1.Технологическая карта урока "Европейский Север", 9 класс
план-конспект урока по географии (5, 9 класс)

Михайлова Татьяна Викторовна

Разработка урока, практическое заняте, работа по картам. Рефлексия-тест

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока 9 класс

Тема урока: Европейский Север: хозяйство и проблемы

Тип урока: изучение нового материала

Цель урока:    - формирование знаний об особенностях отраслевого состава Европейского Севера;

                          - формирование умений самостоятельно строить и применять новые знания.

                       

                                        

                       

Задачи  урока:

выяснить какие отрасли специализации в данном районе;

- выявить особенности географии ТПК района;

- выявить основные проблемы района и наметить пути их решения;

- формировать умение вести обсуждение проблем в процессе учебной деятельности.

- совершенствовать навыки работы с контурной картой.

Методы и формы обучения:

Методы: наглядный, исследовательский, практический              

Формы: индивидуальные, групповые, фронтальные

Планируемые результаты урока

                             Предметные:

- определяют отрасли специализации района;

- умеют показывать по карте главные районы и центры производства Европейского Севера.

- умеют определять основные проблемы в  регионе,  предлагают пути решения  проблем.

                        Метапредметные:

Познавательные:

- Решают проблемные задачи,  высказывают суждения, подтверждая их фактами;

- Классифицируют информацию по заданным признакам.

Регулятивные:

Планируют свою деятельность под руководством преподавателя;

- выявляют  причинно – следственные связи;

- выслушивают и объективно оценивают другого.

Коммуникативные:

-  Формулируют собственное мнение в рамках учебного диалога;

- умеют вести диалог, вырабатывая  общее решение.

                               Личностные:

осознание целостности природы, населения и хозяйства района;

- умеют высказывать,  своё отношение к исследуемой проблеме.

Основные понятия, изучаемые на уроке:  география  отраслей  специализации района, ТПК – территориально – производственный  комплекс.

Решаемые учебные проблемы: выявить особенности размещения отраслей специализации Европейского Севера. Рассмотреть проблемы  данного региона.

Ресурсы урока: « Россия .Хозяйство и географические районы » под ред. А. И. Алексеева, -М., «Дрофа»2013г., презентация « Европейский Север», карты атласа « Дрофа» 2016г.

Ход урока

Содержание деятельности  преподавателя

Содержание деятельности учащихся

  1. Создание проблемной ситуации (5 минут)                            

-О каком районе мы говорили на прошлом  

-Дополните вопрос ответами: Северное положение района отражают многие названия…

 Европейский Север  является одним из главных поставщиков сырья, топлива и продукции отраслей обрабатывающей промышленности на внутренний

рынок страны. Так ли это?

- Какие отрасли  специализации  и почему сформировались на территории Европейского Севера?  

Стр. 148 ( учебник)

Таблица стр. 275 ( учебник)

Какие проблемы связаны с хозяйственным  освоением территории?

 тема  урока.

Европейский  Север.    

Северные Увалы, газопровод « Сияние Севера» Северодвинск, Североморск, Белое море

                       

                                 

С помощью преподавателя  формулируют тему урока.

Тема урока: « Европейский Север :этапы развития хозяйства».

2. Формулирование проблемы (2 мин.)

Какой вопрос можно задать исходя из темы урока:

Проблемный вопрос:

- Разнообразие  отраслевого состава  хозяйства Европейского Севера – это преимущество района или проблема?  

Формулируют с помощью учителя проблемный вопрос.

                                                                                               3. Версии (3 мин.)

Что мы должны рассмотреть на уроке, чтобы ответить на главный вопрос?

               План урока

1.Какие природные ресурсы являются сырьем для развития отраслей  хозяйства района?

2.Какова география отраслей  промышленности  района?

3. Что такое ТПК? Какие  территориально – производственные комплексы сформировались  на  территории  района?

4.Какие проблемы связаны с хозяйственным  освоением  территории?

Формулируют с помощью преподавателя план изучения  темы.

                                                                                               4. Актуализация знаний (3 мин.)

- Какими  видами  природных ресурсов располагает  данный район?

- Назвать отрасли  промышленности

Работа с таблицей( стр. 275) и по картам атласа определяют месторождения полезных ископаемых

5. Поиск решений (20 мин.)

