Полупустыни, пустыни, субтропики
план-конспект урока по географии (8 класс) по теме
Конспект урока по теме "Полупустыни, пустыни и субтропики"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
polupustyni_pustyni_subtropiki.docx | 20.21 КБ |
zadaniya_komandam.docx | 11.28 КБ |
kriterii.docx | 11.65 КБ |
zadaniya_komandam.docx | 11.28 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: « Полупустыни, пустыни, субтропики»
Класс: 8 класс
Тип урока: изучение нового материала
Цель:
- Сформировать образ полупустынь, пустынь, субтропиков, углубить знания о закономерностях размещения природных зон, установить особенности занятий жителей полупустынь.
- Развивать умение создавать образ природной зоны и умение характеризовать природные зоны на основе работы с тематическими картами и учебником; развивать творческое мышление на основе разработки туристических маршрутов.
- Продолжить формирование ценностного отношения к природе России.
Оборудование: карта природных зон России, учебники, атласы, презентация, контурные карты, карточки с заданиями, листы для буклетов, фломастеры, маркеры.
Ход урока
1. Организационный момент
- Здравствуйте ребята (учащиеся приветствуют учителя, садятся).
2.Проверка домашнего задания
- Ребята, на прошлом уроке мы с вами изучали лесостепь и степь России. Сейчас мы проверим ваши знания в форме игры «Загадочная природная зона».
Вам необходимо определить природную зону по описанию.
1) Сумрачные леса, большая заболоченность. Еловые леса к югу сменяются сосновыми борами.
2) Летом все в природе оживает, буквально наполняется стаями пернатых птиц — гусей, уток, куликов. На берегах озер гнездятся даже белые лебеди. Главное домашнее животное — олень.
3) Территория этой зоны на 80% распахана и занята полями пшеницы, кукурузы, подсолнечника, а также бахчевыми культурами: арбузами, дынями, тыквами.
4) В растительном покрове преобладают дубы, липы, вязы с густым травянистым покровом на серых лесных почвах.
5) На территории зоны формируются самые плодородные почвы — черноземы.
6) Увлажнение избыточное, в растительном покрове преобладают хвойные породы, черника, брусника. В лесу животный мир расселяется ярусами.
Ответы: 1) тундра; 2) зона арктических пустынь; 3) степь; 4) широколиственные леса; 5) степь; 6) тайга.
3. Изучение нового материала
Тема сегодняшнего нашего урока «Полупустыни, пустыни, субтропики». Запишите тему в тетрадь.
Откройте карту природных зон в атласе и посмотрите и определите ГП полупустынь и пустынь (показ на доске на карте природных зон России).
-Полупустыни и пустыни занимают юго-восток Русской равнины и расположены в пределах Прикаспийской низменности и Восточного Предкавказья.
Полупустынный ландшафт – переходный от сухой степи к пустыне(записать). Он развивается в условиях резко континентального сухого климата с жарким летом и достаточно холодной для этих широт зимой. Ср. тем-ра января -6-10ºС, в июле +25, годовая сумма осадков не превышает 250-300 мм. Дефицит осадков затрудняет с.х. освоение, речная сеть развита слабо, временные водотоки ненамного увлажняют территорию. В грунтовых водах содержится много солей, которые образуют солонцы и солончаки, на преобладающих каштановых почвах, бедных перегноем и засоленные. Засолена вода и в озерах, в некоторых из которых добывается поваренная соль – озеро Эльтон, Баскунчак.
- Недостаток влаги в почве и атмосфере ограничивает развитие растительного покрова. Здесь господствуют разреженные ксерофитные полынно-злаковые виды с мощной корневой системой, обеспечивающей поглощение воды из почвы. Во флоре и фауне встречаются представители, как степей, так и пустынь. Земледельческое освоение пустынь возможно лишь при обязательном орошении, на естественных пастбищах развито скотоводство.
- В пустынях поступление солнечного тепла и сухость еще более увеличиваются. Рельеф территории в целом равнинный и большое значение играет ветер, под действием которого песчаные отложения перевеваются, сбиваются в бугры и гряды. Формируются эоловые формы(барханы) – невысокие мягко очерченные песчаные гряды, отделенные друг от друга неглубокими котловинами(записать).
