Приемы формирования универсальных учебных действий на уроках географии в 5 классе
методическая разработка по географии (5 класс)
Зачетное задание по блоку «Основные направления региональной общеобразовательной политики в контексте модернизации российского образования»
Рабочая программа по географии на 2016-2017 учебный год для 5 класса. Приложение: Раздел 1. Накопление знаний о Земле. Раздел II. Земля во Вселенной. Раздел III. Географические модели Земли. Раздел IV. Земная кора.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zachetnaya_rabota_po_geografiya_5_klass.doc | 259.5 КБ |
zachetnaya_rabota._priemy_formirovaniya_uud_po_georafii_v_5_klasse.pdf | 685.28 КБ |
Предварительный просмотр:
Самарский государственный университет
Зачетное задание по блоку «Основные направления региональной общеобразовательной политики в контексте модернизации российского образования»
Тема:
«Приемы формирования универсальных учебных действий на уроках географии
в 5 классе»
Выполнила учитель географии
ГБОУ СОШ с.Узюково
Грасмик И.И.
Преподаватель: Прокопченко Ирина Витальевна
РАССМОТРЕНО На заседании МО Протокол № ____ Председатель МО __________/_____________ «___» сентября 2016 г. | РЕКОМЕНДУЮ к утверждению Зам. директора по УВР ____________/ Г.А.Поздеева «___» сентября 2016 г. | УТВЕРЖДАЮ к использованию в ГБОУ СОШ с.Узюково Директор ГБОУ СОШ с.Узюково __________ / Т.Г. Михайлова «___» сентября 2016 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по географии
на 2016 – 2017 учебный год
для 5 класса
Составил _________/ И.И. Грасмик,
учитель географии
ГБОУ СОШ с. Узюково
2016
- Пояснительная записка
Данная рабочая программа разработана в соответствии со следующими нормативными и распорядительными документами:
1. Приказ Министерства образования РФ от 5 марта 2004 г. N 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования», с изменениями и дополнениями, внесёнными приказами Министерства образования России от 9 марта 2004 года № 1312, от 20 августа 2008 г. № 241, от 30 августа 2010 г. № 889, от 3 июня 2011 г. № 1994, от 31 января 2012. № 69, от 1 февраля 2012 г. № 74 (вступает в силу с 1 сентября 2012 г.).
2. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. N 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»
Программа разработана на основе ФГОС ООО (второго поколения) (утвержден Приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 года № 373); по Программе основного общего образования по географии.5-9 классы.
Авторы И.И.Баринова, В.П.Дронов, И.В. Душина. Л.Е Савельева. // Рабочие программы. География.5-9 класс: учебно-методическое пособие/сост. С.В. Курчина.- М.: Дрофа,2015.
Данная программа ориентирована на УМК «География. Землеведение. 5—6 классы»; УМК Дронов В.П., Савельева Л.Е. / Под ред. В.П. Дронова. География. 5-6 класс. – М.: Дрофа.
Цели:
- развитие географических знаний, умений, опыта творческой деятельности и эмоционально-ценностного отношения к миру;
- раскрытие закономерностей землеведческого характера, особенностей разнообразия природы;
- воспитание бережного отношения к природе;
- создание у учащихся целостного представления о Земле как планете людей;
- раскрытие разнообразия природы Земли;
- формирование необходимого минимума базовых знаний и представлений, необходимых каждому человеку нашей эпохи.
Задачи:
- формирование представлений о единстве природы, объяснение простейших взаимосвязей процессов и явлений природы, ее частей;
- формирование представлений о структуре, развитии во времени и пространстве основных геосфер, об особенностях их взаимосвязи на планетарном, региональном и локальном уровнях;
- развитие представлений о разнообразии природы и сложности протекающих в ней процессов;
- развитие представлений о размещении природных и антропогенных объектов;
- развитие специфических географических и общеучебных умений;
- развитие понимания воздействия человека на состояние природы и следствий взаимодействия природы и человека;
- выработка понимания общественной потребности в географических знаниях, а также формирование отношения к географии, как возможной области будущей практической деятельности.
На изучение географии в 5классе отводится 34 часа (т.е. 1 час в неделю).
География в основной школе изучается с 5 по 9 класс. В учебном плане школы на изучение географии отводится в 5 и 6 классах по 34 ч (1 ч в неделю), в 7, 8 и 9 классах по 68 ч (2 ч в неделю). В соответствии с базисным учебным планом курса географии на ступени основного общего образования предшествует курс «Окружающий мир», включающий определенные географические сведения. По отношению к курсу географии данный курс является пропедевтическим.
Учебно-методический комплект
- География. Землеведение. 5-6 классы. Методическое пособие к учебнику В.П. Дронова, Л.Е. Савельевой. – М.: Дрофа, 2013.
- География. Землеведение. 5-6 классы. Учебник (авторы В.П. Дронов, Л.Е. Савельева).
- География. 5-9 классы. Рабочие программы.
- География. Землеведение. 5 класс. Рабочая тетрадь (авторы В.П. Дронов, Л.Е. Савельева).
- География. Землеведение. 5-6 классы. Электронное приложение к учебнику на www.drofa.ru.
Тематическое распределение часов (на основе «Программы основного общего образования 5-9 классы по географии» Авторы И. И. Баринова, В. П. Дронов, И. В. Душина, Л. Е. Савельева, издательство «Дрофа» . 2015 г.)
