Рабочая программа по географии 8 класс (по линии учебников "Полярная звезда")
календарно-тематическое планирование по географии (8 класс) на тему

 

Цель изучения географии 8 класса – создать у обучающихся целостное представление о своей Родине, раскрыть разнообразие её природных условий и ресурсов, населения и хозяйства, познакомить учащихся с этапами заселения и освоения территории России, разнообразными условиями жизни и деятельности людей в разных регионах страны.

         Задачи изучения географии 8 класса:

·                   способствовать формированию географического мышления обучающихся, развитию свободно и творчески мыслящей личности;

·                   формировать у обучающихся представление о целостности окружающего мира, России при её территориальном многообразии, сложных проблемах, встающих перед населением, имеющих свои специфические особенности в разных регионах страны;

·                   служить одной из основ формирования духовности, воспитания патриотизма, интернационализма будущих  граждан России, уважения их к культуре и истории своей Родины и населяющих её народов, экономического и эстетического воспитания;

·                   развить у обучающихся словесно-логическое и образное мышление;

·                   способствовать формированию картографической грамотности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tematicheskoe_plan_8_klass.docx39.75 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

 «Атамановская средняя общеобразовательная школа»

            Программа рекомендована                                                                           Утверждаю

            к работе Педагогическим советом                                                               Директор школы

            Протокол №_____________ г.                                                           __________Т.Н.Колокольцова

             Программа рассмотрена на ШМО

             учителей естественного цикла

             Протокол №__ от_________ г.                                                               Приказ №____________ г.

Рабочая программа

по географии

для 8 класса на 70 часов

на 2014-2015 учебный год

Составитель: Ю.В. Разувалова

учитель географии

Атаманово, 2014

Пояснительная записка

        1.)  Рабочая программа по географии для 8 класса  составлена в соответствие «Сборника нормативных документов. География»  (Федеральный компонент Государственного стандарта) составитель Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. – М.: Дрофа, 2007.; и на основе Николина В.В., Алексеев А. И., Липкина Е.К.  География. Программы общеобразовательных учреждений 6-9, 10-11 классы. Предметная линия учебников "Полярная звезда". 5-9 классы: пособие для учителей общеобразоват. учреждений. -  Москва "Просвещение", 2010.

        2.) Цель изучения географии 8 класса – создать у обучающихся целостное представление о своей Родине, раскрыть разнообразие её природных условий и ресурсов, населения и хозяйства, познакомить учащихся с этапами заселения и освоения территории России, разнообразными условиями жизни и деятельности людей в разных регионах страны.

        Задачи изучения географии 8 класса:

  • способствовать формированию географического мышления обучающихся, развитию свободно и творчески мыслящей личности;
  • формировать у обучающихся представление о целостности окружающего мира, России при её территориальном многообразии, сложных проблемах, встающих перед населением, имеющих свои специфические особенности в разных регионах страны;
  • служить одной из основ формирования духовности, воспитания патриотизма, интернационализма будущих  граждан России, уважения их к культуре и истории своей Родины и населяющих её народов, экономического и эстетического воспитания;
  • развить у обучающихся словесно-логическое и образное мышление;
  • способствовать формированию картографической грамотности.

        При обучении обучающихся используются следующие методы: исследовательский, проблемный, репродуктивный и др.; формы уроков: лекции, деловая игра, семинар, практические работы и т. д.; приемы: работа с терминологией, разминка, отгадывание кроссвордов, работа с контурными картами,  работы с учебником, составление опорных схем, таблиц и т.д.

        Требования к уровню подготовки обучающихся:

        знать и понимать:

- географическое положение России на карте мира, границы, пограничные государства, моря, омывающие страну, крайние точки России;

- положение России на карте часовых поясов;

- административно – территориальное деление России;

- историю формирования и заселения территории России;

- вклад исследователей, путешественников, землепроходцев в освоение территории России;

- численность, плотность и воспроизводство населения России;

- особенности естественного движения населения;

- основные направления миграций;

- состав трудовых ресурсов;

- национальный и религиозный состав населения России;

- особенности размещения населения;

- типы поселений;

- связь рельефа с тектоническим строением;

- закономерности размещения полезных ископаемых на территории России и их главные месторождения;

- факторы, определяющие особенности климата России;

