Статья "Патриотическое воспитание на уроках географии и во внеурочное время"
статья по географии

Статья "Патриотическое воспитание на уроках географии и во внеурочное время"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon patrioticheskoe_vospitanie_na_urokah_geografii.doc90 КБ

Предварительный просмотр:

Бюджетное общеобразовательное учреждение города Омска

«Средняя общеобразовательная школа № 133»

Патриотическое воспитание на уроках географии и во внеурочное время.

Учитель географии: Невротов Вячеслав Валерьевич

Патриотическое воспитание на уроках географии.

                                                                              Россия! Любима нами, дорога.

                                                                               В ней родились, и в ней растем.

И как младенец, как грудной ребенок,

                                                                              Впитываем мы ее и познаем…

                                                                                                                          В. В. Невротов.

В  государственной  программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011–2015 годы»» определено содержание, основные направления и пути развития и формирования патриотического сознания «как важнейшей ценности».

Суть - охватить весь педагогический процесс, пронизать все структуры, интегрируя в учебные занятия и внеурочную жизнь обучающихся, разнообразные виды деятельности. Ее достижение становится возможным через решение следующих задач:

  1.  проведение обоснованной организаторской деятельности по созданию условий для эффективного патриотического воспитания школьников;
  2.  формирование эффективной работы по патриотическому воспитанию, обеспечивающей оптимальные условия развития у каждого подростка, юноши и девушки верности Отечеству, готовности приносить пользу обществу и государству;
  3.  утверждение в сознании и чувствах воспитанников патриотических ценностей, взглядов и убеждений, воспитание уважения к культурному и историческому прошлому России, к традициям родного края;
  4.  привлечение учащихся к работе по возрождению и сохранению культурных и духовно-нравственных ценностей родного края.

Патриотизм – это любовь к Родине, преданность своему Отечеству, своему народу, неразрывность с его историей, культурой, достижениями, проблемами, то, что составляет  духовно-нравственную основу личности, формирующую ее гражданскую позицию и потребность в достойном, самоотверженном, вплоть до самопожертвования, служении Родине. Истинный патриотизм включает уважение к другим народам и странам, к их национальным обычаям и традициям и неразрывно связан с культурой межнациональных отношений.

Патриот – это человек, который чтит историю своей страны, уважает существующий государственный строй, свято относится к долгу по защите государственных границ и приумножению авторитета и богатств Родины, чувствует неразрывные корни со своей семьей, отечеством и национальной культурой.

Достаточно сложно с точки зрения проявления активной позиции детей рассматривать процесс патриотического воспитания. Реализация патриотических убеждений – это, прежде всего, демонстрация отношения к судьбе Родины, ее народа, своих близких.

Отмечено, что массовые проявления патриотизма происходят во время войны. Быть патриотом в мирное время сложнее, воспитывать патриотизм в новых социально- экономических условиях – еще более сложная проблема. И всё же это возможно.

Необходимость мер, направленных на повышение воспитательного потенциала образовательного процесса в школе, обусловлена как позитивными, так и негативными тенденциями российского общества. С одной стороны, усилились демократические процессы в различных сферах общественной жизни, развивается диалог культур. Россия активно включается в мировое сообщество. Всё это повышает социальный запрос на духовно-нравственную, творческую, деятельную, развивающуюся личность. С другой стороны, нарастают негативные явления: бездуховность, социальное расслоение, социальная незащищённость граждан, криминализация общества, пропаганда насилия в средствах массовой информации. Как следствие этих процессов – рост подростковой преступности, беспризорности, наркомании, снижение общей культуры молодёжи, усиление националистических, сектантских влияний на детей и молодёжь.

Обществу нужна личность способная самостоятельно добывать информацию, принимать нестандартные решения, находить достойное место в условиях социально-экономической неопределённости, решать глобальные проблемы современности.

Воспитанию такой личности способствуют уроки географии. Уникальность этого предмета заключается в том, что она одновременно исследует проблемы окружающей среды и общества; рассматривает общество, природную среду во взаимосвязи. В процессе обучения учебному предмету есть предпосылки для формирования эмоционально-ценностного отношения к человеку, его жизни и здоровью, Родине, природе, труду, знаниям. Все представленные ценности равнозначны.