1.Выясним, какие природные ресурсы являются сырьем для отраслей  хозяйства  района.

 - Определить отрасли специализации?

 -  Какова география отраслей специализации?  

-Задание : Используя текст параграфа 33, определить на каком историческом этапе началось развитие отрасли .              

Работа в группах.

Используя карту атласа: « Экономическая карта Европейского Севера» и Интернет- ресурсы определить отраслевую структуру района.

Задание 1 группе:

Определить сырье, центры топливной промышленности  и их размещение?

Задание 2 группе.

Определить сырье, топливо, центры черной металлургии и  их размещение?

 

Задание 3 группе.

Определить сырье, центры цветной металлургии и их размещение?

Задание 4 группе.

Определить центры лесной и пищевой промышленности, и их размещение?    

Отчеты групп. Заполнение  таблицы.

Вид природного

ресурса

Местонахождение

Отрасли

Специализации

Центры

Отраслей

1.Каменный

Уголь

2.Природный

Газ

3.Нефть

Республика КОМИ,

Ненецкий АО.

- шельф Баренцева моря,

- Войвож.

-Усинск, Ухта.

Топливная промышленность

- Воркута,

-Инта.

- Войвож – газопровод «Сияние Севера»

- Ухта (НПЗ), Усинск.

4.Железная

Руда

- Оленегорск,

- Ковдор,

- Костомукша.

Черная металлургия

-г. Череповец

Металлургический

Комбинат полного цикла

5. Медно – никелевая

руда

6.Бокситы

Полуостров Кольский

Г. Никель

Цветная металлургия

- г. Мончегорск

-г. Никель

- г.Кандалакша

-г. Надвоицы

7.Апатиты

Хибины

Химическая промышленность

8.Алмазы

Архангельская обл.

9.Лесные

Весь район

Лесная промышленность

- г. Архангельск

- Сыктывкар

- Коряжма

10. Энергетика

Карелия

Энергетика    

Атомная энергетика

Кольская АЭС

11.Энергия морских приливов

Полуостров Кольский

Энергетика

- Кислогубская

 приливная электростанция

12.Рыба

Белое и Баренцево моря

Пищевая промышленность

- г. Мурманск (РБК).

Определите отрасли специализации, исходя из данных таблицы.

2.Что такое ТПК? Какие  территориально – производственные комплексы сформировались на территории  Европейского Севера? Слайд №4.

ТПК – территориально – производственный комплекс.

ТПК – это совокупность расположенных рядом друг с другом взаимосвязанных производств.

Работа с картой атласа.

Если внимательно посмотреть на « Экономическую карту Европейского Севера», то можно заметить две четко выраженные экономические зоны, где близко друг к другу расположены  взаимосвязанные производства.

Где располагаются на территории района  эти зоны?

      ТПК

Кольско – Карельский

Тимано – Печорский

Природные ресурсы

- железная руда,

- медные руды,

- никелевые руды,

- апатиты,

- лесные ресурсы.

- каменный уголь,

- природный газ,

- нефть,

- лесные ресурсы.

Отрасли  хозяйства

- горнодобывающая промышленность,

- черная и цветная металлургия,

- судостроение,

- лесная промышленность,

- рыбная промышленность.

- нефтяная,

- газовая,

- угольная,

- лесная,

- рыбная промышленность,

- судостроение.

Сельское хозяйство Европейского Севера.

Используя карту атласа « Экономическая карта Европейского  Севера»

определите сельскохозяйственные районы данной  территории.

4. Какие проблемы связаны с хозяйственным освоением территории?

Как можно решить проблемы возникающие в районе:

Перспективы  развития  Европейского  Севера:

- Сохранение ориентации на развитие морского  хозяйства  (морской  торговый  флот, портовое хозяйство, судостроение и судоремонт,  рыбная промышленность, морская геологоразведка).

Мурманск- незамерзающий порт.

- В этом районе располагается  главная  ударная сила российского  флота – атомные подводные лодки с ядерным оружием на борту – находятся  в составе Северного  флота.

- Проведение социально – экономических реформ, учитывать интересы каждого человека, проживающего на территории района;

- Охрана природных комплексов района.

