Некоторые приемы формирования универсальных учебных действий на уроках музыки.
учебно-методический материал по музыке на тему
Некоторые приемы формирования универсальных учебных действий на уроках музыки.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nekotorye_priemy_formirovaniya_universalnyh_uchebnyh_deystviy_na_urokah_muzyki.docx | 19.97 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Попова Наталья Станиславовна.
Учитель музыки.
Некоторые приемы формирования универсальных учебных действий на уроках музыки.
Основной задачей предмета “Музыка”является формирование и развитие эстетических и духовно-нравственных качеств личности, музыкально-творческих способностей. Музыкальная педагогика призвана решать задачу “приближения к переживаниям” общественно значимых событий и процессов как первейшую среди многих других задач. Именно эти задачи и выводят урок музыки на особое место в учебном процессе, как важнейший урок по воспитанию нравственно-духовных ценностей современного школьника.
Развитие личности в системе образования обеспечивается, прежде всего, через формирование универсальных учебных действий, которые являются инвариантной основой образовательного и воспитательного процесса. Достижение этой цели становится возможным благодаря овладению учащимися универсальными учебными действиями, создающими возможность самостоятельного успешного освоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения знаний, т.е. умения учиться.
Универсальные учебные действия - это совокупность способов, приёмов, которыми пользуется ученик для решения учебных задач, причём «универсальность» обозначает независимость или отрешённость самого действия от содержания. Например, если ребёнок знает, что такое сравнивать (это выделять тождества, различия), то ему всё равно, что сравнивать, будь это геометрические фигуры или музыкальные жанры и т.д., потому что это умение сравнивать поднялось над предметным и стало универсальным.
При изучении музыки закладываются основы систематизации, классификации явлений, алгоритмов творческого мышления на основе восприятия и анализа музыкальных художественных образов, что определяет развитие памяти, фантазии, воображения обучающихся, приводит их к поиску нестандартных способов решения проблем. Развитие вышеперечисленных способностей необходимо в любой созидательной сфере человеческой деятельности и делает жизнь человека одухотворенной, яркой, интересной, разумной.
Эффективность урока во многом зависит от использования учителем разнообразных видов деятельности. К ним можно отнести: слушание музыки, интонационно-образный анализ; исполнение произведений; пластическое интонирование; “перевод” (умение перенести художественный образ, смысл произведения с одного вида искусства на другой); игра; моделирование; проектная деятельность; участие в концертах, конкурсах, фестивалях. Все перечисленные виды деятельности используются на уроках и внеурочной деятельности и помогают в формировании универсальных учебных действий.
В основе слушания музыки лежит интонационно-образный анализ, который ведет к осмыслению произведения, пониманию его содержания, основной мысли произведения с последующим обсуждением. Это помогает формировать умение выразить и обосновать свою точку зрения, умение уважать мнение других, участие в коллективном обсуждении, умение задать вопросы. Так как специфика предмета такова, что, слушая какое- либо произведение искусства каждый человек трактует его по-своему, очень важно, чтобы дети могли уметь выразить и грамотно обосновать свою точку зрения, при этом уважительно относится к мнению друг друга, даже если она противоположная.
Такой предмет, как музыка, связанный с изучением и ознакомлением учащихся с русским и зарубежным музыкальным искусством, которое в свою очередь тесно взаимосвязано с живописью и литературой, его традициями, истоками, видами, ценностными ориентирами с опорой на различные художественный источники, дает большие возможности учителю по разработке типовых заданий на развитие всех типов универсальных учебных действий.
Личностные УУД в контексте предмета «Музыка» выражаются в стремлении реализации своего творческого потенциала; готовности выражать и отстаивать свою творческую позицию; в формировании представлении о нравственности и развитии доброжелательности и эмоциональной отзывчивости на основе восприятия мировой музыкальной классики, в формировании мотивации к музыкальному творчеству…
Регулятивные УУД выражаются в умении ставить учебные задачи при восприятии и исполнении музыкальных сочинений разных жанров и стилей; в планировании собственных действий в процессе восприятия, исполнения, «сочинения» музыки (импровизации); в сравнении изложения одних и тех же сведений о музыкальном искусстве в разных источниках.