Согласно стандартам географического образования, наука хотя и является наиболее объективной формой отражения действительности, но все же она – только одна из форм познания человеком мира. Она часть того, что принято называть материальной и духовной культурой человечества. Поэтому собственно научное знание может и должно быть важной, но не единственной составляющей содержания географического образования.

Кроме научных знаний о Земле, должны присутствовать исторически сложившиеся нормы и правила отношения человека к Земле, представления о ней средствами искусства и представления, сложившиеся в рамках религии.

Соотношение этих компонентов может быть различным. Но во многом именно эти составляющие позволяют выполнять воспитательную функцию на уроках географии.

Слияние в один поток процесса обучения и процесса воспитания будет успешным только тогда, когда каждый из компонентов процесса обучения (содержание учебного предмета, деятельность учителя, деятельность учащихся) будет выполнять единые требования. Когда всему процессу будет придана воспитательная направленность.

  В целях осуществления патриотического воспитания учитель географии должен решать следующие задачи:

- показывать могущество нашей Родины - Российской Федерации, раскрывать разнообразие, красоту и богатства ее природы;

- воспитывать бережное отношение к природным богатствам и к тому, что создано трудом человека;

- знакомить учащихся на уроках географии с Основным Законом страны – Конституцией Российской Федерации;

- освещать героическую историю страны, боевые подвиги народа в годы Великой Отечественной войны, знакомить с местами боевой славы;

- широко использовать краеведческий материал;

- знакомить учащихся с новейшими достижениями географической, геологической, экономической и других наук, с достижениями НТР;

- пользоваться материалами СМИ.

Сегодня актуальным является вопрос воспитания у школьников чувства патриотизма потому, что возрождение великой России возможно только тогда, когда каждый живущий в ней человек будет искренне любить свою Отчизну. Чтобы воспитать чувства любви к Родине, необходимо её знать.

Для осуществления данного воспитательного направления исхожу из следующих принципов:

а) принцип единства мысли и чувства учащихся, заключающийся в эмоциональной подаче смыслового материала урока. Мало говорить правильные патриотические слова, нужно что бы они доходили до чувств учащихся. Учителю необходимо овладеть мастерством проникновенного слова, использовать поэтическую литературу, картины, музыку и другие средства эстетического воспитания, помогающие глубокому, чувственному восприятию изучаемого материала.

б) принцип связи с жизнью. Связь обучения географии с жизнью для воспитания патриотизма имеет несколько аспектов:

- краеведческий аспект, самый благодатный для патриотического воспитания, зависящий от глубокого знания учителем местной истории и географии;

- политический аспект, заключающийся в отражении и оценке на уроках новейших политических событий;

- научно-проблемный, открывающий для школьников достижения отечественной науки и техники;

- природоохранительный, правовой, знакомящий учащихся с законодательными актами РФ, воспитывающий бережное отношение к природе;

- практический (профориентационный), готовящий учащихся для работы, для службы в армии;

в) принцип межпредметных связей, заключающийся в привлечении истории, биологии, химии, экономики, экологии для патриотического воспитания.

  Патриотическое воспитание не может складываться из отдельных более или менее удачных воспитательных моментов, вносимых от случая к случаю в отдельные уроки. Оно будет действенным только тогда, когда будет охватывать весь предмет в целом, когда и воспитательные, и образовательные задачи будут решаться в единстве по тщательно продуманному плану и осуществляться систематически.

  Я остановлюсь на воспитании патриотизма в курсе физической географии 6 – 7 классов. Опираясь на знания учащихся по природоведению, а оно тоже давало им представление о природных ресурсах нашей страны, я ставлю перед ребятами следующие вопросы: «Какие профессии требуют знания географии?», «Какие науки связаны с географией?», «Каких отечественных географов, путешественников вы знаете?»

