Урок по географии для 7-го класса по теме "Австралия и Океания, обобщающий урок"
план-конспект урока по географии (7 класс)

Материал посвящен уроку по географии для 7-го класса (тема "Австралия и Океания, урок-обобщение"). Формулируются цель и задачи урока, планируемые образовательные результаты (предметные, метапредметные, личностные), указываются методы и формы обучения и формы организации деятельности обучающихся. Приводится организационная структура урока с указанием формируемых на каждом этапе УУД и планируемых результатов каждого из этапов урока. Особенностью урока является прилагаемый материал, использующийся как в качестве контрольного, так и как задание для самостоятельной работы, позволяющей обучающимся проявить сформированные УУД и самостоятельно найти информацию, необходимую для решения вопросов. Урок организован таким образом, что обучающиеся работают парами, а также выполняют взаимопроверку полученных результатов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_geografiya_7_klass_avstraliya_i_okeaniya.doc175.5 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока по географии для 7-го класса

Учитель: Колтышев Алексей Евгеньевич, к.геогр. н.

Место работы: ГБОУ школа 492, Санкт-Петербург

Электронный адрес: alkolt71@gmail.com

Предмет: география

Класс: 7

Учебник: А.И. Алексеев, В.В. Николина, Е.К. Липкина и др. География. 7 класс. ‒М.: Просвещение, 2019.

Атлас: Географический атлас. Серия «Полярная звезда». 7 класс. ‒М.: Просвещение, 2019.

Тема урока: Урок-обобщение: Австралия, Океания

Тип урока: урок развивающего контроля (со взаимооцениванием письменных работ обучающихся)

Цель урока: обобщение знаний по теме «Австралия и Океания» с проверкой и актуализацией знаний и навыков в форме теста-практикума.

Задачи урока:

- актуализация знаний об Австралии и Океании;

- выявление областей незнания обучающихся;

- получение новых знаний в самостоятельной форме;

- проверка сформированности навыков к самообучению и взаимному контролю.

Планируемые образовательные результаты

- Предметные: повторение и закрепление знаний о природе и населении Австралии и Океании.

- Метапредметные (регулятивные, коммуникативные): умение пользоваться источниками информации (учебник, атлас) для получения необходимой информации и данных, умение подбирать информацию в соответствии с поставленной задачей, умение интерпретировать информацию, умение обобщать информацию, умение выделять признаки объектов, умение достигать цели и решать поставленные задачи; умение совместной работы в паре, умение планировать свое время, пособность оценивать результаты одноклассников.

- Личностные: навык сознательно организовывать свою познавательную деятельность, навыки самоконтроля и сохранения познавательной задачи

Методы и формы обучения: работа в парах по решению заданных учителем заданий практического и теоретического характера; работа с атласом и учебником при необходимости,

Оборудование: компьютер, настенные карты мира, раздаточный материал с заданиями.

Формы организации деятельности учащихся: работа в парах, взаимооценивание учащихся.

Основные понятия и термины для усвоения: не предусмотрено.

Организационная структура урока

Урок проводится в форме теста-практикума. Работа обучающихся заключается в поиске ответов на поставленные вопросы, причем ответы могут быть даны как на основе знаний конкретных фактов (при наличии знаний этих фактов), так и путем поиска ответов и решений в помощью учебника и  атласа (т.е. путем применения выработанных ранее УУД).

Задание: ответить на вопросы, распечатанные в раздаточном материале, работая в паре с соседом по парте.

Критерии для взаимооценивания:

После выполнения заданий пары обучающихся меняются раздаточным материалом с одноклассниками, сидящими за партой сзади, и осуществляют взаимооценивание, что фактически подразумевает поиск ответов и решений заданий, попавшихся соседям с задней парты. В конце урока учитель собирает проверенные обучающимися задания и оценивает как их собственные ответы, так и качество проверки работы соседней пары.

Каждая карточка раздаточного материала включает четыре вопроса, при этом простые и сложные вопросы распределены по карточкам примерно равномерно.

Этапы

Деятельность

учителя

Деятельность

учеников

Методы обучения,  технологии обучения, формы организации деятельности учащихся

УУД

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

1. Организационный момент

Проверяет готовность рабочих мест, объясняет задачи урока, создает ситуацию будущего успеха.

Готовятся к работе

Развитие коммуникатив-ных навыков учащихся.