- основные климатические пояса и типы климата России;

- влияние климатических условий на жизнь и хозяйственную деятельность населения России;

- меры по борьбе с загрязнением атмосферы;

- особенности морей, омывающих берега России;

- ресурсы морей и их использование человеком;

- крупнейшие речные системы и озёра страны;

- границу распространения многолетней мерзлоты;

- меры по охране и восстановлению водных ресурсов;

- основные типы почв, и их распространение на территории страны;

- особенности земельных ресурсов и их рациональное использование;

- состав и структуру хозяйства России;

- важнейшие отрасли промышленности, межотраслевые комплексы и их географию;

- главные промышленные и сельскохозяйственные районы России;

- главные отрасли хозяйства Кемеровской области;

- изменение в экономике России и в Кемеровской области;

- природные зоны России;

- особенности природно-хозяйственных зон;

- влияние природных условий на жизнь, быт и хозяйственную деятельность населения;

- пути рационального природопользования в природно-хозяйственных зонах;

- что такое территориальная организация общества;

- что такое Всемирное наследие;

- объекты Всемирного природного и культурного наследия России;

- что такое устойчивое развитие общества, идеи устойчивого развития общества;

        уметь:

- характеризовать географическое положение страны и Кемеровской области;

- определять поясное время России;

- определять плотность населения, объяснять различия в размещении населения, естественном и механическом движении населения, современную демографическую ситуацию;

- использовать карты, статистические таблицы, диаграммы для получения необходимой информации по населению России;

- устанавливать зависимость между рельефом, тектоническим строением  территории, размещением полезных ископаемых по физической и тектонической картам;

- пользоваться климатической картой, климатической диаграммой для определения типов климата и формирования представлений об условиях жизни населения на отдельных территориях;

- анализировать почвенную карту  и карту растительности с целью формирования представления о взаимосвязях компонентов природы;

- устанавливать по картам связи между размещением населения, хозяйства и природными условиями территории России;

- анализировать статистические показатели развития хозяйства России;

- анализировать таблицы, тематические карты, схемы с целью формирования представления о связях между отраслями промышленности;

- составлять географическую характеристику отрасли хозяйства по плану;

- объяснять структуру экспорта и импорта в России;

- устанавливать причины, сущность и пути решения экологических проблем в России;

- отстаивать свою позицию при решении экологических проблем;

        оценивать:

- географическое положение России, своей области;

- природно-ресурсный потенциал страны;

- климатические ресурсы России;

- водные ресурсы России и своей местности;

- влияние природных условий и ресурсов на быт, образ жизни, культуру населения;

- тенденции развития отдельных отраслей хозяйства России;

- современные проблемы России.

        Программа рассчитана на 70 часов, 2 часа в неделю, запланированных практических работ – 20.

        Часы резервного времени распределены дополнительно на темы:

  • природа -  5 часов
  • хозяйство – 5 часов
  • природно-хозяйственные зоны -  1 час
  • наше наследие – 4 часа
  • обобщающее повторение – 4 часа

Тематическое планирование по географии 8 класс

№ п/п

Содержание

Количество часов

Всего

Практическая работа

1

Тема 1. Россия в мире

4

3

2

Тема 2. Население России

10

2

3

Тема 3 Природа

21

9

4

Тема 4. Хозяйство

20

5

5

Тема 5. Природно-хозяйственные зоны

7

1

6

Тема 6. Наше наследие

4

7

 Повторение

4

Итого

70

20

Календарно-тематическое планирование по географии России 8 класс

№ урока в теме

Дата

Тема урока

Практическая работа

Тема 1. РОССИЯ В МИРЕ 4 ч

1

Мы и наша страна на карте мира

Практическая работа №1. Обозначение на контурной карте государственной границы России.

2

Россия на карте часовых поясов

Практическая работа №2. Определение поясного времени для разных городов России.

3

Ориентирование по карте России

Практическая работа  №3 Ориентирование по физической карте России.

4

Формирование территории России

Тема 2. Население России  - 10 ч

1

Воспроизводство населения

2

Численность населения

Практическая работа №4 Определение и анализ основных статистических показателей, характеризующих население страны в целом и ее отдельных территорий.