Часть материала о накапливании географических знаний и современных географических исследованиях изучается обзорно, но для воспитания патриотических чувств учащихся я на своих уроках рассказываю о вкладе в развитие географической науки русских исследователей и ученых. В ряду первооткрывателей гордо стоят имена русских путешественников: А. Никитина, Н.М. Пржевальского, Ф.Ф. Беллинсгаузена и М. П. Лазарева, а вклад российских ученых  в современные географические исследования Антарктиды, Мирового океана и космоса не знает себе равных в мире. Где и когда был запущен первый искусственный спутник Земли? О чем свидетельствовало это событие? Эти вопросы имеют глубокое воспитательное значение, вызывающее чувство гордости за отечественную науку и технику.

  В разделе «Литосфера и рельеф» для патриотического воспитания можно использовать несколько тем.

 При изучении внутреннего строения Земли, говоря об исследовании земных глубин, я рассказываю о большом вкладе в мировую науку российских ученых, инженеров, создавших совершенно новый способ и технику глубинного бурения. Глубинное бурение, приоткрывающее тайны строения планеты, - сложный геологический процесс, ставящий нашу страну в число пионеров научно-технического прогресса в этой области.

 На уроке по теме «Горы» я использую иллюстрации, картины, фотографии, раскрывающие неповторимую красоту горных мест нашей страны. Предлагаю ребятам несколько вопросов о том, какие горы им известны в России, кто когда-либо бывал в горах, прошу описать красоту горных мест.

 На уроке по теме «Равнины» я знакомлю школьников с разнообразием и неповторимой красотой наших равнин. Даю понять учащимся, что равнинная форма рельефа наиболее характерна для России, еще раз даю почувствовать величие нашей Родины, разнообразие

и красоту ее природы.

Изучая тему «Тихий океан», рассказываю о плодотворной русской экспедиции в 1893-1896 гг. в Тихом океане на корабле «Витязь» под руководством адмирала С.О.Макарова. Эта экспедиция была настолько успешной, что название судна навеки внесли в список десяти самых прославленных кораблей науки, выбитый на фронтоне здания крупнейшего в мире Океанологического музея в Монако.

Глубокий воспитательный смысл можно заложить в домашнее задание по этой теме, придав ему игровой характер. Предлагаю описать и зарисовать на контурной карте путь российских судов по двум маршрутам: Санкт-Петербург – Петропавловск –Камчатский и Одесса – Владивосток. Груз, время рейса, стоянки судов выбираются самостоятельно. Условие – маршрут должен проходить через два океана. Цель плавания – дружеские визиты в попутные страны, рассказ о достижениях нашей страны в областях наук.

Такие задания очень полезны, так как расширяют кругозор, будят гражданские чувства, а работа с картой носит практический характер. Научность здесь сочетается с воспитанием и практической деятельностью.

Воспитание на уроках географии может осуществляться посредством литературных произведений, изобразительного искусства, декоративно-прикладного искусства, кино, музыки и других видов в различных сочетаниях, но в органическом единстве с географическим материалом. При этом важно не подменять географию искусством, а обогащать и оживлять её. Только в этом случае будет развиваться творческое воображение, фантазия учащихся, без которых невозможно научное мышление.

  Урок о реках используется для воспитания глубокой любви к Родине. Раскрывая сущность понятий «река», «речная система», «бассейн», «водораздел», я говорю о том, что во все времена река была одним из самых удивительных, прекрасных и необходимых для жизни человека явлений природы. Многие человеческие поселения возникали на берегах рек. Река соединяла людей, была защитницей, кормилицей, служила транспортным путем. Жизнь человека была бы невозможной без речной воды. А как огромна радость, приносимая общением с рекой. Сколько прекрасных картин, песен, стихов, книг посвящено рекам. На уроке я демонстрирую репродукции картин русских художников – Левитана, Шишкина, воспевших красоту наших рек. Даю возможность ребятам рассказать свои истории общения с рекой.

  Хорошую возможность воспитания любви к природе родного края дает урок на тему «Времена года». Я даю ученикам опережающее задание, разбив класс на группы. Каждая группа получает задание собрать краеведческий, научный и художественный материал о временах года Омской области. Каждая группа оформляет альбом или стенгазету «Времена года Омской области». Начинается увлекательный поиск, а главное, возникает интерес к родной природе. На уроке я провожу конкурс на лучшую защиту работы, оценивая научность и художественность, интересное оформление работы и выступление ребят. Появляется возможность дать на уроке более образную характеристику времен года Омской области, что позволяет еще раз почувствовать красоту природы своего края.

