Виды проблемных заданий по географии, развивающих творческие способности учащихся.
статья по географии по теме

Бак Маргарита Львовна

«Мастерство учителя - не случайная удача,

 а систематический, кропотливый поиск и труд» 

 

 «Без стремления к научной работе

 учитель неизбежно попадает во власть

 трех педагогических демонов: механичности,
рутинности, банальности».

А. Дистервег

Главный ориентир современной школы – воспитание полноценной личности – активной, здоровой нравственно и физически, способной к творческой деятельности. Этого высокого уровня можно добиться за счет внедрения новых технологий в учебный процесс. Особое внимание  в своей работе уделяю созданию системы проблемных заданий по теме, способам включения их в урок, организации познавательной деятельности учащихся на их основе. Для их выполнения привлекаются различные источники географических знаний – учебник, атлас, статистический материал, научно-популярная литература, СМИ, ИНТЕРНЕТ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya._vidy_problemnyh_zadaniy_po_geografii.doc102 КБ

Предварительный просмотр:

Виды проблемных заданий по географии, развивающих творческие способности учащихся.

«Мастерство учителя - не случайная удача,

 а систематический, кропотливый поиск и труд»  

 «Без стремления к научной работе

 учитель неизбежно попадает во власть

 трех педагогических демонов: механичности,
рутинности, банальности».

А. Дистервег

        Проблема развития мышления в процессе обучения занимает видное место в исследованиях педагогов и психологов. На основе этих исследований были сделаны выводы о взаимосвязи процесса обучения и развития мышления, было показано, что развитие творческого мышления школьников возможно только с помощью проблемного обучения.

Особое внимание  в своей работе уделяю созданию системы проблемных заданий по теме, способам включения их в урок, организации познавательной деятельности учащихся на их основе. Для их выполнения привлекаются различные источники географических знаний – учебник, атлас, статистический материал, научно-популярная литература, СМИ, ИНТЕРНЕТ.

Главный ориентир современной школы – воспитание полноценной личности – активной, здоровой нравственно и физически, способной к творческой деятельности. Этого высокого уровня можно добиться за счет внедрения новых технологий в учебный процесс. Одной из трудностей их внедрения, является то, что нет подробных разработок их применения. Очень трудно построить обучение так, чтобы в нем были применены: проблемное обучение, дифференцированный и личностный подходы, учет возрастных и индивидуальных особенностей учащихся, поэтапное изучение материала, методы развивающего обучения, разнообразные формы организации учебной деятельности учащихся на уроке и работа над усвоением содержания образования, включающая в себя:

  1. знания о природе, обществе, технике, человеке, мышлении;
  2. умение пользоваться этими знаниями как способами деятельности;
  3. опыт творческой деятельности;
  4. опыт эмоционально - ценностного отношения к миру.

Для такого обучения  необходима специальная подготовка учителя-предметника, либо его профессиональный уровень. Ведь именно в школе на протяжении 11 лет, наиболее ответственного периода в становлении личности, происходит формирование и развитие ее духовных, нравственных, физических и интеллектуальных сил. Овладевая знаниями, школьники усваивают не только их идейное содержание, но и развивают свои познавательные возможности, интересы, склонности. Они учатся мыслить, искать, творить.

В практике своей работы  с учениками стоило только лишь изменить формулировку вопроса от обычной к проблемной, как активность класса возрастала. Это говорит о том, что данная методика оживляет теоретический материал курса географии  и делает его более понятным и значимым для учащихся, развивает интерес  к предмету, помогает через решение основных проблем проникнуть в суть основных географических закономерностей

Я считаю, что моя работа, имеет большое значение в преподавании предмета географии.  Оно довольно интересно не только для учеников, но и для учителя, так как внедрение творческих методов, в том числе проблемного обучения представляет новые и весьма высокие требования к профессиональному уровню учителя географии. Потому, что учитель при этом должен знать не только утвердившиеся в науке идеи, но и спорные точки зрения по тем или иным вопросам и систему доказательств этих точек зрения, должен быть глубоко осведомлен в вопросах методологии научного познания в географии.