3

Миграции населения

4

Демографическая ситуация. Половозрастные пирамиды

5

Россияне на рынке труда

Практическая работа №5 Определение по статистическим материалам тенденций изменения доли занятых в отдельных сферах хозяйства.

6

Мозаика народов

7

Размещение населения

8

Расселение и урбанизация. Типы поселений

9

Города и сельские поселения.

10

Контрольная работа по теме «Население России»

Тема 3 ПРИРОДА (21 час)

1

Геологическая история развития земной коры

2

Рельеф: тектоническая основа

Практическая работа №6 Выявление зависимости между тектоническим строением, рельефом и размещением основных групп полезных ископаемых.

3

Рельеф: скульптура поверхности. Рельеф своей местности.

4

Полезные ископаемые России и Кемеровской области

Практическая работа №7 Оценка природно-ресурсного потенциала России, Кемеровской области, проблем и перспектив его рационального использования.

5

Солнечная радиация

6

Атмосферная циркуляция

7

Зима и лето в нашей северной стране

Практическая работа №8 Определение по картам закономерностей распределения солнечной радиации, средних температур января и июля, годового количества осадков по территории России.

8

Климатические пояса и типы климата России

9

Климат Кемеровской области

Практическая работа  № 9 Оценка основных климатических показателей одного из регионов страны для характеристики условий жизни и хозяйственной деятельности населения.

10

Климат и хозяйственная деятельность людей

11

Комфортность климата

12

Климат и климатические ресурсы

Практическая работа №10 Определение по синоптической карте особенностей погоды для различных пунктов. Составление прогноза погоды.

13

Наши  моря

14

Реки России и Кемеровской области

 Практическая работа  №11 Составление характеристики одной из рек с использованием тематических карт и климатограмм, определение возможностей ее хозяйственного использования.

14

Где спрятана вода

16

Водные дороги и перекрестки

17

Учимся с «Полярной звездой» (1)

Практическая работа  №12 Объяснение закономерностей размещение разных видов вод суши, и связанных с ними опасных природных явлений на территории страны в зависимости от рельефа и климата.

18

Водные ресурсы России и Кемеровской области

Практическая работа  №13 Оценка обеспеченности водными ресурсами крупных регионов России.

19

Почва – особое природное тело

Практическая работа  №14 Составление прогноза изменений растительного и животного мира при заданных условиях изменения других компонентов природного комплекса.

20

Почва – основа сельского хозяйства

21

Тест по теме "Природа"

Тема 4. ХОЗЯЙСТВО (20 часов)

1

Развитие хозяйства России. Структура хозяйства Кемеровской области

2

Особенности экономики России

3

ТЭК. Угольная промышленность

Практическая работа  №15 Составление характеристики одного из угольных бассейнов по картам и статистическим материалам.

4

Нефтяная и газовая промышленность

Практическая работа  №16 Составление характеристики одного из нефтяных бассейнов по картам и статистическим материалам.

5

Электроэнергетика

6

Черная металлургия

7

Цветная металлургия

8

Машиностроение

Практическая работа №17 Определение главных районов размещения отраслей трудоемкого и металлоемкого машиностроения по картам.

9

Химическая промышленность

10

Лесопромышленный комплекс

11

Растениеводство

12

Животноводство

Практическая работа№18 Определение по картам основных районов выращивания зерновых и технических культур, главных районов животноводства.

13

АПК. Учимся с «Полярной звездой» (2)

14

Пищевая промышленность

15

Лёгкая промышленность

16

Сухопутный транспорт

17

Водный и воздушный транспорт. Транспортные узлы

Практическая работа №19 Составление характеристики одного из видов транспорта (по выбору).

18

Сфера услуг

19

 Учимся с «Полярной звездой» (3)

20

Тест по теме "Хозяйство"

Тема 5 ПРИРОДНО- ХОЗЯЙСТВЕННЫЕ ЗОНЫ (7 часов)

1

Зональность в природе и жизни людей

2

Северные безлесные зоны

3

Лесные зоны

4

Степи и лесостепи

5

Южные безлесные зоны

6

Субтропики. Высотная поясность в горах

Практическая работа №20 Анализ физической карты и карт компонентов природы для установления взаимосвязей между ними в разных природных зонах.

