Технологическая карта урока по географии для 5-го класса по теме "Параллели и меридианы"
методическая разработка по географии (5 класс)
Материал посвящен уроку по географии для 5-го класса (тема "Параллели и меридианы"). Формулируются цель и задачи урока, планируемые образовательные результаты (предметные, метапредметные, личностные), указываются методы и формы обучения и формы организации деятельности обучающихся. Приводится организационная структура урока с указанием формируемых на каждом этапе УУД и планируемых результатов каждого из этапов урока. Особое внимание уделено наглядности материала и предоставлению обучающимся возможностей для творческого подхода к изучению сложной темы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Урок по географии для 5-го класса по теме "Параллели и меридианы" | 403.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока по географии для 5-го класса
Учитель: Колтышев Алексей Евгеньевич, к.геогр. н.
Место работы: ГБОУ школа 492, Санкт-Петербург
Электронный адрес: alkolt71@gmail.com
Предмет: география
Класс: 5
Учебник: А.И. Алексеев, Е.К. Липкина, В.В. Николина и др. География. 5-6 классы. ‒М.: Просвещение, 2019.
Атлас: Географический атлас. Серия «Полярная звезда». 5-6 классы. ‒М.: Просвещение, 2019.
Тема урока: Параллели и меридианы
Тип урока: интегрированный (комбинированный)
Цель урока: формирование и усвоение представления о параллелях, меридианах.
Задачи урока:
- сформировать представление о параллелях и меридианах;
- подвести учеников к самостоятельному формулированию темы «географические координаты» как темы следующего урока, логически вытекающей из темы урока.
Планируемые образовательные результаты
1. Предметные: умение работать с различными источниками информации, включая карты и глобус; умение давать определение меридиана, параллели, нулевого меридиана, экватора.
2. Метапредметные: способность связывать знания в области географии с другими сферами знаний; осознание приобретения новых знаний, умений и возможностей применения знаний на практике.
3. Личностные: умение достигать цели и решать поставленные задачи.
Методы и формы обучения: дискуссия с элементами мозгового штурма, рассказ учителя с элементами беседы, самостоятельная работа с картами, демонстрация фрагментов карт и рисунков на экране с помощью проектора.
Оборудование: компьютер, интерактивная доска, настенная карта полушарий, глобус Земли.
Формы организации деятельности учащихся: фронтальная групповая и индивидуальная работа, самостоятельная работа с картой, взаимооценивание учащихся.
Основные понятия и термины для усвоения: параллель, меридиан, экватор, нулевой (Гринвичский) меридиан.
Организационная структура урока
Этапы | Деятельность учителя | Деятельность учеников | Методы обучения, технологии обучения, формы организации деятельности учащихся | УУД | Планируемые результаты | ||
Предметные | Метапредметные | Личностные | |||||
1. Организационный момент | Проверяет готовность рабочих мест, создает ситуацию будущего успеха. | Развитие коммуникативных навыков учащихся. | |||||
2. Проверка выполнения домашнего задания | Предъявляют д/з, выполненное в тетрадях. | Визуальный контроль | Развитие коммуникативных навыков учащихся. | ||||
3. Мотивация к деятельности | Формулирует цель урока: как четко определить конкретное место (точку) на Земле и для чего это нужно практически? Ставит учеников в тупик: найти на карте Санкт-Петербург. Затем демонстрирует на экране карту с г. Санкт-Петербург в США: Ставит проблему: как различать эти города? Что нужно для решения проблемы в общем случае? Демонстрирует на экране шахматную доску: Предлагает охарактеризовать положение фигуры. Предлагает сделать аналогичную процедуру с земным шаром, разрезав его условными линиями, и оценить степень аналогии. | Находят в атласе (с.8-9) Санкт-Петербург. Задумываются, предлагают варианты решения проблемы. Приходят к выводу: буква и цифра C3 однозначно определяют положение фигуры и что так же можно определять положение объекта и на карте Земли. | Беседа, дискуссия с элементами мозгового штурма. Демонстрация фрагментов карт и рисунков на экране. | Навыки работы с картой. | Навык формулирования цели и задач деятельности. Навыки самостоятельной познавательной деятельности. | ||
