Урок истории в 5 классе "Достижения древних египтян" (контрольно-обобщающий урок в игровой форме)
план-конспект урока по истории (5 класс)

Анашкина Оксана Михайловна

Цели урока: способствовать формированию интереса к истории древнейших цивилизаций; в игровой форме повторить, обобщить и закрепить знания учащихся по теме «Древний Египет»; развивать умения работать в команде, обсуждать вопросы, выбирать правильные ответы.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok-igra_dostizheniya_drevnih_egiptyan.docx28.72 КБ

Предварительный просмотр:

План урока №16 Тема: Достижения древних египтян

Дата __________________ Класс 5д/5а;5г/5б;5в;

Цели урока: способствовать формированию интереса к истории древнейших цивилизаций; в игровой форме повторить, обобщить и закрепить знания учащихся по теме «Древний Египет»; развивать умения работать в команде, обсуждать вопросы, выбирать правильные ответы.

Оборудование: учебник, рабочие тетради, раздаточный материал

1.        Блиц-турнир

Командам предлагается по три вопроса. Время на обдумывание 5 сек. За каждый правильный ответ 1 балл.

  1. Служители богов и хранители знаний в Древнем Египте (жрецы).
  2. Растение, материал для письма  в Египте (папирус).
  3. Гробница фараона (пирамида).
  4. Книга из папируса, свёрнутая в трубку. (Свиток.)
  5. Жилище богов. (Храм.)
  6. Древняя столица Египта.  (Мемфис.)
  7. Наука о планетах и звёздах, особо почитаемая в Древнем Египте.  (Астрономия.)
  8. Богиня неба.  (Нут.)
  9. Огромная каменная фигура, изобража¬ющая льва, с головой человека. (Сфинкс.)
  10. Подвижная ударная сила египетского войска (воины на колесницах).
  11. Драгоценный металл, ценившийся в Египте дороже золота (серебро).
  12. Островок земли в пустыне (оазис).
  13. Страна, расположенная на берегах Нила от первого порога до Средиземного моря (Египет) 
  14. Правитель Египта (фараон) 
  15. островки зелени в пустыне (оазис) 
  16. знатные люди, царские советники, военачальники (вельможи) 
  17. Приспособление для полива садов и огородов (шадуф) 
  18. Мелкие предметы, которые по мнению египтян, защищали от злых духов и несчастий (амулет) 
  19. Вера в богов, духов, души и поклонение им (религия) 
  20. Рассказы о Богах (миф) 
  21. Бог тьмы, свирепый змей (Апон) 
  22. Бог земли (Геб) 
  23. Тело умершего, обработанное специальным раствором и обмотанное бинтами (мумия) 
  24. Часть страны Египта, где река делилась на рукава, образуя огромный треугольник (дельта) 
  25. Что вырывали египтяне для полива полей? (канал) 
  26. Погребальные сооружения для фараонов (пирамида) 
  27. Имя фараона, совершившего 17 завоевательных походов (Тутмос) 
  28. Могущественные существа, которым поклонялись египтяне (Боги) 
  29. Служитель Бога (жрец) 
  30. Могущественный Бог Солнца (Амон-ра) 
  31. Богиня неба (Нут) 
  32. Фараон, в честь которого была построена самая большая пирамида (Хеопс) 
  33. Какие звуки египтяне не обозначали на письме? (гласные) 
  34. Погребальное сооружение для вельмож (гробница) 
  35. Частицы полусгнивших растений и красноватых горных пород (ил) 

2. «Исправь ошибки».

Распечатка текста дается каждой команде на 5 минут. За каждую найденную ошибку – 1 балл.

В Юго-Западной Африке простираются огромные пустыни. По этой земле несёт свои воды одна из самых больших рек в мире - Нил. По берегам реки растут кокосы, душистые акации, высокие сосны. В водах Нила обитают пираньи и белые акулы. Впадая в Чёрное море, река разделяется на несколько рукавов, образующих огромный квадрат - дельту. Всесильным владыкой Египта был король. Во время торжественных приёмов король восседал на троне, держа скипетр и державу. Удивительная страна Египет возникла в долине реки Нил.

3. С чьим именем связаны или кому принадлежали следующие предметы?

Ответы даются письменно, озвучиваются по очереди, после сдачи письменных ответов.

а) Тростинка для письма, свиток. (Писец.)

б) Жезл, плеть, корона.            (Фараон.)

в) Серп, плуг.                    (Земледелец.)

г) Дротик, щит.                           (Воин.)

