Разработка урока географии в 8 классе по теме Лесостепи, степи и полупустыни, пустыни
план-конспект урока по географии (8 класс) на тему
Урок разработан в соответствии с требованиям ФГОС
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС | 70.99 КБ |
маршрутный лист | 44.35 КБ |
Предварительный просмотр:
ПЕТУХОВА Е. В.
Предмет | география | Класс 8 | |||||||||||||||||||||||||||||||||
Тема урока | Лесостепи, степи, полупустыни и пустыни. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
Цель темы | 1.Изучить особенности компонентов лесостепей, степей и полупустынь. Изучить взаимосвязи между компонентами этих зон. Сформировать образ лесостепей, степей и полупустынь. Выявить природные ресурсы этих зон и их хозяйственное использование, экономические проблемы и пути их решения. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
Планируемые образовательные результаты | |||||||||||||||||||||||||||||||||||
Предметные | Метапредметные | Личностные | |||||||||||||||||||||||||||||||||
Расширят познание характера, сущности и динамики главных природных и экологических, процессов, происходящих в географическом пространстве России; Происходит выработка у обучающихся понимания общественной потребности в географических знаниях |
Обучающиеся повысят: Коммуникативные умения; Умения ставить учебные задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё неизвестно; Умения составления плана и последовательности действий; Умения осуществлять контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; Умение определять оценку – выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения;
Регулятивные: Закрепят умения способов систематизации данных карт. Принятие и сохранение учебной задачи. Коммуникативные: Появится прирост в умениях: -Аргументированно высказывать свою точку зрения. -В развитии организаторских способностей. | 1.Обучающиеся закрепят умения толерантного отношения друг к другу. 2 Повысят: -культуру нравственного воспитания; -знания и умения, связанные с системой ценностей, индивидуального стиля и самостоятельности в деятельности. | |||||||||||||||||||||||||||||||||
Решаемые учебные проблемы |
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||
Основные понятия, изучаемые на уроке | Природные комплексы, природные компоненты, Коэффициент увлажнения, эрозия. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
Вид используемых на уроке средств ИКТ | Мультимедиа для презентации слайдов и фильм; Учебник географии стр. 166-170 География в таблицах 6-10 классы. (В.В.Климанов, О.А.Климанова) «Дрофа» Таблица 6.1 стр.71 Карты атласа. Фильм «Дыхание степи». Мультимедиа для презентации | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
Образовательные интернет-ресурсы | Сайт: Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов; | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
Межпредметные связи | Математика (вычислительные работы). Биология (приспособительные особенности растений и животных). | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА | |||||||||||||||||||||||||||||||||||
ЭТАП 1 Актуализация знаний, способов действия в новых условиях; развитие произвольного внимания и памяти, познавательных интересов и инициативы учащихся; Организационный момент 1. Мотивация к деятельности. - Мы с вами уже знаем, что Россия находится в 11 природных зонах. СЛАЙД 2
Актуализация знаний и позиция учащихся к изучаемой теме (достижение субъект-субъектных отношений между учителем и учащимися) -Не считаете ли вы, что тема сегодняшнего урока нам очень близка? -А все ли мы знаем о той ПЗ, в которой живем? А хотелось бы узнать? А что вы хотели бы узнать конкретно? Каких знаний вам не хватает?
Целеполагание- знаю, хочу узнать, узнал
-Давайте, вместе обозначим тему, поставим цель перед собой: о чем мы хотим узнать сегодня на уроке, и составим план действий. Учитель корректирует ответы обучающихся. СЛАЙД 3 -все эти вопросы мы решим на уроке, а сейчас необходимо проверить, как вы усвоили прежнюю тему.