1 группа

Заполнение таблицы

Вид полезного ископаемого

Центры топливной промышленности

- каменный угол

Роль возрастает во время войны

- Воркута

- Инта

( Печорский каменноугольный бассейн)

- Нефть

70-е годы 20-го столетия

- Усинск

-Ухта ( НПЗ)

- Природный газ

- Вуктыл

- Войвож

-Василковское

-Штокмановское ( шельф Баренцева моря).

2 группа

Заполнение таблицы

Вид полезного ископаемого

Месторождения

Центры производства

- железная руда

-каменный уголь

- Оленегорск

- Ковдор

-Костомукша

-Воркута

-Инта (Печорский каменноугольный бассейн).

-г.Череповец

« Северная магнитка»

Металлургический комбинат полного цикла.

Соэдается в 1950-х годах

3 группа

Заполнение таблицы.

Вид полезного ископаемого

Месторождения

Центры производства

- медные руды

-никелевые  руды

- г. Никель

- г. Никель

- Тимшерское

- Иксинское

-Мончегорск

- Кандалакша,

- Надвоицы

Производство алюминия – энергоёмкое производство

( близ ГЭС, т.к. дают дешевую электроэнергию).

Открыты в 1950-х годах

4 группа

Заполнение таблицы.

Вид природного ресурса

Центры лесной и пищевой (рыбной) промышленности.

 лес  (лесозаготовка, деревообработка, ЦБК, лесохимия)

- рыба

В1930-х годах Север называли « валютным цехом» страны, Экспорт леса возрастает. Использовался принудительный труд « врагов народа»

- Архангельск - лесной порт страны,

- Сыктывкар,

- Новодвинск,

- Коряжма.

Порты:

-Мурманск,

-Архангельск,

-Петрозаводск ,

-Нарьян –Мар.

Вывод:

Отраслями специализации района являются следующие отрасли:

- Горнодобывающая,

- Топливная промышленность,

- Черная и цветная металлургия,

- Лесная промышленность,

- Рыбная промышленность.

Выделяют три сельскохозяйственных района:

- Оленеводческо – промысловый (тундра и лесотундра),

- Лесопромысловый (тайга),

- Льно – животноводческий (южная часть)

Проблемы:

- Сокращение топливных и рудных ресурсов. Комплексное использование природных ресурсов;

- транспортная проблема;

- Слабое развитие социальной инфраструктуры;

- Экологические проблемы;

- Недостаток трудовых ресурсов.

Вывод:

Ответ на главный вопрос урока:

Разнообразие отраслевого состава района - это преимущество, так как

современный Европейский Север – это географический район, в котором  преобладают « первичные» виды деятельности:

- добыча полезных ископаемых;

- лесозаготовка;

- рыболовство;

- « нижние» этажи перерабатывающей промышленности – металлургия,

деревообработка.

Продукция  всех этих отраслей необходима  для  успешного  развития экономики  страны.

Стимулом  дальнейшего хозяйственного развития могут послужить такие факторы, как:

- морское  положение,

             - возможность расширения экспортного значения портов,

- развитие рекреационного хозяйства,

-использование морей Северного побережья для связей с другими странами.

  6. Применение нового знания (10 мин.)

Составить  картосхему: «  Европейского Севера»

Работа  с контурной картой  и картами атласа.

Составить картосхему: « Европейского Севера»

Отметить на  контурной карте  отраслевую структуру хозяйства и показать центры производства, используя условные обозначения.

                                                                                                   7. Рефлексия (1 мин)

1.Что на уроке вы узнали  нового?

2. Как вы считаете, нужны ли вам те знания, которые вы получили на уроке?

3. Какие выводы вы сделали для себя?

 

                                                                                                  8. Задание на самоподготовку (1 мин)

Д.З. п. 33Задание. Вы участвуете в решении экологических проблем Европейского Севера.

Предложите мероприятия  по  оздоровлению  экологической  обстановки  на  данной  территории.


Ресурсы:

1.А.И. Алексеев. Учебник географии 9 класс. УМК « География РоссииюХозяйство и географические районы» М.,Дрофа, 2013



Предварительный просмотр:

                                                             Технологическая карта

Предмет

География

Класс

5

Тема урока

Как возникла Земля?

Тип урока

Изучение новых знаний.

Вид урока

Комбинированный

Методы и формы учебной деятельности

Формы:Лекция, групповая работа. Работа в парах, индивидуальная работа, здоровьесберегающие  технологии, выступление учащихся с заранее

подготовленным материалом.