  В разделе «Население Земли» речь идет о численности населения, плотности и его приросте. Наша страна занимает 8 место в мире по населению (142 млн. чел.). Однако, эта цифра была бы значительно больше, если бы развивалась исключительно в мирных условиях. Тяжкими, непоправимыми жертвами заплатил наш народ за независимость своей Родины в годы гражданской и Великой Отечественной войн. Более 26 млн. человек недосчиталась страна после победы над гитлеровской Германией. Это огромная цифра и забывать ее нельзя. Глубоко воздействуют на души учеников стихи Расула Гамзатова:

От неизвестных и до знаменитых,

Сразить которых годы не вольны,

Нас двадцать миллионов незабытых,

Убитых, не вернувшихся с войны.

Нет, не исчезли мы в кромешном дыме,

Где путь, как на вершину, был не прям,

Еще мы женам снимся молодыми,

И мальчиками снимся матерям.

А в День Победы сходим с пьедесталов

И, в окнах свет покуда не погас,

Мы все, от рядовых до генералов

Находимся незримо среди вас.

  На своих уроках я часто использую новый учебник «География Омской области. Природа. Население. Хозяйство.», переизданный в нашем регионе в 2008 году Учебник сродни «Родиноведению» Седельникова А. Н. (1916 г.), в котором уже в начале 20 века была сделана попытка предложить молодым людям описание края. Почти сто лет назад омские географы считали нужным дать детям знание о малой родине в доступной для них форме. Уже тогда школьники с помощью «Родиноведения» узнавали, где они живут, какие природные условия их окружают, чем богат их край и как используются его богатства, а самое главное, какие люди живут здесь, чем они занимаются, из чего складывается экономика края.

  Новый учебник «География Омской области» приближает моих учеников к природе, природным условиям и природным ресурсам региона, знакомит с хозяйственной деятельностью современного населения Омского Прииртышья.

  Мы живем на территории южной части самой великой и самой плоской равнины. Она формировалась сотни миллионов лет. Менялся рельеф, климат, растительность, животный мир. Колоссальным трудом древний житель отвоевывал у суровой природы право на жизнь в Прииртышье. Задолго до прихода Ермака Омское Прииртышье имело коренное население, у которого сложился свой уклад жизни, своя хозяйственная деятельность. С приходом казаков появилось землепашество, более интенсивно стали разрабатываться природные ресурсы. Освоение шло с севера на юг, чему способствовали реки, строительство укреплений, появление Московско – Сибирского тракта и транссибирской магистрали.

  Время заставило Россию переместить в Сибирь сотни тысяч переселенцев. Изначально они осваивали лесной север, но впоследствии степной и лесостепной юг дал им возможность обзавестись своей пашней и хлебом. Появление на реке Оми крепости, а затем и города Омска позволило Омскому Прииртышью стать форпостом на Восток, Алтай, в Центральную и Среднюю Азию. Наш родной город стал своеобразными географическими, геоэкономическими, геополитическими воротами в указанные территории. На своих уроках, посвященных нашему городу, использую слова Н. Забелина:

                                        Сданы в архив минувшие века,

                                        И об отцах не вспоминают дети…

                                        Пусть город мой из сумрака столетий

                                        Своим быльем томит сибиряка.

                                        Плененному служилыми людьми,

                                        Среди степей широкогрудых сразу

                                        Ему пришлось по царскому указу

                                        Встать крепостью над берегом Оми.

  Неоценимый вклад в освоение территории нашего края внесли выдающиеся путешественники, ученые – исследователи Н. П. Пржевальский, П. П. Тянь – Шанский,   Ч. Ч. Валиханов, наши земляки М. В. Певцов, Г. Н. Потанин и десятки их последователей.

