Рабочая программа по географии 8 класс (по линии учебников "Полярная звезда")
календарно-тематическое планирование по географии (8 класс) на тему
Цель изучения географии 8 класса – создать у обучающихся целостное представление о своей Родине, раскрыть разнообразие её природных условий и ресурсов, населения и хозяйства, познакомить учащихся с этапами заселения и освоения территории России, разнообразными условиями жизни и деятельности людей в разных регионах страны.
Задачи изучения географии 8 класса:
· способствовать формированию географического мышления обучающихся, развитию свободно и творчески мыслящей личности;
· формировать у обучающихся представление о целостности окружающего мира, России при её территориальном многообразии, сложных проблемах, встающих перед населением, имеющих свои специфические особенности в разных регионах страны;
· служить одной из основ формирования духовности, воспитания патриотизма, интернационализма будущих граждан России, уважения их к культуре и истории своей Родины и населяющих её народов, экономического и эстетического воспитания;
· развить у обучающихся словесно-логическое и образное мышление;
· способствовать формированию картографической грамотности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tematicheskoe_plan_8_klass.docx | 39.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Атамановская средняя общеобразовательная школа»
Программа рекомендована Утверждаю
к работе Педагогическим советом Директор школы
Протокол №_____________ г. __________Т.Н.Колокольцова
Программа рассмотрена на ШМО
учителей естественного цикла
Протокол №__ от_________ г. Приказ №____________ г.
Рабочая программа
по географии
для 8 класса на 70 часов
на 2014-2015 учебный год
Составитель: Ю.В. Разувалова
учитель географии
Атаманово, 2014
Пояснительная записка
1.) Рабочая программа по географии для 8 класса составлена в соответствие «Сборника нормативных документов. География» (Федеральный компонент Государственного стандарта) составитель Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. – М.: Дрофа, 2007.; и на основе Николина В.В., Алексеев А. И., Липкина Е.К. География. Программы общеобразовательных учреждений 6-9, 10-11 классы. Предметная линия учебников "Полярная звезда". 5-9 классы: пособие для учителей общеобразоват. учреждений. - Москва "Просвещение", 2010.
2.) Цель изучения географии 8 класса – создать у обучающихся целостное представление о своей Родине, раскрыть разнообразие её природных условий и ресурсов, населения и хозяйства, познакомить учащихся с этапами заселения и освоения территории России, разнообразными условиями жизни и деятельности людей в разных регионах страны.
Задачи изучения географии 8 класса:
- способствовать формированию географического мышления обучающихся, развитию свободно и творчески мыслящей личности;
- формировать у обучающихся представление о целостности окружающего мира, России при её территориальном многообразии, сложных проблемах, встающих перед населением, имеющих свои специфические особенности в разных регионах страны;
- служить одной из основ формирования духовности, воспитания патриотизма, интернационализма будущих граждан России, уважения их к культуре и истории своей Родины и населяющих её народов, экономического и эстетического воспитания;
- развить у обучающихся словесно-логическое и образное мышление;
- способствовать формированию картографической грамотности.
При обучении обучающихся используются следующие методы: исследовательский, проблемный, репродуктивный и др.; формы уроков: лекции, деловая игра, семинар, практические работы и т. д.; приемы: работа с терминологией, разминка, отгадывание кроссвордов, работа с контурными картами, работы с учебником, составление опорных схем, таблиц и т.д.
