Виды проблемных заданий по географии, развивающих творческие способности учащихся.
статья по географии по теме
«Мастерство учителя - не случайная удача,
а систематический, кропотливый поиск и труд»
«Без стремления к научной работе
учитель неизбежно попадает во власть
трех педагогических демонов: механичности,
рутинности, банальности».
А. Дистервег
Главный ориентир современной школы – воспитание полноценной личности – активной, здоровой нравственно и физически, способной к творческой деятельности. Этого высокого уровня можно добиться за счет внедрения новых технологий в учебный процесс. Особое внимание в своей работе уделяю созданию системы проблемных заданий по теме, способам включения их в урок, организации познавательной деятельности учащихся на их основе. Для их выполнения привлекаются различные источники географических знаний – учебник, атлас, статистический материал, научно-популярная литература, СМИ, ИНТЕРНЕТ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya._vidy_problemnyh_zadaniy_po_geografii.doc | 102 КБ |
Предварительный просмотр:
Виды проблемных заданий по географии, развивающих творческие способности учащихся.
«Мастерство учителя - не случайная удача,
а систематический, кропотливый поиск и труд»
«Без стремления к научной работе
учитель неизбежно попадает во власть
трех педагогических демонов: механичности,
рутинности, банальности».
А. Дистервег
Проблема развития мышления в процессе обучения занимает видное место в исследованиях педагогов и психологов. На основе этих исследований были сделаны выводы о взаимосвязи процесса обучения и развития мышления, было показано, что развитие творческого мышления школьников возможно только с помощью проблемного обучения.
Особое внимание в своей работе уделяю созданию системы проблемных заданий по теме, способам включения их в урок, организации познавательной деятельности учащихся на их основе. Для их выполнения привлекаются различные источники географических знаний – учебник, атлас, статистический материал, научно-популярная литература, СМИ, ИНТЕРНЕТ.
Главный ориентир современной школы – воспитание полноценной личности – активной, здоровой нравственно и физически, способной к творческой деятельности. Этого высокого уровня можно добиться за счет внедрения новых технологий в учебный процесс. Одной из трудностей их внедрения, является то, что нет подробных разработок их применения. Очень трудно построить обучение так, чтобы в нем были применены: проблемное обучение, дифференцированный и личностный подходы, учет возрастных и индивидуальных особенностей учащихся, поэтапное изучение материала, методы развивающего обучения, разнообразные формы организации учебной деятельности учащихся на уроке и работа над усвоением содержания образования, включающая в себя:
- знания о природе, обществе, технике, человеке, мышлении;
- умение пользоваться этими знаниями как способами деятельности;
- опыт творческой деятельности;
- опыт эмоционально - ценностного отношения к миру.
Для такого обучения необходима специальная подготовка учителя-предметника, либо его профессиональный уровень. Ведь именно в школе на протяжении 11 лет, наиболее ответственного периода в становлении личности, происходит формирование и развитие ее духовных, нравственных, физических и интеллектуальных сил. Овладевая знаниями, школьники усваивают не только их идейное содержание, но и развивают свои познавательные возможности, интересы, склонности. Они учатся мыслить, искать, творить.
В практике своей работы с учениками стоило только лишь изменить формулировку вопроса от обычной к проблемной, как активность класса возрастала. Это говорит о том, что данная методика оживляет теоретический материал курса географии и делает его более понятным и значимым для учащихся, развивает интерес к предмету, помогает через решение основных проблем проникнуть в суть основных географических закономерностей
Я считаю, что моя работа, имеет большое значение в преподавании предмета географии. Оно довольно интересно не только для учеников, но и для учителя, так как внедрение творческих методов, в том числе проблемного обучения представляет новые и весьма высокие требования к профессиональному уровню учителя географии. Потому, что учитель при этом должен знать не только утвердившиеся в науке идеи, но и спорные точки зрения по тем или иным вопросам и систему доказательств этих точек зрения, должен быть глубоко осведомлен в вопросах методологии научного познания в географии.
Выбор и создание проблемной ситуации на уроках географии зависит от конкретных целей урока, уровня знаний и умений учащихся. Но самое трудное создать проблемную ситуацию, что бы она действительно стала актуальной, проблемной для учащихся и у них возникла потребность в ее решении.
В обучении географии используется несколько видов проблемных или творческих заданий.
