План - конспект урока " Степи, лесостепи, полупустыни, пустыни"
план-конспект урока по географии (8 класс) на тему
План - конспект урока географии с использованием ЭОР в 8 классе . Тема урока "Лесостепи, степи, полупустыни, пустыни". Это 4-й урок в теме "Природно-хозяйственное районирование". В приложении содержится описание ЭУМ, их краткое содержание и гиперссылки на ЭОР. Самоанализ урока.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_3.docx | 31.16 КБ |
Предварительный просмотр:
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
Степи, лесостепи, полупустыни, пустыни
ФИО автора | Соловьёва Елена Геннадьевна | |
Место работы | МОУ Покрово – Ситская СОШ Брейтовского МР | |
Должность | учитель | |
Предмет | география | |
Класс | 8 | |
Тема и номер урока в теме | Природно – хозяйственное районирование, № 4 | |
Базовый учебник | География России: Природа. Население. Хозяйство. 8кл.: В.П.Дронов, И.И.Баринова, В.Я.Ром, А.А. Лобжанидзе/ под ред. В.П.Дронова. – М.:Дрофа, 2010 |
- Цель урока: Освоение знаний о специфических особенностях природных зон лесостепи, степи, полупустыни, пустыни, о влиянии хозяйственной деятельности человека на природу природных зон юга России. Развитие умений самостоятельного приобретения знаний, умений работать с электронными образовательными ресурсами, картой природных зон.
9. Задачи
- обучающие: формировать умения определять особенности природных зон юга России, степень воздействия хозяйственной деятельности человека на природу;
-развивающие: развивать навыки работы с УЭМ, картами атласа, уметь составлять характеристику природной зоны по предложенному плану.
-воспитательные: воспитывать чувство любви и бережного отношения к природе, умение видеть красоту окружающего мира, воспитывать экологическую культуру.
Тип урока комбинированный, урок – самостоятельная работа учащихся .
- Формы организации учебной деятельности - фронтальная, индивидуальная, коллективная (в группах).
- Необходимое техническое оборудование – компьютерный класс, компьютер, мультимедийный проектор, экран.
- Планируемые результаты.
- Предметные
Знать понятия и термины природно – хозяйственная зона, природно – территориальный комплекс, широтная зональность, зональные природные комплексы; характеризовать географическое положение степей и лесостепей, пустынь и полупустынь России, выделять и приводить примеры влияния хозяйственной деятельности человека на природу степей и лесостепей, на основе составленной характеристики сравнивать природу безлесных зон.
- Познавательные УУД
Уметь получать знания из различных источников информации: УЭМ, текста учебника,
географических карт «Физическая карта России», «Природные зоны России», уметь составлять описание природной зоны по плану, представлять ее
- Регулятивные УУД
Ставить учебную задачу под руководством учителя;
Планировать свою деятельность под руководством учителя;
Работать в соответствии с предложенным планом;
Адекватно оценивать правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы;
- Коммуникативные УУД
Иметь навыки продуктивного сотрудничества со сверстниками в образовательной и учебной деятельности.