№ п/п | Разделы, темы | Количество часов | |
Примерная программа | Рабочая программа 2 вида | ||
1 | Введение | 1 | 1 |
2 | Раздел 1. Накопление знаний о Земле | 5 | 5 |
3 | Раздел 2. Земля во Вселенной | 7 | 7 |
4 | Раздел 3. Географические модели Земли | 10 | 10 |
5 | Раздел 4. Земная кора | 11 | 11 |
6 | Резерв | 1 | |
Итого: | 35 | 34 | |
Практические работы | 6 | 6 |
Перечень практических работ
Практическая работа 1. Работа с электронными картами. |
Практическая работа 2. Характеристика видов движений Земли, их географических следствий. |
Практическая работа 3. Составление плана местности способом глазомерной, полярной съемки. |
Практическая работа 4. Определение географических координат объектов, географических объектов по их координатам и расстояний между объектами с помощью градусной сетки. |
Практическая работа 5. Определение горных пород и описание их свойств. |
Практическая работа 6. Характеристика крупных форм рельефа на основе анализа карт. |
- Планируемые результаты обучения
Личностные
- воспитание российской гражданской идентичности;
- формирование ответственного отношения к учению, готовности к саморазвитию, осознанному выбору с учетом познавательных интересов;
- формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и учитывающего многообразие современного мира;
- формирование ценности здорового и безопасного образа жизни;
- формирование основ экологической культуры;
- уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
- развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов мира и России.
Метапредметные
- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности;
- умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
- умение определять понятия, создавать обобщения, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи и делать выводы;
- умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы для решения учебных и познавательных задач;
- умение организовывать сотрудничество, работать индивидуально и в группе;
- умение осознанно использовать речевые средства для выражения своих мыслей и потребностей;
- формирование и развитие компетентности в области использования ИКТ;
- формирование и развитие экологического мышления, умение применять его на практике.
Предметные
- Формирование представлений о географической науке, ее роли в освоении планеты человеком, о географических знаниях, как компоненте научной картине мира, их необходимости для решения современных практических задач человечества, в том числе задачи охраны окружающей среды и рационального природопользования;
- Формирование первичных навыков использования территориального подхода как основы географического мышления для осознания своего места в целостном, многообразном и быстро изменяющемся мире и адекватной ориентации в нем;
- Овладение элементарными практическими умениями использования приборов и инструментов для определения количественных и качественных характеристик компонентов географической среды, в том числе ее экологических параметров;
- Овладение основами картографической грамотности и использование географической карты как одного из «языков» международного общения;
- Овладение основными навыками нахождения, использования и презентации географической информации;
- Формирование умений и навыков использования разнообразных географических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к условиям территории проживания, соблюдение мер безопасности в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф.
3. Учебно-тематический план
№ | Содержание (разделы, темы) | Кол-во часов | Результаты обучения УУД | Оборудование |
Введение - 1 час | ||||
1 | Что изучает география | 1 | П. Формулировать определения понятия «география». Выявлять особенности изучения Земли географией по сравнению с другими науками. К. Высказывать суждение и подтверждать их фактами. | Интернет ресурсы. Физическая карта полушарий, атласы. |
Раздел I. Накопление знаний о Земле - 5 часов | ||||
2 | Познание Земли в древности | 1 | П. Работать с картой. Искать информацию о накоплении географических знаний в интернете. К. Оценивать работу одноклассников | Карты географич. открытий, интернет ресурсы |
3 | Великие географические открытия | 1 | П. Описывать по картам маршруты путешествий в разных районах Земли и их обозначение на контурной карте. Р. Составлять план ответа. | Атласы, контурные карты. Карты географических открытий. |
4 | Открытие Австралии и Антарктиды | 1 | П. Описывать по картам маршруты путешествий. К. Организовывать взаимодействие в группе. | Атласы, контурные карты. Карты географических открытий. |
5 | Современная география | 1 | П. Искать в Интернете космических снимков, электронных карт. Л. Определять роль результатов своей деятельности. | Интернет ресурсы. |
6 | Итоговый урок по разделу «Накопление знаний о Земле» | 1 | П. Работать с учебником, атласом и тестовыми материалами. Р. Самостоятельно исправлять свои ошибки | Атласы, учебник, тестовые материалы. |
Раздел II. Земля во Вселенной - 7 часов | ||||
7 | Земля и космос | 1 | П. Определять стороны горизонта по Полярной звезде. Р. Ставить учебную задачу под руководством учителя. | Карта звёздного неба. Интернет ресурсы. |
8 | Земля— часть Солнечной системы | 1 | П. Анализировать иллюстративно-справочные материалы. Л. Беречь и любить свою планету. Осознание необходимости изучения окружающего мира, целостности мира и себя как неотъемлемой части Солнечной системы | Таблица «Планеты солнечной системы, калькулятор. |
9 | Влияние космоса на Землю и жизнь людей | 1 | П. Искать дополнительные сведения в различных источниках информации. К. Уметь общаться в группе. | Интернет ресурсы. |
10 | Осевое вращение Земли | 1 | П. Выявлять причинно-следственные связи. Р. Выдвигать версии решения проблем. | Модель Теллурий. |