Методы:объяснительно-иллюстративный

Цель урока

Сформировать у учащихся понятия о возникновении Солнечной системы и планеты Земля

Познакомить учащихся с гипотезами о происхождении Земли.

Задачи

Образовательные

Развивающие

Воспитательные

Расширить и углубить знания учащихся о возникновении Солнечной ситемы и планеты Земля, определить значение этих знаний в жизни человека.

Развивать познавательный интерес учащихся, умение сравнивать, анализировать, делать выводы.

Воспитывать наблюдательность,

интерес к науке астрономии.

Планируемые результаты

предметные

метапредметные

личностные

имеют представление о Солнечной системе, о планетах, вращающихся вокруг звезды.

Познавательные:

-умеют находить информацию;

-могут создавать алгоритм  деятельности;

Коммуникативные:

- слушать и слышать других;

-умеют выражать свои мысли ;

-активно участвуют  в диалоге;

- умеют работать в группе

Регулятивные:

-умеют планировать деятельность по плану;

- определяют  и понимают учебные задачи;

Понимают  необходимость в получении знаний и применение их на практике. Имеют познавательную мотивацию.

Умеют оценивать себя и других.

Решаемые учебные проблемы

Как возникла Земля?

Основные понятия, термины,изучаемые на уроке

Миф. Гипотеза.

Средства ( ИКТ-средства, демонстрационные материалы , рабочая тетрадь» География. Начальный курс» ,

презентация, маршрутные листы для индивидуальной работы, атласы, учебники., карточки с заданиями.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

Организационный

Приветствие учащихся, проверка готовности учащихся к уроку.

- Я рада видеть вас сегодня. Давайте улыбнемся друг другу, настроимся на работу и начнем урок. 
На фоне видео о космосе звучит стихотворение.

Приветствие учителя, подготовка к уроку.

личностные УУД : формирование коммуникативной компетенции в общении, сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной деятельности.

Мотивация учебной деятельности

- Стихотворение

В глубины вод вселенских погружаюсь,
На дне хранятся тайны и секреты,
К ним прикоснувшись, к жизни возрождаюсь,
И возвращаюсь на свою планету.

В глубинах вод вселенских столько света,
Вдыхай в себя небесный свежий воздух,
На все вопросы ты найдешь ответы,
Лишь обратившись к небу, к Солнцу, к звездам.

Вопросы:

- О чем стихотворение?

- Что мы знаем о Солнечной системе?( стр. 66 учебник+ атлас « планеты Солнечной системы»)

В пространстве космическом воздуха нет.

И кружат там ( добавьте) восемь различных планет

А Солнце –( звезда )– в самом центре системы,

И притяжением связаны все мы.

- Всегда ли человечество имело столько знаний о Вселенной, Солнечной системе, нашей планете?


До нас дошли многочисленные сказания и мира. Представления каких народов о строении Вселенной изображены на слайде? (Индия, Египет)

- Как же представляли себе строение мира эти народы?

В русском фольклоре тоже встречаются подобные предположения. (Приложение 1)( П.П. Ершов «Конек- Горбунок»

 -Узнали ли вы это произведение?

-Послушайте другое  стихотворение и попробуйте определить тему урока.


На третий  день творенья с Его благословенья

Явилась взору суша, названная Землёй.

Шесть дней господь трудился, чтоб целый мир родился    

Создал он мир, чтоб вместе

В нём люди жили в чести.

Учащиеся слушают стихотворение.

Активизация знаний учащихся через беседу, игру.

Анализ и систематизация имеющихся знаний учеников. Делают вывод о знаниях древних людей.

Вспоминают как древние люди представляли себе Вселенную

метапредметные УУД: способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений.

личностные УУД : формирование коммуникативной компетенции в общении, сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной деятельности.

Целеполагание

- Как вы думаете, какова тема нашего у

Правильно, давайте запишем число и тему урока  в тетрадь.

А что бы вы хотели узнать на нашем уроке? Продолжите, пожалуйста предложения

Определяют тему и цели урока.  