Выбор и создание проблемной ситуации на уроках географии зависит от конкретных целей урока, уровня знаний и умений учащихся. Но самое трудное создать проблемную ситуацию, что бы она действительно стала актуальной, проблемной для учащихся и у них возникла  потребность в ее решении.

        В обучении географии используется несколько видов проблемных или творческих заданий.

Виды проблемных заданий

Особенности

Примеры заданий

Задания, проблемный характер которых обусловлен разрывом между ранее усвоенными знаниями и требованием задачи (или вопроса).

Ранее усвоенный факт вступает в противоречие с ранее усвоенной зависимостью и составляет основу для формирования проблемного задания

Работая с атласом, сопоставьте летние и зимние температуры в тропическом и экваториальном поясах Африки. Почему в тропическом поясе температура июля выше?

Задания на установление многозначных причинно-следственных связей

Особенности объектов и процессов, изучаемых географией обычно обусловлены комплексом причин и порождают комплекс следствий, учащиеся должны самостоятельно отобрать и применить по-разному широкий круг знаний,в том числе и из других учебных предметов,

Какие изменения, наступают в природе в средней полосе России после рубки леса?» (Назовите не менее 8-9 следствий);

Задания, требующие понимания диалектических противоречий, умение оперировать ими.

требуют рассуждения по принципу «и то и другое одновременно» (а не одно вместо другого), т.е. нужно рекомендовать школьникам не отбрасывать ни одно из утверждений, попытаться обосновать оба.

- Используя знания по географии России и других стран, объяснить, какое влияние оказывает большая территория на экономику страны – благоприятствует или затрудняет развития хозяйства; --- Увеличивается или уменьшается в условиях НТП влияние природных ресурсов на развитие хозяйства?

Задания, в основе которых лежит научная гипотеза

Раскрывая  гипотезу, учащиеся высказывают свои суждения по ней, обосновывают ее научно-практическое значение.

Согласны ли вы с гипотезой «Происхождение вечной мерзлоты»? Обоснуйте её научно-практическое значение.

Задания-парадоксы

В основе заданий положены парадоксальные факты

Реки европейской части России и Сибири разливаются один раз в год. Реки же, пересекающие пустыни, - Амударья, Сырдарья, Заравшан – имеют два паводка в год – весной и летом. Как это можно объяснить?


Система проблемных вопросов и заданий по курсу географии материков и океанов[1]

Проблемные вопросы и задания

Место их постановки в учебном процессе

Деятельность учащихся

1. Какие особенности рельефа Африки вы можете выявить на основе работы с картой? Попытайтесь объяснить их.

Перед изложением учителем нового материала по теме «Рельеф материка»

I. Анализируют физическую карту Африки и выявляют следующие особенности материка:

а) преобладание равнинного рельефа;

б) среди равнин преобладают возвышенности и плоскогорья;

в) резкие различия в рельефе отдельных частей материка.

II. Анализируют карты в ходе ответа на вопросы учителя:

а) где в Африке расположены горы?

б) по карте определяют районы, имеющие максимальные абсолютные высоты. Пытаются объяснить выявленные особенности.  Осознают познавательный вопрос: как объяснить особенности рельефа материка? Усваивают изложение учителем нового материала.

2. Сравните рельеф Северной и Южной Африки (Западной и Восточной). Какие причины объясняют выявленные вами различия?

В процессе изучения нового материала по теме «Рельеф материка»

Работают с картами атласа, картинами, в процессе самостоятельной работы составляют характеристику рельефа отдельных частей материка, проводят сравнение, объясняют причины различия.

3. Какие основные особенности циркуляции атмосферы нашли свое отражение в образовании и расположении климатических областей Африки?

При постановки познавательной задачи в процессе изучения новой темы «Климатические пояса»

Осознают поставленную задачу, участвуют в поиске ответа на вопрос с помощью учителя

4. Почему в Южной Африке в пределах тропического климатического пояса  выделяют 2 климатические област, а в северной – одна?