11 | Обращение Земли вокруг Солнца. Практическая работа 1. Характеристика видов движений Земли, их географических следствий. | 1 | П. Анализировать положение Земли и объяснять причину смены времен года. К. Работать по плану. | Модель Теллурий, таблица «Движение Земли вокруг Солнца» |
12 | Форма и размеры Земли | 1 | П. Уметь выделять главное, существенные признаки понятия. Р. Составлять опорный конспект. | Глобус, интернет ресурсы, атласы |
13 | Итоговый урок по разделу «Земля во Вселенной» | 1 | П. Обсуждать проблемы современных космических исследований. Л. Любить и беречь свою планету. | Глобус, интернет ресурсы. |
Раздел III. Географические модели Земли - 10 часов | ||||
14 | Ориентирование на земной поверхности | 1 | П. Уметь работать с измерительными приборами. К. Организовывать учебные взаимодействия | Компас, транспортир, атлас |
15 | Изображение земной поверхности | 1 | П. Изучать различные виды изображения земной поверхности. Сравнивать план и карты. Р. Выдвигать версии решения проблем. | аэрофотоснимок, план, карта, глобус. |
16 | Масштаб и его виды | 1 | П. Уметь использовать знания в практической деятельности. Р. Вырабатывать критерии классификации. | План местности, физическая карта, глобус, гибкая линейка. |
17 | Изображение неровностей земной поверхности на планах и картах | 1 | П. Изучать условные знаки, решать практические задачи. Р. Выдвигать версии решения проблемы. | План местности, учебник, нивелир, атлас. |
18 | Планы местности и их чтение | 1 | П. Определять азимут. Л. Уметь использовать полученные знания в жизни. | План местности, компас, атлас |
19 | Составление плана местности. Практическая работа 2. Составление плана местности способом глазомерной полярной съемки | 1 | П. Составлять план местности. К. Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе. | План местности, транспортир, планшет, карандаши |
20 | Параллели и меридианы | 1 | П. Знать особенности изображения параллелей и меридианов на глобусе и картах. Р. Работать по составленному плану. | Физическая карта полушарий, России, глобус. |
21 | Градусная сетка. Географические координаты Практическая работа 3. Определение географических координат объектов, по их координатам и расстояний между объектами с помощью градусной сетки. | 1 | П. Находить объекты на карте и глобусе. К. Уметь общаться в группах | Физическая карта полушарий, России, глобус, методические карточки-задания. |
22 | Географические карты | 1 | П. Уметь читать карты различных видов, находить черты сходства и различия. Л. Адаптировать знания к условиям окружающей среды. | Карты различной тематики, глобус, атласы. |
23 | Итоговый урок по разделу «Географические модели Земли» | 1 | П. Демонстрировать полученные знания. Р. Работать по плану, самостоятельно исправлять ошибки. | Атласы, настенные и электронные карты, глобусы. |
Раздел IV. Земная кора - 11 часов | ||||
24 | Внутреннее строение земной коры. Состав земной коры | 1 | П. Выявлять особенности внутренних оболочек Земли, анализировать иллюстрации. Р. Создание объемную модель. | Таблица «Внутреннее строение Земли» |
25 | Разнообразие горных пород. Практическая работа 4. Определение горных пород и описание их свойств | 1 | П. Классифицировать и описывать горные породы. К. Работать в группах. | Коллекция горных пород и минералов, карточки-задания. |
26 | Земная кора и литосфера— каменные оболочки Земли | 1 | П. Анализировать модели строения земной коры и литосферы. | Модели Земли и литосферы. Таблица «Внутреннее строение Земли». |
27 | Разнообразие рельефа Земли | 1 | П. Определять по картам характеристики форм рельефа. Л. Приводить примеры адаптации человека к условиям окружающей среды. | Физическая карта полушарий, России, атласы. |
28 | Движение земной коры | 1 | П. Выявлять закономерности размещения крупных форм рельефа. Р. Составлять проект изменения внешнего облика Земли во времени. | Физическая карта полушарий, карта «Строение земной коры». |
29 | Землетрясения. Вулканизм | 1 | П. Выявлять закономерности распространения землетрясений и вулканизма. Л. Использовать знания в случае возникновения стихийного явления. | Таблица «Строение вулканов», карта «Строение земной коры», пластилин. |
30 | Внешние силы, изменяющие рельеф. Выветривание. Работа текучих вод, ледников и ветра | 1 | П. Анализировать воздействие внешних сил на формирование рельефа. Л. Использовать знания для осуществления мер по сохранению форм рельефа. | Карты, картины, таблицы, электронное приложение |
31 | Главные формы рельефа суши. Практическая работа 5. Характеристика крупных форм рельефа на основе анализа карт | 1 | П. Сравнивать способы изображения различных форм рельефа на картах. К. Уметь работать в группах. | Физическая карта, атласы, Интернет ресурсы |
32 | Рельеф дна океанов | 1 | П. Выявлять особенности изображения на картах крупных форм рельефа дна океанов. Р. Составлять план ответа. | Карта океанов, таблица «Рельеф дна Мирового океана» |
33 | Человек и земная кора | 1 | П. Находить информацию в дополнительных источниках. Л. Приводить примеры охраны земных ресурсов | Интернет ресурсы |
34 | Итоговый урок по разделу «Земная кора» | 1 | П. Работать с итоговыми вопросами и заданиями по разделу «Земная кора» в учебнике и дополнительными источниками информации (в том числе сайтов Интернета) К. Развивать навыки выступления перед классом. | Карта строения земной коры, учебники, интернет ресурсы |
Итого: | 34 |
- Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Дата урока | Тема урока | Содержание урока | Виды деятельности обучающегося | Практическая работа | Домашнее задание | |
Раздел 1. Накопление знаний о Земле (5 ч) | |||||||
1 | Что изучает география | География как наука. Многообразие географических объектов. Природные и антропогенные объекты, процессы и явления. | Знакомство с учебником, географическим атласом, рабочей тетрадью. Формулирование определения понятия «география». Выявление особенностей природных и антропогенных географических объектов, их различий. Поиск дополнительной информации о роли географии в современном мире. | §1 Раб. тетр. стр.4-5 | |||