Требования к уровню подготовки обучающихся:
знать и понимать:
- географическое положение России на карте мира, границы, пограничные государства, моря, омывающие страну, крайние точки России;
- положение России на карте часовых поясов;
- административно – территориальное деление России;
- историю формирования и заселения территории России;
- вклад исследователей, путешественников, землепроходцев в освоение территории России;
- численность, плотность и воспроизводство населения России;
- особенности естественного движения населения;
- основные направления миграций;
- состав трудовых ресурсов;
- национальный и религиозный состав населения России;
- особенности размещения населения;
- типы поселений;
- связь рельефа с тектоническим строением;
- закономерности размещения полезных ископаемых на территории России и их главные месторождения;
- факторы, определяющие особенности климата России;
- основные климатические пояса и типы климата России;
- влияние климатических условий на жизнь и хозяйственную деятельность населения России;
- меры по борьбе с загрязнением атмосферы;
- особенности морей, омывающих берега России;
- ресурсы морей и их использование человеком;
- крупнейшие речные системы и озёра страны;
- границу распространения многолетней мерзлоты;
- меры по охране и восстановлению водных ресурсов;
- основные типы почв, и их распространение на территории страны;
- особенности земельных ресурсов и их рациональное использование;
- состав и структуру хозяйства России;
- важнейшие отрасли промышленности, межотраслевые комплексы и их географию;
- главные промышленные и сельскохозяйственные районы России;
- главные отрасли хозяйства Кемеровской области;
- изменение в экономике России и в Кемеровской области;
- природные зоны России;
- особенности природно-хозяйственных зон;
- влияние природных условий на жизнь, быт и хозяйственную деятельность населения;
- пути рационального природопользования в природно-хозяйственных зонах;
- что такое территориальная организация общества;
- что такое Всемирное наследие;
- объекты Всемирного природного и культурного наследия России;
- что такое устойчивое развитие общества, идеи устойчивого развития общества;
уметь:
- характеризовать географическое положение страны и Кемеровской области;
- определять поясное время России;
- определять плотность населения, объяснять различия в размещении населения, естественном и механическом движении населения, современную демографическую ситуацию;
- использовать карты, статистические таблицы, диаграммы для получения необходимой информации по населению России;
- устанавливать зависимость между рельефом, тектоническим строением территории, размещением полезных ископаемых по физической и тектонической картам;
- пользоваться климатической картой, климатической диаграммой для определения типов климата и формирования представлений об условиях жизни населения на отдельных территориях;
- анализировать почвенную карту и карту растительности с целью формирования представления о взаимосвязях компонентов природы;
- устанавливать по картам связи между размещением населения, хозяйства и природными условиями территории России;
- анализировать статистические показатели развития хозяйства России;
- анализировать таблицы, тематические карты, схемы с целью формирования представления о связях между отраслями промышленности;
- составлять географическую характеристику отрасли хозяйства по плану;
- объяснять структуру экспорта и импорта в России;
- устанавливать причины, сущность и пути решения экологических проблем в России;
- отстаивать свою позицию при решении экологических проблем;
оценивать:
- географическое положение России, своей области;
- природно-ресурсный потенциал страны;
- климатические ресурсы России;
- водные ресурсы России и своей местности;
- влияние природных условий и ресурсов на быт, образ жизни, культуру населения;
- тенденции развития отдельных отраслей хозяйства России;
- современные проблемы России.
Программа рассчитана на 70 часов, 2 часа в неделю, запланированных практических работ – 20.
Часы резервного времени распределены дополнительно на темы:
- природа - 5 часов
- хозяйство – 5 часов
- природно-хозяйственные зоны - 1 час
- наше наследие – 4 часа
- обобщающее повторение – 4 часа
Тематическое планирование по географии 8 класс
№ п/п | Содержание | Количество часов | |
Всего | Практическая работа | ||
1 | Тема 1. Россия в мире | 4 | 3 |
2 | Тема 2. Население России | 10 | 2 |
3 | Тема 3 Природа | 21 | 9 |
4 | Тема 4. Хозяйство | 20 | 5 |
5 | Тема 5. Природно-хозяйственные зоны | 7 | 1 |
6 | Тема 6. Наше наследие | 4 | |
7 | Повторение | 4 | |
Итого | 70 | 20 |
Календарно-тематическое планирование по географии России 8 класс
№ | № урока в теме | Дата | Тема урока | Практическая работа | |
Тема 1. РОССИЯ В МИРЕ 4 ч | |||||
1 | Мы и наша страна на карте мира | Практическая работа №1. Обозначение на контурной карте государственной границы России. | |||
2 | Россия на карте часовых поясов | Практическая работа №2. Определение поясного времени для разных городов России. | |||
3 | Ориентирование по карте России | Практическая работа №3 Ориентирование по физической карте России. | |||
4 | Формирование территории России | ||||
Тема 2. Население России - 10 ч | |||||
1 | Воспроизводство населения | ||||
2 | Численность населения | Практическая работа №4 Определение и анализ основных статистических показателей, характеризующих население страны в целом и ее отдельных территорий. | |||