Познавательные УУД выражаются в сравнении, анализе, рассуждении; в формировании интереса к специфике деятельности композиторов и исполнителей, к особенностям музыкальной культуры своего края и музыки других народов; в усвоении терминов и понятий музыкального языка; в адекватном восприятии музыкальных произведений, в осознании многозначности содержания их образов….
Развитие личностных универсальных действий
Эмоционально-ценностная деятельность – личностное, эмоционально-прочувствованное общение с произведениями искусства, осуществляемое в различных видах музыкальной деятельности под руководством учителя;3
Задание 1
Цель: умение выявлять и называть личностные качества персонажей, посредством прослушивания музыкального произведения.
Форма выполнения: индивидуальная, парная, групповая.
Оборудование: фрагменты из мюзикла «Кошки» Эндрю Ллойд Уэббера
Описание задания: учитель рассказывает классу, что в основе мюзикла лежит сюжет детской книжки стихов Томаса Элиота под названием «Популярная наука о кошках, написанная старым опоссумом», затем читает либретто спектакля дети прослушивают фрагменты из мюзикла «Кошки» «Песню Джелликл-кошек», «Песню Бастофера Джонса» - важного, солидного кота, «Песня Макэвити» - кота разбойника, Ария Гризабеллы «Память». В тетрадях по музыке дети отмечают качества и черты характеров героев, как положительные, так и отрицательные. В конце задания в классе обсуждается вопрос: какими качествами героев я хотел бы обладать?
Задание 2
Цель: умение выявлять и называть базовые ценности: Родина, народ, мир, семья, природа, добро, формулировать свое к ним отношение.
Форма выполнения: индивидуальная, парная, групповая.
Оборудование: песня Г. Струве «Моя Россия», р.н.п. «Во поле береза стояла», А. Варламов слова М. Лермонтова «Горные вершины»
Описание задания: учитель знакомит класс с музыкальными композициями: р.н.п «Во поле береза стояла», романс А. Варламова «Горные вершины», песня Г.Струве «Моя Россия», после прослушивания формулируются основные ценности, которые воспеваются народом и композиторами в музыкальных произведениях, выражается свое отношение к своему Отечеству.
Развитие регулятивных универсальных действий
Регулятивные действия направлены на организацию своей учебной деятельности. Одной из важнейших составляющих регулятивных универсальных учебных действий является рефлексивно-оценочная самостоятельность. Умение осознавать, что ты делаешь, аргументировать и обосновывать свою работу и работу других учащихся, с позиции приобретаемого опыта, осваиваемых музыкальных знаний, умений и навыков.
Задание 1
Цель: умение самостоятельно выполнить задание, данное учителем на уроке, и оценить свою работу, участвовать в оценке других работ. В конце подводятся итоги, обсуждается эффективность таких заданий, увлекательность и полезность выбранных форм.
Форма выполнения: индивидуальная, парная, групповая.
Оборудование: Н. Римский-Корсаков отрывки из симфонической сюиты «Шехерезада».
Описание задания: учитель знакомит учащихся с понятием программная музыка, рассказывает сюжет на который Н.Римский-Корсаков написал симфоническую сюиту «Шехерезада», далее прослушиваются музыкальные фрагменты, затем детям предлагается сочинить небольшую восточную сказку. В конце урока, после прослушивания всех учащихся, подводятся итоги, учитель предлагает список критериев оценки: увлекательность, оригинальность, скорость выполнения задания.
Задание 2
Цель: развитие внимания, умения планировать свои действия с особенностями соответствующего образца, оценивание правильности выполнения действий, вносить необходимые коррективы в исполнение.
Форма выполнения: индивидуальная
Оборудование: заготовленные заранее таблицы со словами по теме опера и балет.
Описание задания: учитель раздает заготовленные заранее таблицы, в которых следует отметить цифрой 1 слова, относящиеся только к опере, цифрой 2 – относящие только к балету, цифрой 3 – относящиеся и к опере и балету. Далее предлагается проверить, и оценить работу.