2 | Познание Земли в древности | Древняя география и географы. География в Средние века. Плавания Марка Поло и Афанасия Никитина. | Работа с картой: определение территорий древних государств Европы и Востока. Сравнение современной карты с картой, составленной Эратосфеном. Изучение по картам маршрутов путешествий арабских мореплавателей, Афанасия Никитина, Марко Поло. Обозначение маршрутов путешествий на контурной карте. | §2 Раб. тетр. Стр. 6-7 | |||
3 | Великие географические открытия | Что такое Великие географические открытия. Экспедиции Христофора Колумба. Открытие южного морского пути в Индию. Первое кругосветное плавание. | Описание по картам маршрутов путешествий в разных районах Земли. Обозначение на контурной карте маршрутов путешествий. | §3 Раб. тетр. Стр.7-8 | |||
4 | Открытие Австралии и Антарктиды | Открытие и исследования Австралии и Океании. Первооткрыватели Антарктиды. Русское кругосветное плавание. | Описание по картам маршрутов путешествий Дж. Кука, Ф. Ф. Беллинсгаузена и М. П. Лазарева, И. Ф. Крузенштерна и Ю. Ф. Лисянского. Обозначение на контурной карте маршрутов путешествий | §4 Раб. тетр. Стр8-9 | |||
5 | Современная география | Развитие физической географии. Современные географические исследования. География на мониторе компьютера. Географические информационные системы. Виртуальное познание мира. | Описание способов современных географических исследований, применяемых приборов и инструментов. | Работа с электронными картами. | §5 Раб. тетр. Стр.9 | ||
6 | Итоговый урок по разделу «Накопление знаний о Земле» | Обобщение знаний по разделу «Накопление знаний о Земле» | Выполнение тестовых заданий. Работа с учебником, атласом | Раб. тетр. Стр.10-12 | |||
Раздел 2. Земля во Вселенной (7ч) | |||||||
7 | Земля и космос | Земля – часть бесконечной во времени и пространстве Вселенной. Состав Вселенной. Галактики. Путь, положение Солнца в Галактике. Световой год. Ориентирование по звездам. | Поиск на картах звездного неба важнейших навигационных звезд и созвездий. Определение сторон горизонта по Полярной звезде. | §6 Раб. тетр. Стр.13 | |||
8 | Земля — часть Солнечной системы. | Состав Солнечной системы. Общие черты планет Солнечной системы. Уникальность Земли. | Сравнение планет Солнечной системы по разным параметрам. Составление «космического адреса» планеты Земля. Вычисление площадей материков и океанов. | Работа с глобусом. Выявление суммарной площади всех материков и океанов. | §7 Раб. тетр. Стр.14-17 | ||
9 | Влияние космоса на Землю и жизнь людей | Применение современных способов исследований. Роль Солнца. Метеориты. Воздействие на Землю ее спутника – Луны. | Составление описания очевидных проявлений воздействия на Землю Солнца и ближнего космоса в целом. | Проведение опыта, доказывающего, что планеты светятся отраженным светом. | §8 Раб. тетр. Стр.18 | ||
10 | Осевое вращение Земли | Вращение Земли вокруг оси, строго ориентированной в космическом пространстве, с запада на восток. Географические полюсы. Географические следствия осевого вращения. | Наблюдение действующей модели (теллурия, электронной модели) движений Земли и описание особенностей вращения Земли вокруг своей оси. Выявление зависимости продолжительности суток от скорости вращения Земли вокруг своей оси. Составление и анализ схемы «Географические следствия вращения Земли вокруг своей оси» | §9 Раб. тетр. Стр.19 | |||
11 | Обращение Земли вокруг Солнца | Движение Земли по орбите вокруг Солнца. Оптимальность параметров орбитального движения для развития жизни на нашей планете. Продолжительность года. Причина существования високосных годов. Времена года на Земле. | Наблюдение действующей модели (теллурия, электронной модели) движений Земли и описание особенностей вращения Земли вокруг Солнца. Анализ положения Земли в определенных точках орбиты на действующей модели ее движений (схеме вращения Земли вокруг Солнца) и объяснение смены времен года. Составление и анализ схемы (таблицы) «Географические следствия движения Земли вокруг Солнца» | Характеристика видов движений Земли, их географических следствий. | §10 Раб. тетр. Стр.19-20 | ||
12 | Форма и размеры Земли | Представление древних народов о форме Земли. Наиболее убедительные доказательства шарообразности Земли. Влияние формы и размеров Земли на жизнь планеты. | Составление и анализ схемы «Географические следствия размеров и формы Земли» | Проведение опыта, подтверждающего уменьшение падения солнечных лучей от экватора к полюсам. | §11 Раб. тетр. Стр.20-21 | ||
13 | Итоговый урок по разделу «Земля во Вселенной» | Практическая работа Характеристика видов движений Земли и их географических следствий | Работа с итоговыми вопросами по разделу «Земля во Вселенной» в учебнике. Подготовка на основе дополнительных источников информации (в том числе сайтов Интернета) и обсуждение проблемы современных космических исследований Земли или других планет Солнечной системы(П.Р) | Характеристика видов движений Земли и их географических следствий | Раб. тетр. Стр.22-24 | ||
Раздел 3. Географические модели Земли(10 ч) | |||||||
14 | Ориентирование на земной поверхности | Как люди ориентируются. Определение направлений по компасу. Азимут. | Определение по компасу направлений на стороны горизонта. Определение азимутов направлений на предметы (объекты) с помощью компаса | §12 Раб. тетр. Стр.25-26 | |||
15 | Изображение земной поверхности | Глобус. Зачем нужны плоские изображения Земли. Аэрофотоснимки и космические снимки. Что такое план и карта. | Изучение различных видов изображения земной поверхности: карт, планов, глобуса, атласа, аэрофотоснимков. Сравнение плана и карты с аэрофотоснимками и фотографиями одной местности | Знакомство с аэрофотоснимка-ми. | §13 Раб. тетр. Стр.26 | ||