Учитель соглашается или предлагает свой метод проверки
Входной контроль. (проверка д/з) СЛАЙД 4 Цель: Определить уровень готовности к работе. Продолжать отрабатывать умения осуществлять самоконтроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; I вариант: тайга II вариант: смешанный лес
А. 1. Графический диктант. Задание: определить к какой зоне (тайга или смешанный широколиственный лес) относятся следующие признаки: 1. Эта природная зона занимает самую большую площадь. 2. Природная зона имеет более разнообразный растительный состав. 3. Почвы дерново-подзолистые, серые лесные и бурые. 4. Почвы подзолистые. 5. В природной зоне деревья образуют один ярус. 6. Деревья более холодоустойчивы. 7. Обитают бурый медведь, лось, белка, бурундук, заяц-беляк. 8. Древесина – главное богатство этой зоны. 9. В зоне много болот. 10. Эта зона отсутствует в Сибири. 11. Хищник зоны: рысь, волк, росомаха, соболь, куница 12. Условия зоны более благоприятны для земледелия. СЛАЙД 5 Б.Самоконтроль: ( по завершению проверь результаты по презентации) Критерии оценки: Тайга Три правильных ответа -2 балла 4-5 правильных ответа – 3 балла 7 правильных ответа - 5 баллов Смешанный широколиственный лес: 1 правильный ответ – 2 балла 4 правильных ответа -5 баллов II вариант: ПРИЛОЖЕНИЕ №1 Тесты: (листы розданы индивидуально)
1. Субарктического 2. Умеренного 3. Субтропического
1.Заяц 4. Соболь Проверить по презентации. 2 правильных ответа – 2 балла 4 правильных ответа- 4 балла 5 правильных ответа – 5 баллов Фронтальный опрос для I и II варианта. (Каждый правильный ответ оценивается в 2 балла) - Почему в таежной зоне Восточной Сибири растет только лиственница? -Почему почвы тайги, несмотря на большую растительную массу зоны, неплодородны? - Как животные приспособились к условиям тайги? Анализ работы по проверке д/з. Над чем поработать дополнительно Учитель: Я надеюсь, что вы все справились с этим заданием.
Изучение нового материала Стадия «осмысление» Учитель предоставляет материала, позволяющего осуществить переход к изучению нового материала. Как всё взаимосвязано в природе разумно и неразделимо! Вот ландыши: они не в поле бродят, а с тенью лип, нерасторжимы. И с шелестом берёз зеленодымным и с колокольчиком лиловым. и с влажным воздухом медовым, Срубите лес – и, как в безлунной бездне, всё до муравьиной кучи, До ёжика, до светлячка исчезнет, Над пустошью лишь тени бросят тучи Храните лес! Чтоб эхо в нём гудело, Чтоб в ручеёк Алёнушка глядела. СЛАЙД 7 Скажите: -какой смысл несет это стихотворение? СЛАЙД 8 | Вспоминают, изученный ранее материал. Обучающиеся выясняют: лесостепи, степи, полупустыни и пустыни. Применяя метод наложения карт, обучающиеся находят: в степной и полупустынной зоне. Определяют, каких знаний не хватает, где и как их добыть Недостаточно знаний, о причинах размещения этих зон, об их особенностях и их проблемах. Добыть знания можно, используя текст учебника, сайты интернета, карты атласа и учебника. Хотят расширить знания, которые получили из окружающей среды, непосредственно проживая в данном регионе; а так же на уроках краеведения (география и биология) и на уроках географии 6-7 класс). Записывают в тетради тему урока, и заполняют две колонки
Обучающиеся перечисляют методы, которыми хотели бы осуществить проверку знаний. Предполагаемый ответ обучающихся о том, что природа – целостна. Нарушение или изменение, какого либо компонента ПЗ, ведет к изменению других составных частей этой ПЗ. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
2. ЭТАП Создание проблемной ситуации | |||||||||||||||||||||||||||||||||||
Создает для учеников проблемную ситуацию Мы с вами на прошлом уроке познакомились с лесной (основной) зоной, а южнее расположилась следующая основная зона (в которой мы с вами живем) - зона степей.
