Методическая разработка.Рабочая программа по "Географии", для 7 класса, VIII вида
рабочая программа по географии (7 класс)
Рабочая программа составлена для индивидуального обучения на дому в 7 классе (очно-заочная форма) на основе программы для курса географии для 5-9 классов специальных (коррекционных ) общеобразовательных школ (к комплекту учебников под руководством Т.М. Лифановой, Е.Н. Соломиной, Москва: Просвещение, 2011 год)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
8_vid._geografiya.7.docx | 57.54 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №102»
Рабочая программа учебного предмета «География»
предметной области «Естественнонаучные предметы»
индивидуального обучения, для 7-х классов
Составитель: Громова Т.В.
Учитель биологии. Высшая квалификационная категория.
Барнаул
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена для индивидуального обучения на дому (очно-заочная форма) на основе программы для курса географии для 5-9 классов специальных (коррекционных ) общеобразовательных школ (к комплекту учебников под руководством Т.М. Лифановой, Е.Н. Соломиной, Москва: Просвещение, 2011 год)
Согласно индивидуальному учебному плану рабочая программа для 7 класса предусматривает 0,5 часа в неделю, всего за год - 35 уроков.
УМК учителя:
1. Программа для курса географии для 5-9 классов специальных (коррекционных ) общеобразовательных школ (к комплекту учебников под руководством Т.М. Лифановой, Е.Н. Соломиной, Москва: Просвещение, 2011 год
2. Учебник географии 7 класс. Авторы: Т.М.Лифанова, Е.Н.Соломина. География. - М.: Просвещение, 2018г
Данная программа по географии разработана с учётом изменений, происходящих в современном обществе, и новых данных географической науки.
География как учебный предмет в специальной (коррекционной) школе VIII вида имеет большое значение для всестороннего развития учащихся со сниженной мотивацией к познанию. Изучение географии нашей страны и материков расширяет кругозор детей об окружающем мире, позволяет увидеть природные явления и социально-экономические процессы во взаимосвязи.
Основные задачи современного школьного курса географии — дать элементарные, но научные и систематические сведения о природе, населении, хозяйстве своего края, России и зарубежных стран, показать особенности взаимодействия человека и природы, познакомить с культурой и бытом разных народов, помочь усвоить правила поведения в природе.
География дает благодатный материал для патриотического, интернационального, эстетического и экологического воспитания учащихся, помогает знакомить их с миром профессий, распространенных в своем регионе.
Программа составлена с учетом психофизических особенностей учащихся с нарушением интеллектуального развития. Географический материал в силу своего содержания обладает значительными возможностями для развития и коррекции познавательной деятельности детей с нарушениями интеллектуального развития: они учатся анализировать, сравнивать изучаемые объекты и явления, понимать причинно-следственные зависимости. Работа с символическими пособиями, какими являются план и географическая карта, учит абстрагироваться, развивает воображение учащихся. Систематическая словарная работа на уроках географии расширяет лексический запас детей со сниженным интеллектом, помогает им правильно употреблять новые слова в связной речи.
Познание мира предполагает изучение системы взаимосвязанных дисциплин, обеспечивающих преемственность содержания. Курс географии имеет много смежных тем с естествознанием, историей, русским языком, чтением, математикой, изобразительным искусством, черчением, социально-бытовой ориентировкой и другими предметами, а также предусматривает опору на знания, полученные в курсах
«Развитие устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности» и «Природоведение».
Необходимость межпредметных связей с другими учебными дисциплинами, а также преемственность географического содержания и природоведческих курсов подчеркивается выделением специальной рубрики «Межпредметные связи» после каждой темы.
Учитывая общие и специальные задачи специальной (коррекционной) школы VIII вида, программа и методика преподавания географии предусматривают повторяемость материала (в разных формах и объеме). Ряд тем постепенно усложняется и расширяется от 6 к 9 классу, что способствует более прочному усвоению элементарных географических знаний учащимися с интеллектуальными нарушениями.
Обучение географии рассчитано на четыре года с 6 по 9 классы
7 класс полностью посвящен ознакомлению с природой и хозяйством России. Изучение вопросов физической, элементов экономической и социальной географии своей страны должно рассматриваться в тесной взаимосвязи, а природа изучаться как среда обитания и жизнедеятельности людей, как источник ресурсов для развития народного хозяйства. Много внимания должно быть уделено экологическим проблемам. Необходимо вскрыть причины обострения экологических ситуаций в некоторых районах нашей страны.
При изучении географии России учитель должен пользоваться современными географическими картами (физической, политикоадминистративной и картой природных зон России).