16 | Масштаб и его виды. | Масштаб. Виды записи масштаба. Измерение расстояний по планам, картам и глобусу. | Определение по топографической карте (или плану местности) расстояний между географическими объектами с помощью линейного и именованного масштаба. Решение практических задач по переводу масштаба из численного в именованный и обратно | Определение расстояний между географическими объектами на глобусе (плане, карте) с помощью различных видов масштаба. | §14 Раб. тетр. Стр.27-29 | ||
17 | Изображение неровностей земной поверхности на планах и картах | Абсолютная и относительная высота. Горизонталь. Послойная окраска. Шкала глубин и высот. Бергштрихи. | Работа с картой и планом местности: анализ выпуклых и вогнутых форм рельефа, способов их изображения. Определение по физическим картам высот (глубин) с помощью шкалы высот и глубин. Поиск на физических картах глубоких морских впадин, равнин суши, гор и их вершин. Обозначение на контурной карте самых высоких точек материков (их высот) и самой глубокой впадины Мирового океана (ее глубины). Решение задач по определению абсолютной и относительной высоты точек | §15 Раб. тетр. Стр.30-32 | |||
18 | Планы местности и их чтение | План местности – крупномасштабное изображение земной поверхности. Определение направлений по планам. | Поиск на плане местности и топографической карте условных знаков разных видов, пояснительных подписей. Описание маршрута по топографической карте (или плану местности) с помощью условных знаков и определение направлений по сторонам горизонта. Определение на плане азимутов направлений на объекты | §16 Раб. тетр. Стр.33-34 | |||
19 | Составление плана местности. | Глазомерная съемка и необходимое для нее оборудование. Способы измерения расстояний на местности. Последовательность проведения полярной съемки. Составление плана местности. | Составление простейшего плана небольшого участка местности | Составление плана местности способом глазомерной полярной съемки | |||
20 | Параллели и меридианы | Параллели. Меридианы. Определение направлений по картам. | Сравнение глобуса и карт, выполненных в разных проекциях, для выявления особенностей изображения параллелей и меридианов. Поиск на глобусе и картах экватора, параллелей, меридианов, начального меридиана, географических полюсов. Определение по картам сторон горизонта и направлений движения | §17 Раб. тетр. Стр.34-38 | |||
21 | Градусная сетка. Географические координаты. | Градусная сетка. Географические координаты. Определение расстояний по градусной сетке. | Определение по картам географической широты и географической долготы объектов. Поиск объектов на карте и глобусе по географическим координатам. Сравнение местоположения объектов с разными географическими координатами. Определение расстояний с помощью градусной сети, используя длину дуг одного градуса меридианов и параллелей | Определение географ.коорди-нат объектов, географ. объектов по их координатам и расстояний между объектами с помощью градусной сети | §18 Раб. тетр. Стр.39-41 | ||
22 | Географические карты | Географическая карта как изображение поверхности Земли. Черты сходства и различия планов и географических карт. Виды условных знаков на картах. Разнообразие карт по масштабу, содержанию, охвату территории и назначению. Использование планов и карт. | Чтение карт различных видов. Определение зависимости подробности карты от ее масштаба. Сопоставление карт разного содержания, поиск на них географических объектов, определение абсолютной высоты территории. Сравнение глобуса и карты полушарий для выявления искажений в изображении крупных географических объектов | Сравнение плана и мелкомасштабной карты. | §19 Раб. тетр. Стр.41-42 | ||
23 | Итоговый урок по разделу «Географические модели Земли» | Обобщение знаний по разделу «Географические модели Земли» | Работа с итоговыми вопросами и заданиями по разделу «Географические модели Земли» в учебнике. Тест | Раб. тетр. Стр.43-48 | |||
Раздел 4. Земная кора (11ч) | |||||||
24 | Внутреннее строение Земли. Состав земной коры | Главный метод изучения глубин Земли. Строение Земли. Горные породы и составляющие их минералы. Главные свойства горных пород и их классификация по происхождению. | Описание модели строения Земли. Выявление особенностей внутренних оболочек Земли на основе анализа иллюстраций, сравнение оболочек между собой | Составление схемы «Внутреннее строение Земли». | §20 Раб. тетр. Стр.49-50 | ||
25 | Разнообразие горных пород. | Магматические горные породы. Формирование осадочных пород и их разнообразие. Метаморфизм и метаморфические горные породы. Взаимосвязь между горными породами; преобразование одних типов в другие. | Сравнение свойств горных пород различного происхождения. Определение горных пород (в том числе полезных ископаемых) по их свойствам. Анализ схемы преобразования горных пород | Определение горных пород коллекции, описание горных пород по плану. | §21 Раб. тетр. Стр.50-52 | ||
26 | Земная кора и литосфера — каменные оболочки Земли | Земная кора и ее устройство. Два основных типа земной коры, их различия. Литосферные плиты, движение и их взаимодействие друг с другом. | Сравнение типов земной коры. Анализ схем (моделей) строения земной коры и литосферы. Установление по иллюстрациям и картам границ столкновения и расхождения литосферных плит, выявление процессов, сопровождающих взаимодействие литосферных плит | Изучение рисунка 69 в учебнике. | §22 Раб. тетр. Стр.53-56 | ||
27 | Разнообразие форм рельефа Земли | Рельеф и формы рельефа. Крупнейшие, крупные, средние и мелкие формы рельефа. Одновременное действие внешних и внутренних сил как причина разнообразия рельефа Земли. Роль рельефа в формировании природы и в жизни людей. | Распознавание на физических картах в атласе разных форм рельефа. Определение на картах средней и максимальной абсолютной высоты форм рельефа. Определение по географическим картам количественных и качественных характеристик крупнейших гор и вершин, их географического положения | §23 Раб. тетр. Стр.56-57 | |||