-Какая растительность в лесной зоне? -А почему? С чем это связано? | - Вступая в диалог с учителем (выполняя задания) выявляют противоречие – проговаривают и осознают его
Предполагаемый ответ обучающихся: За лесной зоной следует Степная зона В степной зоне –Травянистая растительность Выдвигается гипотеза: изменился климат. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
3. ЭТАП Предоставляется "конфликтный" материал, создается готовность к предстоящей деятельности. -Почему в лесостепной зоне уживаются и древесные и травянистые формы растений? Что бы ответить на этот вопрос – выполни: 1. Используя Единую коллекцию цифровых образовательных ресурсов http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/f8d7460b-1777-4c4c-a346-e9e0b2034174/010.swf определить местонахождение лесостепной зоны, нанести на К/Карту. 2. Используя карты атласа определи соотношение тепла и влаги в лесной и степной зонах - Где можно найти ответ на данный вопрос. 3. Прочитать текст учебника и произвести карандашом маркировку - знаю +- новое - -думал иначе ? – не все ясно ! – очень важно запомнить Сделать вывод. СЛАЙД 9
- Какой вопрос можем еще поставить для себя? | Проявляют познавательную инициативу. В результате возникшего интеллектуального затруднения определяют цели предстоящей деятельности. Предполагаемый ответ: Предполагаемый ответ: В учебнике Эвристическая находка: Соотношение тепла и влаги в лесостепях близко к оптимальному, но увлажнение неустойчиво, что привело к формированию различных типов растительности. Предполагаемый ответ: причины чередования ПЗ именно в такой последовательности. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
4. ЭТАП Предлагается обучающимся выявить причины чередования природных зон. Данное задание способствует формированию способности анализировать, сравнивать имеющийся учебный материал; • определять содержание и последовательность действий для решения поставленной задачи; • воспитание культуры делового общения, положительного отношения к мнению одноклассников; способности каждого ученика к участию в работе в группах; - какие карты нужно будет использовать, что бы решить эту географическую задачу? -Используя карты учебника: и применяя формулу К = О И определи избыточность увлажнения ПЗ СЛАЙД 10 СЛАЙД 11 - Почему, при одинаковом годовом количестве осадков, в тундре избыточное увлажнение, а в степи – дефицит увлажнения? Сформулировать закономерность.
| Работа в парах Обучающиеся анализируют, сравнивают имеющийся учебный материал. Определяют содержание и последовательность действий для решения поставленной задачи Приобретают навыки культуры делового общения, положительного отношения к мнению одноклассников Предполагаемый ответ: стр.81 рис.30 карта «Суммарная солнечная радиация» стр. 89 рис36 карта «Годовое количество осадков» стр.90 рис.37 карта «Испарение и испаряемость» Отбирают нужный материал, систематизируют в таблицу, вычисляют К увлажнения, определяют избыточность увлажнения каждой ПЗ.
Вывод: В степи испаряемость превышает годовое количество осадков. Коэффициент увлажнения выражает соотношение тепла и влаги на той или иной территории и является одним из важных климатических показателей, так как определяет направление и интенсивность большинства природных процессов. Закономерность: -При одинаковом количестве осадков в ПЗ, Коэффициент увлажнения тем ниже, чем выше испаряемость. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
5 ЭТАП Предлагается материал, который способствует формированию основ теоретического мышления, развитию умений находить общее, закономерности, отличное; развитию способности к обобщению; стимулирует активное участие всех детей в поисковой деятельности.