2. Мотивация к деятельности (совмещено с проверкой домашнего задания на повторение пройденного)

Ставит несколько вопросов по пройденному материалу. По ответам поощряет отвечавших и делает вывод о том, что не все вопросы получили ответы, после чего предлагает обучающимся проявить свои знания об Австралии и Океании, а в случае их недостатка – самостоятельно их добыть, воспользовавшись своими навыками работы с источниками информации в виде учебника и атласа.

Раздает материалы для работы

Отвечают на вопросы. Понимают, что не на все вопросы могут сразу ответить. Задумываются: а смогут ли ответить с помощью учебника и атласа.

Опрос, беседа

Развитие коммуникатив-ных навыков учащихся.

Актуализация знаний

Навык формулирования цели и задач деятельности.

.

Навыки самоконтроля, сохранения познавательной задачи

3. Учебно-познавательная и интеллектуально-преобразовательная деятельность

Изучение материала учебника (при необходимости). Работа с атласом и получение информации из атласа.  Решение  поисковых интеллектуальных заданий, самоорганизация в деятельности; обобщение и систематизация знаний.

Контролирует работу пар обучающихся. Помогает в случае затруднений при работе с учебником или атласом.

Работают над решением поставленных задач, используя как свои знания, так и навыки поиска необходимой информации в учебнике и атласе.

Самостоятельная работа пар обучающихся с обсуждением затруднений с соседом по парте (при необходимости).

Развитие коммуникативных навыков, умения анализировать различные источники информации, развитие функциональной грамотности.

Осознание возможности самостоятельного получения новых знаний.

Умение работать с картами и текстовым материалом географического характера.  

Умение работать с различными источниками информации.

Навык сознательно организовывать свою познавательную деятельность.

Навыки сохранения познавательной задачи.

Навыки самоконтроля.

4.  Контроль и оценка результатов деятельности

Контролирует время выполнения заданий. Обеспечивает обмен результатами работы между парами обучающихся для взаимного оценивания результатов.

Осуществляют проверку результатов работы соседней пары обучающихся, при этом автоматически повторяя свои действия (пункт 3), проверяя решения других вопросов.

Самостоятельная работа пар обучающихся с обсуждением затруднений с соседом по парте.

Развитие коммуникативных навыков, умения анализировать различные источники информации.

Умение оценивать результаты работы других. Умение работать с картами и текстовым материалом географического характера.  

Навык сознательно организовывать свою познавательную деятельность и деятельность по контролю результатов деятельности других обучаемых.

Навыки сохранения познавательной задачи.

Навыки самоконтроля и взаимоконтроля.

5. Подведение итогов

Собирает раздаточный материал с решенными заданиями, проверяет, все ли карточки подписаны.

Спрашивает о том, какие задания сделать не удалось.

Поощряет обучающихся за активную работу

Сдают карточки с решениями заданий и ответами. Слушают учителя.

Беседа

Развитие коммуникативных компетенций, навыков рефлексии и оценивания.

Овладение навыками высказывания, дискуссии.

6. Информирование о домашнем задании

Не предусмотрено

Вопросы и задания для формирования раздаточного материала

(все задания разработаны учителем Колтышевым А.Е.)

1. Один турист собрался из Санкт-Петербурга в турпоездку по Австралии. Путешествие предполагается на февраль в формате «все включено», т.е. денег лишних у него не останется, да и не всегда легко в незнакомой стране купить необходимое. Чтобы не покупать необходимые вещи и услуги в Австралии, что ему стоит взять с собой? (отметьте все необходимое)

а. Солнцезащитные очки

б. Лыжи

в. Мазь от солнечных ожогов

г. Теплую одежду

д. Плавки, ласты, резиновые тапки и шапочку для купания

е. Русско-папуасский разговорник

ж. Страховку жизни и здоровья от извержений вулканов

з. Зонт

2. В какой части Австралии преобладают пустыни (в восточной или западной)?

___________________________

3. У какой части Австралии расположен Большой Водораздельный хребет (у северной, южной, западной, восточной)?

 _____________________________________________________

4. Каков основной источник пресной воды для Австралии?

а. Реки

б. Айсберги

в. Снег

г. Подземные воды

д. Озера

5. Какая из характеристик наиболее точно подходит для описания рельефа Австралии?

а. Пересеченный

б. Плоский

в. Горный

г. С преобладанием низменностей

д. С резкими контрастами высот

6. Кто открыл Австралию?