Виды проблемных заданий | Особенности | Примеры заданий |
Задания, проблемный характер которых обусловлен разрывом между ранее усвоенными знаниями и требованием задачи (или вопроса). | Ранее усвоенный факт вступает в противоречие с ранее усвоенной зависимостью и составляет основу для формирования проблемного задания | Работая с атласом, сопоставьте летние и зимние температуры в тропическом и экваториальном поясах Африки. Почему в тропическом поясе температура июля выше? |
Задания на установление многозначных причинно-следственных связей | Особенности объектов и процессов, изучаемых географией обычно обусловлены комплексом причин и порождают комплекс следствий, учащиеся должны самостоятельно отобрать и применить по-разному широкий круг знаний,в том числе и из других учебных предметов, | Какие изменения, наступают в природе в средней полосе России после рубки леса?» (Назовите не менее 8-9 следствий); |
Задания, требующие понимания диалектических противоречий, умение оперировать ими. | требуют рассуждения по принципу «и то и другое одновременно» (а не одно вместо другого), т.е. нужно рекомендовать школьникам не отбрасывать ни одно из утверждений, попытаться обосновать оба. | - Используя знания по географии России и других стран, объяснить, какое влияние оказывает большая территория на экономику страны – благоприятствует или затрудняет развития хозяйства; --- Увеличивается или уменьшается в условиях НТП влияние природных ресурсов на развитие хозяйства? |
Задания, в основе которых лежит научная гипотеза | Раскрывая гипотезу, учащиеся высказывают свои суждения по ней, обосновывают ее научно-практическое значение. | Согласны ли вы с гипотезой «Происхождение вечной мерзлоты»? Обоснуйте её научно-практическое значение. |
Задания-парадоксы | В основе заданий положены парадоксальные факты | Реки европейской части России и Сибири разливаются один раз в год. Реки же, пересекающие пустыни, - Амударья, Сырдарья, Заравшан – имеют два паводка в год – весной и летом. Как это можно объяснить? |
Система проблемных вопросов и заданий по курсу географии материков и океанов[1]
Так, технология проблемного обучения предполагает систему учебных занятий с основной целью – создать условия, при которых учащиеся открывают новые знания, овладевают новыми способами поиска информации, развивают проблемное мышление. Особое значение придаётся различным формам продуктивной деятельности учащихся и их самоорганизации в процессе обучения. В связи с этим изменяется и позиция учителя, который из преподавателя становится организатором деятельности учащихся и консультантом.
На сегодняшний день все новые подходы и методы обучения, по сути, сводятся к одному – поиску таких форм организации занятий, в которых учащийся мог бы максимально проявить свои способности, овладеть соответствующими компетенциями в условиях самостоятельной работы. Одна из таких форм – проблемное обучение, когда учащиеся помещаются в условия, где им необходимо проанализировать, понять ситуацию, сформулировать проблемы и наметить пути и способы их решения.
Список литературы
- Кудрявцев В. Т. Проблемное обучение: истоки, сущность, перспективы. — М.: «Знание».
- Лернер И. Я. Проблемное обучение. — М.: «Знание», 1974. — 64с.
- Матюшкин А. М. Актуальные вопросы проблемного обучения. — М.: «Просвещение».
- Махмутов М. И. Организация проблемного обучения в школе. Книга для учителей. — М.: «Просвещение».
- Оконь В. Основы проблемного обучения. Пер. с польск. — М.: «Просвещение».
Интернет-ресурсы:
http://nsportal.ru/ (Социальная сеть работников образования «Наша сеть»)
- www. center.fio.ru/som
- www.vspu.ac.ru/tol
- www.ipkadmin.tstu.ru
- www.school.edu.ru
- festival@1september.ru
[1] Понурова Г.А. Проблемный подход в обучении географии в средней школе. – М.: Просвещение, 1991 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие творческих способностей учащихся на уроках географии через использование технологии проблемного обучения
Развитие творческих способностей учащихся на уроках географии через использование технологии проблемного обучения...
«Развитие познавательной самостоятельности, интеллектуальных и творческих способностей учащихся путем создания проблемных ситуаций и использования приёмов удивления»
Проблемная ситуация в педагогике ( в отличии от психологии) рассматривается не вообще как состояние интеллектуального напряжения, связанное с неожиданным «препятствием» для хода мыслей, а как состояни...
Развитие творческих способностей учащихся на уроках литературы через применение технологии проблемного обучения
В статье дан анализ применения педагогической технологии проблемного обучения, методов и приемов, направленных на развитие творческих качеств учащегося...
Развитие творческих способностей учащихся на уроках географии через использование технологии проблемного обучения
Школа должна создать условия для самореализации и самоопределения личности каждого ученика. Выпускник школы должен обладать способностью творческого роста, практического применения теоретических знани...
использование технологии проблемного обучения для развития творческих способностей учащихся на уроках химии
статья на тему использование технологии проблемного обучения для развития творческих способностей учащихся на уроках химии...
Аналитический отчет "Проблемное обучение как средство мотивации развития творческих способностей учащихся на уроках технологии"
Аналитический отчет учителя технологии для заочного этапа конкурса "Учитель года - 2019"...