 Тема:« Как возникла Земля»

Актуализация знаний

Первичное усвоение знаний

Человек издавна стремился познать мир, который его окружает, и прежде всего Землю — наш дом. Как возникла Земля? Этот вопрос волновал человечество не одно тысячелетие. Ответ на него всегда зависел от уровня знаний людей. Очень долго существовали наивные легенды о сотворении мира некоей божественной силой. Тем не менее, уже в древнем мире появились ученые, которые задумывались над этим вопросом. Одним из них был Птолемей. Давайте вспомните его систему мира (в центре – Земля, вокруг нее Солнце и другие планеты).

Лишь в XV веке появилось учение Николая Коперника, который создал новую модель Вселенной. Давайте вспомним суть его учения. Для этого вам необходимо заполнить пропуски в тексте.(Приложение 2)( стр.47 – учебник)

Задание

Наблюдения за звёздами и планетами, сложные математические рассчеты позволили сделать вывод , что земля вращается     вокруг Солнца. Центром мира является Солнце, вокруг которого движутся все планеты, вращаясь одновременно вокруг своих осей. Звезды неподвижны и находятся на огромных расстояниях от Земли и Солнца. Они образуют сферу.

Это был первый шаг в подлинно научном решении вопроса о происхождении Земли.

- А как называются научные предположения о возникновении Земли?  Найдите в учебнике  параграф 19, с. 89. (гипотезы).

- Когда стали появляться первые гипотезы?

- Почему только в 18 веке они появились?

 Запишите в тетрадь новое понятие «гипотезы»

-Давайте познакомимся с некоторыми  гипотезами, которые были выдвинуты разными учеными в свое время. 


Эту работу вы будете выполнять в группах, у вас на столах лежат листы с таблицей, возьмите его,  используя текст учебника стр.89-91, заполните таблицу у вас на столах. Вам надо рассказать об ученом и объяснить суть его гипотезы)

Ученый

Годы жизни

Гипотеза

Закрепление ранее полученных знаний.

Работа в парах, сообщение результатов.

Дети записывают понятие «гипотезы»

Самостоятельное приобретение новых знаний (работа в группах)

Стр.48 ( рабочая тетрадь)

предметные УУД: объяснять значение понятий: гипотеза. Знать разные гипотезы возникновения Земли и их особенности.

метапредметные УУД: способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений.

личностные УУД : формирование коммуникативной компетенции в общении, сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной деятельности.

Первичная проверка понимания

Давайте представим классу смысл разных гипотез о происхождении Земли.

Жорж Бюффон

(франц.)

1707 - 1788

Земной шар возник в результате катастрофы: столкновение Солнца и кометы.

Иммануил Кант (нем.)

1724 - 1804

Солнечная система возникла из гигантскогохолодного пылевого облака.

Пьер Лаплас

(франц.)

1749 - 1827

Планеты и Солнце возникли из  вращающегося  раскалённого газового облака.

Джеймс Джинс

(англ.)

1877 - 1946

Пролетающая звезда вырвала из Солнца часть вещества, из которого образовались планеты.

Отто Юльевич Шмидт (русск.)

1891 - 1956

Планеты образовались из вращающегося вокруг Солнца   холодного газово-пылевого   облака.

Современная гипотеза

Солнце и планеты возникли одновременно из холодного межзвездного вещества. Оно распалось на отдельные сгустки. Самый большой дал начало Солнцу, из остальных образовались планеты.

Сообщения результатов групповой работы: сведения об ученом и его гипотезе.

предметные УУД: объяснять значение понятий: гипотеза. Знать разные гипотезы возникновения Земли и их особенности.

метапредметные УУД: способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений.

личностные УУД : формирование коммуникативной компетенции в общении, сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной деятельности.

Первичное закрепление

Проблемная ситуация.

Закрепление изученного материала

Подумайте!

Стрелками укажите, кому из учёных принадлежат перечисленные гипотезы: ( Задание № 3 ( Рабочая тетрадь, стр 48)

Ж.Бюффон  

Пролетающая звезда вырвала из Солнца часть вещества, из которого образовались планеты.

И. Кант              

Планеты и Солнце возникли из  вращающегося  

раскалённого газового облака.

П. Лаплас        

Планеты образовались из вращающегося вокруг Солнца

холодного газово-пылевого   облака.

О.Ю.Шмидт                              

Земной шар возник в результате катастрофы

Д. Джинс

Солнечная система возникла из гигантского

холодного облака.

