Лесостепи. Степи. Полупустыни. Пустыни.
план-конспект урока по географии (8 класс)
Изучение природы безлесных районов южной части России.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Безлесные районы юга России | 123.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Предмет | география | Класс 8 | |||||||||||||||||||||||||
Тема урока | Лесостепи, степи, полупустыни и пустыни. | ||||||||||||||||||||||||||
Цель темы | 1.Изучить особенности компонентов лесостепей, степей и полупустын, пустынь. Изучить взаимосвязи между компонентами этих зон. Сформировать образ лесостепей, степей и полупустын,пустынь. Выявить природные ресурсы этих зон и их хозяйственное использование, экологические проблемы и пути их решения. | ||||||||||||||||||||||||||
Планируемые образовательные результаты | |||||||||||||||||||||||||||
Предметные | Метапредметные | Личностные | |||||||||||||||||||||||||
Расширят познание характера, сущности и динамики главных природных и экологических, процессов, происходящих в географическом пространстве России; Происходит выработка у обучающихся понимания общественной потребности в географических знаниях |
Обучающиеся повысят: Коммуникативные умения; Умения ставить учебные задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё неизвестно; Умения составления плана и последовательности действий; Умения осуществлять контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; Умение определять оценку – выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения;
Регулятивные: Закрепят умения способов систематизации данных карт. Принятие и сохранение учебной задачи. Коммуникативные: Появится прирост в умениях: -Работать в группах; -Аргументированно высказывать свою точку зрения. -В развитии организаторских способностей. | 1.Обучающиеся закрепят умения толерантного отношения друг к другу. 2 Повысят: -культуру нравственного воспитания; -знания и умения, связанные с системой ценностей, индивидуального стиля и самостоятельности в деятельности. | |||||||||||||||||||||||||
Решаемые учебные проблемы |
| ||||||||||||||||||||||||||
Основные понятия, изучаемые на уроке | Природные комплексы, природные компоненты, Коэффициент увлажнения, эрозия. | ||||||||||||||||||||||||||
Вид используемых на уроке средств ИКТ | Мультимедиа для презентации слайдов и фильм; Учебник географии стр. 166-170 География в таблицах 6-10 классы. (В.В.Климанов, О.А.Климанова) «Дрофа» Карты атласа России, Пензенской области, гербарий Учебник стр.81 рис.30 карта «Суммарная солнечная радиация» стр. 89 рис36 карта «Годовое количество осадков» стр.90 рис.37 карта «Испарение и испаряемость» стр.параграф 35 стр.166-169-текст Фильм «Дыхание степи». Мультимедиа для презентации «Интернет.урок.ру» https://youtu.be/FOQOWusuRo8 https://youtu.be/TfE261soiWM «Мелодия степи и пустыни» | ||||||||||||||||||||||||||
Образовательные интернет-ресурсы | Сайт: Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов; | ||||||||||||||||||||||||||
Межпредметные связи | Математика (вычислительные работы). Биология (приспособительные особенности растений и животных). | ||||||||||||||||||||||||||
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА | |||||||||||||||||||||||||||
ЭТАП 1 Актуализация знаний, способов действия в новых условиях; развитие произвольного внимания и памяти, познавательных интересов и инициативы учащихся; Организационный момент
СЛАЙД1 Эпиграф урока Бесконечная Россия П. Вяземский
Вика Дёмина Прослушиваются музыкальные фрагменты (музыка степи, музыка пустыни) -Скажите, ребята, какой природной зоне посвящены эти мелодии? -Так, какова же сегодняшняя тема урока? СЛАЙД 2 -Позвольте, я прочитаю вам отрывки из стихов об изучаемых сегодня природных зонах. Степь Солончаки. Пустыня. Максимилиан Волошин Но мне мерещится порой, СЛАЙД 3 - Вспомните, с какими ПЗ вы уже ознакомились? -С какими ПЗ нам предстоит ознакомиться? СЛАЙД4
Актуализация знаний и позиция учащихся к изучаемой теме (достижение субъект-субъектных отношений между учителем и учащимися) -Не считаете ли вы, что тема сегодняшнего урока нам очень близка? -А все ли мы знаем о той ПЗ, в которой живем? А хотелось бы узнать? А что вы хотели бы узнать конкретно? Каких знаний вам не хватает? ЭТАП 2. СЛАЙД5
Целеполагание- знаю, хочу узнать, узнал
-Давайте, вместе обозначим тему, поставим цель перед собой: о чем мы хотим узнать сегодня на уроке, и составим план действий. Учитель корректирует ответы обучающихся.