На изучение «Географии России» в данной программе отведен весь 7 класс, в содержании учебного материала выделены два основных блока:
- Особенности природы и хозяйства России (общая характеристика) — 11ч.
- Природные зоны России — 55 ч.
Задача первого блока этого раздела — создать целостное представление о своей родине, раскрыть разнообразие ее природных условий, ресурсов, населения и хозяйства.
Учителю географии необходимо подумать о рациональном распределении времени на изучение общих и зональных вопросов. Целесообразно уже при изучении I блока иллюстрировать общие положения конкретными примерами, подготавливая таким образом учащихся к изучению отдельных природных зон.
В региональной части курса, во втором блоке, дается комплексная характеристика природных зон России: изучаются особенности климата, природы, условия жизни и хозяйственной деятельности людей, местные экономические, социальные и экологические проблемы, достопримечательности разных уголков нашей Родины. При изучении природных зон России учитель вправе выделить больше времени и уделить особое внимание той природной зоне, в которой расположена школа.
При изучении географии своей страны необходимо констатировать новые национально-территориальные образования, подчёркивая культурные и этнографические особенности населения.
Желательно приучать старшеклассников работать с материалами периодической печати, местными и центральными изданиями.
Появление нового учебника по географии России с иллюстрированным приложением облегчит семиклассникам процесс усвоения программного материала о географии своей страны, а упрощенные контурные карты, размещённые в рабочих тетрадях на печатной основе, помогут заполнить изучаемые объекты на карте России.
Данная программа обеспечивает оптимальный объем знаний по географии для детей с нарушением интеллекта. Как показывает опыт, он доступен большинству учащихся. Учитывая индивидуальные особенности школьников, учитель может снижать уровень требований к отдельным учащимся по темам, связанным с географической картой.
Внутри разделов, не выходя за рамки указанного времени, педагог вправе перераспределять количество часов на изучение отдельных тем.
Цели и задачи обучения географии:
Цель: всестороннее развитие обучающихся со сниженной мотивацией к познанию, расширение кругозора об окружающем мире.
Задачи:
Образовательные: Дать элементарные научные и систематические сведения о природе, населении, хозяйстве России, зарубежных стран, своего края. Показать особенности взаимодействия человека и природы, познакомить с культурой и бытом разных народов. Помочь усвоить правила поведения в природе.
Воспитательные: Содействовать патриотическому, эстетическому, экологическому воспитанию. Содействовать профессиональной ориентации, путём знакомства с миром профессий, распространенных в нашем регионе.
Корреционно-развивающие: Учить анализировать, сравнивать изучаемые объекты и явления, понимать причинно-следственные зависимости. Содействовать развитию абстрактного мышления, развивать воображение. Расширять лексический запас. Развивать связную речь.
Основные технологии, методы, формы обучения.
Технологии
Планируется использование следующих педагогических технологий в преподавании предмета:
1. Здоровьесберегающие
2. Проблемного обучения
3. Игровые
4. Информационно-коммуникационные
5. Развивающего обучения
6. Проектные
7. Составления алгоритма выполнения задания
8. Развития навыков самопроверки самоконтроля
9. Конструирования (моделирования)
Формы организации образовательного процесса:
Общеклассные формы: урок, собеседование, программное обучение.
Индивидуальные формы: работа с литературой или электронными источниками информации, выполнение индивидуальных заданий, работа с обучающими программами за компьютером.
Методы обучения: словесные — рассказ, беседа; наглядные — иллюстрации, демонстрации как обычные, так и компьютерные; самостоятельная работа со справочниками и литературой (обычной и электронной), самостоятельная работа за компьютером, работа с атласом
Виды и формы контроля: индивидуальный опрос; творческие задания (защита рефератов и проектов).
Основные требования к знаниям и умениям учащихся
Учащиеся должны знать:
- положение России на физической карте, карте полушарий и глобусе;
- пояса освещенности, в которых расположена наша страна;
- природные зоны России;
- природные условия и богатства России, возможности использования их человеком;
- типичных представителей растительного и животного мира в каждой природной зоне;
- хозяйство, основное население, его занятия и крупные города в каждой природной зоне;
- экологические проблемы и основные мероприятия по охране природы в России;
- правила поведения в природе;
- названия географических объектов на территории России, указанные в программе (по атласу, специально разработанному для коррекционных школ VIII вида).
