Логические задачи в географии
олимпиадные задания по географии (9, 10, 11 класс)

Горбунова Елена Юрьевна

Логические задачи хорошо известны любителям головоломок. Они представляют собой ряд условий (высказываний), с помощью которых и решается задача. Приведены задачи из методического пособия "Исследовательское обучение в географии", вышедшего в 2020 году.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл logicheskie_zadachi_iz_knigi.docx18.9 КБ

Предварительный просмотр:

Логические задачи

Логические задачи хорошо известны любителям головоломок. Они представляют собой ряд условий (высказываний), с помощью которых и решается задача. Для этого составляют специальную таблицу, содержащую в себе все возможные выводы. Потом путем логических рассуждений постепенно расставляют в ней «+» и «-», обозначающие верные и неверные выводы. Для решения этих задач нужно не только хорошее логическое мышление, но и знание географии.  Приведу логические задачи из книги «Исследовательское обучение в географии», вышедшей в 2020 году (там же и ответы к задачам)

Пример № 1

Страны А, В, С и D, находящиеся в разных частях света, входят в Содружества Наций. И это неудивительно, ведь А, В и С, были когда-то колониями D. Первые три страны также объединяет один парадокс: их столицы – не самые крупные города в этих государствах. Страны А и С находятся разных природных зонах, но и та и другая экспортируют в огромных количествах лес. Кроме того, обе добывают много нефти, но страна С предпочитает ее качать, а страна А – копать. А вот страну В государство D пыталось сделать похожим на себя: несмотря на абсолютно другой климат, здесь прижилось овцеводство, а когда стране D стало не хватать своего угля, его стали добывать в стране B.

Какой второй государственный язык у страны А?

Для выполнения задания, заполните таблицу.

столица не самый крупный город

экспорт леса

овце-водство

добыча угля

добыча нефти

А

В

С

D

Пример № 2

А, С и D ранее являлись наиболее крупными колониями страны В. Государства С и D находятся на одном материке, но не имеют общих границ. Государства А и В разделены океаном, но это не помешало в начале 19 века столице метрополии «переехать» в страну А.

Наиболее многоотраслевую экономику имеет страна А: здесь добывают нефть, выращивают кофе, сахарный тростник, хлопок и цитрусовые. Причем по первым двум сельскохозяйственным культурам, государство А является мировым лидером. Страна С тоже выращивает сахарный тростник, цитрусовые и хлопок, а страна D – хлопок и кофе. В стране D также, как и в стране А, идет добыча нефти. Их бывшая метрополия известна выращиванием оливковых деревьев и пробкового дуба.

часть света

кофе

хлопок

цитрусовые

сахар

нефть

А

В

С

D

Пример № 3

Все четыре страны находятся в одной части света. Причем страны А и С до получения независимости составляли единую территорию, а после, были разделены по религиозному принципу. Страна А известна нам с детства по сказкам Киплинга.

Страны А, В и С обладают огромным населением (входят в десятку крупнейших стран мира). Этнос, преобладающий в стране В, является вторым по численности в стране D. Государства А, С и D являются федерациями. В странах С и D одна религия, приверженцы ее встречаются и в некоторых штатахстраныА.

Государства А и D известны на мировом рынке как поставщики натурального каучука. Но страны А, В и D, производит для мира и много высокотехнологичной промышленной продукции.

>100 млн.чел.

федерации

этнос

религия

натуральный каучук

А

В

С

D

Пример № 4

Определите субъекты Федерации (территории) Уральского экономического района.

Известно, что административные центры территорий B,C, D и F имеют численность более 1 миллиона человек, но только в том, что является центром территории С, имеется метро. Титульная нация территории А принадлежит к финно-угорской языковой группе. Территории D, E и G имеют выход к государственной границе РФ, зато по C, D, E и F проходит еще одна граница - между Европой и Азией. На территориях E и  F добывают соли, но в первом случае она используется в пищевой промышленности, а во втором для производства удобрений.

Заполните таблицу и ответьте на дополнительные вопросы.

Центр -город-миллионер

Титульный народ - финно-угорской группы

Выход к государственной границе

Граница между Европой и Азией

Месторождения солей

А

В

С

D

E

F

G

- Как называется уникальный заповедник на территории D?

- На какой территории расположен знаменитый завод стрелкового оружия?

- Какая из территорий знаменита продукцией пчеловодства?

Пример № 5

Столицы этих четырех находятся по берегам одной из самых крупных рек этой части света. Всего же данная река протекает через 10 государств. Объединяет страны А, В, С и D еще и то, что еще в начале ХХ века они составляли единую империю, а сейчас ни одна из них не имеет выхода к морю..

Титульные нации стран А, В и D принадлежат индоевропейской языковой семье, а язык жителей страны С сильно отличается.

Названия столиц стран В, С и D начинаются с одной и той же буквы.

Из четырех государств только страна А является ныне федеративным государством, хотя еще несколько десятилетий назад столица страны В была центром федерации, устроенной по национальному принципу.

Заполните таблицу и ответьте на дополнительные вопросы.

Индоевропейская языковая семья

Название столицы начинается с одинаковой буквы

Федеративное устройство

А

В

С

D

- Как называется упомянутая в задаче река, и через какие страны она еще протекает?

- К какой языковой семье принадлежит титульная нация страны С?

- Расставьте столицы четырех государств в том порядке, как если бы вы их посещали, путешествуя вниз по течению реки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Логические задачи на уроках информатики в начальной школе Логические задачи в дополнение к программному комплексу «Роботландия»

В настоящей статье представлены логические задачи, которые подбирались для уроков информатики в начальной школе. Уроки информатики проходили в компьютерном классе. Основное программное обеспечение у...

Развитие логического мышления с помощью решения логических задач

Методическая   работа над "Развитие логического мышления с помощью решения логических задач"  . В работе описывается этапы решения задач, как научить ребят ставить цели, строить цепочку...

Решение логических задач с использованием логических квадратов.

Поэтапное решение логических задач для 1 класса, с использованием логических квадратов....

УРОК Решение логических задач табличным способом. Решение логических задач графическим способом

На уроке используется технология обучения в сторудничестве  - работа обучающихся в мини-группах. Презентация к уроку....

ПРЕЗЕНТАЦИЯ Решение логических задач табличным способом. Решение логических задач графическим способом

Презентация к уроку "Решение логических задач табличным способом. Решение логических задач графическим способом"...

Решение логических задач ЕГЭ Построение таблиц истинности логических выражений

Решение логических задач ЕГЭПостроение таблиц истинности логических выражений...