6 класс.Жизнь рек
методическая разработка по географии (6 класс)
Предварительный просмотр:
Урок географии. 6класс.
Тема: Жизнь рек
Цель урока
1. Познакомить с понятиями водный режим реки; закрепить знания об элементах речной системы, характере течения реки в зависимости от рельефа.
2. Развивать умение определять географическое положение объекта (реки).
3. Осуществлять экологическое воспитание учащихся.
Задачи урока: продолжать формировать у учащихся умения работать с географической картой - определить местонахождение некоторых крупнейших рек Земли, продолжить формирование умения составлять описание географического объекта- реки.
Оборудование: физические карты полушарий и России, схемы, слайды.
Тип урока: комбинированный.
Ход урока.
- Организационный момент.
Здравствуйте, дети!
Сегодня урок наш – о реках? Посмотрите ,что за схема нарисована на доске
- Проверка домашнего задания.
- Географический диктант.
На доске список слов с цифрами.
Учитель читает определение. Надо записать цифры.
1. бассейн реки
2. водораздел
3.долина реки
4. речная система
5.русло
6. устье
7. исток
8. водопад
9. пороги
Определение.
- Углубление, по которому постоянно река продолжает течение
- Граница не на век, разделяющая бассейны двух рек
- Место это очень мало, где река берёт начало
- Место- финал, где река впадает в море или океан
- Площадь та, с которой собирает воду река
- Это нагромождение камней, пересекающих реку, образует на ней…
- Реку и её притоки смело назови…
- Понижение, но не русло, от истока реки и до устья
- Место это очень круто, там река лежит в уступах
Ответ: 5, 2, 7, 6, 1, 9, 4, 3, 8.
2. Вначале урока определяют тему урока по схеме речной системы. В течении урока -опрос по схеме.
3 4
море 1 2
7
6
5 8
1. - устье
2. - исток
3, 4 - правые притоки
5 - среднее течение
6 - нижнее течение
7 - верхнее течение
8 - левый приток
3. Определение географического объекта по географическим координатам
а).51̊с.ш., 104ов.д.(оз.Байкал)
б).61ос.ш., 31ов.д. (оз.Ладожское)
4. Проверка номенклатуры
на карте покажите крупные реки.
- Сообщение цели урока.
Мы продолжаем изучать реки.
Что мы уже знаем про реки? Мы будем говорить сегодня о питании и режиме рек.
IV. Изучение нового материала.
- На доске демонстрируется таблица « Речная долина». Надо вставить карточки «русло», «терраса», «речная долина» после сообщения о составных частях речной долины.
Речная долина - относительно узкое, вытянутое в длину, извилистое углубление, образованное работой стекающей по руслу воды. Речная долина имеет русло, пойму, террасы.
Русло - самая низкая часть долины, занятая водным потоком. Глубокие места русла называются плёсами, а мелкие перекатами.
Пойма- нижняя часть речной долины, регулярно заливаемая в половодье. На крупных реках ширина поймы достигает 15-20 км, иногда больше.
Пороги -
Терраса- естественная горизонтальная или слабо наклонённая площадка. Террасы бывают одиночные или в виде ступеней. Террасы- это остатки старого днища реки.
- Влияние рельефа на характер рек.
Заполнение схемы в ходе беседы.
Реки
(поток воды, текущий в выработанном им углублении)
по характеру течения по питанию по режиму
горные равнинные дождевые снеговые подземные
смешанные
водопады
- Питание рек.
Чем будут питаться реки?
Амазонка
Волга
Колыма
Сырдарья
Кубань
- Режим рек.
От питания реки зависит
Водный её режим.
Слово это вам знакомо.
Что по –вашему это такое?
Наступает в природе зима,
А на реках ледостав
Покрываются реки льдом,
Но и под ним
Вода течёт своим путём.
Весной в реки стекает вода
От растаявшего снега и льда.
Они переполняются
И заливают весной
Часть речной долины,
Называемой поймой.
ПОЛОВОДЬЕ
А воды в реке подъём-
Половодьем назовём.
Осенью часто идут дожди.
Подъём воды в реке,
Т.е. паводок жди.
ПАВОДОК
- Практическая работа
Определить географическое положение рек Волги, Нила, Амазонки.
Нанести на контурную карту.
V. Закрепление.
1. Соотнести.
Смешанное питание Терек
Дождевое питание Волга
Не замерзает Амур
Замерзает Нил
VI.Рефлексия. Нарисуйте в тетради смайлик соответствующий вашему ощущению после урока. (образцы смайликов у вас есть)
VII. Итог урока. Домашнее задание п.48 учить.Знать новые определения
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
классный час в 10 классе "Жизнь - это..."
представлена разработка классного часа, в котором идут философские размышления, что такое жизнь и зачем я живу,в чем мое предназначение?Включаются размышления родителей на эту тему и примеры из литера...
Урок по природоведению в 5 классе "Жизнь на разных материках"
Развернутый план-конспект урока по природоведению в 5 классе, с использованием презентации....
Конспект урока по географии 6й класс Жизнь в морях и океанах
Жизнь в морях и океанах, Что такое планктон, нектон и бентос? Как он выглядит? Какие приспособения имеет?...
Урок литературы в 10 классе "Жизнь и творчество Н.А. Некрасова"
Первый урок в цикле уроков о творчестве Н.А. Некрасова"....
Программа элективного курса для обучающихся 10 класса:" Жизнь по заказу".
Программа элективного курса по биологии: " Жизнь по заказу: размножение и развитие в органическом мире" для обучающихся 10-ых классов рассчитана на 34 часа ( 1 час в неделю).Программа содержит п...
Урок истории в 8 классе Жизнь и быт русских купцов
Предлагаемый урок носит исследовательский характер, что включает учеников в активную познавательную деятельность, развивает самостоятельность мышления....
Урок-игра. 5 класс. Жизнь первобытных людей.
Урок-игра. 5 класс. Жизнь первобытных людей....