  За 425 лет Омская область приобрела современный облик. Зародилась и развилась промышленность, которая ныне занимает передовые позиции в России, сельское хозяйство также находится в числе лучших. Омск обладает мощным научным и образовательным потенциалом. Активно развивается транспорт, связь, культура.

  Ученые постарались написать учебник таким образом, чтобы он позволил ребятам расширить представление о своей области, ее месте среди субъектов Российской Федерации и на международном уровне.

                                                                                                                                                                                                                                                                                     

  Своих учеников я стараюсь приучать к творческому поиску. Во время выполнения творческой работы проявляются индивидуальные особенности детей, появляется интерес к исследованиям, открытиям. Ученики выбирают себе задание по душе: кто-то работает с дополнительной литературой и пишет реферат, кто-то делает фотографии, кто-то сочиняет стихи, а кто-то рисует. Работы получаются разными, но их объединяет одно – в каждую работу вложена душа ребенка.

  Так, например, я предлагаю туристские маршруты по Омской области: Красноярско-Чернолученская зона отдыха, Подгородная лесная дача, Ачаирский монастырь, Большеречье, Артын, Крутинские озера – Ик, Салтаим, Тенис, а также экскурсионные маршруты по городу Омску, включающие в себя историко – архитектурные памятники: Новую Омскую Крепость, Казачий Никольский собор, Успенский кафедральный собор, Сибирский кадетский корпус, Омский драматический театр, ряд зданий на Любинском проспекте.

  Для познания родного края совместно с другими учителями организовываем экскурсии, чтобы ребята увидели все своими глазами. В нашем багаже есть уникальная экскурсия. Ее мы называем нашей гордостью. Мы с ребятами посетили единственный в России сельский Большереченский зоопарк. Оказывается, он был создан на основе школьного зооуголка в 1983 году, статус государственного получил в 1986 году. В коллекции животных насчитывается несколько сотен видов со всей планеты: дикий кабан, лама, персидский леопард, канадский волк, гималайский медведь, зубр, верблюд, африканский лев, туркменский кулан, рысь, барсук, зебры, тигры, нильский крокодил, бегемоты, пони, олени, мартышки, черепахи, анаконда, удавы, варан, дикобраз, манул (дикий кот). Много птиц: беркут, орел, фазан, страус эму, попугаи, журавли, лебеди, гуси, утки, пеликаны и др. Зоопарк занимает территорию в пойме речки Большой, где сохранены естественные природные условия. Для животных построены просторные вольеры и зимние помещения. Имеется пруд, где вольно чувствуют себя водоплавающие. Для ребят создан контактный зооуголок «Поляна сказок», здесь можно пообщаться с Курочкой Рябой, Братцем Кроликом и другими героями сказок. Рядом с зоопарком раскинулся парк культуры и отдыха, пляж.  Также мы посетили одно из красивейших мест в  Омской области – действующий Ачаирский женский монастырь. Красота монастырского ансамбля, слава о чудотворных свойствах воды из святого источника Ачаирского монастыря собирают здесь ежегодно тысячи паломников из самых разных мест России и даже гостей из – за рубежа. После экскурсии осталось много впечатлений, воспоминаний, которыми мы охотно поделились: оформили оригинальную фотовыставку.

 Во время подобных экскурсий дети общаются с природой, познают новое, в результате развивается наблюдательность, формируется чувство ответственности, бережное отношение к природе.

  Вместе с детьми мы принимаем участие в НОУ, телекоммуникационных проектах, олимпиадах. Мои ученики становились лауреатами городской научно – практической конференции «Шаги в науку»: в 2010 году ученик 6 класса Шаврин Иван с работой «Черное золото» Омской области», в 2011 году ученик 7 класса Порошин Станислав с работой «Минералы вокруг нас». В 2009 – 2010 учебном году команда учащихся 8 классов приняла участие в интереснейшем телекоммуникационном проекте «Прогулки по Омску»,  неоднократно мои ученики принимали участие в телекоммуникационных проектах, посвященных природе и экономике России, где неоднократно занимали призовые места. В 2010 году команда учащихся 8 классов «Омичи» заняла первое место в региональном телекоммуникационном проекте «Чудеса Омского Прииртышья». В 2011 году команда учащихся 9 классов «Патриоты» заняла первое место в региональном телекоммуникационном проекте «Я горжусь тобой, Россия!», команда учащихся 7 классов – третье место в проекте «Занимательная минералогия». В 2012 году учашиеся 9 классов стали лауреатами телекоммуникационного проекта «Чудеса Омского Прииртышья 2». В этом же году от Департамента образования Москвы, Московского института открытого образования, методической лаборатории географии был получен диплом 3 степени команде 9 класса «Омичи» за достигнутые успехи в международном образовательном проекте «Моя экскурсия». В ходе проекта ребята создали экскурсионный маршрут по родному городу на основе технологий карты Google, веб-альбомов Picasa, YouTube.