-все эти вопросы мы решим на уроке, а сейчас необходимо проверить, как вы усвоили прежнюю тему. СЛАЙД 6 Проверка Д/з
Цель: Определить уровень готовности к работе. Продолжать отрабатывать умения осуществлять самоконтроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; I вариант: тайга II вариант: смешанный лес
А. 1. Графический диктант. Задание: определить к какой зоне (тайга или смешанный широколиственный лес) относятся следующие признаки: 1. Эта природная зона занимает самую большую площадь. 2. Природная зона имеет более разнообразный растительный состав. 3. Почвы дерново-подзолистые, серые лесные и бурые. 4. Почвы подзолистые. 5. В природной зоне деревья образуют один ярус. 6. Деревья более холодоустойчивы. 7. В зоне огромные площади занимают оленьи пастбища. 8. Древесина – главное богатство этой зоны. 9. В зоне много болот. 10. Эта зона отсутствует в Сибири. 11. Хищник зоны: рысь, волк, росомаха, соболь, куница 12. Условия зоны более благоприятны для земледелия. СЛАЙД 7 Б.Самоконтроль: ( по завершению проверь результаты по презентации) Критерии оценки: Тайга Три правильных ответа -2 балла 4-5 правильных ответа – 3 балла 7 правильных ответа - 5 баллов Смешанный широколиственный лес: 1 правильный ответ – 2 балла 4 правильных ответа -5 баллов
Анализ работы по проверке д/з. Над чем поработать дополнительно Учитель: Я надеюсь, что вы все справились с этим заданием.
ЭТАП 3. СЛАЙД 8 Изучение нового материала Стадия «осмысление» Учитель предоставляет материала, позволяющего осуществить переход к изучению нового материала. Как всё взаимосвязано в природе разумно и неразделимо! Вот ландыши: они не в поле бродят, а с тенью лип, нерасторжимы. И с шелестом берёз зеленодымным и с колокольчиком лиловым. и с влажным воздухом медовы…
Скажите: -какой смысл несет это стихотворение?
| Высказывают предположения. Отвечают. Определяют, каких знаний не хватает, где и как их добыть Недостаточно знаний, о причинах размещения этих зон, об их особенностях и их проблемах. Добыть знания можно, используя текст учебника, карты атласа и учебника. Хотят расширить знания, которые получили из окружающей среды, непосредственно проживая в данном регионе; а так же на уроках краеведения (география и биология) и на уроках географии 6-7 класс). Записывают в тетради тему урока, и заполняют две колонки
Обучающиеся выполняют задание. Проверяют и анализируют работы. Предполагаемый ответ обучающихся о том, что природа – целостна. Нарушение или изменение, какого либо компонента ПЗ, ведет к изменению других составных частей этой ПЗ. | ||||||||||||||||||||||||||
ЭТАП 4. - Сейчас я предлагаю вам поработать в группах и выявить природные особенности лесостепей, степей, полупустынь, пустынь, хозяйственную деятельность человека в этих природных зонах, характерные для данных природных зон экологические проблемы. Предлагается материал, который способствует формированию основ теоретического мышления, развитию умений находить общее, закономерности, отличное; развитию способности к обобщению; стимулирует активное участие всех детей в поисковой деятельности. -
| Работа в группах Обучающиеся анализируют, сравнивают имеющийся учебный материал. Определяют содержание и последовательность действий для решения поставленной задачи Приобретают навыки культуры делового общения, положительного отношения к мнению одноклассников Отбирают нужный материал, систематизируют в таблицу, вычисляют К увлажнения, обсуждают в группах варианты решения учебной задачи. Обосновывают выбор общего решения или несогласия с мнением других. Представители от групп сообщают о результатах коллективной поисковой работы, отвечают на вопросы учеников из других групп. Фиксируют свое "открытие". Оценивают правильность своих выводов, решений. Осуществляют самопроверку, самооценку полученных результатов.