- В жарком и сухом аридном климате формируются серо-бурые почвы, и растительность имеет общие черты ксерофитности. К тому же растительность не покрывает половину площади пустыни. Произрастают солянки, полынь, тамариск.
- При всем однообразии пустыни различаются по внешнему виду, преобладающей растительности, продуктивности.
- Какие виды пустынь вы знаете?
- Так, наиболее благоприятная ситуация складывается в песчаной пустыне, где осадки быстро впитываются рыхлой поверхностью. Произрастает древесно-кустарниковая и травянистая растительность, используемая в качестве пастбищ.
Хуже обстоит дело в глинистых пустынях, где грунты не пропускают влагу вглубь, а с поверхности она быстро испаряется. Редкая растительность имеет низкую продуктивность.
- Как же животный мир спасается от зноя и раскаленного песка? (широко освоил подземные ярусы, а также перешел на ночной образ жизни, копытные и птицы при особой жаре мигрируют в другие районы).
- Ребята, как же заселены пустыни? Чем занимаются местные жители? (малозаселены, земледелие распространено очагами и при обязательном орошении, основное направление сельского хозяйства – пастбищное животноводство).
- Ответьте, пожалуйста, на вопрос – с какими нарушениями природопользования связан рост пустынных ландшафтов? (чрезмерный выпас скота, чрезмерная нагрузка на скудные растительные ресурсы).
- Откройте атласы и карту природных зон – определите ГП субтропиков России (показ на настенной карте). На узкой полосе Черноморского побережья, обрамленного Кавказскими горами, сформировались ландшафты сухих и влажных субтропиков.
Сухие субтропики занимают северную часть побережья за невысокими хребтами Кавказа от города Новороссийска до пос. Джубга. Влажные субтропики идут южнее по побережью и территория их распространения защищена от проникновения холодных ветров высокими горами. Само название свидетельствует о различии в режиме осадков. Сухое и жаркое лето северной части зоны сменяется на жаркое и влажное в южной. Зимой тем-ры в целом выше 0ºС, летом выше +20 ºС, а выпадающий иногда снег не образует устойчивого снегового покрова. Богатые широколиственные леса состоят из бука, дуба, граба, каштана. Растут и вечнозеленые рододендрон, лавровишия, самшит.
Территория сильно преобразована человеком. Благоприятный климат, теплое море создали здесь условия для создания сплошной рекреационной зоны.
- Далее наш урок пройдет в интересной групповой форме - вы в игровой форме будете представлять турагентства, предлагающие экзотические туры по территории полупустынь, пустынь, субтропиков.
Каждая группа изучает особенности ландшафтов полупустынь, пустынь и субтропиков с точки зрения их интереса для туристических маршрутов (по рядам).
Каждая группа:
1) предлагает место для стационарных туристических баз;
2) разрабатывает различные виды маршрутов (автомобильные, пешие, на верблюдах);
3) наносит все виды маршрутов на карту;
4) разрабатывает рекламные буклеты.
Затем каждая группа проводит презентацию, отражая в ней особенности ландшафтов, обосновывает выбор маршрута, рекламирует туры.
Эксперты оценивают деятельность групп по следующим критериям: а) активность; б) самостоятельность; в) оригинальность; г) проработанность проекта; д) наличие оформленной картосхемы; е) Правильность ответа и аргументированность Ж) Эстетика выступления
4. Закрепление изученного
- Укажите основные особенности полупустынных и пустынных ландшафтов?
- Какие факторы способствовали превращению субтропиков в популярную зону отдыха?
- Засушливый климат пустыни враждебен ко всему живому. Значит, пустыня- безжизненная земля. Согласны ли вы с этим утверждением?
5. Домашнее задание
- На отдельном листочке написать репортаж «Представьте себе, что вы репортер. Вы должны написать репортаж о субтропиках (не более 100 слов). Продумайте название и сюжет репортажа, форму подачи материала». Лучшие репортажи мы прочтем на следующем уроке
- Параграф 40
Предварительный просмотр:
Задание:
1)Придумать название своему туристическому агентству
2) предложить место для стационарных туристических баз
3) разрабатывает различные виды маршрутов (автомобильные, пешие, на верблюдах)
4) нанести все виды маршрутов на карту
5) разработать рекламный буклет
Затем каждая группа проводит презентацию, отражая в ней особенности ландшафтов, обосновывает выбор маршрута, рекламирует туры.