28 | Движение земной коры | Медленные вертикальные и горизонтальные движения земной коры, их причины и следствия. | Установление с помощью географических карт крупнейших горных областей. Выявление закономерности в размещении крупных форм рельефа в зависимости от характера взаимодействия литосферных плит. Описание изменения в залегании горных пород под воздействием движений земной коры | Решение задач по расчету высот гор (глубины впадин) при их поднятии (опускании) в течение опреде-ленного времени с определенной скоростью. | §24 Раб. тетр. Стр.57-60 | ||
29 | Землетрясения. Вулканизм | Что такое землетрясения. Где происходят землетрясения, их изучение. Вулканизм и вулканы. | Выявление при сопоставлении географических карт закономерностей распространения землетрясений и вулканизма | Работа с физической и контурной картами. | §25,26 Раб. тетр. Стр.60-63 | ||
30 | Внешние силы, изменяющие рельеф. Выветривание. Работа текучих вод, ледников и ветра | Внешние силы как разрушители и созидатели рельефа. Деятельность человека. | Описание облика создаваемых внешними силами форм рельефа. Составление и анализ схемы, демонстрирующей соотношение внешних сил и формирующихся под их воздействием форм рельефа. Сравнение антропогенных и природных форм рельефа по размерам и внешнему виду. Поиск доп. информации о причинах образования оврагов, следствиях этого процесса, влиянии на хозяйственную деятельность людей, способах борьбы с оврагообразованием | §27,28 Раб. тетр. Стр.63-67 | |||
31 | Главные формы рельефа суши | Горы и равнины, их различия по облику, степени активности внутренних сил, распространенность на земной поверхности. Классификация гор по высоте. Изменение гор во времени. Отличия равнин по внешнему виду. Классификация равнин по высоте. Крупнейшие равнины мира. | Распознавание на физических картах гор и равнин с разной абсолютной высотой. Выполнение практических заданий по определению средней и максимальной абсолютной высоты горных стран и крупных равнин, их географического положения. Составление по картам атласа описания рельефа одного из материков. Обозначение на контурной карте крупнейших гор и равнин суши, горных вершин | Обозначение на контурной карте гор, равнин, горных вершин и их названий. | §29 Раб. тетр. Стр.67-69 | ||
32 | Рельеф дна океанов | Методы изучения дна океанов. Неровности океанического дна. | Выявление особенностей изображения на картах крупных форм рельефа дна океана. Сопоставление расположения крупных форм рельефа дна океана с границами литосферных плит | Выявление изменений рельефа дна океана вдоль какой-либо параллели. | §30 Раб. тетр. Стр.69-72 | ||
33 | Человек и земная кора. | Как земная кора воздействует на человека. Как человек вмешивается в жизнь земной коры. | Описание по иллюстрациям способов добычи полезных ископаемых. Поиск дополнительной информации (в Интернете и других источниках) о ценных полезных ископаемых и их значении в хозяйстве, о последствиях воздействия хозяйственной деятельности на земную кору | Ознакомление с условными знаками, применяемыми на картах для обозначения полезных ископаемых. | §31 Раб. тетр. Стр.72-75 | ||
34 | Итоговый урок по разделу «Земная кора». | Обобщение знаний по разделу «Земная кора» | Работа с итоговыми вопросами и заданиями по разделу «Земная кора» в учебнике. Подготовка на основе дополнительных источников информации (в том числе сайтов Интернета) обсуждения проблемы воздействия хозяйственной деятельности людей на земную кору | Характеристика крупных форм рельефа на основе анализа карт | Раб. тетр. Стр.76-79 |
5. Требования к подготовке учащихся по предмету
Личностные результаты:
- овладение на уровне общего образования законченной системы географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях;
- осознание ценности географических знаний как важнейшего компонента научной картины мира;
- сформированность устойчивых установок социально-ответственного поведения в географической среде – среде обитания всего живого, в том числе и человека;
- уважительное отношение к окружающим, любовь к Родине;
- эмоционально-положительное принятие своей этнической принадлежности и принятие других народов мира;
- толерантность;
- любовь к природе;
- умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения.
Метапредметные результаты.
Программа обеспечивает обучающимся организацию своей учебной деятельности через сформированные УУД. К ним относятся:
регулятивные УУД:
- умение организовать свою деятельность, определять её цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты;
- умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью ТСО и информационных технологий;
- организация своей жизни в соответствии с общественно значимыми представлениями о ЗОЖ, правах и обязанностях гражданина, ценностях бытия и культуры, социального взаимодействия;
- умение оценивать с позиций социальных норм собственные поступки и поступки других людей;
познавательные УУД включают общеучебные, логические, а также постановку и решение проблемы. Обучающиеся должны уметь:
- самостоятельно делать свой выбор в мире мыслей, чувств и ценностей и отвечать за этот выбор;
- самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;
- осуществлять поиск необходимой информации, в том числе с помощью ИКТ;
- осознанно оформлять речевое высказывание в устной и письменной форме;
- осуществлять смысловое чтение, извлекать необходимую информацию из текстов различных жанров;
коммуникативные УУД:
- самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе, уметь общаться, распределять роли, договариваться друг с другом;
- отстаивать свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами.