а. Англичане

б. Русские

в. Голландцы

г. Испанцы

7. Как называется это странное животное, сочетающее признаки млекопитающего и рептилии и что это за дерево, листья которого всегда развернуты ребром к солнечным лучам и по этой причине почти не дающее тени?

                   _________________________________________                         _______________________________

     

                   

8. В каком городе находится это сооружение, как оно называется (слева)? Что это за уникальный природный объект (справа)?          

                 

Ответ:                                                                      _______________________________     _____________________________________

9. Выходцы из каких народов составляют основную часть населения Австралии?

а. Испанцы и португальцы

б. Американцы и канадцы

в. Англичане и ирландцы

г. Индусы и китайцы

е. Австралийские аборигены

ж. Папуасы

10. Какие из указанных животных и где обитают (установите соответствия и поставьте в нужный столбец знак + для каждого вида животных)

Вид

Обитает только в Австралии

В Австралии не встречается

Обитает и в Австралии, и в других частях света

Вомбат

Кролик

Кенгуру

Верблюд

Панда

Черная мамба

Коала

Ехидна

Слон

Тигр

Тайпан (жестокая змея)

11. а) Подпишите названия отмеченных точками городов, подчеркните название столицы. б) Подпишите залив Карпентария. в) Отметьте примерное расположение Большого Барьерного рифа и подпишите его. г) Экспедиции каких знаменитых мореплавателей-исследователей Австралии показаны линиями со стрелками? (запишите их имена)

Путешествие 1642-1644 гг.: _________________________

Путешествие 1770 г.: _______________________________

12. Укажите наиболее типичные занятия обитателей Океании, выбрав из указанного списка соответствующие пункты:

рыболовство, добыча полезных ископаемых, сфера услуг, примитивное сельское хозяйство, табаководство, судостроение.

Ответ: ____________________________________________________________________________________________________

13. Выберите из списка основные отличительные особенности органического мира Океании:

нет ядовитых змей, очень богат, сравнительно беден, много птиц, имеются высшие хищники, все млекопитающие завезены человеком, много эндемичных видов, нет высших хищников

Ответ: ____________________________________________________________________________________________________

14. Где обитают папуасы (выберите наиболее точный ответ)?

а. Только на острове Новая Гвинея

б. Во всей Океании

г. На острове Новая Гвинея и в Меланезии

д. В Австралии и Полинезии

15. Установите соответствие климатограмм отмеченным городам (подпишите букву климатограммы у названия города)

16. Почему органический мир Австралии отличается немногочисленностью и своеобразием видов? Чем отличается органический мир Океании - есть ли схожесть, в чем различия?

Ответ: ______________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по русскому языку в 6 классе «Заочная экскурсия по Москве» (Обобщающий урок по теме «Имя числительное»)

          Представляется методическая разработка урока русского языка по теме:«Заочная экскурсия по Москве» (Обобщающий урок по теме «Имя числительное»). Эт...

Методическая разработка открытого урока по географии для 8 класса. Тема "Путешествие по Русской равнине (обобщающий урок). Закрепление. Проверка знаний.

Урок на закрепление, обощение и повторение пройденного материала с использованием игровых моментов. Игра - презентация "Своя игра"....

Урок русского языка в 7 классе по теме: « Предлог» ( повторительно – обобщающий урок)

На сегодняшнем уроке мы отправимся в путешествие –  цель его -исследовать остров ,имя которому Предлог  , проверить ваше умение ориентироваться на местности нашего лингвистического  ост...

конспект и презентация к уроку музыки в 7 классе "В музыкальном театре. Опера" (Обобщающий урок)

В конспекте занятия представлены комментарии к некоторым моментам урока, которые могут варироваться....

Разработка урока по литературному чтению в 5 классе коррекционной школы 8 вида Обобщающий урок по теме "Зима"

Обобщающий урок по теме "Зима" по литературному чтению в 5 классе для обучающихся в коррекционной школе 8 вида  является интегрированным уроком чтения и рисования. При проведении урока ...

Урок истории в 5 классе "Достижения древних египтян" (контрольно-обобщающий урок в игровой форме)

Цели урока: способствовать формированию интереса к истории древнейших цивилизаций; в игровой форме повторить, обобщить и закрепить знания учащихся по теме «Древний Египет»; развивать умени...