Учащиеся должны уметь:
- показывать границы России на глобусе, карте полушарий, физической карте и карте природных зон России, давать элементарное описание природы по зонам, пользуясь картинами и картами;
- показывать по картам (физической и природных зон России) из приложения к учебнику географические объекты, указанные в программе;
- устанавливать взаимосвязь между климатом, растительным и животным миром, природными условиями и занятиями населения;
- делать несложные макеты изучаемых природных зон;
- принимать участие в мероприятиях по охране окружающей среды; правильно вести себя в природе;
- выполнять задания в «Рабочей тетради по географии России» для 7 класса специальной коррекционной школы VIII вида (количество заданий и время заполнения определяет учитель с учетом индивидуальных возможностей учащихся).
7 класс
География России
(66 ч)
I четверть (18 ч)
Особенности природы и хозяйства России (общая характеристика) (11 ч)
Географическое положение России на карте мира.
Европейская и азиатская части России.
Административное деление России.
Разнообразие рельефа.
Полезные ископаемые, их основные месторождения.
Климат России.
Водные ресурсы России, их использование.
Население России. Народы России.
Промышленность — основа хозяйства, ее отрасли.
Сельское хозяйство, его отрасли.
Транспорт. Экономическое развитие европейской и азиатской частей России.
Природные зоны России (55 ч)
Размещение природных зон на территории России.
Карта природных зон России.
Зона арктических пустынь (5 ч)
Положение на карте.
Климат.
Растительный и животный мир.
Население и его основные занятия.
Северный морской путь.
- четверть (14 ч)
Зона тундры (8 ч)
Положение на карте. Рельеф. Полезные ископаемые.
Климат. Водоемы тундры.
Растительный мир.
Животный мир.
Хозяйство. Население и его основные занятия.
Города: Мурманск, Нарьян-Мар, Воркута, Норильск, Анадырь. Экологические проблемы Севера. Охрана природы тундры.
Лесная зона (18 ч)
Положение на карте. Рельеф и полезные ископаемые.
Климат.
Реки, озера, каналы.
Растительный мир. Хвойные леса (тайга).
Смешанные и лиственные леса.
Животный мир.
Пушные звери.
- четверть (20 часов)
Значение леса.
Промышленность и сельское хозяйство лесной зоны. Промышленность и сельское хозяйство Центральной России.
Города Центральной России.
Особенности развития хозяйства Северо-Западной России. Города Северо-Западной России: Санкт-Петербург, Архангельск, Новгород, Псков, Калининград.
Западная Сибирь.
Восточная Сибирь.
Дальний Восток.
Заповедники и заказники лесной зоны. Охрана леса. Обобщающий урок по лесной зоне.
Зона степей (8 ч)
Положение на карте. Рельеф. Полезные ископаемые. Реки. Растительный мир.
Животный мир.
Хозяйство. Население и его основные занятия.
Города лесостепной и степной зон: Воронеж, Курск, Оренбург, Омск,
Города степной зоны: Самара, Саратов, Волгоград, Ростов-на- Дону, Ставрополь, Краснодар.
Охрана природы зоны степей.
IV четверть (14 ч)
Зона полупустынь и пустынь (6 ч)
Положение на карте. Рельеф. Полезные ископаемые.
Климат. Реки.
Растительный мир.
Животный мир.
Хозяйство. Население и его основные занятия .
Города зоны полупустынь и пустынь.
Зона субтропиков (2 ч)
Положение на карте.
Курортное хозяйство. Население и его основные занятия. Города- курорты (Сочи, Туапсе, Анапа, Геленджик ). Город Новороссийск.
Высотная поясность в горах (6 ч)
Положение на карте. Рельеф и полезные ископаемые. Климат.
Особенности природы и хозяйства Северного Кавказа.
Города и экологические проблемы Урала.
Алтайские горы. Особенности природы. Хозяйство. Население и его основные занятия. Города.
Горы Восточной Сибири. Хозяйство. Население и его основные занятия. Города.
Обобщающий урок по географии России.
Межпредметные связи
Почвы, полезные ископаемые, использование воды в промышленности и сельском хозяйстве, охрана вод, разнообразие растительного и животного мира, охрана растений и животных («Естествознание»),
Города нашей Родины («Природоведение»).
Длина рек, высота гор, численность населения («Математика»).
Работа с глиной, пластилином, природным материалом при изготовлении несложных макетов по природным зонам («Ручной труд»).
Использование леса («Столярное, переплетное дело»).
Добыча, свойства и использование металлов («Слесарное дело»).
Различение цвета и оттенков («Изобразительное искусство»).
Правописание трудных слов («Русский язык»).
Практические работы
Работа с физической картой и картой природных зон России в атласе- приложении к учебнику.