| ||||||||||||||||||||||||||
-Осуществите самопроверку. -Выполняя работу, что вы узнали нового об особенностях данных природных зон? -Великий русский учёный Докучаев писал о том, что человек зонален во всех проявлениях своей жизни: в обычаях, одежде, во всей житейской обстановке; зонально выращивание домашних животных, так называемая культурная растительность, постройки, пища и питьё. -Как вы прокомментируете высказывание учёного? |
Сообщают об особенностях природных зон (по группам) Говорят об особенностях хозяйственной деятельности населения зон. . | ||||||||||||||||||||||||||
ЭТАП 5. СЛАЙД 9 (гиперссылка на презентацию) Предлагается познакомиться с индивидуальным проектом обучающегося, недавно переехавшего из Крыма о природной зоне сухих субтропиков.
|
Представляет свой проект. | ||||||||||||||||||||||||||
ЭТАП 6. Рефлексия (итог урока). СЛАЙД 10 Цель: подвести итоги урока. Работаем вместе. Данный вид работы формирует способности объективно оценивать меру своего продвижения к цели урока. Вызывать сопереживания в связи с успехом или неудачей товарищей. Какие понятия вы вспомнили? Какие умения отработали? -Какую тему урока мы с вами изучили? -Посмотрите на свою таблицу и определите, достиг ли вы цели по усвоению знаний, которую поставили перед собой. - Заполни третью колонку таблицы Поставь оценку за работу на уроке: -себе; -своей группе; -классу в целом; -учителю за подготовленные материалы. | Обучающиеся определяют степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности: называют тему и задачи урока, отмечают наиболее трудные и наиболее понравившиеся эпизоды урока, высказывают оценочные суждения. Определяют степень своего продвижения к цели.
Работают с оценочным листом | ||||||||||||||||||||||||||
ЭТАП 7 . Домашнее задание
Домашнее задание: параграф 35 1. На к/к нанесите лесостепи, степи, полупустыни, пустыни России. 2.Подготовить материал о влажных субтропиках России. |
МБОУ СОШ с. Чаадаевка
Открытый урок по теме:
«Лесостепи, степи, полупустыни и пустыни»
Выполнила : Халенева Т. И.
2014-2015 уч.г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока географии в 8 классе по теме Лесостепи, степи и полупустыни, пустыни
Урок разработан в соответствии с требованиям ФГОС...
Природные зоны России. Полупустыни, пустыни, субтропики.
На уроке рассматрели особенности географического положения пустынь и полупустынь России, климатические условия. Познакомились с почвами, растительным и животным миром эти природных зон. Особое внимани...
Полупустыни, пустыни, субтропики
Конспект урока по теме "Полупустыни, пустыни и субтропики"...
План - конспект урока " Степи, лесостепи, полупустыни, пустыни"
План - конспект урока географии с использованием ЭОР в 8 классе . Тема урока "Лесостепи, степи, полупустыни, пустыни". Это 4-й урок в теме "Природно-хозяйственное районирование". В приложении содержит...
План-конспект урока географии в 8 классе "Южные безлесные зоны: степи, полупустыни и пустыни"
Цель: Способствовать продолжению формирования представлений и знаний об особенностях и главных чертах природных зон России. Уметь называть отличительные особенности степей и полупустынь, объяснять изм...
Конспект урока по географии 8 класс «Животные саванн, степей, полупустынь, гор».
Конспект урока по географии 8 класс....
Конспект урока "Степи и пустыни" 8 класс
Конспект составлен по требованиям ФГОС по географии для 8 класса....