Развитие познавательных универсальных действий
Познавательная деятельность – наблюдение, выявление интонационно-жанровой основы изучаемых музыкальных произведений, их стилевых особенностей; моделирование художественно-творческого процесса в слушательской, исполнительской деятельности, импровизации и сочинении музыки; поиск и выделение значимых связей и отношений между частями музыкального целого; выделение характерных причинно-следственных связей; сравнение, сопоставление, классификация произведений музыкального искусства по одному или нескольким предложенным основаниям; поиск оригинальных решений и самостоятельное выполнение учебно-творческих задач;
Задание 1
Цель: сформировать первичные исследовательские умения.
Форма выполнения: индивидуальная, парная групповая.
Оборудование: музыкальные фрагменты произведений русских и зарубежных классиков.
Описание задания: учитель задает подготовить дома небольшое либретто в стихах или прозе озвучить свою история музыкальными произведениями, которые звучали на уроках. Красочно оформить обложку своего сочинения. Провести в классе конкурс на лучший проект.
Задание 2
Цель: развитие навыков смыслового чтения, сравнение, сопоставление музыкальных произведений по одному или нескольким основаниям.
Форма выполнения: индивидуальная
Оборудование: стихотворение И. Козлова «Венецианская ночь», русский перевод стихотворения, в положенного основу романсы Ф. Шуберта «Баркарола», романс М. Глинки «Венецианская ночь», романс Ф. Шуберта «Баркарола».
Описание задания: учитель предлагает выразительно прочитать предложенные стихотворения, а затем прослушать музыкальные сочинения, в основу которых легли эти произведения. Далее учитель предлагает выявить общие черты у романсов М. Глинки и Ф. Шуберта. Сравнить какими музыкальными средствами композиторы подчеркнули поэтичность стихотворного образа солнечной Италии.
Развитие коммуникативных универсальных действий
Коммуникативная деятельность направлена на самопознание и выражение эмоций, становление позитивного самоощущения и самооценки, слушание другого человека, взаимодействие партнеров в игре на музыкальных инструментах, пении и танцах.
Задание 1
Цель: формирование коммуникативных действий, путем сотрудничества
Форма выполнения: индивидуальная, парная, групповая
Оборудование: военная маршевая песня
Описания задания: учитель разучивает с учащимися военную маршевую песню. Затем предлагает прохлопать и проговорить ритмический рисунок песни, далее показывает на барабане, как возможно дополнить музыкальное произведение другим инструментом. Учитель дает возможность каждому ученику попробовать себя в качестве барабанщика. Затем выбирается один человек, который будет исполнять свою партию на барабане, а остальной класс петь песню.
Задание 2
Цель: формирование личностно-ценностного отношения к музыке в процессе коллективного исполнения.
Форма выполнения: групповая.
Оборудование: русская народная песня.
Описание задания: учитель разучивает русскую народную песню с учащимися. Затем делит класс на две группы, одна из которых будет петь песню, а вторая аккомпанировать на русских народных музыкальных инструментах (ложки, трещетки, рубель, бубен). Затем учитель должен предложить группам поменяться.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование универсальных учебных действий на уроке музыки в начальной школе
Содержание:1. Введение 2. Ценностные ориентиры в начальной школе...
Некоторые элементы системы работы по формированию универсальных учебных действий на уроках русского языка
В статье представлены некоторые элементы обновления стратегии обучения для успешного формирования у учащихся универсальных учебных действий, что способствует не только саморазвитию и самос...
Лукьянович О. В. "Формировании универсальных учебных действий на уроке музыки в общеобразовательной школе"
Содержание учебного курса предмета "Музыка" в рамках Федерального государственного образовательного стандарта "второго поколения" (далее – ФГОС) для общеобразовательной школы основано на концепц...
Приемы формирования универсальных учебных действий на уроках биологии.
Современное образование требует четких ответов на ключевые вопросы: для чего (цели и ценности), чему (содержание) и как (технологии) необходимо учить подрастающее поколение. ...
Педагогические приемы формирования универсальных учебных действий на уроках информатики
Педагогические приемы формирования универсальных учебных действий на уроках информатики...
Приемы формирования универсальных учебных действий на уроках географии в 5 классе
Зачетное задание по блоку «Основные направления региональной общеобразовательной политики в контексте модернизации российского образования»Рабочая программа по географии на 201...
Статья "Формирование универсальных учебных действий на уроках музыки в условиях реализации ФГОС ООО"
В статье с презентацией рассказывается о формах и методах формирования УУД на уроках музыки. Из опыта работы....