7

  Зачет по теме "Природно-хозяйственные зоны"

Тема 6. НАШЕ НАСЛЕДИЕ (4 часов)

1

Территориальная организация общества

2

Влияние мировых процессов на жизнь Россиян

3

Природное и культурное наследие России

4

Обобщение по теме. Презентация

 ПОВТОРЕНИЕ (4 часа)

1

Повторение и обобщение разделов  «Россия в мире» и «Россияне»

2

Повторение и обобщение раздела «Природа»

3

Повторение и обобщение раздела «Хозяйство»

4

Повторение и обобщение раздела «природно-хозяйственные зоны» и «Наше наследие»

Учебно-методический комплекс:

1. Алексеев А.И.География. Россия. Учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений – М.: Просвещение, 2011.

2. Географический атлас. 8 класс – М.: Дрофа.

5.  География: 8 класс: Мой тренажер: Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений Автор: Николина В.В. Издатель: М: Просвещение 2007 г.

6.Атлас для школьников. Кемеровская область.

Литература для учителя:

1.Алексеев А.И. География России. Природа и население. – М.:  Дрофа 2007.

2. Дронов В.П., Баринова И.И., Ром В.Я., Лобжанидзе А.А. География России. Природа. Население. Хозяйство. 8 класс – М.: Дрофа 2007.

3. География в цифрах. 6-10 кл. : справочное пособие / О.А. Климанова. –М.: Дрофа, 2008.

4.Контрольно-измерительные материалы. География 9 класс / Е.А. Жижина. – М.: ВАКО, 2012.

5. География поурочные разработки. 8 класс : пособие для учителя / В.В. Николина. - М.: Просвещение, 2009.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРЕДМЕТ ГЕОГРАФИЯ КЛАСС 6

В соответствии с ФГОС, на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и требований к его результатам традиционный курс 5-6  классов входит в первый блок базового содержания дисципл...

Рабочая программа по географии 5 класс.В.В. Николина, А.И. Алексеев Е.К. Липкина Программа География. Предметная линия учеб-ник «Полярная звезда» . М., «Просвещение», 2019.

Рабочая программа по географии 5 класс. В.В. Николина, А.И. Алексеев  Е.К. Липкина  Программа География. Предметная линия учебник «Полярная  звезда» . М., «Просве...

Рабочая программа по географии 6 класс. В.В. Николина, А.И. Алексеев Е.К. Липкина Программа География. Предметная линия учебник «Полярная звезда» . М., «Просвещение», 2019.

Рабочая программа по географии 6 класс. В.В. Николина, А.И. Алексеев  Е.К. Липкина  Программа География. Предметная линия учебник «Полярная  звезда» . М., «Просвещение...

Рабочая программа по географии 7 класс. В.В. Николина, А.И. Алексеев Е.К. Липкина Программа География. Предметная линия учебник «Полярная звезда» . М., «Просвещение», 2019.

Рабочая программа по географии 7 класс. В.В. Николина, А.И. Алексеев  Е.К. Липкина  Программа География. Предметная линия учебник «Полярная  звезда» . М., «Просвещение...

Рабочая программа по географии 8 класс. В.В. Николина, А.И. Алексеев Е.К. Липкина Программа География. Предметная линия учебник «Полярная звезда» . М., «Просвещение», 2019.

Рабочая программа по географии 8 класс. В.В. Николина, А.И. Алексеев  Е.К. Липкина  Программа География. Предметная линия учебник «Полярная  звезда» . М., «Просвещение...

Рабочая программа по географии 9 класс. В.В. Николина, А.И. Алексеев Е.К. Липкина Программа География. Предметная линия учебник «Полярная звезда» . М., «Просвещение», 2019.

Рабочая программа по географии 9 класс. В.В. Николина, А.И. Алексеев  Е.К. Липкина  Программа География. Предметная линия учебник «Полярная  звезда» . М., «Просвещение...

Рабочая программа по географии 10 класс. В.В. Николина, А.И. Алексеев Е.К. Липкина Программа География. Предметная линия учебник «Полярная звезда» . М., «Просвещение», 2019.

Рабочая программа по географии 10 класс. В.В. Николина, А.И. Алексеев  Е.К. Липкина  Программа География. Предметная линия учебник «Полярная  звезда» . М., «Просвещени...