живем. | 7 | ||||
1 | Что изучает география. (Игра – «Суша и море» (материки, океаны и др. объекты на карте).) | 1 | |||
2 | Как люди открывали Землю. (Опрос. НАЧАЛО РАБОТЫ С КОНТУРНЫМИ КАРТАМИ.) | 1 | |||
3 | Как люди открывали Землю. Практическая работа № 1 Обозначение на контурной карте маршрутов путешествий, географических объектов, открытых в разные периоды. (контурные карты стр. 2-3). | 1 | |||
4 | Российские путешественники. Практическая работа № 2 Обозначение на контурной карте маршрутов путешествий, географических объектов, открытых в разные периоды. (контурные карты стр. 4-5). | 1 | |||
5 | Современная география. (Игра – «В слова» (организация работы на повторение терминов).) | 1 | |||
6 | Контрольная работа «Термины». | 1 | |||
7 | Контрольная работа: «Развитие знаний о Земле». | 1 | |||
Планета Земля. | 5 | ||||
8 | Мы во Вселенной. (Игра – «В слова» (организация работы на усвоение).) | 1 | |||
9 | Движения Земли. Практическая работа № 3 Характеристика событий, происходящих на экваторе, в тропиках, на полярных кругах и полюсах Земли в дни равноденствий и солнцестояний. (таблицей: причины – следствия). | 1 | |||
2 четверть | 7 | ||||
10 | Солнечный свет на Земле. (Игра «Линии на карте».) | 1 | |||
11 | Контрольная работа «Термины». | 1 | |||
12 | Контрольная работа: «Планета Земля». | 1 | |||
План и карта. | 12 | ||||
13 | Ориентирование. (Работа в рабочей тетради). | 1 | |||
14 | Земная поверхность на плане и карте. (Работа в рабочей тетради) | 1 | |||
15 | Земная поверхность на плане и карте. (Опрос.) | 1 | |||
16 | Учимся с полярной звездой. Практическая работа № 5 Проведение полярной съёмки и составление плана местности. (в рабочей тетради). | 1 | |||
3 четверть | 10 | ||||
17 | Географическая карта. (Работа в рабочей тетради.) | 1 | |||
18 | Градусная сетка. Практическая работа № 6 Определение направлений и расстояний на карте. (контурные карты стр. 6-7). | 1 | |||
19 | Географические координаты. (Опрос.) | 1 | |||
20 | Географические координаты. Практическая работа № 7 Определение географических координат точек на глобусе и картах. (контурные карты стр. 6-7). | 1 | |||
21 | Учимся с полярной звездой. (Работа в рабочей тетради.) | 1 | |||
22 | Контрольная работа: «Условные знаки плана». | 1 | |||
23 | Контрольная работа «Термины». | 1 | |||
24 | Контрольная работа: «Модели Земли». | 1 | |||
Литосфера. | 10 | ||||
25 | Земная кора. (изготовление модели «Внутренние строение Земли») | 1 | |||
26 | Горные породы. Практическая работа № 8 Сравнение свойств горных пород. | 1 | |||
4 четверть | 9 | ||||
27 | Движения земной коры. (Опрос.) | 1 | |||
28 | Движения земной коры. (Рабочая тетрадь. Стр. 73 зад. 6 уч.) | 1 | |||
29 | Рельеф Земли. Равнины и горы. (Обучающая игра по карте «кто быстрее»: «Найди форму рельефа»). | 1 | |||
30 | Рельеф Земли. Равнины и горы. Практическая работа № 9 Нанесение на контурную карту географического положения островов, полуостровов, высочайших гор и обширных равнин мира. (контурные карты стр. 8-9). | 1 | |||
31 | Учимся с полярной звездой. Практическая работа № 10 Описание местоположения горной системы или равнины по физической карте. (таблицей – по сторонам горизонта). | 1 | |||
32 | Литосфера и человек. (Выполнение проектного задания по своей местности – тема: «Формы рельефа нашей местности, как объект экскурсионной деятельности»). Маятниковая экскурсия. | 1 | |||
33 | Контрольная работа «Термины». | 1 | |||
34 | Контрольная работа: «Литосфера». | 1 | |||
35 | Контрольная работа за год: «Оболочки Земли». | 1 | |||
35 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Календарно-тематическое планирование и рабочая программа для 8 класса УМК О.В.Афанасьева, И.В.Михеева. Английский язык. 4-й год обучения.
Календарно-тематическое планирование и рабочая программа для 8 класса УМК О.В.Афанасьева, И.В.Михеева. Английский язык. 4-й год обучения....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРЕДМЕТ ГЕОГРАФИЯ КЛАСС 6
В соответствии с ФГОС, на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и требований к его результатам традиционный курс 5-6 классов входит в первый блок базового содержания дисципл...
Тематическое планирование к рабочей программе, физика, 7 класс, учебник А. В. Перышкин, ФГОС
Тематическое (почасовое) планирование по физике, 7 класс, учебник А. В. Перышкин, разработано в соответствии с требованиями ФГОС во время учебы на курсах повышения квалификации....
Календарно-тематическое планирование к Рабочей программе 5-8 классы
Календарно-тематическое планирование по Технологии для 5-8 классов на 2018-2019 учебный год разработано в соответствии с Рабочей программой учебного предмета «Технология», утв...
Календарно-тематическое поурочное планирование уроков английского языка в 10 классе
Данное КТП расчитано на весь учебный год, содержит в себе такие понятия как тип урока, формы контроля и виды деятельности согласно ФГОС. В КТП предусмотрены 12 контрольных работ по всем видам де...
Рабочая программа по географии 5 класс.В.В. Николина, А.И. Алексеев Е.К. Липкина Программа География. Предметная линия учеб-ник «Полярная звезда» . М., «Просвещение», 2019.
Рабочая программа по географии 5 класс. В.В. Николина, А.И. Алексеев Е.К. Липкина Программа География. Предметная линия учебник «Полярная звезда» . М., «Просве...
Рабочая программа по географии. Класс: 6,7
Рабочая программа по географии. Класс: 6,7...