- Нетрудно заметить, что гипотезы Канта, Лапласа, Шмидта во многом близки. Многие мысли этих ученых легли в основу современного представления о происхождении Земли и всей Солнечной системы.

Современная гипотеза возникновения Солнечной системы. 
- Ученые предполагают, что Солнце и планеты возникли одновременно из частиц пыли и газа. Это холодное вещество постепенно уплотнялось, сжималось, а затем распалось на несколько неравных сгустков. Один из них, самый большой, дал начало Солнцу. Его вещество, продолжая сжиматься, разогревалось. Вокруг него образовалось вращающееся газово-пылевое облако, которое имело форму диска. Из плотных сгустков этого облака возникли планеты, в том числе и наша Земля. Но у ученых нет единого взгляда по этому вопросу.

Как видите, представления ученых о возникновении Земли, других планет и всей Солнечной системы менялись, развивались. Да и сейчас остается много неясного, спорного. Ученым предстоит разрешить немало вопросов, прежде чем мы достоверно узнаем, как возникла Земля.

 - Итак, на какие вопросы мы хотели получить ответы в начале урока?

Земля, планета дорогая наша, 
Нет во Вселенной тебя краше! 
Коль мы хотим на свете жить, 
Должны мы Землю сохранить! 
Давайте ж будем мы беречь 
Моря, луга, леса не жечь.
Чтобы дышать Земля могла, 
И долго чтоб она жила!

Сравнивают гипотезы, делают выводы.

Устные ответы уч-ся

Слушают, дополняют таблицу.

Обобщают полученные знания.

метапредметные УУД: способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений.

личностные УУД : формирование коммуникативной компетенции в общении, сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной деятельности.

 Д/З

П. 19. Подобрать стихи о Земле , составить тест ( 5 примеров)

Итог урока     (рефлексия).

Проанализируйте свою работу на уроке:

Сегодня на уроке:

  • Сегодня я узнал (а)…
  • Мне было интересно, потому что …

Анализируют знания и умения, полученные на уроке.

Приложение 1.

  1. Конек – горбунок

Вот въезжают на поляну

Прямо к морю-окияну;

Поперек его лежит

Чудо-юдо рыба-кит.

Все бока его изрыты,

Частоколы в ребра вбиты,

На хвосте сыр-бор шумит,

На спине село стоит;

Мужички на губе пашут,

Между глаз мальчишки пляшут,

А в дубраве, меж усов,

Ищут девушки грибов.

Приложение 2.

Задание: вставьте в текст недостающие слова.

Наблюдения за звёздами и планетами, сложные математические расчеты позволили Николаю Копернику сделать вывод о том, что  …….…….. вращается вокруг ………… . Центром мира является  ………….. , вокруг которого движутся все  …………….. , вращаясь одновременно вокруг своих осей.  …………. неподвижны и находятся на огромных расстояниях от Земли и Солнца. Они образуют сферу.

Слова для справок: Земля, Солнца, солнце, планеты, звезды.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологические карты для 8 класса (технология Монахова)

Технлогическая карта даёт ученику представление о порядке изучения данной темы, о задачах стоящих перед ним. В первой строке карты дана структура изучения темы:количество уроков по данной теме,  ...

Технологические карты кулинария 7 класс

Технологическая карта к уроку "Кисломолочные продукты и блюда из них"...

технологическая карта урока.9 класс.

Реализация системно-деятельностного подхода на уроке русского языка в процессе изучения темы " Бессоюзное сложное предложение"...

Конспект урока истории Отечества "Русь под монголо-татарским игом" (технологическая карта урока), 7 класс коррекционная школа VIII вида

Историческое образование на ступени основного общего образования играет важнейшую роль с точки зрения личностного развития и социализации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, приобщения...

Проектирование технологической карты уроках начальных классах.

Технологическая карта урока- это современная форма планирования педагогического взаимодействия учителя и обучающихся.В данном материале указаны способы графического проектиования урока, таблица, позво...

Технологическая карта к уроку Класс насекомые. Биология 7 класс.

Технологическая карта к уроку Класс насекомые. Биология 7 класс по ФГОС второго поколения....

Технологическая карта урока "Северо-Западная Русь между востоком и западом"

Технологическая карта урока "Северо-Западная Русь между востоком и западом" 6 класс....