  В заключении хочется отметить, что проблема патриотического воспитания – это, действительно, государственной важности задача. И я стремлюсь её решить на уроках географии и во внеурочное время через развитие у учащихся духовности, высокой социальной активности. О роли школы в воспитании патриотизма можно видеть на диаграмме по итогам анкетирования старшеклассников.

Воспитывать патриотизм – значит всеми силами стараться развить в ребёнке чувство святости дорогого и близкого, культивировать вдохновение и воодушевление перед священным. В этом процессе не нужно, да и нельзя к этому принуждать, ибо святое – это то, что дано, а священное – это то, что окружает.

Патриотическое воспитание – это пробуждение мотивационно-ценностного ядра нравственных поступков, социальных поступков, ориентированных на служение Отечеству и своим близким.

Мотивационно-ценностное ядро человека включает, прежде всего, фундаментальные ценности: Родина, Отечество, родная земля, семья, родители, дети, близкие.
География, как предмет гуманитарного цикла, наряду с историей и литературой, играет важную роль в патриотическом воспитании учащихся.

 Я уверен, что познав и полюбив свою Родину, сегодняшние школьники смогут сделать ее богаче и привлекательнее в будущем.

 

 

Библиография

 

  1. География Омской области. Природа. Население. Хозяйство. /Под редакцией Азаровой Л. В., Саренко Г. И. – Омск:  Министерство образования Омской области, 2008.

  1. Горева К.П., Николаева Г.Н. Воспитание советского патриотизма в обучении географии. - М.: Просвещение, 1980.

  1. Душина И.В., Понурова Г.А. Методика преподавания географии – М., 1996.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие опыта творческой деятельности на уроках географии и во внеурочное время

 Опыт творческой деятельности – особый компонент содержания образования. Усвоение подрастающим поколением опыта творческой деятельности обеспечивает развитие социальной культуры общества.Опыт – это чу...

Развитие опыта творческой деятельности на уроках географии и во внеурочное время

 Опыт творческой деятельности – особый компонент содержания образования. Усвоение подрастающим поколением опыта творческой деятельности обеспечивает развитие социальной культуры общества.Опыт – это чу...

«Этно-экологическое воспитание на уроках биологии и во внеурочное время"

Сегодня трудно найти человека, которого не волновало бы будущее нашей планеты. К главной проблеме, волнующей наше общество, относится охрана и сохранение окружающей среды,  физическое и духовное ...

Использование современных инновационных технологий на уроках географии и во внеурочное время в классах V вида

  Использование Интернета на уроках географии и во внеурочное время – это дань моды, престижно или более интересная  работа? Конечно, последнее.Своей главной целью работы считаю заинтересова...

Программа самообразования учителя географии "Организация проектно-исследовательской деятельности на уроках географии и во внеурочное время".

Программа самообразования учителя географии Струковой Юлии Николаевны“Скажи мне, и я забуду, покажи мне, и я запомню, дай мне действовать самому, и я научусь”.Методическая тема: Организация проектно-и...

Программа самообразования учителя географии "Организация проектно-исследовательской деятельности на уроках географии и во внеурочное время".

Программа самообразования учителя географии Струковой Юлии Николаевны“Скажи мне, и я забуду, покажи мне, и я запомню, дай мне действовать самому, и я научусь”.Методическая тема: Организация проектно-и...