Нанесение на контурные карты изученных объектов и надписывание их названий в рабочей тетради на печатной основе для 7 класса.
Запись названий и зарисовки в тетрадях наиболее типичных для изучаемой природной зоны растений и животных.
Изготовление из бумаги условных знаков полезных ископаемых для работы с магнитной картой (природных зон России).
Вычерчивание схемы смены природных зон в горах и других схем, помогающих понять причинно-следственные зависимости.
Изготовление несложных макетов по различным природным зонам. Географическая номенклатура Зона арктических пустынь
Моря: Белое, Баренцево, Карское, Лаптевых, Восточно-Сибирское, Чукотское.
Острова: Земля Франца Иосифа, Новая Земля, Северная Земля, Новосибирские.
Зона тундры Остров: Новая Земля.
Полуострова: Таймыр, Кольский, Чукотский.
Города: Мурманск, Нарьян-Мар, Воркута, Норильск, Анадырь. Лесная зона
Равнины: Восточно-Европейская, Западно-Сибирская, Валдайская возвышенность, Среднесибирское плоскогорье.
Реки: Волга, Северная Двина, Обь, Енисей, Лена, Амур.
Каналы: Москвы, Волго-Балтийский.
Озера: Ладожское, Онежское.
Города: Москва, Санкт-Петербург, Калининград, Архангельск, Нижний Новгород, Красноярск, Иркутск, Владивосток.
Зона степей
Реки: Дон, Волга, Урал.
Канал: Волго-Донской.
Города: Курск, Воронеж, Саратов, Самара, Ростов-на-Дону, Волгоград, Ставрополь, Краснодар, Оренбург, Омск.
Зона полупустынь и пустынь Озеро: Каспийское море.
Города: Астрахань, Элиста.
Субтропики
Города: Сочи, Туапсе, Новороссийск.
Высотная поясность в горах
Горы: Кавказские, Уральские, Алтайские, Саяны.
Озеро: Байкал.
Города: Пятигорск, Нальчик, Владикавказ, Махачкала, Грозный, Екатеринбург, Челябинск, Барнаул.
Календарно-тематический план
№ п/п | Наименование раздела и тем учебных занятий | Количество уроков | |||
I четверть (18 ч) | |||||
Особенности природы и хозяйства России | 11 | ||||
1 | 1 нед. сен | Географическое положение России на карте мира | 0,5 | ||
Европейская и азиатская части России | |||||
2 | 2 нед. сен | Административное деление России | 0,5 | ||
Разнообразие рельефа. | |||||
3 | 3 нед. сен | Полезные ископаемые, их основные месторождения | 0,5 | ||
Климат России | |||||
4 | 4 нед. сен | Водные ресурсы России, их использование | 0,5 | ||
Население России. Народы России | |||||
5 | 1 нед. окт | Промышленность — основа хозяйства, ее отрасли | 0,5 | ||
Сельское хозяйство, его отрасли | |||||
Транспорт. Экономическое развитие европейской и азиатской частей России | |||||
6 | Природные зоны России | 55 | |||
2 нед. окт | Размещение природных зон на территории России | ||||
Карта природных зон России | 0,5 | ||||
Зона арктических пустынь | |||||
7 | 3 нед. окт | Положение на карте. | 0,5 | ||
Климат. | 5 | ||||
8 | 4 нед. окт | Растительный и животный мир | 0,5 | ||
Население и его основные занятия | 0,5 | ||||
Северный морской путь | 0,5 | ||||
ll четверть (14 ч) Зона тундры | |||||
9 | 5 нед. окт | Положение на карте | 0,5 | ||
10 | 1 нед. нояб | Рельеф. Полезные ископаемые | |||
Климат. Водоемы тундры | 0,5 | ||||
11 | 2 нед. нояб | Растительный мир. Животный мир. | 0,5 | ||
12 | 3 нед. нояб | Хозяйство. Население и его основные занятия. Города: Мурманск, Нарьян-Мар, Воркута, Норильск, Анадырь. Экологические проблемы Севера. Охрана природы тундры. | 0,5 | ||
Лесная зона (18 ч) | |||||
13 | 4 нед. нояб | Положение на карте. Рельеф и полезные ископаемые. Климат | 0,5 | ||
14 | 1 нед. дек | Реки, озера, каналы. Растительный мир. Хвойные леса (тайга). | 0,5 | ||
15 | 2 нед. дек | Смешанные и лиственные леса. Животный мир. Пушные звери | 0,5 | ||
iii четверть (20 часов) | |||||
16 | 3 нед. дек | Значение леса. Промышленность и сельское хозяйство лесной зоны |
| ||
17 | 4 нед. дек | Промышленность и сельское хозяйство Центральной России. Города Центральной России. | 0,5 | ||