Задание:
1)Придумать название своему туристическому агентству
2) предложить место для стационарных туристических баз
3) разрабатывает различные виды маршрутов (автомобильные, пешие, на верблюдах)
4) нанести все виды маршрутов на карту
5) разработать рекламный буклет
Затем каждая группа проводит презентацию, отражая в ней особенности ландшафтов, обосновывает выбор маршрута, рекламирует туры.
Задание:
1)Придумать название своему туристическому агентству
2) предложить место для стационарных туристических баз
3) разрабатывает различные виды маршрутов (автомобильные, пешие, на верблюдах)
4) нанести все виды маршрутов на карту
5) разработать рекламный буклет
Затем каждая группа проводит презентацию, отражая в ней особенности ландшафтов, обосновывает выбор маршрута, рекламирует туры.
Предварительный просмотр:
Критерии оценки выступлений
Турагенство/ Критерии | активность | самостоятельность | оригинальность | Проработанность проекта | Наличие оформленной картосхемы | Правильность ответа и аргументированность | Эстетика выступления |
Полупустыня | |||||||
Пустыня | |||||||
Субтропики |
Критерии оценки выступлений
Турагенство/ Критерии | активность | самостоятельность | оригинальность | Проработанность проекта | Наличие оформленной картосхемы | Правильность ответа и аргументированность | Эстетика выступления |
Полупустыня | |||||||
Пустыня | |||||||
Субтропики |
Критерии оценки выступлений
Турагенство/ Критерии | активность | самостоятельность | оригинальность | Проработанность проекта | Наличие оформленной картосхемы | Правильность ответа и аргументированность | Эстетика выступления |
Полупустыня | |||||||
Пустыня | |||||||
Субтропики |
Предварительный просмотр:
Задание:
1)Придумать название своему туристическому агентству
2) предложить место для стационарных туристических баз
3) разрабатывает различные виды маршрутов (автомобильные, пешие, на верблюдах)
4) нанести все виды маршрутов на карту
5) разработать рекламный буклет
Затем каждая группа проводит презентацию, отражая в ней особенности ландшафтов, обосновывает выбор маршрута, рекламирует туры.
Задание:
1)Придумать название своему туристическому агентству
2) предложить место для стационарных туристических баз
3) разрабатывает различные виды маршрутов (автомобильные, пешие, на верблюдах)
4) нанести все виды маршрутов на карту
5) разработать рекламный буклет
Затем каждая группа проводит презентацию, отражая в ней особенности ландшафтов, обосновывает выбор маршрута, рекламирует туры.
Задание:
1)Придумать название своему туристическому агентству
2) предложить место для стационарных туристических баз
3) разрабатывает различные виды маршрутов (автомобильные, пешие, на верблюдах)
4) нанести все виды маршрутов на карту
5) разработать рекламный буклет
Затем каждая группа проводит презентацию, отражая в ней особенности ландшафтов, обосновывает выбор маршрута, рекламирует туры.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Арктические пустыни, полупустыни. тундры
модульный урок по теме природные зоны России Арктические пустыни, полупустыни и тундры....
Урок географии на тему "Полупустыни и пустыни Казахстана", 8 класс
Разработка урока по географии Казахстана на тему "Полупустыни и пустыни Казахстана", 8 класс...
Обобщающий урок географии в 7 классе "Пустыни и полупустыни России"
Данный конспект урока географии «Пустыни полупустыни России» по программе коррекционной школы VIII вида под ред. В.В.Воронковой, по учебнику для 7 класса специальных (коррекцио...
Разработка урока географии в 8 классе по теме Лесостепи, степи и полупустыни, пустыни
Урок разработан в соответствии с требованиям ФГОС...
Природные зоны России. Полупустыни, пустыни, субтропики.
На уроке рассматрели особенности географического положения пустынь и полупустынь России, климатические условия. Познакомились с почвами, растительным и животным миром эти природных зон. Особое внимани...
План - конспект урока " Степи, лесостепи, полупустыни, пустыни"
План - конспект урока географии с использованием ЭОР в 8 классе . Тема урока "Лесостепи, степи, полупустыни, пустыни". Это 4-й урок в теме "Природно-хозяйственное районирование". В приложении содержит...
Лесостепи. Степи. Полупустыни. Пустыни.
Изучение природы безлесных районов южной части России....