Урок истории в 8 классе Жизнь и быт русских купцов
план-конспект урока по истории (8 класс) по теме
Предлагаемый урок носит исследовательский характер, что включает учеников в активную познавательную деятельность, развивает самостоятельность мышления.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kupcy.docx | 17.7 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок истории в 8 классе по теме «Жизнь и быт русских купцов»
Макуха . Л. А. , учитель истории
Цели урока:
Дать уч-ся общее представление о жизни и быте русских купцов; …..
Задачи :
Образовательные – показать, что благодаря трудолюбию , смекалки, предприимчивости купцов произошёл подъём в экономике России,….
Развивающие – закреплять умение составлять полные и развёрнутые ответы,…..
Воспитательные – вызвать чувство восхищения деятельностью русских купцов, ……
Оборудование: презентация, схема «Дела купцов»,……
Ход урока
Эпиграфы к уроку:
Что край, то обычай; что народ, то вера; что купец, то мера
- Оргмомент:
- Актуализация знаний, объявление новой темы.
Слово учителя: . Сегодня на уроке мы будем изучать жизнь русских купцов с позиций истории.
- Изучение нового материала:
Внимание на экран.(слайд №1-3).
Беседа.
Что вы увидели на экране?
Какие черты были присущи русским купцам? ( слайд 4-5)
К этому вопросу учитель обращается неоднократно, поэтому на доске постепенно появляются следующие слова: трудолюбивые, бережливые, добросовестные, честные , энергичные, деловые .
Какую благотворительную деятельность проводили русские купцы?
Словарная работа: благотворительная деятельность.
Какую пользу принесли купцы?
Как выглядели купцы и купчихи? (слайд 6-13)
Рассказ учителя:
Купчиха — жена купца, или женщина, записанная в купеческую гильдию.
В будние дни купцы носили картуз (разновидность фуражки), длиннополый, утеплённый, из толстого сукна сюртук, сапоги с высокими голенищами. Сюртуки купцы предпочитали черного или темно-синего крепа, кастора или сукна. Пуговицы на купеческих сюртуках были маленькие, размером с двухкопеечную монету, плоские, обтянутые шелком. Широкие брюки заправлялись в сапоги. Часто носили брюки в мелкую клеточку или в полоску. Зимой носили шубы. Мелкие купцы носили утеплённую разновидность сюртука, которая называлась «сибирка». Сибирка одновременно выполняла роль и летнего пальто, и представительского костюма.
В праздничные дни купцы следовали европейской моде, надевали сюртуки, жилетки, туфли, иногда фраки и цилиндры.
Для того, чтобы выделиться, купцы сочетали в своей одежде различные стили: шинель могла сочетаться с цилиндром. Постепенно традиционная русская одежда в гардеробе купца заменялась на европейскую: фраки, визитки, костюмы, зачастую сшитые у столичных мастеров.
Жены купцов были, как правило, моложе мужей. Были широко распространены межсословные браки. Например, в конце XVIII века в Томске и Тюмени внутрисословными были около 15% купеческих браков. Жены остальных купцов происходили, в основном, из крестьян и мещан. В первой половине XIX века купцы стали чаще жениться на мещанках, а количество внутрисословных браков выросло до 20 %—30 %.
Купеческие семьи — патриархального типа, с большим количеством детей. Семьи купцов евреев и старообрядцев были большего размера.
Купеческая семья к тому же была ещё и формой купеческой компании, семейным предприятием. Некоторые из них стали крупнейшими в России компаниями, например «Товарищество А.Ф. Второва с сыновьями».
После смерти мужа купчихи зачастую продолжали торговую деятельность мужа, несмотря на наличие взрослых сыновей. Дочери купцов в браке могли получать купеческое свидетельство на своё имя и самостоятельно вели свои дела, даже заключали сделки с собственными мужьями.
Разводы были крайне редкими. Разрешение на развод выдавал Святейший Синод.
Образ купца в русском искусстве ( слайд 13)
В XIX веке сложились купеческие династии. Дети купцов получали домашнее образование, а их внуки учились в университетах. Купцы начали делать крупные благотворительные пожертвования, участвовать в социальной жизни городов.
Демонстрация картины В. Г. Перова «Приезд гувернантки в купеческий дом»
Что вы видите на этой картине?
Физминутка:
Пословицы и поговорки (слайд 28)
За что уважали купцов?
Учитель дополняет ответы уч-ся.
- Первичное закрепление пройденного материала.
Вопросы для беседы:
Что полезного сделали купцы для России?
Во время ответов учитель чертит схему.
Дела купцов
Строили , заводы , фабрики, помогали актёрам,
художникам
Железные дороги,
Театры, музеи,
Новые здания
Назовите имена некоторых русских купцов?
Какие черты русского купца вам нравятся?
- Подведение итогов: комментарии, объявление оценок за работу.
- Домашнее задание: прочитать текст учебника , дать ответы на вопросы.
Индивидуальное задание: прочитать указанные абзацы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку истории 10 класс по теме "Первые русские князья"
Презентация к уроку по истории для 10 класса. Содержит данные о древней руси, ее первых правителях, внутренней и внешней политики государства в период становления Русского государства....
презентация Жизнь и быт русских купцов
В данной презентации я показала рациональное использование мультимедийных технологий для развития знаний учащихся. А также показала участие обучающихся в предметных неделях, конкурсах, соревнова...
Презентация к уроку истории 11 класс "Духовная жизнь в СССР в 1940-1960 гг."
презентация к уроки истории в 11 классе на тему "Духовная жизнь в СССР в 1940-1960 г.г."...
Урок истории 7 класс коррекционная школа 8 вида тема урока"Жизнь и быт людей в Древней Руси"
Урок истории в 7 классе на тему "Жизнь и быт людей в Древней Руси".Слайды помогают понять жизнь наших предков-славян....
Презентация к уроку истории 7 класс "Жизнь и быт людей в Древней Руси" коррекционная школа 8 вида
В презентации используется материал,необходимый для понимания темы урока по истории 7 класса о жизни наших предков -славян обучающимися коррекционной школы 8 вида.Презентация на тему "Жизнь и быт люде...
Технологическая карта урока истории 5 класс Урок 15 Жизнь египетского вельможи
Цель урока: знакомство с образом жизни и службы вельмож...
Урок истории 5 класс тема «Жизнь египетского вельможи»
Цели урока: познакомить учащихся с жизнью египетского вельможи;продолжить формирование умений анализировать исторические факты, распознавать существенные признаки и интересы различных общественны...