18 | 1 нед. янв | Особенности развития хозяйства Северо-Западной России. Города Северо-Западной России: Санкт-Петербург, Архангельск, Новгород, Псков, Калининград | 0,5 | ||
19 | 2 нед. янв | Западная Сибирь. Восточная Сибирь | 0,5 | ||
20 | 3 нед. янв | Дальний Восток. Заповедники и заказники лесной зоны | 0,5 | ||
21 | 4 нед. янв | Охрана леса. Обобщающий урок по лесной зоне | 0,5 | ||
Зона степей (8 ч) | |||||
22 | 2 нед. фев | Положение на карте. Рельеф. Полезные ископаемые. Реки. Растительный мир. | |||
23 | 3 нед. фев | Растительный мир. Животный мир | 0,5 | ||
24 | 4 нед. фев | Хозяйство. Население и его основные занятия. Города лесостепной и степной зон: Воронеж, Курск, Оренбург, Омск | 0,5 | ||
25 | 1 нед. март | Города степной зоны: Самара, Саратов, Волгоград, Ростов-на- Дону, Ставрополь, Краснодар.Охрана природы зоны степей. | |||
IV четверть (14 ч) | |||||
Зона полупустынь и пустынь (6 ч) | |||||
26 | 2 нед. март | Положение на карте. Рельеф. Полезные ископаемые | |||
27 | 3 нед. март | Климат. Реки. Растительный мир. Животный мир | |||
28 | 1 нед. апр | Хозяйство. Население и его основные занятия . Города зоны полупустынь и пустынь. | |||
Зона субтропиков (2 ч) | |||||
29 | 2 нед. апр | Положение на карте. Курортное хозяйство | |||
30 | 3 нед. апр | Население и его основные занятия. Города- курорты (Сочи, Туапсе, Анапа, Геленджик ). Город Новороссийск | |||
Высотная поясность в горах (6 ч) | |||||
31 | 4 нед. апр | Положение на карте. Рельеф и полезные ископаемые. Климат | |||
32 | 1 нед. май | Особенности природы и хозяйства Северного Кавказа | |||
33 | 2 нед. май | Города и экологические проблемы Урала | |||
34 | 3 нед. май | Алтайские горы. Особенности природы. Хозяйство. Население и его основные занятия. Города | |||
35 | 4 нед. май | Горы Восточной Сибири. Хозяйство. Население и его основные занятия. Города. Обобщающий урок по географии России. | |||
Итого: | 35 |
Лист корректировки рабочей программы
класс | Тема урока, № п\п | Причины корректировки, реквизиты документа (№ приказа, дата) | За счет чего проведена корректировка |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка раздела программы по географии. 7 класс. Тема: « АВСТРАЛИЯ И ОКЕАНИЯ».
Методическая разработка раздела учебной программы: «Австралия и Океания» построена на основании обязательного минимума содержания образования по географии. Курс «Страноведение» построен та...
Методическое пособие "Рабочая программа по географии. 6 класс"
Методическая разработка по географиии для 6 классов общеобразовательных учреждений. Учебник Е.М. Домогацких....
Методическая разработка. Рабочая программа по географии для 6 класса, VIII вида. Индивидуальное обучение.
Рабочая программа для индивидуального обучения на основе программы курса географии для 5-9 классов специальных общеобразовательных школ (к комплекту учебников под руководством Т.М. Лифановой...
Методическая разработка. Рабочая программа учебного предмета "Географии", для 5-х классов
Рабочая программа по географии для 5 класса составлена на основе: Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, примерных программ по учебным предм...
Методическая разработка. Рабочая программа по предметному курсу экологии. 10 класс. Авторы программы : Е. А .Криксунов , В.В. Пасечник «Экология», для 10-х классов
Рабочая программа разработана на основе авторской учебной программы : Экология . 10 класс. Авторы программы: Е. А .Криксунов , В.В. Пасечник 2002 г ....
Методическая разработка. Рабочая программа учебного предмета «География. Землеведение» 5 класс
Рабочая программа по географии для 5 класса составлена на основе:- Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования;-Авторской программы по географии О. А. К...
Методическая разработка рабочей прогграммы по географии 10-11 класс
Данная рабочая программа составлена с целью планирования, организации, коррекции и управления учебным процессом по изучению учебного предмета «География» в 10-11 классах...