ПРИЛОЖЕНИЕ №2 I географ – Описание ГП, ландшафтов степной зоны. ( стр. 168. Мелкий шрифт) II ботаник – Описание растительности зоны ( стр. 168. Мелкий шрифт текста, кара атласа) III зоолог – Описание животных степной зоны ( стр. 168. Мелкий шрифт текста, кара атласа) IV эколог- Описание экологических проблем зоны ( стр. 168. Крупный шрифт; «Краеведение: биологическое разнообразие природы Волгоградской области» стр.61) V почвовед –Описание почвы степной зоны («Краеведение: биологическое разнообразие природы Волгоградской области» стр.50) VI гидролог – Описание внутренних вод степной зоны (карты атласа) VII климатолог – Описание особенностей климата зоны (карты атласа, География в таблицах 6-10 классы. (В.В.Климанов, О.А.Климанова) «Дрофа» Таблица 6.1 стр.71) Распределите обязанности в группе; Используя текст учебника, карты атласа, «География в таблицах 6-10 класс» изучите материал и выполните задание, согласно вашей роли в группе. Запишите результаты в коллективную таблицу. СЛАЙД 13
Просмотрите отрывок из фильма «Дыхание степи» Смоделируйте меры борьбы по преодолению экологических проблем в зоне степей. Осуществите самопроверку Продолжить работу по заполнению таблицы -Выполняя работу, что вы узнали нового? Выразите свою точку зрения на высказывание: «Человек – царь природы и ее хозяин или человек – дитя природы» СЛАЙД 14,15 | Обучающиеся обсуждают в группах варианты решения учебной задачи. Обосновывают выбор общего решения или несогласия с мнением других. Представители от групп сообщают о результатах коллективной поисковой работы, отвечают на вопросы учеников из других групп. Фиксируют свое "открытие". Оценивают правильность своих выводов, решений. Осуществляют самопроверку, самооценку полученных результатов.
Предполагаемый ответ обучающихся: Климат является главной причиной смены ПЗ. Полупустыня Волгоградской области и Колмыкии – результат антропогенного воздействия. Встречают термин Эфемероиды – выясняют, что это травянистые растения, у которых подземные части переживают неблагоприятные условия в виде клубней, луковиц и т.д. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
6 ЭТАП Выходной контроль. Предлагается Варианты заданий на "новое" знание. Создается ситуация для монологической речи, успеха для каждого.
Цель: выявить уровень первичного усвоения знаний. 1. -Сформулируй несколько вопросов по изученной теме. (Помни, что вопросы делятся по категориям: ЧТО?; ГДЕ? или КАК?; ПОЧЕМУ?) 2. Определить природную зону, обозначенную цифрой: СЛАЙД16
Сверьте ответ СЛАЙД 17 3.Географический диктант СЛАЙД 18,19 | Обучающиеся выполняют задания на новый материал (всем классом) При ответах используют свое обобщение. Обучающиеся выбирают вид работы для себя. Предполагаемые вопросы: Почему в степи не растут деревья? Почему зона степей имеет огромное распространение в России? | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
7 ЭТАП Рефлексия (итог урока). СЛАЙД 20 Цель: подвести итоги урока. Работаем вместе. Данный вид работы формирует способности объективно оценивать меру своего продвижения к цели урока. Вызывать сопереживания в связи с успехом или неудачей товарищей. 1) Какие понятия вы вспомнили? 2) Какие умения отработали? Индивидуальная работа. -Какую тему урока мы с вами изучили? -Посмотрите на свою таблицу и определите, достиг ли вы цели по усвоению знаний, которую поставили перед собой. - Заполни третью колонку таблицы -Оцените меру своего личного продвижения к цели и успеху класса в целом. Попробуй оценить собственные знания и умения следующим образом: 1. Я всё понял. Смогу объяснить другому. 2. Я понял материал, смогу объяснить другому, но при некоторой помощи учителя. 3. Я понял материал частично. 4. Я ничего не понял. СЛАЙД 21 | Обучающиеся определяют степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности: называют тему и задачи урока, отмечают наиболее трудные и наиболее понравившиеся эпизоды урока, высказывают оценочные суждения. Определяют степень своего продвижения к цели.