При закреплении материала

Отвечают на вопрос самостоятельно или с помощью учителя

5. Как изменяются климатические пояса в Африке на широте экватора при движении с запада на восток? Чем объяснить эти изменения?

При повторении материала

Повторяют ранее пройденный материал. Самостоятельно анализируют климатическую карту, делают вывод о том, как изменяются климатические условия на широте экватора. Переформулируют вопрос: почему экваториальный климатический пояс не доходит до побережья Индийского океана? Ищут ответ на поставленный вопрос (возможна помощь учителя)

6. Почему в пустыне Намиб, находящейся на побережье океана, выпадает меньше осадков, чем в самых сухих районах  Сахары?

В качестве домашнего задания

Выполняют самостоятельно все этапы решения проблемы:

  1. осознание проблемы, вскрытие противоречии;
  2. формулировка гипотезы (предположения);
  3. доказательство гипотезы;
  4. общий вывод.

7. Как по климатической карте и климатической диаграмме установить особенности режима реки?

В процессе изучения темы «Внутренние воды Африки»

Выполняют конкретные задания учителя по составлению характеристики рек Африки, на основании климатической карты и климатической диаграммы устанавливают особенности режима рек.

8.  На причины происхождения саванн  существует 2 точки зрения: согласно первой, саванны образовались на месте сведенных лесов; согласно второй точки зрения, образование саванн объясняется общими географическими закономерностями. Какова ваша точка зрения? Cвой ответ обоснуйте.

Перед изложением учителем нового материала

Высказывают свои точки зрения, пытаются их обосновать, готовятся к целенаправленному восприятию нового материала

9. Сравните почвенные разрезы экваториальных лесов и саванн. В каких условиях образуются почвы этих зон? Сделайте выводы о мощности и плодородии этих почв.

В процессе изучения нового материала

Сравнивают почвенные разрезы, самостоятельно отвечают на вопрос , делают выводы об условиях образования почв, их мощности и плодородия.

10. Пустыня – закономерность или аномалия на лике Земли?

Постановка познавательной задачи перед изучением новой темы  

Осознают постановленную познавательную задачу, целенаправленно  воспринимают изложение учителя, участвуют в эвристической беседе, например:

  1. Докажите, что природа пустыни Сахара разнообразна. Какие карты атласа вы привлечете для ответа?
  2. Покажите, что пустыня Калахари представляет собой своебразный природный комплекс. Какие условия привели к ее образованию?
  3. Почему на побережье Атлантического океана образовалась пустыня Намиб?

11. Объясните, как изменяются природные зоны в Южной Африке при движении с запада на восток по широте Южного тропика.

При повторении пройденного материала

В процессе проверки усвоения знаний отвечают на вопрос учителя

12. Почему зона экваториальных лесов не доходит до побережья Индийского океана?

При обобщении знаний

Высказывают предположительные ответы, сравнивают их с объяснением учителя

13. Как вы думаете, почему рельеф Австралии сравнительно прост?

В процессе изучения нового материала

Работают с картой, выявляют характерные черты рельефа Австралии, осознают вопрос учителя, по картам ищут ответ на него , выполняют задания учителя, например:

  1. Сравните рельеф Африки и Австралии. Почему В Австралии низменности занимают большие площади, чем в Африке?
  2. Австралия – единственный материк на земном шаре, где нет действующих вулканов. И современного оледенения. Как вы думаете, почему?

14. Объясните, почему полезные ископаемые Анд и восточной части материка  различного происхождения. С помощью каких карт атласа вы обоснуете свою точку зрения?

В процессе изучения нового материала

1. Самостоятельно отвечают на вопросы учителя.

2. по карте изучают полезные ископаемые Ю.Америки, делают выводы о различии состава полезных ископаемых западной и восточной частей материка, самостоятельно формулируют вопрос и отвечают на него.