д) Храм, статуя, обряд.               (Жрец.)

4. Кроссворд (дается на 7 минут каждой команде, 1 балл за каждый правильный ответ)

Если вы правильно решите кроссворд, то в обведённых рамкой клетках по горизонтали прочтёте имя французского учёного, разгадавшего в начале прошлого века тайну иероглифов.

По вертикали:

 1. Особое приспособление, при помощи которого египтяне поливали высоко расположенные сады и огороды.

2. Богиня правды.

 3. Первая столица Египетского царства.

 4. Грамотный египтянин, находящийся на службе у фараона или его вельможи.

 5. Фараон, для которого была выстроена самая большая гробница.

 6. Частицы полусгнивших растений и горных пород, остающиеся на берегах Нила после разлива.

7. Область в Северном Египте, похожая на огромный треугольник. 8. Каменные столбы, стоявшие перед входом в храм.

 9. Бог мёртвых с головой шакала.

7.

2.

5.

   

   

   

6.

   

8.

9.

1. 

   

3.

4.

   

   

   

   

   

   

   

   

   

   

   

   

   

   

   

   

   

   

   

   

   

   

   

   

   

 

   

   

   

   

   

   

Ответы: 1 - шадуф; 2 - Маат; 3 - Мемфис; 4 - писец; 5 - Хеопс; 6 - ил; 7 - дельта; 8 - колонны; 9 - Анубис.

5. «Историческая  перестрелка». Конкурс капитанов команд

3адание: назвать исторические термины, относящиеся только к истории Древнего Египта.

 Капитаны команд по очереди, без пауз называют, к примеру, термины: фараон, саркофаг, пирамида; имена исторических деятелей: Тутмос III, Тутанхамон, Хеопс, Нефертити; географические названия: оазис, дельта, ил, рельеф, Красное море и т.д.

 Цель: установить, кто больше назовёт слов, относящихся только к истории Древнего Египта. (1 балл за каждый правильный ответ)

4) Тест. Кто даст больше правильных ответов за 5 минут. 

1. Из чего строили простые египтяне дома? 

А) тростника

Б) камня 

В) дерева

2. Служащие в Древнем Египте, собиравшие налоги: 

А) писцы 

Б) жрецы 

В) фараоны 


3. Кто в Древнем Египте владел знаниями? 

А) писцы 

Б) вельможи 

В) жрецы 


4. Письменность в Древнем Египте 

А) иероглифы 

Б) клинопись 

В) папирус

5. Кого древние египтяне считали «живым Богом»? 

А) главного жреца 

Б) фараона 

В) Амон-Ра

6. Что символизировала двойная корона египетских фараонов? 

А) объединение Северного и Южного царства

Б) союз богов неба и земли

В) царство мёртвых и царство живых 


7. Что обозначает понятие «религия»? 

А) вера в сверхъестественные силы 

Б) вера в силы природы 

В) умение подчиняться кому либо

8. С какой целью фараоны организовывали военные походы в другие страны? 

А) с целью личного обогащения

Б) с целью обогащения своих воинов и вельмож

В) с целью знакомства с другими странами

9. Кто набирался в армию в Древнем Египте? 

А) каждый десятый юноша египтян 

Б) каждый второй раб

В) все вельможи

10. Кто впервые описал жизнь древних египтян? 

А) Геродот 

Б) Хаммурапи 

В) Крёз


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок в игровой форме. Обобщение пройденного.11 класс.

Урок проходит в виде игры «Кто лучше всех знает информатику?»         по сценарию игры  ...

Компьютерная мультимедийная презентация к повторительно-обобщающему уроку в игровой форме по теме: «Десятичные дроби» МАТЕМАТИКА 5 класс.

Компьютерная презентация к повторительно-обобщающему уроку в игровой форме по теме : "Десятичные дроби", математика 5 класс...

Открытые уроки в игровой форме

Пояснительная записка к обобщающим урокам математики в форме игры "Наряди ёлку"...

Технологическая карта урока истории древнего мира "Древняя Спарта" (5кл)

В рамках урока истории сформировать историко-географический образ Древней Спарты как полиса Древней Греции, охарактеризовать особенности культуры и обычаи. Развивать навыки работы с информацией (отбир...

Поурочная разработка урока истории по главе «Древний Египет» (с использованием игровых технологий)

Цель урока: повторить, систематизировать и обобщить знания учащихся по теме «Древний Египет».Задачи:обучающая: обобщение  и систематизация  знаний  учащихся по теме «Д...