Таблица 1. СТРУКТУРА И ХОД УРОКА
№ | Этап урока | Название используемых ЭОР (с указанием порядкового номера из Таблицы 2) | Деятельность учителя (с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация) | Деятельность ученика | Время (мин.) | |
1 | 2 | 3 | 5 | 6 | 7 | |
1 2 | Организация учебной деятельности, мотивация учащихся на урок, постановка задач Целеполагание | 1 | Сообщает тему и тип урока, организует обсуждение: -что необходимо узнать -для чего необходимы эти знания -какие ранее полученные знания могут потребоваться Создает готовность к предстоящей деятельности, Помогает сформулировать цель. (Какие природные зоны мы изучили? Какие будем изучать? Чем природные зоны отличаются друг от друга? Предлагает вспомнить план характеристики природных зон) | Обсуждают поставленные задачи, воспроизводят ранее полученные знания и умения, необходимые для открытия нового знания; Определяют, каких знаний нам не хватает, где их добывать (открыть) Формулируют цели урока, вспоминают план характеристики природной зоны | 5 3 | |
3 | Знакомство с природными зонами юга России, описание природной зоны степей, пустынь по плану | 2, 3, 4 | Проводит эвристическую беседу, побуждает учащихся к поисковой деятельности. Знакомит с УЭМ. Дает инструкции о порядке выполнения заданий. Организует работу в группах. По плану вместе с учениками составляет характеристику природной зоны степей | Работают в парах за компьютерами. Фиксируют результаты. Работают с УЭМ, по заданиям карточек. Задания для «географов», «климатологов», «почвоведов», «биологов», «экологов». Фиксируют на УЭМ свои «открытия». Обобщают результаты работы и представляют результаты коллективной работы в виде общей характеристики. Отвечают на вопросы представителей других групп. | 15 | |
4 | Динамическая пауза | Объясняет правила игры «Верю – не верю». Если суждения верны, нужно встать и сразу сесть, если не верны, оставаться на месте | Участвуют в игре, вспоминают изученный ранее материал, активно двигаются. | 3 | ||
5 | Закрепление знаний и проверка знаний | 5, 6, 7 | Ставит задачи о необходимости проверки знаний по природным зонам, изученным учащимся, знакомит с УЭМ, нацеливает на работу | Отвечают на вопросы учителя. Какое значение имеют природные зоны в жизни человека? Зачем их нужно изучать? Когда и где могут пригодиться знания, полученные на уроке? Работают индивидуально с УЭМ, сохраняют результаты для проверки. | 7 | |
«Географическая реставрация» | Предлагает выполнить задания, способствующие закреплению знаний по деятельности человека в различных природных зонах. По предложенному предмету определить, к какой природной зоне он относится, какие виды деятельности человек там осуществляет? | Выполняют предложенные задания индивидуально по выбору, класс отмечает правильность ответов. | 3 | |||
6 | Подведение итогов урока, обобщение. Рефлексия, домашнее задание | Организует обсуждение результатов работы на уроке и подводит итоги. Предлагает заполнить лист самооценки, дополнив предложение:
| Определяют уровень достижений своих результатов. Заполняют лист самооценки. Выражают свое отношение к уроку, что изучили, чему научились. | 3 | ||
Задает домашнее задание: ответить на вопросы и выполнить задания к параграфу 35, на контурных картах обозначить границы природных зон. По желанию составить презентацию или буклет об одной из изученных на уроке природных зон . | Записывают домашнее задание. | 2 |
Приложение к плану-конспекту урока
Таблица 2.
ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР
№ | Название ресурса | Тип, вид ресурса | Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.) | Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР | ||
1 | «Природные зоны России» | Фильм содержит карту природных зон, видео фото с краткой характеристикой природных зон России | видеофильм | |||
2 | ФЦИОРПриродно-хозяйственное районирование. Лесостепи, степи, полупустыни. И1 | В данном ЭУМ содержится комплексная характеристика лесостепей, степей и полупустынь России. | ||||
3 | ФЦИОРРазнообразие типов наземных экосистем. Степь (детализированное представление) | Модуль предназначен для изучения материала по теме «Разнообразие типов наземных экосистем. Степь» для учеников, затрудняющихся в освоении предмета на базовом уровне (с более детализированным представлением предметного содержания) | ||||
4 | ФЦИОРРазнообразие типов наземных экосистем. Степь (углубленное изучение) | Модуль предназначен для изучения материала по теме «Разнообразие типов наземных экосистем. Степь» для углубленного изучения предмета. | http://fcior.edu.ru/card/22541/raznoobrazie-tipov-nazemnyh-ekosistem-step-uglublennoe-izuchenie.html | |||
5 | ФЦИОР | Электронный учебный модуль «Природно-хозяйственное районирование. Природно-хозяйственные зоны. Контрольные задания». Модуль предназначен для использования в общеобразовательных учреждениях на уроках географии на этапе контроля полученных знаний. Данный модуль оснащён специальными возможностями для слабовидящих. Модуль предполагает оценку знаний по некоторыми вопросам в рамках рассматриваемой темы, а именно: «Районы лесозаготовок», «Сельское хозяйство» и «Особенности природно-хозяйственных зон». | тест | |||
6 | ФЦИОРКонтроль. Крупные природные районы России. ч.2 (упрощенный вариант) | Данный модуль содержит тестовые задания для проверки знаний о природных зонах России, их характерных особенностях, их расположении. Тестовые задания позволяют оценить степень усвоения материала учащимися. Модуль поможет и учителю, завершающему изучение данной темы в классе, и учащемуся при самопроверке полученных знаний. | тест | |||
7 | ФЦИОРКонтроль. Крупные природные районы России. ч.1 (упрощенный вариант) | Данный модуль содержит тестовые задания для проверки знаний о природных зонах России, их характеристик и особенностей. Тестовые задания позволяют оценить степень усвоения материала учащимися. Модуль поможет и учителю, завершающему изучение данной темы в классе, и учащемуся при самопроверке полученных знаний. | тест |
Самоанализ урока
Урок географии в 8 классе по теме «Лесостепи, степи, полупустыни, пустыни», 4-й в теме «Природно-хозяйственное районирование», раздел «Природа России».