15. В чем заключается основное различие между субэкваториальным и субтропическим влажным климатом?

При закреплении пройденного на уроке материала

Самостоятельно отвечают на поставленный вопрос

16. Сравните экваториальный климат Ю.Америки и Африки. Чем объяснить, что в экваториальном климатическом поясе Ю.Америки осадков выпадает больше, чем в экваториальном поясе Африки?

В процессе изучения нового материала «Климат Ю.Америки»

Самостоятельно отвечают на поставленный вопрос

17. Как бы изменился климат Ю.Америки, если бы Анды находились на востоке материка?

При проверке уровня усвоения материала

 Участвуют в эвристической беседе, в ходе которой высказывают свои предположения и обосновывают их.

18. По картам атласа составьте характеристику природы Бразилии. Почему природа ее прибрежной части отличается от природы внутренних районов?

При изучении нового материала

По картам атласа, картинам, слайдам составьте комплексную характеристику природы страны, отвечают на вопросы учителя.

19. Установите черты сходства и различия между Кордильерами и Андами. Объясните их.

При закреплении изученного на уроке материала

Самостоятельно проводят сравнение, выявляют черты сходства и различия и объясняют их.

20. На равнинах Канады, Центральных и Великих равнинах чехол осадочных пород имеет различную толщину. Чем объяснить этот факт?

При изучении нового материала по теме «С.Америка»

Высказывают свои предположения, обосновывают их, учатся обощать высказывания своих товарищей.

21.Изменился бы климат С. .Америки, если бы Кордильеры находились на востоке материка?

При проверке уровня усвоения нового материала

Участвуют в эвристической беседе, в ходе которой отвечают на вопрос

22.Как изменяется температура января на территории С.Америки при движении с запада на восток по параллели 50 градусов с.ш. Объясните эти изменения.

В качестве домашнего задания

Самостоятельно отвечают на поставленный вопрос, применяя знания, полученные при изучении темы «С.Америка».

23.Сравните климатические условия полуостровов Флорида и Калифорния. Как вы думаете, почему эти 2 территории выбраны для сравнения?

При проверке уровня усвоения материала

Выполняют самостоятельно все этапы решения проблемы:

  1. осознание проблемы, вскрытие противоречия (2 территории, лежащие в одних широтах, резко отличаются друг от друга своими климатическими условиями);
  2. постановка вопроса: почему полуострова Флорида и Калифорния так резко отличаются своими климатическими условиями?
  3. формулировка гипотезы
  4. доказательство гипотезы
  5. общий вывод

24.В чем особенности расположения природных зон в С. Америке?

Постановка познавательного вопроса перед изучением новой темы

Осознают познавательный вопрос, что способствует целенаправленному восприятию нового материала: работают с картами атласа , картинам, слайдами; в ходе изучения новой темы выполняют отдельный задания учителя, отвечают на его вопросы, например:

  1. Объясните, почему меняется видовой состав североамериканской тайги?
  2. Сравните зону лесостепей, степей и саванн. Какие черты сходства и различия вы можете выделить?
  3. Какое значение имеет создание в в Северной Америке национальных парков?

25.Какими причинами объясняется разнообразие рельефа материка?

Постановка познавательного вопроса перед изучением новой темы

Осознают познавательный вопрос, что способствует целенаправленному восприятию нового материала в ходе работы с картами атласа, в процессе беседы с учителем выделяют особенности рельефа материка и объясняют их.

26.Сравните строение и рельеф С.Америки и Евразии. Отберите признаки для сравнения. Определите, в чем сходство, а в чем различие рельефа 2-х материков. Объясните их.

В качестве домашнего задания

Самостоятельно сравнивают, выделяют черты сходства и различия, объясняют их.

27.Сравните Аппалачи и Тянь-Шань. Почему Тянь-Шань относится к высочайшим вершинам мира?

При проверке уровня усвоения материала

Выполняют все этапы решения проблемы:

  1. осознание проблемы, вскрытие противоречия (Аппалачи и Тянь-Шань образовались примерно в одно время, но различаются строением и высотами)
  2. формулировка гипотезы
  3. доказательство гипотезы
  4. Общий вывод

28.Как образовались Гималаи?

