Логические задачи в географии
олимпиадные задания по географии (9, 10, 11 класс)
Логические задачи хорошо известны любителям головоломок. Они представляют собой ряд условий (высказываний), с помощью которых и решается задача. Приведены задачи из методического пособия "Исследовательское обучение в географии", вышедшего в 2020 году.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
logicheskie_zadachi_iz_knigi.docx | 18.9 КБ |
Предварительный просмотр:
Логические задачи
Логические задачи хорошо известны любителям головоломок. Они представляют собой ряд условий (высказываний), с помощью которых и решается задача. Для этого составляют специальную таблицу, содержащую в себе все возможные выводы. Потом путем логических рассуждений постепенно расставляют в ней «+» и «-», обозначающие верные и неверные выводы. Для решения этих задач нужно не только хорошее логическое мышление, но и знание географии. Приведу логические задачи из книги «Исследовательское обучение в географии», вышедшей в 2020 году (там же и ответы к задачам)
Пример № 1
Страны А, В, С и D, находящиеся в разных частях света, входят в Содружества Наций. И это неудивительно, ведь А, В и С, были когда-то колониями D. Первые три страны также объединяет один парадокс: их столицы – не самые крупные города в этих государствах. Страны А и С находятся разных природных зонах, но и та и другая экспортируют в огромных количествах лес. Кроме того, обе добывают много нефти, но страна С предпочитает ее качать, а страна А – копать. А вот страну В государство D пыталось сделать похожим на себя: несмотря на абсолютно другой климат, здесь прижилось овцеводство, а когда стране D стало не хватать своего угля, его стали добывать в стране B.
Какой второй государственный язык у страны А?
Для выполнения задания, заполните таблицу.
столица не самый крупный город | экспорт леса | овце-водство | добыча угля | добыча нефти | |
А | |||||
В | |||||
С | |||||
D |
Пример № 2
А, С и D ранее являлись наиболее крупными колониями страны В. Государства С и D находятся на одном материке, но не имеют общих границ. Государства А и В разделены океаном, но это не помешало в начале 19 века столице метрополии «переехать» в страну А.
Наиболее многоотраслевую экономику имеет страна А: здесь добывают нефть, выращивают кофе, сахарный тростник, хлопок и цитрусовые. Причем по первым двум сельскохозяйственным культурам, государство А является мировым лидером. Страна С тоже выращивает сахарный тростник, цитрусовые и хлопок, а страна D – хлопок и кофе. В стране D также, как и в стране А, идет добыча нефти. Их бывшая метрополия известна выращиванием оливковых деревьев и пробкового дуба.
часть света | кофе | хлопок | цитрусовые | сахар | нефть | |
А | ||||||
В | ||||||
С | ||||||
D |
Пример № 3
Все четыре страны находятся в одной части света. Причем страны А и С до получения независимости составляли единую территорию, а после, были разделены по религиозному принципу. Страна А известна нам с детства по сказкам Киплинга.
Страны А, В и С обладают огромным населением (входят в десятку крупнейших стран мира). Этнос, преобладающий в стране В, является вторым по численности в стране D. Государства А, С и D являются федерациями. В странах С и D одна религия, приверженцы ее встречаются и в некоторых штатахстраныА.
Государства А и D известны на мировом рынке как поставщики натурального каучука. Но страны А, В и D, производит для мира и много высокотехнологичной промышленной продукции.
>100 млн.чел. | федерации | этнос | религия | натуральный каучук | ||
А | ||||||
В | ||||||
С | ||||||
D |
Пример № 4
Определите субъекты Федерации (территории) Уральского экономического района.
Известно, что административные центры территорий B,C, D и F имеют численность более 1 миллиона человек, но только в том, что является центром территории С, имеется метро. Титульная нация территории А принадлежит к финно-угорской языковой группе. Территории D, E и G имеют выход к государственной границе РФ, зато по C, D, E и F проходит еще одна граница - между Европой и Азией. На территориях E и F добывают соли, но в первом случае она используется в пищевой промышленности, а во втором для производства удобрений.
Заполните таблицу и ответьте на дополнительные вопросы.
Центр -город-миллионер | Титульный народ - финно-угорской группы | Выход к государственной границе | Граница между Европой и Азией | Месторождения солей | |
А | |||||
В | |||||
С | |||||
D | |||||
E | |||||
F | |||||
G |
- Как называется уникальный заповедник на территории D?
- На какой территории расположен знаменитый завод стрелкового оружия?
- Какая из территорий знаменита продукцией пчеловодства?
Пример № 5
Столицы этих четырех находятся по берегам одной из самых крупных рек этой части света. Всего же данная река протекает через 10 государств. Объединяет страны А, В, С и D еще и то, что еще в начале ХХ века они составляли единую империю, а сейчас ни одна из них не имеет выхода к морю..
Титульные нации стран А, В и D принадлежат индоевропейской языковой семье, а язык жителей страны С сильно отличается.
Названия столиц стран В, С и D начинаются с одной и той же буквы.
Из четырех государств только страна А является ныне федеративным государством, хотя еще несколько десятилетий назад столица страны В была центром федерации, устроенной по национальному принципу.
Заполните таблицу и ответьте на дополнительные вопросы.
Индоевропейская языковая семья | Название столицы начинается с одинаковой буквы | Федеративное устройство | |
А | |||
В | |||
С | |||
D |
- Как называется упомянутая в задаче река, и через какие страны она еще протекает?
- К какой языковой семье принадлежит титульная нация страны С?
- Расставьте столицы четырех государств в том порядке, как если бы вы их посещали, путешествуя вниз по течению реки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Логические задачи на уроках информатики в начальной школе Логические задачи в дополнение к программному комплексу «Роботландия»
В настоящей статье представлены логические задачи, которые подбирались для уроков информатики в начальной школе. Уроки информатики проходили в компьютерном классе. Основное программное обеспечение у...
Развитие логического мышления с помощью решения логических задач
Методическая работа над "Развитие логического мышления с помощью решения логических задач" . В работе описывается этапы решения задач, как научить ребят ставить цели, строить цепочку...
Решение логических задач и задач на смекалку. Лист Мебиуса
внеклассное мероприятие...
Решение логических задач с использованием логических квадратов.
Поэтапное решение логических задач для 1 класса, с использованием логических квадратов....
УРОК Решение логических задач табличным способом. Решение логических задач графическим способом
На уроке используется технология обучения в сторудничестве - работа обучающихся в мини-группах. Презентация к уроку....
ПРЕЗЕНТАЦИЯ Решение логических задач табличным способом. Решение логических задач графическим способом
Презентация к уроку "Решение логических задач табличным способом. Решение логических задач графическим способом"...
Решение логических задач ЕГЭ Построение таблиц истинности логических выражений
Решение логических задач ЕГЭПостроение таблиц истинности логических выражений...