3 | Миграции населения | ||||
4 | Демографическая ситуация. Половозрастные пирамиды | ||||
5 | Россияне на рынке труда | Практическая работа №5 Определение по статистическим материалам тенденций изменения доли занятых в отдельных сферах хозяйства. | |||
6 | Мозаика народов | ||||
7 | Размещение населения | ||||
8 | Расселение и урбанизация. Типы поселений | ||||
9 | Города и сельские поселения. | ||||
10 | Контрольная работа по теме «Население России» | ||||
Тема 3 ПРИРОДА (21 час) | |||||
1 | Геологическая история развития земной коры | ||||
2 | Рельеф: тектоническая основа | Практическая работа №6 Выявление зависимости между тектоническим строением, рельефом и размещением основных групп полезных ископаемых. | |||
3 | Рельеф: скульптура поверхности. Рельеф своей местности. | ||||
4 | Полезные ископаемые России и Кемеровской области | Практическая работа №7 Оценка природно-ресурсного потенциала России, Кемеровской области, проблем и перспектив его рационального использования. | |||
5 | Солнечная радиация | ||||
6 | Атмосферная циркуляция | ||||
7 | Зима и лето в нашей северной стране | Практическая работа №8 Определение по картам закономерностей распределения солнечной радиации, средних температур января и июля, годового количества осадков по территории России. | |||
8 | Климатические пояса и типы климата России | ||||
9 | Климат Кемеровской области | Практическая работа № 9 Оценка основных климатических показателей одного из регионов страны для характеристики условий жизни и хозяйственной деятельности населения. | |||
10 | Климат и хозяйственная деятельность людей | ||||
11 | Комфортность климата | ||||
12 | Климат и климатические ресурсы | Практическая работа №10 Определение по синоптической карте особенностей погоды для различных пунктов. Составление прогноза погоды. | |||
13 | Наши моря | ||||
14 | Реки России и Кемеровской области | Практическая работа №11 Составление характеристики одной из рек с использованием тематических карт и климатограмм, определение возможностей ее хозяйственного использования. | |||
14 | Где спрятана вода | ||||
16 | Водные дороги и перекрестки | ||||
17 | Учимся с «Полярной звездой» (1) | Практическая работа №12 Объяснение закономерностей размещение разных видов вод суши, и связанных с ними опасных природных явлений на территории страны в зависимости от рельефа и климата. | |||
18 | Водные ресурсы России и Кемеровской области | Практическая работа №13 Оценка обеспеченности водными ресурсами крупных регионов России. | |||
19 | Почва – особое природное тело | Практическая работа №14 Составление прогноза изменений растительного и животного мира при заданных условиях изменения других компонентов природного комплекса. | |||
20 | Почва – основа сельского хозяйства | ||||
21 | Тест по теме "Природа" | ||||
Тема 4. ХОЗЯЙСТВО (20 часов) | |||||
1 | Развитие хозяйства России. Структура хозяйства Кемеровской области | ||||
2 | Особенности экономики России | ||||
3 | ТЭК. Угольная промышленность | Практическая работа №15 Составление характеристики одного из угольных бассейнов по картам и статистическим материалам. | |||
4 | Нефтяная и газовая промышленность | Практическая работа №16 Составление характеристики одного из нефтяных бассейнов по картам и статистическим материалам. | |||
5 | Электроэнергетика | ||||
6 | Черная металлургия | ||||
7 | Цветная металлургия | ||||
8 | Машиностроение | Практическая работа №17 Определение главных районов размещения отраслей трудоемкого и металлоемкого машиностроения по картам. | |||
9 | Химическая промышленность | ||||
10 | Лесопромышленный комплекс | ||||
11 | Растениеводство | ||||
12 | Животноводство | Практическая работа№18 Определение по картам основных районов выращивания зерновых и технических культур, главных районов животноводства. | |||
13 | АПК. Учимся с «Полярной звездой» (2) | ||||
14 | Пищевая промышленность | ||||
15 | Лёгкая промышленность | ||||
16 | Сухопутный транспорт | ||||
17 | Водный и воздушный транспорт. Транспортные узлы | Практическая работа №19 Составление характеристики одного из видов транспорта (по выбору). | |||
18 | Сфера услуг | ||||
19 | Учимся с «Полярной звездой» (3) | ||||
20 | Тест по теме "Хозяйство" | ||||
Тема 5 ПРИРОДНО- ХОЗЯЙСТВЕННЫЕ ЗОНЫ (7 часов) | |||||
1 | Зональность в природе и жизни людей | ||||
2 | Северные безлесные зоны | ||||
3 | Лесные зоны | ||||
4 | Степи и лесостепи | ||||
5 | Южные безлесные зоны | ||||
6 | Субтропики. Высотная поясность в горах | Практическая работа №20 Анализ физической карты и карт компонентов природы для установления взаимосвязей между ними в разных природных зонах. | |||
7 | Зачет по теме "Природно-хозяйственные зоны" | ||||
Тема 6. НАШЕ НАСЛЕДИЕ (4 часов) | |||||
1 | Территориальная организация общества | ||||
2 | Влияние мировых процессов на жизнь Россиян | ||||
3 | Природное и культурное наследие России | ||||
4 | Обобщение по теме. Презентация | ||||
ПОВТОРЕНИЕ (4 часа) | |||||
1 | Повторение и обобщение разделов «Россия в мире» и «Россияне» | ||||
2 | Повторение и обобщение раздела «Природа» | ||||
3 | Повторение и обобщение раздела «Хозяйство» | ||||
4 | Повторение и обобщение раздела «природно-хозяйственные зоны» и «Наше наследие» |
Учебно-методический комплекс:
1. Алексеев А.И.География. Россия. Учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений – М.: Просвещение, 2011.