При изучении нового материала

Усваивают проблемное  изложение учителя (знакомятся с различными точками зрения ученых).

29.Объясните, почему в европейской части материка граница тундры проходит севернее полярного круга, а в азиатской части – намного южнее его

При повторении с целью закрепления умения решать проблемы

Самостоятельно решают проблему

30.Пользуясь картами объясните, почему на одних и тех же широтах в Евразии и С.Америке формируются различные типы климата

При обобщении знаний

Применяют ранее полученные знания о новой ситуации, закрепляют умение решать проблемы (выявлять противоречие, формулировать гипотезу, доказывать ее, делать обобщающий вывод)


Так, технология проблемного обучения предполагает систему учебных занятий с основной целью – создать условия, при которых учащиеся открывают новые знания, овладевают новыми способами поиска информации, развивают проблемное мышление. Особое значение придаётся различным формам продуктивной деятельности учащихся и их самоорганизации в процессе обучения. В связи с этим изменяется и позиция учителя, который из преподавателя становится организатором деятельности учащихся и консультантом.

На сегодняшний день все новые подходы и методы обучения,  по сути, сводятся к одному – поиску таких форм организации занятий, в которых учащийся мог бы максимально проявить свои способности, овладеть соответствующими компетенциями в условиях самостоятельной работы. Одна из таких форм – проблемное обучение, когда учащиеся помещаются в условия, где им необходимо проанализировать, понять ситуацию, сформулировать проблемы и наметить пути и способы их решения.

Список литературы

  1. Кудрявцев В. Т. Проблемное обучение: истоки, сущность, перспективы. — М.: «Знание».
  2. Лернер И. Я. Проблемное обучение. — М.: «Знание», 1974. — 64с.
  3. Матюшкин А. М. Актуальные вопросы проблемного обучения. — М.: «Просвещение».
  4. Махмутов М. И. Организация проблемного обучения в школе. Книга для учителей. — М.: «Просвещение».
  5. Оконь В. Основы проблемного обучения. Пер. с польск. — М.: «Просвещение».

Интернет-ресурсы:

http://nsportal.ru/ (Социальная сеть работников образования «Наша сеть»)

 - www. center.fio.ru/som 

 - www.vspu.ac.ru/tol

- www.ipkadmin.tstu.ru

- www.school.edu.ru

- festival@1september.ru


[1] Понурова Г.А. Проблемный подход в обучении географии в средней школе. – М.: Просвещение, 1991 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческих способностей учащихся на уроках географии через использование технологии проблемного обучения

Развитие творческих способностей учащихся на уроках географии  через использование технологии проблемного обучения...

«Развитие познавательной самостоятельности, интеллектуальных и творческих способностей учащихся путем создания проблемных ситуаций и использования приёмов удивления»

Проблемная ситуация в педагогике ( в отличии от психологии) рассматривается не вообще как состояние интеллектуального напряжения, связанное с неожиданным «препятствием» для хода мыслей, а как состояни...

Развитие творческих способностей учащихся на уроках литературы через применение технологии проблемного обучения

В статье дан анализ применения педагогической технологии проблемного обучения, методов и приемов, направленных на развитие творческих качеств учащегося...

Развитие творческих способностей учащихся на уроках географии через использование технологии проблемного обучения

Школа должна создать условия для самореализации и самоопределения личности каждого ученика. Выпускник школы должен обладать способностью творческого роста, практического применения теоретических знани...

использование технологии проблемного обучения для развития творческих способностей учащихся на уроках химии

статья на тему использование технологии проблемного обучения для развития творческих способностей учащихся на уроках химии...

Аналитический отчет "Проблемное обучение как средство мотивации развития творческих способностей учащихся на уроках технологии"

Аналитический отчет учителя технологии для заочного этапа конкурса "Учитель года - 2019"...