Предметные результаты образовательной деятельности обучающихся выражаются в следующем:
- использовании различных источников географической информации (картографические, статистические, видео- и фотоизображение, Интернет) для поиска и извлечения информации, необходимой для решения учебных и практико - ориентированных задач;
- умении анализировать, обобщать и интерпретировать географическую информацию;
- по результатам наблюдений находить и формулировать зависимости и закономерности;
- определять и сравнивать качественные и количественные показатели, характеризующие географические объекты, процессы и явления, их положение в пространстве по географическим картам разного содержания;
- составлять описания географических объектов, процессов и явлений с использованием разных источников географической информации;
- различать и сравнивать изученные географические объекты;
- проводить с помощью приборов измерения температуры, влажности воздуха, атмосферного давления, силы и направления ветра;
- сравнивать особенности населения отдельных регионов и стран мира, различать изученные демографические процессы и явления;
- оценивать особенности взаимодействия природы и общества в отдельных территориях;
- создавать письменные тексты и устные сообщения об особенностях природы, населения и хозяйства изученных стран на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией.
6. Описание материально-технического обеспечения
№ | Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения | Количество |
1 | Библиотечный фонд (книгопечатная продукция) | |
География. Землеведение.5—6 классы.: учеб. для общеобразоват. учреждений / В. П. Дронов, Л. Е. Савельева. – М.: Дрофа, 2013.-283с. |
| |
2 | Печатные пособия | |
География. Землеведение. 5—6 классы. Методическое пособие / Л. Е. Савельева, В. П. Дронов.-М.: Дрофа, 2013.-127с | 1 | |
Географический атлас. Издательство «Дрофа» | ||
Контурная карта | ||
3 | Технические средства обучения | |
Персональный компьютер | 1 | |
Видеомагнитофон | 1 | |
Телевизор | 1 | |
4 | Экранно-звуковые пособия | |
Видеокассеты | 7 | |
5 | Цифровые образовательные ресурсы | |
География. Землеведение. 5—6 классы. Электронное приложение. | 1 | |
Интернет-ресурсы | ||
6 | Учебно-практическое оборудование | |
Модель Солнечной системы | 1 | |
Теллурий | 1 | |
Глобус Земли (физический) | 13 | |
Компас ученический | 25 | |
7 | Демонстрационные пособия | |
Коллекция полезных ископаемых | 1 | |
Коллекция минеральных пород | 2 |
7. Список используемой учебно-методической литературы.
1. География. Землеведение. 5-6 классы. Учебник (авторы В.П. Дронов, Л.Е. Савельева).
2. География. Землеведение. 5-6 классы. Методическое пособие (авторы Л.Е. Савельева, В.П.Дронов).
3. География. Землеведение. 5 класс. Рабочая тетрадь (авторы В.П. Дронов, Л.Е. Савельева).
4. География. Землеведение. 6 класс. Рабочая тетрадь (авторы В.П. Дронов, Л.Е. Савельева).
5. География. Землеведение. 5-6 классы. Электронное приложение.
Приложение
Раздел 1. Накопление знаний о Земле
- Познавательные УУД
- Описывать по картам маршруты путешествий в разных районах Земли и их обозначение на контурной карте.
Задание:
Обозначить на контурной карте маршруты путешествий.
- Коммуникативные УУД
- Организовывать взаимодействие в группе.
Задание:
Работая в группе, проведите исследование одного из путешествий.
- Регулятивные УУД
- Составлять план ответа.
Задание: Составьте план изучения темы.
Примерный план:
1. Время путешествия.
2. Маршрут путешествия (географические объекты).
3. Причины путешествия.
4. Научное значение путешествия.
- Личностные УУД
- Определять роль результатов своей деятельности.
Задание:
– Работая в группе, проанализируйте информацию, представленную в синквейне. Приведите аргументы в пользу своего мнения.
А) Колумб –
лживый, бездушный,
командовал, торговал, обогащался.
Делал всё для достижения цели.
Авантюрист.
Б) Колумб –
смелый, настойчивый,
открывал, торговал, обогащал.
Воссоединил мир и потряс человечество.
Герой
Раздел II. Земля во Вселенной
- Познавательные УУД
- Работают с учебником: находят и узнают информацию, передают своими словами содержание
Задание: - найти в тексте учебника и узнать информацию о том, как в древности люди представляли форму Земли, доказательства шарообразности Земли, кто впервые рассчитал размеры Земли
Коммуникативные УУД
- Уметь общаться в группе.
Обсуждают в группах и индивидуально, обосновывают выбор своего решения или несогласие с мнением других.
Задание:
Поспорили бурильщик-нефтяник, аквалангист, полярник и пингвин – кто ближе к центру Земли?
Аквалангист говорит: «Я сяду в батискаф и спущусь в Марианскую впадину, её глубина 11 000 м и окажусь ближе к центру Земли». Полярник говорит: «Я приеду на северный полюс и буду ближе всех к центру Земли»
Бурильщик, работающий в Западной Сибири», говорит: «Я пробурю скважину глубиной 14 км и буду ближе всех к центру Земли». Пингвин, ничего не говорит, он просто живёт в Антарктиде. (Известно, что высота материка Антарктида 3 км + высота ледникового щита 3-4 км)
Задача: Расположите героев задачи по мере возрастания расстояния от центра Земли.
- Регулятивные УУД
- Ставить учебную задачу под руководством учителя.
Задание для создания проблемной ситуации.