2. Географический атлас. 8 класс – М.: Дрофа.
5. География: 8 класс: Мой тренажер: Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений Автор: Николина В.В. Издатель: М: Просвещение 2007 г.
6.Атлас для школьников. Кемеровская область.
Литература для учителя:
1.Алексеев А.И. География России. Природа и население. – М.: Дрофа 2007.
2. Дронов В.П., Баринова И.И., Ром В.Я., Лобжанидзе А.А. География России. Природа. Население. Хозяйство. 8 класс – М.: Дрофа 2007.
3. География в цифрах. 6-10 кл. : справочное пособие / О.А. Климанова. –М.: Дрофа, 2008.
4.Контрольно-измерительные материалы. География 9 класс / Е.А. Жижина. – М.: ВАКО, 2012.
5. География поурочные разработки. 8 класс : пособие для учителя / В.В. Николина. - М.: Просвещение, 2009.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРЕДМЕТ ГЕОГРАФИЯ КЛАСС 6
В соответствии с ФГОС, на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и требований к его результатам традиционный курс 5-6 классов входит в первый блок базового содержания дисципл...
Рабочая программа по географии 5 класс.В.В. Николина, А.И. Алексеев Е.К. Липкина Программа География. Предметная линия учеб-ник «Полярная звезда» . М., «Просвещение», 2019.
Рабочая программа по географии 5 класс. В.В. Николина, А.И. Алексеев Е.К. Липкина Программа География. Предметная линия учебник «Полярная звезда» . М., «Просве...
Рабочая программа по географии 6 класс. В.В. Николина, А.И. Алексеев Е.К. Липкина Программа География. Предметная линия учебник «Полярная звезда» . М., «Просвещение», 2019.
Рабочая программа по географии 6 класс. В.В. Николина, А.И. Алексеев Е.К. Липкина Программа География. Предметная линия учебник «Полярная звезда» . М., «Просвещение...
Рабочая программа по географии 7 класс. В.В. Николина, А.И. Алексеев Е.К. Липкина Программа География. Предметная линия учебник «Полярная звезда» . М., «Просвещение», 2019.
Рабочая программа по географии 7 класс. В.В. Николина, А.И. Алексеев Е.К. Липкина Программа География. Предметная линия учебник «Полярная звезда» . М., «Просвещение...
Рабочая программа по географии 8 класс. В.В. Николина, А.И. Алексеев Е.К. Липкина Программа География. Предметная линия учебник «Полярная звезда» . М., «Просвещение», 2019.
Рабочая программа по географии 8 класс. В.В. Николина, А.И. Алексеев Е.К. Липкина Программа География. Предметная линия учебник «Полярная звезда» . М., «Просвещение...
Рабочая программа по географии 9 класс. В.В. Николина, А.И. Алексеев Е.К. Липкина Программа География. Предметная линия учебник «Полярная звезда» . М., «Просвещение», 2019.
Рабочая программа по географии 9 класс. В.В. Николина, А.И. Алексеев Е.К. Липкина Программа География. Предметная линия учебник «Полярная звезда» . М., «Просвещение...
Рабочая программа по географии 10 класс. В.В. Николина, А.И. Алексеев Е.К. Липкина Программа География. Предметная линия учебник «Полярная звезда» . М., «Просвещение», 2019.
Рабочая программа по географии 10 класс. В.В. Николина, А.И. Алексеев Е.К. Липкина Программа География. Предметная линия учебник «Полярная звезда» . М., «Просвещени...