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||
8 ЭТАП Домашнее задание СЛАЙД 22 Цель: определить домашнее задание. - Если ты набрал от 30 баллов, то по желанию можешь выполнить олимпиадное задание или подготовить презентацию «Природные зоны моей Малой родины». - Если ты набрал 10-20 баллов, то внимательно изучи материал параграфа 35 - Если ты набрал мене 10 баллов, то повтори весь модуль дома. Домашнее задание: П 35 1 уровень. На к/к нанесите безлесные природные зоны России. Выделите штриховкой сосредоточение крупных городов. 2 уровень. Сопоставьте карту природных зон и плотности населения. Какие ПЗ России подвержены наибольшему антропогенному воздействию? Почему? 3 уровень. Попытайтесь спрогнозировать изменение ПТК под воздействием антропогенных факторов. |
Предварительный просмотр:
Тема урока: Лесостепи, степи, полупустыни и пустыни. ПЕТУХОВА Е.В.
№ УЭ | Учебный материал с указанием заданий. | Руководство по усвоению учебного материала | ||||||||||||||||||||||||||||||||
УЭ - 0 | Интегрирующая цель урока: По окончанию работы над учебными элементами вы должны -знать:
Уметь:
| Ознакомиться с целями урока. Используйте для усвоения модуля учебник, карты атласа. | ||||||||||||||||||||||||||||||||
УЭ-1 | I вариант Входной контроль. (проверка д/з) Цель: определить уровень готовности к работе. А. 1. Географический диктант. (по слайду) Б.Самоконтроль: ( по завершению проверь результаты по презентации) Критерии оценки:
Поставь оценку в квадрате. Тесты: ( раздаточный материал)
Анализ работы по проверке д/з. Над чем поработать дополнительно | письменно | ||||||||||||||||||||||||||||||||
Фронтальный опрос. (Каждый правильный ответ оценивается в 2 балла) | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
УЭ-2 | Цель: - познакомиться с особенностями компонентов природы природной зоны; установить взаимосвязь компонентов природы в этой природной зоне; выявить приспособляемость растений и животных к условиям обитания в данной зоне; - заполнить коллективную таблицу и представить | |||||||||||||||||||||||||||||||||
Цель: раскрыть причины формирования различных типов растительности в лесостепной зоне. А) Рассмотри карту ПЗ и определите, какая зона находится между лесной и степной зоной. Нанеси на К/к. (Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/f8d7460b-1777-4c4c-a346-e9e0b2034174/010.swf) Б) По карте определи соотношение тепла и влаги в лесной и степной зонах. В) По тексту на стр 166-167, определи факторы формирования лесостепной зоны.( В учебнике карандашом используй обозначения: +- новое - -думал иначе ? – не все ясно ! – очень важно запомнить) | Работа с учебником. За каждый правильный ответ – 2 балла | |||||||||||||||||||||||||||||||||
Цель: Сформировать знания о причинах чередования природных зон. Используя карты учебника: стр.81 рис.30 карта «Суммарная солнечная радиация» и применяя формулу
определи избыточность увлажнения ПЗ
Вопрос: Почему при одинаковом годовом количестве осадков в тундре избыточное увлажнение, а в степи – дефицит увлажнения? Сформулировать закономерность. Записать в тетради: Формулировка зависимости коэффициента увлажнения данной территории. | Работа в парах Работа с учебником Высший балл - 5 | |||||||||||||||||||||||||||||||||
Цель: Выявить экологические проблемы степной зоны и смоделировать меры борьбы с ними. I географ – Описание ГП, ландшафтов степной зоны. ( стр. 168. Мелкий шрифт) II ботаник – Описание растительности зоны ( стр. 168. Мелкий шрифт текста, кара атласа) III зоолог – Описание животных степной зоны ( стр. 168. Мелкий шрифт текста, кара атласа) V почвовед –Описание почвы степной зоны («Краеведение: биологическое разнообразие природы Волгоградской области» стр.50) Распределите обязанности в группе; Используя текст учебника, карты атласа, «География в таблицах 6-10 класс» изучите материал и выполните задание, согласно вашей роли в группе. Запишите результаты в коллективную таблицу. Просмотрите отрывок из фильма «Дыхание степи» | Работа в | |||||||||||||||||||||||||||||||||
Цель: Используя тематические карты учебника и атласа, выявить характерные черты зон пустынь и полупустынь. Продолжите заполнение таблицы.