4. Учебно-познавательная деятельность Чтение материала учебника. Работа над теоретическими понятиями. | Ставит познавательные задачи урока: уяснить из учебника (п.14) как шар рассекается плоскостями; выяснить, что такое параллель и меридиан. Ставит задачу: в тетради нарисовать круг, нарисовать параллель и меридиан. | Усваивают цель урока: представление о географических координатах, отмечают цель урока в тетради в виде заголовка. Работают с тетрадью. | Беседа, смысловое чтение, Работа с картой, участие в аналитической беседе (дискуссии), поисковая деятельность. Организация фронтальной, индивидуальной работы. | Развитие коммуникативных навыков, умения анализировать различные источники информации по теме урока. Осознание возможности самостоятельного получения новых знаний. | Умение определять параллели, меридианы. | Умение работать с различными источниками информации. | Навык сознательно организовывать свою познавательную деятельность. |
5. Интеллектуально-преобразовательная деятельность Репродуктивные задания, поисковые интеллектуальные задания, самоорганизация в деятельности; обобщения и систематизация знаний. | Ставит задачу на репродукцию знаний: вспомнить что такое стороны горизонта. Ставит интеллектуальную задачу: как определять стороны горизонта по карте? Корректирует ответы учеников. Дает определение экватора и нулевого (Гринвичского) меридиана. Ставит задачи: на рисунке в тетради обозначить экватор и нулевой меридиан; выяснить по атласу, как на картах обозначаются и подписываются меридианы и параллели. | Дают определение. Работают с учебником (с.48-49) и атласом. Дают свое понимание методики определения сторон горизонта по карте. Записывают определения в тетрадь. Работают с тетрадью. | Фронтальная работа, текущий контроль выполнения письменных заданий, опрос. | Развитие коммуникативных навыков, умения анализировать различные источники информации по теме урока. | Умение работать с картой. Умение определять стороны горизонта по картам. Умение определять экватор и нулевой меридиан. | Навык сознательно организовывать свою познавательную деятельность. Овладение навыками высказывания, дискуссии. | Навыки сохранения познавательной задачи. |
6. Контроль и оценка результатов деятельности | Корректирует работу учеников. Контролирует выполненные на уроке задания в тетради у нескольких учеников. | Предъявляют результаты своей работы на уроке. | Контроль выполнения письменных заданий. | Навыки самоконтроля, сохранения познавательной задачи | |||
7. Подведение итогов | Выясняет у учеников, решили ли они задачи урока, т.е. подошли ли к пониманию того, как однозначно определять по карте положение объектов и находить объекты по пересечению параллели и меридиана? Предлагает одному из учеников показать по карте у доски как бы он определял место географического объекта с помощью полученных и усвоенных знаний о параллелях и меридианах. При подведении итогов урока навести учеников на предположение о теме следующего урока. Оценивает: достигли ли обучающиеся поставленной цели урока. | Высказывают свое мнение об усвоении материала и достижения задач урока, об ответе вызванного к доске ученика и его оценке. | Фронтальная групповая и индивидуальная работа. Работа с картой. Опрос. | Развитие коммуникативных компетенций, навыков рефлексии и оценивания. | Овладение навыками выступления, дискуссии. | Осознание способности самостоятельно формулировать дальнейшие цели и задачи познания, логически вытекающие из усвоенных на уроке понятий и навыков. | |
8. Информирование о домашнем задании | Задает д/з: п.14; вопросы 1,2,4,5-8. | Записывают д/з. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
технологическая карта урока по географии 5 класс
представляю технологическую карту урока географии 5 класс по ФГОС. тема урока" как люди изучали Вселенную ".в ходе урока использовались материалы электронного учебника п...
Технологическая карта урока по географии в 6 классе по теме "Мировой океан-основная часть гидросферы".
Технологическая карта урока географии. 6 класс ФГОС....
Технологическая карта урока по географии 5 класс по теме "Воды суши.Реки"
Технологическая карта урока составлена в соответствии с ФГОС. Базовый учебник: А.А.Летягин. География. Начальный курс. 5 класс. - М.: "Вентана-Граф", 2013 г....
Технологическая карта урока по географии "Карта и её математическая основа. Практическая работа №1. Определение на основе иллюстраций учебни-ка и карт атласа территорий России с наибольшими искажениями на различных картографических проекциях"
Учебное занятие по изучению и первичному закреплению новых знаний и способов деятельности...
технологическая карта урока по географии на тему "Население Северной Америки" (7 класс, география)
Технологическая карта урока по географии на тему " Население Северной Америки"....
Технологическая карта урока по географии на тему «Введение. География как наука. Ее роль и значение в системе наук»
Технологическая карта урока по географии на тему «Введение. География как наука. Ее роль и значение в системе наук»...
Технологическая карта урока по географии на тему "География транспорта мира"
Технологическая карта урока по географии на тему "География транспорта мира"...