-А что вам известно о форме и размерах Земли?
1. Игра «Третий лишний»
- Меркурий, Сатурн, Земля
- Марс, Земля, Венера
- Земля, Солнце, Сириус
2. Выберите верное утверждение (задание на экране, отвечают на листочках):
А) Солнце по размерам равно Земле.
Б) Земля – третья по счету планета от Солнца.
В) Солнечную систему образуют Земля и Солнце.
(Ученики должны пояснить свой критерий выбора, т.е. обосновать свой выбор.)
Учитель подводит к определению новой темы урока.
- Какую форму имеют планеты Солнечной системы?
- Как они различаются по размерам?
- Личностные УУД
- Осознание необходимости изучения окружающего мира, целостности мира и себя как неотъемлемой части Солнечной системы
Задание:
Запишите свой адрес на уровне Вселенной.
Вселенная, Галактика Млечный Путь, Солнечная система, планета Земля, материк Евразия, страна Россия, область Самарская, р-он Ставропольский, с.Узюково, ул. …, дом …
Раздел III. Географические модели Земли
- Познавательные УУД
- Уметь работать с измерительными приборами.
Задание:
Учащиеся в парах работают с компасом, атласом, определяют стороны горизонта, рисуют и записывают стороны горизонта в тетради.
- В каком направлении от парома на реке Соть находится плотина на реке Луч?
- Определите, как изменяется направление реки Соть.
- Как по карте узнать направление сторон горизонта?
- Коммуникативные УУД
- Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе.
Исследовательская работа.
Выполняют работу в парах под руководством учителя.
На стр. 47 учебника прочитайте и выполните задания «Мои географические исследования».
- Регулятивные
- Выдвигать версии решения проблемы.
Задание:
Давайте теперь поиграем и потренируемся в определении сторон горизонта.
- Из Самарского аэропорта отправляются рейсы Самара – Сочи, Самара - Москва, Самара - Лондон, Самара - Рио - де – Жанейро. Какой курс должны держать пилоты, чтобы не сбиться с курса? Ответ обоснуйте. Учитель предлагает ученикам рассказать о результатах выполнения работы.
- Проверим знание сторон горизонта и умение ориентироваться на плоскости. Учитель диктует согласно направлениям ( 2 клетки на восток, 2 – на юго-восток, 2 – на северо-восток и т.д) . Какая у вас получилась фигура? (бабочка)
- Личностные УУД
- Уметь использовать полученные знания в жизни.
Задание:
- Представьте себе, что вы пошли в лес и заблудились. Ваши ассоциации...
- Объясните, что вы чувствуете, оказавшись в данной ситуации.
- Давайте обсудим, есть ли выход из данного положения?
- Объясните, почему важно уметь ориентироваться в данной ситуации и что нужно знать для того, чтобы ориентироваться?
- Расскажите своими словами: в жизни нам это нужно, если да, то где?
Раздел IV. Земная кора
- Познавательные УУД
- Классифицировать и описывать горные породы.
Задание:
Дети рассматривают образцы горных пород и перечисляют внешние признаки различий: цвет, блеск, прозрачность, твёрдость, плотность.
- Коммуникативные:
- Работать в группах.
Задание:
- Практикум: работа в шести группах изучают горные породы, заполняют таблицу.
- Регулятивные
- Работа с физической картой России - шкала высот.
(Учитель говорит определения равнин и называет название, а ребята определяют по карте каким она будет цветом изображена и приводят пример равнины).
Задание:
- Равнина с небольшими абсолютными высотами - до 200м. Низменность.
Некоторые низменности расположены ниже уровня моря: Прикаспийская, ..
- Посмотрите и назовите пример таких низменностей. (зеленым)
- Мы узнали, что такое низменность и плоскогорье. А теперь сами составьте определение термина
"возвышенность"- Каким цветом обозначены на карте?
- Заполнить таблицу: различие равнин по высоте, запишем высоту и по несколько примеров для каждого вида.
Тип равнин | Высота равнин над уровнем моря | Примеры (названия) |
- Личностные УУД
- Формирование ценности здорового и безопасного образа жизни
- Использовать знания в случае возникновения стихийного явления.
Задание:
- Используя физическую карту страны, отметить вулканы и районы землетрясений на территории России.
- Сделай вывод, какие стихийные явления могут произойти в нашей местности.
- Как ты будешь себя вести при чрезвычайных ситуациях?
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование универсальных учебных действий на уроках географии
Материал включает в себя текст к выступлению....
Формирование универсальных учебных действий на уроках географии и внеурочное время средствами инновационных педагогических технологий. Из опыта работы.
1. В условиях перехода современной школы на новые образовательные стандарты актуальным направлением современной географии продолжает оставаться изучение своего родного края.Методика обучения исследова...
Формирование универсальных учебных действий на уроках географии
Большую популярность в практике преподавания географии набирает технология исследовательской деятельности. В современной школе такое обучение рассматривается как процесс целенаправленного поиска....
Формирование универсальных учебных действий на уроках географии: обучение целеполаганию
целеполагание в обучении это установление учениками и учителем целей и задач обучения на определенных его этапах....
Некоторые приемы формирования универсальных учебных действий на уроках музыки.
Некоторые приемы формирования универсальных учебных действий на уроках музыки....
Приемы формирования универсальных учебных действий на уроках биологии.
Современное образование требует четких ответов на ключевые вопросы: для чего (цели и ценности), чему (содержание) и как (технологии) необходимо учить подрастающее поколение. ...
Педагогические приемы формирования универсальных учебных действий на уроках информатики
Педагогические приемы формирования универсальных учебных действий на уроках информатики...