На уроке продолжает формироваться представление об особенностях природных зон, о влиянии хозяйственной деятельности человека на природу, развиваются умения самостоятельного приобретения знаний, умения работы с электронными образовательными ресурсами, картами атласа, текстом учебника и другими источниками знаний. Продолжается формирование понятий: природно-территориальный комплекс, антропогенный комплекс, природная зона, природная зональность.
В связи с целями урока были поставлены следующие задачи: развивать навыки работы с УЭМ, картами атласа, уметь составлять характеристику природной зоны по плану, определять особенности природных зон юга России, степень воздействия деятельности человека на природу.
Тип урока- комбинированный, урок – самостоятельной работы учащихся.
Формы организации учебной деятельности – фронтальная, индивидуальная , групповая.
Этапы урока: 1- актуализация знаний, 2 – целеполагание, 3 – изучение нового учебного материала, 4- динамическая пауза, 5 – закрепление и проверка знаний, задание «Географическая реставрация, 6 – рефлексия,7 – домашнее задание.
На третьем этапе учащиеся работали самостоятельно по карточкам-заданиям, в группах. Задания для групп изменялись, при описании каждой природной зоны давался другой пункт плана. На пятом этапе также осуществлялась самостоятельная работа, в ходе которой учащиеся работали индивидуально с УЭМ, выбирая задания в соответствии со своими возможностями. В ходе урока постоянно менялись виды деятельности, сохранялась высокая скорость и плотность. Учитель выполнял роль наставника, дети добывали новые знания, помогали друг другу в решении учебной задачи. Оценивали правильность ответов, дополняя и исправляя неточности.
Для проведения урока были использованы электронные образовательные модули (УЭМ) сайта ФЦИОР. Урок проводился к компьютерном классе, с использованием компьютеров с выходом в интернет, мультимедийного проектора, экрана. Использовались учебники, атласы, листы для индивидуальной работы, карточки-задания, гербарный материал, предметы, принадлежность которых нужно было отнести к той или иной природной зоне.
Урок проходил по плану, особых отклонений не наблюдалось.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА План-конспект урока в 11 классе «Фотоэффект. Применение фотоэффекта.»
Урок с использованием ЭОР. В изучении нового материала используется информационный модуль "Фотоэффект" для базового уровня старшей школы. В практический модуль входи...
План-конспект урока Тема урока: «Южные безлесные природные зоны России. Зона степей»
Это интегрированный урок географии и литературы. На этом уроке дети самостоятельно научаться описать природную зону России, узнают о географическом положении, изучат почвенные и климатичес...
Разработка урока географии в 8 классе по теме Лесостепи, степи и полупустыни, пустыни
Урок разработан в соответствии с требованиям ФГОС...
План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча» План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча»
Цель урока: Развитие новых умений и навыков при игре в баскетбол, воспитание дисциплинированности.Задачи урока: 1. Совершенствование техники выполнения передачи мяча ...
План-конспект урока географии в 8 классе "Южные безлесные зоны: степи, полупустыни и пустыни"
Цель: Способствовать продолжению формирования представлений и знаний об особенностях и главных чертах природных зон России. Уметь называть отличительные особенности степей и полупустынь, объяснять изм...
План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча» План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча»
План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча» План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Б...
Конспект урока "Степи и пустыни" 8 класс
Конспект составлен по требованиям ФГОС по географии для 8 класса....