Вывод: - Как приспособились растения и животные к жизни в данных условиях? Выразите свою точку зрения на высказывание: «Человек – царь природы и ее хозяин или человек – дитя природы» | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
Обсудите результаты выполнения задания в группе. Оцените работу каждого члена группы Подготовьтесь к устному отчету работы группы. При затруднении и окончании работы для проверки результата пригласите учителя. Руководителю группы отчитаться о результатах коллективной работы. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
Выходной контроль. Цель: выявить уровень первичного усвоения знаний.
(Помни, что вопросы делятся по категориям: ЧТО?; ГДЕ? или КАК?; ПОЧЕМУ?) | Письменно. 1 вопрос | |||||||||||||||||||||||||||||||||
|
| |||||||||||||||||||||||||||||||||
Критерии оценки: 4 правильных ответа – 2 балла 7-8 правильных ответа- 4 балла 9 правильных ответа – 5 баллов | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
УЭ-3. | Цель: подвести итоги урока. (по слайду) Работаем вместе. Проанализируйте УЭ-0 Попробуй оценить собственные знания и умения следующим образом:
| Устно. Письменно. | ||||||||||||||||||||||||||||||||
Цель: определить домашнее задание. - Если ты набрал от 30 баллов, то по желанию можешь выполнить олимпиадное задание или подготовить презентацию «Природные зоны моей Малой родины». - Если ты набрал 10-20 баллов, то внимательно изучи материал параграфа 35 - Если ты набрал мене 10 баллов, то повтори весь модуль дома. Домашнее задание: П 35 1 уровень. На к/к нанесите безлесные природные зоны России. Выделите штриховкой сосредоточение крупных городов. 2 уровень. Сопоставьте карту природных зон и плотности населения. Какие ПЗ России подвержены наибольшему антропогенному воздействию? Почему? 3 уровень. Попытайтесь спрогнозировать изменение ПТК под воздействием антропогенных факторов. | Итого: |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока для 10 класса по теме" Политическая география"
Данный материал будет полезен учителям при проведении уроков географии в 10 классе...
Методическая разработка по географии 8 класс по теме "Климат"
Этот материал содержит конспект урока по географии....
Методическая разработка урока географии 7 класс тема "Население Южной Америки" мБОУ "Астрахановская ООШ" Айчанова М.Б.
Аннотация:Методическая разработка урока с презентацией по теме «Население Южной Америки».Урок проводится в форме изучения новой темы с использованием ИКТ. Используя различные творческие задания, на ур...
Методическая разработка урока географии 8 класс на тему "Своеобразие природы Урала".
Методическая разработка урока по географии 8 класс, автор учебник И.И.Баринов издательство Дрофа 2018 год ( соответствует ФГОС )....
Методическая разработка урока географии 8 класс на тему "Внутренние воды России. Реки"
Методическая разработка урока географии 8 класс по учебнику И.И.Баринова издательство Дрофа 2018 год ( соответствует ФГОС )....
Методическая разработка. Технологическая карта урока географии 8 класс на тему: Освоение и изучение территории России.
Технологическая карта составлена по УМК "Сфера" география 8 класс. Цель урока: Оценить вклад знаменитых путешественников и исследователей в освоение и изучение территории России.З...
Методическая разработка урока географии 7 класс на тему: «Страны Северной Америки»
Задачи урока:1. Образовательные: выявить качество и уровень овладения знаниями и умениями, полученными на уроках; формирование умения использовать географическую карту в своей работе.2. Развивающие:ра...